Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Аэропорт “Орел”: история и текущие перспективы развития

Нынешний аэропорт города Орел размещен в 6 км в юго-западной части от центра города. Он носит название “Южный”. Весь основной авиатрафик проходит через него.

Удобная площадка для небольших воздушных судов

Аэродром “Орел-Южный” располагает взлетно-посадочной полосой класса B общим размером 2500х45 м, которая способна принять лишь воздушные суда, обладающие максимальным взлетным весом 98 тонн. Такая площадка удобна для принятия таких самолетов, как “Як-42”, “Ту-154”, современный “Боинг-737”. Этот аэропорт (Орел) имеет богатую историю, ведь долгое время он был в числе стратегически важных объектов страны.

Немного истории этой воздушной гавани

Первый аэроплан поднялся в небо с этого ипподрома еще в 1909 году, находившегося в то время за Крестильным кладбищем. В 1911 году на этим губернским городом взлетел первый биплан, которым управлял первый российский летчик С.И. Уточкин.

На территории бывшего ипподрома была создана в 1921 году станция для проведения регулярных рейсов основных аэропланов авиалинии Москва-Орел. Вскоре, в 1923 году, эта действующая линия была расширена следующим направлением: Москва-Орел-Харьков-Тифлис.

30-е годы для этого города ознаменовались сооружением 2-х новых аэродромов:

  1. На территории Наугорского шоссе был возведен и выпущен в экспулатацию аэропорт гражданской авиации, откуда и выполнялось большинство востребованных рейсов местных воздушных авиалиний в райцентры и крупные села Орловской области.
  2. На нынешнем месте аэропорта “Орел-Южный” был возведен просторный аэродром гражданской авиации, который носил во время Великой Отечественной войны статус стратегического объекта. На его территории силами немецкой армии был проведен необходимый ремонт и его качественная реконструкция.

По окончании военных действий аэропорт “Орел” был полностью разминирован и его рабочее состояние восстановилось. В течение 30 лет здесь базировался авиационный полк. К началу 70-х годов западная окраина города начала активно расширятся, земли распределялись под жилые постройки. Постоянный гул сверхзвуковых истребителей причинял огромные неудобства жителям близлежащих районов. По их просьбам этот полк перенаправили в Курск на территорию аэродрома “Восточный”, эта авиационная часть была переоформлена в пехотный полк.

С начала 90-х годов здесь успешно развивалась компания “Орел-Авиа”, эксплуатировавшая отечественные самолеты “Ту-154”, “Ту-204”, “Як-42Д”. К концу этого периода было объявлено о ее банкротстве.

На смену этой компании в 1998 году пришел известный авиаперевозчик “Трансаэро”, который и превратил город в место для регистрации. Основываясь на соглашении с местными властями, компании предоставили 50% налоговых послаблений взамен на реконструкцию здания этой воздушной гавани и капитальный ремонт имеющейся взлетно-посадочной полосы. Эта полоса для приема воздушных судов была значительно удлинена и подверглась модернизации, именно по этой причине повысился текущий класс используемого аэродрома.

Вплоть до 2000 года эта площадка активно использовалась “Трансаэро” для совершения авиарейсов в следующие города: Москва, Минск, Саратов, Пенза и т.д. При в тот момент действующем губернаторе Строеве аэропорт “Орел” также активно использовался для совершения правительственных рейсов в столицу. На ближайшее будущее в планах у них было возведение второй очереди этой гавани, которая должна была включать в себя современные грузовые и пассажирские терминалы, просторный перрон и всю сопутствующую инфраструктуру. Но все обернулось вовсе не так, как планировалось.

Нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития

После перехода авиакомпании “Трансаэро” в Санкт-Петербург аэропорт “Орел” потерпел фиаско, теряя колоссальные прибыли. Многие числившиеся в его арсенале самолеты перешли в частную собственность, производили они лишь рейсы служебного плана, а после сокращения финансирования этого объекта и вовсе были увезены с территории города.

Для приведения этого воздушного порта в порядок требовались колоссальные финансовые вливания. Именно по этой причине непригодный к эксплуатации аэропорт был на длительный период законсервирован и исключен из списка гражданских аэродромов.

В 2011 году была запущена важная программа, касающаяся модернизации бывших авиаузлов, в число таких и попал аэропорт “Орел”, восстановление которого также требовало государственного субсидирования, только таким способом можно сделать весь комплекс строительных работ на его территории.

Неоправданные надежды

Ожидания местных властей и жителей города Орел по поводу скорейшего восстановления рухнули вместе с вступлением в силу новой программы модернизации. В ответ на обращение Орловского муниципалитета о включении местного аэропорта в эту федеральную программу было отмечено, что повторная реконструкция этой воздушной гавани не является приоритетной.

Кроме всего этого, было также добавлено, что сам факт финансирования этого объекта еще не может в полной мере гарантировать полное восстановление его функциональности по причине отсутствия на его территории базового перевозчика, необходимого оператора аэродрома и его основного эксплуатанта. Муниципалитету Орлоской области стоит обратить свое пристальное внимание на остальные виды транспортных сообщений, потому что нормальных показателей финансово-экономической деятельности местный аэропорт может добиться в случае его полного восстановления лишь к 2024 году.

По оценке Департамента строительства, весь комплекс реконструкционных работ воздушной гавани “Южный” обойдется государству в 3 млрд руб., а на его ежегодное содержание будет тратиться более 200 млн руб. По причине невозможности вливания такого колоссального объема финансовых средств из областного бюджета властям ничего не остается, кроме как начинать искать подходящего инвестора.

Передача авиационного объекта в концессию

Относительно недавно было объявлено о начале конкурса со стороны Департамента госимущества и земельных отношений Орловской области на обладание правом заключения концессии, направленной на реконструкцию местного аэропорта сроком до 2064 года. Речь тут идет о необходимых восстановительных работах всех зданий и сооружений для взлета, посадки и руления, стоянки воздушных судов.

В данном соглашении предусмотрено, что компания, выступающая в роли концессионера, будет в состоянии оплачивать ежемесячно 100 тыс. руб. К будущей кандидатуре победителя этого конкурса также предъявлен целый ряд важных требований. Во-первых, для проведения основных строительных работ потребуется сумма в 121 млн руб. Так вот, победитель должен быть в состоянии полачивать все эти расходы либо располагать общим балансом активов в размере не менее 5 млн руб. Также приветствуется положительный опыт заявителя в сфере строительства и ввода в эксплуатацию важных объектов производственной инфраструктуры (либо накопленный опыт инвестирования в этом сегменте).

Планируется провести реконструкцию аэропорта в 2 последовательных этапа. По завершению первичной фазы ремонтных работ эта воздушная гавань уже будет в состоянии принимать небольшие легкомоторные воздушные судна. Процедура первоначальной части восстановительных работ пройдет за 5 месяцев с момента подписания соглашения. По окончании 2-й ремонтной фазы воздушная гавань будет подготовлена к приему самолетов среднего класса. Полное завершение строительства этого авиационного объекта намечено на конец 2016 года.

Аэропорт Южный в Орле

Огромное количество пассажиров, пользуется услугами предоставляемыми авиаперевозчиками. Кроме того, что это одни из самых комфортабельных способов добраться в нужное время, так еще это и безопасный транспорт. Аэропортов, по всей стране много. Некоторые выступают в статусе международных, а некоторые ничем не отличаются от обычного аэровокзала. Одним из таких мест является Орловский аэропорт.

Общая информация об аэропорте

Название англ: Yuzhny

Дополнительно

Аэропорт законсервирован, работает только диспетчерский пункт (контроль полетов в пределах Орловской области).
В марте 2011 аэропорт Южный включён в федеральную программу модернизации авиаузлов ЦФО, в 2014 намерение подтверждено.

Знаете ли вы

Если рейс отменили более чем за 24 часа до вылета, то пассажиров пересаживают на аналогичные рейсы авиакомпании. Расходы несет перевозчик, для пассажира услуга бесплатная. Если ни один из вариантов, предложенных авиакомпанией, вас не устраивает, у большинства авиакомпаний может быть оформлен «вынужденный возврат». После подтверждения авиакомпании деньги вернутся на ваш счет. Иногда это может занять несколько недель.

Онлайн-регистрация доступна на сайтах большинства авиакомпаний. Чаще всего она открывается за 23 часа до начала рейса. Пройти ее можно не позднее, чем за 1 час до вылета самолета.

Читайте также:

Для регистрации в аэропорту вам понадобится:

  • удостоверение личности, указанное в заказе,
  • свидетельство о рождении при перелете с детьми,
  • распечатанная маршрутная квитанция (по желанию).

Ручная кладь — это вещи, которые вы возьмете с собой в салон самолета. Норма веса ручной клади может варьироваться от 5 до 10 кг, а ее размер чаще всего не должен превышать по сумме трех измерений (длины, ширины и высоты) от 115 до 203 см (в зависимости от авиакомпании). Дамская сумка не относится к ручной клади и провозится свободно.

В сумке, которую вы берёте с собой в самолёт, не должно быть ножей, ножниц, лекарств, аэрозолей, косметических средств. Алкоголь из магазинов duty free можно провозить только в запечатанных пакетах.

Если вес багажа превышает нормы, установленные авиакомпанией (чаще всего — 20-23 кг), нужно заплатить за каждый килограмм перевеса. Кроме того, у многих российских и зарубежных авиакомпаний, а также лоукостеров есть тарифы, которые не включают бесплатный провоз багажа и его необходимо оплачивать отдельно как дополнительную услугу.

Багаж при этом нужно регистрировать в аэропорту на отдельной стойке регистрации Drop-off. Если у вас нет возможности распечатать посадочный талон, вы можете получить его на обычной стойке регистрации авиакомпании, и там же зарегистрировать и сдать багаж.

Узнать время прилета самолета можно на онлайн-табло аэропорта. На сайте Туту.ру есть онлайн-табло основных российских и зарубежных аэропортов.

Узнать номер выхода (гейта) можно на табло прилета в аэропорту. Этот номер располагается рядом с информацией о прибывающем рейсе.

Код аэропорта, адрес, контакты, время работы

Современный аэропорт г Орел находится всего в 6 километрах от центра города. Его основное название «Южный». Весь аэротрафик самолетов, проходит через него. Аэропорт в городе Орел — это место, где удобно производить посадку небольшим судам, так как взлетно-посадочная полоса не предусмотрена для приема больших судов. Максимальный вес самолета, который может взлететь в Орле, составляет не более 98 тонн. Пилоты, совершающие тут посадку, отмечают, что наиболее комфортно управлять на полосе такими самолетами, как «Як-42», «Ту-154», а также возможно посадить такое судно как «Боинг-737».

История развития в городе Орел аэропорта, достаточно интересная. Первый аэроплан, который совершил полет, поднявшись с данной взлетной полосы, был небольшой. Состоялось это в 1909 году, а уже в 1911 году, над городом взлетел первый биплан. В 1921 году, было принято решение о необходимости создания на территории бывшего аэродрома, взлетной полосы, где могли бы принимать рейсы совершающие перелет по направлению «Орел-Москва». Линия была запущена и уже в 1923 году расширена. Теперь отсюда отправлялись в полет воздушные суда, по направлениям Тифлис, Харьков.

С него отправлялись полет военные самолеты. В это время, силы немецкой армии старались захватить все стратегические объекты, а данный аэропорт был не исключение. После того, как советская армия освободила город, здание аэровокзала было разминировано, а взлетные полосы восстановлены. До 70-х годов на его территории размещался авиационный полк, но затем было принято решение о его переводе в Курск.

Постройки на территории

В 1990 годах, владельцами аэропорта стала компания «Орел-авиа», которая просуществовала тут до 1998 года и компания была признана банкротом. В 1991 году, местная компания закупила еще три новых судна, которые эксплуатировались достаточно недолго. С этого времени на территории местного аэропорта начинает работать компания «Трансаэро», превратившая город в место для регистрации.

Отсюда совершались рейсы на Москву, Пензу, Саратов, Минск и другие города. Кроме того, модернизированная полоса широко использовалась в качестве полетов пассажирского рейса, имеющих статус правительственного. На 2000 год была запланирована постройка второй линии аэропорта, но этому не суждено было сбыться, так как компания «Трансаэро» покинула город.

После того, как компания «Трансаэро» перешла в Санкт-Петербург, все благополучно забыли о развитии транспортного направления в городе. Практически все самолеты, которые были стали частными, а рейсы, совершаемые там стали носить служебный характер. После этого «Орел-аэропорт Южный» был законсервирован, до 2011 года.

Код IATA — OEL. Адрес аэропорта — город Орел, улица Кромская дом 12/1. Кроме того, на территории города существует и аэродром, располагающийся по адресу: ул. Емельяна Пугачева. Для получения информации о рейсе. Можно связаться с сотрудниками по контактному номеру + 7 4862 41 63 63

Он-лайн табло рейсов — ссылка и небольшое описание

Для того чтобы получить информацию о рейсах, времени и дате аэропорта, не обязательно ехать на авиавокзал. Возможно, воспользоваться ссылкой, расположенной на официальном сайте компании. Ссылка — http://airportonline.ru/aeroport-orel-onlajn-tablo/.

При использовании он-лайн табло, от клиента требуется ввести информация об аэропорте — Orel Airport, далее вносится дата, время, номер рейса при необходимости. После того, как пользователь нажимает поиск, ему выдается полная информация запрашиваемая им. Учитывая то, что со взлетной полосы суда не поднимаются, так как аэропорт в Орле исключен из списка гражданских аэродромов, воспользовавшись ссылкой можно просто посмотреть как это работает.

Обратите внимание! Самолеты с данного аэропорта в небо не поднимаются и на своей взлетной полосе не принимают воздушные суда. Поэтому. Если требуется добраться до Орла быстро, то можно прилететь в соседний город, а далее отправиться на другом удобном транспорте.

Как добраться

Добраться до здания аэропорта проще всего на автомобиле, и то только с той целью, чтобы посмотреть на старые постройки прошлого века. Можно двигаться по улице Комсомольской , в сторону Царева Брода, по направлению к Ручному зоопарку. Здание достаточно ветхое, но зато, тем туристам, которые любят собирать историческую информацию тут понравится. Сюда интересно приехать для того чтобы увидеть место, которое во время Великой Отечественной войны было захвачено немцами.

Парковки

Учитывая то, что аэропорт, не действующий, на его территории не предусмотрена возможность размещения автомобиля. Оставить свой автомобиль можно в любом месте, где будет удобно.

Схема аэропорта

Говоря о действующем аэропорте, стоило бы сказать, что обслуживает его город Орел. Но так как с него не совершаются взлеты и не производятся посадки, он находится достаточно большим балластом на правительстве области. Схемы аэропорта нет, и возможность где были бы размещены терминалы также.

Именно поэтому, правительством области была разработана, так называемая концепция восстановления. Для этого решено организовать конкурс для компаний, имеющих возможность провести восстановления. При этом есть одно важное условие. После того, как договор будет подписан, и компания авиаперевозчик будет предоставлять услуги, спустя полгода, должен отправиться первый пассажирский самолет. На данный момент, компаний, которые могли бы за это взяться и осуществить все, что хочет правительство города и запустить гражданскую авиацию, нет.

Учитывая то, что рейсов на постоянной основе нет, можно воспользоваться услугами частных авиаперевозчиков или же тут могут садиться самолеты гражданской авиации. Если турист оказался в городе Орел, ближайший аэропорт находится на территории Белгорода или Воронежа.
Услуги

Авиакомпаний, оказывающих услуги также на территории Орла нет. Именно поэтому говорить о высоком сервисе услуг, об оказываемом трансфере, нет смысла, так как данные услуги в городе Орел, не реализованы.

Отели

Единственное, чем может похвастаться город, так это наличием отелей, которые находятся на небольшом расстоянии от здание аэровокзала. Особой популярностью пользуется Apartmets Komsomolskaya 77 (7.35 км.), Hostel na Gurtyeva (8.69 км.), Apartments Normandiya-Neman 93 (8.74 км.).

Возможно, в дальнейшем при проведении работ по реконструкции аэропорта, взлетной полосы, местные отели приобретут более высокий статус, но на данный момент это ничто иное, как место отдыха, которое находится недалеко от неработающего аэропорта.

Здание аэропорта, которое дошло до XIX века выглядит ужасно. Оно полуразрушенное, там, где ранее была взлетная полоса, все поросло травой. Местные жители, говорят о том, для приезжих можно организовывать экскурсии, по местам, где шли бои. На самом деле место небезопасно, поэтому отправляться туда не стоит не самостоятельно, не в компании друзей.

Тарифы на внутренние авиаперевозки в РФ по-прежнему отталкивают пассажиров, и поэтому спрос на билеты остается низким. По утверждению А. Иванова, во многих аэропортах страны совершается не более 5 взлетно-посадочных операций в сутки; 83% не загружены работой. И притом аэропорты должны соответствовать завышенным требованиям сертификации.

Или капитальное жилищное строительство?

По поводу восстановления Южного было много обещаний от местных чиновников. Об аэропорте вспоминают перед выборами. Губернатор Орловской области В. Потомский заверял, что власть вернется к поискам инвестора в 2022 году, однако конкурс на право концессии еще не был проведен. Некоторые специалисты считают, что учитывая нынешнее состояние аэропорта, его надо не реставрировать, а фактически строить заново, и на это необходимо минимум 3 млрд рублей. Проект должен иметь серьезное экономическое обоснование.

Реанимирование аэропорта Южного проблематично, так как около него за последние 20 лет построен микрорайон с высокими домами. Сегодня власть считает его возрождение перспективным, а завтра может принять решение об использовании территории в 400 га, на которой расположен аэропорт, в других целях, например, под жилищное строительство. Земля аэропорта находится в 6 км от центра Орла — лакомый кусок с очень прочной дорогой (взлетной полосой), коммуникациями и бетонным забором длиной в 13 км. Прокурор области 7 лет назад не дал его расчленить. Но процесс передачи большого участка земли аэропорта под видом концессии продолжается до сих пор.

Каковы перспективы?

Взлетная полоса, по оценке специалистов, сохранилась очень хорошо.

Так выглядит взлетная полоса аэропорта «Южный»

Сегодня власти города разрешили Орловской федерации планерного спорта для его развития и популяризации совершать обзорные экскурсии над городом на самолете Dynamic WT9, предназначенном для гражданской авиации. Клуб устраивает показательные выступления спортсменов-парашютистов с десантированием на площадке Южного.

Обзорная экскурсия на самолете Dynamic WT9

Прилетевший на аэропорт «Южный» самолет Dynamic WT9

Выступление служащих в Воздушно-Десантных войсках на площадке «Южного»

Десантирование парашютистов на площадке аэропорта «Южного»

Жители Орла продолжают пользоваться услугами воздушного транспорта в соседних городах — Брянске и Курске, которые находятся от него на расстоянии 128 и 170 км, соответственно. Будущее аэропорта Южный остается неопределенным.

Когда же орловский губернатор полетит?

№ 30(471) от 13.08.15 [«Аргументы Недели », Сергей КОСТИН ]

Орловский губернатор любит удивлять. Но людей, связанных с авиацией и аэропортами, он просто поразил. Всем известно, что орловский аэропорт «Южный» не существует как таковой, причём уже лет пять. Самолёты не летают, полоса заросла деревьями и травой, инфраструктура разрушена, навигационного и прочего оборудования нет. Но на пресс-конференции в конце июня Вадим Потомский сообщил всем о запланированном чуде: «Мы планируем, что первые взлёт и посадка будут 5 августа. Планируем. Планируем, я подчёркиваю. Это борт будет межрегиональный, то есть никакие дальнемагистральные, не те, которыми мы привыкли летать в Турцию… Вот я планирую сесть в борт и полететь. Планирую. Я сам хочу взлететь с этой полосы, чтобы и вы не переживали, что можно летать. Я очень на это надеюсь. Очень надеюсь. Пока я не вижу никаких предпосылок, что это не произойдёт».

Чуда в общем-то не произошло. Как и предполагала за пару недель до праздника газета «Красная строка», на разбитую полосу 5 августа приземлился не «межрегиональный борт», а лёгкий 4-местный самолёт Tecnam, которому аэродром в принципе не нужен: он взлетает с грунтовки и даже со льда. Из Москвы (вели воздушное судно калужские авиадиспетчеры) прилетели «инвестор и соинвесторы». Сам Потомский, насколько нам известно, «в борт» не сел и не полетел. Пока…

Идея отвергнута, но конкурс объявлен

Идея как-нибудь использовать заброшенный аэропорт преследовала Вадима Потомского с момента его появления в Орле. Поначалу он, правда, не называл проект приоритетным, но потом понял, что коммерческая составляющая проекта восстановления «воздушной гавани» может быть весьма привлекательной. Особенно если оплатит эту затею федеральный бюджет. И он ринулся в Москву просить деньги. Странно, но он решил, что их выделит Дмитрий Медведев.

А за примерами того, как «реализуются» просьбы Потомского, далеко ходить не надо. Рассказывая о рандеву с премьером 1 августа прошлого года, он говорил: «Вопрос о восстановлении аэропорта был поднят мною на недавней встрече с Дмитрием Медведевым, и председатель правительства дал поручение министру транспорта Максиму Соколову рассмотреть возможность организации авиасообщения между Орлом, Москвой, Санкт-Петербургом и, конечно, Крымом».

Бывший аэропорт «Орёл-Южный» сегодня

Каков же был реальный ответ? Вопреки распространённому мнению сам факт поручения – это совсем не решение того или иного вопроса. В распоряжении редакции имеется копия письма, подписанного заместителем министра транспорта России О.В. Белозёровым и 5 марта 2015 года отправленного в Министерство строительства и ЖКХ, которое тоже «озадачили» реконструкцией развалин аэропорта «Южный» и предложениями изменить в связи с этим генеральный план Орла. Минтранс высказался однозначно: «Необходимо отметить, что аэропорт г. Орла исключён из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации решением Росавиации от 31.08.2010 №АН.1.04-2672. Учитывая изложенное, из проекта внесения изменений предлагаем исключить положение о реконструкции аэропорта г. Орёл…»

Вот такой однозначный ответ…

Но Потомский уже закусил удила. И 20 марта был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения по реконструкции «Южного»!

И доведённый до совершенства комфорт…

Оставим на время руины аэропорта и посмотрим, на чём жесобирался улететь оттуда товарищ Потомский? Газета «КоммерсантЪ Воронеж» 23 сентября 2014 г. сообщала, что для орловского авиацентра планируется приобрести сверхлёгкие итальянские самолёты Tecnam (именно на таком прилетели «инвестор и соинвесторы») и американские вертолёты Robinson.

Чуть позже, в марте 2015 г., Вадим Потомский признался, что самолёты закупаться будут и более дорогие: «Представьте, – сказал Вадим Владимирович, – заказали четыре самолёта «Цессна». Один стоит 4,5 миллиона долларов, в рублях он улетел в два раза выше. Несмотря на это, один из самолётов уже проплачен». Кстати, с разговорами Потомского об «импортозамещении» покупка импортных летательных аппаратов как-то не вяжется.

Самолёт Tecnam взлетает с грунта

А 27 млн рублей может стоить бизнес-джет Cessna Citation M‑2. Не топовая модель, но вполне себе солидный самолёт для олигарха средней руки. Что касается самых распространённых американских вертолётов Robinson, как следует из рекламного проспекта фирмы, у них «комфорт в полёте доведён до совершенства низким уровнем вибрации двигателя вертолёта».

Салон бизнес-джета Cessna

Вадим Потомский поначалу не раз говорил о том, какие задачи будет решать «его» авиапредприятие. Это межрайонные полёты и межобластные путешествия. Вы представляете себе доярок, механизаторов и коммунальщиков, стоящих в аэропорту в очереди на рейс бизнес-джета Cessna Орёл – Шаблыкино или готовящихся окунуться в «доведённый до совершенства комфорт» вертолёта Robinson? Мы – тоже, поскольку знаем, что такие самолёты и вертолёты используются для перевозки состоятельных и очень состоятельных людей. Но «совершенный комфорт» почему-то очень важен для губернатора Орловской области. Пример сахалинского коллеги, увлекавшегося приобретением различных комфортабельных штучек, видимо, его не очень пугает.

Кстати, для перечисленных самолётов-вертолётов аэропорт практически не нужен, они и с грунтовой километровой полосы могут взлететь. Зачем же Вадиму Потомскому проект по реконструкции аэропорта и кому на самом деле он выгоден?

Как можно отдать в концессию то, чего нет?

В марте 2015 г., согласно распоряжению правительства Орловской области N 69-р, департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области объявил о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию и реконструкции зданий и сооружений, предназначенных для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктуры аэропорта «Орёл-Южный». Изучение трёх томов конкурсной документации, в которых описываются условия и требования к сторонам, критерии отбора, сроки, прочие детали, – крайне увлекательное занятие. Оно сильно напоминает чтение обвинительного заключения по уголовному делу о мошенничестве, связанному с переводом государственной либо муниципальной собственности в конкретно определённые частные руки, минуя законные процедуры, и её дальнейшей эксплуатацией.

Орловчанам, конечно, известно, что дела подобного уровня не делаются в одиночку. Для реализации упомянутого проекта была создана рабочая группа, которую возглавил лично губернатор Орловской области Вадим Потомский. Он стал инициатором проекта, публично заявлял о его реализации, лично подбирал «инвестора», обещал поддержку и своё покровительство участникам группы. Вторым лицом в ней был Михаил Бабкин, первый заместитель губернатора, которого Вадим Потомский привёз с собой из Всеволожска и именовал не иначе как «блестящим экономистом», который «знает что делать». Бабкину, правда, насладиться плодами концессионного соглашения уже не удастся. 5 августа, в день освобождения Орла от фашистских оккупантов, он скоропостижно освободил свой кабинет в здании областной администрации, чтобы отбыть в неизвестном направлении.

Экономические выкладки Бабкина, по некоторым данным, были реализованы тройкой непосредственных исполнителей, готовивших концессионное соглашение. В неё вошли руководители и сотрудники департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: Владимир Макарчук, ведущий инспектор по контролю за исполнением поручений, Андрей Синягов, руководитель департамента, и Армен Мнацаканов, его заместитель. Все трое – личные назначенцы Вадима Потомского из Брянска, Санкт-Петербурга и Всеволожска.

Любое соглашение, даже концессионное, должно иметь свой предмет. Упоминаемое нами соглашение предмета не имеет! Мы ведь уже писали, что аэропорт «Орёл-Южный» исключён из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации.

Соглашение администрации Потомского с концессионером нарушает 41-ю статью кодекса. Нет, в данном случае ещё не уголовного, а Воздушного кодекса РФ. В соответствии со статьёй, все гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них в упомянутый Государственный реестр. В общем, если аэродрома или аэропорта в реестре нет, то его нет в природе, его нельзя называть аэродромом, продать, купить, приватизировать, реконструировать и так далее. А вот умыкнуть три земельных участка и взлётную полосу – можно…

Смутные сомнения в том, что главной целью «концессии» являются реконструкция и запуск аэропорта, начинают терзать читателя и в тот момент, когда выясняется, что в конкурсной документации нет сведений о том, аэропорт какого класса имеется в виду (их всего шесть).

Цифры в конкурсной документации прописаны странные. Реконструкция орловского аэропорта ещё в докризисном 2013 году оценивалась Минрегионом в 3 млрд рублей. А в исследуемых нами документах претендент должен подтвердить намерения финансирования строительства и реконструкции объектов концессионного соглашения в размере 121 млн рублей. Запоминайте суммы: 3 миллиарда и 121 миллион.

«Шалости» с действующим законодательством встречаются повсюду. Например, видимо, по причине особой симпатии к концессионеру сумма задатка для него определена в 1 млн рублей (по закону – не менее 6,5 млн руб.).

Начальное значение ежемесячной платы концессионера – всего 100 тыс. рублей в месяц. А что потом? Потом – «сладкая жизнь!» Концессионер получает землю и недвижимость на 49 лет. И никакого увеличения ежемесячной платы не будет! Какова будет реальная стоимость использования «объекта» через 10 лет при инфляции 10% в год? Правильно, нулевая!

«Инженеры» и «короли бензоколонок»

Крайне выгодные условия конкурса должны были бы вызвать огромный поток будущих концессионеров. Но заявку представил только один участник. Именно ему и было предложено заключить концессионное соглашение. А название фирмы-победителя ООО «ИКС», или «Инженерная корпорация Самсонова»,было известно ещё за полгода до объявления конкурса. Губернатор области Вадим Потомский много раз озвучивал, что аэропорт будет реконструировать «Инженерная корпорация Самсонова», и в декабре 2014 года, за три месяца до конкурса, в эфире местного телевидения он назвал свои взаимоотношения с ней «крупнейшим инвестиционным проектом года».

5 августа лидер рабочей группы по реконструкции юридически несуществующего аэропорта Вадим Потомский встретил на взлётной полосе самолёт, который привёз «инвестора» и двух граждан, именуемых «соинвесторами». Главным, понятно, был Дмитрий Самсонов, владелец ООО «Инженерная корпорация Самсонова», а сопровождали его – Александр Лунегов и Алексей Козлов – владельцы ООО «Альфа-Петрол В».

Чем же занимаются в «неорловской» жизни два эти, безусловно, уважаемые ООО? Построили ли они хоть один аэропорт? Основным видом деятельности «инженерной корпорации» является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. А на сайте другого ООО читаем: «В настоящее время «Альфа-Петрол В» – это холдинговая компания с развитой инфраструктурой, что позволяет нам принимать активное участие в проектировании, строительстве и сдаче в эксплуатацию современных автозаправочных комплексов». И в качестве примеров перечислено около двух десятков автозаправок…

Невооружённым взглядом видно, что конкурсные документы готовили под непрофильную компанию. По ним аэропорты в принципе вообще может строить кто угодно. Единственное требование: «Наличие опыта строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию на территории Российской Федерации и (или) за рубежом объектов производственной инфраструктуры либо инвестирования в строительство (реконструкцию) таких объектов». Тут и те, кто кроме бензоколонок ничего не строил, подойдут.

Правда, даже им построить требуемые проектом концессии обязательные здания – не проблема, поскольку это типовой проект пассажирского аэровокзала советских времён.

Показанные на эскизах домики – это «обязательная программа», а вот главные объекты, которые ООО «ИКС» и «Альфа-Петрол В» могут строить и оставить в своей собственности, – совсем иные. В Приложении 1 к 1-му тому конкурсной документации (п. 30) говорится: «Концессионер вправе с согласия Концедента возводить на земельном участке, находящемся в собственности Концедента, следующие объекты недвижимого имущества, не входящие в состав объекта Соглашения, предназначенные для использования при осуществлении Концессионером деятельности по настоящему Соглашению: ремонтно-техническую базу предполётного обслуживания самолётов малого и среднего класса, гостиницу, бизнес-центр, топливно-заправочный комплекс, ангары для хранения самолётов, закрытые стоянки спецавтотранспорта, площадку для установки ёмкостей отработанных нефтепродуктов, пункт чистки и мойки…»

А пункт 38 ставит всё на свои места: «Имущество, созданное или приобретённое Концессионером при исполнении настоящего Соглашения и не являющееся объектом Соглашения, является собственностью Концессионера».

Суть возможной будущей аферы такова: концессионеры, получая без аукциона землю под строительство, строят убогие «обязательные объекты» и высокодоходные гостиницы, бизнес-центры и пр. Затем концессия досрочно прекращается по соглашению сторон (такой пункт есть в документах). Аэровокзал и КПП, по условиям концессии, переходят в собственность субъекта Федерации, а вся высокодоходная часть остаётся в собственности Концессионера. И за их использование и государственные, и частные авиакомпании будут платить. Кому? Концессионеру, конечно! И явно не по 100 тысяч рублей в месяц…

В конкурсных документах есть ещё момент, который, несомненно, должен заинтересовать даже такую благодушно относящуюся к любым инициативам Вадима Потомского прокуратуру, как орловская. В составе земельных участков, включённых в объект соглашения для строительства объектов аэропорта, «случайно» оказались более 20 гектаров (кадастровый номер 57:25:0021001:104), имеющие вид разрешённого использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства!

И на десерт – ещё один занятный факт. Судя по конкурсным документам, аэропорт в Орле должен быть пассажирским. Во всяком случае в приложениях к Концессионному соглашению фигурируют: аэровокзал, рассчитанный на 100 пассажиров в час; касса для продажи билетов; зона ожидания регистрации; кафе и прочее.

Но 22 июня на аппаратном совещании Вадим Потомский вдруг заявил: «Это будет крупный логистический центр. Аэропорт будет не пассажирский, а грузовой».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Результаты конкурса отменять? Концессионное соглашение разрывать? Или задним числом менять все условия, такие комфортные для «инженеров» и строителей бензоколонок? Что думает по этому поводу прокуратура Орловской области?

Проект реконструкции аэропорта предлагают в концессию

Орловское облправительство рассчитывает возобновить полеты из местного аэропорта Орел-Южный при помощи частного инвестора — с ним планируется заключить концессионное соглашение. Региональные власти своим партнером видят подмосковную «Инженерную корпорацию Самсонова», а «минимальный» объем вложений в законсервированный аэропорт оценивают на уровне 665 млн руб. Эксперты сомневаются, что Орел с 300-тысячным населением сможет обеспечить авиаузлу необходимый спрос.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения, в рамках которого планируется расконсервация орловского аэропорта Орел-Южный и строительство ряда объектов инфраструктуры, областной департамент госимущества и земельных отношений объявил в конце прошлой недели. Как рассказал вчера „Ъ“ курирующий экономику и финансы вице-губернатор Михаил Бабкин, инициатива принадлежит главе региона Вадиму Потомскому, а ее цель — «повышение деловой привлекательности области». В дальнейшем планируется создание авиаперевозчика для организации сообщения с другими субъектами России.

Согласно конкурсной документации, власти ждут от инвестора работ на двух группах объектов. В первую, которая после окончания 59-летнего срока концессии будет передана в областную собственность, входит взлетно-посадочная полоса (ВПП). Объект длиной 2,5 км и рабочей площадью 115 тыс. кв. м (общая площадь вместе с рулежными дорожками, перронами и летным полем составляет более 900 тыс. кв. м) планируется отремонтировать за 40 млн руб. Часть ВПП длиной 1,9 км была построена еще в 1941 году. Также в первую группу входит строительство аэровокзала с пропускной способностью 100 пассажиров в час (более 800 кв. м) за 12 млн руб., навигационного комплекса за 30 млн руб., стоянок спецавтотранспорта и очистных сооружений по 10 млн руб. и ряда других объектов. Общие вложения в первую группу орловские власти оценивают в 121 млн руб. Как отметил Михаил Бабкин, это «минимальная сумма вложений, которая будет корректироваться при разработке инвестором проектной документации».

Во вторую группу объектов входит ремонтная база для самолетов малого и среднего класса (30 млн руб., порядка 500 кв. м), гостиница «минимум на 20 номеров» и бизнес-центр площадью «не менее 1 тыс. кв. м» (200 млн руб. на каждый объект), заправочный комплекс за 70 млн руб. и другая вспомогательная инфраструктура. Общая «минимальная» стоимость данных объектов оценивается облправительством в 544 млн руб. «Все это после окончания концессии перейдет в частную собственность. Мы понимаем, что региональные авиаперевозки достаточно сложно окупаются, поэтому стремимся создать для инвестора наиболее привлекательные условия», — сказал господин Бабкин.

Согласно документации, строительство должно вестись в три очереди. В течение первых пяти месяцев с момента подписания соглашения концессионер обязан реконструировать ВПП для легкомоторных самолетов, а до конца следующего года — для машин среднего класса. Для участия в конкурсе выдвинут ряд особых требований: претендент должен на протяжении трех лет иметь чистые активы балансовой стоимостью не менее 5 млн руб. либо банковскую гарантию на 121 млн руб. Также от инвестора нужен опыт работы с объектами, подобными местному аэропорту. Заявки на участие принимаются до 7 мая. «Мы ожидаем, что в конкурсе примет участие подмосковное ООО “Инженерная корпорация Самсонова” (ИКС), ранее уже интересовавшаяся аэропортом, но пока она не заявилась», — добавил Михаил Бабкин.

Гендиректор и владелец ИКС Дмитрий Самсонов вчера был недоступен для комментариев — его мобильный телефон и рабочие номера не отвечали. «СПАРК-Интерфакс» оценивал балансовую стоимость активов компании в 2013 году в 241 млн руб. В предыдущие четыре года она также составляла не менее 100 млн руб. О возможности привлечения ИКС к расконсервации аэропорта местные власти начали говорить в сентябре прошлого года. Тогда на XII Международном инвестиционном форуме в Сочи было подписано соглашение между компанией и облправительством, в котором предполагалось «сотрудничество сторон по вопросам восстановления деятельности аэропорта Орел-Южный». В сообщении об этой договоренности пресс-служба облправительства отмечала, что ввод аэропорта в эксплуатацию должен состояться до конца 2015 года.

«ВПП — федеральное имущество, поэтому инвестировать в ее ремонт можно только вступив в федеральную программу», — считает директор липецкого аэропорта Владимир Малахов. Он отметил, что «ремонт только четырех появившихся из-за дождевой воды промоин на липецкой ВПП обошелся в 4 млн руб.». Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что вкладываться напрямую в ВПП нельзя, но «если инвестор возьмет объект в аренду, то будет обязан поддерживать его в нормативном состоянии, например, очищать от снега и льда, ремонтировать». «Работающий аэропорт в Орле либо может быть нужен крупному местному бизнесу, заинтересованному в регулярном авиасообщении с Москвой (как в случае с «Северсталью» в Череповце), либо интересен непосредственно местным властям для улучшения имиджа региона, — считает господин Пантелеев. — Но у самой области денег нет, поэтому она ищет инвестора. Внешним инвесторам, например крупным аэропортовым холдингам, такой актив вряд ли будет интересен — его тяжело вывести на крупный пассажиропоток. Даже в более крупном Белгороде проектной величины этого показателя достичь пока не удалось».

Аэропорт Орел

Огромное количество пассажиров, пользуется услугами предоставляемыми авиаперевозчиками. Кроме того, что это одни из самых комфортабельных способов добраться в нужное время, так еще это и безопасный транспорт.

Аэропортов, по всей стране много. Некоторые выступают в статусе международных, а некоторые ничем не отличаются от обычного аэровокзала. Одним из таких мест является Орловский аэропорт.

Код аэропорта, адрес, контакты, время работы

Современный аэропорт г Орел находится всего в 6 километрах от центра города. Его основное название «Южный». Весь аэротрафик самолетов, проходит через него. Аэропорт в городе Орел — это место, где удобно производить посадку небольшим судам, так как взлетно-посадочная полоса не предусмотрена для приема больших судов. Максимальный вес самолета, который может взлететь в Орле, составляет не более 98 тонн. Пилоты, совершающие тут посадку, отмечают, что наиболее комфортно управлять на полосе такими самолетами, как «Як-42», «Ту-154», а также возможно посадить такое судно как «Боинг-737».

История развития в городе Орел аэропорта, достаточно интересная. Первый аэроплан, который совершил полет, поднявшись с данной взлетной полосы, был небольшой. Состоялось это в 1909 году, а уже в 1911 году, над городом взлетел первый биплан. В 1921 году, было принято решение о необходимости создания на территории бывшего аэродрома, взлетной полосы, где могли бы принимать рейсы совершающие перелет по направлению «Орел-Москва». Линия была запущена и уже в 1923 году расширена. Теперь отсюда отправлялись в полет воздушные суда, по направлениям Тифлис, Харьков.

В 30-годы прошлого века, на территории города Орел были построены еще два аэропорта. Одни из них имел гражданскую направленности и с него совершали полеты огромное количество самолетов по разным направлениями. Второй, создан на месте того, который существует и до сих пор. Он во время Великой Отечественной войны, был важным объектом.

С него отправлялись полет военные самолеты. В это время, силы немецкой армии старались захватить все стратегические объекты, а данный аэропорт был не исключение. После того, как советская армия освободила город, здание аэровокзала было разминировано, а взлетные полосы восстановлены. До 70-х годов на его территории размещался авиационный полк, но затем было принято решение о его переводе в Курск.

Постройки на территории

В 1990 годах, владельцами аэропорта стала компания «Орел-авиа», которая просуществовала тут до 1998 года и компания была признана банкротом. В 1991 году, местная компания закупила еще три новых судна, которые эксплуатировались достаточно недолго. С этого времени на территории местного аэропорта начинает работать компания «Трансаэро», превратившая город в место для регистрации.

Отсюда совершались рейсы на Москву, Пензу, Саратов, Минск и другие города. Кроме того, модернизированная полоса широко использовалась в качестве полетов пассажирского рейса, имеющих статус правительственного. На 2000 год была запланирована постройка второй линии аэропорта, но этому не суждено было сбыться, так как компания «Трансаэро» покинула город.

После того, как компания «Трансаэро» перешла в Санкт-Петербург, все благополучно забыли о развитии транспортного направления в городе. Практически все самолеты, которые были стали частными, а рейсы, совершаемые там стали носить служебный характер. После этого «Орел-аэропорт Южный» был законсервирован, до 2011 года.

В 2011 году была разработана программа, благодаря которой, все замороженные аэровокзалы, планировалось привести в порядок и запустить с них первые рейсы. Но, к сожалению, «Южный» не вошел в список мест, которые будут субсидироваться государством, по той причине, что тут нет постоянного авиаперевозчика.

Код IATA — OEL. Адрес аэропорта — город Орел, улица Кромская дом 12/1. Кроме того, на территории города существует и аэродром, располагающийся по адресу: ул. Емельяна Пугачева. Для получения информации о рейсе. Можно связаться с сотрудниками по контактному номеру + 7 4862 41 63 63

Он-лайн табло рейсов — ссылка и небольшое описание

Для того чтобы получить информацию о рейсах, времени и дате аэропорта, не обязательно ехать на авиавокзал. Возможно, воспользоваться ссылкой, расположенной на официальном сайте компании. Ссылка — http://airportonline.ru/aeroport-orel-onlajn-tablo/.

При использовании он-лайн табло, от клиента требуется ввести информация об аэропорте — Orel Airport, далее вносится дата, время, номер рейса при необходимости. После того, как пользователь нажимает поиск, ему выдается полная информация запрашиваемая им. Учитывая то, что со взлетной полосы суда не поднимаются, так как аэропорт в Орле исключен из списка гражданских аэродромов, воспользовавшись ссылкой можно просто посмотреть как это работает.

Обратите внимание! Самолеты с данного аэропорта в небо не поднимаются и на своей взлетной полосе не принимают воздушные суда. Поэтому. Если требуется добраться до Орла быстро, то можно прилететь в соседний город, а далее отправиться на другом удобном транспорте.

Как добраться

Добраться до здания аэропорта проще всего на автомобиле, и то только с той целью, чтобы посмотреть на старые постройки прошлого века. Можно двигаться по улице Комсомольской , в сторону Царева Брода, по направлению к Ручному зоопарку. Здание достаточно ветхое, но зато, тем туристам, которые любят собирать историческую информацию тут понравится. Сюда интересно приехать для того чтобы увидеть место, которое во время Великой Отечественной войны было захвачено немцами.

Парковки

Учитывая то, что аэропорт, не действующий, на его территории не предусмотрена возможность размещения автомобиля. Оставить свой автомобиль можно в любом месте, где будет удобно.

Схема аэропорта

Обратите внимание! Стоит сказать о том, то правительство Орловкой области понимает о необходимости его восстановления, тем более, что в соседних городах (Курск, Белгород, Калуга) есть свои аэропорты.

Говоря о действующем аэропорте, стоило бы сказать, что обслуживает его город Орел. Но так как с него не совершаются взлеты и не производятся посадки, он находится достаточно большим балластом на правительстве области. Схемы аэропорта нет, и возможность где были бы размещены терминалы также.

Именно поэтому, правительством области была разработана, так называемая концепция восстановления. Для этого решено организовать конкурс для компаний, имеющих возможность провести восстановления. При этом есть одно важное условие. После того, как договор будет подписан, и компания авиаперевозчик будет предоставлять услуги, спустя полгода, должен отправиться первый пассажирский самолет. На данный момент, компаний, которые могли бы за это взяться и осуществить все, что хочет правительство города и запустить гражданскую авиацию, нет.

Учитывая то, что рейсов на постоянной основе нет, можно воспользоваться услугами частных авиаперевозчиков или же тут могут садиться самолеты гражданской авиации. Если турист оказался в городе Орел, ближайший аэропорт находится на территории Белгорода или Воронежа.
Услуги

Авиакомпаний, оказывающих услуги также на территории Орла нет. Именно поэтому говорить о высоком сервисе услуг, об оказываемом трансфере, нет смысла, так как данные услуги в городе Орел, не реализованы.

Важно! Учитывая то, что авиаперевозчик не оказывает услуги, и аэропорт не является действующим, таких услуг, как багажные тележки, камеры хранения, возможность использования комнаты матери и ребенка нет. Естественно нет возможности воспользоваться и wi-fi.

Отели

Единственное, чем может похвастаться город, так это наличием отелей, которые находятся на небольшом расстоянии от здание аэровокзала. Особой популярностью пользуется Apartmets Komsomolskaya 77 (7.35 км.), Hostel na Gurtyeva (8.69 км.), Apartments Normandiya-Neman 93 (8.74 км.).

Возможно, в дальнейшем при проведении работ по реконструкции аэропорта, взлетной полосы, местные отели приобретут более высокий статус, но на данный момент это ничто иное, как место отдыха, которое находится недалеко от неработающего аэропорта.

Здание аэропорта, которое дошло до XIX века выглядит ужасно. Оно полуразрушенное, там, где ранее была взлетная полоса, все поросло травой. Местные жители, говорят о том, для приезжих можно организовывать экскурсии, по местам, где шли бои. На самом деле место небезопасно, поэтому отправляться туда не стоит не самостоятельно, не в компании друзей.

Ссылка на основную публикацию