Радиация в самолете во время полета: есть ли она, какой уровень и доза на высоте 10000 метров

Облучение при перелете на самолете

В современном мире люди привыкли экономить свое время. Вместо путешествий на поезде или автомобиле, они отдают предпочтение перелетам на воздушных суднах. Это значительная экономия личного времени. Но так ли этот выбор безопасен для здоровья человека?

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.

Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Какая радиация в самолете? Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч.

На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Вредно ли летать на самолете: последствия облучения

Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.

Важно! Согласно инструкции пилота воздушного судна при повышении уровня радиации, ему необходимо снизить высоту полета.

Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.

Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.

Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.

  • физический износ организма за короткое время;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы.

С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

Общие советы

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Радиация в самолете во время перелета: о чем молчат перевозчики

Облучение при перелете на самолете: с чем оно связано

Вопросом, влияет ли излучение из космоса на воздушные судна, задается NASA. Ведь в атмосферу Земли постоянно попадают субатомные частицы: они заполняют межзвездное пространство и словно бомбардируют планеты. Молекулы же воздуха выполняют защитную роль, поэтому здоровью людей излучение не угрожает. Зато на высоте атмосфера становится разреженной, и уровень радиации увеличивается.

Уровень радиации в полете

Журналисты раздувают шумиху вокруг значений, которых достигает радиация при продолжительном полете на самолете. Некоторые даже рекомендуют беременным женщинам отказаться от путешествий по воздуху. В результате появляются советы поменьше лететь самолетами после 50 лет и в целом подыскать альтернативы.

Чтобы оценить обоснованность опасений, нужно знать о допустимом пороге:

    Нормой считается фон в 10—20 мкР/ч. Находясь на земле, вы получаете подобную дозу постоянно. Губительных последствий для организма нет. Каков уровень в местах с радиационным загрязнением? В районе Припяти он достигает 50—400 мкР/ч, что безопасно при кратковременном пребывании. Значения повышаются у саркофага: возле него можно находиться в течение пары часов, ведь излучение составляет 500—700 мкР/ч.

Какие же значения достигаются в салоне самолета? Чтобы ответить на вопрос, один из пассажиров провел эксперимент. Он путешествовал с дозиметром, чтобы лично вычислять фон на борту «Боинга».

На земле показатели составили 8 мкР/ч, что соответствует нормам. Когда лайнер взлетел и набрал высоту, значения выросли до 33 мкР/ч на высоте 2 000 м. В пиковой точке дозиметр показывал 125 мкР/ч, причем индикатор переключился на красный, предупреждая об опасности.

После посадки доза вернулась в норму, в среднем же фон составил 117 мкР/ч.

За похожим экспериментом, предназначенным установить уровень радиации в самолете во время перелета, вы проследите, посмотрев видео:

Безопасно ли летать в подобных условиях? Медики заверяют, что риска нет, ведь общее излучение, полученное за несколько часов, сопоставимо с дозой от рентгеновского просвечивания грудной клетки. Тем, кто редко поднимается на борт лайнеров, опасаться нечего, но остальным следует учесть важные нюансы.

Научные и любительские обоснования

Пассажиры авиарейсов повторяли эксперимент: в некоторых случаях уровень излучения достигал 400 мкР/ч. Значения недостаточно, чтобы при разовом полете организм мог ощутить воздействие. Подозрения авиапутешественников вызывает то, что кабина пилотов защищается значительнее, чем остальные части. На самом деле это связано с тем, что экипаж летает постоянно, поэтому риск вреда здоровью не сопоставим.

Ученые же, отвечая на вопрос, какую дозу радиации получают пассажиры при полете в самолете, акцентируют внимание на продолжительности рейса и маршруте полета. Чем ближе последний проходит к полюсам планеты, тем сильнее действие частиц. В этих точках линии магнитного поля Земли близки к вертикальным, что облегчает проникновение космического излучения. Подробно это иллюстрирует фото:

Авиакомпании предпочитают прокладывать маршруты ближе к полюсам: продолжительность полета оказывается меньше, а отсутствие сильных ветров позволяет сэкономить топливо. Если вы соберетесь лететь из Чили в Сидней, то дорога пройдет через Южный полюс.

Правда, беспокоиться нет причин, если путешествия по воздуху — редкость. Тревожиться следует бизнесменам, поскольку за 10—14 лет постоянных перелетов они получают ощутимые дозы.

Свое экспертное заключение дает Майк Локвуд, профессор университета в Рэдинге. В интервью для BBC он объясняет, что причин для паники нет, но чувство безопасности может быть ложным, если в силу профессии вы поднимаетесь на борт 2 раза в неделю.

Вредно ли летать на самолете: реальные последствия облучения

Медики выясняют реальные последствия облучения: согласно исследованиям, среди стюардесс чаще встречаются случаи меланомы и онкологических заболеваний, в частности рака молочной железы и кожи. При частых перелетах повышается также риск нарушений работы кардиоваскулярной системы, возникают жалобы на быструю утомляемость. Даже 2 путешествий в месяц на регулярной основе достаточно, чтобы имеющиеся хронические заболевания дали о себе знать. Если вы страдаете от недугов, заранее проконсультируйтесь с врачом, чтобы уменьшить неприятные проявления.

С другой стороны, среднестатистическому пассажиру не о чем волноваться: во время полета доза будет меньше, чем ежедневно получают жители Корнуолла. Из-за газа радона, содержащегося в тех местах, излучение в 3 раза превышает стандарты, но жалоб на самочувствие у обитателей нет. При соблюдении правил безопасности могут летать даже беременные женщины и пожилые люди.

Если самолет попадает в грозу или солнечную вспышку

Несмотря на ошибочность большинства мнений об опасности радиации, в некоторых случаях угроза реальна даже при редких перелетах. При попадании лайнера в грозовое облако путешественники получают дозу, сравнимую с воздействием при томографическом снимке тела. Хотя опасности для жизни нет, учитывайте этот аспект при дальнейшем проведении медицинских процедур.

Угрозу представляют и вспышки на Солнце. Уровень радиации, которую испускает звезда, варьируется, причем пиковые значения достигаются раз в 11 лет. Также процессы проходят и по более длительным фазам, причем сейчас активность достигла максимальной. Фаза, начавшаяся в 1920 г., сопровождается сильными коронарными выбросами веществ. Лучи надвысоких энергий быстро достигают Земли, и находиться в этот момент в воздухе — не лучшая идея.

Локвуд говорит, что силу действия предсказать невозможно, но неоднократное влияние повышенной радиации приведет к развитию болезней. Хотя ученые не исследовали явление до конца, они располагают фактами: в 2003 г. из-за вспышек пассажиры на рейсах, пролегавших севернее линии, соединяющей Чикаго с Пекином, получили ощутимые дозы. Обычно маршруты, не проходящие через полюса, безопасны, но из-за солнечной активности пострадали все, кто находился в воздухе.

Читайте также:  Что делать, если потеряли багаж в аэропорту: компенсация и выплаты от Аэрофлота

Популярные мифы

Когда речь идет о том, что делать для защиты, когда летишь на самолете, упоминается миф, будто алкогольные напитки помогают вывести дозу. Но даже при частых перелетах вы рискуете обзавестись вредной привычкой, а не предотвратить вред организму.

Другое ошибочное мнение гласит, будто полеты ночью безопаснее, но космические лучи или вспышки на Солнце влияют одинаково в любое время суток. Зато дискомфорт, доставленный нарушенным графиком, даст о себе знать. Особенно ему подвержены те, кто страдает от гипертонии или в прошлом перенес инфаркт.

Общие советы: как обезопасить себя при постоянных перелетах

Снизить риски практически не в ваших силах, но многие авиакомпании мониторят прогнозы солнечной активности и вносят поправки в высоту полетов. Когда самолет опускается ниже, повышенная концентрация молекул азота и кислорода служит естественной защитой. Правда, искать «безопасные» места на лайнере не следует: воздействие излучения распределяется равномерно.

Вы можете и обратить внимание на модель воздушного судна: производители используют в строительстве углеродное волокно. Оно эффективнее отражает излучение, чем металлы, к тому же меньше весит.

В ваших силах также мониторить прогнозы солнечной активности и планировать путешествия, следя за маршрутом. Чем удаленнее он от полюсов планеты, тем лучше.

Что еще имеет значение при постоянных перелетах

На нынешний день факты, которыми располагают ученые, свидетельствуют: если вы не попали несколько раз в грозовое облако или зону с лучами надвысоких энергий, риск развития рака в результате полетов составляет 0,01—0,5 %.

Чтобы оценить оправданность путешествий по воздуху, подумайте о возможностях, которые они открыли: увидеть дальние страны, встретиться с родными, получить хорошую работу. Если вы считаете, что плюсы не перевешивают увеличение вероятности рака на 0,5 %, подыщите альтернативы. Но для многих полеты стали необходимой частью жизни, и отказываться от них из-за незначительного риска не следует.

О чем действительно стоит задуматься

Пока пассажиры волнуются из-за небольших доз радиации, они не обращают внимания на серьезную, но банальную опасность. Она возникает из-за разницы часовых поясов, или джетлага. При частой смене ритма жизни нагрузка на организм повышается, что вызывает следующие явления:

    инфаркты; инсульты; ухудшения памяти; заболевания репродуктивной системы.

Чтобы предупредить неприятные явления, давайте себе отдохнуть после полета. Даже если вы запланировали короткий отпуск, несколько часов релаксации пойдут на пользу.

На высоте повышается и риск тромбоза сосудов: малоподвижное пребывание в кресле сказывается на циркуляции крови. Во избежание неприятных симптомов почаще вставайте, гуляйте по проходу. Если необходимо занять свое место, по возможности шевелите ногами. Разрешается и принять аспирин перед полетом на самолете, ведь тот разжижает кровь.

Также повышается риск инфекционных заболеваний. Хотя системы кондиционирования воздуха в самолете справляются с задачами, вы будете находиться в закрытом пространстве с большим количеством людей. Если рядом сидит больной, вероятность заразиться составляет 80 %: иммунная система, ослабленная перелетом, вас подведет.

Уровень и доза радиации во время перелета в самолете

Современный человек привык экономить время, поэтому многие сменили поезда и автомобили на перелеты авиатранспортом. Но появилась новая проблема: радиация в самолете. Опасно ли это для пассажиров?

Радиация в полете

Как понять, действительно ли во время полета повышается радиационное излучение или это миф, выдуманный журналистами? И есть ли что-то, о чем молчат авиакомпании?

Авиамаршруты проходят сегодня через территории всех стран мира. Чтобы полеты происходили безопасно и самолеты не сталкивались, воздушное пространство каждого государства разделено на специальные коридоры.

На высоте до 8000 м проложены маршруты для коротких рейсов. А вот для длительных — в верхних коридорах, от 10 000 до 12 000 м. Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает оболочка земного шара. Она разжижается, и космические лучи свободно могут проникать через нее.

Именно из-за этого повышается радиационный фон на борту самолетов, которые поднимаются выше 8000–9000 метров.

Зависимость дозы излучения от времени полета

Но это не единственная причина повышения радиации. Ее фон может измениться при попадании самолетов в грозовые облака, когда происходит выброс гамма-лучей. Вот поэтому летчики всегда стараются в полете, если есть возможность, обойти грозовой фронт стороной.

Аналогичная ситуация происходит и при воздействии солнечных лучей: радиационный фон может также повышаться.

Специалисты и обычные пассажиры неоднократно проводили испытания: замеряли уровень радиации в самолете во время полетов на разной высоте. И полученные результаты действительно впечатляют:

  1. На земле показатели дозиметра составляли около 9 мкР/ч.
  2. Когда самолет достигал высоты 2000, дозиметр показывал около 34 мкР/ч.
  3. Подъем на высоту 8000 м и больше приводил к тому, что показания поднимались до уровня 125 мкР/ч. Данная цифра является довольно высокой, поэтому даже индикатор на приборе загорался красным светом, предупреждая о большой дозе радиации.
  4. После посадки авиалайнера показания изменялись до нормы в 8–9 мкР/ч.

Чтобы полностью разобраться в этом вопросе, необходимо знать, каков допустимый порог.

Норма — от 10–12 мкР/ч. Такую дозу получают постоянно все жители планеты. Конечно, сюда не входят зоны с повышенным радиационным фоном — Чернобыль и другие подобные места, где деятельность человека привела к катастрофам.

Например, в Припяти радиационный уровень — от 60 до 400 мкР/ч. Рядом с саркофагом доза облучения составляет 500–800 мкР/ч.

Опасны ли подобные условия для людей?

Так как облучение в самолете — факт доказанный, те, кому приходится пользоваться авиатранспортом, беспокоятся: что нужно делать, чтобы защититься?

Согласно заверениям медиков, радиационное излучение, полученное на борту воздушного транспорта неопасно, так как не является высоким. Его можно сравнить с походом во флюорографический кабинет, в котором рентгеном просвечивают грудную клетку. Поэтому нечастые перелеты безопасны, беспокоиться не стоит.

Кроме того, важен в данном случае и такой параметр, как рейс. Если он проходит близко к одному из полюсов планеты, есть повод для беспокойства: там действие частиц сильнее. Это как раз тот факт, который умалчивают все авиакомпании из-за своей выгоды.

Источники радиоактивного излучения для человека

Дело в том, что в районах, приближенных к полюсам, отсутствуют сильные ветры, поэтому можно сэкономить топливо. Более того, рейсы в таком случае получаются короче, что тоже экономически выгодно. Один из примеров — рейс Сидней — Чили: через полюс его длительность сокращается едва ли не в два раза.

Вся приведенная выше информация — серьезный повод, чтобы задуматься о смене транспорта тем, кто летает на длительные расстояния довольно часто. Минимум два раза в месяц: постоянные перелеты все-таки опасны.

А как же летчики? Ведь им приходится совершать рейсы регулярно, и если они длительны, радиация в самолете для них рискованна.

Кабина пилотов защищена намного лучше, чем остальная часть самолета — это факт, о котором не говорят авиакомпании. Летчики проводят в воздухе очень много времени и, таким образом, максимально уменьшаются возможные риски для их здоровья.

Последствия облучения: чем чреваты частые полеты?

Врачи провели исследования и выяснили, что именно у стюардесс чаще всего диагностируют меланому и другие онкологические заболевания — рак кожи и груди. Это и есть реальные последствия влияния радиации при перелетах. Стюардессам приходится постоянно находиться в салоне самолета, поэтому на них воздействует такой же уровень радиации, как и на пассажиров.

Кроме риска возникновения онкологических заболеваний, постоянные перелеты воздействуют на работу всего организма человека. Во время полета происходят следующие изменения:

  1. Нарушается работа кардиоваскулярной системы, что ведет к быстрой утомляемости.
  2. Физически организм изнашивается намного быстрее.
  3. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Но есть один факт, способный нарушить утверждения врачей о воздействии радиации в полете. Хотя, кажется, что частые перелеты вредны из-за того, что человек часто подвергается излучению, это не означает облучения.

Как радиация влияет на здоровье человека

Например, жители Корнуолла живут в местности, где из-за радона уровень радиации постоянно в три раза превышает норму. Но они чувствуют себя хорошо.

Вывод: организм адаптируется, привыкает к новым условиям и не поддается их вредному воздействию. Доказательством этому служат и жители чернобыльской зоны: они проживают на зараженной территории более 30 лет, выращивают овощи-фрукты для себя и не умирают от рака. Причем это не молодые люди, а женщины и мужчины, давно преодолевшие пенсионный рубеж.

Приведенные примеры отвергают утверждение, что облучение, полученное при полете на самолете, может стать причиной различных проблем со здоровьем. Соответственно, если соблюдать все правила безопасности, отправляться в авиапутешествия могут даже пожилые люди и беременные женщины — при перелетах ничего им не грозит.

Реальная угроза

Таковая существует. Опасность может представить радиация в том случае, когда самолет попадает в грозу: каждый пассажир или член экипажа получает дозу, равную той, что бывает при томографическом исследовании. Для жизни это неопасно, но неприятные ощущения могут иметь место: тошнота, недомогание, легкое головокружение.

После подобной ситуации лучше всего некоторые медицинские процедуры не проходить. Речь идет о рентгене и МРТ.

Угрозу могут представлять и вспышки на солнце.

Раз в 11 лет от звезды выделяется радиация пикового уровня, в настоящее время данные процессы максимально активны, происходит сильный коронарный выброс веществ

До нашей планеты лучи надвысоких энергий долетают в кратчайшие сроки. Тем, кто в этот момент будет находиться в воздухе, можно только посочувствовать. Они будут подвержены ощутимому воздействию радиации.

Насколько действенным будет это воздействие, невозможно предсказать. Но если влияние будет неоднократным, могут развиться различные очень серьезные заболевания.

В настоящее время пока еще нет исследований данного явления и особенностей его влияния на человека. Но зато есть факты: в 2003 году на Солнце были зафиксированы вспышки. Пассажиры рейса Чикаго — Пекин попали под поток излучения, и все ощутили сильное недомогание.

Обычно рейсы, не проходящие через полюс, подобным излучениям практически не подвержены, поэтому считаются безопасными. Хотя, как подтверждает данный факт, во время солнечной активности возможны и такие случаи.

Читайте также:  Регистрация на внутренний и международные рейсы самолетов в 2020 году: время начала и окончания

Популярные мифы

Узнав о возможной опасности, человек старается принять меры. Но иногда такая забота о себе может принести только вред:

  1. Есть мнение, что если превышены дозы радиации, то их выводит из организма алкоголь. Если перелеты частые, есть риск приобрести вредную привычку и причинить своему организму еще больший вред.
  2. Некоторые говорят, что лучше всего летать ночью, когда солнце спрятано за горизонтом. И солнечное излучение, и космические лучи могут влиять и днем, и в ночное время. Ночной перелет только нарушит привычный график жизни, что особенно вредно для сердечников и гипертоников.

Рекомендуем посмотреть видео:


Поэтому излишние переживания лучше всего оставить и передать заботу о себе в руки специалистов авиакомпаний. Именно они, заботясь о здоровье своих сотрудников и пассажиров, проводят мониторинг прогнозов солнечной активности. На основе полученных данных затем в высоту полетов и вносятся поправки.

Радиация в самолете во время полета

В современном мире люди привыкли экономить свое время. Вместо путешествий на поезде или автомобиле, они отдают предпочтение перелетам на воздушных суднах. Это значительная экономия личного времени. Но так ли этот выбор безопасен для здоровья человека?

Вредно ли летать на самолете: последствия облучения

Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.

Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.

Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.

Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.

Читайте также:

  • физический износ организма за короткое время;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы.

С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Что влияет на величину дозы радиации во время полета на самолете?

  1. Высота над уровнем моря.Чем выше крейсерская высота полета, тем выше доза облучения.
  2. Время в пути. Чем дольше по длительности перелет, тем выше суммарная доза накопленной радиации.
  3. Широта. Маршруты перелетов вблизи полюсов связаны с повышенным риском получения высокой дозы облучения, по сравнению с полетами возле экватора.
  4. Гроза. Попадание в грозовой фронт увеличивает суммарную дозу радиации. Так как вспышки молний являются источником Гамма-излучения.
  5. Вспышки на солнце. Солнечные бури способны кратно увеличить величину излучения во время полета.

Какая радиация в самолете?

Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч. На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Последствия

Специалисты считают более опасными маленькие дозы облучения длительного действия, чем кратковременные в большом количестве.

Так как повышенное излучение возникает при солнечной активности и грозах, все авиакомпании следят за прогнозами и выбирают более низкие высоты для полетов при необходимости.

Удаленность маршрута от полюсов тоже имеет значение. На экваторе защитная оболочка атмосферы намного больше, чем на полюсах. Это также учитывают при планировании перелетов.

При частых полетах происходит постоянная смена часовых поясов. Это более серьезная проблема, чем небольшие облучения. Также организм постоянно находится в состоянии стресса и нагрузок при таком ритме жизни. Для предотвращения серьезных заболеваний после авиарейсов нужно отдыхать в течение нескольких часов.

Волноваться о вреде радиации на высоте не стоит, тем более при редких полетах во время отпуска. Лучше проконсультируйтесь с врачом перед перелетом по поводу общего состояния сердечно-сосудистой системы, которая больше всего страдает от перепадов давления. А на последних сроках беременности лучше в принципе не пользоваться авиационным транспортом.

Как снизить вредное воздействие радиации от полета?

  1. Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
  2. Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
  3. Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает — урон для здоровья может быть фатальным.
  4. Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
  5. Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
  6. Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

Общие советы

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.

Какую дозу радиации получает пассажир при длительном перелете и опасно ли это ?

На высоте естественный уровень радиации от космических лучей и излучения Солнца выше, чем на поверхности земли, т. к. слабее экранирующее действие атмосферы. В салоне пассажирского самолёта на эшелоне экспозиционная доза составляет порядка 100-200 мкР/ч, что в среднем в 10 раз выше, чем на поверхности Земли.

Нахождение человека в течение нескольких часов и даже суток при таком уровне экспозиционной дозы абсолютно безопасно. Делая ренгеновский снимок или проходя флюорографию в поликлинике, вы получаете бОльшую дозу, чем на трансатлантическом перелёте.

Дозу радиации вы получаете только в дневное время (если за освновной источник радиации считать Солнце). Поэтому, для тех кто часто летает на большие расстояния, можно посоветовать летать ночными рейсами (при почих равных)..

Прямо как в том анекдоте, когда Политбюро решило отправить космонавтов на Солнце, а чтобы они не сгорели, посоветовало лететь ночью ..

Комментарии

А что можно посоветовать пилотам и стюардессам , которые летают на износ?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Шапочки из фольги (ТМ)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Выходить на пенсию и отдыхать дома. Пореже валяться на солнышке на пляже и не рваться в горы повыше..

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Не заморачиваться. Этим можно пренебречь.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

У стюардесс и отпуска соответствующие, почти два месяца.

В данный момент в России стюардесса должна иметь за плечами 20 лет официальной работы, из которых 10 лет – бортпроводником по полной ставке.

Многие оказываются списанными на землю в 30 лет, а многие даже в 25. Виной всему здоровье, которое часто портится до этого возраста от постоянных перелетов и отсутствия графика.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

На самом деле, здесь большой вопрос: 100–200 мкР/ч — это на высоте 10–12 тыс. м. снаружи, или именно в салоне самолёта?
Вот в вашей же новости на картинке указано, что 200–250 мкР/ч снаружи.
Теперь вспоминаем, что салон самолёта отделяют от наружной среды каркас и обшивка самолёта, утеплитель, пластиковые панели салона, или многослойное стекло иллюминаторов, багажные полки, всякие кабели… Всё вместе даёт защиту от внешней радиации, так на вскидку, эквивалентную нескольким миллиметрам алюминия.
И я вот сомневаюсь, что после прохождения этой защиты от тех 200–250 мкР/ч останутся 100–200 мкР/ч, а не 10–20 мкР/ч, например.

Обычно в публикациях данный вопрос обходят стороной.

Дозу радиации вы получаете только в дневное время (если за основной источник радиации считать Солнце).

Читайте также:  Получение багажа в аэропорту : сколько времени это занимает в Шереметьево, Внуково и Домодедово

Пожалуй, в большей степени источник — галактические космические лучи, а не солнечные (плюс вторичные частицы из атмосферы).

Поэтому, для тех кто часто летает на большие расстояния, можно посоветовать летать ночными рейсами

Неверно. Можно посоветовать избегать летать над полярными широтами.

Хотя опять же с учётом защиты от радиации корпусом самолёта скорее всего пофиг.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Предлагаю не верить не мне и не Вам, а верить приборам – согласны ?

“Американские исследователи провели эксперимент, в рамках которого бизнесмен Тони Филлипс на протяжении недели совершил несколько перелетов между различными штатам США. В дополнение к своему обычному багажу мужчина возил с собой пару датчиков, замеряющих уровень радиации на борту самолетов.

Как поясняют исследователи, источником излучения внутри самолетов являются космические лучи, которые проникают в атмосферу Земли и. Таким образом, чем большую высоту набирает самолет, тем большую дозу облучения рискуют получить его пассажиры.

Это подтверждает и данный эксперимент: при перелете из Рено в Финикс самолет, на котором летел Тони Филлипс, поднимался на высоту порядка 12 километров, а самолет из Вашингтона в Чикаго летел на максимальной высоте в 8,5 километра. В первом случае Тони Филлипс получил дозу радиации, сравнимой с одним рентгеновским снимком в кабинете стоматолога. Подобная однократная доза, безусловно, не является критической для человека. Однако, как поясняют ученые, доза радиации имеет свойство накапливаться. В результате те, кто вынужден часто пользоваться услугами авиакомпаний (например, бизнесмены, совершающие деловые поездки по стране на самолетах), за короткий период времени могут получить облучение, сравнимое с 20 рентгеновскими снимками грудной клетки или 100 стоматологическими рентгеновскими снимками.

Бывает ли повышенная радиация во время полета на самолете?

Сегодня многие задаются вопросом, радиация в самолете во время полета не выдумка ли? Ведь любые колебания радиоактивного поля не чувствуются организмом, но его последствия губительны для нашего здоровья. Так, стоит ли рисковать и отправляться в путешествие таким способом?

Сегодня воздушные перелеты стали обыденным делом и многие люди пользуются услугами авиалиний, чтобы за короткий период преодолевать огромные расстояния. Таким образом, существенно экономится время и силы. Но стоит помнить о собственной безопасности и здоровье, чтобы не навредить телу.

Откуда появляется радиация в самолете?

Поднимаясь в небо на огромную высоту, авиалайнер попадает в зону разреженного воздуха, где защита магнитного поля Земли от различных негативных воздействий атмосферы и космоса существенно слабеет. Это особенно ощутимо ближе к Северному и Южному полюсам, так как линии становятся более вертикальными, что облегчает доступ для вредоносного излучения.

Для каждого рейса предназначены особые воздушные коридоры в открытом пространстве, что помогает самолетам летать беспрепятственно. Так, чем дальше маршрут, тем выше будет проложен путь для конкретного авиалайнера. Но это и становится большей угрозой для радиационного облучения.

Облучение при полете на самолете на самом деле не так опасно, как это может показаться. Но на данный фактор влияют разные нюансы. Радиация на такой высоте появляется из таких источников:

  1. Космические излучения, от которых магнитное поле Земли защищает в воздухе намного хуже.
  2. Солнечная активность, различные вспышки и выбросы светила.
  3. Грозовое облако также способно существенно повысить данный показатель на борту.

Считается, что если попасть в непогоду на самолете, то уровень облучения каждого пассажира, пилота и бортпроводника существенно увеличится. Доза радиации достигает значений, как будто человек проходит томографию всего тела.

Ответ на вопрос, есть ли радиация в самолете при совершении обычного рейса, положительный. Но это не настолько страшно и опасно для здоровья, как нам пытаются внушить журналисты. Помните, что на борту у пилотов есть специальные датчики, показывающие уровень активности радиационного поля. И когда значения выходят за установленные медициной пределы, есть четкие указания спуститься на меньшую высоту.

Также чтобы защититься от воздействия негативных лучей, работники авиалинии всегда следят за необходимыми параметрами активности Солнца и другими показателями. Стараясь проложить маршрут в безопасное время, на оптимальной высоте и вдали от земной оси, они тем самым делают перелет максимально безобидным для человека.

Степень облучения

В норме радиационный фон не должен превышать показателей в 10-20 мкЗв/ч. Такой уровень считается привычным, пока мы находимся дома, на работе, в окружении электронной техники и пр. Для сравнения район Припяти отличается повышенным уровнем радиации, достигающим 50-400 мкЗв/ч. А если приблизиться к саркофагу, то значения и вовсе становятся 500-700 мкЗв/ч.

На самой критической высоте в 12000 км пассажир получает не больше 3,5 мкЗв/ч. Но уже при снижении до 8500 км этот показатель падает почти вполовину. А вот при прохождении томографии организм облучается сразу 6-10 мкЗв. То есть, за все время полета показатели не превышают привычного значения, которое мы итак ощутили бы на земле, сидя рядом с компьютером или телефоном.

Опасность радиации при полете

Таким образом, получаемый вред от радиоактивного излучения во время рейса является минимальным и не стоит переживать по этому поводу. Даже находясь в пути несколько часов подряд, пассажиры преимущественно остаются в безопасности. Но поскольку даже такие минимальные значения допустимы для человека лишь 1-2 раза в год, то слишком частые полеты все же оставят негативный след.

Больше всего от радиации и других неприятных факторов, с которыми сталкивается наш организм при воздушных перелетах, страдают сами пилоты, бортпроводники и те люди, которые вынуждены в силу каких-либо обстоятельств регулярно пользоваться данным видом транспорта.

Последствия частого облучения даже в небольших объемах негативно сказываются на человеческом здоровье:

  • риск возникновения онкологических заболеваний;
  • истощение организма на физическом уровне;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • повышенная утомляемость;
  • обострение хронических заболеваний.

Также весьма негативным образом сказывается сам перелет и риски повышения уровня радиации на человека, недавно перенесшего инфаркт или инсульт. В зоне риска всегда оказываются беременные женщины и дети, поэтому не стоит совершать подобные путешествия без лишней надобности данной группе пассажиров.

Мифы и реальность

Среди людей, панически или скептически настроенных, существует ряд мифов относительно данного вопроса. Попытаемся уточнить отдельные факты:

  1. Многие думают, что при перелете человек получает какую-то колоссальную дозу облучения, угрожающую здоровью. На самом деле, за уровнем безопасности пилоты следят постоянно и при слишком высоких показателях радиационного фона тут же идут на снижение, тем самым защищая себя и окружающих.
  2. Считается, что при перелетах в ночное время суток уровень облучения существенно ниже, чем днем. На самом деле активность Солнца не зависит от того, видим мы его в данный момент или нет. Оно круглосуточно воздействует на планету, а вспышки на нем появляются одинаково в любое время суток.
  3. Некоторые предполагают, что распитие вина или даже каких-то крепких спиртных напитков обезопасит наш организм от вредного воздействия радиации. Но вывести из тела негативные частицы таким способом не получится. Злоупотребляя подобным видом самолечения можно лишь обзавестись пагубной привычкой и сильнее навредить своему здоровью.

Намного большее значение имеет то, на какой высоте проложен воздушный коридор, реагирует ли пилот на показатель дозиметра и как близко к земной осе приходится лететь. Помните, чем ближе к экватору проходит путь самолета, тем безопаснее на нем в плане облучения.

Другие опасности

Не стоит слишком сильно переживать на тему того, какую дозу радиации вы получите при перелете и не отобразиться ли это на вашем здоровье. На самом деле существует намного больше опасностей при регулярных перелетах, напрямую отображающихся на состоянии тела:

  • При перепадах высоты очень сильно страдает сердечно-сосудистая система, могут возникнуть приступы или подняться артериальное давление.
  • Поскольку человек длительное время сидит в замкнутом пространстве и не имеет возможности двигаться, существенно ухудшается циркуляция крови, особенно в нижних конечностях, а для людей с варикозным расширением вен это опасный фактор.
  • Беременным женщинам и вовсе не рекомендуется совершать подобные перелеты, во избежание неожиданной реакции организма на перепады давления и высоты.
  • Любые волнения и панические атаки во время полета также негативно влияют на работу внутренних органов и систем.
  • При регулярных рейсах повышенным фактором риска для здоровья становится частая смена часовых поясов, что отображается на состоянии нервной системы, ухудшении памяти, способности нормально спать, утомляемости.
  • Нередко женщины-стюардессы после длительной службы отмечают проблемы репродуктивной функции организма.
  • Поскольку во время перелета вы находитесь в замкнутом пространстве с большим количеством других людей, а система кондиционирования в данном случае не является идеальной, то риск инфекционного заболевания намного выше, чем опасность радиации.

Очень важно задуматься над всеми этими вопросами и проконсультироваться с врачом перед полетом. Особенно это касается пожилых людей, беременных женщин и тех, у кого отмечаются какие-то серьезные хронические заболевания. Некоторым категориям пассажиров лучше выбирать альтернативные виды транспорта при путешествии.

Видео: радиация в самолете.

Рекомендации

Защититься каким-либо образом от воздействия радиации как на земле, так и в самолете, практически невозможно. Разве что исключить подобные полеты вовсе. Но есть ряд советов, придерживаясь которых вы можете существенно снизить риски облучения в пути:

  1. Выбирайте те маршруты, которые будут пролегать подальше от Южного или Северного полюсов планеты.
  2. Просматривайте метеорологическую сводку, чтобы избегать для полета тех дней, когда на солнце отмечается чрезмерная активность.
  3. Также старайтесь пользоваться данным видом транспорта лишь в хорошую погоду, чтобы не попадать в грозовое облако, в котором уровень радиации существенно возрастает.
  4. При необходимости часто пользоваться перелетами, старайтесь хотя бы часть пути проделывать другим способом, чтобы снизить количество времени, проведенного высоко в воздушном пространстве.

Помните, если вы летаете на самолетах раз в год или даже реже, желая попасть в отдаленную страну во время отпуска, то вам не грозит превышение радиационного уровня от обычного. Опасность больше касается тех, кто работает в таких условиях постоянно.

Ссылка на основную публикацию