Экономика Китая в 2019-2020 году: ВВП, отрасли, структура и занятость населения

Краткая характеристика и оценка экономики Китая

На рубеже тысячелетий на роль мирового экономического лидера постепенно стал претендовать Китай, который обладает крупнейшей численностью населения и значительными природными ресурсами. Комбинированное использование плановой и рыночной экономики позволило стране стать мировым лидером в экспорте продукции. Интеграция в мировую экономику означает, что внутренние экономические события в КНР способны повлиять на весь мир.

Описание

На текущий момент китайская экономика является одной из крупнейших в мире по номинальному значению ВВП, а также мировым лидером экспорта продукции. Значительный рывок в развитии экономики КНР стал возможен после предоставления доступа для иностранных инвестиций в определенные сектора. Иностранный капитал позволил вывести на массовый рынок продукцию следующих отраслей:

  • высокие технологии;
  • автомобилестроение;
  • потребительские товары;
  • текстильная промышленность.

Китай располагает существенными запасами полезных ископаемых, которые разработаны только частично. Две трети энергоресурсов страны составляет уголь, далее идет нефть, которая занимает не более 20%, а прочие виды имеют долю менее 10%.

Основной упор в экономике делается на производство и экспорт товаров, что обеспечивает более 80% поступлений валюты в страну. Значительные производственные возможности, а также низкая стоимость труда ввиду высочайшей населенности, позволяют КНР быть мировым лидером в экспорте товаров.

Экономическая система строится на трех способах управления:

  • плановое;
  • частично плановое;
  • рыночное регулирование.

Отрасли, влияющие на экономическую безопасность Китая, а также крупные инфраструктурные проекты являются частью плановой системы. Прочие сектора экономики направлены, прежде всего, на экспорт и регулируются по законам рынка. Постепенное открытие рынка происходит с конца 70-х годов прошлого века. Колоссальный скачок от отсталой аграрной страны к одной из ведущих держав делает взаимозависимыми от различных потрясений Китай и мировую экономику.

История развития

В течение более двух десятилетий (с перерывом на Вторую мировую войну) Китай был охвачен гражданской войной, по результатам которой к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Мао Цзэдуном. С тех пор центральную роль в экономике играло именно государство, которое стало владельцем всех промышленных предприятий.

Постепенно правительство стало усиливать значение промышленного сектора экономики, причем делалось это за счет других отраслей. Одной из таких отраслей было сельское хозяйство, в котором было занято 80% трудоспособного населения. Среди приоритетных направлений развития были выделены следующие:

  • металлургия;
  • электроэнергетика;
  • тяжелое машиностроение.

Значительная техническая и финансовая помощь в развитии промышленного производства была оказана со стороны Советского Союза. Экономическая система КНР не была выстроена рационально и многие решения не имели корректного обоснования, что привело к серьезному кризису, осложнившегося полным разрывом отношений с СССР.

Кризис продолжался около десяти лет до момента смерти Мао Цзэдуна и смены политического курса страны. Экономическая система КНР постепенно реформировалась и становилась более открытой. Были определены зоны в районе тихоокеанского побережья, куда открыли доступ для иностранных инвестиций. Китай все сильнее втягивался в мировые рыночные отношения, наращивая объемы экспорта произведенной продукции.

Текущее состояние

Постепенно Китай вышел на лидирующие роли в мировой экономике, а выделенные зоны вдоль тихоокеанского побережья существенно опередили внутренние регионы страны по уровню экономического развития. Велики темпы урбанизации населения и внутренней миграции из бедных внутренних регионов в экономически развитые.

Влияние государства на предприятия постепенно снижается, открывая новые возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Для промышленности характерна трансформация в сторону улучшения качества выпускаемой продукции и поднятия уровня материально-технического обеспечения. Развитие экономики сказалось не только на промышленности, но и на сельском хозяйстве, а также на финансовой сфере: появилась полноценная банковская отрасль и развитые фондовые рынки.

Перспективы развития

Характерная тенденция экономики Китая последних лет – снижение темпа роста ВВП. Показатель инфляции держится выше установленной правительством цели, что говорит о недостаточной эффективности мер по регулированию. Наибольшее опасение вызывает отрасль недвижимости, в которой показатели строительства в два раза превышают продажи. Значительная роль Китая в мировой экономике определяет степень влияния внутренних потрясений на мировой рынок.

Преимущества

Среди основных преимуществ китайской экономики выделяют следующие:

  • крупнейшие трудовые ресурсы;
  • множество неразработанных полезных ископаемых;
  • вложения в научно-исследовательские разработки;
  • значительные государственные сбережения;
  • сильный банковский сектор;
  • развитый фондовый рынок;
  • баланс между плановой и рыночной экономикой.

Пятая часть мирового населения сосредоточена в Китае, что определяет низкую оценку труда и преимущество перед остальными странами. Китайские рабочие отличаются высокой мотивацией и строгой дисциплиной, что позволяет успешно осуществлять производственную деятельность многим иностранным компаниям.

Наличие огромных запасов полезных ископаемых дает возможность иметь внутренние резервы на случай снижения импорта сырья. Экономика Китая не носит сырьевой характер, что делает ее более гибкой к последствиям сырьевых кризисов. Среди полезных ископаемых выделяются редкоземельные металлы: молибден, ванадий, сурьма. На долю Китая приходится более трети их мировых запасов, а объем добычи составляет более 90% от мирового уровня.

Существенные вложения в научно-исследовательскую деятельность позволяют повышать уровень выпускаемой продукции, а также компетентность местных специалистов. В настоящее время в Китае существует тенденция на собственные опытно-конструкторские разработки. Доля вложений составляет 2% от ВВП – показатель, близкий к самым развитым странам.

Низкая налоговая нагрузка на предприятия позволила обеспечить Китай существенными накоплениями, которые составляют половину ВВП. В финансовом секторе страна представлена четырьмя банками, входящими в десять ведущих мировых банков по активам и размеру капитала. Также в мировую десятку лидеров входят две китайские фондовые биржи, благодаря которым экономика получает инвестиции до 100 миллиардов долларов каждый год.

Правительство Китая умело балансирует между плановой и рыночной экономикой, поддерживая и контролируя отрасли, оказывающие влияние на жизнеспособность государства. Прочие отрасли регулируются по методам рыночной экономики, причем их количество постепенно увеличивается. Государственный контроль позволяет сдерживать отток частного капитала за границу, а отказ от привязки курса юаня к доллару направлен на последующее превращение национальной валюты в мировую.

Недостатки

Недостатки экономической системы КНР тесно связаны с ее преимуществами:

  • перенаселенность;
  • дисбаланс в развитии регионов;
  • энергетика;
  • транспорт;
  • инфляция.

Правительственная политика регулирования рождаемости привела к сдерживанию темпов роста населения, а в будущем грозит значительным увеличением среднего возраста. Значительная часть граждан, требующих содержания, будет старше трудоспособного возраста.

Выделение специальных зон позволило не только поднять экономику в целом, но и создать дисбаланс развития регионов. Наиболее развитые области расположены у тихоокеанского побережья на юго-востоке страны. Существенный экономический рост данных регионов способствует значительной внутренней миграции и еще большему ухудшению ситуации во внутренних областях.

Правительство предпринимает меры по исправлению ситуации, реализуя инфраструктурные проекты. Транспортная доступность и связность страны до сих пор является одной из важнейших проблем Китая. Несмотря на колоссальные усилия и лидерство по протяженности высокоскоростных автомобильных и железных дорог, транспортная сеть все еще не удовлетворяет нуждам страны.

Риск энергетического кризиса связан с высокой долей потребления энергоресурсов, направленных на обеспечение промышленных нужд и жизнедеятельности. Более двух третей энергетического сектора составляет уголь, по потреблению которого Китай опережает в несколько раз других крупнейших потребителей. При этом запасы угля в КНР ниже, чем в США и России.

Несоответствие целевым показателям по уровню инфляции сказывается на внутренних сбережениях, которые постепенно снижаются. Вместе с этим снижается и уровень спроса, что говорит о перенасыщении рынка и возможном кризисе перепроизводства.

Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2020 году

Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США.

Особенности экономико-географического положения

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Пройдите социологический опрос!

Характеристика и структура экономики Японии

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

На тот момент флагманом индустрии Японии являлась легкая промышленность. Сегодня приоритетной стала также тяжелая промышленность. В особую нишу была выделена сфера наукоемких разработок. В совокупности с высоким уровнем экспорта, низким безработицы, страна по ВВП уверенно держит третье место в мире.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2020 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2020 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2020 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Формирование государственного бюджета

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2020 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Рекордно высокая сумма – 31,884 трлн иен (около 300 млрд долл.) – будет направлена на социальные нужды, стремительный рост которых обусловлен старением населения Японии.

Кстати, по этой причине в марте 2020 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2020 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Что производится в Японии

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

О том, что представляет собой банковская система США расскажет статья “Как иностранцу открыть счет в банке США“.

Сфера промышленности

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

Одна из основных статей японского экспорта – продукция автомобилестроения. Всему миру известны транспортные средства марок “Мицубиси”, “Судзуки”, “Ниссан”, “Тойота”, “Хонда”, “Мазда”.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Сельскохозяйственная отрасль

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

Традиционными промыслами для Страны восходящего солнца со времен неолита являются рыболовство и переработка морепродуктов.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Читайте также:  Экономика Италии в 2019-2020 году: ВВП, характеристика, структура и особенности развития

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

Вся основная информация о Национальной японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) – ведущем мировом перевозчике, который выполняет регулярные международные и внутренние рейсы в 125 аэропортов по всему миру – представлена в статье “Japan Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний Азии“.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Уровень занятости населения

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2020 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

Важное значение для экономики страны имеет коэффициент занятости трудоспособного населения. Рассчитывается он по следующей формуле:

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2020 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

Япония – страна долгожителей. Представители местного населения готовы трудиться и после достижения пенсионного возраста.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

Более подробную информацию о пенсионной системе КНР предоставляет статья “Пенсия и пенсионная система в Китае“.

Особенности структуры экспорта и импорта Японии

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

О том, как можно приобрести качественный автомобиль японского производства расскажет статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2020 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

Заключение

В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.

Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.

Рассказ о Японской экономике: Видео


6 ключевых задач экономики Китая в 2020 году

Москва, 12 марта – “Вести.Экономика”. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян обнародовал отчет о работе правительства на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

Ниже расскажем об основных вопросах, которые премьер Госсовета указал в своей речи.

1. Неясный прогноз

Правительство прогнозирует “более сложные и комплексные” риски и вызовы “как прогнозируемые, так и непрогнозируемые”, и Китай должен быть “готов к серьезным битвам” в этом году.

Правительство установило целевой рост на уровне от 6,0% до 6,5%, что дает Пекину относительную свободу в том, как справиться с этой неопределенностью.

Пекин также установил более высокий уровень соотношения дефицита к ВВП: 2,8% в 2020 г. по сравнению с 2,6% в 2018 г.

Правительство признает, что “торговые разногласия” с США оказали негативный эффект на бизнес в Китае и ожидания рынка, однако Пекин “должным образом” работает с этими разногласиями.

2. Сокращение налогов

Правительство объявило о сокращении НДС на 3 процентных пункта для промышленников до 13%. Это значительное сокращение налогов.

Ставка НДС для строительных и транспортных компаний также снизилась на 1 процентный пункт до 9%.

Снижение ставки НДС является частью более широкой программы по оказанию помощи китайскому бизнесу, особенно промышленному сектору, который очень важен для занятости и социальной стабильности.

Другие меры включают в себя снижение требований для работодателей совершать выплаты в пенсионные фонды, сокращение платы на автомагистралях и сокращение цен на коммунальные услуги.

Ставки по оплате промышленного использования электричества будут сокращены на 10% в 2020 г., при этом ставки по оплате широкополосного интернета будут снижены на 15%, а по оплате мобильной связи – на 20%.

3. Пожилые и молодые

Правительство пытается улучшить систему социального обслуживания в 2020 г., особенно сферу здравоохранения и образования, которые в последнее время подвергались критике со стороны общества.

Правительство пытается убедить население в том, что их интересы не будут ущемляться даже несмотря на то, что правительство сокращает расходы, а страну в будущем ждут определенные сложности.

На большинство медицинских страховок покрытие по счетам на медицинские услуги вырастет с 50% до 60%.

Правительство также стимулирует инвестиции в уход за пожилыми людьми и ясли.

Правительство также пообещало, что процесс надзора за лекарствами и вакцинами будет активизирован, а нарушители понесут серьезное наказание.

Такое заявление было сделано, после того как в прошлом году страну потрясли сразу несколько скандалов, связанных с вакцинацией.

4. Оборона

Согласно бюджету Китая финансирование обороны Китая в этом году вырастет на 7,5%. Это будет четвертый год подряд, когда рост расходов на оборону будет менее 10%.

Рост расходов на оборону ниже прошлогоднего, который составлял 8,1%. Однако прогресс китайского оборонного комплекса вызывает обеспокоенность у зарубежных стран, особенно на юго-востоке Азии, которые обеспокоены развертыванием Вооруженных сил Китая в Южно-Китайском море.

США внимательно следят за военными расходами Китая, особенно в связи с технологическим развитием Китая и с расширением своего присутствия за рубежом.

Ли заявил о том, модернизация будет и дальше развиваться и будут предприниматься действия для повышения боевой готовности страны.

Армия станет силой, которая будет “защищать национальный суверенитет Китая, его безопасность и интересы”.

5. Никакого Made in China 2025

Фраза “Made in China 2025”, стратегия Китая, которая вызывает подозрения со стороны США и Европы, появилась не в правительственном отчете 2020 г., это амбиции Пекина по обновлению промышленности.

Ли заявил, что Китай будет ускорять процесс “выстраивания мощной промышленной страны”.

В частности, Китай будет стимулировать развитие промышленности и технологические инновации.

6. Высокая задолженность

В свете сокращения налогов, снижения темпов роста экономики и высокого уровня государственных расходов на инфраструктуру правительство решило наращивать задолженность.

В частности, Китай позволит местным правительствам выпускать облигации на суммы до 2,15 трлн юаней ($320 млрд) на “специальные цели” – это облигации, которые не считаются государственным долгом.

Этот объем на 800 млрд юаней выше, чем запланированный объем в 2018 г., но ниже рыночных ожиданий.

Китай также продолжит разрешать местным правительствам выпускать генеральные облигации, чтобы заменить другие формы долга, так чтобы местные власти могли платить более низкие проценты по своим долгам.

Что скрывается за замедлением роста китайской экономики

Мировая экономика рискует замедлиться еще сильнее в 2020 году. Об этом уже предупреждал МВФ, ЕЦБ и недавно заявила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чей прогноз составил 3,3% на этот год против 3,6% в прошлом. Этому поспособствуют торговые войны, торможение роста развивающихся рынков и особенно замедление роста экономики Китая.

«Глобальная экономика сталкивается с самыми серьезными препятствиями», — заявил, в частности, главный экономист ОЭСР Лоренс Бун. «Более резкое замедление в любом из основных регионов может подорвать экономическую деятельность во всем мире, особенно если это распространится на финансовые рынки», — сказал он, особо отметив экономическую «уязвимость Европы и Китая».

В этой связи особенную обеспокоенность вызывает ситуация в КНР. Накануне власти Китая снизили целевой показатель по темпам экономического роста. Ориентир роста ВВП на 2020 год установлен в диапазоне 6-6,5%, тогда как в прошлом году цель закрепилась на уровне «около» 6,5%. Новая нижняя граница в 6% представляет собой минимальные темпы роста ВВП почти за три десятилетия.

Решение власти объясняют желанием стабилизировать замедляющуюся экономику, на которую негативно воздействуют высокий уровень долга и торговая война с США. Темпы роста ВВП Китая достигли минимума за последние 28 лет — в 2018 году экономика выросла всего на 6,6%. В этом году ОЭСР прогнозирует ухудшение ситуации и рост в 6,2%.

Замедление экономического роста в Китае по-разному повлияет на различные регионы мира. В странах, зависящих от экспорта товаров, таких как Австралия, Бразилия, Канада и Индонезия, ситуация в Китае может оказать негативное влияние на рост ВВП, так как спрос замедляется. В любом случае, мировой экономике придется подстраиваться к этим измененям. За последние несколько лет страна стала крупнейшим источником глобального экономического роста.

Последствия войны

Одна из ключевых причин замедления — торговая война с США. Это противостояние наносит президенту Си Цзиньпину удар по самому чувствительному месту — по стремлению сделать Китай сверхдержавой, пишет Die Welt.

В редкий момент признания слабости со стороны китайского государства премьер-министр Ли Кэцян отметил, что торговая война с Соединенными Штатами имела отрицательное влияние на экономику. Торговые трения между Китаем и США «оказали негативное влияние на производственные и деловые операции некоторых компаний и на ожидания рынка», сказал он. Страны обменялись введением пошлин на импорт разных групп товаров на общую сумму $360 млрд.

«Давление на китайскую экономику продолжает усиливаться, замедление роста и рост эффективных инвестиций не дают импульса», — заявил премьер-министр Китая.

Его слова Business Insider назвал нелогичными, учитывая новости о том, что Пекин и Вашингтон близки к заключению торговой сделки. Пекин предлагает снизить тарифы на сельскохозяйственную, химическую, автомобильную продукцию и другие товары из США. Вашингтон в свою очередь рассматривает возможность отмены большинства, если не всех, санкций, наложенных на китайские товары в прошлом году, пишет The Wall Street Journal.

О сделке может быть объявлено уже на встрече Дональда Трампа с Си Цзиньпином 27 марта.

В январе Китай сократил экспорт в США на 2,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до $36,54 млрд, тогда как импорт из США рухнул на 41,2%, до $9,24 млрд.

Даже если обе стороны заключат торговую сделку, неопределенность, порожденная всем этим противостоянием, неизбежно будет иметь неблагоприятные долгосрочные последствия, пишет The Diplomat.

«Долговой айсберг»

Пекин, как правило, крайне неохотно признает экономическую слабость, и слова Ли говорят о серьезности ситуации в экономике, отмечает Business Insider. Дело в том, что экономика КНР сталкивается не только с внешними препятствиями, но и с внутренними проблемами.

По оценкам S&P, размер забалансовых долгов китайских муниципалитетов может превышать $6 трлн. В основе роста задолженности лежит финансовая неустойчивость. Китайские муниципалитеты создавали финансовые организации для выхода на долговые рынки. Деньги требовались для финансирования инфраструктурных проектов, которые и должны были служить росту ВВП. Однако к концу 2017 года долг таких компаний достиг 60% ВВП Китая. Дефолт этих финансовых учреждений может дорого обойтись экономике Китая, также как и борьба с таким финансированием может замедлить экономический рост.

Читайте также:  Экономика Австрии: промышленность и сельское хозяйство в 2019-2020 году

В 2018 году, чтобы выправить ситуацию, Китай разрешил муниципалитетам выпускать облигации — это должно решить проблему внебалансовых займов. Кроме того, правительство проводит строгие банковские реформы и контроль за теневыми операциями.

Реальный размер долга может во много раз превышать официальные оценки, отмечали в S&P, говоря о «долговом айсберге». Так, по официальной статистике на конец 2018 года долг местных администраций в Китае составил не $6 трлн, а $2,74 трлн, заявил на этой неделе министр финансов КНР Лю Кунь. По его словам, в совокупности государственные обязательства к выплате составляют $4,96 трлн или 37% от ВВП Китая.

Бьет по экономике и слабый внутренний спрос. На его фоне инфляция замедляется — рост цен производителей в Китае в январе оказался минимальным с сентября 2016 года. При этом риски дефляции могут негативно повлиять на слабые корпоративные прибыли. По итогам 2018 года индекс потребительских цен в Китае вырос на 2,1%.

Инвестиционная активность отражает замедление показателей. Так, инвестиции в основные китайские фонды в 2018 году выросли на 5,9%, до 63,56 трлн юаней. Хотя в 2017 году инвестиции увеличились на 7,2%, до 61,3 трлн юаней.

Таким образом, последние данные показывают потерю импульса в трех двигателях второй по величине экономики мира — экспорте, инвестициях и потреблении, пишет The Washington Post.

Скрытые слабости

Замедление темпов экономического роста в Китае начинает давить на некоторые из крупнейших в мире предприятий, пишет CNN. Американский производитель строительной техники Caterpillar (CAT) заявил, что самая большая потеря прибыли за последние десять лет частично объясняется снижением спроса в Китае. Производитель оборудования Stanley Black & Decker (SWJ) также подчеркнул ослабление спроса в строительной отрасли Китая.

В январе Apple напугала мировые рынки, заявив, что ожидает ослабления китайской экономики, а это ухудшит показатели продаж компании. Генеральный директор Тим Кук в письме к инвесторам заявил, что компания была ошеломлена «масштабами экономического замедления». Китай чрезвычайно важен для Apple, поскольку обеспечивает около 15% доходов компании в мире, отмечает CNN.

При этом правительственные данные «не отражают того, что происходит в экономике Китая», цитирует Bloomberg главу исследовательской компании China Beige Book Леланда Миллера. Речь идет о «гораздо более существенной слабости, и это проблема, потому что этого не видят инвесторы».

Вместе с тем правительство Китая активно применяет меры стимулирования и поддержки некоторых секторов экономики, одновременно борясь с теневыми долгами и ужесточая надзор за банками.

«Специфическая экономическая и финансовая система Китая снижает риск кризиса или резкого замедления роста. Скорее всего, мы увидим контролируемое замедление роста», — считает ведущий экономист Oxford Economics Адам Слейтер.

Одними из главных вызовов для китайских властей на протяжении многих лет являются бедность и загрязнение и окружающей среды. В условиях спада, власти продолжат бороться с этим явлениями, выделив на борьбу с бедностью $18,8 млрд, а на охрану окружающей среды — почти $9 млрд.

Экономика Китая

Китайская Народная Республика занимает второе место среди стран мира по экономическому уровню развития в 2018-2020 году. Опередить восточную страну смогли только США. А с 2014 года Китай находится на первом месте по ВВП, согласно паритету покупательной способности.

Доля крупнейших 15 стран в общемировом ВВП (по ППС) по данным МВФ

Статью «Рейтинг экономики развитых стран мира» можно прочитать на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Общая информация

Лидерство Китая по промышленному производству в начале XXI века не оспаривается ведущими мировыми державами.

Добыча полезных ископаемых осуществляется в мировых масштабах. Недостатка нет ни в чем. Добывается газ, нефть, руда, уголь, уран и др. Причем некоторые металлы почти не разрабатываются в других странах.

В большинстве отраслей промышленности Китай имеет мировое лидерство. Поднебесная в особо крупных размерах производит автомобили, менее чем за 10 лет было выпущено до 20 млн машин. По этому показателю она опережает и Японию, и США.

В то же время высокие показатели промышленности сильно бьют по сельскому хозяйству, где многие люди остаются без работы. Негласно правительство Китая побуждает безработных граждан эмигрировать в поисках лучшей жизни. Об уровне безработицы в Китае можно узнать пройдя по данной ссылке.

Студенты с высоким уровнем знаний могут позволить себе учиться в высших учебных заведениях за рубежом, например, в Америке или Японии.

Валюта Китая

Среди местного населения валюта страны носит название «жэньминьби», то есть ‘народные деньги’. Однако во всемирном масштабе ее называют «китайский юань». А также ходят «копейки» — цзяо (1 юань = 10 цзяо).

Обозначение юаня идентично японской валюте — ¥. Курс регулируется Народным банком Китая.

Многие экономические эксперты считают, что КНР специально занижает курс юаня на 30–40 % для того, чтобы сделать китайские экспортные товары более востребованными.

Страны с высоким уровнем развития требуют, чтобы валюту освободили, сделав ее полностью конвертируемой, а не частично, как сейчас. Китай постепенно меняет свою политику в отношении юаня, но вряд ли можно ожидать кардинальных реформ в ближайшее время.

Экономика по отраслям

Сельское хозяйство

Высокое место в экономическом состоянии страны в 2020 году занимает сельское хозяйство. Причем Китай в чрезвычайно больших объемах как производит продукцию, так и потребляет ее.

В данной отрасли задействовано свыше 300 млн человек. Хотя эта область имеет достаточно проблем, цифры прибыли с каждым годом растут.

Пустующих земель в стране нет — все заняты под выращивание культур. Однако пригодный грунт составляет всего 10–15 % территории Китая.

Многие земли не орошаются, что создает дополнительные трудности. Кроме того, отсутствуют высокоразвитые технологии агрономии, в этом страна отстает от других.

Почти четверть полей отданы под выращивание риса. По производству этой культуры Китаю нет равных в мире. Другими популярными растениями среди фермеров являются кукуруза, злаки, соя, картофель, табак и чай.

Китайцы активно занимаются и разведением скота. По количеству доступного свиного мяса, кур и яиц страна находится на лидирующих позициях во всемирном масштабе. На конвейер поставлен и вылов рыбы, и разведение определенных ее видов в прудах.

Развитие промышленности ослабляет сельское хозяйство. Только половина жителей деревни занимается привычным делом, другие же ездят в города на заработки. Отрасль экономики занимает всего 13 % валового внутреннего продукта республики.

Добывающая промышленность

По запасам угля Китай доминирует в мире в 2018-2020 году. Лидерство было достигнуто в 2010 году, когда удалось обойти США, добыв 3,2 млрд тон черного золота. В 2004 году правительство заключило договор с Южно-Африканской Республикой по сжижению угля.

Добыча нефти тоже приносит хорошие плоды. В 2003 году Китай перешел на вторую строчку по масштабам ее импорта. В 2006 были обнародованы цифры доступной нефти страны — 18 млрд баррелей.

Ожидается, что через несколько лет запасы возрастут на 10 %. Китай планирует отказаться от импортной нефти, прилагая больше усилий, чем раньше по ее добыче. Как и газа.

В 2010 году стало ясно, что сам Китай не может обеспечить все население и предприятия газом. Не хватало 20 млрд кубометров. Через пять лет число дефицита удвоилось. С 2006 года Австралия и Китай стали партнерами, и начались поставки сжиженного газа.

Промышленность Китая на карте

В то же время в 2009 году был открыт терминал в Шанхае, а через два года — в Цзянсу и Ляонине. Спрос на газ растет с каждым годом, что стимулирует к активной работе и улучшению добычи ресурса.

В 2014 году между Китаем и Россией было достигнуто соглашение о постройке газопровода «Сила Сибири».

Энергетика

1980 год стал вехой в энергетической сфере. Резко вырос уровень потребления энергии и, как следствие, увеличилось производство. Большую часть ресурсов производят тепловые электростанции, а это 80 %. На гидроэлектростанции приходится 17 %, а всего лишь 2 % энергии вырабатывают атомные станции.

Энергетика Китая обладает большим потенциалом, который так и не удается использовать максимально. Главной трудностью является удаленность источников от потребителей. Ведь большинство станций находится на западе и севере страны, тогда как ресурсы отправляются на прибережную часть.

Руководство КНР поэтапно пытается использовать экологическую энергетику. Большинство станций функционирует на угле, который дает до 75 % всей энергии, однако это число постепенно снижается. Уголь вытесняется нефтью и газом, на добычу которых выделяется все больше средств.

Атомная энергетика активно развивается. Согласно плану правительства, до 2020 года ежегодно должно добавляться до 1,8 ГВт дополнительных мощностей в энергосистему. В конце проекта мощность всех АЭС страны должна быть равной 40 ГВт. За последнее время начали функционировать новые станции общей мощностью 6,7 ГВт.

Китай обнародовал планы развития атомной энергетики на 2020 год

Возобновляемая энергетика

За 2012 год гидроэлектростанциями было выработано электричества 800 000 ГВт ч в год. Ветровые станции дали 100 000 ГВт ч, а атомные блоки — 98 000 ГВт ч.

Китай серьезно работает над внедрением альтернативных источников энергии. Например, планируется запустить более 10 ветряных электростанций, которые должны выдавать мощность около 100 мегаватт.

Суммарная установленная мощность солнечных и ветровых электростанций Китая превысила 350 ГВт

Сейчас осуществляется строительство фотоэлектрических электростанций, а также привычных гидроэлектростанций. На сегодняшний день первые дают мощность в 16 ГВт, а вторые — 200 ГВт. Через несколько лет, по прогнозам, общая мощность будет составлять 500 ГВт.

Промышленность

Вместе со строительством промышленность занимает примерно 47 % ВВП. Более 22 % рабочей силы трудится именно в этой сфере. Производство Китая выделяется на фоне других государств и занимает почти 20 % всей мировой промышленности. По многим показателям Китай опередил США.

В отрасли производства КНР входят такие сферы:

  • Электроника.
  • Переработка ископаемых.
  • Ядерная энергетика.
  • Космонавтика.
  • Авиация.

Причем 30 % всего производства принадлежит непосредственно государству. Главным образом КНР контролирует тяжелую промышленность, военное производство и разработки космонавтики.

Выпуск автомобилей и компьютеров занимает основное место в промышленности Китая. Причем высокий мировой статус достигается как благодаря большому количеству потребителей, так и масштабу производства.

Практически половину мирового экспорта осуществляет Китай. Металлы активно отправляются на экспорт, так что заводы работают в интенсивном графике. Кроме того, страна обеспечивает других текстилем и одеждой.

Сфера услуг

Сфера услуг Китая в 2020 году является довольно скромной отраслью экономики. Показатели прибыли в ней уступают многим странам, которые развиваются и имеют подобный уровень жизни. Поэтому правительство внедряет реформы для улучшения сферы услуг, что поможет обеспечить большинство китайцев работой и выведет государство на новый уровень.

В 2009 году было решено увеличить инвестиции сферы услуг более чем на 33 %. За тот год продажи выросли на 15 %. Планируется, что за ближайшие годы доля добавленной стоимости сферы услуг в ВВП увеличится с трети до 1/2.

Сфера обслуживания в Китае в 2020 году представлена следующими заведениями:

  • Питания.
  • Розничной торговли.
  • Гостиничного дела.
  • Информатики.
  • Рекламы и другими.

Появляется много магазинов и торговых центров. Основная прибыль идет от продаж одежды, обуви, игрушек. А также особым спросом пользуется офисное и телекоммуникационное оборудование.

Транспорт

Длина железной дороги Китая составляет 91 000 км. По ее протяжности Поднебесная уступает лишь США. Большинство граждан страны путешествует именно железнодорожным транспортом.

Почти половина пути прошла электрификацию. Железные пути Китая имеют стандартный размер 1435 мм. В соседних странах он отличается, поэтому на границе меняют колесные пары. Только поездки в Северную Корею не требуют подобной процедуры.

Карта высокоскоростных железнодорожный линий в Китайской Народной Республике

Сейчас много усилий прилагается к модернизации железной дороги для высокоскоростных поездов (со скоростью 350 км/ч). А также планируется проложить путь в такие страны, как Лаос и Мьянма.

На сегодняшний день в 15 городах функционирует метро, в некоторых уже начато строительство, другие только в планах. Потенциально вскоре данный транспорт будет доступен в 50 городах Китая. Наиболее примечательные линии метрополитена находятся в таких крупных городах:

В 2005 году в Китае было 3,3 млн км автомобильных дорог. Однако асфальтное покрытие было доступно только на трети магистралей. Остальные состоят из гравия и грунта. Основные трассы называются годао и имеют трехзначные обозначения.

Многие китайцы отдают предпочтение передвижению на автомобиле. В стране много велосипедистов, которые не готовы пересаживаться на менее практичный транспорт. На дорогах отделены специальные полосы для их передвижения.

Карта национальных автодорог Китая

Китай имеет свыше 500 аэропортов по всей стране, обслуживание производят 27 местных авиакомпаний, эксплуатируются около 1500 воздушных судов.

Для грузовых перевозок отлично подходят реки и моря. В Китае насчитывается приблизительно 2000 портов, 130 имеют международный статус.

Речных портов еще больше. В год все они принимают грузы весом свыше 1 млрд тонн.

Связь и интернет

В 1987 году стали появляться первые мобильные телефоны. Несколько лет назад свыше 1 млрд граждан пользовались мобильной связью.

Интернет становится все популярнее в КНР. Например, в 2010 году сеть использовали 420 000 человек. Однако это число составляет лишь 32 % всего населения.

Средства массовой информации представляют 7000 журналов и 2000 газет. Печать осуществляется в типографиях, которых в Поднебесной насчитывается 25 000.

Основные новости в печатном виде регулярно представляет газета «Жэньминь жибао» (‘Народная газета’). Ее издательство контролирует правительство Китая. Большим тиражом выходят и другие газеты: «Бэйцзин жибао», «Гуанмин жибао».

Си Цзиньпин поздравил газету «Жэньминь жибао» с 70-летием

Обработкой новостей занимается государственная компания «Синьхуа».

Радиовещание в Китае все еще популярно. Осуществляют его 3000 радиостанций. Основным государственным каналом выступает Центральная народная радиостанция, но каждый регион обеспечен собственной.

Доступно к прослушиванию Международное радио Китая, вещание которого осуществляется на 38 языках. ТВ государства курирует компания Центральное телевидение Китая. Доступно немало местных каналов, для туристов и гостей страны предусмотрены программы на русском и английском языке.

Наука и технологии

Правительство Китая выделяет много средств на развитие науки. Это вылилось в большие достижения по технологиям. Благодаря научным работникам удалось запустить программу по изобретению ядерного оружия и построить электростанции.

Развитие космических технологий берет свое начало в 1970 году, с запуском первого спутника. В 2003 был осуществлен пилотируемый полет в космос. Космическим кораблем «Шэньчжоу-5» управлял пилот Ян Ливэй.

Китайская космическая станция «Тяньгун-1»

В 2011 году начала свою работу орбитальная станция «Тяньгун-1». КНР неоднократно запускал летающие объекты на Луну.

Внешняя торговля

Экономика КНР во многом процветает благодаря грамотной внешней политике. Большая часть выпускаемой продукции первоначально изготавливается для экспорта в другие страны. Однако сейчас и на внутреннем рынке востребованность растет.

По объему экспорта КНР занимает первое место на мировом рынке. Благодаря внешней торговле страна получает 80 % валютных доходов. Кроме того, в подготовке и отправке экспортных товаров задействовано около 30 млн жителей государства.

Китай имеет более 182 партнеров в мире. Торговля с Японией, США и Западной Европой составляет 55 % товарооборота.

Читайте также:  Промышленность стран мира в 2019-2020 году: таблица, рейтинг, лидеры по отраслям

Сотрудничество с Российской Федерацией

Хотя Россия и Китай стабильно сотрудничают на протяжении многих лет, однако именно в последнее время товарооборот постепенно увеличивается. В 2017 году наблюдался подъем, а в 2018 был достигнут рекордный оборот свыше 100 млрд $.

Объемы поставок сырой нефти компанией «Роснефть» в Китай

Большую часть экспорта из Российской Федерации составляет нефть и минеральное топливо. В небольших объемах отправляется древесина, цветные металлы, обувь и т. д. Из КНР в Россию доставляется большое количество автомобилей и комплектующих. А также импортируются химические товары и текстиль.

Сотрудничество с Азией

Товарооборот между КНР и странами Центральной Азии в 2012 году составил почти 46 млрд $. Казахстан и Туркменистан являются главными партнерами страны. Китайские инвесторы активно сотрудничают с этими странами.

Сотрудничество Китая с Азией

Большинство инвестиций касается добычи нефти, ценных металлов и ископаемых, сельского хозяйства и различного производства.

Перевал Нату-Ла способствует крепким торговым отношениям между КНР и Индией. В 2013 году товарооборот между ними составил 65 млрд $. Стремительно развивается сотрудничество с Ираном, планируется покорить число товарооборота в 100 млрд $.

Сотрудничество с США

Два крупных государства КНР и США составляют важный двухсторонний союз в мире. В то же время в 2018 году Китай решил ввести пошлины на ввоз американской продукции. Причем число товаров вскоре достигнет тысячи, а наибольший налог составляет 25 %.

США, в свою очередь, ограничили ввоз высокотехнологичных товаров, мотивируя это угрозой национальной безопасности. Эксперты прогнозируют дальнейшие конфликты, так как страны борются за лидерство по экономическим показателям в мире.

Сотрудничество с Латинской Америкой

Оборот товаров между Китаем и Южной Америкой стремительно растет. КНР является главным партнером в сфере торговли для Бразилии, Чили и Перу. Поднебесная предоставляет государствам Латинской Америки кредиты, делает вложения в развитие промышленности и экспортирует товары.

В 2020 году экономику ждет “жесткая посадка”

Российский ВВП не будет ускоряться до президентских выборов в США

Глава Минэкономразвития трезво смотрит на перспективы экономического оживления в РФ. Фото РИА Новости

Российская экономика в ближайшие месяцы может провалиться, считают независимые экономисты. Ни один из секторов не демонстрирует сегодня ускорения, которое могло бы продолжиться и в новом году. Мало того, при относительно благоприятной внешней конъюнктуре почти все макропоказатели просто застыли. Обещанного ускорения от реализации нацпроектов в первом полугодии 2020 года ждать также не приходится. Некоторые эксперты считают, что шанс на оживление появится у российской экономики лишь после президентских выборов в США.

В ноябре темп роста российского ВВП замедлился до 1,6% в годовом выражении. В целом же по итогам 11 месяцев отечественная экономика увеличилась всего на 1,3%, следовало из данных Минэкономразвития. «Текущая динамика темпов экономического роста укладывается в ожидания Минэкономразвития России по росту ВВП в четвертом квартале и по 2020 году в целом. Вместе с тем с учетом ухудшения ситуации в промышленности и временного характера ускорения роста выпуска в других отраслях (торговля, сельское хозяйство) существует риск дальнейшего ослабления экономической активности в декабре и начале 2020 года до начала восстановления темпов роста кредитной активности и совокупного спроса», – прогнозировали в ведомстве Максима Орешкина.

Анализ широкого круга индикаторов свидетельствует о развитии негативных тенденций в экономике, соглашаются независимые экономисты. «Вероятность провала в ближайшие месяцы достаточно высокая», – считает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

В первую очередь на такую возможность указывает продолжающаяся стагнация корпоративного кредитования и набирающее обороты замедление в сегменте розничного кредитования.

Так, в ноябре рост кредитов физлицам составил 1,3% против 0,9% в октябре, следовало из данных Центробанка. В целом за 11 месяцев темп роста розничного кредитования в России замедлился до 17,4% против прироста в 21,4% за аналогичный период 2018 года.

Ужесточение ЦБ условий выдачи потребительских кредитов, в частности, уже привело к обвалу на авторынке, обращает внимание Тремасов. «В ноябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 6,4% год к году. По итогам января–ноября зафиксировано снижение продаж на 2,8% год к году. В результате ужесточения условий выдачи у населения стало оставаться меньше денег на руках, что в первую очередь ударило по спросу на товары длительного пользования, подчеркивал он в своем Telegram-канале MMI.

В ВТБ ожидают, что розничное кредитование в России в 2020 году замедлится примерно вдвое с 20% в 2020 году. «Уже сейчас это затухание становится все более очевидным», – говорил зампредправления ВТБ Анатолий Печатников. По мнению банкира, происходит насыщение рынка розничного кредитования и рост этого направления за счет новых клиентов ограничен.

Сегмент потребительских кредитов замедлится наиболее значительно – после темпов роста около 21% в 2020 году мы сможем увидеть рост лишь около 8% в 2020-м, соглашался член правления банка «Открытие» Александр Пахомов. По его словам, замедление произойдет под влиянием двух основных факторов: последовательных мер ЦБ по снижению рисков, связанных с быстрым ростом необеспеченного потребительского кредитования, а также за счет постепенного роста долговой нагрузки на россиян. В то же время сегмент ипотечного кредитования сохранит достаточно высокие темпы роста: около 15% за год по сравнению с 17% в 2020 году, не исключает Пахомов.

Россия обязалась ограничить рост
нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Другим важным фактором, по мнению Кирилла Тремасова, является замедление корпоративного кредитования. «В ноябре совокупный портфель корпоративных кредитов впервые в этом году – если не учитывать околонулевую динамику в июле – немного сократился (–0,1%)», – говорилось в материалах регулятора. Прирост за 11 месяцев составил всего 4,4%, что на 1,6 п.п. меньше, чем годом ранее, подчеркивали в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.

Собственно, вряд ли стоит ждать и самого ускорения в реальном секторе в начале следующего года, сомневаются эксперты. К примеру, в обрабатывающей промышленности уже начинается рецессия. «Данные Росстата по промышленности за ноябрь зафиксировали резкое ухудшение динамики, о чем уже давно сигнализировал PMI (индекс деловой активности. – «НГ»). Индекс промпроизводства в ноябре вырос на 0,3%, что стало минимальным значением с декабря 2017 года», – отмечал Тремасов. Как говорит эксперт, такое резкое замедление было связано с изменением динамики в секторе обрабатывающей промышленности. «Здесь после бурного роста в сентябре и октябре на 3,2 и 3,7% соответственно в ноябре была зафиксирована остановка: 0,1% год к году. Столь низкий показатель связан с провалом в машиностроении и металлургии, в то время как нефтепереработка продолжала оказывать поддержку росту», – сообщал экономист.

В то же время собственно добыча черного золота не оказывает поддержку промпроизводству. Экономисты обращают внимание на негативную динамику по добыче нефти. Так, добыча нефти с газовым конденсатом в России в ноябре составила 46 млн т, или 11,24 млн барр. в сутки, в то время как в октябре и сентябре добывалось примерно столько же – 11,24 млн и 11,26 млн барр. в сутки соответственно. В годовом выражении производство черного золота в стране в ноябре вообще показало отрицательную динамику: –1,2% против –1,6% в октябре. И вряд ли эта тенденция изменится в начале следующего года, отмечают эксперты.

Кирилл Тремасов напоминает о декабрьском соглашении ОПЕК+, по которому страны-производители договорились о дополнительном сокращении добычи. Напомним, Россия в рамках сделки пообещала снизить добычу еще на 70 тыс. барр. в сутки, то есть общая квота страны составит 300 тыс. барр. в сутки. Говоря о дальнейшем замедлении добычи, заметим, многие аналитики тогда говорили, что Россия выбила себе «бумажное» сокращение, которое может и не сказаться на реальном производстве (см. «НГ» от 08.12.19).

Так называемые опросные индексы также не вселяют надежд на улучшение картины в промышленности и по итогам декабря. Так, индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает Институт Гайдара, в декабре снижался. В 2020 году склонность российской промышленности к стагнации усилилась, подчеркивает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «И в прогнозах спроса, и в планах выпуска, и в планах найма доля ответов об отсутствии изменений увеличилась. Она достигла очередного максимума по всем трем показателям всего периода наших опросов 1992–2020 годов. Впрочем, если назвать этот результат «достижением стабилизации», то стакан станет наполовину полным, а не наполовину пустым», – рассуждает экономист.

Ничего хорошего на 2020 год не сулят и косвенные показатели. Специалисты обращают внимание на поведение такого индикатора экономической активности, как грузоперевозки. «В ноябре спад составил в годовом выражении 1,5% против нулевой динамики в октябре, объем коммерческих перевозок грузов сократился в ноябре в годовом выражении на 7,8% после падения на 4,7% в октябре. В целом за 11 месяцев грузооборот транспорта вырос лишь на 0,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а объем коммерческих перевозок грузов просел на 4,3%», – отмечал Тремасов, подчеркивая, что сегодняшний спад в этом сегменте сопоставим с кризисом 2014–2016 годов.

Хроническим также становится и снижение спроса на рабочую силу в стране. «В ноябре потребность в рабочей силе (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 1,2% в годовом выражении (в октябре было снижение на 0,8% год к году, в сентябре – на 0,4%). Годовая динамика этого показателя третий месяц подряд остается отрицательной, и это позволяет говорить уже об устойчивом тренде», – сообщил в своем Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). По его словам, переход этого индикатора в отрицательную область всегда становится предвестником кризиса в экономике.

Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) также не увидели возможности для ускорения. Они отмечают, что низкие темпы роста экономики сегодня наблюдаются «в условиях весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». В текущем году среднегодовой уровень цен на нефть составит 63–64 долл. за баррель. При этом «стоят» или медленно растут все основные компоненты конечного спроса – потребление населения, инвестиции и экспорт, обращали внимание в центре. «Сложилось прочное недоверие субъектов экономики к росту», – утверждают в ЦМАКП.

Оценки экономической ситуации менеджерами компаний уже уникально длительный промежуток времени находятся в отрицательной области, оценки ситуации населением хоть и улучшаются, но пока из отрицательной области не вышли (см. «НГ» от 19.12.19).

Эксперты «НГ» считают, что консервативная экономическая политика правительства, профицитный бюджет, санкции и относительно высокая цена на нефть не предполагают ни серьезного роста, ни впечатляющего падения экономики России в первой половине 2020 года и даже в течение всего 2020 года. «Ставка на стабильность – это рост ВВП на 1–1,5% в год, низкая до 3–4% инфляция и обилие госрасходов на инфраструктурные проекты, которые, впрочем, очень масштабны и очень далеки от завершения, поэтому не окажут заметного влияния на уровень жизни россиян ни через год, ни через два», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.

Главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков полагает, что самым сложным для экономики России в первом полугодии 2020 года будет 1-й квартал. «Из-за сезонного снижения экономической активности, а также высокой базы, темпы роста ВВП здесь самые низкие», – говорит он. И если в 1-м квартале 2020 года рост экономики поддерживался активно растущим потребительским кредитованием, то в 2020 году поддержки отсюда уже ждать не стоит, напоминает эксперт. «Кроме того, на более низкую потребительскую активность будет накладываться и худшее положение производственного сектора экономики», – продолжает аналитик.

«Единственным инструментом, который реально может помочь пройти этот сложный период не ниже 2020 года (ВВП 0,5% в 1-м квартале), это государственные инвестиции в рамках национальных проектов. При эффективном их исполнении, темпы роста ВВП в 1-м квартале будут находиться в диапазоне 0,5%–0,8%, при неэффективном исполнении упадут ниже 0,5%», – прогнозирует Быков, полагая, что во 2-м квартале 2020 года экономика РФ может выйти на темпы роста в 0,9–1,2%.

Замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова сомневается, что влияние нацпроектов на экономический рост в следующем году будет ощутимым. «Эффект от нацпроектов, даже по оценкам Всемирного банка, в 2020 году может добавить 0,1 п.п. к росту российского ВВП, но более существенный эффект (0,2–0,3 п.п.) будет заметен уже в 2021 году», – сообщает она. По мнению экономиста, позитивными факторами для экономики РФ станет низкая инфляция, высокие цены на нефть и сырье, продленная сделка ОПЕК+, стабильность мировой экономики, солидный размер средств в резервах. Стоит, правда, заметить, что в уходящем году все эти положительные факторы не слишком помогали отечественной экономике расти.

Эксперт «Финам» Алексей Калачев не ожидает провала в российской экономике в первой половине 2020 года. «Скорее будет продолжение умеренного роста, поддержанного притоком средств от финансирования нацпроектов. Как ни крути, сотни миллиардов рублей будут влиты в экономику уже в конце этого года, и в следующем году, пусть и в меньшем объеме, средства продолжат поступать. Все они должны быть «освоены», – уверен он. По мнению эксперта, стоит ожидать увеличения ВВП в пределах 1-1,2%. «Этого недостаточно для развития, но и рецессии не сулит», – подчеркивает он.

Эффект от нацпроектов, несомненно, будет, но, скорее всего, заметно меньший, чем ожидается, спорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. «Многое будет зависеть и от темпа освоения средств. В 2020 году было недоосвоено довольно много», напоминает он. Главным фактором, который определит динамику экономики РФ во всем 2020 году станет динамика госрасходов, говорит экономист.

Завкафедрой фондовых рынков факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко считает, что в первой половине 2020 года никаких особых изменений в экономике РФ ждать не стоит. «Основные события начнутся после прохождения выборов в США», – сообщает он.

«В рамках предвыборной компании в США могут написать любой законопроект», – отмечает ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков, не исключая вероятности новых санкций. «Вероятность новых серьезных санкций оцениваем как крайне низкую. Импичмент ударил бумерангом по американским демократам, которые стали терять поддержку населения в США, тогда как число тех, кто считает Трампа жертвой незаконного преследования, неуклонно растет», – сомневается директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

Да и в общем и целом влияние санкций на динамику экономики и финансовых рынков значительно ниже, чем факторы внутренней макроэкономической политики, отмечает аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин. «Динамика ВВП на 85% определяется – исходя из статистики за последние 20 лет – динамикой денежной массы и уровнем ставок ЦБ. Остальные 15% влияния делят между собой факторы бюджетно-налоговой, законодательной политики властей, геополитические факторы, внутренние факторы социальной политики, другие и, в том числе, санкции», – перечисляет он.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию