Промышленность Японии в 2019-2020 году: структура, ведущие отрасли и специализация

Промышленность Японии и ее развитие

Словно бессмертный феникс, после поражения во Второй мировой войне страна Восходящего солнца возродилась из пепла. В основном это касается экономики и промышленности Японии. После поражения 1945 года перед правительством страны стояло две задачи: устранить гиперинфляцию или бросить все ресурсы на восстановление промышленности. Естественно был выбран второй вариант, и уже через 10 лет промышленное производство страны восстановилось на 80%. Этот скачок в развитии стали называть «японским экономическим чудом».

Сегодня промышленность Японии считается одной из передовых на мировом рынке. Несмотря на высокий уровень зависимости от импортируемых ресурсов, страна Восходящего солнца может похвастаться множеством достижений в разных промышленных сегментах.

Краткий обзор

Современная промышленность Японии во многом зависит от импорта недостающих ресурсов. Повинуясь необходимости, страна сократила энергоемкое и металлоемкое производство, сосредоточив основное внимание на развитии наукоемкой отрасли. Несмотря на это в Японии хорошо развита металлургия, машино-, судо- и автомобилестроение, энергетика, химическая, пищевая и легкая промышленность.

Обсуждая кратко промышленность Японии, стоит остановить внимание и на хозяйственной промышленности. Одним из важнейших его сегментов выступает сельское хозяйство, которое производит 2% НВП и на 70% удовлетворяет продовольственные нужды жителей. Главная роль в нем отведена растениеводству, в основном выращиванию риса. Также интенсивно развивается животноводство (свиноводство, птицы, КРС). Благодаря удачному расположению японских островов в стране активно ведется рыбный промысел. Для этого дела страна обзавелась одним из крупнейших рыболовецких флотов, его численность превышает 400 тысяч судов.

Хотя на развитие хозяйства и промышленности Японии влияют частые землетрясения и цунами, это не является причиной, чтобы перестать быть лучшими. До 50-х годов прошлого века в центре промышленного потенциала была тяжелая промышленность. Сегодня активно развиваются все ее сегменты, а доля японской промышленности в мировом производстве составляет 14 %.

Металлургия

Мало кому известно, но Япония издавна промышляет черными и цветными металлами. Пожалуй, это одна из важнейших отраслей международного сообщения. В 70-х годах прошлого века металлургическая промышленность Японии достигла своего апогея – по выплавке стали страна обогнала США. Это стало возможным благодаря капитальному строительству металлургических заводов. Всего за 10 лет в стране выросло 20 новых предприятий.

Начиная с 80-х годов, в металлургии наметился спад производства из-за энергетического кризиса, количество производимой продукции не вернулось к прежним показателям, но оставалось стабильным. Сегодня Япония снабжает 15% мирового спроса на сталь. Технологическое оснащение предприятий намного выше подобных заводов передовых стран. Из 14-ти самых крупных металлургических предприятий мира 8 принадлежат Япония, что само по себе является высоким показателем.

Энергетика

Немаловажного значения в промышленности Японии занимает энергетика. Развитие этой отрасли можно разделить на 5 этапов:

  1. 1950-е годы. Основными поставщиками электричества являются ГЭС. По всей стране насчитывалось 600 станций. Но к концу десятилетия их продуктивность начала снижаться, сильно сказалось постоянное использование речных створов. Передовыми производителями энергетики становятся ТЭС
  2. 1960-е годы. Япония начала импортировать дешевую нефть, что сделало возможным строительство ТЭС по всей территории страны. Ведь раньше они строились в непосредственной близости к угольным бассейнам. К середине 70-х годов ТЭС обеспечивали 80% электроэнергии.
  3. 1970-е годы. Энергетическую отрасль промышленности Японии настиг кризис. Нефть резко возросла в цене, из-за чего были пересмотрены энергетические концепции. Нефть была заменена импортным углем, широко использовался природный газ. Построена первая геотермальная электростанция. Но основную ставку правительство поставило на быстрое развитие атомной энергетики.
  4. 1980-е годы. Развитие электроэнергетической мощности. Энергия поступает не только с ТЭС, ГЭС и АЭС, но и от альтернативных источников.
  5. 1990-е годы. Последний, перспективный, этап развития энергетики. В это время правительством было принято решение по максимуму использовать всю мощность и возможности АЭС. При этом параллельно развивать альтернативные источники энергии.

Сейчас потребление энергии Японией составляет 5% от мирового производства. В стране функционирует 39 атомных энергетических блоков. Источники нетрадиционной энергии, на которые было возложено столько надежд в 80-х-90-х годах теперь поставляют только 1% от общего энергопотребления.

Автомобили

Эта специализация промышленности Японии считается одной из самых развитых в мире. Из-за энергетического кризиса 70-х годов вырос спрос на японские автомобили, которые потребляли меньше топлива. Учёные разрабатывали машины небольших габаритов с энергетическим потреблением бензина для внутреннего рынка, но вскоре они стали востребованными на мировом рынке. К концу 80-х годов страна выпустила 10 миллионов автомобилей и к началу 90-х стала лидером среди стран, что производят автомобили. Почетное 1 место Япония удерживала на протяжении 15-ти лет. Потом вырос курс иены, и производство немного сократилось, но даже сегодня японские автомобильные заводы функционирую в разных уголках мира.

Сейчас страна находится на втором месте по выпуску автомобилей. Самыми большими концернами являются: «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Мазда» и «Мицубиси».

Машиностроение

Что касается других отраслей машиностроения, то вначале 1990-х годов они сделали уклон в наукоемкое изготовление, которое не требовало большого количества сырьевых ресурсов. Как пример такого направления можно назвать роботостроение. В конце 1980-х годов ученые предприняли первые попытки в создании робота-гуманоида. С каждым годом они совершенствуют свои наработки. В результате у них получился современный робот-андроид АСИМО, который обладает зачатками первого в мире искусственного интеллекта.

Немало усилий было приложено для усовершенствования изготовления металлорежущих станков, которые с 1982 года являются лидерами на мировом рынке. Первые позиции занимает Япония и в выпуске бытовой электроники. Стоит отметить, что в начале 60-х годов здесь практически не производили продукции подобного рода, но уже в 1993 году доля микроэлектроники и бытовой техники на рынке составила 46%.

Не отошли на второй план и традиционные специализации промышленности Японии. Так, судостроение все еще остается сегментом международной специализации. Поставка судов на всемирный рынок составляет более 28%.

Авиастроение

Только в 1960-х годах этому сегменту начали уделять достаточное внимание в Японии. Развитие промышленности в области авиации и ракетостроения, несмотря на небольшой выпуск продукции, специалисты считают главным базисом экономики в ближайшем будущем.

В конце 60-х годом специалисты в области авиастроения начали разрабатывать собственную модель летательного аппарата. 1973 год ознаменовался созданием первого, отечественного, ультразвукового самолета Т-2. Эта модель стала прототипом для конструирования истребителя Ф-1.

За многими показателями этот сегмент уступает авиаракетному производству стран Европы и США. Однако он является основной составляющей военного потенциала страны. Половина заводов авиаракетной промышленности заняты в изготовлении продукции предназначенной для военных целей.

Электроника

Важно уделить внимание такой отрасли обрабатывающей промышленности Японии как электроника. Правительство выражает огромную поддержку заводам по выпуску электронных изделий. Так как, производство любых приборов основывается на экспериментально-научной работе, то это требует огромных материальных затрат. Тем не менее, они окупаются.

На международном рынке высоко ценится такая продукция как приборы для аэрофотосъемки, микроскопы, микросхемы, видеокамеры, фотоаппараты, навигаторы, медицинское оборудование. Она отличается высоким качеством и в большинстве своем оснащена человеко-понятным управлением (ЧПУ).

Химическая промышленность

Одна из главных промышленностей Японии. Некоторые ее производства (косметические средства, лакокрасочные, технические масла и лекарственные препараты) существуют уже давно. Новый виток развития в химическое производство получило, когда начали активно перерабатывать отходы лесного хозяйства и металлургии.

В 1960-х годах началось производство нефтехимии. Это дало возможность создавать синтетические продукты. Их можно было использовать как новый вид сырья с низкими ценами. Япония считается одним из крупнейших производителей соды, серной кислоты, аммония сульфата, синтетических смол, пластмассы и каучука, искусственного волокна.

Не обделена вниманием экспертов и область биохимических исследований: лекарственные препараты, средства по защите аграрных растений, витамины и кислоты, составляют добротную часть экспортной продукции.

Легкая промышленность

Сферы легкой и пищевой промышленности стали первыми, кого зацепила индустриализация ХХ века. Техническая реконструкция больших предприятий заметно отразилась на текстильном производстве, которое ежегодно опережает Европу и США объемам товарооборота. Для работы используется отечественные химические волокна, а также импортные хлопок и шерсть.

Важное место занимает изготовление керамики. В современных реалиях это не только дань культурным традициям, но и достаточно выгодное дело, ведь на территории Японии обнаружено 170 каолиновых месторождений. В стране также стремительно и результативно развивается деревообработка. По состоянию на 2015 год в Японии функционирует более 30 000 лесопильных и фанерных заводов.

Сельское и лесное хозяйство

Важную позицию в экономике занимает сельское хозяйство, что обеспечивает основную часть продовольственных запросов. В целом оно держится на мелких землевладельцах, основная часть которых женщины или пенсионеры.

55% всех посевных площадей отведен под рис, который составляет основу ежедневного рациона. Садоводство развивается согласно установившемся традициям: в субтропических регионах выращивают цитрусовые, чай и тутовник; на севере и возвышенных районах – яблоки.

Производство товаров животного происхождения все еще отстает от спроса, хотя с 1960-х годов количество этой продукции увеличилось более чем на 70%.

Площадь лесов на территории страны в 5 раз выше, чем территория земель отведенных для сельскохозяйственных нужд. Поэтому много крестьян заняты не только в сельском, но и лесном хозяйстве, которое удовлетворяет 50% рыночного спроса.

Рыболовство

Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония – это, прежде всего, рыболовное государство. Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.

Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.

И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.

Экономическая структура Японии (стр. 1 из 2)

Структура экономики Японии

Отраслевая структура экономики Японии: сфера услуг — около 70%; промышленность — около 25; сельское, лесное и рыбное хозяйство — около 5%. В 1980—1990-е годы в ВВП Японии сократилась доля продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки и других отраслей. Высокими темпами начали развиваться электроника и сфера услуг. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, бытовой электроники, промышленных роботов — основные направления капитальных вложений японских предпринимателей. Целью инвестиционной политики Японии является не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19% ВВП.

Промышленность. Добыча продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Обрабатывающая промышленность Японии имеет следующую структуру (% ко всей промышленности): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая — 12, пищевая — 10,8, лесная, бумажная — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, стройматериалы, фарфор и фаянс — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к росту и подразделяется на: общее машиностроение, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, точные приборы и др.

Электротехника Японии получила мировое признание. Включает бытовую электротехнику, робототехнику, производство компьютеров. Является крупнейшей подотраслью машиностроения. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в быту.

Автомобилестроение. Япония занимает второе место в мире после США по количеству выпущенных автомобилей (опережает по количеству легковых и уступает по грузовым и автобу-1 сам). Ориентирована на вывоз производства за национальные! границы (в основном в азиатские страны).

Судостроение (около 30% объема мирового производства судов) — второе место после Республики Корея. Преобладает производство судов для международных сообщений.

Металлургия подразделяется на три группы: черная, цветная и производство металлоизделий. Один из мировых лидеров по производству стали. Кроме железной руды, Япония активно использует для ее производства вторичное сырье.

Легкая промышленность представлена текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленностью. Осуществляется производство лекарств.

Пищевая промышленность Японии имеет некоторые особенности. 1. Существует ряд специфических (традиционных) видов пищи, производство которой почти невозможно заменить импортом. 2. Пищевая индустрия Японии производит продукцию высшей степени готовности. 3. Широко применяются заменители соли, сахара, жиров и т.д. (популярны малокалорийные продукты). Объем производства пищевых продуктов имеет относительно устойчивый характер, поскольку они в основном предназначены для внутреннего потребления и мало идут на экспорт.

Химическая промышленность является наукоемкой отраслью. Важную роль в ней играет нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционной, но переживает трудности (из-за недостатка древесины и необходимости в связи с этим использовать вторсырье).

Строительство — особая отрасль в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости в связи с этим осуществлять инженерно-строительные работы, которые в основном инвестируются государством). Скорость, аккуратность и высокое качество являются нормой.

Сельское хозяйство. Обрабатываемые площади занимают 15% территории страны. Отрасль обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в продовольствии за счет интенсификации сельскохозяйственного производства и, следовательно, роста инвестиций в отрасль. Направления интенсификации — рациональное использование земли, удлинение сезонности производства, механизация и химизация. Однако в последние годы происходит заметное снижение уровня самообеспеченности продовольственными ресурсами и рост их импорта. Япония — крупнейший импортер продукции сельского хозяйства, особенно зерна и кормов (60% продовольственных ресурсов).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (площадью 1,2 га).

Растениеводство. Главная зерновая культура — рис (10— 12 млн т), на нее приходится более 50% посевов, затем идут пшеница, соя, овощи.

Животноводство играет в Японии не столь важную роль, как выращивание риса. Японцы по сравнению с жителями западных стран значительно меньше потребляют мяса и молочных продуктов. Однако в последнее десятилетие роль животноводства значительно возросла. Особенно быстро развивается; , свиноводство и бройлерное птицеводство.

Традиционно развито рыболовство, роль отрасли постоянно; возрастает. Рыба, как и рис, остается основным продуктом питания. По улову рыбы Япония занимает второе место в мире после КНР, по потреблению рыбы — второе место после Исландии.

Одна из серьезных проблем дальнейшего развития сельского хозяйства Японии — изменение структуры населения. Во-первых, в целом сокращается количество занятых в отрасли; во-вторых, увеличивается доля граждан старше 60 лет. Заметно сокращается число крестьянских хозяйств, действующих для коммерческой цели.

Вторая проблема — необходимость совершенствования технологий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовое и тепловое хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги (сфера «сабис» — «индустрия сервиса»), иностранный туризм и др. В ней занято 63,7% работающих.

Сфера сабис — «индустрия сервиса» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей Японии (не только в секторе услуг, но и во всей национальной экономике) и по объему производства равна всей обрабатывающей промышленности в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

На долю Японии приходилось в 2004 г. более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли равен примерно 11,2% мирового товарооборота.

В начале ХХ I в. для экономики Японии характерна следующая структура: на долю сельского хозяйства, лесной промышленности и рыболовства приходится 2,2% ВВП и 5,4% трудовых ресурсов; в промышленности создается около 41,1% ВВП, занято 34,6% трудовых ресурсов; сфера услуг дает 56,7% ВВП и в этой отрасли занято 60% трудовых ресурсов. В отличие от других стран «большой семерки», в которых выше доля сферы нематериального производства, в Японии велика роль промышленности.

Япония – один из крупнейших в мире инвесторов: на нее приходится примерно 40% мирового ссудного капитала. В основном в облигации, ценные бумаги США и государств ЕС. Характерной чертой последнего времени является резкое увеличение объема прямых инвестиций. В среднем они составляют 15,5 млрд долл. в год.

С 80-е гг. Япония превратилась в один из крупнейших финансовых центров мира. Японский рынок денежных средств и капиталов оценивается более чем в 6 трлн долл. Это второй показатель после США (9,9 трлн долл.). Стоимость зарегистрированных на Токийской фондовой бирже акций превышает 3 трлн долл. Это больше, чем на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Читайте также:  Промышленность Китая в 2019-2020 году кратко: отрасли, специализация, развитие

По расходам на НИОКР Япония занимает второе место в мире, уступая только США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% американского уровня.

Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики, 2)производство новых композитных материалов, 3) биотехнология.

Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей:

‪ 1.материалоемкие производства: выплавка стали, нефтехимия, автомобилестроение, судостроение. Значение этих отраслей со временем падает. К началу 1980-х гг. в судостроении было демонтировано или законсервировано 40% мощностей, в алюминиевой промышленности –45%, в производстве синтетического волокна – 20%;

‪ 2.наукоемкие отрасли: производство роботов (50% мирового объема), ЭВМ, полупроводников (40% мирового производства), бытовой радиоэлектроники.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции, второе по выпуску судов.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е годы. Второй этап охватил 60-е годы и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2020 году

Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США.

Особенности экономико-географического положения

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Пройдите социологический опрос!

Характеристика и структура экономики Японии

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

На тот момент флагманом индустрии Японии являлась легкая промышленность. Сегодня приоритетной стала также тяжелая промышленность. В особую нишу была выделена сфера наукоемких разработок. В совокупности с высоким уровнем экспорта, низким безработицы, страна по ВВП уверенно держит третье место в мире.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2020 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2020 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2020 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Формирование государственного бюджета

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2020 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Рекордно высокая сумма – 31,884 трлн иен (около 300 млрд долл.) – будет направлена на социальные нужды, стремительный рост которых обусловлен старением населения Японии.

Кстати, по этой причине в марте 2020 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2020 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Что производится в Японии

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

О том, что представляет собой банковская система США расскажет статья “Как иностранцу открыть счет в банке США“.

Сфера промышленности

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

Одна из основных статей японского экспорта – продукция автомобилестроения. Всему миру известны транспортные средства марок “Мицубиси”, “Судзуки”, “Ниссан”, “Тойота”, “Хонда”, “Мазда”.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Сельскохозяйственная отрасль

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

Традиционными промыслами для Страны восходящего солнца со времен неолита являются рыболовство и переработка морепродуктов.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

Вся основная информация о Национальной японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) – ведущем мировом перевозчике, который выполняет регулярные международные и внутренние рейсы в 125 аэропортов по всему миру – представлена в статье “Japan Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний Азии“.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Уровень занятости населения

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2020 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

Важное значение для экономики страны имеет коэффициент занятости трудоспособного населения. Рассчитывается он по следующей формуле:

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2020 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

Япония – страна долгожителей. Представители местного населения готовы трудиться и после достижения пенсионного возраста.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

Более подробную информацию о пенсионной системе КНР предоставляет статья “Пенсия и пенсионная система в Китае“.

Особенности структуры экспорта и импорта Японии

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

О том, как можно приобрести качественный автомобиль японского производства расскажет статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Читайте также:  Экономика, промышленность и ВВП Каталонии в 2019-2020 годах

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2020 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

Заключение

В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.

Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.

Рассказ о Японской экономике: Видео


Промышленность Японии – характеристика, размещение и развитие отраслей

Районирование государства

Японское экономическое чудо началось в 1960-х. Тогда каждый год рост производства составлял примерно 10%. Эпоха продолжалась до 1973, пока не случился нефтяной кризис. Государство и сегодня поддерживает предпринимателей. Власти создали собственную систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что снизило импорт товаров.

От расположения сырья, географических условий и человеческих ресурсов зависят основные черты размещения промышленности Японии. Государство делится на районы. Некоторые из них развиты больше, другие считаются отсталыми. Главные промышленные центры Японии:

  • Нагойский район.
  • Токио-Иокогамский.
  • Осакско-Кобский.

Есть несколько менее развитых территорий, но и они приносят хороший доход государству. К таким относят: внутренне-японский и восточный морские районы — Токай, Сето-Найкай; северные — Кюсю, Китакюсю, Хокурику; Касимский и Токийско-Тибский; Канто. Отстающими считаются маленькие регионы: юг Кюсю, север Хонсю и Хоккайдо. Здесь прогрессирует только черная и цветная металлургия.

Энергетическая отрасль

В Японии хорошо развита энергетика. Но эта отрасль довольно уязвима, так как она основывается на использовании нефти. Месторождений «черного золота» в стране практически нет, 80% ресурса импортировано. Хотя это не мешает Японии занимать третье место в мире по производству электроэнергии, уступая только США и КНР.

Большинство ТЭС находятся возле крупных городов и на берегах Тихого океана. С 1980-х в Японии появились АЭС, но из 42 действующих реакторов только четыре производят энергию. Правительство государства планирует ввести в эксплуатацию еще около десяти станций. Но это опасно из-за постоянной сейсмической активности литосферных плит.

Японцы научились добывать энергию из альтернативных источников. Для этого используются действующие вулканы и гейзеры. А также многие предприятия установили солнечные батареи, но на сегодняшний день их доля в выработке энергии не превышает 1%.

Отрасль металлургии

Одна из ведущих отраслей промышленности Японии — металлургия. В 1960−70-х годах наблюдался настоящий бум строительства, поэтому и обработка материалов занимала основное место в производственной структуре. После 1980-х начался спад развития металлургии, но и сегодня государство остается одним из наиболее крупных поставщиков стали — Япония экспортирует около 25 млн тонн ежегодно.

В стране нет собственных месторождений некоторых полезных ископаемых. Из-за этого приходится импортировать их из других государств:

  • древесный уголь — Австралия;
  • руда — Индия и ЮАР;
  • коксующийся уголь — Канада и США.

Большинство металлургических предприятий Японии расположено на прибрежных территориях, недалеко от портов. Так производители сокращают затраты на изготовление продукции. Хотя собственного сырья практически нет, сфера металлургии развита хорошо. Этому способствует высокий уровень автоматизации и крупные инвестиции в производственные компании.

Сегодня Япония сконцентрирована на снижении энергетических затрат, это значительно сократит расходы на изготовление продукции из металлов. А также страна пытается уменьшить количество импортированного сырья. Для этого производители пытаются более эффективно использовать железные руды, залежи которых есть в Японии.

Особенности машиностроения

Япония является страной с передовыми технологиями в сфере машиностроения. Экспорт продукции в несколько раз превышает импорт. Именно эта отрасль промышленности составляет большую часть национального дохода. Специализаций машиностроения несколько:

  • производство бытовой электроники;
  • автомобилестроение;
  • робототехника;
  • судостроение.

Развитие отрасли началось после Второй мировой войны. В последующие годы производство автомобилей было ограничено многими законодательными проектами. Несмотря на государственные запреты, машины продолжали ввозить из-за границы.

Импортные авто отличались высоким качеством и составляли серьезную конкуренцию японской продукции.

В конце 1950-х правительство поручило предприятиям выполнить военные заказы. После этого объемы производства постоянно росли. И уже в 1980-х Япония вышла в лидеры по экспорту автомобилей. Первую позицию страна занимала в течение 15 лет. Сегодня мировыми лидерами считаются несколько концернов:

Компании успешно справились с экономическими кризисами и продолжают выпускать усовершенствованную продукцию.

Отрасль машиностроения обеспечила занятость большой части населения. С учетом создания, сервиса и обслуживания автомобилей в этой специализации работает около 6 млн человек.

В 1990-х началось развитие науки и высоких технологий, благодаря чему японцы стали производить качественную бытовую электронику. Азиатские приборы они отличаются надежностью и технологичностью, их импортируют во многие страны мира. Многие предприятия производят оптические приборы, медицинское оборудование, вычислительные машины, радиоэлектронную технику. Государство предоставляет им финансовую поддержку, ведь такие компании способствуют развитию экономики и науки, а также увеличивают показатель ВВП.

Воздушный и морской транспорт

Только с 1970-х годов здесь начало развиваться авиастроение. Япония заключила соглашения о поставке оборудования и испытаниях готового транспорта с другими странами. Но в государстве уже гораздо больше гражданских самолетов и вертолетов, чем военных. Заказчиками выступают частные предприниматели и бизнесмены, которым нужно быстро передвигаться или перевозить свою продукцию.

Правительство Японии все же продолжает финансировать военное авиастроение. Власти обеспокоены тем, что уже который год не могут обогнать США в этой сфере. Дело в том, что азиатская страна зависит от Соединенных Штатов, так как ей постоянно приходится согласовывать производство деталей и двигателей. Своих научных и технологических ресурсов у Японии пока не хватает, хотя правительство много инвестирует в создание собственных предприятий по изготовлению такой продукции.

Государство омывается водами Тихого океана и морей, поэтому в нем развито и судостроение. Им занимаются известные компании — Сасебо и Мицубиси. Их филиалы и заводы расположены на побережьях. Но в последнее время они стали производить меньше кораблей, так как спрос на такой вид транспорта падает начиная с 1980-х годов. Оставшиеся заводы выпускают судна по заказам ВМФ и частных предпринимателей, а их еще достаточно для того, чтобы обеспечить работой жителей прибрежных городов.

Химия и робототехника

Япония — лидер на международном рынке робототехники. С помощью этой отрасли обеспечиваются нужды производств, а также стареющего населения. Правительство финансирует предприятия, выпускающие промышленную и индустриальную технику, а также роботов, которые становятся настоящими помощниками домохозяек и людей с ограниченными возможностями.

Популярными в последние годы стали управляемые медицинские сотрудники. Япония также производит человекоподобных роботов. Они не только повторяют движения и слова людей, но и воспроизводят мимику, решают простые математические и логические задачи. Выпуском подобной техники занимаются автомобилестроительные компании.

Важной для экономики считается и химическая промышленность. В 1960-х началась активная добыча нефти, появились топливные отходы, возникла необходимость в их переработке. По уровню развития химической промышленности Япония занимает первое место в Азии и второе в мире. Ведущие компании:

  • «Асахи Глас».
  • «Сэкисуй Кэмикл».
  • «Фудзи Фото Филм».
  • «Асахи Кэмикл».
  • «Мицубиси Кэмикл».

Наиболее развитые отрасли — производство пластмасс, синтетического каучука и химических волокон, а также переработка отходов нефти.

Развивающейся считается биохимия: разработка и выпуск удобрений и медицинских препаратов. Страна экспортирует декоративную и целебную косметику, медикаменты, промышленные и бытовые химикаты. Так как заводов в Японии много, они причиняют вред экологии. Чтобы это предотвратить, предприниматели используют современные чистые технологии.

Легкая и пищевая промышленность

Положительную характеристику промышленности Японии обеспечивает соблюдение традиций производства в сочетании с применением современных технологий. Если говорить кратко, то некоторую продукцию для частной торговли изготавливают до сих пор вручную, а большие партии для международных рынков выпускают предприятия.

Что касается легкой промышленности, страна тратит много средств на импорт сырья, но готовая продукция приносит довольно много прибыли. В государстве занимаются изготовлением керамических изделий, шелкопрядением, производством текстиля из шерсти и хлопка. Больше ценятся товары, произведенные вручную. Под тутовые деревья, на которых обитает шелкопряд, и плантации хлопка выделяются огромные площади земли.

В Японии большие залежи белой и красной глины, поэтому хорошо развита сфера керамики. Даже промышленные предприятия соблюдают старинные традиции обработки сырья и обжига готовых изделий. Благодаря этому японская посуда отличается высоким качеством и необыкновенной красотой. Около 75% продукции идет на экспорт, остальная продается в пределах страны.

В государстве практически отсутствуют ресурсы для обеспечения пищей всего населения. Из-за этого сырье для производства большинства продуктов импортируют. Но готовые товары Япония экспортирует в огромных количествах. В последние годы в стране растет спрос на органические продукты — население старается придерживаться здорового питания.

Сельское хозяйство

В сфере сельского хозяйства занято около 7% населения Японии. Эта отрасль составляет 2% от общего ВВП. Большая часть предприятий занята производством продовольственных товаров. Примерно 13% всего государства отдано под сельскохозяйственные угодья. Японцы выращивают рис, некоторые овощные и плодовые культуры. Пшеницу, гречку, рожь и овес стране приходится закупать.

Кроме выращивания культур, население занимается фермерством. В Японии разводят крупный рогатый скот, птицу и свиней. Также известны хозяйства овцеводов. Шерсть животных идет на производство теплой одежды и домашнего текстиля.

В прибрежных поселениях занимаются рыболовством. Богатые жители содержат фермы по выращиванию морских растений и животных. Страна известна своим пристрастием к морепродуктам: здесь находится более 3000 портов для их разгрузки, а также зарегистрировано около 400 тысяч частных рыболовецких судов.

Япония — это живой пример того, что государство может развиться даже при отсутствии собственной сырьевой базы. Здесь процветают промышленность и непроизводственные отрасли — сельское хозяйство и сфера услуг. Развитие экономики обеспечивает и менталитет населения. Японцы отличаются аккуратностью, терпеливостью, трудолюбием, желанием постоянно обучаться и жесткой дисциплинированностью.

Практически на всех предприятиях сформированы крепкие трудовые коллективы. Текучка кадров здесь — редкое явление.

Промышленность Японии

Большая часть мирового сообщества удивлена тем, как организована промышленность Японии. Многие не могут понять, как государство средних размеров, занимающее архипелаг без каких-либо залежей полезных ископаемых, уже много десятилетий находится среди лидеров мировой экономики.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства.

А ведь буквально 70–80 лет назад японские товары не пользовались спросом, так как качество их изготовления оставляло желать лучшего.

Правила въезда в страну можно узнать на нашем сайте.

Кратко о территории и населении

Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.

Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2020 году.

Самые крупные и густонаселённые острова Японии

Название островаПлощадь, км²Численность населения, млн чел.
Кюсю35 64012
Сикоку18 8001,14
Хоккайдо83 4005,34
Хонсю227 969104

Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.

Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.

Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.

К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.

Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.

*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.

Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.

Промышленность

Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.

Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью.

Автомобилестроение

Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.

Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.

Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.

Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.

К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».

В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.

Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.

Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)

Страна1960 г.1970 г.1980 г.1985 г.1990 г.1995 г.2000 г.2005 г.
Япония760529011 04512 30013 49010 195948011 500
США78707830801011 430978012 06512 77511 300

После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.

Читайте также:  Урбанизация Италии в 2019-2020 году: рост численности городского населения в итальянских городах

Электроника

Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.

К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники — компьютеров.

На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии

Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.

Авиастроение

Серьёзное развитие авиастроительной отрасли началось в 70-х гг. Западные страны всячески препятствовали этому после Второй мировой войны, но в итоге решились на компромисс. Было выдвинуто главное условие — развитие гражданского авиастроения.

Однако японцам позволили вести разработку летательных аппаратов для военных нужд США. Основная проблема для внутреннего авиастроения оказалась в зависимости от технологий Америки и стран Западной Европы. Индустрия нуждалась в производственных разработках силовых установок и в большом количестве комплектующих, которые Япония не в силах была произвести.

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.

Самые крупные авиапроизводители:

  • Мицубиси Хэви Индастриз.
  • Кавасаки Хэви Индастриз.
  • Фудзи Хэви Индастриз.
  • IHI — лидер японского авиационного двигателестроения.

*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.

Судостроение

Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.

Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».

СУДОСТРОЕНИЕ — одна из ведущих отраслей японской промышленности.

В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.

Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.

Робототехника

Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.

Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.

На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.

Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.

Не менее востребованы роботы оказались в быту. Уход за инвалидами и престарелыми уже практикуется в автоматическом режиме. Создаются роботы, похожие на людей, которые способны выполнять функции социальных работников.

Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.

*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2018 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.

Химическая промышленность

Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.

В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:

  • Асахи Кэмикл;
  • Асахи Глас;
  • Фудзи Фото Филм;
  • Секисуи Кэмикл;
  • Мицубиси Кэмикл.

Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.

Крупнейшие многоотраслевые районы химической промышленности

Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте здесь.

Лёгкая промышленность

Ещё одна из древнейших отраслей Японии — лёгкая промышленность. Этот национальный сектор всегда находился в спектре интересов как внутри страны, так и за её пределами. Основным коньком было производство пряжи из шёлка и изготовление керамики.

В данный период практически вся продукция производится на крупных фабриках, оснащённых роботизированными станками. Вместо изделий из шёлка, приоритет отдан хлопчатобумажным и шерстяным товарам.

Керамика осталась более консервативной, но также производится в промышленных масштабах. Почти 75 % продукции отправляется на экспорт. Многие почитатели керамических изделий с грустью подмечают, что в современных японских произведениях угадывается влияние Запада.

Пищевая промышленность

Большую часть пищевой продукции Япония вынуждена производить из импортного сырья. Кроме даров океана и рисовых плантаций, в стране довольно ограничены возможности для производства собственного сырья. Практически всё, что изготавливается, остаётся на внутреннем рынке.

Среди японцев модно употреблять в пищу органические продукты, относящиеся к здоровому питанию.

Сельское хозяйство

Почти 6,5 % населения Японии занято в сфере сельского хозяйства. Благодаря этой отрасли ВВП страны получает 2 %. В большей степени индустрия ориентирована на производство продовольственных товаров.

Подробнее о сельском хозяйстве узнайте из видео, представленном ниже.

Под с/х угодья отпущено почти 13 % территории архипелага. Основная выращиваемая культура — это рис. Много площадей засеяно плодовыми и овощными культурами. Помимо растениеводства, фермеры держат крупный рогатый скот, разводят свиней и птицу.

Значительная часть прибрежного населения занимается рыболовством и содержанием ферм по выращиванию морских животных и растений. Морская флора и фауна также предназначена для употребления в пищу.

В Японии зарегистрировано около 400 000 рыболовецких судов и построено свыше 3000 портов для разгрузки рыбы.

Энергетика

На территории Японии и в территориальных водах отсутствуют нефтяные месторождения. Почти 95 % газа и нефти страна вынуждена покупать для обеспечения своих потребностей. Но статус потребителя не мешает японцам занимать третье место в мире по выработке электроэнергии, уступая КНР и США.

Преобладающее большинство электростанций в стране — ТЭС, чуть меньше по количеству ГЭС. С середины 70-х годов Япония эксплуатирует атомные электростанции. Сейчас в стране 17 АЭС, среди которых самая мощная в мире Касивадзаки-Карива.

Электроэнергетика в Японии включает в себя генерацию, передачу, распределение и продажу электрической энергии в стране.

Из общего количества энергоблоков, составляющих 42 реактора, только девять эксплуатируются. Остальные находятся на аттестации и консервации после взрыва на АЭС Фукусима-1 в 2011 году. Специалисты-ядерщики пересматривают параметры безопасности, учитывая угрозу сейсмической активности.

Очень популярное развитие получило производство энергии Солнца. В ближайшем будущем правительство хочет добиться полного перевода энергосистемы страны на солнечную энергию, отказавшись от ядерной.

Сейчас Япония находится на четвертом месте в мире по суммарной мощности электроэнергии, произведённой от солнечных батарей объёмом 13 ГВт. Лидируют Германия, Китай и Италия.

Металлургия

Главный ажиотаж в чёрной металлургии пришёлся на 60–70-е годы ХХ столетия. Однако после топливного кризиса 1973–1974 гг. спрос на металл стал постепенно снижаться.

Своих запасов чёрной и цветной руды на архипелаге нет. Несмотря на это, в стране продолжают работать металлургические комбинаты, большинство из которых — производства полного цикла.

Главными импортёрами ресурсов являются Индия, ЮАР и США, поставляющие 99 % необходимой руды. Основные центры по металлообработке находятся на побережье страны, вблизи портовых зон. А некоторые комбинаты расположены не на берегу, а на специально намытых для металлургических комбинатов площадках.

Например, крупнейший комбинат в Фукуяме расположен между двумя причалами — принимающим сырьё и отгружающим готовую продукцию. В общей сложности после переработки Япония экспортирует порядка 25 млн тонн стали в год.

Не все подвластно роботам, на производстве в Японии еще существует ручной труд. Более подробно Вы сможете узнать об этом из видео, представленном ниже.

Заключение

Япония доказала, что необязательно обладать богатой сырьевой базой для благополучного существования государства. Стоит отметить такие качества населения, как исключительное трудолюбие, жёсткая дисциплина, аккуратность, терпение, коллективизм и желание учиться. Это основа для процветания экономики страны.

Что из себя представляет экономика Японии

Япония – мировая экономическая держава, которая занимает 4-е место в мире по величине ВВП, 3-е – по объему экспорта, 5-е – по величине импорта, 19-е – по индексу человеческого развития. Островное государство, которое в 1945 году пережило два ядерных взрыва, регулярно сотрясаемое землетрясениями и страдающее от цунами, без запасов полезных ископаемых сумело добиться самой высокой продолжительности жизни и самой низкой младенческой смертности.

Крупнейшие города страны: Киото, Осака, Токио, Саппоро, Йокогама.

Экономика Японии базируется на электронике и электротехнике, машиностроении, военной промышленности.

Справка! Япония расположена на архипелаге, включающем крупные острова Хонсю, Кюсю, Сиккоку и Хоккайдо, а также 6 848 мелких островков. Она имеет водные границы с Россией, Китаем, Кореей. Страна является членом ООН, АТЭС, «Большой семерки».

  • Столица: Токио.
  • Государственный язык: японский.
  • Население (2019): 126,5 млн человек.
  • Глава государства: премьер-министр, который назначается императором по предложению парламента на 4 года.
  • Национальная валюта: йена (В 2020 году 1 йена = 0,59 руб.).
Таблица 1. Основные отрасли хозяйства

Компании Мазда (Хиросима), Хонда (Токио), Тойота и Ниссан (Йокогама), Судзуки и Мицубиси (Хамамацу)

Компании Сасэбо (Сасебо), Мицубиси (Нагасаки), Кавасаки (Кобе), Юниверсал (Кавасаки)

Электроника и электротехника

Производство компьютеров, аудио- и видеоаппаратуры, телефонов, бытовой техники, фотоаппаратов и др.

Автоматы, пулемёты, снайперские винтовки, револьверы

Скумбрия, тунец, анчоус, съедобные водоросли и др.

Большинство предприятий Японии функционирует по принципу «кэйрецу» – финансово-промышленной группы, которая включает собственный банк, страховую компанию, производственные структуры. В стране приветствуется принцип пожизненного найма.

Рис. 1. В стране функционирует 17 АЭС с сорока ядерными реакторами

В 2018 году инфляция в Японии составила 0,3% в год. За 12 месяцев она возросла всего на 0,02%, что говорит о наличии в национальном хозяйстве тенденции замедления экономического роста. Средняя зарплата в 2020 году – 3,748 млн йен в год, что составляет 312,3 тыс. йен в месяц (184 тыс. руб.).

ВВП Японии – статистика, динамика, прогнозы

Ежеквартальный прирост ВВП страны составляет 0,5-1,3%. Его динамика определяется объемом экспорта продукции машиностроения, электроники и электротехники. Неблагоприятные колебания курса американского доллара в 2014-2015 году сократили спрос на японские авто по всему миру, что сократило ВВП страны на 16,89%.

Рис. 2. Динамика ВВП Японии в 2010-2018 гг., млрд долл.

В 2018 году величина ВВП на душу населения в Японии составила 39 306 долл. За год показатель вырос на 2,51%. Низкие темпы прироста показателя – следствие достижения экономикой порога своего развития при данном уровне развития технологий и полной занятости.

По оценке Всемирного банка, с 2020 по 2021 гг. темпы прироста валового продукта в Японии останутся невысокими: в среднем на 0,4-1,5% в год.

Рис. 3. Прогноз динамики ВВП в 2020-2021 гг., млрд долл.

Что производит экономика государства

Традиционно Япония удерживает лидирующие позиции в высокотехнологичных отраслях.

Автомобилестроение

Производство авто – основная отрасль экономики Японии, в которой занято около 10 млн населения страны. Почти 90% продукции отрасли экспортируются. Флагманские марки японских автомобилей: Toyota, Honda, Daihatsu, Nissan, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Isuzu, Kawasaki, Yamaha и Mitsuoka.

Рис. 4. Автомобиль будущего, изготовленный компанией Toyota

Судостроение

Японские судостроительные предприятия расположены на восточном побережье Японского моря и на северных берегах острова Кюсю. Верфи страны изготавливают большегрузные и пассажирские корабли, нефтяные танкеры, небольшие морские суда марок Сасэбо, Мицубиси, Кавасаки, Юниверсал.

Рис. 5. Пассажирский корабль от компании Сасэбо

Электроника и электротехника

Японское экономическое чудо» стало возможным именно благодаря многочисленным производителям компьютерной, телекоммуникационной, фото-, аудио-, видео-, бытовой техники.

Таблица 2. Компании-производители электроники и электротехники

Фотоаппараты, видеокамеры, оптические приборы, принтеры, сканеры, медицинское оборудование

Часы, калькуляторы, цифровые фотокамеры, электронные музыкальные инструменты

Суперкомпьютер, сервер, рабочая станция, программное обеспечение, смартфон, указывающее устройство

Видеокамеры, автомобильная электроника, телевизоры, проекторы и аудиопродукция

Телекоммуникационное оборудование, электрические инструменты, бытовая техника и программное обеспечение

Фототехника, фотоплёнки, лазерные принтеры

Фото- и видеотехника, оптика, микроскопы, оборудование для изготовления микросхем

Телевизоры, телефоны, компьютеры, цифровые фотоаппараты

Бытовая электроника, полупроводники, видеоигры, мультимедиа

Полупроводники, аппаратное обеспечение, бытовая техника, медицинское оборудование, лифты, эскалаторы, офисная техника, сетевое оборудование, программное обеспечение

Справка! По данным Всемирного банка, в 2017-2018 гг. Япония производила 58% роботов в мире.

Военная отрасль

После поражения во Второй мировой войне страна начала активно развивать свой военно-промышленный комплекс. Военные предприятия производят полный спектр огнестрельного оружия: автоматы Howa Type 64 и Howa Type 89, пулемёты, снайперские винтовки, револьвер Miroku Liberty Chief.

Справка! Вооружение Япония производит для себя: по конституции вывоз огнестрельного оружия запрещен.

С недавнего времени страна начала выпускать танки и истребители нового поколения Mitsubishi X-2 Shinshin.

Сельское хозяйство

Основная отрасль аграрного производства – выращивание риса. Он занимает 68% возделываемых земель страны. Более 88% риса потребляется на территории страны. Остальные территории занимают овощи и фрукты.

Рыболовство

В японских водах вылавливают скумбрию, тунца, анчоусов, лосося, кальмаров, крабов, камбалу, минтая, сайру, гребешков. В 2018 году Япония заняла 1-е место в мире по экспорту морепродуктов. Японские рыбаки отлавливают не только рыбу: важным компонентом блюд национальной кухни выступают морские водоросли ламинарии.

Рис. 6. Ступенчатые рисовые поля в Японии

Экспорт и импорт Японии – что покупает и продает страна

Внешнеторговый оборот в 2018 году составил 1 триллион 336 миллиардов долл., что на 7,9% выше показателя 2017 года. В период с 2016 по 2018 год происходило постепенно оживление внешней торговли страны в том числе в секторах автомобиле- и судостроения, электроники и электротехники на мировом рынке.

Таблица 3. Экспорт и импорт республики

В 2018 году: 694 млрд долл.

В 2018 году: 632 млрд долл.

Платежный баланс страны положительный: в 2018 году экспорт оказался на 62 млрд долл. больше импорта.

Ключевые внешнеторговые партнеры Японии – США, Китай, Южная Корея, Индия, Гонконг, Австралия, Саудовская Аравия, страны ЕС.

Рис. 7. Основные страны-партнеры Японии по внешней торговле в 2018 году

Внешний долг Японии в 2018 году составлял 11 490 000 млрд долл., что составляет 261% ВВП страны. В 2020-2025 гг. эксперты прогнозируют его прирост в среднем на 4,5% в год.

Резюме: Япония – государство-архипелаг, которое пережило ядреную атаку и взрыв АЭС, терпит землетрясения и цунами, но сумело до такой степени развить электротехническую отрасль, автомобилестроение и робототехнику, чтобы выйти в число мировых экономических лидеров.

  • Сильные стороны национального хозяйства: постиндустриальная экономика, которая базируется на выпуске высокотехнологичных товаров; высокие ВВП и зарплаты; экспорт готовой продукции и импорт сырья.
  • Слабые стороны: высокий показатель внешнего долга, перегрев экономики в условиях полной занятости, отсутствие полезных ископаемых и пахотных земель.

Ссылка на основную публикацию
  • автомобили;
  • запчасти для авто;
  • интегральные схемы;
  • компьютеры и телефоны;
  • промышленная техника и роботы;
  • двигатели внутреннего сгорания;
  • строительные машины;
  • бытовая техника;
  • фото-, видео- и аудиотехника
  • сырая нефть;
  • нефтяной газ;
  • уголь;
  • черные и цветные металлы;
  • овощи и фрукты;
  • древесина;
  • пластик;
  • медикаменты