Пособие по безработице в Беларуси в 2022 году

Правительство установило размеры пособий по безработице на 2022 год

Стало известно, какие минимальные и максимальные размеры пособий по безработице установило Правительство РФ на 2022 год. Предлагаем детально разобраться в правилах начисления и сроках выплат, а также узнать, какие региональные коэффициенты и доплаты позволят безработным россиянам получать увеличенные выплаты.

Что изменится в 2022 году

Согласно нормам, установленным правительством на 2022 год, размеры пособий по безработице останутся на прежнем уровне. Индексации данного вида выплат не планируется, как и пересмотр правил начисления государственной помощи.

Таким образом, в грядущем году будут актуальны все нововведения 2022 года, среди которых наиболее значимыми были:

  • повышение минимального и максимального порогов до 1 500 и 8 000 рублей соответственно;
  • повышение максимальной выплаты для предпенсионеров до 11 280 руб.;
  • сокращение стандартного периода выплат до 6 месяцев (ранее было 12) и периода минимальных (и повторных) выплат до 3 месяцев;
  • введение ограничений для граждан, досрочно снятых с учета.

Правила начисления

Гражданин, получивший официально статус безработного имеет право на получение выплат, не ниже 1 500 рублей и не выше 8 000 рублей – именно такие размеры пособий по безработице установило правительство на 2022 год для трудоспособного населения. Максимальная ежемесячная выплата предпоенсионерам установлена на уровне 11 280 руб.

Расчет суммы, которую ежемесячно будут начислять безработному, зависит от многих факторов. В первую очередь это доходы, фиксированные в НФС за последнее 6 месяцев последнего трудового периода. Таким образом, для лиц, отработавших на последнем месте работы не менее 26 недель (1040 рабочих часов), уволенных не «по статье» и обратившихся в Центр занятости не позднее 12 мес. с даты официального увольнения, установлены такие размеры выплат:

  • 75% от среднего дохода в первые 3 месяца;
  • 60% — в последующие 3 месяца.

Тем, кто хочет трудоустроиться впервые или не может найти работу после долгого перерыва (год и более), был уволен «по статье» либо не проработал на последнем месте работы 26 недель, а также для лиц, покинувших обучение от Центра занятости, выплаты будут назначены в минимальном размере и только на 3 месяца.

Повторно претендовать на пособие по безработице можно только по истечению 6 месяцев после завершения выплат предыдущего отчетного периода.

Важно! Для тех, кто был снят с учета в Центре занятости из-за нарушения порядка прохождения перерегистрации, отказался от трудоустройства либо пытался получить выплаты обманным путем, повторное право на оформление пособия с 1 января 2022 года предоставляется только спустя 12 месяцев.

Региональные надбавки и доплаты

Минимальный и максимальный порог, установленный правительством на федеральном уровне, может быть повышен. Получать больше будут жители регионов, для которых действуют региональные коэффициенты, а также те, кому региональные власти установят соответствующие доплаты.

Так, максимальный коэффициент 2,0 в 2022 году будет применяться при начислении пособия по безработице в таких регионах:

  • Чукотский АО;
  • Нижнеколымский р-н (Якутия);
  • Алеутский р-н (Камчатка);
  • Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы и Курильские острова (Сахалинская обл.);
  • пос. Усть-Куйга Усть (Янский р-н).

Тут трудоспособные безработные будут получать от 3 000 до 16 000 рублей, а предпенсионеры – до 22 560 рублей.

Размер доплат, на которые могут рассчитывать жители Санкт-Петербурга, которые находятся на учете в Центре занятости, непосредственно зависят от того, принимает ли безработный участие в общественно полезных работах.

Порядок оформления

Для оформления пособия оставшийся без работы гражданин РФ должен обратиться в региональный Центр занятости по месту регистрации. Статус «безработный» и право на помощь от государства получают не все, а только те граждане, которым не удалось найти новое место работы или начать обучение в рамках программы переквалификации в течение 10 дней с момента обращения в службу занятости.

Для постановки на учет необходимо написать заявление (образец дадут в ЦЗ), а также предоставить:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку (а также трудовые договора, если есть);
  • справку о доходах (за последние 6 мес. до увольнения);
  • дополнительный пакет документов, подтверждающих семейное положение, наличие несовершеннолетних детей, инвалидность и другие важные факты.

Важно помнить, что для сохранения статуса и получения выплат безработный обязан регулярно посещать Центр занятости и откликаться на предлагаемые ему вакансии. В случае пьянства, неявки в назначенный день без уважительной причины, отказа от попыток трудоустроится (в том числе и от оплачиваемых общественных работ) или проходить переквалификацию, выплаты могут быть приостановлены на 3 месяца.

Подробнее о том, какие нововведения вступили в силу еще в январе 2022 года и будут актуальны при начислении пособия по безработице в 2022 году, смотрите в этом видео:

Возмещение вкладов, взносы в ФСЗН и пособия по безработице. Какие изменения подготовят власти в 2022-м

Власти в 2022 году намерены заняться некоторыми проблемными вопросами, в том числе — взносами в ФСЗН, пособиями по безработице, а также откорректировать некоторые социальные нормативы, от которых зависят размеры некоторых выплат. В следующем году чиновники также собираются откорректировать законодательство по гарантированному возврату банковских вкладов физлицам, а также заняться вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг. Все это предусмотрено президентским указом № 482 от 26 декабря «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2022 год».

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Новшества по занятости: безработным обещают повысить пособие по безработице. Но не всем

Над каким документом будут работать? В феврале власти намерены подготовить изменения в закон «О занятости населения Республики Беларусь». Предусмотрено совершенствование закона с учетом практики его применения. Законопроект планируют направить в парламент в мае.

Что могут изменить? Ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич сообщала, что сейчас ведомство занимается проектом закона о внесении изменений в закон о занятости. «Мы выходим с инициативой увеличить пособия, в частности, безработным с территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Вторая категория — это люди старше 50 лет, которым действительно сложно конкурировать на рынке труда», — говорила Ирина Костевич.

Она рассказала, что проведенный анализ ситуации показал, что люди старше 50 лет ищут новую работу в среднем 11 месяцев. Ирина Костевич отметила, что это достаточно большой срок и поэтому надо финансово поддержать этих людей.

Напомним, ранее Минтруда и соцзащиты выступало за развитие системы страхования по рыночной модели, где человек получает высокое пособие по безработице. «В течение полугода оказавшийся без работы сможет рассчитывать на выплаты в размере 60% от его средней зарплаты на последнем рабочем месте», — отмечал ранее начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун.

Страхование от безработицы предлагали сделать обязательным. Но получать пособие, как планировалось, смогут только те, кто зарегистрировался в службе занятости. Однако дальше обсуждения дело с введением страхования не пошло.

Сейчас максимальное пособие по безработице составляет 2 базовые величины — 51 рубль.

Изменения по взносам в ФСЗН

Над каким документом будут работать? Власти намерены заняться назревшими вопросами со страховыми взносами в ФСЗН. В апреле, как планируется, чиновники завершат работу над законом «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». В парламент документ должен поступить, как планируется, в августе.

Что могут изменить? Проект закона об уплате взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты в сентябре должны были рассмотреть на заседании общественно-консультативного совета при Минтруда (протокол этого заседания пока не опубликовали на сайте Минтруда).

Напомним, ранее президент раскритиковал исполнение бюджета ФСЗН, а чиновники начали готовить проект указа по соцстрахованию. «За шесть лет дефицит Фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%», — заявил в конце прошлого года Александр Лукашенко на очередном совещании с руководством Совмина. На совещании тогда обсуждался проект указа «О государственном социальном страховании». Президент подчеркнул, что любые изменения в социальном обеспечении населения нужно тщательно продумывать.

Ранее в КГК предложили обязать членов наблюдательных советов банков и других акционерных обществ уплачивать взносы в ФСЗН. В Госконтроле также отмечали, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счет повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую ее однократный размер.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Еще один вариант, как решить вопрос с бюджетом ФСЗН, — пересмотр страховых взносов. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить. Этот вариант также обсуждался на недавнем семинаре, организованном БСПН имени Кунявского.

Однако в Минтруда в июне заявили, что «предложения по данному вопросу пока не выработаны». Никакой конкретики по этому вопросу в ведомстве не предоставили.

В Госконтроле ранее поясняли, почему возник дефицит средств в ФСЗН.

Изменения в социальных нормативах

Над каким документом будут работать? Некоторые законопроекты будут касаться законодательства о соцзащите и социальном страховании. В январе власти займутся, как планируется, подготовкой закона «Об изменении законов по вопросам применения социальных нормативов». В апреле законопроект должны внести в парламент.

Что могут изменить? Под социальными нормативами подразумеваются в первую очередь бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Вероятно, что власти пересмотрят эти нормативы.

Напомним, бюджет прожиточного минимума — это минимальная сумма, которая нужна человеку для удовлетворения своих потребностей и поддержания определенного уровня жизни. Проще говоря, эта сумма, на которую можно выжить. Для каждой группы населения она своя: для студентов — одна, для пенсионеров — другая, для трудоспособных людей — третья. С 1 ноября 2022 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 231,83 рубля.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) не нужно путать с минимальным потребительским бюджетом (МПБ). Минимальный потребительский бюджет — это расходы людей на набор товаров и услуг, которого, по мнению чиновников, достаточно для того, чтобы удовлетворить не только физиологические, но социальные и культурные потребности некого усредненного человека с поправкой на его трудоспособность, возраст и семейное положение. С 1 ноября МПБ для трудоспособного населения составляет 475 рублей 56 копеек.

Изменения в социальном страховании

Над каким документом будут работать? В феврале чиновники должны подготовить законопроект по изменениям в закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Запланировано «совершенствование закона с учетом практики его применения», — говорится в президентском указе. В «палатку» законопроект намерены внести в мае.

В ноябре этого года на заседании общественно-консультативного совета при Минтруда уже обсуждали этот проект закона.

Что могут изменить? Этот документ касается соцстрахования и регулирует такие вопросы, как страховой стаж, страховые взносы, назначение пенсий и пособий, прогнозирование расходов на эти выплаты. Этот же закон также регулирует вопросы с трудовыми книжками.

Напомним, ранее власти анонсировали, что с 2022 года намерены внедрять электронные трудовые книжки (заняться подготовкой проекта нормативно-правового акта). Не исключено, что чиновники намерены внести изменения в законодательство об индивидуальном учете соцстрахования, которые касаются введения в будущем электронных трудовых книжек.

В 2018 году в Беларуси внесли изменения в персонифицированный учет государственного соцстрахования, а в нынешнем — продолжили «оцифровывать» трудовую книжку.

— Мы расширили поля для заполнения, которые есть в трудовой книжке. Это еще один шаг к автоматизации этого учета. Мы теперь будем иметь наименование профессий и должностей служащих, и при этом эти наименования, раз мы говорим об автоматизации, будут оцифрованы, — рассказывала в сентябре этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. — Появится такая информация, как работа по совместительству, перевод с одной должности на другую. Эта информация уже в октябре текущего года придет в персонифицированный учет. Таким образом, трудовая деятельность человека расширится информационно, и этот фрагмент трудовой деятельности будет оцифрован.

На какие вопросы властям еще можно обратить внимание? Еще один нерешенный вопрос в соцстраховании, — проблемные предприятия, которые задерживают или и вовсе не уплачивают взносы за работников. Особенно это касается плательщиков, которые находятся в стадии ликвидации. Займутся ли власти этой проблемой в 2022 году — пока открытый вопрос.

В подавляющем большинстве случаев такие предприятия не гасят свои долги, и в такой ситуации страдает в первую очередь работник предприятия, которому пришла пора оформлять трудовую пенсию. «Дело в том, что трудовой стаж и индивидуальный коэффициент заработной платы при назначении пенсии засчитывается и рассчитывается только при одном, но неукоснительном условии: уплате обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Есть уплата взносов — есть трудовой стаж и, соответственно, пенсия, нет уплаты — нет трудовой пенсии», — отмечали в Минском городском управлении ФСЗН.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В ноябре этого года на заседании общественно-консультативного совета при Минтруда при обсуждении проекта закона по изменениям в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного соцстрахования глава ФСЗН Наталья Павлюченко отмечала, что дополнения в законодательство намерены внести в связи с «введением расширенных сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц, обеспечения контроля и мониторинга исполнения государственных гарантий по оплате труда работников в части обеспечения величины минимальной заработной платы на основании данных персонифицированного учета».

В Федерации профсоюзов ранее рассказывали, что в Беларуси разработали концепцию обязательного страхования работников от невыплаты зарплаты на случай, если организация или предприятие, где они работали, обанкротится.

Над какими еще законопроектами будут работать чиновники в 2022 году?

В следующем году власти также займутся корректировками закона «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Какие конкретно планируются изменения — пока неизвестно. Напомним, по закону, все депозиты физических лиц возмещаются в полном объеме. В президентском указе говорится, что «совершенствование закона запланировано с учетом практики его применения». В парламент его внесут, по прогнозам, в декабре 2022 года.

По этой же причине чиновники намерены подготовить закон «Об изменении
Банковского кодекса Республики Беларусь». В парламенте законопроект должен оказаться в марте 2022 года.

Чтобы защитить права потребителей финансовых услуг, власти намерены подготовить изменения в закон «О защите прав потребителей». В парламент его внесут, как ожидается, в октябре.

В 2022 году чиновники также займутся подготовкой концепций некоторых законопроектов, среди них — «О страховой деятельности», «Об объединениях нанимателей». Концепцию первого должны представить на согласование президенту в январе, а второго — в июле.

Пособие по безработице

Пособие по безработице – регулярно выплачиваемое государством денежное пособие для лиц имеющих статус безработных.

Если по каким-либо причинам вы остались без работы или только планируете начать трудовую деятельность, но самостоятельные поиски подходящей вакансии не дали быстрых результатов, можно зарегистрироваться на бирже труда и приобрести официальное положение безработного, обратившись в свой территориальный отдел по труду, занятости и соцзащите. В этом случае небольшим подспорьем в напряженной финансовой ситуации может стать пособие по безработице.

После подачи документов на оформление положения безработного уже через десять дней (или раньше) орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице. Впрочем, в назначении пособия можно получить отрицательный ответ в перечисленных прецедентах:

  • когда уход с последнего рабочего места произошел по личной инициативе работника;
  • ввиду расторжения контракта по соглашению работника с нанимателем;
  • если увольнение произошло из-за неисполнения сотрудником своих обязанностей, несоблюдения трудовой дисциплины, прогула, появления на службе в нетрезвом виде, совершения хищения либо нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других сотрудников;
  • по факту вступления в действие судебного приговора и отсутствием возможности продолжать трудовую деятельность на прежнем месте;
  • увольнения по статье 47 Трудового Кодекса РБ;
  • отсутствия справки (декларации) о доходах.

При вынесении положительного решения нетрудоустроенное лицо приобретает право на получение господдержки в течение первых 26-ти недель на протяжении каждых 12-ти месяцев с момента постановки на биржу труда.

Величина и процедура выплаты дотаций определяется нижеследующим образом:

  • если на протяжении календарного года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила не меньше 12-ти календарных недель, то за начальные тринадцать недель (календарных – здесь и далее по тексту) норматив причитающегося пособия по безработице будет соответствовать 70 %, а за другие тринадцать недель – 50 % от среднемесячной зарплаты (дохода) по последнему месту занятости (для этого при постановке на учет и требуют справку о зарплате), но не меньше размера базовой величины и не больше 2-х базовых величин;
  • если на протяжении года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила меньше 12-ти недель, то за первые тринадцать недель пособие составит 100 %, а за вторые тринадцать недель – 75 % от базовой величины, такое же пособие будет выплачиваться нетрудоустроенным лицам после продолжительного разрыва в трудовой деятельности (больше 12 месяцев), обладающих стажем работы не меньше 1 года;
  • лицам, становящимся на учет в службу занятости, которые предприняли поиски трудоустройства первый раз, а также тем, кто ищет подходящую вакансию после долгого тайм-аута и при этом имеет рабочий стаж меньше одного года, за начальные тринадцать недель назначается субсидия размером 85 %, а за следующие тринадцать недель – 70 % от базовой величины.

В ситуации, когда у безработного находится на содержании ребенок (один или двое) возрастом до четырнадцати лет или же ребенок-инвалид, не достигший совершеннолетия, объем дотаций будет увеличен на десять пунктов, а если в семье 3-е и более детишек (либо 2-е и более детей-инвалидов) вышеуказанного возраста – на двадцать.

При рассмотрении обращения за назначением пособия по безработице в Беларуси во внимание берется рабочий стаж и возраст самого безработного.

Так, безработным, за выслугу лет которых предоставляется право на пенсию по возрасту, как на общих основаниях так и по льготным спискам, к интервалу оказания господдержки за каждый дополнительно отработанный год сверх установленной трудовой выслуги добавляется две календарные недели, выплата за которые определяется в размере, соответствующем пособию по безработице за второй тринадцатинедельный период из 26-ти положенных недель для вышеперечисленных групп безработных.

Лицам, обладающим правом на получение субсидий из бюджетных средств на протяжении 52-х календарных недель, ввиду отсутствия возможности их трудоустроить, по инициативе территориального отдела по труду, занятости и соцзащите взамен пособия по безработице по согласованию может быть начислена пенсия до наступления положенного количества лет, однако не раньше чем за 12 месяцев до достижения законодательно принятого возраста. Осуществление выплат пенсии до приближения возраста, предоставляющего право на пенсию, с учетом льготных прерогатив, финансируется из источников государственного фонда содействия занятости.

Если первоначально, на момент оформления, в назначении пособия по безработице был получен отказ, позже господдержка все же может быть выделена, в случае исполнения соискателем оплачиваемых общественных работ на протяжение не менее двадцати двух трудовых дней общей суммой. Основанием будет являться повторное обращение нетрудоустроенного лица с письменным заявлением. Пособие в результате таких действий начнет выплачиваться по заключению органов по труду, занятости и соцзащите с момента вынесения решения о выделении бюджетных средств согласно приведенному регламенту: сначала тринадцать недель – в объеме одной базовой величины, а потом следующие тринадцать недель – 75 % от базовой величины.

Назначенное пособие по безработице в Беларуси выдается стоящим на учете лицам в определенном режиме в органах по труду, занятости и соцзащите как минимум единожды в месяц по факту явки безработных на оговоренную дату.

Как уже говорилось первоначально, подспорье в виде пособия по безработице в Беларуси будет весьма небольшим, можно даже сказать – символичным потому, что привязано оно к размеру базовой величины.

Уже не один год на уровне правительства обсуждается необходимость привязки пособия по безработице в Беларуси к бюджету прожиточного минимума, но «воз пока и ныне там». Поэтому будьте готовы, что полученного вспоможения хватит лишь на проездной, чтобы ездить отмечаться на бирже труда.

Пособие по безработице в республике Беларусь

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Уровень безработицы

Официальная статистика показывает, что безработица в республике Беларусь находится под контролем властей. В феврале 2017 года была заявлена цифра 1,1%, ещё годом ранее объявлялось 0,8%. Но можно ли доверять официальной статистке в этом непростом вопросе? Международные эксперты в этом сильно сомневаются.

Ещё в 2018 году многие предприятия заявили о сокращении персонала и связанных этим увольнениях. При этом в начале 2022 года было всего 43300 человек, обратившихся в службу занятости. В то же время в период кризиса пострадали и многие мелкие предприниматели. Мало кому удалось остаться с приличной прибылью. Часть осталась на плаву, но многие не выдержали экономических сложностей и разорились, пополнив ряды безработных.

Многие россияне, решившие приехать в Беларусь на ПМЖ, оформили гражданство этой страны и нашли себя в любимом деле. Некоторым из них, к сожалению, тоже пришлось идти на биржу труда.

Методика белорусских расчётов учитывает только зарегистрированных безработных, что не может дать полной картины. В первую очередь, срок постановки на учёт ограничен сроками выплат. Получается, что те, кого лишили выплат по тем или иным причинам, уже не учитываются.

График уровня безработицы в Беларуси

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы работают за границей — в Венесуэле, Польше, Германии, как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Размер выплат

В 2022 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. Уровень жизни в Беларуси нестабилен. Всего в течение 2022 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Размер материальной помощи

Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.

  • 210 тыс. бел. руб. назначается всем проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации.
  • 420 тыс. — безработным в возрасте 29 лет, если их направили на обучение за пределы места проживания.
  • 210 тыс. — гражданам до 29 лет, направленным на обучение за пределы места проживания при условии, что общий семейный доход на члена семьи больше прожиточного минимума.
  • 630 тыс. назначается инвалидам, проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации. В случае наличия прожиточного минимума на каждого члена семьи пособие сокращается до 420 тыс. бел. руб.

Вернуться к оглавлению

Перспективы

Пособие по безработице, которое выплачивается в Беларуси сейчас, в несколько раз ниже прожиточного минимума. Реально жить только на эти деньги невозможно. Правительство страны всерьёз озабочено этой проблемой и планирует преломить эту ситуацию в лучшую сторону.

В правительстве было заявлено, что систему социального обеспечения безработных будут выводить на новый уровень. В том числе планируется ввести страхование от безработицы. Имеются в виду отчисления работающими гражданами части зарплаты в специальный фонд. Из этого фонда впоследствии можно будет получать пособие в случае лишения рабочего места. Это позволит сократить расходы бюджета и перенаправить освободившееся средства на повышение пособий другим категориям безработных.

Подобные страховые ужа давно работают в европейских профсоюзах, где они показали состоятельность идеи. Пособие планируется довести до суммы более 1,5 млн. бел. руб. Сейчас средний размер ежемесячных выплат составляет всего 197 тысяч.

Новшество вводиться будет поэтапно, в течение нескольких лет. Первоначально будут созданы сами страховые фонды. Только после накопления в них определённого резерва можно будет переходить к этапу финансированиях из них материальной помощи безработным, производящим отчисления. Пока ещё полностью не продумано, кто будет переводить средства в фонд, — работодатель или сам работник.

Сейчас в республике Беларусь социальная поддержка безработных работает достаточно активно, но это пока не позволяет значительно снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей.

Основной задачей государство поставило сейчас реформу материальной помощи безработным.

Часть из них будет оплачена из страховых фондов. Уровень прожиточного минимума равен уровню пособия — вот такая поставлена цель.

В 2022 году пособие по безработице будет начисляться по-новому

Латвийские власти решили, что народ жирует, работать не хочет, а потому его следует вытолкнуть обратно на рынок труда насильно, финансовой дубиной. С этой цель в новом году продолжительность выплаты пособия по безработице будет сокращена с девяти до восьми календарных месяцев. Сами пособия тоже станут меньше.

Пока не дошло

Сейчас первые три месяца пособия по безработице выплачиваются в назначенном размере.

Следующие три месяца безработный получает 75% от назначенного размера. Последние три месяца ему причитается 50% от назначенного размера пособия.
Согласно новому порядку в полном размере пособие будет выплачиваться в течение только первых двух месяцев. Уже за третий месяц безработный будет получать 75% от назначенного ему пособия, как и за четвертый. За пятый и шестой месяц ему будет положено 50% от назначенной суммы, за седьмой и восьмой месяц — 45% от назначенного пособия по безработице.

Как говорят в Министерстве благосостояния, изменения “призваны стимулировать более быстрое и эффективное возвращение людей на рынок труда и полноценную интеграцию в систему социального обеспечения”. По этой логике следовало бы вообще отменить пособия по безработице, и такая проблема отпадет сама собой. Странно, что чиновники до этого не додумались. Но, может, в следующем году до них дойдет?

Забрать и поделить

Минблаг также подчеркивает, что отобранные у одних несчастных людей деньги будут отданы другим несчастным. “В результате пересмотра политики пособий по безработице были найдены финансовые средства для повышения расчетной базы минимальных пенсий по возрасту до 80 евро, а для людей, имеющих инвалидность с детства, — до 122,69 евро”, — сообщает министерство.

Также за счет безработных государственное пособие социального обеспечения для инвалидов будет увеличено до 80 евро, а государственное пособие социального обеспечения для людей, которые являются инвалидами с детства, — до 122,69 евро.

Систему не обманешь

Тем временем стало известно, что власти готовят для будущих безработных новый сюрприз.

В парламенте Латвии начали движение поправки, предусматривающие, что с 1 января 2022 года при расчете пособия по безработице будет приниматься во внимание зарплата лица за период в 12 календарных месяцев, который заканчивается за четыре месяца до получения статуса безработного. Сейчас этот 12–месячный период заканчивается за два месяца до получения статуса безработного.

Министерство благосостояния поясняет, что данные изменения необходимы для обеспечения равноправия системы для всех получателей пособий, принимая во внимание то, что плательщики налога с микропредприятий и самозанятые лица сдают отчеты о своих доходах и уплаченных налогах раз в квартал.

Кроме того, таким образом минблаг хочет устранить практику, когда люди пытаются получать большие доходы в последние месяцы перед получением статуса безработного, чтобы впоследствии получать большее пособие. Также министерство отмечает, что социальные партнеры не высказали возражений против предложенных изменений.

Зато у других возражения имеются, но вот только власти их слышать не хотят. Например, такое: количество плательщиков налога с микропредприятий и самозанятых лиц составляет только около 50 тыс. человек, а правила расчета пособия предлагается поменять для примерно миллиона жителей Латвии. Не говоря уже о том, что пособия и зарплаты в стране и так невелики. Разве госбюджет разорится от того, что кто–то получит на пару десятков евро больше, к тому же в течение весьма ограниченного времени, за которое выплачивается пособие по безработице?
Да уж, до социального государства Латвии пока далековато…

Годится всё

Чтобы получать пособие по безработице, общий страховой (трудовой) стаж должен быть не меньше одного года, а уплата обязательных страховых платежей на случай безработицы не меньше 12 месяцев в период последних 16 месяцев до дня установления статуса безработного.

Важный момент — необходимо подтвердить свой стаж. Если вы впервые идете за пособием, у властей почти наверняка не будет информации о вашей трудовой деятельности за советский период и за начало 1990–х годов.
Годятся любые документы — трудовые договоры, справки, дипломы (учеба в вузе засчитывается в стаж), даже советский военный билет (срочная служба в СА тоже идет в стаж).

Размер имеет значение

От стажа зависит размер пособия. Он рассчитывается пропорционально страховому (трудовому) стажу с учетом доходов, с которых осуществлялись платежи на случай безработицы.

Если страховой (трудовой) стаж от 1 до 9 лет включительно, то пособие назначается в размере от 50% от средней зарплаты. От 10 до 19 лет включительно — 55% от средней зарплаты. От 20 до 29 лет включительно — 60% от средней зарплаты. От 30 лет и больше — 65% от средней зарплаты.
При расчете пособия не учитываются те два месяца, в которые у лица была самая низкая или самая высокая зарплата.

Пособие назначается со дня, когда предоставлены все документы, необходимые для назначения пособия. Если человек стал безработным по причине увольнения по собственному желанию или в связи с нарушениями, то пособие по безработице назначается со дня подачи заявления, но не раньше чем через два месяца после присвоения статуса безработного.

Решение о назначении или отказе в назначении пособия по безработице отделы Государственного агентства социального страхования принимают после получения от Государственного агентства занятости и Службы госдоходов всей информации, необходимой для назначения пособия, но не позже одного месяца с даты получения заявления.

Несовместимые пособия

Кстати: выплата пособия по безработице приостанавливается на время получения пособия по болезни или по материнству.

Кроме того, нельзя одновременно получать родительское пособие и пособие по безработице. Выплата родительского пособия приостанавливается на время получения пособия по безработице.

Возмещение за потерю трудоспособности и утрату кормильца тоже прекращается на время получения пособия по безработице.

Сколько в деньгах?

Рассмотрим несколько конкретных примеров начисления пособия по безработице по ныне действующему порядку.

Если ваши средние доходы (до уплаты налогов) за период в 12 месяцев составляли 500 евро, а ваш стаж — от 10 до 19 лет, то первые три месяца вам будут выплачивать по 275 евро, следующие три — по 206, и последние три — по 138 евро.

Если доход составлял 1000 евро, то при таком же стаже вам будут положены в первые три месяца 550 евро, в следующие три — 413 евро, в последние три — 275 евро.

При том же доходе, но при стаже в 30 и более лет, эти суммы будут такими — 650, 488 и 325 евро.

Григорий АНТОНОВ.

“Согласно новому порядку в полном размере пособие будет выплачиваться в течение только первых двух месяцев”.

“Если вы впервые идете за пособием, у властей почти наверняка не будет информации о вашей трудовой деятельности за советский период и за начало 1990–х годов”.

Каким будет пособие по безработице в 2022 году?

Кабмин утвердил размеры пособий по безработице на 2022 год. Соответствующее постановление за подписью премьер-министра России Дмитрия Медведева было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 8 ноября.

Сколько будут платить безработным в 2022 году?

Согласно постановлению правительства РФ от 07.11.2022 № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год», минимальный размер выплаты составит 1 500 рублей, максимальный — 8 000 рублей. Исключение составят граждане предпенсионного возраста, т. е. те, кто выйдет на пенсию через пять лет. Они смогут получать до 11 280 рублей.

Таким образом, размер пособия по безработице в 2022 году останется на прежнем уровне. В 2022 году Минтруд впервые за десять лет значительно увеличил это пособие. Ранее минимальная выплата составляла 850 рублей, а максимальная — 4 900 рублей.

Кто может получать пособие по безработице?

Пособие выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Об этом говорится в законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Для этого безработные россияне, не получающие пенсию и не проходящие обучение по очной форме обучения, должны зарегистрироваться в центре занятости населения. После постановки на учет пособие по безработице будут выплачивать ежемесячно, но только в случае, если гражданин будет проходить перерегистрацию в установленные сроки и соблюдать ее условия.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Однако данную выплату можно получать лишь шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Еще меньше сроки получения пособия у тех, кто впервые ищет работу, у кого был перерыв в работе больше года, кто отработал меньше 26 недель за год до наступления периода безработицы, а также у тех, кого уволили за нарушение дисциплины. В данных случаях пособие будут выплачивать не более трех месяцев.

Как рассчитывается размер пособия по безработице?

Если гражданин был уволен в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду наступления безработицы, а его трудовой стаж в этот период составил не менее 26 недель, в первые три месяца ему будут выплачивать 75% от средней зарплаты, а в последующие три месяца — 60% от средней зарплаты. В обоих случаях выплата не может превышать установленные законом 8 000 рублей.

Однако некоторые категории безработных могут претендовать лишь на минимальное пособие в размере 1 500 рублей, увеличенное на размер районного коэффициента. К ним относятся лица, которые:

— впервые ищут работу;

— имеют перерыв в работе больше года;

— отработали меньше 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду наступления безработицы;

— были уволены за нарушение дисциплины;

— прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке;

— вышли из членства в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

— не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

— были направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия.

Ссылка на основную публикацию