Среднее и высшее образование в Узбекистане: лучшие ВУЗы этой страны в 2020 году

Образование в Узбекистане

Наряду с традиционными формами получения образования в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма, как заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение). Данная форма получила широкое распространение в иностранной практике проведения обучения, где было доказано ее преимущество перед традиционной.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Узбекская модель образования

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до провозглашения независимости в Узбекистане, не отвечала тем демократическим преобразованиям, которые начали осуществляться в республике. Коренные реформы были обусловлены также возникшим кризисом в мировой системе образования.

На протяжении последних десятилетий во многих странах была проведена реформа образования. Эти преобразования различаются по количеству и последствиям. Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования и заставляет постоянно искать новые возможности для развития. В мире существуют различные типы и системы образования.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.
  6. Комбинированные детсады. В них проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях.

Вернуться к оглавлению

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Образование на русском языке

Ни для кого не секрет, что на территории Узбекистана большая часть граждан этой страны свободно разговаривают на русском языке. Данный язык в Узбекистане стал популярным сразу же после присоединения страны к составу СССР. Сегодня резиденты Узбекистана считают русский язык вторым национальным языком, поэтому отдают своих детей в русскоязычные школы, детские дошкольные учреждения и классы.

На территории Узбекистана больше 10 000 школ, 739 из которых – русские. Желание обучаться в русской школе обуславливается тем, что ребёнок сможет получить более качественное образование и найти в дальнейшем хорошую работу, ведь большая часть научной и художественной литературы написано именно на русском языке. Русский язык в Узбекистане официально считается иностранным, поэтому при поступлении в вуз или принятии на работу в дальнейшем у его носителя будут значительные привилегии.

Сдача экзаменов

В 2017 году были официально внесены поправки в сфере образования, а именно в области экзаменов. Так в 2020 году для поступления в российский вуз выпускники русских школ и учащиеся классов на русском языке должны сдавать российский ЕГЭ.

Изменения коснулись поступления не только в российские вуз, но и в узбекские. Правительством было принято решение ужесточить систему контроля за абитуриентами во время сдачи вступительных экзаменов. Согласно нововведениям вход на экзамен возможен будет только при наличии паспорта и пропуска ДТМ. Остальные предметы и материалы, необходимые для написания задания будут предоставляться самими высшими учебным учреждением. В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. Пронос мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён.

На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний. Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.

Изменения в высшем образовании

Больше всего изменений претерпела сфера высшего образования. Основываясь на опыте мировой практики, начали применять двухступенчатую систему. Это бакалавриат и магистратура. По каждой системе разработаны и введены новые стандарты образования. Именно они помогают обеспечить все отрасли хозяйства, начиная с научной и заканчивая технической сферой, квалифицированными специалистами.

Учебный процесс устроен так, чтобы каждый студент мог систематизировать полученные знания и навыки, применять современные технологии. Именно благодаря такой постановке вопроса молодому специалисту удаётся решать теоретические и практические задачи в области своей специальности.

Структура системы высшего и среднего специального образования в Республики Узбекистан

Вузовская система включает следующие учреждения:

  1. Университеты и институты. Заведения реализуют созданные по госстандартам профессионально-академические программы высшего образования.
  2. Научные учреждения. Педагогические вузы. В них проводятся исследовательские работы, необходимые для развития высших учебных заведений.
  3. Органы, осуществляющие государственное управление подчиненными им образовательными заведениями и предприятиями.

Вернуться к оглавлению

Двухступенчатая аттестация

В учреждениях системы образования Узбекистана предусмотрена двухступенчатая аттестация:

    Бакалавриат. Является базовым высшим образованием. Пройдя обучение на протяжении четырёх лет, каждый студент овладевает основными умениями и достаточными знаниями по своей специальности. После освоения программы государственная комиссия выпускникам присуждает квалификацию «бакалавр» соответствующего профиля. Квалификацию подтверждает диплом установленного образца.

Так выглядит диплом бакалавра в Узбекистане

Диплом магистра Национального университета Узбекистана

Обладатель диплома любой ступени может продолжить обучение в любом другом вузе или заниматься профессиональной деятельностью.

Получить высшее образование можно в любой из представленных организаций:

  1. Институт. Заведение реализовывает учебные программы в границах определенной отрасли.
  2. Университет. Предлагает освоить программы широкого спектра специальностей. В заведении можно как получить высшее образование, так и пройти послевузовскую переподготовку.
  3. Академия. Реализует программы постинститутского образования разных научных сфер.

Но главное, государством начал осуществляться контроль за качеством образования. Для этого был введен жесткий стандарт обучения.

Правила обучения в ВУЗах

Теперь студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям. Общее учебное время распределяется следующим образом:

  1. Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени.
  2. Каникулы составляют 14–16% .
  3. Практика по квалификации занимает 6–9%.
  4. На аттестационный период отводится 9–10%.
  5. И работа над выпускным проектом 2–3%.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель. Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Спрос и предложение на высшее образование в Узбекистане.

Типы учебных заведений

Каждое учебное учреждение получает лицензию по ГОС ВО. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы:

  1. Наука.
  2. Искусство. Науки гуманитарного направления.
  3. Право. Социальные науки. Бизнес.
  4. Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами.
  5. Область образования.
  6. Социальное обеспечение совместно со здравоохранением.
  7. Службы.
  8. Сельское хозяйство.

Смотрите на видео: новые специальности в вузах Узбекистана.

Во времена СССР в Узбекистане функционировании 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор намного шире – систему образования республики представляют:

  1. 65 вузов. В это число входит и 7 филиалов иностранных вузов и 14 отделений центральных учебных заведений Узбекистана.
  2. 800 учреждений среднего типа. Среди них 314 – заведения профессионального образования и 48 — академические лицеи. Оставшиеся 440 учреждений – это техникумы и профессиональные училища.
  3. 11 тыс. общеобразовательных школ.

Вернуться к оглавлению

Самые популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши

Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

В ближайшем будущем еще больше расширятся возможности желающих получить высшее образование.

Для этого на базе института связи планируется создание университета, где будут изучаться информационные технологии.

Чтобы молодые ученые, студенты, преподаватели, представители архитектуры, искусства могли встречаться с единомышленниками для обмена опытом, знаниями, запланировано строительство научно-просветительского центра. Он станет не только местом общения, но и экспозиционным центром, стартовой площадкой своего рода бизнес-инкубатором для представителей всех сфер образования.

Обучение в России для граждан Узбекистана

В 2015-2016 учебном году в российских вузах учились 14 тысяч узбекских студентов. Чаще всего абитуриенты из Узбекистана подают документы на следующие направления подготовки: медицина, нефтедобыча, геология и лингвистика.

Как выбрать университет

Сначала нужно определиться со специальностью – решите, кем вы хотите быть. Россия традиционно готовит сильных физиков, математиков, химиков, специалистов нефтяной и газовой отрасли, а также врачей и строителей. Затем нужно выбрать программу подготовки по выбранному направлению – для этого воспользуйтесь удобным поиском на нашем сайте. После этого выберите университет, в котором есть интересующая вас программа.

Бывают классические вузы, которые объединяют несколько институтов, там готовят специалистов для различных отраслей – от строительства до лингвистики. Например, это Балтийский, Уральский или Сибирский федеральные университеты.

© МИСиС

Есть узкоспециализированные вузы, выпускающие, к примеру, только инженеров, врачей или других специалистов одного-двух профилей. Так, в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» готовят кадры для атомной отрасли, в Московском государственном медицинском университете им. Сеченова учатся будущие врачи, в Самарском университете – авиаконструкторы и специалисты космической индустрии.

При выборе вуза стоит обратить внимание на регион, в котором находится университет. Россия – большая страна, здесь есть разные климатические зоны. При этом во всех регионах есть система центрального отопления, что позволяет чувствовать себя комфортно зимой.

Вы можете как претендовать на бюджетное место, так и поступать в российский университет на платной основе, но первое, что нужно сделать после того, как вы определились с вузом, – связаться с представителями международного отдела. Сделать это можно, например, через наш сайт. Зарегистрируйтесь в личном кабинете и направьте заявку в вуз – ответ придет вам в течение 10 дней.

© КФУ

Учеба в России для узбекистанцев на бюджетных местах (стипендия Правительства РФ)

Абитуриенты из Узбекистана и соотечественники, проживающие в стране, могут претендовать на бюджетные места в российских вузах (стипендия Правительства России – квота на обучение). По данным РЦНК в Ташкенте в 2016 году было выделено 150 квот и получено более четырех тысяч заявок от узбекских абитуриентов, желающих учиться в России.

Прием заявок начинается осенью, то есть почти за год до начала обучения в вузе. Затем нужно пройти отбор. Лучших абитуриентов рекомендуют для зачисления в вузы. Конкуренция достаточно серьезная, поэтому стоит готовиться к экзаменам заранее – поступают самые сильные претенденты. Результаты конкурсного отбора становятся известны после рассмотрения всех поступивших заявок. Все вопросы по поводу стипендий вы можете задать представителям Россотрудничества в Узбекистане.

© СФУ

Стоимость обучения в России

Система высшего образования в России имеет несколько уровней.

Продолжительность обучения – 4 года на очной форме и 5 лет на заочной. Выпускник получает общие базовые знания и навыки, а также диплом, подтверждающий получение высшего образования.

Например, обучение по программе бакалавриата «Нефтегазовое дело» в Казанском федеральном университете стоит 187 тысяч рублей ($3115) в год, а курс «Машиностроение» в Самарском университете – чуть более 100 тысяч рублей (около $1660) в год.

Следующий уровень высшего образования – магистратура, продолжительность обучения – 2 года. За это время студенты получают более глубокую подготовку по выбранному направлению. Например, экономист может стать специалистом по финансовым рынкам, а юрист – изучить международное право.

Магистерская программа на русском языке «Биотехнология» в Дальневосточном федеральном университете стоит 141 тысячу рублей ($2350) в год. А «Системное программирование» на английском языке в Уральском федеральном университете – 170 тысяч рублей ($2830) в год.

© ТГУ

Наряду с бакалавриатом и магистратурой существует специалитет, обучение в котором длится не менее 5-ти лет.

На специалиста учатся будущие врачи. В Балтийском федеральном университете им. И. Канта обучение по программе «Лечебное дело» стоит 84 тысячи рублей ($1400) в год, а в МГМУ им. Сеченова – 350 тысяч рублей ($5830) в год.

Медики, отучившиеся 6 лет по программе специалитета и желающие получить какую-либо специализацию, например, кардиолога или эндокринолога, поступают в ординатуру. Продолжительность обучения по программам ординатуры – 2-4 года.

Обучение по всем направленим ординатуры в БФУ им. И. Канта стоит около 180 тысяч рублей ($3200) в год. Стоимость курса для кардиологов в Российском университете дружбы народов – 260 тысяч рублей ($4330) в год.

© КФУ

Дипломированные магистры и специалисты всех направлений, кроме медицинских, могут продолжить обучение в аспирантуре, если хотят заниматься наукой и получить ученую степень. Учиться придется 3-4 года.

Обучение в аспирантуре ДВФУ по направлению «Архитектура» стоит 150 тысяч рублей ($2500) в год, по программе «Биофизика» в Московском физико-техническом институте – 250 тысяч рублей ($4160) в год.

Как узбекскому абитуриенту поступить в российский вуз

Если вы подаете документы напрямую в вуз (это можно сделать на нашем сайте), нужно уточнить в международном отделе, к каким вступительным испытаниям готовиться и нужно ли приезжать, чтобы сдать экзамены, или это можно сделать удаленно.

Некоторые вузы предлагают узбекским абитуриентам сдать экзамены на родине. Например, желающие стать студентами Тюменского государственного университета могут онлайн подать заявление на поступление, а затем прийти в Российский центр науки и культуры в Ташкенте и выполнить тестовые задания.

© СПбПУ

Приемная комиссия Томского политехнического университета и нескольких других российских вузов ежегодно приезжает в узбекскую столицу, где на базе РЦКН абитуриенты могут подать заявку и пройти вступительные испытания.

Для поступления в вуз нужно подготовить пакет документов. Как правило, абитуриентов просят предоставить заполненную анкету, копию паспорта, документ о предыдущем образовании и медицинские справки. За более подробной информацией обращайтесь в международный отдел вуза, в котором вы собираетесь учиться.

Все дороги ведут в Китай. Почему молодежь Узбекистана все чаще выбирает образование в Поднебесной

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Китай – один из лидеров мирового технологического прогресса. Сегодня страна не только превратилась в промышленную кузню, но и ведущий образовательный центр.

Вузы Поднебесной входят в рейтинги образовательных учреждений мира, а научно-технические и инновационные центры постоянно удивляют общественность своими уникальными разработками. Поэтому не случайно, что сегодня сотни тысяч людей со всего мира едут за знаниями в КНР, поступают в вузы и грызут гранит науки. Не стал исключением и Узбекистан, откуда ежегодно увеличивается поток молодых людей, стремящихся получить высшее образование.

Возможности для развития

Причин, по которым так много иностранных студентов выбирают Китай, довольно много. Прежде всего, это интерес к ведущему производителю планеты. Кроме того, технологический потенциал Китая уже давно начал проявляться в собственных уникальных разработках, многие из которых стали бестселлерами продаж по всему миру.

Учиться в Поднебесной престижно и интересно. Но здесь важно понимать, что каждый приезжающий сюда молодой человек или девушка столкнутся с языковой проблемой. Поэтому необходимо, как минимум, знать английский язык, а еще лучше заранее озадачиться и изучить хотя бы разговорные основы китайского.

Эксперты говорят, что сейчас качество образования в Китае не уступает лидерам в этом направлении – США, Великобритании и Германии. При этом интересно, что власти КНР прекрасно осознают важность качественной подготовки молодого поколения, и поэтому создают условия для появления и развития высших образовательных учреждений по всей стране, число которых уже превысило три тысячи.

Сегодня в каждой из провинций Китая есть вузы с многовековой историей преподавания, отличным качеством обучения и квалифицированными преподавателями, известными специалистами в различных областях знаний. Поэтому с каждым годом поток иностранных абитуриентов, желающих получить образование в этих университетах, стремительно растет, причем географически они выбирают не только центральную часть, но и другие провинции.

Еще один важный факт, подтвержденный статистикой, – Китай занимает третье место в мире по популярности образования у иностранцев после США и Великобритании. Сегодня в Поднебесной обучаются свыше 300 тысяч иностранных студентов, из которых более чем пять тысяч – узбекистанцы. И это не случайно, ведь в последнем рейтинге ТОП 500 лучших вузов мира КНР заняла второе место по числу представленных там образовательных учреждений.

Взгляд из Узбекистана

Инициатива главы КНР Си Цзиньпина по восстановлению единого Шелкового пути и трансформации его в современных реалиях в проект «Один пояс, один путь» привела к взрывному росту интереса к Поднебесной в Узбекистане и создала множество уникальных возможностей для карьерного роста граждан нашей страны как в китайских предприятиях, создающихся в республике, так и в глобальных мегакорпорациях, работающих в Китае.

Одна из этих возможностей – доступное и качественное образование, которое так необходимо молодежи в быстро развивающемся Узбекистане. Именно поэтому в нашей стране и было открыто представительство организации China Campus Network (CCN), которое работает при поддержке Министерства высшего и среднего специального образования и объединяет 28 ведущих университетов Китая, 15 из которых входят в ТОП 500 лучших вузов мира, а 19 – в список вузов, чьи дипломы напрямую нострифицируют в Узбекистане.

По словам представителя China Campus Network (CCN) Владислава Яновича, среди главных задач организации – обучение и подготовка квалифицированных специалистов востребованных в Узбекистане профессий для местных и зарубежных компаний. Например, CCN сегодня сотрудничает с такими международными корпорациями, как Alibaba Group, Huawei, ZTE, CNPC, Sinopec и China Southern Airlines.

«В сфере образования за рубежом мы работаем с 2009 года, а по направлению Китая – с 2015 года. Сейчас образование в Китае очень популярно у молодежи Узбекистана. Во-первых, востребованность специалистов со знанием китайского языка растет из года в год, а во-вторых, качественное образование в вузах Китая сравнительно недорогое. Например, год обучения в ТОП университетах Европы и США обходится около 10 тысяч долларов, в то время как год обучения в университетах того же уровня в Китае – 3-4 тысячи долларов», – рассказал он.

По словам Яновича, специфика работы организации заключается в подготовке молодых людей к поступлению в китайские университеты, организации программ стажировок и содействие с трудоустройством, что в свою очередь поможет готовить специалистов для развития экономики и социальной сферы Узбекистана.

«Китайские дипломы и, особенно, китайский язык, навыки общения с представителями одной из ведущих экономик мира становятся важными конкурентными преимуществами на рынке труда. Так или иначе, весь мир работает с Китаем. Профессионалы, способные участвовать в налаживании связей с Поднебесной, везде в цене. Китайский язык, древняя культура, невероятно красивая природа, экзотическая кухня и особенный ритм жизни, присущий исключительно Поднебесной, также служат мощным фактором для привлечения иностранных студентов», – подчеркнул собеседник.

Несмотря на то, что в КНР достаточное количество своих студентов, в вузы страны ежегодно приглашается множество выпускников школ из других стран. Китай уже давно запустил масштабную программу привлечения иностранцев и внедрения китайского языка в массы, включая различные схемы выплат стипендий.

Так, CCN разработала уникальную программу IFP (International Foundation Program), по которой любой иностранец, не владеющий китайским языком, может поступить в топовый университет. Есть три направления подготовки – гуманитарное, техническое и бизнес. В первый год студенты изучают язык и предметы в центрах подготовки, расположенных на территории университетов в Китае, и потом без экзаменов поступают в вуз.

В прошлом году организация отправила на подготовку в Китай 67 студентов из Узбекистана и 63 из них поступили в университеты, причем 50 – на основе гранта. Каждый университет консорциума ССN предоставляет места для иностранцев как на платной, так и на грантовой основе. Причем с программой IFP можно не только получить грант, но и ежегодно подтверждать его своей успеваемостью и оценками.

Также ССN и Министерство высшего и среднего специального образования Узбекистана совместно с крупными международными корпорациями разработали специальную концепцию стажировки во время обучения.

«Мы предоставляем возможность стажировки в ведущих китайских компаниях. Являясь официальным представителем Alibaba Business School и Alibaba GET в Узбекистане, CCN дает возможность студентам пройти эксклюзивные программы стажировок в сфере Е-коммерции в компании-гиганте этой отрасли Alibaba Group. А в этом году мы также подписали трехсторонний меморандум с компанией Huawei и Университетом Сидиан», – отметил Владислав Янович.

Также в скором будущем планируется запустить похожие программы с такими крупными компаниями как Eriell, Enter Engineering, Artel, ZTE. Данные проекты помогут создавать благоприятную почву для того, чтобы выпускникам иностранных вузов было интереснее возвращаться в Узбекистан и трудиться на благо страны и народа.

В Узбекистане сегодня наиболее актуальными направлениями являются цифровая экономика, электронная коммерция, нефтегазовое дело, телекоммуникационные технологии, интернет вещей, международная экономика и торговля, а также управление туризмом.

«Направления обучения, которые мы рекомендуем выбирать абитуриентам Узбекистана, складываются из современных тенденций востребованных профессий и государственных инициатив подготовки кадров для стратегических отраслей страны.

Все проекты реализуются при поддержке Министерства высшего и среднего специального образования. Кроме того, в сентябре этого года в Ташкенте мы подписали меморандум о сотрудничестве с Фондом «Эл-юрт умиди». Его цель – обучение молодежи по магистерским и докторским программам в таких областях, как архитектура и дизайн, право, цифровая экономика, информационные технологии, ядерная и солнечная энергии, инженерия и медицина», – сказал Владислав Янович.

После окончания учебы выпускники китайских вузов легко находят работу. Причем выбор мест и даже стран для трудоустройства у них выше, чем у выпускников вузов других государств. Китай охотно принимает молодых специалистов у себя, западные страны ищут профессионалов со знанием китайского языка и менталитета – это создает отличную возможность сделать блестящую карьеру.

«По инициативе Министерства высшего и среднего специального образования в мае этого года мы открыли центр PRE-IFP CCN, который обучает абитуриентов китайскому академическому языку, а в скором времени при содействии Института Конфуция намерены реализовывать культурно-образовательные программы и проекты, что поможет молодежи Узбекистана лучше понять Китай, китайскую культуру и язык, получить образование в китайских университетах и внести вклад в дальнейшее развитие и укрепление дружественных отношений Китая и Узбекистана», – поделился собеседник.

Кроме того, обучение в Китае навсегда меняет отношение к жизни в целом.

Ильхом Касымов, учитель китайского языка:

– Ровно три года назад, наполнив чемодан учебниками, я отправился получать знания в китайский университет Чанг-ан, который расположен в Сиане. На протяжении всего обучения в магистратуре по направлению «Туризм и менеджмент» я не только овладел академическими знаниями, но и имел возможность применить их на практике.

Свою научную деятельность в Китае я могу описать четырьмя словами. Первое – это видеть, то есть во время своего обучения я познакомился с культурой Поднебесной. Недаром ведь говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Второе слово – слышать. Находясь здесь, я услышал множество интересных рассказов из жизни людей, что называется из первых уст, познакомился с подлинной историей Китая, беседовал с ведущими китайскими специалистами и учеными.

Третье – изучать, набираться знаний, и это в полной мере можно сделать в Поднебесной, где для студентов созданы уникальные условия. Наконец, последнее слово – делиться. Я делюсь всем тем, что узнал во время моего пребывания в этой великой стране, с новым поколением узбекистанцев.

Абдуазиз Хидиров, студент Национального университета Узбекистана:

– В этом году я заканчиваю обучение в своем вузе. Сейчас у меня большие планы на будущее, которые начинаются с поступления в магистратуру в одно из китайских высших учебных заведений. Я выбрал Китай для дальнейшего обучения, потому что меня всегда привлекала культура этой страны.

Помимо этого, китайские учебные заведения славятся стабильно высоким уровнем образования, который соответствует уровню Европы и США, но обучение в китайских университетах обойдется значительно дешевле.

Еще одна причина моего выбора – это активно развивающиеся торгово-экономические отношения между Китаем и Узбекистаном. В связи с этим в нашей стране появился большой спрос на квалифицированных специалистов в различных отраслях, которые владеют китайским языком. В будущем, после окончания китайского вуза, передо мной откроется много дорог – я могу остаться в Поднебесной и работать в одной из крупных компаний или вернуться в нашу страну, где также открывается большое число представительств иностранных предприятий.

Узбекистан станет “образовательным хабом”

Заместитель премьер-министра Республики Узбекистан Азиз Абдухакимов отметил важность совместных усилий в развитии высшего образования и подготовке квалифицированных кадров. Он также рассказал о стремлении превратить Узбекистан в “образовательный хаб” всего Центральноазиатского региона, для чего в республике есть все возможности. Сотрудничество с ведущими российскими вузами должно помочь в реализации этой цели.

Россия, в свою очередь, неоднократно подчеркивала свою заинтересованность в более тесной, взаимовыгодной и многосторонней интеграции с системой высшего образования Узбекистана. Для этого есть все предпосылки, включая общую историю развития систем образования и традиционные дружеские связи педагогов и ученых двух стран, а также политическую волю руководителей государств.

Из года в год растет число студентов из Узбекистана, обучающихся в России: сейчас их около 25 тысяч. Это говорит о востребованности российского высшего образования среди узбекской молодежи. Предполагается дальнейшее расширение сети филиалов институтов и университетов РФ в нашей стране, создание на системной основе совместных факультетов, кафедр, обучение студентов по программам двойных дипломов, а также реализация совместных исследовательских проектов.

Сегодня в девяти вузах Узбекистана запущено 26 совместных с российскими партнерами программ по двойным дипломам, в том числе 23 по бакалавриату и 3 по магистратуре. Начиная с 2020/2020 учебного года их число будет расширено до 30 программ в 15 вузах.

При этом в России высоко оценивают уровень образования, который предоставляют вузы Узбекистана. Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий в ходе узбекско-российского образовательного форума особо отметил математическую школу республики и достижения по ряду фундаментальных и прикладных наук. Он предложил узбекским университетам принять участие в международном рейтинге вузов, разработанном в МГУ, а также наладить сотрудничество математических школ МГУ и Национального университета Узбекистана для развития фундаментальной и прикладной математики, разработки совместных программ в области цифровых технологий и других проектов.

Университеты также могут создать совместные инновационные научно-технологические центры, в которых будут все возможности для творчества молодежи, а также стать базами для отбора талантливых школьников.

Многие из этих инициатив вошли в “дорожные карты”, которые утверждены в ноябре прошлого года постановлением президента Республики Узбекистан “О мерах дальнейшего расширения двухстороннего стратегического партнерства и союзнических отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией”. 22 января 2020 года состоялся визит делегации Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в Министерство науки и высшего образования РФ, а в феврале-апреле проведены видеоконференции между ведомствами.

Важными этапами двустороннего сотрудничества в образовательной отрасли стали межрегиональная конференция ректоров вузов России и Узбекистана, прошедшая в апреле этого года в Астрахани, и российско-узбекское совещание по вопросам реализации договоренностей в сфере высшего образования.

По итогам переговоров ректоров вузов Узбекистана и России подписано 15 договоров и соглашений о сотрудничестве по программе двойных дипломов, повышению квалификации педагогов, обмену магистрами, организации совместных программ обучения, научных исследований. Определены и приемлемые для обеих сторон параметры единой организационно-правовой модели открытия филиалов российских вузов в Узбекистане.

В мае с.г. на заседании совместной узбекско-российской комиссии было подписано соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. До последнего времени Российская Федерация заключила подобные соглашения со всеми странами СНГ, кроме Узбекистана. Теперь этот пробел устранен. Соглашение обеспечивает доступ к профессиональной деятельности российским и узбекским гражданам, включая тех, кто проживает на территории двух государств, а также выпускников филиалов российских образовательных организаций, расположенных на территории Узбекистана.

Образование в Узбекистане

Современный мир является эпохой инноваций, в которой без соответствующего образования вряд ли удастся построить карьеру, найти работу и добиться значительных успехов. И это хорошо понимает молодежь: в стенах вузов во всем мире сегодня получает образование более миллиарда студентов. В это число входят и студенты Узбекистана.

Система образования Республики Узбекистан

Система образования состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, занимающиеся исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

Право на образование в Узбекистане

  • развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
  • организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
  • бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
  • равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
  • предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.

Дошкольное образование

Задачи дошкольного образования

  1. раскрыть способности каждого ребенка;
  2. подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу;
  3. воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  4. пробудить у малышей тягу к обретению знаний.

Сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам которые предусматривают уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал;
  • Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения;
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое;
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на предоставление квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии;
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера;
  • Комбинированный садик – в нем проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях .

Среднее образование

В начальной школе обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе ученики получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней:

  • начального (1–4 классы);
  • общего среднего образования (1–9 классы).

В Узбекистане существует два типа бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Высшее образование

Высшее образование Узбекистана предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также хозяйственных направлений: научного, экономического, технического и так далее. Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует обучающихся на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной специфики с учетом творческого использования достижений современности.

В вузовскую систему входят

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.;
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Каждое учебное учреждение получает лицензию. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления).

Высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы

  • Наука;
  • Искусство;
  • Науки гуманитарного направления;
  • Право;
  • Социальные науки;
  • Бизнес;
  • Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами;
  • Область образования;
  • Социальное обеспечение совместно со здравоохранением;
  • Службы;
  • Сельское хозяйство.

Двухступенчатая аттестация

В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.

Студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям.

Общее учебное время распределяется следующим образом

  • Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени;
  • Каникулы составляют 14–16% ;
  • Практика по квалификации занимает 6–9%;
  • На аттестационный период отводится 9–10%;
  • И работа над выпускным проектом 2–3%.

Магистратура – образование на базе стандартного пятилетнего вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и касающиеся выбранной профессии. Период обучения на магистра не меньше 2 лет, однако получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. После завершения учебного времени выпускник получает звание «магистра» и диплом в соответствии со специальностью.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель.

Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

Сдача экзаменов

Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется путем определения уровня знания абитуриентов по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платно-контрактной основе.

В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён. На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний.

Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.[/info-box]

Популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши. Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Читайте также:  Как узнать и проверить список должников на запрет на выезд из Казахстана в 2020 году
Ссылка на основную публикацию