Стоимость 1 литра 92 и 95 бензина в Казахстане в 2022 году

Cтоимость бензина в Казахстане

Большинство россиян уместно удивляются, когда узнают, что бензин в Казахстане стоит значительно дешевле, чем в России. Удивление этих граждан возрастает еще больше, когда они узнают, что даже российские предприятия поставляют в Казахстан нефтепродукты, из которых впоследствии и получается тот самый дешевый бензин. Впрочем, давно не секрет, что жители приграничных с Казахстаном российских областей на постоянной основе ездят в соседнюю республику заправляться, благо облегченный порядок пересечения границы этому способствует. Ранее мы писали о ценах на бензин в Украине, о стоимости бензина в Грузии и почем бензин в Беларуси.

Цены 2022 года на казахский бензин

На сегодняшний день цены на бензин в Казахстане сложились следующим образом:

  • А-76/80 – 91 тенге или 15,47 рублей за литр.
  • АИ-92 – 149 тенге или 25,34 рубля за литр.
  • АИ-95 – 169 тенге или 28,74 рубля за литр.
  • АИ-98 – 212 тенге или 36,95 рублей за литр.

Для сравнения в пограничной с Казахстаном Свердловской области средняя стоимость литра бензина марки АИ-95 составляет примерно 45 рублей, а литр АИ-92 стоит 42 рубля. Налицо ощутимая разница. Однако, справедливости ради стоит отметить, что цены у разных поставщиков бензина в Казахстане (включая брендовые АЗС) различаются, но данное различие обычно составляет не более 3 тенге (что-то около 50 копеек). А кстати, посмотрите, где самый дешевый бензин в мире.

Главные автозаправочные гиганты Казахстана

В отличие от большинства бывших советских республик, Казахстан обладает самым широким набором автозаправочных операторов. Власти республики позволяют работать как партнерам из дальнего зарубежья, так и не теряют связь с «северным братом». Главный представитель России в Казахстане — это «Газпронефть». Собственные автозаправочные операторы в большей степени представлены «КазМунайГаз». Именно на автозаправках этих брендов самые низкие цены, да и у них существует возможность заправиться древними марками топлива, например, 76-м или 80-м.

Иностранный сегмент представлен следующими операторами:

У них цены побольше, но, как говорилось выше, разница совершенно не значительная.

Почему в цены на бензин в России и Казахстане так отличаются?

Большинство экспертов топливного рынка в некоторой степени оправдывают такую ценовую политику действующими российскими законами. К примеру, что и в России, что и в Казахстане бензин — продукт подакцизный. На величину акциза в большей степени влияет налог на добавленную стоимость, который в Казахстане составляет 12%, а в России все 20%.

Вот отсюда, вроде бы, и возникает дикая разница цен. Но даже слабо осведомленному человеку понятно, что какие-то 8% не могут дать разницу почти в половину цены. Другая часть экспертов уповает на то, что российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. Таким образом, львиную долю чека с АЗС (около 60%) забирает себе в бюджет государство (в виде на налогов на добычу полезных ископаемых и иных сборов), что вынуждает производителя «задирать» цены на бензин. У казахов же такой монополизации нет — на их рынке свободно работают иностранцы, причем они представлены даже в большей степени, чем сами казахские предприятия.

Третья часть экспертов заявляет, что у Республики Казахстан и Российской Федерации качественно отличаются цены на три главные позиции:

  • стоимость сырья;
  • затраты на его переработку;
  • затраты на дистрибуцию.

В Казахстане эти затраты существенно меньше, поэтому даже российской «Газпромнефти» выгодно было основать «дочку» у казахов («Газпромнефть Казахстан») и хотя бы прилично экономить на одной стадии, а именно на переработке сырья.

Ну и существуют четвертая группа экспертов, которые всерьез считают, что российские нефтяники просто «зажрались» и самостоятельно установили такие высокие цены на бензин.

В Казахстане бензин дешевеет, в России — дорожает

В мае 2022 года главный нефтяник Казахстана К. Бозумбаев объявил об очередном снижении цен на бензин (около 10 тенге). Одновременно он заверил, что в республике сейчас качественного топлива уже в избытке и государство предполагает начать его экспорт в Европу.

В России обратная ситуация: в мае 2022 года бензин подорожал в среднем на 17,5%. А с 1 июля 2022 года прекратил свое действие правительственный мораторий на заморозку бензиновых цен. По всему понятно, что российский бензин, в отличие от казахского, только продолжит дорожать.

Россияне ездят заправлять автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза

Жители России ездят в Казахстан, чтобы заправлять свои автомобили. В соседнем государстве топливо стоит почти в два раза дешевле. Об этом рассказал один из автомобилистов на видео, которое сегодня опубликовал телеграм-канал «Усы Пескова».

«Мы в Казахстане, 15 километров от Оренбургской области. Я заправил 75 литров, заплатил 1900 рублей. Литр бензина стоит 145 тенге. Самый большой прикол в том, что бензин это российский. И газ тоже. Все россияне тут заправляются своим же бензином. На российские рубли газ — 10 рублей, бензин — 26,50 рубля. Это просто обалдеть. Просто беспредел, что с нами творят в России», — возмущается автор видео.

Судя по кадрам, мужчина находился на АЗС Qazaq Gaz в Актобе — практически на границе с Россией. В компании не стали комментировать корреспонденту Znak.com происхождение реализуемого бензина. Вместе с тем аналогичные низкие цены на бензин можно увидеть на казахстанских АЗС российской компании «Газпромнефть» (они работают, в частности, в Караганде и Нур-Султане — прим. ред.). «АИ-95 на „Газпромнефти“ стоит в пределах 170 тенге (в районе 28 рублей) за литр. В целом разбег цен на 95-й в Казахстане — от 155 до 175 тенге», — рассказал Znak.com екатеринбургский автомобилист, часто посещающий Казахстан.

Для сравнения — на АЗС в Екатеринбурге 22 июня бензин АИ-92 стоит в среднем 41,58 рубля, АИ-95 — 44,88 рубля.

В марте о ценах на «Газпромнефти» в Казахстане рассказал паблик «Инцидент Барнаул», где был опубликован ролик на эту тему. «Казахстан. Павлодар. Сеть АЗС „Газпромнефть“. Цена на бензин АИ-92 в пересчете на рубли по сегодняшнему курсу — 26 рублей 60 копеек. А цена сегодня в Новосибирске — 40 рублей 50 копеек», — сообщил автор видео.

Ранее на эту же тему рассуждал аналитик Андрей Нальгин. «Один мужик поехал в Казахстан на своем авто. И челюсть уронил… Потому что увидел цены на заправке такой же „Газпромнефти“, что и в России. Чтобы сразу была понятна суть, один литр АИ-92 у казахов стоит 26 рублей примерно. В России — более 40 рублей на похожей заправке», — написал он в «Живом журнале».

Нальгин констатировал, что условно существует одна стоимость сырья, равные затраты на переработку и дистрибуцию. «Но ценники на заправках отличаются более чем в 1,5 раза! В принципе, понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет. И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России», — пояснил он и опубликовал инфографику «КП» о том, что входит в стоимость одного литра бензина в России.

25 июня стало известно, что правительство РФ не будет продлевать заморозку цен на бензин, срок действия которой истекает 1 июля. Соглашение между властями и нефтяниками о контроле за стоимостью топлива было подписано после резкого удорожания бензина весной 2018 года.

Правительство объяснило, почему в России подскочили цены на бензин

В мае этого года ФАС констатировала, что нефтяные компании не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака о стабилизации цен на топливо. Вопреки соглашению с правительством, нефтяники не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо на 20%.

В июне СМИ сообщили об очередном подорожании бензина. Рост цен произошел на АЗС в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Алтайском и Красноярском краях. Также автомобилисты стали жаловаться на дорогой бензин в Казани, Петрозаводске, Омске и на Сахалине.

По данным Росстата, в мае бензин в России подорожал на 17,5%. Подорожание топлива, указали в ведомстве, произошло в 58 регионах страны. В правительстве назвали закономерным скачок цен на бензин.

Казахстан повышает акциз на бензин с 1 января 2022 года

01 Январь 2022 20:25 1831

Новости

Токаев выразил соболезнования в связи с крушением пассажирского самолета близ Тегерана

Рынки не успели среагировать на авиакатастрофу Боинг 737 – Bloomberg

Глава МАУ плакал, когда говорил о жертвах крушения украинского самолета в Иране сегодня

Цены на новое жилье в Казахстане за год выросли на 6,4%

В больницах остается 21 пострадавший при крушении самолета Bek Air под Алматы

Казахстанский лыжник официально дисквалифицирован на четыре года за допинг

Семь человек пострадало от хлопка газовоздушной смеси в пятиэтажке в Каскелене

Нурсултан Назарбаев обсудил свой график работы на 2022 год

КФГД снизил максимальные ставки вознаграждения по срочным годовым вкладам на 0,4%

С 2022 года казахстанские дети будут бесплатно обеспечиваться лекарствами

Соответствующее постановление правительства от 13 декабря 2022 года опубликовано на информационном сайте “Параграф”.

Таким образом, акциз на оптовую реализацию бензина производителями увеличился с 10 тыс. 500 тенге за тонну до 24 тыс. 435 тенге за тонну, а на розничную реализацию производителям бензина – с 11 тыс. до 24 тыс. 935 тенге.

Постановление вводится в действие с 1 января 2022 года.

Ранее глава Миннацэкономики Руслан Даленов сообщал, что правительство с 1 декабря 2022 года планировало повысить акциз на бензин по причине возросших социальных расходов государства. Затем сообщалось о возможном переносе срока на 1 января 2022 года.

“Сегодня в каждом литре бензина есть акциз, он составляет лишь 8 тенге. Сейчас обсуждается увеличение акциза ещё на 10 тенге с литра”, – сказал ранее Даленов журналистам.

По словам Даленова, повышение акциза может увеличить стоимость одного литра бензина марки АИ-92 на 10 тенге.

Казахстан в декабре 2018 года повышал акциз на импортный бензин в 2,3 раза – с 4 тыс. 500 тенге до 10 тыс. 500 тенге за тонну.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Казахстан нарастил производство бензина и дизельного топлива в среднем на 10%

11 Ноябрь 2022 11:25 784

«Автобензинов произведено 3,6 миллиона тонн, или 112,5% к аналогичному периоду 2018 года. Дизельного топлива произведено 4,1 миллиона тонн, или 108,1% к аналогичному периоду 2018 года», – указывается в сообщении ведомства.

По данным Минэнерго, авиатоплива произведено 524,5 тысячи тонн, или 182% к аналогичному периоду 2018 года.
Мазут в объеме 2,3 ммллиона тонн, или 99,5% к аналогичному периоду 2018 года.

“Объем производства автобензинов полностью покрывает внутреннее потребление страны. С июля текущего года открыт экспорт автобензинов, объем экспорта составил 42,6 тысячи тонн”, – сообщает Минэнерго.

Кульпаш Конырова

Составлен рейтинг стран по доступности бензина

29 Июль 2022 10:20 692

В абсолютных ценах наиболее низкие цены на бензин из всех стран, участвующих в рейтинге, зафиксированы в Казахстане, следует из данных агентства РИА Новости.

В пересчете на российскую валюту цена литра 95-го бензина в этой стране составляет 27,9 рубля.

На втором месте находится Россия с ценой 45,5 рубля за литр.

По данным Росстата, с начала года (середина января – начало июля 2022 года) цена 95-го бензина в России выросла на 1,1%, а цена дизельного топлива снизилась на 2,4%.

Третье место занимает Белоруссия, где топливо стоит около 52 российских рублей за литр.

Четвертое место по дешевизне бензина занимает Украина. В пересчете на рубли литр 95-го в этой стране обойдется в 74,7 рубля. Далее в рейтинге идут в основном страны Восточной Европы, имеющие относительно низкие цены на топливо.

Самое дешевое дизельное топливо также продается в Казахстане – 31,9 рубля за литр. Россия находится на втором месте с ценой 46,1 рубля за литр.

Акорда не допустит резкого роста цен на бензин в начале 2022 года и это объясняется просто

Алматы. 18 декабря. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Акорда не допустит резкого роста цен на бензин в начала 2022 года из-за опасений развеять миф о благополучии казахстанцев. Если по какой-то нелепой случайности акциз задерут и цены на топливо взметнутся вверх, то неконтролируемая инфляция уничтожит сбережения населения, а падение уровня жизни населения уйдет в крутое пике с фатальными последствиями.

Почему цены на бензин в Казахстане низкие

Надо сразу отметить правоту министра энергетики Каната Бозумбаева, который в середине октября, комментируя ситуацию на рынке, заметил, что цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане «значительно ниже, чем в соседних России, Узбекистане, Кыргызстане, с кем у нас есть перетоки».

Чтобы убедиться в этом есть смысл обратиться к мировым данным по цене на автомобильное топливо. В соответствующем рейтинге Казахстан занимает 9-е место с ценой $0,45 за литр. Дешевле топливо стоит в Венесуэле, Иране, Судане, Анголе, Алжире, Кувейте, Нигерии и Туркменистане. У всех остальных, кроме Туркменистана, географических соседей – Узбекистана ($0,56), Кыргызстана ($0,62), России ($0,72) и Китая ($1,04) – бензин стоит дороже.

И этому есть объяснение. Согласно данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, в 2013 году Казахстан произвел 2,7 млн тонн моторного топлива (бензин, в том числе авиационный) и 5,1 млн тонн газойля (дизельного топлива), в 2014 году – 3 млн тонн и 5 млн тонн, в 2015 году – 2,9 млн тонн и 4,5 млн тонн, в 2016 году – 2,9 млн тонн и 4,7 млн тонн, в 2017 году – 3,1 млн тонн и 4,4 млн тонн, в 2018 году – 4 млн тонн и 4,7 млн тонн, а в январе-апреле 2022 года – 1,222 млн тонн и 1,565 млн тонн соответственно.

Рост очевидный, который подтверждается помесячными данными по объемам производства бензина из того же источника. Если в сентябре 2016 года Казахстан производил чуть больше 150 тыс. тонн, то уже в июле 2018 года – более 350 тыс. тонн, а в августе и сентябре 2022 года – свыше 450 тыс. тонн. При этом 97% дизельного топлива и 99% бензина произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах.

Но и это еще не все.

В ближайшие годы производство светлых продуктов из нефти будет расти. В частности, из-за введения в строй ряда мини-НПЗ. Один из них – в Западно-Казахстанской области – планируется завершить до конца 2022 года, другой строится в Туркестанской области, третий – в Карагандинской области. А так как их мощности заявлены на уровне от 750 тыс. до 1 млн тонн в год, у Казахстана в ближайшие годы ожидаются большие излишки топлива.

Нет ничего удивительного в том, что при таком стремительном росте производства предложение на рынке растет быстрее, чем спрос. Цены на топливо падают и, если не будет обеспечен легальный экспорт, может возникнуть дефицит бензина по причине неконтролируемой контрабанды.

Излишков много, а экспорт мизерный

В условиях, когда рынок затоварен бензином, и только недавно путем переговоров с Россией Казахстан, наконец, избавился от обязательства не экспортировать светлые продукты на соседние рынки, наступает пресыщение. В такие моменты нужно наладить регулярные экспортные поставки, чтобы стабилизировать внутренний рынок.

Между тем представители минэнерго не устают делиться грандиозными планами по поставкам бензина в Европу, Кыргызстан, Китай и Узбекистан, хотя на самом деле конкретных договоренностей пока нет. Та же Беларусь выразила готовность импортировать исключительно сырую казахстанскую нефть для загрузки собственных мощностей, а на российском направлении и без Казахстана достаточно поставщиков.

Экономист Петр Своик не разделяет оптимизм представителей профильного ведомства и считает, что у Казахстана нет другого реального рынка для экспортных поставок, кроме как российский.

«Потому что больше некому: кыргызов мы уже давно снабжаем, да они и свои НПЗ зачем-то построили. В Узбекистан особо не войдешь. Вот и получается, что кроме России, больше некуда. Но Россия сама затоварена – у них там огромная конкуренция», – считает эксперт.

При этом объемы экспортных поставок существенно различаются с имеющимися излишками на внутреннем рынке. При планируемом в 2022 году профиците бензина в размере 500-600 тыс. тонн в январе-сентябре, как заявил замглавы минэнерго Махамбет Досмухамбетов, экспортировано только 32,6 тыс. тонн.

Почему цены на бензин в Казахстане и России так сильно различаются

Вопрос, почему 1 литр бензина АИ-92 на АЗС Алматы стоит Т145-146, а, по данным benzin-price.ru, за тот же 1 литр бензина с тем же октановым числом в Москве просят от 38,90 до 44,16 рублей, или около Т230-260 тенге, далеко не праздный.

Ни для кого не секрет, что на себестоимость бензина влияют четыре фактора: цены на нефть, стоимость переработки, транспортировки и налоговая составляющая. А так как и в Казахстане, и в России стоимость переработки и транспортировки сопоставимы, а повлиять на мировые цены на нефть ни одна из стран не может, остаются только налоги.

Как отметил в своих комментариях КазТАГу независимый казахстанский аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов, «в себестоимости бензина в России на стоимость сырой нефти приходится около 7% и более 50% – на налоги».

«В отличие от России в Казахстане на сырую нефть приходится около 50%, и только 15% – на налоги», – подчеркнул Смирнов.

Экономист Своик подтверждает, что в России больше половины стоимости заливки бака направляется в бюджет.

«А у нас доля налогов в бензине в разы меньше, соответственно, и бензин дешевле – фискально дешевле», – добавил Своик.

Кроме того, есть весьма сильные структурные различия в сфере нефтепереработки в обоих странах.

В России, по словам эксперта, сохранены вертикально интегрированные компании, которые работают по схеме от скважины до бензоколонки.

«Все три наших (казахстанских – КазТАГ) НПЗ выключены из вертикальной интеграции. Нефтедобыча у нас осуществляется отдельно, а поставки нефти на нефтепереработку – отдельно. Причем эти поставки находятся вне всех крупных НПЗ. И поэтому ни американцы, ни европейцы, ни китайцы не несут никакой ответственности за снабжение наших НПЗ. Заводам приходится искать нефть у второстепенных поставщиков. Ни один НПЗ в Казахстане не имеет собственных терминалов для крупных опта и розницы», – перечислил Своик.

Главная задача Кремля – выровнять розничные цены на топливо с мировыми, чтобы интегрироваться в мировую экономику, при этом перед Акордой такая задача не стоит.

Может ли Казахстан избавиться от контрабанды бензина?

Так как уже несколько лет назад Казахстан отказался от практики установления предельных розничных цен и перешел к свободному рынку, у властей остался единственный инструмент влияния на рынок – акциз. А так как в себестоимости бензина он, по сравнению с Россией, невысок, то у властей имеется достаточно приличный люфт.

На пороге 2022 года, в условиях относительно низких цен на бензин и неуправляемой контрабанды, перед Казахстаном стоит проблема минимизации теневых перетоков излишков топлива на соседние рынки. Запрет, введенный в начале текущего года на импорт бензина из России, работает априори, так как бензина на внутреннем рынке больше, чем достаточно. Запрет на экспорт дизельного топлива из Казахстана, к сожалению, никак не работает – солярка уходит на рынки, где цены выше.

В доказательство, что розничные цены на дизельное топливо в Казахстане ниже, чем у соседей, можно привести данные портала GlobalPetrolPrices.com. Казахстан с ценой за литр дизельного топлива в $0,5 стоит на 14-м месте. Для сравнения: в Узбекистане литр топлива стоит $0,57, Кыргызстане – $0,66, России – $0,73 и Китае – $0,91. Дешевле литр дизельного топлива стоит только в Туркменистане ($0,39), который ни раньше, ни сейчас не рассматривался Казахстаном как рынок сбыта продукции.

Способом повлиять на цены на дизельное топливо является повышение акциза, а вариантов его повышения рассматривается несколько.

Для начала рассмотрим наиболее реальные. Как неоднократно заявляли представители минэнерго, с 1 января 2022 года акциз вырастет с Т8 до Т10 за тонну. Объяснить этот планируемый рост только стремлением минимизировать контрабанду не получится. Слишком небольшое повышение, которое никак на серые перетоки не повлияет. Тогда как другое объяснение более чем логичное. Так накануне в сенате было заявлено, что в 2022 году объем средств на социальное обеспечение и социальную помощь вырос на Т674 млрд и составил Т3,3 трлн. Все эти траты нужно как-то компенсировать, и повышение акцизов на бензин – один из источников.

И насчет контрабанды. По мнению министра национальной экономики Казахстана Руслана Даленова, после повышения акциза на Т2 цена бензина может вырасти максимум на Т10. С ним солидарен и Смирнов, прогнозирующий рост цен на бензин на уровне 7-8%.

«Поэтому разница в цене на бензин в Казахстане и сопредельных странах особо не изменится, и контрабанда сохранится», – уверен эксперт.

А теперь несколько слов о нереальных сценариях. Чтобы розничная цена бензина в Казахстане достигла уровня розничных цен в России, по некоторым прикидкам, акциз надо поднимать не на Т2, а в 13-14 раз. Чтобы интегрироваться в мировой рынок, необходимо довести розничные цены хотя бы до среднеевропейского уровня. Небольшой, но важный нюанс: сегодня средняя европейская цена за литр бензина Т617, что выше казахстанских текущих цен более чем в четыре раза. Ни уровень жизни казахстанцев, ни средние доходы, вообще ничто не способствует тому, чтобы Казахстан осуществил нереальный сценарий.

К 2025 году Казахстан должен будет довести уровень цен на топливо до российских

Согласно договоренностям, все члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году должны будут унифицировать цены на топливо. В том числе и Казахстан.

Об этом говорил и министр энергетики Канат Бозумбаев, считающий, что со временем в Казахстане цены на ГСМ будут такие же, как и в России.

«Мы будем вынуждены его (путь – КазТАГ) пройти. Это поэтапное сближение цен с нашими соседями. Только по бензину разрыв между нами и РФ больше Т100 за литр. Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе», – сказал глава минэнерго.

С ним согласен и Смирнов.

«Ситуация, когда бензин в Казахстане дешевле, чем у всех его географических соседей, существовать долго не может. В частности, у Казахстана есть договоренность в рамках ЕАЭС к 2025 году создать единый топливный рынок. Чтобы он нормально функционировал, нужно, чтобы во всех странах союза цены на топливо были примерно одинаковыми. Тогда Казахстану придется поднять цены на бензин к российскому уровню», – заметил он.

Все познается в сравнении

Соблазна использовать нынешние более низкие цены на бензин в Казахстане как аргумент в споре, в какой стране живут богаче, не смогли избежать и казахстанские власти. Однако сам этот факт не является адекватным показателем более высокого уровня жизни населения.

Как отметил Смирнов, надо учитывать средние доходы населения, чтобы приводить этот аргумент как объективный.

«Более объективный критерий – это сколько бензина можно купить на среднюю зарплату», – поясняет эксперт.

Если верить данным Комитета по статистике, то в 2013 году казахстанцы могли купить на среднюю зарплату меньше бензина, чем в 2022 году. Средняя зарплата в 2013 году составляла Т137 043 при цене 1 литра бензина АИ-92 в Т110-112, а в III квартале 2022 года – Т191 100 при цене 1 литра бензина АИ-92 в Т145-146. В 2013 году гражданин Казахстана мог купить почти 1246 литра, сегодня – почти 1318 литров.

Однако официальные данные по средней зарплате не всегда отражают реальную жизнь. Ведь есть данные опроса Нацбанка РК, согласно которым большинство граждан зарабатывают в месяц на семью от Т100 до Т150 тыс. Чуть меньше тех, у кого доходы не превышают Т100 тыс. Ну, а относительно богатых казахстанцев, которые зарабатывают свыше Т300 тыс., в стране всего 7,5%. Если брать за основу Т150 тыс., то на эти деньги сегодня можно купить чуть больше 1034 литра бензина.

Между тем казахстанцы в отличие от россиян могут позволить себе больше бензина. В России по официальным (возможно, завышенным – КазТАГ) данным средняя зарплата составляет 47,657 тыс. рублей, а литр бензина АИ-92 в среднем стоит 45 рублей. Значит, россиянин может купить на среднюю зарплату 1059 литров. Казахстанец и по данным комитета по статистике, и по данным опроса Нацбанка купит больше бензина. Но, нужно иметь в виду, что литр самого популярного бензина в России стоит на более чем Т100 дороже.

Но самым интересным в опросе Нацбанка РК оказался следующий немаловажный нюанс: сбережений на черный день у 80% населения Казахстана просто нет.

Нюанс политический, по очевидно – решающий

Нюанс о сбережениях казахстанцев, когда речь идет о возможном повышении розничных цен на бензин с начала 2022 года, ключевой.

Сегодня в Казахстане сложилась такая ситуация, когда у действующего президента Касым-Жомарта Токаева, оказавшегося в подвешенном состоянии из-за формального ухода от власти первого президента Нурсултана Назарбаева, руки связаны – резкое повышение акциза в такой ситуации – риск сомнительный.

В свою очередь, правительство и профильное ведомство ни при Назарбаеве, ни при Токаеве не отличались особой инициативностью, и потому самостоятельно предпринимать какие-то демарши, чтобы минимизировать контрабанду бензина на соседние рынки, не собирается. Как им представляется, принцип быть «тише воды, ниже травы» предпочтительнее, чем оказаться между двух (Токаев – Назарбаев) огней.

Поэтому наиболее вероятный сценарий развития событий – это широко распропагандированное в СМИ повышение акциза на бензин от Т8 до Т10. Это позволит создать еще один источник компенсации средств, которые с подачи Назарбаева ушли на решение социальных вопросов, а Токаев – поддержал и утвердил на уровне госбюджета.

По гамбургскому счету, третью сторону процесса, население принято считать ягнятами из всемирно известного триллера с Энтони Хопкинсом в главной роли. Как и в любом загоне, при ухудшении условий содержания, может раздаться сначала одиночный крик, который может перерасти в брожение.

Если власти все же рискнут с начала 2022 года поднять акциз, тем самым простимулировав резкий рост розничных цен на бензин, это может стать искрой, способной спалить загон. А испуганные «ягнята», уже успевшие примерить материальные блага ХХI века, все же не вернутся, как их предки, к натуральному хозяйству и бартеру – смысла нет.

Источник фото: Фото из открытых источников.

Стоимость бензина в странах мира

Стоимость цен на бензин по странам мира. Актуальная информация за 2018-2022 годы

Жизнь современного человека стала невозможной без применения транспортных средств. В России почти в каждой семье есть личные автомобили, другие же пользуются общественным транспортом. Но объединяет всех одно – для передвижения любым видом моторного транспорта необходимо топливо, в частности бензин. Самая распространённая марка АИ-92, которую используют в большинстве легковых автомобилей.

Средняя цена на бензин в мире сегодня составляет около 1.10 долларов США за литр.

Все страны имеют возможность закупать нефть для производства бензина по одной цене, но на территории своей страны вводят различный налог на топливо, из-за чего происходит ценовой разрыв. Как правило, в экономически более развитых странах цена на бензин выше, чем в бедных странах. Исключение – США, при достаточно развитой экономике там удаётся выставлять более низкие цены на бензин.

Страной-лидером с самым дешёвым бензином является Венесуэла, где за литр горючего нужно отдать всего 0,01$. Следом идут такие страны как Саудовская Аравия, Туркменистан, Алжир, Иран, Кувейт, Египет, Эквадор, Нигерия, Бахрейн, Сирия, Катар – во всех этих странах за литр бензина просят меньше 0,5$.

А между прочим в России в цене литра бензина налоги составили 65 процентов. То есть если сейчас цена за литр 95 это 45 рублей то налог составляет 29,25 рублей это уходит в казну государства. А реальная цена литра получается 15,75 рубля.

Учитывая что реальные цены увеличились в 2 раза , а зарплаты не прибавились вообще. Если отменить хотя бы половину налогов на бензин и дизель, то можно без проблем улучшить благосостояние населения. Потому, что цены на бензин важны не только автолюбителям, но и тем у кого нет автомобиля.

Цены на бензин в 2022 году

СТРАНАВАЛЮТААИ-92АИ-95АИ-98ДИЗЕЛЬГАЗ
КыргызстанRUB28.7931.4933.1118.9
КазахстанRUB29.9332.5531.25
РоссияRUB42.5845.6351.5845.2818.91
СШАRUB47.4452.9856.6853.6
ГрузияRUB56.6461.757.65
АрменияRUB58.9961.4657.75
МексикаRUB61.9459.11
МолдоваRUB68.1671.4861.29
УкраинаRUB69.0771.7863.88
ЧилиRUB70.3171.1845.17
БразилияRUB71.2959.41
Босния и ГерцеговинаRUB80.2583.9780.62
ЯпонияRUB81.6887.6869.8
АндорраRUB82.8486.4771.21
БолгарияRUB83.2293.6383.97
РумынияRUB83.4783.7884.41
ТурцияRUB84.2184.7576.94
МакедонияRUB84.6186.9874.55
ПольшаRUB85.3690.6184.35
ВенгрияRUB87.379188.76
ЧехияRUB88.6393.885.35
АвстрияRUB88.6599.5585.02
ЛатвияRUB90.1194.4783.57
СербияRUB91.296.3696.73
ЛюксембургRUB91.5695.9280.66
ЛитваRUB93.7498.8287.93
ИспанияRUB95.19105.3690.11
СловакияRUB95.92114.0885.75
ШвейцарияRUB97.6797.05104.47
СловенияRUB98.1108.2794.47
ЭстонияRUB98.82102.4693.74
УругвайRUB98.82102.5579.22
БеларусьRUB48.5599.55
ЧерногорияRUB99.55102.4689.38
ХорватияRUB100.35106.1495.94
АлбанияRUB102.58102.58
ИрландияRUB103.1895.92
ГерманияRUB103.91114.8192.29
ВеликобританияRUB104.27113.37106.75
ФранцияRUB110.45116.99106.09
ДанияRUB111.14115.9295.24
БельгияRUB111.18117.72109
ШвецияRUB111.6115.86110.89
ФинляндияRUB114.81121.35101.73
ГрецияRUB115.54123.5399.55
ПортугалияRUB118.44120.62103.18
ИталияRUB120.62111.18
НорвегияRUB125.55133.13118.51
ПеруRUB260.14221.63
В таблице представлены средневзвешенные цены по всем АЗС

Цены на бензин в 2018-2022 году

Наиболее дорогой бензин на Бермудских островах – 2,04$.

Возможное повышение цен на бензин на Т10 с 2022 года в РК зависит от рынка – МНЭ

Нур-Султан. 26 ноября. КазТАГ – Махамбет Абжан. Возможное повышение цен на бензин на Т10 с 1 января 2022 года в РК зависит от рынка.

«На сегодняшний день акциз стоимости бензина составляет Т8. Цена бензина Т150. Мы увеличиваем ставку акциза с Т10 500 до Т24 435 к цене литра. Это увеличение будет на Т10. То есть акциз увеличится с Т8 до Т18. Таким образом, цена вырастит на 6% – с Т150 до Т160. Но здесь я что хотел бы заметить. Ведь акциз – это не единственная составляющая стоимости, себестоимости цены продажи бензины. В связи с этим, поскольку мы строим рыночную экономику, есть предложение, спрос. В связи с этим, на мой взгляд, все-таки цена напрямую увеличиваться не будет», — сказал директор департамента налоговой политики министерства национальной экономики (МНЭ) РК Азамат Амрин в кулуарах правительства во вторник.

При этом он привел в пример повышение акцизов с 2015 году – с Т4500 до Т10 500, когда «цены на бензин не поднимались».

«Мы просчитали влияние на инфляцию. У нас индекс потребительских цен считается на основании более 500 наименований товаров. Три из них – бензин марки АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – вклад 0,6%. В связи с этим на инфляцию в итоге мультипликативно порядка 0,35% будет сделано (влияние – КазТАГ). То есть это в принципе в том коридоре, который установил Национальный банк – 4-6%», — пояснил Амрин.

По его словам, на сегодняшний день постановление правительства направлено на согласование с государственными органами.

«После согласования с отраслевыми государственными органами постановление выносится на заседание правительства, где будет приниматься уже коллегиальное решение. Введение будет с 1 января 2022 года», — сообщил спикер.

Отвечая на вопросы журналистов, глава департамента налоговой политики МНЭ РК несколько раз менял позицию по вопросу повышения цены на бензин.

«Я привел пример уже, у нас уже аналогичное (повышение акциз на бензин – КазТАГ) было. Я считаю, все-таки прямого увеличения (цены на бензин – КазТАГ) на размер акциза не будет», — сказал чиновник после очередного уточняющего вопроса журналистов.

Он привел пример, когда в конце 2018-начале 2022 года цена на бензин составляла Т156 за литр. Затем, по его словам, цена на бензин упала до Т148-150 за литр. То есть это «вопрос спроса и предложения».

Также Амрин отметил, что правительство не регулирует цены на бензин и повышения цены на бензин «за счет регулирования цены государством» не будет.

Кроме того, он назвал причины повышения стоимости акциза на бензин.

«Вы знаете, много причин. Одна из них, на мой взгляд, основной принцип налогообложения – налоги должны соответствовать уровню и размеру услуг, предоставляемых государством. В связи с этим, вы знаете, социальные обязательства государства растут, увеличиваются заработные платы гражданским служащим, в здравоохранении увеличиваются (расходы – КазТАГ), увеличивается количество получателей АСП (адресной соцпомощи – КазТАГ). Вот эти все деньги будут использованы на эти все цели», — объяснил директор департамента.

Также он прокомментировал предложение министра энергетики отменить транспортный налог на малолитражки.

«Если мы будем транспортный налог в акциз бензина вкладывать, в связи с этим что произойдет? Есть большие машины, которые большой налог до Т500 тыс. (оплачивают – КазТАГ). (…) Он через бензин налог этот будет платить намного меньше. В связи с этим те, у кого налог, наоборот, маленький – есть Т7 тыс. которые налог платят – через бензин они будут платить намного больше. То есть вот это будет немножко несправедливо. Потому что мы переносим нагрузку с больших машин на маленькие. Ну, естественно, вы знаете, сейчас таксисты на малолитражках ездят. Бензина очень много они сжигают. В связи с этим вот этот перенос будет несправедлив», — сообщил Амрин.

Отвечая на вопрос: «не боитесь ли Вы социального недовольства как в Иране?», спикер заявил, что «прямого роста цен на Т10 не будет».

«Ну это рынок. Мы не можем сейчас сказать. Максимально на Т10 (возможно повышение цен на бензин – КазТАГ), но поскольку у нас рыночная экономика, еще раз говорю, цена может варьироваться. Я про литр говорю», — повторил он.

Напомним, 17 октября министр национальной экономики РК Руслан Даленов сообщал, что бензин в Казахстане в случае увеличения акциза может подорожать на Т10. Возможное повышение акциза на бензин министр объяснял повышением бюджетных расходов и стоимостью бензина в соседних странах.

22 октября министр энергетики РК Канат Бозумбаев заявил, что оснований повышать цены на бензин в Казахстане нет. Глава минэнерго полагал, что если все же вести речь об увеличении акцизов, то необходимо отменять налог на транспорт для малолитражных автомобилей.

25 ноября в кулуарах сената Даленов заявил, что на Т10 планируют повысить акциз на бензин в Казахстане с 2022 года. Он отметил, что повышение акциза значимого влияния на инфляцию или на себестоимость продукции малого и среднего бизнеса не окажет.

Ссылка на основную публикацию