Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Образование в Узбекистане

Наряду с традиционными формами получения образования в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма, как заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение). Данная форма получила широкое распространение в иностранной практике проведения обучения, где было доказано ее преимущество перед традиционной.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Узбекская модель образования

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до провозглашения независимости в Узбекистане, не отвечала тем демократическим преобразованиям, которые начали осуществляться в республике. Коренные реформы были обусловлены также возникшим кризисом в мировой системе образования.

На протяжении последних десятилетий во многих странах была проведена реформа образования. Эти преобразования различаются по количеству и последствиям. Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования и заставляет постоянно искать новые возможности для развития. В мире существуют различные типы и системы образования.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.
  6. Комбинированные детсады. В них проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях.

Вернуться к оглавлению

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Образование на русском языке

Ни для кого не секрет, что на территории Узбекистана большая часть граждан этой страны свободно разговаривают на русском языке. Данный язык в Узбекистане стал популярным сразу же после присоединения страны к составу СССР. Сегодня резиденты Узбекистана считают русский язык вторым национальным языком, поэтому отдают своих детей в русскоязычные школы, детские дошкольные учреждения и классы.

На территории Узбекистана больше 10 000 школ, 739 из которых – русские. Желание обучаться в русской школе обуславливается тем, что ребёнок сможет получить более качественное образование и найти в дальнейшем хорошую работу, ведь большая часть научной и художественной литературы написано именно на русском языке. Русский язык в Узбекистане официально считается иностранным, поэтому при поступлении в вуз или принятии на работу в дальнейшем у его носителя будут значительные привилегии.

Сдача экзаменов

В 2017 году были официально внесены поправки в сфере образования, а именно в области экзаменов. Так в 2022 году для поступления в российский вуз выпускники русских школ и учащиеся классов на русском языке должны сдавать российский ЕГЭ.

Изменения коснулись поступления не только в российские вуз, но и в узбекские. Правительством было принято решение ужесточить систему контроля за абитуриентами во время сдачи вступительных экзаменов. Согласно нововведениям вход на экзамен возможен будет только при наличии паспорта и пропуска ДТМ. Остальные предметы и материалы, необходимые для написания задания будут предоставляться самими высшими учебным учреждением. В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. Пронос мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён.

На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний. Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.

Изменения в высшем образовании

Больше всего изменений претерпела сфера высшего образования. Основываясь на опыте мировой практики, начали применять двухступенчатую систему. Это бакалавриат и магистратура. По каждой системе разработаны и введены новые стандарты образования. Именно они помогают обеспечить все отрасли хозяйства, начиная с научной и заканчивая технической сферой, квалифицированными специалистами.

Учебный процесс устроен так, чтобы каждый студент мог систематизировать полученные знания и навыки, применять современные технологии. Именно благодаря такой постановке вопроса молодому специалисту удаётся решать теоретические и практические задачи в области своей специальности.

Структура системы высшего и среднего специального образования в Республики Узбекистан

Вузовская система включает следующие учреждения:

  1. Университеты и институты. Заведения реализуют созданные по госстандартам профессионально-академические программы высшего образования.
  2. Научные учреждения. Педагогические вузы. В них проводятся исследовательские работы, необходимые для развития высших учебных заведений.
  3. Органы, осуществляющие государственное управление подчиненными им образовательными заведениями и предприятиями.

Вернуться к оглавлению

Двухступенчатая аттестация

В учреждениях системы образования Узбекистана предусмотрена двухступенчатая аттестация:

    Бакалавриат. Является базовым высшим образованием. Пройдя обучение на протяжении четырёх лет, каждый студент овладевает основными умениями и достаточными знаниями по своей специальности. После освоения программы государственная комиссия выпускникам присуждает квалификацию «бакалавр» соответствующего профиля. Квалификацию подтверждает диплом установленного образца.

Так выглядит диплом бакалавра в Узбекистане

Диплом магистра Национального университета Узбекистана

Обладатель диплома любой ступени может продолжить обучение в любом другом вузе или заниматься профессиональной деятельностью.

Получить высшее образование можно в любой из представленных организаций:

  1. Институт. Заведение реализовывает учебные программы в границах определенной отрасли.
  2. Университет. Предлагает освоить программы широкого спектра специальностей. В заведении можно как получить высшее образование, так и пройти послевузовскую переподготовку.
  3. Академия. Реализует программы постинститутского образования разных научных сфер.

Но главное, государством начал осуществляться контроль за качеством образования. Для этого был введен жесткий стандарт обучения.

Правила обучения в ВУЗах

Теперь студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям. Общее учебное время распределяется следующим образом:

  1. Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени.
  2. Каникулы составляют 14–16% .
  3. Практика по квалификации занимает 6–9%.
  4. На аттестационный период отводится 9–10%.
  5. И работа над выпускным проектом 2–3%.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель. Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Спрос и предложение на высшее образование в Узбекистане.

Типы учебных заведений

Каждое учебное учреждение получает лицензию по ГОС ВО. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы:

  1. Наука.
  2. Искусство. Науки гуманитарного направления.
  3. Право. Социальные науки. Бизнес.
  4. Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами.
  5. Область образования.
  6. Социальное обеспечение совместно со здравоохранением.
  7. Службы.
  8. Сельское хозяйство.

Смотрите на видео: новые специальности в вузах Узбекистана.

Во времена СССР в Узбекистане функционировании 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор намного шире – систему образования республики представляют:

  1. 65 вузов. В это число входит и 7 филиалов иностранных вузов и 14 отделений центральных учебных заведений Узбекистана.
  2. 800 учреждений среднего типа. Среди них 314 – заведения профессионального образования и 48 — академические лицеи. Оставшиеся 440 учреждений – это техникумы и профессиональные училища.
  3. 11 тыс. общеобразовательных школ.

Вернуться к оглавлению

Самые популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши

Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

В ближайшем будущем еще больше расширятся возможности желающих получить высшее образование.

Для этого на базе института связи планируется создание университета, где будут изучаться информационные технологии.

Чтобы молодые ученые, студенты, преподаватели, представители архитектуры, искусства могли встречаться с единомышленниками для обмена опытом, знаниями, запланировано строительство научно-просветительского центра. Он станет не только местом общения, но и экспозиционным центром, стартовой площадкой своего рода бизнес-инкубатором для представителей всех сфер образования.

Образование в Узбекистане

Несмотря на то, что рынок труда страны перенёс значительные преобразования, высшее образование Узбекистана не соответствует современному рынку труда. Прежде всего, это произошло из-за медленной реакции системы на значительные перемены экономической и политической жизни страны. На сегодняшний день, руководство государства поставило перед образовательной программой сложную задачу – выйти на современный уровень и полностью соответствовать мировому уровню.

Университет Инха в Узбекистане.

Общая характеристика высшего образования

Высшее образование Узбекистана предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также хозяйственных направлений: научного, экономического, технического и так далее. Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует обучающихся на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной специфики с учетом творческого использования достижений современности.

К системе образовательных учреждений в республике Узбекистан относятся следующие заведения:

  • Вузы, специализирующиеся на академических и профессиональных программах, в соответствии с государственными стандартами. При этом все они не имеют прямой зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности.
  • Учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, занимающиеся исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов.
  • Структуры, осуществляющие государственное управление образованием.

Система образования Узбекистана

Вузовская система, осуществляющая контроль за выдачей дипломов о высшем образовании, состоит из высших учебных заведений, специализирующиеся на академических, или профессиональных программах, связанных с государственными стандартами вне зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности. Кроме них в систему могут входить государственные органы управления вместе с подчиняющимися им организациями или научными, педагогическими заведениями, занимающимися исследовательской работой, необходимой для вузов.

Спектр высшего образования страны

Реформы, связанные с образованием Узбекистана, начиная сначала 90-х годов прошлого столетия медленно и верно уничтожали учреждения, занимающиеся подготовкой специализированных кадров для страны. На сегодняшний момент в системе предусмотрено два класса аттестации:

  • Бакалавриат – стандартное образование на базе 5-летнего обучения. По завершении обучения выпускник получает от госкомиссии звание «бакалавра» и соответствующий диплом. В некоторых учебных заведениях допускается дистанционное обучение, например, Институт Связи города Андижан.
  • Магистратура – образование на базе стандартного пятилетнего вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и касающиеся выбранной профессии. Период обучения на магистра не меньше 2 лет, однако получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. После завершения учебного времени выпускник получает звание «магистра» и диплом в соответствии со специальностью. Отдельно следует сказать, что большая часть вступительных экзаменов на данное направление осуществляется на узбекском языке.

Магистратура в Узбекистане

Если не принимать в расчёт дошкольное и среднее образование, а учитывать только высшие заведения, можно сделать заключение о том, что в Узбекистане действуют 3 категории организаций, занимающихся подготовкой специализированных кадров:

  • Университет – использует программу стандартного высшего образования, построенного на широком спектре.
  • Академия – осуществляет реализацию педагогической программы высшего или постинститутского образования, связанного с отдельными научными отраслями и направлениями.
  • Институт – реализует образовательные программы высшего образования или послевузовской программы, связанной с подготовкой к трудоустройству в определённом направлении и уровне в категории конкретной отрасли знаний.

Полезно! В период реформирования образования в Узбекистане произошли кардинальные изменения не только в программах и характеристике обучения. Они коснулись преподавателей и учителей. За это время приняли участие в переподготовке и повысили свою квалификацию 8 600 человек, работающих в высших заведениях. На сегодняшний момент почти 50% ректоров имеют учебную степень или звание.

Новые направления обучения в вузах Узбекистана — краткая информация на видео.

Изменение системы

После получения независимости образовательная система была существенно реформирована. На первый план ставятся забота о подрастающем поколении, духовное, нравственное и физическое развитие детей в школах. Руководство провело огромную работу, чтобы заложить в молодое поколение основы профессионального навыка ещё на базе старших классов средней школы. Было приняты следующие нормативы:

  • Закон «Об образовании».
  • «Национальная программа для подготовки кадров».
  • «Государственный образовательный стандарт».

Помимо этого, более десяти постановлений от президента, Кабмина и Министерства образования страны. Процедура реформирования закончилась в 2009 году, в это время были ликвидированы 10 и 11 классы средней школы, а вместо них построено более 1 500 современных лицеев и колледжей, а также была выполнена подготовка для современных условий в 64 университетах и институтах.

Высшие учебные заведения Узбекистана

При подробном анализе произошедших изменений, касающихся переквалификации заведений, сложилась тенденция преимущественной подготовки выпускников с высшим техническим образованием. Из всего количества учреждений к данной категории относятся 14 крупнейших вузов. Кроме этого, программы высшего образование специализируются в таких направлениях:

  • гуманитарное – 15
  • экономическое – 3.
  • медицинское – 6.
  • специализированные по отрасли – 13.
  • педагогическое – 6.

Также в Узбекистане действует Филиал Российской экономической академии и Ташкентский филиал Московского государственного университета.

Интересно! Несмотря на то, что гуманитарных учреждений больше, чем технических, количество абитуриентов, изучающих последнее направление, больше, поэтому и занимают они лидирующую позицию.

О новостях в системе образования Узбекистана узнаете из видео.

Негативные положения

Согласно информации, предоставленной национальным университетом Узбекистана, в отличие от развитых стран СНГ, местная образовательная система так и не адаптировалась к экономическим переменам, что привело к возникновению ограниченного доступа для многих категорий граждан. Поэтому в республике ощущается дефицит квалифицированных рабочих, имеющих квалифицированный диплом.

На сегодняшний день общее среднее образование доступно для всех, а получение высшего – это уже совсем другая картина, противоречиво характеризующая систему. После завершения обязательного школьного курса, поступает учиться дальше только каждый десятый молодой человек, хотя планируют последующую учёбу половина выпускников. Государство не обеспечивает необходимый для страны объём студентов как очного, так и заочного обучения. Расширенный анализ ситуации позволяет понять, что причина кроется вовсе не в недостаточном количестве учителей или недоборе баллов на вступительных тестах, а в ошибочных действиях законодательства Узбекистана.

Результатом таких действий становится избыток обычных «рабочих рук» и острая востребованность в квалифицированных работниках.

Популярность высшего образования

Выпускники школ Республики Узбекистан, по состоянию на прошлый учебный год, как никогда ранее желали поступить в высшие образовательные учреждения. Согласно официальной статистике, на одно место приходилось 11 человек. При этом для некоторых вузов это количество достигало 20. Эти величины можно называть успешным узбекским рефинансированием системы или положительными тенденциями в Законодательстве в области образования. Однако в качестве опровержения можно привести пример ситуации, связанной с демографической картиной страны.

Если отталкиваться от этого понятия, то высшее образование вовсе не стало народным, как этого хотело Правительство. Оно распределилось в зависимости от количества населения по отдельным субъектам, подробная статистика которых представлена ниже:

  • Каршинский – 21 человек.
  • Андижанский – 21 человек.
  • Термезский – 20 человек

Подробный анализ, связанный с численностью населения в соответствии с регионом страны и количеством поступивших в вузы, позволяет сделать заключение о популярности Кашкадарьинского и Сурхадарьинского государственных институтов.

Несмотря на то, что количество поступающих в вузы ежегодно увеличивается, многие обозреватели уверены в том, что стандарты образования республики до сих пор используются в корыстных целях. Они утверждают, что большая часть поступивших сделали это посредством коррупции.

Коррупция в вузах Узбекистана

Коррупция

Летом этого года в Ташкенте прошла пресс-конференция, посвящённая подготовке к тестированию, связанному с проверкой правоохранительных органов. На повестке рассматривались ситуации раннего взяточничества преподавателей, ректоров и другого персонала высших учебных заведений республики. Система образования республики Узбекистан имеет несколько громких разбирательств, негативно характеризующих профессиональные и академические лицеи и государственные университеты страны:

  • Самаркандский сельскохозяйственный институт. Задержан на рабочем месте юрист со взяткой в размере 10 500 долларов.
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт. Сотрудник задержан с поличным при получении 6 000 долларов от абитуриента.
  • Ташкентский университет информационных технологий. Получение деканом одного из факультетов 32 000 долларов было зафиксировано проректором учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее профессиональное образование Узбекистана является частично коррумпированным. При этом средняя величина взяток варьируется в диапазоне от 5 до 32 000 долларов. Хотя, вполне возможно, что размер может изменяться в зависимости от рейтинга заведения и цели, преследуемой дачей денег.

Как становятся студентами

Согласно статистике за 2017 год, во время тестирования на вступительных экзаменах из аудиторий было удалено 2 764 студента. Эти молодые люди нарушили правила, а их результаты аннулированы. Сравнивая с данными за предыдущий период, можно заметить, что количество выросло более чем в 3 раза (всего 714 человек). Из этого можно сделать двойной вывод: количество желающих резко возросло или контроль за ситуацией вёлся гораздо жестче.

Однако, в опровержение этих данных, на следующий день после вступительных тестов в социальных сетях появилось много информации, описывающей ситуацию, когда преподаватели уходили из аудитории с тестовым заданием в руках, а возвращались с заполненным бланком. Другие очевидцы утверждают, что для «некоторых» особо одарённых студентов приносились шпаргалки, телефоны или планшетные компьютеры, отобранные на входе.

Важно! Для многостороннего развития обучающихся в школах и высших образовательных учреждениях созданы и успешно функционируют несколько научно-просветительских центров. Основное направление, на которое они рассчитаны, — это выявление талантливых молодых людей и их дальнейшее развитие. Фонды действуют на всесторонней государственной поддержке, связанной с вопросами финансирования.

На сегодняшний день перед правительством Узбекистана стоит непростая задача. Ему необходимо выровнять уровень развития образовательной системы с экономикой страны и поставить их в один ряд. Это позволит снизить потребность в квалифицированных рабочих с высшим образованием и уменьшит отток рабочей силы за границу. Начинать первые шаги к кардинальному изменению нужно, снизив требования ограничительных вступительных квот. Именно высокие стандарты делают доступное для всего населения право на образование недоступным.

Что нужно знать об образовании в Узбекистане, узнаете из видео.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.06.2022 г. N ПП-4359 “О параметрах государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2022/2022 учебном году”

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

П Р Е З И Д Е Н Т А

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ПО ПРИЕМУ

НА УЧЕБУ В ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В 2022/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

В последние годы реализуются комплексные меры по обеспечению подготовки кадров с высшим образованием по востребованным в отраслях и сферах экономики направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, разработке учебных планов и программ высшего образования на основе зарубежного опыта, широкому внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий и методов обучения.

Вместе с тем , исходя из текущих и перспективных потребностей заказчиков кадров , возникает необходимость в эффективном использовании труда выпускников с учетом отраслевых, региональных и целевых портфелей инвестиционных проектов, предоставлении высшим образовательным учреждениям права самостоятельно определять стоимость обучения иностранных студентов на платно-контрактной основе и параметры дополнительного приема.

В целях дальнейшего расширения охвата молодежи высшим образованием, усиления здоровой конкуренции среди высших образовательных учреждений, поэтапного перевода высших образовательных учреждений на систему самофинансирования путем внедрения государственного заказа и дифференцированной платно-контрактной системы, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2022 годы:

1. Принять к сведению, что Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов с участием министерств, ведомств, органов государственной власти на местахи других организаций разработаны параметры государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения в 2022/2022 учебном году и спроса работодателей на выпускников высших образовательных учреждений.

2. Установить, что , начиная с 2022/2022 учебного года:

а) прием в высшие образовательные учреждения осуществляется:

на основе государственного заказа для отраслей и сфер экономики с высокой потребностью в кадрах с высшим образованием;

на основе параметров дополнительного приема, определяемых высшими образовательными учреждениями самостоятельно по согласованию с министерствами и ведомствами по подчиненности на направления образования бакалавриата по дифференцированному платному контракту, на специальности магистратуры – по базовому платному контракту исходя из имеющихся мощностей, материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений;

б) лицам с инвалидностью предоставляется право получения образования по одной из форм обучения в высших образовательных учреждениях – дневной, заочной или вечерней на основе дополнительно выделяемого двухпроцентного государственного гранта к общему числу параметров приема на учебу на основе государственного заказа (далее – параметры государственного заказа);

в) студентам всех курсов, обучающимся на платно-контрактной основе, предоставляется право по собственному желанию оплачивать стоимость контракта со стипендией либо без стипендии;

г) стоимость платно-контрактного обучения по заочной и вечерней формам в высших образовательных учреждениях в рамках параметров государственного заказа устанавливается в размере не более стоимости обучения по соответствующим направлениям образования бакалавриата очной формы обучения;

д) в целях расширения категории высококвалифицированных специалистов, обладающих степенью магистра, абитуриентам разрешается участвовать в конкурсе по приему в магистратуру кроме специальностей магистратуры на базе родственных направлений образования бакалавриата, также по другим специальностям магистратуры (далее – отдельные специальности). При этом перечень отдельных специальностей и соответствующих им направлений образования бакалавриата устанавливается Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

е) ректорам высших образовательных учреждений (директорам филиалов) по согласованию с министерствами и ведомствами по подчиненности предоставляется право установления стоимости обучения на платно-контрактной основе иностранным гражданам в размере не менее базовой стоимости платного контракта по соответствующим направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, установленных для граждан Республики Узбекистан.

3. Утвердить параметры приема на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан на основе государственного заказа на 2022/2022 учебный год:

а) по подготовке бакалавров:

по дневнойформе обучения – в количестве 80 430 человек согласно приложению N 1 * ;

по заочной форме обучения – в количестве 19 985 человек согласно приложению N 2 * ;

по вечерней форме обучения – в количестве 1 985 человек согласно приложению N 3 * ;

б) по подготовке магистров – в количестве 7 695 человек согласно приложению N 4 * .

4. Утвердить по заявкам Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента параметры целевого приема на 2022/2022 учебный год для регионов с высокой потребностью в кадрах с высшим образованием в области медицины, культуры и сельского хозяйства согласно приложению N 5 * в рамках показателей приема на основе государственного гранта параметров государственного заказа, утвержденных приложением N 1 * к настоящему постановлению.

Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан (далее – Государственная комиссия) в двухнедельный срок на основе предложений Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования утвердить параметры целевого приема на 2022/2022 учебный год по регионам с высокой потребностью в кадрах с высшим образованием в сфере народного образования в рамках показателей приема на основе государственного гранта параметров государственного заказа, утвержденных приложением N 1 * настоящего постановления.

отдельные пятипроцентные показатели приема на 2022/2022 учебный год по очной форме обучения бакалавриата для лиц, отслуживших срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил Республики Узбекистан и имеющих рекомендации командования военной части согласно приложению N 6 * ;

отдельные пятипроцентные показатели приема на 2022/2022 учебный год по заочной форме обучения бакалавриата для лиц, отслуживших срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил Республики Узбекистан и имеющих рекомендации командования военной части согласно приложению N 7 * ;

отдельные пятипроцентные показатели приема на 2022/2022 учебный год по вечерней форме обучения бакалавриата для лиц, отслуживших срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил Республики Узбекистан и имеющих рекомендации командования военной части согласно приложению N 8 * .

6. Предоставить, начиная с 2022/2022 учебного года, высшим образовательным учреждениям право организации обучения по заочной и вечерней форме на основе дифференцированного платного контракта в рамках направлений, соответствующих направлениям образования бакалавриата дневной формы обучения , исходя из потребностей министерств, ведомств и крупных хозяйственных объединений (работодателей).

При этом прием на учебу осуществляется по результатам собеседования на основе рекомендации соответствующих работодателей из числа работников, имеющих стаж работы не менее пяти лет , на направления образования бакалавриата, соответствующие их трудовой деятельности , с условием последующей отработки в данной отрасли в течении пяти лет.

7. Утвердить состав Государственной комиссии по приему в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан на 2022/2022 учебный год согласно приложению N 9 * .

Предоставить Государственной комиссии право:

при необходимости введения новых направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры вносить изменения и дополнения в параметры государственного заказа;

определения параметров целевого приема в бакалавриат и магистратуру высших образовательных учреждений по соответствующим отраслям и регионам для удовлетворения потребности в специалистах отраслей экономики и регионов республики, в том числе отдаленных и труднодоступных районов;

определения единых показателей минимальной стоимости дифференцированного платного контракта по отраслям образования и регионам республики на основе предложений Министерства высшего и среднего специального образования, а также министерств и ведомств, имеющих в ведении высшие образовательные учреждения, с учетом престижа и территориального расположения высших образовательных учреждений исходя из стоимости базового платного контракта;

утверждения перечня министерств, ведомств и крупных хозяйственных объединений, уполномоченных давать рекомендации абитуриентам, принимаемым на учебу по результатам собеседования на направления образования бакалавриата, соответствующие их трудовой деятельности.

8. Министерству высшего и среднего специального образования, министерства м и ведомства м , имеющи м в ведении высшие образовательные учреждения , совместно с Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести на утверждение в Государственную комиссию предложения по распределению параметров государственного заказа в высшие образовательные учреждения на 2022/2022 учебный год по языкам обучения.

9. Установить, что начиная с 2022/2022 учебного года стоимость дифференцированного платного контракта определяется высшими образовательными учреждениями самостоятельно в размере не менее минимального уровня дифференцированного платного контракта, установленного Государственной комиссией с учетом потенциала и территориального расположения высшего образовательного учреждения, а также потребностей абитуриентов в высшем образовании.

При этом прием по дифференцированному платному контракту осуществляется по результатам вступительных испытаний в соответствии с заявлениями абитуриентов, не рекомендованных на учебу в рамках параметров государственного заказа в высшие образовательные учреждения, с соблюдением строгой последовательности набранных ими баллов.

10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок:

а) внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения:

по утверждению порядка приема на учебу на заочную и вечернюю форму обучения граждан, имеющих стаж работы в отраслях экономики не менее пяти лет , по результатам собеседования на основе дифференцированного платного контракта, а также перечня министерств, ведомств и крупных хозяйственных объединений, обладающих правом выдачи рекомендаций;

совместно с Министерством финансов по совершенствованию действующих механизмов назначения стипендий в высших образовательных учреждениях;

б) разработать порядок определения высшими образовательными учреждениями (за исключением параметров государственного заказа) параметров дополнительного приема и утвердить в установленном порядке;

в) совместно с Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации внести в установленном порядке в Классификатор направлений и специальностей высшего образования изменения и дополнения по вновь вводимым в 2022/2022 учебном году направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры;

г) совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в ведении высшие образовательные учреждения, разработать и утвердить в установленном порядке квалификационные требования, учебные планы и предметные программы вновь вводимых направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры.

11. Установить, что расходы, связанные с обучением лиц, принятых в 2022/2022 учебном году на учебу в бакалавриат и магистратуру на основе государственных грантов, покрываются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

12. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством занятости и трудовых отношений, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 октября 2022 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок определения потребности в кадрах с высшим образованием в отраслях экономики в разрезе регионов республики с учетом передового зарубежного опыта.

13. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 января 2022 года обеспечить создание единой интегрированной информационной системы, включающей в себя выявление спроса и предложения на рынке труда путем автоматизированного сбора и обработки информации о государственных потребностях министерств, ведомств и хозяйственных объединений в специалистах с высшим образованием, а также наблюдений за их перемещением с привлечением финансовых источников международных организаций.

14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заказчиками кадров ежегодно до начала нового учебного года включать в учебные планы и программы направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры современные предметы, соответствующие требованиям рабочих мест высококвалифицированных кадров, обеспечивающие практическую подготовку в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка труда, провести соответствующую работу по их пересмотру с учетом внедрения инновационных и наукоемких технологий в производство и отрасли реальной экономики.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

*) Приложения NN 1 – 9 приводятся на узбекском языке.

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 июня 2022 г.

“Собрание законодательства Республики Узбекистан”,

Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы проводится масштабная работа по модернизации системы высшего и среднего специального образования, развитию науки, внедрению современных форм и технологий обучения.

За истекший период исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы в регионах образованы новые, в том числе ведущие зарубежные высшие образовательные учреждения, внедрены современные уровни образования, налажена подготовка кадров по востребованным направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры.

Вместе с тем реализуемые в стране ускоренными темпами реформы в общественно-политической, социально-экономической и других сферах определяют одной из приоритетных задач подготовку квалифицированных кадров, способных взять на себя ответственность за будущее Родины, вносящих достойный вклад в процветание страны.

В целях организации подготовки высококвалифицированных специалистов путем коренного совершенствования системы высшего и среднего специального профессионального образования, дальнейшего повышения эффективности государственного управления в сфере, обеспечения качественной деятельности учреждений системы, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2022 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Определить основными направлениями коренного совершенствования системы высшего и среднего специального профессионального образования:

подготовку в сфере высшего и среднего специального профессионального образования современно и самостоятельно мыслящих, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, образованных и высококвалифицированных кадров;

обеспечение качества подготовки кадров в высших образовательных учреждениях в направлении профессиональной деятельности, обладающих современными знаниями и квалификацией, освоивших информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки;

обеспечение соответствия учебно-педагогического и научно-методического обеспечения всех учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, а также качества, содержания образования и уровня подготовки в них специалистов государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям;

совершенствование учебных планов и предметных программ на основе широкого использования современных педагогических технологий и методик обучения, поднятия образовательного процесса на качественно новый уровень, внедрения передовых форм обучения, информационно-коммуникационных технологий;

усиление духовно-нравственного содержания в образовании, организацию работы по воспитанию молодежи в духе патриотизма на основе гуманизма и высоких духовных идей, преданности идеям независимости, уважения к национальным ценностям;

организацию в высших образовательных учреждениях научно-исследовательских работ, повышение их эффективности, широкое внедрение результатов исследований в практику, коммерциализацию научных разработок, обеспечение тесной взаимной интеграции высшего образования, науки и производства, привлечение к научно-исследовательской работе и оказание всесторонней поддержки одаренной молодежи;

отбор руководящих и педагогических кадров, способных качественно и на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные на них обязанности, обеспечение такими специалистами учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, проведение работ по стимулированию на системной основе;

организацию и совершенствование непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, создание условий для повышения качества и уровня их профессионального мастерства, в том числе организацию повышения квалификации и прохождения стажировок в зарубежных странах, привлечение к учебным процессам зарубежных ученых, преподавателей и высококвалифицированных специалистов;

расширение возможностей использования студентами, преподавателями и молодыми исследователями мировых образовательных ресурсов, электронных каталогов научной литературы и баз данных;

совершенствование системы образования на основе передового международного опыта, расширение и укрепление международного сотрудничества, реализацию совместных программ высшего и среднего специального профессионального образования, широкое освещение достижений в сфере образования на международном уровне;

организацию разработки учебных планов и программ для подготовки востребованных на рынке труда специалистов в профессиональных колледжах исходя из потребностей и предложений работодателей, а также зарубежного опыта с учетом структурных изменений в реальном секторе экономики.

2. Упразднить Центр профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее – Центр) с передачей данному министерству высвобождаемых штатных единиц Центра.

Установить, что Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан является правопреемником Центра по всем правам, обязательствам и договорам.

3. Передать в подведомственное подчинение Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования при Центре профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

Службу метрологического контроля при Центре профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

территориальные управления профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Центра профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и профессиональные образовательные учреждения их системы.

4. Определить Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее – Министерство) уполномоченным государственным органом по реализации единой государственной политики в сфере высшего и среднего специального профессионального образования, а также организационному и методическому руководству учреждениями высшего и среднего специального профессионального образования совместно с министерствами и ведомствам по подчиненности.

5. Согласиться с предложением Министерства и Министерства занятости и трудовых отношений о применении с 1 августа 2022 года:

а) в полуторакратном размере тарифных коэффициентов по утвержденным разрядам оплаты труда по Единой тарифной сетке при определении должностных окладов управленческого персонала Министерства с покрытием связанных с этим дополнительных расходов за счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

б) ежемесячных надбавок к заработной плате сотрудников центрального аппарата Министерства за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан:

в размере 30 процентов – работникам, имеющим ученую степень кандидата наук либо доктора философии (PhD) или приравненные к ним другие ученые степени зарубежных государств;

в размере 35 процентов – имеющих ученую степень доктора наук либо доктора наук (DSc) или приравненные к ним другие ученые степени зарубежных государств;

в) ежемесячных надбавок к должностному окладу работников центрального аппарата Министерства за счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан за выслугу общего стажа работы в системе высшего и среднего специального профессионального образования от 3 до 5 лет – 10 процентов, от 5 до 10 лет – 20 процентов, от 10 до20 лет – 30 процентов, свыше 20 лет – 40 процентов.

6. В целях широкого привлечения иностранных граждан к обучению в высших и профессиональных образовательных учреждениях республики установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2022/2022 учебного года ректорам высших образовательных учреждений (директорам филиалов), директорам профессиональных образовательных учреждений по согласованию с министерствами и ведомствами, в подчинении которых они находятся, предоставляется право:

открывать в учреждениях высшего и профессионального образования для обучения иностранных граждан отдельные направления образования бакалавриата, специальности магистратуры, профессии и специальности, определять язык обучения и количество студентов (учащихся), необходимых для формирования академических групп;

устанавливать сроки, продолжительность и стоимость обучения на платно-контрактной основе для иностранных граждан, желающих обучаться профессиям и специальностям в профессиональных образовательных учреждениях.

7. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством в двухмесячный срок принять меры по трудоустройству работников упраздняемого Центра.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан о мерах по внедрению новых принципов управления в высшее и среднее специальное образование.

9. Министерству в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Изменения в процедуре признания узбекских образовательных документов

Нужна ли нострификация узбекского диплома в России?

Узбекские образовательные документы, выданные после 30.05.2022 года, более не требуют прохождения процедуры признания на территории России согласно подписанному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 30 мая 2022 г. “О взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней” в г. Ургенч. Достаточно будет оформить перевод с узбекского языка на русский язык с нотариальным удостоверением перевода в случае, если содержание диплома и печатей не продублировано на русском языке.

Для следующих документов, выданных до 15.05.1992 года нострификация также не требуется:

  • документ о среднем образовании;
  • документ о профессионально-техническом образовании;
  • документ о среднем специальном образовании;
  • документ о высшем образовании;
  • документ о переподготовке кадров;
  • документ о присуждении ученых степеней и ученых званий.

Если образовательный документ выдан после 15.05.1992 года и до 30.05.2019 процедура признания обязательна для всех документов.

Ниже приводим текст соглашения об отмене процедуры признания (нострификации) узбекских документов, выданных с июня 2022 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Узбекистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь развивать отношения в сфере образования и науки между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан;

желая облегчить взаимное признание образования и квалификации, ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Республике Узбекистан;

придавая большое значение созданию благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан, проживающих в Российской Федерации и Республике Узбекистан;

принимая во внимание положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 марта 1993 года;

исходя из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования от 27 июля 1995 года;

учитывая Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о сотрудничестве в области профессионального образования от 12 августа 2005 года;

согласились о нижеследующем:

1. Настоящее Соглашение регулирует взаимное признание образования и квалификации, ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Республике Узбекистан, для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в государствах Сторон в соответствии с законодательством государств Сторон.

2. Настоящее Соглашение применяется к образованию и квалификации, полученным в образовательных и научных организациях государств Сторон по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а также к ученым степеням, присужденным в установленном законодательством государств Сторон порядке, после вступления в силу настоящего Соглашения.

Основное общее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное аттестатом об основном общем образовании, и общее среднее образование (I – IX классы), полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное аттестатом об общем среднем образовании, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам среднего общего или среднего профессионального образования в Российской Федерации и образовательным программам общего среднего (X – XI классы), среднего специального и среднего профессионального образования в Республике Узбекистан.

Среднее общее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное аттестатом о среднем общем образовании, и общее среднее (X – XI классы), среднее специальное образование, полученные в Республике Узбекистан, подтвержденные соответственно аттестатом о среднем образовании и дипломом академического лицея, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриат и специалитет) в Российской Федерации и по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриат) в Республике Узбекистан.

Среднее профессиональное образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом о среднем профессиональном образовании, и среднее профессиональное образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом о среднем профессиональном образовании, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет) в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (бакалавриат) в Республике Узбекистан.

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом бакалавра со сроком обучения не менее четырех лет, и высшее образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом бакалавра со сроком обучения не менее четырех лет, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (магистратура) в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (магистратура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, и высшее образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом магистра, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и программам ассистентуры – стажировки в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

1. Высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом специалиста и высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом бакалавра или дипломом бакалавра в совокупности с дипломом магистра, со сроком (общим сроком) обучения по соответствующему направлению подготовки не менее нормативного срока обучения, предусмотренного по соответствующей специальности, полученной в Российской Федерации, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (магистратура), программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программам ординатуры в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (магистратура, клиническая ординатура и базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом об окончании ординатуры, и высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное соответствующим документом об окончании клинической ординатуры, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

3. Высшее образование, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

4. Период обучения по образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и ординатура) по медицинским и фармацевтическим специальностям и направлениям подготовки в образовательных и научных организациях Российской Федерации и период обучения по образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, магистратура и клиническая ординатура) по медицинскими фармацевтическим специальностям и направлениям подготовки в образовательных организациях высшего образования Республики Узбекистан признаются в качестве периодов обучения по соответствующим специальностям и направлениям подготовки и дают право их обладателям на продолжение обучения по соответствующим образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и ординатура) в Российской Федерации и по соответствующим образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, магистратура и клиническая ординатура) в Республике Узбекистан.

1. Ученая степень кандидата наук, полученная в Российской Федерации, и ученая степень доктора философии (PhD) по соответствующей отрасли науки, полученная в Республике Узбекистан, признаются сопоставимыми и дают их обладателям право на соискание ученой степени доктора наук в Российской Федерации и в Республике Узбекистан.

2. Ученая степень доктора наук, полученная в Российской Федерации, и ученая степень доктора наук (Doctor of Science) по соответствующей отрасли науки, полученная в Республике Узбекистан, признаются сопоставимыми.

3. Ученые степени, указанные в пункта 1 и 2 настоящей статьи, дают их обладателям в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

Предусмотренное настоящим Соглашением признание образования и квалификации, ученых степеней не освобождает их обладателей от обязанности выполнять требования, которые предъявляются законодательством государств Сторон при приеме в образовательные и научные организации и для осуществления профессиональной деятельности.

1. Для реализации настоящего Соглашения Стороны в лице своих уполномоченных органов, осуществляющих управление в сфере образования и науки, создают комитет экспертов в случае, если решение вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, требует разработки дополнительных рекомендаций. Комитет экспертов может также заниматься вопросами, связанными с толкованием настоящего Соглашения и разработкой предложений по его изменению.

2. Комитет экспертов будет состоять не более чем из четырех (4) экспертов от каждой Стороны. Информация о составе комитета экспертов, месте и дате проведения встречи направляется в письменном виде по дипломатическим каналам.

3. Условия в части периодичности, мест и дат проведения встреч комитета экспертов согласовываются уполномоченными органами Сторон, осуществляющими управление в сфере образования и науки.

Для реализации настоящего Соглашения Стороны в лице уполномоченных органов, осуществляющих управление в сфере образования и науки, обеспечивают предоставление информации, в том числе:

– описание уровней образования, получаемого в каждом из государств Сторон, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификаций по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

– образцы документов об образовании и о квалификации, а также формы дипломов об ученых степенях, указанных в настоящем Соглашении;

– сведения об образовательных и научных организациях, реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию в соответствии с законодательством государств Сторон;

– сведения об установленных на основании законодательства государств Сторон системах научной аттестации, в том числе номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, а также сведения об организациях, которые наделены правом самостоятельного присуждения ученых степеней.

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.

По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами и являющиеся его неотъемлемой частью.

1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу с даты подписания.

2. Каждая из Сторон вправе прекратить действие настоящего Соглашения, направив другой Стороне по дипломатическим каналам письменное уведомление об этом. Соглашение прекращает свое действие через двенадцать (12) месяцев после получения другой Стороной такого уведомления.

3. Прекращение действия настоящего Соглашения не затрагивает решений о признании образования и квалификации, ученых степеней, принятых до прекращения его действия в соответствии с настоящим Соглашением.

4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения его положения будут применяться также к образованию, квалификациям, полученным лицами, которые начали свое обучение в образовательных и научных организациях Российской Федерации и Республики Узбекистан, либо к ученым степеням, присужденным лицам, которые представили диссертацию на соискание ученой степени к защите в установленном законодательством государств Сторон порядке до прекращения действия настоящего Соглашения.

Со дня вступления в силу настоящего Соглашения в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан прекращает действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке установления эквивалентности документов об ученых степенях и сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 6 мая 1998 года.

Совершено в городе Ургенче 30 мая 2022 года в двух экземплярах, каждый на русском и узбекском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Остались вопросы? – Звоните! – +7(499) 391-35-01

Все интересующие Вас вопросы по предлагаемым услугам можно задать нашему специалисту по телефону, или оставьте запрос на сайте, мы ответим на него в кратчайшие сроки.

Ссылка на основную публикацию