Законы Австрии в 2020 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Законы Австрии в 2020 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Форма правления. Как следует из текста статьи 1 Конституции Австрии форма правления в Австрии парламентская республика: «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа». «Все граждане Федерации равны перед законом. Привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются» Часть 1 статьи 28 Конституции Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года: Копия документа..

Согласно статье 19 Конституции Австрии «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель.

Деятельность перечисленных в абзаце 1 лиц и иных должностных лиц публичных учреждений в частном хозяйстве может быть ограничена федеральным законом».

По статье 24 Конституции «Законодательная власть Федерации осуществляется Национальным советом совместно с Федеральным советом». По части 1 статьи 26 «Национальный совет избирается народом Федерации в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права, принадлежащего лицам мужского и женского пола, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет, путем лично осуществляемого тайного голосования. Более подробные положения о процедуре голосования устанавливаются федеральным законом». Часть 1 статьи 27 Конституции Австрии указывает, что «Срок полномочий Национального совета составляет четыре года, начиная со дня его первого созыва, но в любом случае до дня созыва нового Национального совета».

Часть 1 статьи 35 Конституции гласит: «Члены Федерального совета и их заместители избираются Ландтагами на срок своих полномочий на основе принципа пропорционального представительства, однако не менее чем один мандат должен предоставляться партии, которая имеет второе место по числу депутатов в Ландтаге, а в случае если несколько партий имеют одинаковое число депутатов — той партии, которая на последних выборах в Ландтаг заняла второе место по числу поданных голосов избирателей. При равном положении нескольких партий вопрос решается посредством жеребьевки».

Согласно разделу D Национальный совет и Федеральный совет участвую в осуществлении Федерацией исполнительной власти.

Глава государства согласно частям 1-3 статьи 60 Конституции «Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования; если на выборах баллотируется только один кандидат, то выборы должны быть проведены в форме голосования «за» или «против» кандидата. Право голоса принадлежит каждому гражданину, имеющему право участвовать в выборах в Национальный совет. Обязанность участия в выборах существует в тех землях федерации, где это предусмотрено законом земли. Более подробные положения о порядке проведения выборов и обязанности участия в них определяются Федеральным законом. В указанном Федеральном законе, в частности, должны быть установлены основания, оправдывающие неучастие в выборах, несмотря на обязанность участвовать в них.

Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов. Если такое большинство голосов не собрано, то проводится второй тур выборов. В нем могут считаться действительными только те голоса, которые поданы за одного из двух кандидатов, получивших в первом туре выборов наибольшее число голосов; однако каждая из двух групп избирателей, выдвинувшая этих двух кандидатов, во втором туре выборов может назвать другое лицо вместо ранее выдвинутого ею кандидата.

Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Национальный совет и достигшее к 1 января года выборов 35 лет. Права быть избранными лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым».

О полномочиях главы государства указано в статье 65 Конституции Австрии.

Согласно части 1 и 2 статьи 67 «Все действия, на которые уполномочен Федеральный президент, если иное не установлено конституционным законодательством, осуществляются на основании предложений Федерального правительства или уполномоченного правительством федерального министра. Закон определяет, в каких пределах само Федеральное правительство или сам компетентный федеральный министр в этих случаях связаны предложениями других органов. Все решения Федерального президента, если иное не установлено конституционным законодательством, для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью Федерального канцлера или компетентного федерального министра». По части 1 статьи 68 «Федеральный президент за осуществление своих функций несет перед Федеральным собранием ответственность…».

Форма государственно – территориального устройства. Государственное устройство Австрии указано в статье 2 Конституции «Австрия является федеративным государством. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены».

Четвертый раздел «Законодательная и исполнительная власть земель» Конституции Австрии подробно указывает на управление земель федерации.

Часть 1 статьи 95 Конституции указывает, что «законодательная власть земель осуществляется Ландтагами. Их члены избираются по пропорциональной системе на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования всеми гражданами земли мужского и женского пола, обладающими согласно положениям о выборах в Ландтаги правом голоса. Более подробные положения о процедуре выборов и о всеобщей обязанности участия в выборах определяются законом земли. В данном законе земли устанавливаются, в частности, также причины, по которым неучастие в выборах, несмотря на обязанность такого участия, признается уважительным».

Часть 1 статьи 101 Конституции указывает «Исполнительная власть каждой земли осуществляется правительством земли, которое избирается Ландтагом».

Режим правления. О режиме правления сказано в статье 1 Конституции «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа».

О демократической направленности государственного строя Австрии свидетельствует текст Основного закона государства от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», статья 2 которого гласит «все граждане равны перед законом».

Так же статья 148а Конституции, согласно которой «каждое лицо может обратиться в Коллегию народной правозащиты с жалобой на недостатки в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений, в случаях, когда эти недостатки затрагивают его интересы и когда оно не имело права или уже больше не имеет права на использование каких-либо средств обжалования. Любая такая жалоба должна проверяться Коллегией народной правозащиты. Результаты проверки, а также принятые необходимые меры должны быть доведены до сведения лица, подавшего жалобу. Коллегия народной правозащиты вправе проверять по своей инициативе в силу возложенных на нее обязанностей наличие возможных недостатков в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений. Коллегии народной правозащиты надлежит, кроме того, содействие в исполнении поступающих в Национальный совет петиций и гражданских инициатив. Подробности устанавливает Федеральный закон о Регламенте Национального совета. Коллегия народной правозащиты при осуществлении своих обязанностей независима».

Время принятия конституции. Конституция Австрии принята Федеральным конституционным законом 10 ноября 1920 года. Другие основные и Конституционные законы Австрии, входящие в структуру конституционного документа приняты в разное время 21 декабря 1867 года – Основной закон Австрийской республики «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», 26 октября 1955 года – Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» и 29 ноября 1988 года – Федеральный конституционный закона Австрийской республики от «О защите личной свободы». Об окончании времени их действия в тексте Конституции не указано.

Порядок принятия и способ изменения конституции. О порядке принятия и о способе изменения Конституции Австрии сказано в части 3 статьи 44: «Пересмотр всей Федеральной Конституции, а в том случае, если этого потребует одна треть членов Национального совета или Федерального совета, и каждое ее частичное изменение после окончания процедуры, предусмотренной статьей 42, но до удостоверения Федеральным президентом, должны быть поставлены на голосование народа всей Федерации». А согласно статьи 42 Конституции Австрии:

«1. Каждое законодательное решение Национального совета должно быть немедленно передано его Президентом Федеральному совету.

2. Законодательное решение, поскольку конституционным законом не установлено иное, может быть удостоверено и опубликовано только в том случае, если Федеральный совет не заявит против этого решения никакого обоснованного возражения.

3. Это возражение должно быть передано Национальному совету Председателем Федерального совета в письменной форме в течение восьми недель после получения законодательного решения федеральным советом;

оно должно быть доведено до сведения Федерального канцлера.

4. Если Национальный совет подтвердит свое первоначальное решение в присутствии не менее половины членов, то это решение должно быть удостоверено и опубликовано. Если Федеральный совет не заявит возражения или в течение срока, предусмотренного абзацем 3, не подаст обоснованного возражения, то законодательное решение должно быть удостоверено и опубликовано».

Форма написания. О форме написания Конституции Австрии можно сказать, что она «некодифицированная», так как состоит из четырех законов:

Конституции Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года; Основного закона Австрийской республики от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», Федерального конституционного закона от 26 октября 1955 года «О нейтралитете Австрии» и Федерального конституционного закона Австрийской республики от 29 ноября 1988 года «О защите личной свободы».

Кроме того, статья 149 Конституции Австрии указывает, что наряду с названными Конституционными и Общими законами конституционные нормы включены в обычные законы:

«Наряду с настоящим Законом и с учетом обусловленных им изменений в качестве конституционных законов согласно статье 44, абзацу 1, должны действовать:

Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете;

Закон от 27 октября 1862 г. об охране неприкосновенности жилища;

Решение Временного Национального собрания от 30 октября 1918 г.;

Закон от 3 апреля 1919 г. об изгнании из страны и конфискации имущества Габсбург-Лотарингского дома;

Закон от 3 апреля 1919 г. об упразднении дворянства, светских рыцарских и дамских орденов и некоторых титулов и почетных званий;

Закон от 8 мая 1919 г. о государственном гербе и государственной печати Германо-Австрийской Республики с изменениями, внесенными статьями 2, 5 и 6 Закона от 21 октября 1919 г.;

Глава V части III Сен-Жерменского государственного договора от 10 сентября 1919 г.

Конституционный закон от 30 ноября 1945 г., касающийся применения закона о защите личной свободы от 27 октября 1862 г., в порядке производства перед народным судом (Бюллетень федеральных законов, № 6/1946)».

Как следует из указанного выше текста Австрия по форме правления – республика с парламентским правлением с демократическим режимом правления и федеративным территориально – государственным устройством. Глава государства – Федеральный президент, который несет ответственность перед парламентом.

Конституция Австрии – постоянная, некодифицированная, так как представляет собой совокупность законов, по способу изменения – «жесткая».

Правовая система Австрийской Республики

Общая характеристика
Австрия принадлежит к романо-германской правовой семье. Основы современной системы права Австрии заложены в XVIII веке, в период правления императрицы Марии Терезии, когда вместо партикулярного права отдельных областей, входивших в Австрийскую империю, и самостоятельной юрисдикции феодальных правителей стало формироваться единое законодательство и централизованная система судов. С 1753 года началась подготовка проекта гражданского кодекса, основанного на принципах римского права, но учитывающего и доктрину естественного права. Работа над этим проектом продолжалась с перерывами в течение нескольких десятилетий и была завершена принятием в 1811 году Общего гражданского уложения. Это один из важнейших документов в истории буржуазного гражданского права: в нем были систематизированы и тщательным образом разработаны такие важнейшие институты, как правовое положение физических и юридических лиц, собственность, договоры, обязательства, ответственность, наследование, а также вопросы семейного права и др.
Общее гражданское уложение повлияло как на развитие законодательства в странах, ранее входивших в состав Австрийской империи, так и в других государствах – Венгрии, Румынии, Югославии, Греции, Швейцарии.
В 1803 году в Австрии был издан первый буржуазный Уголовный кодекс, распространенный в новой редакции 1852 года на все земли в составе Австрийской империи (в самой Австрии сохранял силу до 1974 года).
В 1849 году в ходе буржуазной революции была принята первая в истории страны Конституция, однако в результате поражения революции правовая система Австрии еще несколько десятилетий сохраняла некоторые элементы феодального наследия. После распада Австро-Венгерской империи в 1918 году, была принята Конституция 1920 года, ставшая важной вехой в истории мирового конституционализма. В частности, она впервые в мире учредила Конституционный суд и объявила международное право составной частью национальной правовой системы. Австрия стала федеративной республикой. В 1995 году страна вступила в Европейский Союз.
В настоящее время основным источником права в Австрии являются законодательные и другие нормативные акты. Как указывалось выше, в Австрии существует “некодифицированная Конституция”, состоящая не только из ряда конституционных законов, но и многочисленных конституционных норм, включенных в обычные законы. По подсчетам австрийских юристов, Конституция Австрии на конец 1990 года состояла из более чем 500 различных элементов, включая международные акты. Так, силой норм конституционного права в стране наделена Европейская конвенция по правам человека, принятая в 1950 году.
Решающая роль в правовом регулировании принадлежит в Австрии федеральному законодательству. Вопросы гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса разрешаются исключительно федеральными законами. Согласно Конституционному закону 1920 года (ст. 12) к ведению федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земель – издание конкретизирующих законов по таким вопросам, как социальное обеспечение, публичные учреждения по внесудебному посредничеству при конфликтах, земельная реформа, трудовое право. Федерация и земли могут заключать между собой соглашения по вопросам своей компетенции, которые также рассматриваются как источник права.
Важным источником права являются решения Конституционного суда Австрии, принимаемые в порядке конституционного контроля, которые фактически носят нормативный характер.
Научные исследования в области права ведутся на факультетах права и государственных (политических) наук университетов Вены, Граца и Инсбрука.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
В качестве основного источника гражданского права в Австрии продолжает действовать Общее гражданское уложение 1811 года с весьма значительными изменениями, которые вносились в него неоднократно. С началом Первой мировой войны оно было дополнено так называемыми рабочими новеллами (1914, 1915 и 1916 гг.), что приблизило это законодательство к Германскому гражданскому уложению 1896 года, вступившему в силу с 1900 года. Была произведена “коммерциализация” гражданского права, отразившая стремление приспособить Общее гражданское уложение к новым потребностям промышленности и финансов.
Основные коррективы были внесены в Уложение после краха нацистского режима: заново изложены разделы об усыновлении (1960 г.), приняты Закон о новой регламентации правового положения внебрачного ребенка (1970 г.), уравнявший его в правах с законнорожденными детьми, Закон о новой регламентации отношений между родителями и детьми (1977 г.), направленный на улучшение правового статуса детей в семье, и другие акты.
Важными дополнениями к Общему гражданскому уложению служат также отдельные нормативные акты – законы об аренде (1929 г.), о земельной собственности (1955 г.), о праве собственности на жилище (1975 г. и 1978 г.) и в особой степени Закон о защите потребителя (1979 г.), который существенно расширил права граждан, защищая их интересы от недобросовестных предпринимателей и коммерсантов. Дальнейшим развитием этого направления в австрийском законодательстве стало принятие Закона об ответственности за недоброкачественную продукцию (1988 г.), в соответствии с которым производитель продукции или ее импортер обязан возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу граждан.
Как основной источник торгового права в стране используется Германское торговое уложение 1897 года, введенное в действие в 1938 году в качестве австрийского Торгового кодекса. Важную роль в регулировании хозяйственных отношений играют законодательные акты последних десятилетий: законы о векселях (1955 г.), о страховании (1958 г.), о картелях (1959 г.), об акциях (1965 г.).
Сохраняет свою силу принятый в 1895 году Гражданский процессуальный кодекс, неоднократно подвергавшийся изменениям.
Трудовые отношения в Австрии регулируются комплексом нормативных актов, а также заключаемыми между представителями работников и предпринимателями коллективными договорами, порядок и условия заключения которых, в свою очередь, подробно регламентируются законодательством. Среди наиболее важных актов в этой области – Закон о трудовых отношениях 1974 года и Закон о коллективных трудовых договорах 1974 года (с поправками 1976 г. и последующих лет). На австрийских предприятиях действуют производственные советы с участием представителей рабочих. Законодательство последних десятилетий поощряет занятость и мобильность рабочей силы.
В Австрии сложилась развитая система социального обеспечения, финансируемая за счет взносов предпринимателей и работников, а также из бюджетных средств. Она предусматривает выплату пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни, содействует росту рождаемости путем выплат так называемых семейных надбавок к зарплате и т.п.
С 1984 года в перечень основных конституционных прав граждан Австрии вошла охрана окружающей среды. Ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды регулируется либо на федеральном (использование вод, лесов, земель) уровне, либо на уровне отдельных земель. Единого нормативного акта в данной сфере пока нет.
Уголовное право и процесс
В истории уголовного законодательства Австрии заметное место занимает Уголовный кодекс 1768 года, получивший название “Терезиана” в честь австрийской императрицы. В нем было подытожено предшествующее развитие феодального уголовного права, заметно сказывалось влияние религии. На протяжении последующих десятилетий в Австрийской империи проводились неоднократные реформы уголовного законодательства, то усиливавшие, то смягчавшие ответственность за преступления.
В 1803 году был издан Уголовный кодекс, который стал основой австрийского законодательства в этой области, а после его реформы в 1852 году распространен на всю территорию империи. После распада Австро-Венгрии Кодекс был оставлен в силе не только собственно Австрией, но и некоторыми вновь образованными государствами. По своему духу и содержанию УК 1803 года и с самого начала, и в редакции 1852 года был выражением идей классической школы буржуазного уголовного права. В дальнейшем он не раз подвергался реформам, дополнялся и изменялся. В 1867 году были отменены телесные наказания, выставление у позорного столба, заключение в кандалы, лишение гражданских прав.
С 1945 года началась подготовка полной реформы австрийского уголовного законодательства, которая завершилась принятием в 1974 году нового Уголовного кодекса (вступил в силу с 1 января 1975 г.). УК 1974 года – наглядное выражение либеральных и социал-демократических концепций в современном западном уголовном праве. Из него исключены те деяния, которые не представляют существенной опасности для интересов государства, общества или отдельных граждан, значительно снижены санкции за многие преступления, заменено штрафом краткосрочное лишение свободы и т.п. В Кодекс вошли многие, однако далеко не все уголовно-правовые нормы. Источниками австрийского уголовного права, помимо УК 1974 года, по-прежнему остаются многочисленные законы, содержащие уголовно-правовые предписания (например, федеральные законы: “Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних и молодежи” (1988 года), “О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах” (1997 года), “О борьбе с порнографией” (1950 года) и др.).
Впервые смертная казнь в Австрии была отменена в 1919 году, но затем восстановлена в 1933-м. После войны смертная казнь за общеуголовные преступления отменена в 1950 году, а за любой вид преступлений, т.е. полная ее отмена, состоялась в 1968-м. Последнее исполнение смертного приговора имело место в 1950 году.
Вопросы уголовного процесса в Австрии первоначально регулировались в УК 1803 года, но были исключены из его текста в редакции 1852 года, после чего был принят отдельный Уголовно-процессуальный кодекс. Революционные события 1848 – 1849 годов принесли крупные изменения в области уголовного судопроизводства. Главные из них – введение суда присяжных и реформа уголовного процесса. В период 1850-х годов был упразднен институт присяжных заседателей и принят Уголовно-процессуальный кодекс 1853 года, который во многих отношениях являлся шагом назад – к УК 1803 года. Улучшение наступило только с принятием декабрьской Конституции (1869 г.), когда в Австрии был восстановлен институт присяжных заседателей и издан новый Уголовно-процессуальный кодекс (1873 г.), содержащий ряд прогрессивных принципов. Исключительно архаичным было уголовное судопроизводство в военных судах, сохранившееся вплоть до 1912 года без изменений со времени правления Марии Терезии.
В 1975 году в ходе общей реформы уголовного законодательства был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. В нем провозглашена задача установления в ходе судебного разбирательства материальной истины, а также принципы законности, непосредственности, гласности, свободной оценки доказательств и т.п.
В настоящее время в Австрии не существует суда присяжных. Дела о преступлениях средней тяжести рассматриваются коллегией из двух профессиональных судей и двух заседателей (суд шёффенов – нем. Schoffen). При рассмотрении дел о тяжких преступлениях в состав коллегии входят 8 непрофессионалов.
Судебная система. Органы контроля.
В Австрии в соответствии с Конституцией страны имеется три высших судебных органа: Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд.
Конституционный суд рассматривает споры между отдельными землями, входящими в состав Австрийской Республики, и их конфликты с федеральными властями, споры о компетенции между судами и административными органами, а также жалобы по вопросам соответствия изданных законов Конституции, законности принятых постановлений и т.п. Конституционный суд состоит из председателя, его заместителя, 12 членов и 6 их заместителей. Они назначаются из судей других судов, высших чиновников и университетских профессоров, сохраняющих при этом назначении свои должности. Дела слушаются им либо в полном составе, либо в коллегиях из 9 или 5 судей.
Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее 1/3 состава) и опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из 5 судей, иногда – из 3 либо 9.
Верховный суд возглавляет систему общих судов. Он является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривает кассационные жалобы, в частности, на приговоры суда шёффенов. Заседания Верховного суда обычно проводятся в составе 5 (“сенат”), иногда 3 (“тройной сенат”) или 11 (“усиленный сенат”) судей либо в полном составе.
В качестве “суда второй инстанции” (это название закреплено в УПК) выступает высший суд земли. Такие суды имеются в четырех городах: Вене, Граце, Линце и Инсбруке (один суд на 2 – 3 земли). Они рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов и обычно заседают в составе сената из 3 профессиональных судей.
В качестве “судов первой инстанции” выступают суды земли или округа (таких судов 17). В их компетенцию входит рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях, которые наказываются лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, а также гражданских дел. Несмотря на свое название, эти суды разбирают и жалобы на приговоры и решения нижестоящих участковых судов. Уголовные дела по первой инстанции в этом случае рассматривает единоличный судья, если наказание не превышает 3 лет лишения свободы. В противном случае дело слушается судом шеффенов в составе 2 профессиональных судей и 2 заседателей (шёффенов). Для рассмотрения дел о наиболее серьезных преступлениях, в частности когда обвиняемому грозит пожизненное или длительное тюремное заключение, при судах земли созывается суд, состоящий из 3 профессиональных судей и 8 присяжных заседателей. В компетенцию судов первой инстанции входят гражданские дела с суммой иска свыше 2500 евро, а также некоторые категории дел неимущественного характера. В зависимости от суммы иска или других обстоятельств они рассматриваются судьями единолично либо в составе сената из 3 судей. В Вене действует единственный на всю Австрию Торговый суд, где рассматриваются споры хозяйственного характера, в частности все дела, связанные с банкротствами.
Низшее звено судебной системы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).
В Австрии имеются также специализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (Закон об этих судах был принят в 1946 году), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 года. В Вене функционирует Патентный суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентов недействительными. Он состоит из профессиональных юристов и специалистов в различных областях техники.
Судьи назначаются либо Президентом Республики (трех высших судебных органов), либо правительством по представлению Министерства юстиции и судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей на другую должность без их согласия.
Прокуратура подчинена Министерству юстиции. Прокуроры поддерживают обвинение по уголовным делам и выступают в “государственных интересах” по другим делам в судах первой инстанции (при необходимости они могут выступать в участковых судах). Главные прокуроры выполняют соответствующие функции при судах второй инстанции, а генеральный прокурор, возглавляющий систему австрийской прокуратуры, – при Верховном суде. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и обязаны выполнять их указания.
Расследование уголовных дел проводится полицией под наблюдением прокуратуры. Однако на обыск помещения или арест подозреваемого полиция должна в течение 48 часов получить санкцию соответствующего суда. Расследование дел о наиболее серьезных преступлениях поручается следственному судье (эти функции выполняет один или несколько судей в каждом суде первой инстанции).
Выступают в суде как защитники по уголовным делам (представители сторон по гражданским делам), как правило, только лица, включенные в список адвокатов. Такой список составляется в каждом суде второй инстанции и подлежит ежегодному обновлению. Обвиняемому, не имеющему средств нанять адвоката, суд может назначить бесплатного защитника.
Роль омбудсмана в Австрии выполняет Коллегия народной правозащиты, которой посвящен Седьмой раздел Конституции. Три члена Коллегии избираются Национальным советом (нижней палатой парламента) с учетом принципа партийного представительства на 6-летний срок с правом на одно переизбрание. О своей деятельности Коллегия обязана ежегодно докладывать Национальному совету.
Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, непосредственно подчиненная Национальному совету. Согласно Конституции (ст. 121) Счетная палата осуществляет проверку финансовой деятельности Федерации, земель, союзов общин, общин и иных установленных законом субъектов права. Она составляет отчет об итогах выполнения бюджета Федерации и представляет его Национальному совету. Председатель и вице-председатель избираются Национальным советом. Чиновники Палаты назначаются Федеральным президентом по представлению председателя Палаты.

Читайте также:  Налог на телевидение в Германии в 2020 году

По материалам сборников «Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты» и «Уголовный кодекс Австрии»

Законы и конституция Австрии

У студентов юридических специальностей есть возможность подробно изучить конституцию Австрии с текстом на русском языке, познакомится с законами этой страны. Однако далеко не каждый, кто оказывается на территории Австрийского государства, имеет подобные знания.

А необходимость в наличии хотя бы общего представления о местном законодательстве становится очевидной.

Здание парламента Австрии

Экскурс в историю

Глядя на карту мира, можно заметить, что территория Австрийской Республики не отличается впечатляющими размерами. Тем не менее эта небольшая страна имеет богатую историю.

Кельты, римляне, баварские и славянские племена, сменявшие друг друга в борьбе за территорию современной Австрии, способствовали образованию народности, которая легла в основу австрийской нации.

Насыщенное историческое прошлое сказалось на довольно раннем и грамотном формировании системы правовых норм, которыми австрийцы пользуются уже 200 лет. Первая австрийская конституция датируется 1848 годом.

15 марта 1848 года Фердинанд I провозгласил созыв конституционного собрания для принятия конституции

Базисом для современного законодательства в стране является документ 1920 года.

Основные законы государства

Основные законы, которые регулируют две крупнейшие отрасли права (гражданское и уголовное) также не являются новинками в сфере нормотворчества. Гражданские правоотношения в Австрии до сих пор регулируются Всеобщим гражданским кодексом, принятым еще в 1811 году.

А первый австрийский Уголовный кодекс вступил в силу в 1803 году. На смену ему пришел кодекс 1852 года, который, претерпев изменения, был основным источником уголовного права вплоть до 1974 года. Сегодня австрийцы живут по нормам УК 1975 года. Но и это далеко не все нюансы австрийского законодательства.

Смотрите познавательное видео об истории Австрии.

Что регулирует конституция?

Конституция Австрии относится к разряду частично кодифицированных, т.е. представляет собой несколько законодательных документов, один из которых является основным. Речь идет о Федеральном конституционном законе 1920 года.

Конституция Австрии основана на 6 фундаментальных принципах:

  1. Демократический
  2. Республиканский
  3. Либеральный
  4. Федеральный
  5. Принцип разделения властей
  6. «Правило закона» (закон для всех один)

Основной закон Австрии — конституция

Согласно основному закону, Австрия провозглашается демократической республикой с федеративным устройством. Имейте в виду, что, оказываясь на территории данного государства, вы попадаете на одну из девяти самостоятельных земель.

При этом Вена является не только столицей государства, где находятся высшие органы власти. В соответствии с конституционным законом город получил правовой статус федеральной земли.

Конституция предусматривает равные права для всех своих граждан и декларирует принцип народной власти. В документе содержится информация о национальном языке и государственных символах (флаге и гербе Австрии).

Также на сайте можно подробнее узнать о государственном флаге Австрии.

Вена, столица республики, является местом нахождения президента, правительства и парламента (Федерального собрания).

Вид на Вену с высоты птичьего полета

Парламент

Федеральный президент является главой исполнительной власти, срок его полномочий составляет 6 лет с правом переизбрания, но не более одного раза.

Федеральное правительство во главе с федеральным канцлером назначается президентом и подотчетно парламенту.

Федеральное собрание — двухпалатный парламент — высший орган законодательной власти в Австрии. Первая палата — Национальный совет, избирается на всеобщих выборах путем тайного голосования сроком на 4 года.

Членом парламента может стать гражданин страны, которому на момент выборов исполнилось 19 лет.

Вторая палата — Совет Федерации (Бундесрат). Его членами являются представители земель. Парламент каждой из земель (ландта́г) делегирует в Федеральный совет своих депутатов.

Каждая палата проводит открытые заседания независимо от другой. Общий созыв Федерального Собрания, согласно Конституции, возможен лишь в случаях приведения федерального президента к присяге или принятия решения об объявлении войны.

Австрийский парламент выполняет не только законодательную функцию. Он контролирует действия Федерального Правительства, а также принимает решения в сфере финансов, ежегодно утверждая государственный бюджет.

Результаты выборов в парламент Австрии в 2020 году

Карта федеральных земель Австрии

В соответствии с Федеральным конституционным законом смертная казнь в Австрии отменена.

После вступления Австрии в Евросоюз в Конституцию республики были внесены дополнения, регулирующие участие государства в деятельности Европейского Союза. В заключительных положениях Федерального конституционного закона приводится перечень нормативных актов, в которых также закреплены конституционные нормы.

Конституция Австрийской Республики характеризуется отсутствием разделов, посвященных основным правам и свободам граждан. Нормы данного института содержатся в других правовых документах.

Законы в Австрии

Несмотря на всю архаичность системы австрийского права, законодательство успешно обеспечивает слаженную и надежную работу всего правового механизма на территории Австрии. Граждане страны привыкли строго соблюдать законы своего государства.

Живя с ощущением, что закон на их стороне, при личных контактах они проявляют корректность и благожелательность. Публичные выяснения отношений здесь редкость. Например, в Австрии принят “Закон о шуме”, согласно которому жители страны должны полноценно отдыхать.

Громкие звуки в выходные недопустимы. Касаются эти правила и будней. В любой рабочий день с 10 часов вечера и до 6 утра соблюдение тишины является обязательным требованием. В противном случае нарушителя в ближайшее время ожидает общение с представителями полиции.

Деление законов

Законы в Австрии разделяются на гражданские и административный. Гражданский закон регулирует отношения между частными лицами. Гражданский закон применим в независимых судах. К гражданскому закону также можно отнести заключение контрактов между гражданами.

Административный закон применим властями и играет ключевую роль между отношениями высшими органами и второстепенными.

Смотрите видео: Интересные факты об Австрии.


Как же решаются конфликты в Австрийской Республике? А для этого существует законодательство. На помощь приходит Всеобщий гражданский кодекс Австрии. Именно он является основным регулятором отношений между гражданами государства. Кроме того, существует множество сопутствующих специальных законов, которые расширяют права австрийцев.

Внутренняя структура гражданского уложения Австрии

Заслуживает внимания и Уголовный кодекс Австрии. В соответствии с его нормами преступлением считается умышленное деяние лица. Меры пресечения в таком случае варьируются от пожизненного заключения до лишения свободы на срок свыше 3 лет. Все остальные противоправные деяния считаются проступками.

Структура судебной системы Австрии

Миграционное законодательство

Австрия — страна гостеприимная. Поэтому в последние годы сюда устремился мощный поток беженцев из Ирака, Сирии, Ливии и Афганистана. Однако подобная миграция не лучшим образом отразилась на криминальной обстановке в стране.

Одним из громких событий, потрясших жителей не только Австрии, было судебное разбирательство по делу иракского беженца. Педофил надругался над 10-летним мальчиком в венском бассейне.

Какое количество беженцев приняли в разных странах мира

Тем не менее своей привлекательности для иностранцев Австрийская Республика не теряет. И желающих поселиться в этой стране меньше не становится. Законы Австрии безупречно выполняются всеми ее гражданами. Подобная дисциплинированность и законопослушность позволяет сохранять высокий уровень жизни в стране.

Правила для иностранцев

Самое главное для каждого иностранца, переезжающего на постоянное место жительства в Австрию, это знать свои права и обязанности, а также подчиняться законам страны.

  • Каждый иностранец должен зарегистрироваться в магистрате по месту проживания в течение 3 рабочих дней.
  • Все иностранные граждане, которые планируют оставаться в Австрии больше, чем на 6 месяцев, должны оформить вид на жительство.
  • Вид на жительство необходимо продлевать каждый год. Документы на продление должны подаваться не позднее, чем 3 дня до окончания срока действия ВНЖ.
  • Если тип вида на жительство не подразумевает трудоустройства, вы можете оформить разрешение на работу отдельно.
  • Иностранец обязан всегда носить с собой удостоверение личности(карточку внж или загранпаспорт)
  • Иностранец обязан иметь медицинскую страховку.

Прочитать подробнее об аспектах иммиграции в Австрию вы можете на сайте https://www.migration.gv.at

На сайте можно узнать о том, как получить ВНЖ Австрии.

Также будет полезным видео об ужесточении миграционного законодательства Австрии.


По данным статистики, на протяжении последних 5 лет государство входит в десятку стран с лучшими условиями для эмигрантов.

Трудовое право

Трудовое право регулирует отношения работника и работодателя, а также защищает их интересы.

Главное в трудовом праве — различие типов трудоустройства. У каждого договора есть свои особенности, о которых стоит знать до его заключения.

  • Dienstvertrag — обычный трудовой контракт.
  • Freier Dienstvertrag — фриланс-договор.
  • Werkvertrag — сервисный договор.

По обычному договору (Dienstvertrag) можно работать на полной или частичной занятости. В случае заключения такого договора работодатель платит подоходный налог самостоятельно — вы получаете зарплату уже с их вычетом.

Фриланс

Если вы планируете работать на себя, то вам нужно задуматься о фриланс-контракте( Freier Dienstvertrag). Вы можете заключать контракт с компанией или работать с клиентами.

Читайте также:  Какие ставки подоходного и других налогов во Франции в 2020 году

Как фрилансер вы должны самостоятельно платить налоги. Каждые 4 месяца вам придет квитанция от налоговой, которую вы обязаны оплатить в течении одного месяца. За просрочку платежа будут начисляться пенни, поэтому стоит платить сразу же. При желании фрилансеры могут оформлять страховку по безработице.

Сервисный договор (Werkvertrag) может быть заключен как для удаленной работы, так и в компании. Главная особенность этого договора — успешный результат по ее выполнению. То есть если вы работаете программистом — вы обязаны написать рабочую программу для получения зарплаты.

Устраиваясь на работу вы обязательно должны уточнить какой договор вы оформляете, чтобы знать свои права и обязанности. Ваши обязанности, как работника, прописаны в контракте и вы обязаны их соблюдать.

В случае болезни или экстренного происшествия вы должны уведомить об этом работодателя. По больничному листу вы будете продолжать получать отчисления в полном размере в течении 6 недель и половину от зарплаты в течении 4 дополнительных недель по справке.

А желающие найти работу и переехать в Австрию могут прочитать нашу статью о трудоустройстве.

Полезная информация

Всю информацию о законах в Австрии, а также правил въезда и оформления разрешений на работу вы можете на этих сайтах.

Законы Австрии в 2020 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Форма правления. Как следует из текста статьи 1 Конституции Австрии форма правления в Австрии парламентская республика: «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа». «Все граждане Федерации равны перед законом. Привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются» Часть 1 статьи 28 Конституции Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года: Копия документа..

Согласно статье 19 Конституции Австрии «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель.

Деятельность перечисленных в абзаце 1 лиц и иных должностных лиц публичных учреждений в частном хозяйстве может быть ограничена федеральным законом».

По статье 24 Конституции «Законодательная власть Федерации осуществляется Национальным советом совместно с Федеральным советом». По части 1 статьи 26 «Национальный совет избирается народом Федерации в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права, принадлежащего лицам мужского и женского пола, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет, путем лично осуществляемого тайного голосования. Более подробные положения о процедуре голосования устанавливаются федеральным законом». Часть 1 статьи 27 Конституции Австрии указывает, что «Срок полномочий Национального совета составляет четыре года, начиная со дня его первого созыва, но в любом случае до дня созыва нового Национального совета».

Часть 1 статьи 35 Конституции гласит: «Члены Федерального совета и их заместители избираются Ландтагами на срок своих полномочий на основе принципа пропорционального представительства, однако не менее чем один мандат должен предоставляться партии, которая имеет второе место по числу депутатов в Ландтаге, а в случае если несколько партий имеют одинаковое число депутатов — той партии, которая на последних выборах в Ландтаг заняла второе место по числу поданных голосов избирателей. При равном положении нескольких партий вопрос решается посредством жеребьевки».

Согласно разделу D Национальный совет и Федеральный совет участвую в осуществлении Федерацией исполнительной власти.

Глава государства согласно частям 1-3 статьи 60 Конституции «Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования; если на выборах баллотируется только один кандидат, то выборы должны быть проведены в форме голосования «за» или «против» кандидата. Право голоса принадлежит каждому гражданину, имеющему право участвовать в выборах в Национальный совет. Обязанность участия в выборах существует в тех землях федерации, где это предусмотрено законом земли. Более подробные положения о порядке проведения выборов и обязанности участия в них определяются Федеральным законом. В указанном Федеральном законе, в частности, должны быть установлены основания, оправдывающие неучастие в выборах, несмотря на обязанность участвовать в них.

Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов. Если такое большинство голосов не собрано, то проводится второй тур выборов. В нем могут считаться действительными только те голоса, которые поданы за одного из двух кандидатов, получивших в первом туре выборов наибольшее число голосов; однако каждая из двух групп избирателей, выдвинувшая этих двух кандидатов, во втором туре выборов может назвать другое лицо вместо ранее выдвинутого ею кандидата.

Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Национальный совет и достигшее к 1 января года выборов 35 лет. Права быть избранными лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым».

О полномочиях главы государства указано в статье 65 Конституции Австрии.

Согласно части 1 и 2 статьи 67 «Все действия, на которые уполномочен Федеральный президент, если иное не установлено конституционным законодательством, осуществляются на основании предложений Федерального правительства или уполномоченного правительством федерального министра. Закон определяет, в каких пределах само Федеральное правительство или сам компетентный федеральный министр в этих случаях связаны предложениями других органов. Все решения Федерального президента, если иное не установлено конституционным законодательством, для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью Федерального канцлера или компетентного федерального министра». По части 1 статьи 68 «Федеральный президент за осуществление своих функций несет перед Федеральным собранием ответственность…».

Форма государственно – территориального устройства. Государственное устройство Австрии указано в статье 2 Конституции «Австрия является федеративным государством. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены».

Четвертый раздел «Законодательная и исполнительная власть земель» Конституции Австрии подробно указывает на управление земель федерации.

Часть 1 статьи 95 Конституции указывает, что «законодательная власть земель осуществляется Ландтагами. Их члены избираются по пропорциональной системе на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования всеми гражданами земли мужского и женского пола, обладающими согласно положениям о выборах в Ландтаги правом голоса. Более подробные положения о процедуре выборов и о всеобщей обязанности участия в выборах определяются законом земли. В данном законе земли устанавливаются, в частности, также причины, по которым неучастие в выборах, несмотря на обязанность такого участия, признается уважительным».

Часть 1 статьи 101 Конституции указывает «Исполнительная власть каждой земли осуществляется правительством земли, которое избирается Ландтагом».

Режим правления. О режиме правления сказано в статье 1 Конституции «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа».

О демократической направленности государственного строя Австрии свидетельствует текст Основного закона государства от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», статья 2 которого гласит «все граждане равны перед законом».

Так же статья 148а Конституции, согласно которой «каждое лицо может обратиться в Коллегию народной правозащиты с жалобой на недостатки в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений, в случаях, когда эти недостатки затрагивают его интересы и когда оно не имело права или уже больше не имеет права на использование каких-либо средств обжалования. Любая такая жалоба должна проверяться Коллегией народной правозащиты. Результаты проверки, а также принятые необходимые меры должны быть доведены до сведения лица, подавшего жалобу. Коллегия народной правозащиты вправе проверять по своей инициативе в силу возложенных на нее обязанностей наличие возможных недостатков в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений. Коллегии народной правозащиты надлежит, кроме того, содействие в исполнении поступающих в Национальный совет петиций и гражданских инициатив. Подробности устанавливает Федеральный закон о Регламенте Национального совета. Коллегия народной правозащиты при осуществлении своих обязанностей независима».

Время принятия конституции. Конституция Австрии принята Федеральным конституционным законом 10 ноября 1920 года. Другие основные и Конституционные законы Австрии, входящие в структуру конституционного документа приняты в разное время 21 декабря 1867 года – Основной закон Австрийской республики «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», 26 октября 1955 года – Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» и 29 ноября 1988 года – Федеральный конституционный закона Австрийской республики от «О защите личной свободы». Об окончании времени их действия в тексте Конституции не указано.

Порядок принятия и способ изменения конституции. О порядке принятия и о способе изменения Конституции Австрии сказано в части 3 статьи 44: «Пересмотр всей Федеральной Конституции, а в том случае, если этого потребует одна треть членов Национального совета или Федерального совета, и каждое ее частичное изменение после окончания процедуры, предусмотренной статьей 42, но до удостоверения Федеральным президентом, должны быть поставлены на голосование народа всей Федерации». А согласно статьи 42 Конституции Австрии:

«1. Каждое законодательное решение Национального совета должно быть немедленно передано его Президентом Федеральному совету.

2. Законодательное решение, поскольку конституционным законом не установлено иное, может быть удостоверено и опубликовано только в том случае, если Федеральный совет не заявит против этого решения никакого обоснованного возражения.

3. Это возражение должно быть передано Национальному совету Председателем Федерального совета в письменной форме в течение восьми недель после получения законодательного решения федеральным советом;

оно должно быть доведено до сведения Федерального канцлера.

4. Если Национальный совет подтвердит свое первоначальное решение в присутствии не менее половины членов, то это решение должно быть удостоверено и опубликовано. Если Федеральный совет не заявит возражения или в течение срока, предусмотренного абзацем 3, не подаст обоснованного возражения, то законодательное решение должно быть удостоверено и опубликовано».

Форма написания. О форме написания Конституции Австрии можно сказать, что она «некодифицированная», так как состоит из четырех законов:

Конституции Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года; Основного закона Австрийской республики от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», Федерального конституционного закона от 26 октября 1955 года «О нейтралитете Австрии» и Федерального конституционного закона Австрийской республики от 29 ноября 1988 года «О защите личной свободы».

Кроме того, статья 149 Конституции Австрии указывает, что наряду с названными Конституционными и Общими законами конституционные нормы включены в обычные законы:

«Наряду с настоящим Законом и с учетом обусловленных им изменений в качестве конституционных законов согласно статье 44, абзацу 1, должны действовать:

Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете;

Закон от 27 октября 1862 г. об охране неприкосновенности жилища;

Решение Временного Национального собрания от 30 октября 1918 г.;

Закон от 3 апреля 1919 г. об изгнании из страны и конфискации имущества Габсбург-Лотарингского дома;

Закон от 3 апреля 1919 г. об упразднении дворянства, светских рыцарских и дамских орденов и некоторых титулов и почетных званий;

Закон от 8 мая 1919 г. о государственном гербе и государственной печати Германо-Австрийской Республики с изменениями, внесенными статьями 2, 5 и 6 Закона от 21 октября 1919 г.;

Глава V части III Сен-Жерменского государственного договора от 10 сентября 1919 г.

Конституционный закон от 30 ноября 1945 г., касающийся применения закона о защите личной свободы от 27 октября 1862 г., в порядке производства перед народным судом (Бюллетень федеральных законов, № 6/1946)».

Как следует из указанного выше текста Австрия по форме правления – республика с парламентским правлением с демократическим режимом правления и федеративным территориально – государственным устройством. Глава государства – Федеральный президент, который несет ответственность перед парламентом.

Конституция Австрии – постоянная, некодифицированная, так как представляет собой совокупность законов, по способу изменения – «жесткая».

Законы Австрии в 2020 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Конституция Рoссийской Фeдерации

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Конституция Австрии

План
Введение
1 История
2 Структура Федерального конституционного закона
2.1 Общие положения
2.2 Законодательная власть
2.3 Исполнительная власть
2.4 Законодательная и исполнительная власть земель
2.5 Контроль за финансовой деятельностью
2.6 Гарантии соблюдения Конституции и законности
2.7 Народная правозащита
2.8 Заключительные положения

Конституция Австрии — совокупность законодательных актов Австрии, закрепляющий основы политической системы государства. Часто конституцией Австрии называют Федеральный конституционный закон (нем. Bundes-Verfassungsgesetz) Австрии от 10 ноября 1920 года, которым регулируются федеральное устройство Австрии, система государственных органов федерации и федеральных земель и некоторые другие вопросы. Федеральный конституционный закон многократно изменялся и дополнялся. В частности, был включён крупный раздел, касающийся отношений с Европейским союзом. Всего в Австрии действует свыше трёхсот конституционных законов и законов, содержащих конституционные положения.

В отличие от многих конституций, Федеральный конституционный закон не содержит раздела, посвящённого правам человека. Нормы о правах человека присутствуют в различных законах, часть из которых была принята ещё в XIX веке.

Первая Австрийская Республика была провозглашена в октябре 1919 года. Федеральный конституционный закон был разработан в 1920 году при участии крупнейшего юриста-теоретика того времени Ганса Кельзена и вступил в силу 1 октября. Из-за споров о необходимости включения в закон раздела о правах человека сохранил свою силу Закон 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» (нем. Staatsgrundgesetz über die allgemeinen Rechte der Staatsbürger), получивший статус конституционного.

Согласно Федеральному конституционному закону Австрия была парламентской республикой. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Федеральное собрание. Федеральный канцлер, возглавлявший правительство, был ответственен перед нижней палатой Федерального собрания — Национальным советом. Главой государства был Федеральный президент, обладавший в основном символическими функциями и избиравшийся обеими палатами Федерального собрания на совместном заседании.

В 1929 году в закон были внесены существенные изменения, которыми изменялось положение президента и расширялись полномочия исполнительной власти. Были введены прямые выборы президента, он получил право роспуска Федерального собрания и назначения правительства. Причиной изменения закона была деятельность националистических военизированных организаций, самой влиятельной из которых был Хеймвер.

13 мая 1932 года канцлером стал лидер лидер Христианско-Социальной Партии Энгельберт Дольфус, который установил авторитарный режим, иногда называемый австрофашизмом. В 1934 году после подавления Февральского восстания Федеральный конституционный закон был de jure отменён. Была принята новая конституция, получившая название «Майской» (Maiverfassung). В основу новой конституции был положен принцип «корпоративного государства», до того успешно реализованный Бенито Муссолини в Италии. В 1938 году произошёл Аншлюс и Австрия как независимое государство прекратила существование.

В мае—декабре 1945 года действовала временная конституция, в декабре было восстановлено действие Федерального конституционного закона 1920 года.

2. Структура Федерального конституционного закона

2.1. Общие положения

В первом разделе содержатся общие положения: Австрия провозглашается демократическим государством, декларируется равенство граждан перед законом, даются описания государственного герба и флага и др. Также в первом разделе есть ряд статей, посвящённых разграничению компетенции федерации и федеральных земель. После вступления Австрии в Европейский союз в первый раздел был добавлен подраздел B, который определяет порядок участия Австрии в органах Евросоюза.

2.2. Законодательная власть

Второй раздел посвящён австрийскому парламенту и законодательному процессу. Парламент — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Нижняя палата (Национальный совет) избирается населением прямыми выборами на пять лет. Верхняя палата (Бундесрат) — это орган представительства земель. Члены верхней палаты избираются парламентами земель (ландтагами). Каждая федеральная земля в зависимости от численности населения направляет в ландтаг от трёх до двенадцати представителей. Палаты заседают раздельно; единственные два случая совместного заседания предусмотрен статьёй 38 — это приведение президента к присяге и объявление войны.

Закон должен быть последовательно принят Национальным советом и Бундесратом и передан для подписания президенту. Поскольку Австрия является парламентской республикой, президент не имеет права вето.

2.3. Исполнительная власть

В раздел, озаглавленный «Исполнительная власть Федерации», входят нормы о президенте Австрии, правительстве, армии и судах общей юрисдикции. Президент избирается на прямых выборах на шесть лет и может быть переизбран не более одного раза. Он является верховным главнокомандующим, осуществляет представительские функции, назначает государственных служащих, осуществляет право помилования. По общему правилу, решения президента должны быть одобрены одним из министров (так называемая контрасигнатура).

Исполнительную власть осуществляет федеральное правительство, которое возглавляет федеральный канцлер. Канцлера назначает президент, но поскольку канцлеру требуется поддержка Национального совета, канцлером как правило становится лидер победившей на выборах партии.

Суды включены в систему федеральных органов власти. Высшей инстанцией назван Верховный суд. Специальным судебным органам (Административному суду и Конституционному суду) посвящены отдельные подразделы в разделе шестом.

Статьёй 85 отменена смертная казнь.

2.4. Законодательная и исполнительная власть земель

Четвёртый раздел посвящён органам власти земель и органам местного самоуправления. Раздел устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в рамках которых земли вправе принимать собственные законы. Каждая земля обязана принять свою конституцию. В землях действуют ландтаги и правительства земель, избираемые ландтагами и возглавляемые губернаторами. Ландтаг может быть распущен президентом по представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата. Отдельный подраздел посвящён столице Австрии Вене, которая приравнена к федеральной земле.

Община (коммуна, Gemeinde) в Австрии одновременно является территориальной единицей местного самоуправления и административной единицей. Органами общины являются общинный совет, общинное правление (в городах, имеющих самостоятельный статус — городской сенат) и бургомистр. Органы федерации и земли вправе контролировать соблюдение органами общины законов, а органы земли — и эффективность финансовой деятельности.

2.5. Контроль за финансовой деятельностью

Раздел предусматривает создание счётной палаты — отдельного органа, который проверяет финансовую деятельность государственных органов и юридичкеских лиц с государственным участием и представляет Национальному совету отчёт об исполнении бюджета. Председатель счётной палаты избирается Национальным советом на двенадцать лет, остальные чиновники счётной палаты назначаются президентом по представлению председателя. Счётная палата ответственна перед Национальным советом. также счётная палата проверяет деятельность органов земель и общин.

2.6. Гарантии соблюдения Конституции и законности

В разделе описаны несколько органов с различными полномочиями, которые сводятся к контролю за соблюдением законности. Независимые административные сенаты назначаются правительствами земель и рассматривают различные административные дела после того, как эти дела были рассмотрены соответствующими органами. Независимый административный сенат по делам беженцев является высшим апелляционным органом по делам беженцев. Административный суд рассматривает жалобы на решения органов власти, в том числе на решения административных сенатов.

Конституция Австрии стала первой в мире конституцией, которая предусмотрела создание конституционного суда, что является заслугой Ганса Кельзена, который был автором самой концепции конституционных судов. Конституционный суд Австрии решает вопрос о соответствии законов (в том числе законов земель) и иных актов конституции, принимает к рассмотрению требования к публичным образованиям, которые не могут быть рассмотрены в ином порядке, а также споры между публичными образованиями и органами власти. Кроме этого к подсудности конституционного суда отнесены дела о законности выборов и дела об обвинении федерального президента, членов правительства, членов правительств земель, губернаторов в нарушении закона, которые влекут отстранение от должности.

2.7. Народная правозащита

Седьмой раздел касается Коллегии народной правозащиты, органа, аналогичного омбудсмену. Коллегия народной правозащиты сама не имеет полномочию по устранению нарушений, но может обращаться в соответствующие органы и в конституционный суд. Члены коллегии избираются национальным советом.

2.8. Заключительные положения

Последний раздел содержит заключительные и переходные положения. Он, в частности, содержит список законов, принятых до 1920 года, которые сохраняют силу и приобретают статус конституционных после вступления в действие Федерального конституционного закона.

Ссылка на основную публикацию