Присоединение Крыма в состав России: что изменилось после воссоединения в 2019-2020 году

Как изменился Крым в составе России. Что произошло за 6 лет. Это удивительно!

Когда мы были в Крыму еще в 2013 году, то его состояние можно было назвать ужасным: там не было нормальных дорог, работы, все курортные зоны были заброшены, пляжи загажены.

Но если в Крым поехать сегодня, то увидишь прекрасный Крымский мост, превосходные дороги, новый аэропорт и многое другое. Крым словно приобрел второе дыхание. Подробнее я опишу в статье.

Крымский мост

Мост сам по себе соединяет Крым с Краснодарским краем Российской Федерации. Он считается самым длинным. Имеет протяженность 19 км. Для машин движение было открыто еще в 2018 году, а 25 декабря этого года мост откроют для поездов.

До того момента пока Крым не присоединили к Российской Федерации моста вообще не было. Когда-то в древности и был мост, но он точно не сравнится с новым уникальным строением 2018 года для автомобильных дорог и железнодорожного транспорта.

У президента Путина появилась идея сделать опрос относительно названия моста. Среди всех вариантов победу одержало название “Крымский мост”.

Строительство дорог

Одновременно со строительством Крымского моста начали ремонтироваться автомобильные дороги подобные автобанам и уже в настоящее время строят дорогу федерального значения, которая называется “Таврида”.

Трасса состоящая из четырех полос имеет протяженность в 250 км. Дорога находится еще в состоянии строительства и будет открыта только в 2020 году.

Новый аэропорт

Также не обделили крымский аэропорт. Был построен новый терминал и уже в прошлом 2018 году принял новых пассажиров. Терминал построили очень в короткие сроки.

Он имеет площадь в 78 тыс. кв. метров. Это позволяет принять большое количество пассажиров. Их количество составляет около 3650 человек. Кроме этого начали ремонтировать взлетную полосу и теперь аэропорт может принимать различные рейсы и в любую погоду.

Как изменились пенсии в Крыму

Как известно, в марте 2014 года в Крыму состоялся референдум о присоединении региона к России. С того момента должно пройти определенное время пока буду решены некоторые вопросы, например, финансовые и экономические.

И уже начиная с 1 января 2015 года все крымские пенсионеры будут получать полноценную пенсию. До того момента как Крым стал российским пенсия была не сильно большая. После этого события правительство пересчитало пенсии многим пенсионерам.

Какой всё-таки размер пенсий на территории Крыма? Пенсии повышают не сразу, а постепенно. Например, с самого начала пенсия составляла 7957 рублей, а уже ближе к лету пенсия уже составляла 10.000 рублей. То, что касается пенсий для военных пенсионеров, то их пенсия составляет 13.000 рублей.

Согласно статистике росстата средний размер пенсий по Крыму на начало 2020 год составил 12 661 рубль. По городу Севастополю – 13.815 рублей.

Реконструкция Ялтинской набережной

В городе Ялта проводилась большая реконструкция набережной. В процессе реконструкции убрали даже стихийную торговлю. Установили современную систему для видеонаблюдений. На набережной установили новейшее осветление. После того, как все работы были завершены состоялось торжественное ее открытие. В связи с тем, что на улице стояла невыносимая жара, то это самое открытие состоялось в темное время суток.

Благодаря средствам инвесторов состоялась эта реконструкция и конечно же в открытии принимали участие инвесторы и все чиновники. Власти Ялты делают всё, чтобы все жители и отдыхающие чувствовали себя достаточно комфортно. Во время открытия набережной была установлена сцена и проводилась концертная программа в которой принимали участие многие звезды российской эстрады.

Это просто настоящее чудо какое-то. Так считают многие люди, которые там находятся. Это теперь самое любимое место для туристов. Спасибо таким инвесторам.

Балаклавская и Таврическая ТЭС

Строительство этих двух станций началось еще в 2015 году. Благодаря этим двум станциям Крымский полуостров полностью находится в энергетической безопасности. Строительство двух станций обошлось в достаточно круглую сумму – 71 миллиард рублей.

Уже в 2020 году Крым начал часть своей электроэнергии отдавать Краснодарскому краю. Это стало возможным не сразу, а лишь тогда, когда на Таврической ТЭС был запущен второй энергоблок.

Присоединение Крыма в состав России: что изменилось после воссоединения в 2019-2020 году

Россия отмечает пятую годовщину воссоединения с Крымом. На полуострове проходят праздничные мероприятия, возлагаются цветы, проводятся памятные концерты и автопробеги. А пока поздравления россиян не утихают, “Российская газета” вспоминает истоки этого исторического события и подводит итоги первой домашней пятилетки.

Первые всполохи Майдана докатились до Крыма с телами бойцов, которые погибли в Киеве от рук неизвестных снайперов. 22 февраля 2014 года полуостров прощался с двумя сотрудниками спецподразделения “Тигр” и бойцом “Беркута”.

– В Крым вернулись и остальные сослуживцы, – вспоминает лейтенант полка спецназначения “Тигр” Дмитрий Бушуев. – Окна в автобусах были побиты, завешаны одеялами. Ребята вывалились из них черные как черти, голодные, замерзшие. Общее ощущение, что нас предали.

Погибшие правоохранители и общий настрой нового режима на Украине еще больше сплотили крымчан.

– Нам угрожали, обещали из нас “сделать тушенку”, прокалывали шины, – рассказала одна из организаторов всекрымского движения “Стоп майдан!” Анна Рубель. – Но страшно не было. Мы стояли за правое дело.

На следующий день, 23 февраля, под стенами Верховного Совета Крыма в Симферополе прошел митинг “Русского единства”, который призывал жителей полуострова не допустить экспансии украинского национализма. Началась организация народных дружин, куда записались тысячи человек.

– К середине дня уже были созданы первые 10 рот, – описывает те события председатель комитета Госсовета РК по имущественным и земельным отношениям Евгения Добрыня. – И это было только началом. Была сформирована даже женская рота из 30 девушек!

По воспоминаниям одного из организаторов Штаба народного согласия Советского района Артема Заикина, патрулировать улицы вышли обычные люди – сельские жители, горожане. Им же и предстояло встречать “поезда дружбы” из Киева. Они же и столкнулись с радикалами у республиканского парламента 26 февраля, где в противостоянии погибли два человека и пострадали несколько десятков. Когда казалось, что большого кровопролития избежать не удастся, в ситуацию вмешалась Россия. Уже на следующий день парламент и правительство Крыма были под защитой “вежливых людей”, и над зданием взвился российский флаг.

– Утром на здании Совета министров Крыма увидел триколор, и на глазах выступили слезы, – вспоминает активист пророссийской организации Сергей Веселовский.

Появление России стало первым шагом на пути возрождения полуострова. Обеспечение стабильного и поступательного развития невозможно было без обеспечения безопасности Крыма. С этого момента события развивались стремительно. Утром 27 февраля устанавливаются блокпосты на местах сухопутного сообщения с Украиной – порядка 70 спецназовцев севастопольского “Беркута” перекрыли три трассы, ведущие на полуостров.

– Досмотры проводили жестко, – вспоминает начальник управления Росгвардии города Севастополя Сергей Колбин. – Находили оружие, бронежилеты, каски, спецсредства. Их даже почтовой службой пытались провозить. Главная задача была – не пропустить всю эту заразу в Крым, не дать спрятаться в горах. Пытались прорваться машины псевдо-“Красного Креста” к украинским военнослужащим, которые якобы голодают и у них эпидемия. Но оказалось, что они везли просроченные медикаменты, а по документам стало понятно: едут для дестабилизации обстановки. Таких мы разворачивали.

Через несколько дней были блокированы все воинские части украинских ВС. В конце февраля Сергей Аксенов был назначен премьер-министром автономии, и вскоре началась подготовка к референдуму о статусе Крыма.

– Мы работали в авральном режиме – с раннего утра и до двух часов ночи, – вспоминает глава избиркома Михаил Малышев. – Задачу усложнил еще тот факт, что Украина закрыла нам доступ к реестру избирателей. Но сорвать референдум таким образом не удалось.

16 марта 2014 года жители полуострова проголосовали на референдуме о статусе Крыма, по итогам которого 96,77% проголосовавших или 1 миллион 233 тысячи 2 человека высказались за присоединение к России. Явка была рекордной – на участки пришли 83,1% крымчан и 89,5% севастопольцев.

– Я лично обошел много участков и своими глазами видел, что люди стояли в очередях, хвосты которых тянулись на улицу, – говорит Малышев. – Такой явки, как в день референдума, не было за все годы нахождения Крыма в составе Украины, и, наверное, уже не будет.

Еще через два дня, 18 марта, произошло историческое событие – в Кремле был подписан договор о принятии в состав России Крыма и Севастополя. С этого момента был запущен долгий и кропотливый процесс интеграции полуострова в правовое, экономическое, социальное, гуманитарное и энергетическое пространства России. И начать было решено с базовой проблемы – инфраструктуры.

Для улучшения транспортной доступности полуострова в марте 2014 года было принято решение о строительстве Крымского моста. Началась тщательная работа по подготовке проекта: эксперты рассчитывали надежность будущей конструкции, изучали влияние колосса на экологию, флору и фауну, археологи раскапывали некрополи прошлого, а военные обезвреживали отголоски войны. Летом 2015 года итоговый проект отправили на экспертизу, а уже в октябре был заложен камень “нулевого километра” на Кубани, символизирующий старт активной фазы строительства. В марте 2016-го начался монтаж свайного фундамента, а уже в апреле возвели первую опору моста.

С тех пор “стройка века”, видная даже из космоса, не затихала ни на минуту. Сложнейший процесс, развернувшийся на обоих берегах Керченского пролива, привлекший специалистов со всей России, шел с опережением графика. В июле 2017 года под железнодорожной аркой моста прошел первый сухогруз, осенью началась укладка асфальта, а в октябре прошла уникальная операция по установке автомобильной арки. В декабре путем голосования было избрано официальное название моста, а еще через несколько дней конструкция объединилась в единое целое. 16 мая 2018 года по 19-километровому мосту поехали первые автомобили. Теперь до крымского берега стало возможным добраться за 15 минут.

Первый же туристический сезон продемонстрировал значимость моста, увеличив турпоток на треть. Осенью на мост пустили первые грузовики, что облегчило транспортную доступность региона и стимулировало торговлю. Кроме того, упорядоченное судоходство в Керчь-Еникальском канале улучшило экологию Азовского моря.

Но на этом стройка не закончилась – прямо сейчас продолжается активное возведение железнодорожной ветки. К юбилею воссоединения завершена укладка половины ж/д рельсов – праздник строители будут отмечать на острове Тузла.

Параллельно со “стройкой века” ударными темпами ведется прокладка федеральной трассы “Таврида”. В конце прошлого года было открыто движение сразу на четырех из семи участков дороги. Полностью четырехполосная трасса протяженностью 250,7 километра будет готова в 2020 году.

Инфраструктурное развитие полуострова не обошло стороной и воздушное сообщение. В апреле 2018 года первых пассажиров принял новый терминал международного аэропорта Симферополь, построенный в рекордные сроки. За два года строители возвели терминал площадью 78 тысяч квадратных метров, что увеличило пропускную способность воздушной гавани до 3650 пассажиров в час или 6,5 миллиона человек в год. Осенью прошлого года на крупнейшем южном аэропорте России началась укладка новой взлетно-посадочной полосы. Вторая ВПП с современным оборудованием позволит принимать практически все типы судов даже в сложных метеоусловиях.

– С открытием Крымского моста и нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта Симферополь ушли в прошлое логистические проблемы, тормозившие развитие экономики, – подчеркнул в своем недавнем послании глава Крыма Сергей Аксенов.

Серьезно развивается также энергетическая безопасность полуострова, ставшая столь актуальной после энергоблокады Украины в ноябре 2015 года. Прошлым летом был запущен в тестовом режиме первый энергоблок Таврической ТЭС близ Симферополя. В начале октября стартовали пуско-наладочные работы на Балаклавской ТЭС под Севастополем. К началу нынешнего года обе электростанции вышли на проектную мощность и начали генерировать порядка 940 мегаватт. До их ввода в эксплуатацию энергосистема Крыма обеспечивала свои потребности лишь на 21%, компенсируя нехватку с помощью энергомоста.

После запуска новых электростанций (включая четыре турбогенератора Сакской ТЭЦ) Крым впервые поделился электричеством с материковой частью России. В январе 2020 года на полуострове произвели на 113,7% электричества больше, чем годом ранее. В марте обновленная энергосистема Крыма позволила передать на Кубань до 300 мегаватт “излишков”.

– Крым впервые в своей истории перестал быть энергодефицитным регионом, – подвел итог пятилетки Аксенов. – По сути, это новая электрификация.

Помимо крупных национальных проектов на полуострове идет активное развитие практически во всех сферах жизни. Несмотря на водную блокаду со стороны Украины, налажено стабильное водоснабжение Крыма. Ударными темпами обновляется социальная инфраструктура, строятся новые детские сады, школы, медицинские центры, идет модернизация промышленности, сельского хозяйства, курортной отрасли, других сфер.

За пять лет собственные доходы республиканского бюджета выросли почти в 2,5 раза и по итогам минувшего года составили 54,8 миллиарда рублей. Благодаря федеральной поддержке расходы бюджета по сравнению с 2013-м годом выросли в 4,6 раза, что позволило увеличить финансирование всех отраслей на несколько порядков, а кое-где и в десятки раз. Так, по сравнению с украинским периодом расходы на защиту окружающей среды и экономику полуострова выросли почти в 23 раза.

Валовой региональный продукт за пять лет вырос в 1,5 раза. Стабильный рост демонстрирует промышленность, сельское хозяйство, строительная сфера и туризм. Эти отрасли стали лидерами по привлечению инвестиций. Всего за минувшие пять лет в экономику Крыма было вложено порядка 270 миллиардов рублей.

– За пять лет в российском Крыму созданы прочные основы для поступательного движения вперед, – подчеркнул Аксенов.

В ходе совещания, посвященного пятой годовщине Крымской весны, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что в экономическом развитии региона произошел настоящий рывок – с последнего места в списке субъектов РФ до 40-го. Депутат привел в пример динамику валового регионального продукта – если в 2013 году показатель на душу населения составлял лишь 92,4 тысячи рублей, то в конце прошлого года вырос до 217,2 тысячи.

– Это говорит о том, что экономика Крыма, промышленное производство семимильными шагами догоняют экономику России, – заявил спикер.

Столь бурное развитие не могло остаться незамеченным и иностранными гостями, которые, несмотря на риторику западных стран, все активнее посещают Крым. Так, глава французской делегации политиков Тьерри Мариани во время визита на полуостров отметил, что Крым преобразился за минувшие пять лет, получив импульс после референдума 2014 года.

– Когда ездишь сюда в течение 10 лет, видишь, как территория просыпается, – сказал Марини. – Со всей ответственностью заявляю – до 2014 года в Крыму не происходило никакого развития. Мы видим настоящее развитие, как, конечно, и проблемы. Нужно быть слепым, чтобы не видеть всего происходящего.

Журналисты немецкого издания Der Globus Deutschland также оценили социально-экономическое состояние Крыма и заявили о “ренессансе” полуострова. Авторы публикации признают серьезные успехи в развитии инфраструктуры, энергетики и туризма. Также журналисты отметили роль президента РФ Владимира Путина, подчеркнув, что изменения стали возможны в том числе благодаря его личному участию в решении проблем.

Читайте также:  Переезд на ПМЖ в Московскую область в 2020 году

Прорыв информационной блокады, разумеется, важен, так как, по словам того же Мариани, у французского общества нет четкой позиции о ситуации с полуостровом, поскольку не хватает достоверной информации. Но главное достояние любого государства – это его народ. Крымчане сделали свой выбор и, согласно данным соцопросов, повторили бы его снова. А еще важно то, что уже растет поколение детей Крымской весны, которые не застали разруху и обнищание, а родились в период роста и развития.

– Я помню, как 18 марта мы сидели у телевизора всей семьей и узнали, что президент РФ Владимир Путин подписал договор о принятии Крыма в состав страны, – рассказал отец ровесника Виктор Кручиненко. – А рано утром 19 марта Лена поехала рожать. Мы очень радовались, что сын родился уже в России. На днях Аверьяну исполнится пять, как и Крымской весне.

Крым в составе России: как изменился полуостров после присоединения к РФ

18 марта 2020 года в Крыму отмечалась почти юбилейная дата: 5 лет назад полуостров стал частью РФ. Крым вошёл в состав России после референдума – по данным статистики, «за» проголосовало более 90% местного населения.

Историческая справка

19 апреля 2020 года Крым отметил ещё одну знаменательную дату: 236 лет с момента вхождения в состав Российской Империи. Манифест о мирном присоединении полуострова был подписан в 1783 году Екатериной II. После этого период упадка региона был закончен.

Портрет императрицы Екатерины II

До присоединения к Российской Империи Крым был «киммериан печальной областью», в которой царили средневековые порядки.

После прихода на полуостров РИ, он преобразился: были возведены новые города, основан Севастополь. Активно строились дороги, высаживались знаменитые ныне виноградники.

Исторический манифест был зачитан светлейшим князем Г. А. Потёмкиным, на Белой скале – легендарной Ак-кая, которая считалась священным местом. Местные жители, в том числе и крымские татары, присягнули на верность России.

В 2014 году был принят указ президента РФ «О признании Республики Крым», в соответствии с которым полуостров возвращался «в родную гавань». Текст договора можно скачать здесь.

Это событие было воспринято в мире неоднозначно.

Какие страны признали Крым российским

Список стран, признавших Республику Крым субъектом РФ в 2020 году, представлен в таблице:

Государства, которые официально признали возвращение Крыма в состав РоссииПризнали фактическиСтраны, не признавшие Крым
Никарагуа, Венесуэла, Афганистан, Сирия, Северная Корея.Ангола, Армения, Беларусь, Боливия, Бурунди, Камбоджа, Китай, Куба, Коморские острова, Северная Корея, Казахстан, Индия, Иран, Никарагуа, Сербия, ЮАР, Судан, Узбекистан, Эритрея, Зимбабве.Украина, США, Великобритания, Польша, Германия, Франция, Дания, Швеция, Румыния, Чехия, Канада, Литва, Латвия, Словакия, Словения, Финляндия, Эстония, Кипр, Греция, Венгрия, Япония, Южная Корея, Исландия, Турция, Мальта, Нидерланды, Португалия, Италия, Люксембург, Ирландия, Испания, Австрия, Бельгия, Болгария, Албания, Хорватия.

Крым после присоединения

За 5 лет в составе России Крым существенно изменился. За короткий срок был построен и введён в эксплуатацию Крымский мост, который соединяет полуостров с материковой Россией. Сейчас по нему передвигаются только легковые автомобили и грузовики. В конце 2020 года планируется наладить ж/д сообщение.

Вид Крымского моста

Годом ранее, в декабре 2018 года, был открыт 2-полосный отрезок федеральной трассы «Таврида». Этот участок дороги соединяет Керчь и Симферополь.

Завершение проекта планируется к концу 2020 года. По словам строителей, после открытия всех 4 полос, дорога от Керчи до Симферополя будет занимать не менее 2 часов (сейчас на это уходит до 3,5 часов), а до Севастополя – до 3 часов.

А также в 2018 году в Симферополе был открыт новый аэровокзал. Он позволяет принимать до 200 рейсов/24 ч., и более 3 000 пассажиров/1 ч. Как добраться до аэропорта Симферополя можно узнать пройдя по данной ссылке.

Здание аэропорта Симферополя

В 2020 году были введены в эксплуатацию 2 новые ТЭС – Таврическая и Балаклавская. Мощность обеих станция составляет 470 мегаватт. После того, как в эксплуатацию была введена Таврическая ТЭС, Крым перестал быть энергодефицитным районом. Сегодня полуостров на 100% энергетически автономный регион.

Здание Таврической ТЭС

Плюсы присоединения Крыма

Нельзя сказать, что развитие Крыма идёт «ударными» темпами. Мнения местных жителей разделились: большая часть полагает, что после того, как полуостров был включён в состав РФ, жизнь изменилась в положительную сторону.

Меньшинство уверено, что при Украине было лучше. Небольшой процент крымчан занял нейтральную позицию: по их мнению, принципиальных изменений нет.

Основные плюсы выглядят так:

  • Наличие крупных инвестиционных вливаний в различные проекты на территории полуострова. Сейчас в Крыму активно строятся новые дома и крупные магазины, постепенно к лучшему меняется состояние дорог.
  • В 2017 году в городах Крыма стали курсировать новые автобусы. До этого времени жители полуострова ездили на маршрутном такси, а также на стареньких ПАЗиках.
  • Большое внимание уделяется наиболее важным для полуострова отраслям – туризму и виноделию. На рынке стало появляться качественное крымское вино. Важные туристические объекты постепенно реставрируются силами, как местных властей, так и волонтёров, которые приезжают в Крым со всей России.
  • Пенсии в российском Крыму немного выше, чем были при Украине. До 2014 года размер средней пенсии составлял 1100 грн. (140 $). Сейчас размер средней пенсии – 12 000 рублей.
  • Свободный и бесплатный доступ к морю. При Украине практически каждый чиновник мог самовольно захватить любой сегмент территории и сделать частным владением.
  • Открываются предприятия, формируются новые рабочие места. Постоянно требуются сотрудники на завод «Фиолент». Многие толковые специалисты из Крыма задействованы в проекте «Таврида».
  • Дешёвый вторичный авторынок.

Основные минусы

Главные минусы присоединение Крыма:

  • Многие местные жители потеряли свою землю из-за судебных решений. До референдума власти уверяли, что никто из крымчан не пострадает. К 2020 году около 1 000 жителей Севастополя потеряли свои земельные участки. По Крыму в целом этот показатель в несколько раз выше.
  • Уменьшилось количество туристов из Украины и стран дальнего зарубежья. Это обусловлено высокими ценами и плохим сервисом. Крымские курорты практически не ощущают на себе реализацию программы по превращению полуострова в суперпопулярное направление для отдыха россиян. О поездке и правилах нахождения в Крыму можно узнать пройдя по данной ссылке.
  • Наличие санкций, которые мешают как предпринимателям, так и рядовым гражданам. Страх санкций мешает работать в Крыму не только западным, но и российским компаниям.
  • Трудности с документацией. Украинские справки на территории РФ не котируются. Проблемы жителей полуострова связаны с некомпетентностью местных чиновников, многие из которых не знают российское законодательство. На этом фоне у ряда крымчан имеются затруднения с получением российского гражданства.
  • Плохая сотовая связь. До 90% жителей пользуются только МТС, а офис самой компании, которая также боится санкций, находится на материке.
  • Технологическая блокада. После вхождения Крыма в состав РФ на полуострове свернули работу все американские компании: Microsoft, Google, Apple, GoDaddy, Paypal. Для того чтобы зарегистрировать свой аккаунт в Гугле, крымчанам приходится обращаться за помощью к друзьям, которые проживают на материковой России.

После вхождения Крыма в состав России, на его территории действует только один крупный банк-монополист – РНКБ. В 2015 году были попытки начать здесь работу у «Крайинвестбанка», но уже в 2017 году он был вынужден уйти с полуострова. Отделений Сбербанка и ВТБ в Крыму до сих пор нет.

Вывеска банка РНКБ

Одна из главных проблем – грязь в крымских городах, до сих пор не решена. В центре улицы чистые, но ситуация с мусором в микрорайонах плачевная. Очень грязно и на пляжах.

Не решена проблема крупных крымских долгостроев. Например, в Керчи уже более 10 лет идет ремонт театра им. Пушкина. Местная труппа вынуждена ютиться в ДК «Корабел». Последний раз капитальный ремонт во Дворце культуры производился в середине восьмидесятых.

Здание ДК «Корабел»

Примерно та же ситуация наблюдается с городским парком: отреставрирован был только центр. Позже сказалось отсутствие финансирования – создается впечатление, что рабочие просто побросали инструменты и ушли.

Путешествовать крымчанам сложнее, чем материковым россиянам. Трудности возникают при попытке получения визы в Европу и США.

Работа в Крыму

По сравнению с депрессивными регионами России, в Крыму довольно высокий уровень жизни. Размер средней месячной з/п – 25 000–30 000 рублей. Подробнее о зарплатах в Крыму можно узнать пройдя по данной ссылке.

Рейтинг отраслей по уровню заработной платы в Крыму

Для сравнения прочитайте статью «Уровень жизни на Украине» по данной ссылке.

В основном, местные жители задействованы в морской и торговой отрасли. Женщины работают в сфере образования и торговли. Мужчины ходят в море, трудятся на заводах.

Наиболее востребованные сферы, в которых можно найти работу в Крыму – транспорт, строительство и торговля.

10 популярных отраслей по количеству вакансий в Крыму

Цены в Крыму в 2018-2020 году

После вхождения Крыма в состав России на полуострове резко «взлетели» цены. Стоимость продуктов выглядит так:

  • абрикосы – 110 р./1 кг;
  • персики – 85 р./1 кг;
  • помидоры – 80–100 р./1 кг;
  • огурцы – 29–40 р./1 кг;
  • картошка – 45 р./1 кг;
  • лук обычный – 30 р./1 кг;
  • лук ялтинский – 70 р./1 кг;
  • яблоки – 100 р./1 кг;
  • клубника – 270 р./1 кг;
  • виноград – 380 р./1 кг;
  • черешня – 150 р./1 кг;
  • молоко – 55–90 р./1 л;
  • хлеб – 18–30 р.;
  • масло сливочное – 70–120 р./200 гр;
  • творог – 200 р./1 кг;
  • яйца – 55–75 р./10 шт.;
  • рапаны – 380 р./1 кг;
  • мидии – 350 р./1 кг;
  • креветки – 700 р./1 кг;
  • свинина – 270–400 р./1 кг;
  • икра кефали – 6 000 р./1 кг;
  • молодые осьминоги – 650 р./1 кг;
  • телятина – 400–450 р./1 кг;
  • баранина – 450–500 р./1 кг.

Стоимость местной рыбы в Крыму:

  • пеленгас – 300 р./1 кг;
  • лобань – 250 р./1 кг;
  • барабуля – 250 р./1 кг;
  • камбала – 600 р./1 кг;
  • тарань – 160 р./1 кг;
  • ёрш черноморский – 250 р./1 кг;
  • горбыль – 550 р./1 кг;
  • ставрида – 200 р./1 кг;
  • сом – 400 р./1 кг.

Столь высокие цены на продукцию обусловлены тем, что она отправляется в другие регионы России. В Крым приходят продукты с материка.

На полуострове процветает жульничество. Местные жители охотно продают приезжим целебные травы, алычу, шелковицу, рукколу и рапанов.

Руккола растёт на территории полуострова, как сорняк, алычу и шелковицу можно найти в любом дворе, или рядом с пляжем. Рапанов можно наловить самостоятельно или приобрести на рынке – цена будет ниже, чем у частников.

Стоимость проезда – 17 рублей в маршрутном такси и 15 рублей в автобусе. За коммунальные услуги крымчане платят 1,5 тыс.–2 тыс. р./месяц в тёплое время года и до 4 тыс. р./месяц во время отопительного сезона.

О стоимости бензина в Крыму можно узнать пройдя по данной ссылке.

Средняя стоимость жилья – 60 тыс. р./1 кв. м. Цена аренды зависит от сезона и региона. В пик курортного сезона снять 2-комнатную квартиру можно за 1 тыс. р./24 ч.

Заключение

Крым по-прежнему считается перспективным объектом для инвесторов. По сравнению с 2015-2017 г.г. ситуация на полуострове изменилась к лучшему. О переезде в Крым на ПМЖ можно узнать пройдя по этой ссылке.

По мнению местных жителей, снижения цен следует ждать после налаживания железнодорожного сообщения.

Как изменился Крым за пять лет

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 марта 2020 года исполняется пять лет со дня проведения в Крыму и Севастополе общенародного референдума, по итогам которого 18 марта в Москве был подписан договор о вхождении в РФ двух новых субъектов Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как изменился Крым за пять лет.

Федеральная целевая программа

Основным документом, определяющим развитие полуострова, является федеральная целевая программа (ФЦП) “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя” (в 2020 году ФЦП стала частью одноименной государственной программы).

Документ был принят 11 августа 2014 года в целях интегрирования экономики полуострова в экономическое пространство России и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона. Изначально срок ее реализации был рассчитан до 2020 года. 5 сентября 2018 года постановлением правительства РФ программа продлена до 2022 года, ее финансирование увеличено на 40 млрд рублей – до 877,8 млрд (в том числе 827,3 млрд – из федерального бюджета). В 2015-2018 годы в рамках ФЦП на развитие Крыма и Севастополя было заложено 558,8 млрд рублей, в 2020-2022 годы – 319 млрд рублей.

ФЦП включает в себя строительство и реконструкцию более 800 объектов, из которых более 200 уже завершены, порядка 400 находятся в процессе реализации.

Социально-экономическое положение

С 2014 года валовой региональный продукт Крыма вырос в 1,9 раза: с 189,439 млрд рублей до 359,110 млрд рублей в 2017 году (Росстат; данные за 2018 год не опубликованы). ВРП на душу населения за тот же период также увеличился в 1,9 раза – с 100,5 тыс. рублей до 187,7 тыс. рублей.

За пять лет инвестиции в экономику Крыма, выросли в 10 раз – с 26 млрд рублей в 2014 году до 270 млрд в 2018-м.

Согласно переписи населения, проведенной в октябре 2014 года, общая численность населения полуострова составляла 2 млн 285 тыс. (1 млн 892 тыс. – жители Крыма, 393 тыс. – Севастополя). К 2020 году население увеличилось на 3,1% – до 2 млн 355 тыс. человек (1 млн 912 тыс. проживают в Крыму, 443 тыс. – в Севастополе). Размер среднемесячной заработной платы в Крыму вырос на 70,6% по сравнению с 2014 годом и составил в 2018 году 29 тыс. рублей. За тот же период среднемесячная пенсия увеличилась на 18,2% – до 13 тыс. рублей.

Транспорт и строительство

После воссоединения Крыма с Россией основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью страны являлась Керченская паромная переправа. В 2014 году для установления бесперебойного транспортного сообщения полуострова президент РФ Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Переход, соединивший Керченский полуостров с Таманским, стал самым протяженным в России и Европе – 19 км.

В мае 2018 года было запущено движение легкового транспорта по автодорожной части моста (пропускная способность – 40 тыс. автомобилей в сутки), в октябре – грузового транспорта. В общей сложности за десять месяцев по Крымскому мосту проехало 4,5 млн автомобилей.

В настоящее время продолжается строительство железнодорожной части, движение поездов начнется в декабре 2020 года. В сутки через мост смогут проезжать 47 пар пассажирских и грузовых поездов в оба направления, предполагаемая пропускная способность – 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год. Ведется строительство автомобильных и железных подходов по обоим берегам Керченского пролива. Общая стоимость проекта Крымского моста составляет 227,922 млрд рублей.

Читайте также:  Как переехать в Сочи на ПМЖ в 2020 году: отзывы переехавших людей

С 2017 года строится четырехполосная автодорога федерального значения “Таврида” (Керчь – Симферополь – Севастополь). Стоимость проекта превышает 150 млрд рублей. Трасса будет состоять из восьми участков (шесть пройдут по территории Крыма, два – Севастополя) общей протяженностью около 250 км. Первая очередь автодороги длиной 190 км открыта в декабре 2018 года от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту. Полностью “Тавриду” планируют построить к 2022 году.

16 апреля 2018 года открылся новый терминал аэропорта Симферополь – единственного действующего пассажирского аэропорта на территории полуострова. Его площадь – 78 тыс. кв. м. В 2018 году аэропорт принял более 5 млн пассажиров (в 2013 году – менее 1,5 млн). В ходе проведенного в 2018 года конкурса ему присвоено имя художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

За пять лет в Крыму введено в эксплуатацию более 2,3 млн кв. м жилья, проведен капитальный ремонт более 700 многоквартирных домов.

Энергетика

В 2014 году полуостров продолжал импортировать большую часть электроэнергии из Украины. Лишь 30% от необходимой мощности Крым покрывал за счет собственного производства. Для решения проблемы энергодефицита в 2015-2016 годах по дну Керченского пролива были уложены четыре нитки энергомоста, которые обеспечили переток в Крым 800 МВт в сутки со стороны Краснодарского края. 1 октября 2018 года введены в строй первые очереди Таврической (Симферополь) и Балаклавской (Севастополь) газовых теплоэлектростанций. В марте 2020 года планируется ввод в эксплуатацию вторых их очередей, после чего мощность каждой из них составит 470 МВт. Также в октябре запущена первая очередь модернизированной Сакской ТЭЦ общей мощностью 90 МВт. Ввод второго блока электростанции состоится до июня 2020 года. В 2020 году запланирована модернизация Симферопольской ТЭЦ, после чего мощность станции увеличится до 300 МВт. После запуска всех новых и модернизированных объектов генерации полуостров в общей сложности будет получать 2460 МВт.

Для обеспечения газоснабжения в декабре 2016 года пущен магистральный газопровод Краснодарский край – Крым протяженностью почти 360 км. Его мощность составляет 2,2 млрд куб. м в год с возможностью увеличения до 4 млрд куб. м. Газифицировано порядка 19 населенных пунктов.

Водоснабжение

Ранее полуостров почти на 90% зависел от Северо-Крымского канала, по которому пресная вода поступала из реки Днепр. В 2014 году Украина прекратила водоснабжение Крыма. В наиболее сложной ситуации оказались восточные районы полуострова. Уже в мае 2014 года было построено гидротехническое сооружение по переброске воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ (центр полуострова) в Северо-Крымский канал с дальнейшей подачей в водохранилища восточного Крыма (Феодосия, Судак, Керчь). За пять лет в водохранилища поступило более 173 млн куб. м воды. В 2016 году завершилось строительство Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов, что позволило по временной схеме обеспечить питьевой водой около 200 тыс. жителей востока полуострова. В полном объеме подача воды от водозаборов в восточные районы будет налажена до 2022 года.

Образование

За пять лет в систему образования полуострова вложено почти 33 млрд рублей, из них 16,7 млрд – в рамках ФЦП развития Крыма. С 2014 года построено 13 школ и 36 дошкольных учреждений, благодаря чему очередь в детские сады сократилась на 21 тыс. мест. В 18 из 25 районах Крыма обеспечена 90%-ная доступность дошкольного образования. В 2014-2018 годы было закуплено 3,8 млн учебников и 239 школьных автобусов, отремонтированы спортивные площадки и др.

Уведомления

Поймай мандарин!

Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

Вести диалоги в комментариях стало проще!

Все новости

Из-за тумана в Кольцово самолёты направляют в Челябинск

В Челябинске пропал высокопоставленный полицейский

В Челябинске преступник напал на двух школьниц в подъезде многоэтажки

В Минэкологии назвали источники смога в Челябинске

Пытался скрыться на лыжах: челябинца взяли за стрельбу в природном заказнике

50 лучших снимков года от фотографа 74.RU. Их точно стоит пересмотреть

Росавиация рекомендовала российским самолетам не летать над Ираном и Ираком

Вы еще успеваете! 5 легких способов убрать с лица отеки

«Хоть топор вешай»: смог, из-за которого в метре ничего не было видно, напугал челябинцев

Опубликованы имена погибших пилотов и бортпроводников самолета «Украинских авиалиний»: онлайн

«Путинские пособия», зарплаты и пенсии: что вырастет в 2020 году

В челябинском аэропорту из-за тумана задержали московский самолёт

«Трактор» на выезде обыграл «Сочи»

«Все едут на аварийке»: южноуральцы пожаловались на густой смог вблизи Челябинска

На Южном Урале педагог дома культуры собрала коллекцию из 500 мышей — символов 2020 года

Роспотребнадзор проверил качество воздуха в Челябинске во время смога

Смотрим, как православные челябинцы встретили Рождество

Организаторы объяснили, почему отказались возвращать челябинцам деньги за скандальное новогоднее шоу

Трогательнее, чем в кино: 5 историй, которые могли бы стать сценарием рождественских фильмов

Язычник или христианин? Узнайте, какой праздник вы отмечаете 7 января на самом деле

Губернатор, богачи, писатель, солдат вермахта, умный дворник и волонтёры: 10 интервью года на 74.RU

Власти отреагировали на скандал вокруг новогоднего шоу в ледовой арене «Трактор» в Челябинске

После несчастного случая на лестнице перехода в центре Челябинска уложили противоскользящие коврики

Челябинцы требуют вернуть деньги за «грандиозное» новогоднее шоу в арене «Трактор»

Путин присвоил звание заслуженного врача России детскому кардиологу из Челябинской области

«Ехали в Казань на праздники»: в аварии на М-5 в Челябинской области погиб активист КПРФ с семьёй

После жалоб жителей в Челябинске отремонтировали ледяную горку с дырами

«Опять дышать невозможно»: в новогодние каникулы Челябинск накрыл смог

Причиной побега южноуральского срочника могло стать насилие в воинской части

Форсаж Течи, чаепитие у барона, очередь за беляшами и быстрые свидания: топ репортажей 74.RU

Завершены поиски южноуральского срочника, сбежавшего из части в Забайкалье

Для тех, кто всё пропустил: 10 главных фильмов 2020 года, которые успеете пересмотреть за каникулы

Олимпиада, выборы и лишний день в феврале: 20 ожидаемых событий 2020 года

«Трактор» на выезде уступил «Ак Барсу»

После несчастного случая ступени подземных переходов в Челябинске застелят антискользящим покрытием

«Дети калечатся»: челябинцы пожаловались на ледяную горку с дырами

В Челябинске парень упал и потерял сознание на лестнице подземного перехода к площади Революции

Налегайте на тыкву: 6 продуктов, которые помогут вашей печени восстановиться после праздников

Седан влетел во внедорожник: двое взрослых и ребёнок погибли на трассе М-5 в Челябинской области

Блудный Крым: как живет полуостров спустя пять лет после присоединения к России

Чему рады местные и чего боятся туристы

За пять лет эйфория от возвращения в Россию у местных жителей не прошла

Фото: Анна Богданова / Сеть городских порталов

Референдум о присоединении Крыма прошел пять лет назад, и с тех пор разговоры о том, что полуостров наш, не утихают по всем фронтам. Крым не уходит из новостной повестки: построены или вот-вот построятся федеральные инфраструктурные объекты (Керченский мост, аэропорт Симферополь, трасса «Таврида»). Крупные мероприятия, типа молодежного форума «Таврида» или Всероссийской школы туризма, тоже переехали на полуостров. Мы вспоминаем о том, что Крым наш, когда строим планы на отпуск, — редкий путешественник не спотыкается о мысль сорваться на мыс Фиолент или в Коктебель.

Пять лет — это хороший срок, чтобы понять, что изменилось после объединения. Этот вопрос мы задали местным жителям и тем, кто приезжает в отпуск. И узнали, что первые радуются, а вторые — боятся.

Что изменилось для местных?

Светлана Анатольевна живет в Евпатории больше 20 лет. Она работает в школе учителем русского языка и литературы. Рассказывает, что в последние «украинские» годы работы совсем не было, а сейчас школам не хватает учителей.

— Кто-то до сих пор говорит, что за нас все решили, а я помню, как мы на референдум бежали. Мы каждый день радуемся, что снова в России. А как не радоваться? Детские садики открываются, в больницах — новое оборудование, в Евпатории дома строятся — не коробки, как раньше, а настоящие ЖК с новыми лифтами и яркими детскими площадками. Все меняется, чувствуется, что дотации приходят постоянно. В школах уже не хватает учителей: во-первых, учеников стало больше — многие приезжают в Крым на ПМЖ. Во-вторых, прибавилось количество учебных часов по русскому как государственному языку. ОГЭ, ЕГЭ мы тоже сдаем, это тоже добавляет время на подготовку.

Жизнь в Крыму — это комфортный климат, но некомфортные цены — уверяют те, кто туда только переехал

Фото: Анна Богданова / Сеть городских порталов

Зарплата крымчанам была одним из пунктов концепции по развитию полуострова в 2014 — 2020 годы: федеральный центр должен вложить 1 триллион рублей, большую часть средств — свыше 482 миллиардов рублей — казна выделила в первые три года. Тогда вместе с зарплатами выросли и пенсии. Пенсионер из Мисхора Анатолий Кучеренко признается: при новой власти он получает в три раза больше — 20 тысяч рублей.

— Если некоторые говорят, что стало хуже, — нет, они просто не знают, как через дорогу. Нам повезло: строят дороги, реанимировали военные аэродромы, у меня пенсия выросла в три раза — сейчас получаю 20 тысяч рублей. Так и напишите: мы круглосуточно счастливы, — делится Анатолий Кучеренко. — Всем, кто жалуется, я говорю: вы в окно посмотрите. Вот, например, такси частные шесть лет назад какие были? «Жигули». А сейчас «Тойоты» и «Хёндаи». Все пересели на иномарки и меняют их раз в два года.

Чего они не замечают?

Эйфорию местных, как миф, легко развенчивают те, кто перебрался в Крым на время или еще не успел пустить корни. Пара из Екатеринбурга — Антон и Анастасия Ким — приехала на полуостров, чтобы строить аэропорт. Им бросилась в глаза медлительность местных, но с годами, рассказывают путешественники, до аборигенов дошло, что в России нормально зарабатывает тот, кто умеет двигаться.

— Крымчане начали понимать, что либо они начнут работать, либо останутся без хлеба. Это видно на примере доставщика воды. Мы начинали с того, что нам приходилось его уговаривать и доплачивать, чтобы он поднял бутылку на седьмой этаж к квартире и поставил её у двери, а деньги мы оставляли ему где-то под ковриком… А к концу второго года он уже сам звонил, предлагал привезти и поднять эту бутылку в любое время, в выходные и так далее. То есть человек понял, что заработать может действительно хорошо. Такие подвижки есть, но это, скорее, пока исключения. Открывается очень много ресторанов и кафе на неплохом уровне. Я убежден, что через 4 — 5 — 6 лет мы увидим абсолютно преобразившийся Крым, в который люди будут рваться.

Семья Ким прожила в Крыму два года, пока строила аэропорт

Фото: предоставлено Антоном Кимом

Марина и ее супруг год назад переехали в Севастополь. Он работает в строительстве, она — в СМИ. Первое, с чем пришлось смириться, это цены на жилье: аренда двухкомнатной квартиры с не самым свежим ремонтом выходит в 25 тысяч рублей плюс коммунальные услуги. А чтобы купить однокомнатную квартиру площадью 30 квадратов, нужно не меньше трех миллионов рублей.

— Жилье дорогое, брать в долёвку опасно: часто застройщики или задерживают стройку, или не сдают ее вовсе, поэтому в Крыму много проблем с законным оформлением земли. Привыкли, как раньше: на фундаменте для трёхэтажки строить девятиэтажные дома, но сейчас такие строения заставляют сносить. Даже если новостройки, — делится журналистка. — Москвичи скупают земли и готовое жилье, найти участок поближе к центру или морю — нереально, или же он стоит огромных денег.

Кое-что новоиспеченным севастопольцам победить удалось:

— В школах обязательно от 200 до 1000 рублей в месяц нужно сдать на ребёнка. Я отказалась платить, в итоге сами же родители меня «раскритиковали». Но мы держимся, всё необходимое — воду в бутылочке и влажные салфетки — ребёнок приносит сам, — рассказывает героиня.

Вместе с российской властью на полуостров пришла цивилизация общепита: один за другим в Крыму открываются рестораны и кафе. Сетевым заведениям здесь не место — из-за санкций Запада бизнес по франшизе не сделаешь, зато смекалистые русские придумывают свои аналоги известным брендам. Например, на каждом углу в Севастополе можно найти Starducks.

В отличие от рестораторов, владельцы второго по уровню навара бизнеса — гостиничного — выкручиваться, кажется, не спешат: до сих пор лидируют коттеджные домики на три и более комнат с ремонтом «от бабушки». В сезон за комнату с общими удобствами на этаже в Любимовске (под Севастополем) можно заплатить 1000 рублей за сутки, ночь в коттедже в Коктебеле обойдется минимум в 1400 рублей — и это самые дешевые варианты. Ценник на условия получше стартует от 3500 рублей/сутки.

Большинство туристов — соотечественники, которым выезд за границу заказан по разным причинам

Фото: Татьяна Князева / Сеть городских порталов

Есть, конечно, и современные комплексы. Например, Mriya Resort в Ялте, получивший в 2018 году статус лучшего в мире оздоровительного курорта. Ценник на номера летом здесь стартуют от 12 тысяч рублей за ночь. Конечно, в эту сумму включены и огромная кровать, и сказочный вид на пляж, и даже завтрак, но позволить такой отдых себе могут далеко не все туристы. Особенно если помнить, что львиная доля курортников — это полицейские, сотрудники государственных предприятий и спецслужб, которым выезд на заграничные курорты либо упирается в менталитет, либо запрещен.

Многие, кто еще не успел отвыкнуть от цивилизации, мечтают переехать в Краснодарский край, где все в порядке с магазинами, связью и банками. Крым, признается Марина, ее ожиданий не оправдал, но она дает ему новый шанс, когда видит куст цветущих роз среди зимы, подснежники в начале февраля и красоту гор и моря вокруг.

Трасса «Таврида» — гордость российских властей с российским же колоритом

О чем жалеют туристы?

Путешественница Вера Морозова была в Крыму трижды: в 2003, 2010 и 2016 годах. Она признается, что ценники из памяти стерлись, а вот отношение местных к отпускникам не забыть.

— Местное население довольно откровенно относится к приезжим как к источнику дохода на ножках. По крайней мере в туристических местах. Сервис и инфраструктура в экономсегменте, мягко скажем, не высоки (в 2016-м никто не стремился особенно вкладывать деньги, потому что назавтра могли открыть Турцию — а в этот момент как раз чартеры в Турцию были под запретом — и больше такого наплыва гостей не будет). Так что старались стричь с того, что есть, — вспоминает туристка.

В Крыму очаровывает природа и. местные продукты

Фото: предоставлено Верой Морозовой

— Почему-то запомнилось, что из магазинов исчезли кое-какие украинские продукты, которые меня очаровали во время первых поездок — например, что-то вроде минералки с добавлением яблочного сока. Не помню, как этот напиток назывался, но было очень вкусно.

Читайте также:  Прожиточный уровень в Москве и других регионах России на ребенка, взрослого и пенсионера в 2020 году

Журналист E1.RU Сергей Панин полюбил Крым в 2011 году. Тогда он впервые выбрал полуостров в качестве альтернативы российскому Югу, куда путешественнику не сложно добраться на машине. В Крыму Сергей побывал трижды, последний раз — летом после референдума.

— В 2014 году мне было страшно ехать, казалось, что все подорожает, а получилось наоборот. Дорогу через Донецк закрыли — были военные действия, поэтому украинцев в Крыму было мало и туристов мало. Жилье дешевое: мы снимали в Коктебеле коттедж за 900 рублей в сутки. Тогда хозяйка домика сказала, что за весь июнь у нее было только два клиента. Сегодня ехать в Крым я боюсь: мне кажется, сейчас там уже слишком дорого.

Поездка Екатеринбург — Крым на автомобиле обойдется примерно в 20 тысяч рублей в обе стороны, подсчитывает Сергей

Фото: предоставлено Сергеем Паниным

Рейсы до полуострова сегодня предлагают 15 авиакомпаний, цены на июньские вылеты из Москвы стартуют от 5 тысяч рублей, с Урала и Сибири — от 10 тысяч.

— Я не думаю, что Крым — дорогой курорт: жилье можно снять по приемлемым ценам, а местные красоты посмотреть самостоятельно, — прикидывает Светлана из Евпатории. — Русскому человеку всё везде дорого, но смотрите: булка хлеба у нас стоит 22 рубля, проезд на маршрутке — 13 рублей, на автобусе — 15 рублей. Разве это дорого?

Как изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России

В марте 2014 года жизнь в Крыму сильно изменилась. Вместо «жовто-блакитного» в моду вошел российский триколор, постепенно гривны сменились рублями, а столицей стала Москва, а не Киев.

Рассмотрим, как и в какую сторону за 5 лет изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России для простых крымчан с приходом новой страны и новой власти. Ведь, как известно, именно народ меньше всего выигрывает от смены правления. Перемены в Крыму можно оценивать с разных сторон. И посмотрев с каждой можно увидеть свои плюсы и минусы.

Переход в Россию Крым встретил с энтузиазмом. На референдуме за присоединение к ней проголосовало около 97%.

Посмотрим, что изменилось за 5 лет. По результатам опроса, проведенного в нашей группе Вконтакте перед выходом этой статьи, только 43% считают, что их жизнь в российском Крыму улучшилась. 29% считают, что она стала хуже, а еще 28% перемен не заметили. Участие в опросе принял 82 человека.

А теперь копнем глубже и вспомним, как Крым жил до марта 2014 года и сравним с тем, как он живет сейчас.

Плюсы перехода Крыма в Россию

1) Безусловный плюс – мирное небо над головой. Крыму удалось избежать донецко–луганского сценария – хаоса войны, разрушений и смертей.

2) Уверенность в завтрашнем дне. Ведь мы теперь живем в крупном, самодостаточном государстве.

3) Развитие инфраструктуры. На полуострове началось глобальное строительство – дороги, мосты, аэропорты, жилье.

4) Право разговаривать на родном языке и сохранить свою культуру.

5) Сохранение законности и порядка.

Присоединение к России имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. И дело даже не в разжигании межнацио- нальных конфликтов отдельными личностями из-за границы. Или в создании искусстенных проблем для общения и торговли с Украиной. Далеко не для всех переход в Россию улучшил жилищные, материальные или экологические условия.

Минусы присоединения Крыма к России

1. Смена руководства. Раньше мы терпели захваты южнобережных красот украинскими олигархами. Теперь это делают местные «пророссийские» и понаехавшие материковые миллиардеры. В чем это выражается?

Крым еще больше оброс заборами и элитными домами в прибрежной зоне. Достаточно вспомнить окрестности Кастрополя, где закрыли не только территорию, но даже вид на нее с Южнобережного шоссе. Скоро весь ЮБК можно будет увидеть только с гор.

2. Ограниченность и невосполнимость собственных ресурсов. Развитие инфраструктуры идет на фоне полной разрухи, происходившей с развала СССР. А также после событий 2014-2015 годов, когда полуостров лишился света, воды и удобного транспортного сообщения.

В 2015 году Крым пережил энергетический «блэкаут». Проблемы со светом поначалу решили прокладкой энергомоста из Кубани по дну пролива. А затем начали строить свои ТЭЦ (Таврическую и Балаклавскую). В 2020 году они были запущены, обеспечив полную энергетическую независимость Крыма.

Решить проблему с водой после перекрытия Северо-Крымского канала решить не удалось и сейчас. И вряд ли удастся. Предлагались десятки проектов, некоторые из которых поразили бы даже писателей-фантастов.

Напомню, что днепровская вода питала засушливые регионы севера, запада и востока Крыма. С ее уходом началось глобальное бурение и использование скважин, что ведет к их минерализации и увеличению солености воды. В регионе перестали выращивать рисовые культуры, требующие больших запасов воды.

Весь север теперь держится на крупных предприятиях – «КрымСода», «Бром», «Титан». Но в 2018 году нехватка воды привела к высыханию кислотонакопителя около Армянска и большому шуму вокруг этого события.

3) Реформы в самой России.

Уверенность в завтрашнем дне немного улетучивается при взгляде на принимаемые в стране реформы:

• Контроль за интернетом и социальными сетями, по соображениям безопасности, который попутно ограничивает свободу слова и тайну переписки, прописанные в Конституции.

• Свежий закон «Клишаса» – о запрете оскорблений власти.

Главное, чтобы усиление вертикали власти и механизмов контроля не привело к строительству диктатуры.

А теперь рассмотрим жизнь в Крыму после присоединения к России в 2014 году в разрезе конкретных сфер.

Инфраструктура

Самые заметные положительные перемены в Крыму произошли на уровне инфраструктуры. За 5 лет Крым получил:

Новый аэропорт «Симферополь»;

Строится трасса «Таврида».

Теперь рассмотрим эти достижения под другим углом.

Новые дороги почему-то разваливаются через год-два. Да и обилие фур, перевозящих вместо поездов товары и те же самые строительные материалы, создает на асфальте эффект волны.

Открытие моста, как и до этого переправа, создает чрезмерную нагрузку на дорогу до Керчи и огромные пробки, решить которые должна как раз «Таврида». Сезон начинается, вот и посмотрим.

Новый терминал – это хорошо. Наш аэропорт загружен работой, создаются новые рабочие места – прекрасно. В 2013 году им воспользовалось 1 млн 204 тыс. человек. С 2015 года эта цифра постоянно переходит рубеж в 5 млн. Но. Прежде аэропорт был международным. Отсюда летали рейсы в Стамбул, во Франкфурт. Теперь международным он остается только в названии, а чтобы улететь в тот же Стамбул нужно сильно переплачивать и лететь с пересадкой, например, через Москву. Да и стоимость перелетов в Крым из городов России порой даже выше, чем полеты в Турцию (а это уже другая страна)!

Экономика

После перехода Крыма в Россию мы еще некоторое время пользовались преимуществами сразу 2 стран. Гривна вышла из обращения только в июне (почти через 3 месяца после референдума). В это время её курс к рублю был выгодным, и мы оказались в плюсе. Недорогие машины из России, рост зарплат и пенсий. У многих (например, медиков, чиновников) появились даже стимулирующие прибавки к зарплате.

В Крым массово стали переезжать с материка, надеясь на выгодные условия жизни и получение дохода, аналогичного курортам Сочи, но в новом регионе. Причем приезжать стали как обеспеченные жители двух столиц, так и многочисленные выходцы из средней Азии.

Но вскоре Украина перекрыла автомобильную и ж/д границы с Крымом, ограничив въезд-выезд людей и доставку товаров на полуостров. Нарушились установившиеся годами рыночные отношения и каналы поставок. Доставка товаров стала возможной только через Керченскую переправу, что усложнило логистику и взвинтило цены.

Как заявляла власть, строительство моста должно решить эту проблему. Но он уже год как построен, а цены не падают. Теперь она же говорит, что проблему высоких цен решит железнодорожный мост. А вы в это верите?

И закрутившийся маховик проблем уже через полгода стал возвращать всё на круги своя. У многих исчезли «стимулирующие» прибавки. Стоимость товаров и услуг стала расти. Из-за наплыва обеспеченных жителей из двух столиц подорожало жилье (и до сих пор цены на недвижимость в Крыму держатся на уровне Москвы).

Самым серьезным даром для Крыма стали западные санкции: все крупные западные фирмы ушли из полуострова (например, Booking). Google закрыл в Крыму доступ к своим сервисам, ненадолго даже переставали работать карты Visa и Mastercard. Мировая общественность за 5 лет почти не признала факт переезда Крыма в Россию.

На место западных брендов могли бы зайти российские фирмы, но этого не произошло. В выборе между возможностью получить новый рынок в Крыму и потерять огромные точки сбыта по всей Европе ожидаемо перевесило второе. Фактически полуостров напоминает СССР в миниатюре, когда ничего западного у нас официально нет, а своё тоже в дефиците.

Прошло уже 5 лет, а на полуострове до сих пор действуют только местные операторы мобильной связи. Нет Сбербанка и Тинькоффа, потому отдыхающим из России приходится пользоваться его крымскими аналогами, о которых на материке никто и не знает. Кстати, в Москве только 2 офиса РНКБ, а в Санкт-Петербурге первый открыли только в 2020 году. Генбанк имеет 2 банкомата в Москве и 1 в Краснодаре. Вдобавок многие крымские банки за 5 лет прогорели или были на грани (тот же Генбанк) и теперь выбор сводится всего к 7 вариантам.

Критические перемены произошли во многих сферах деятельности. Так, почти заглохла IT-сфера в Крыму – многие компании переехали на материк (в Россию или Украину). На полуострове умер профессиональный футбол: вместо 2 клубов в высшей лиге Украины мы получили непризнанный никем чемпионат Крыма.

Западные санкции сильно просадили рубль, который осенью 2014 года за несколько дней подешевел к доллару почти в 2,5 раза – с 30 рублей за доллар до 80. Потом, правда, вырос до 60.

Но реальная покупательская способность крымчан упала вдвое, а ведь цены продолжали расти, ухудшая жизнь в Крыму после присоединения к России.

Сельское хозяйство

После начала «периода засухи» крымские аграрии переориентировались на выращивание новых культур. И в 2017 году был собран рекордный в текущем десятилетии урожай ранних зерновых – 1,733 млн тонн. В 2018 году из-за аномальной засухи этот показатель сократился вдвое. При этом была налажена отправка части зерна в Сирию (примерно четверть урожая).

В 2020 году вновь ожидается хороший урожай.

Транспорт и горючее

После перехода в Россию тысячи крымчан отправились в соседний Краснодарский край за дешевыми (по украинским меркам) машинами. Машин стало больше, а ширина улиц не изменилась. Вдобавок, культура вождения не выросла. Да и отсутствие парковок создаёт дополнительные проблемы.

Как итог, пробки стали привычными, припаркованные на тротуарах и траве машины – тоже. На улицах появились эвакуаторы, насчет пользы которых складывается весьма неоднозначное мнение.

Из-за смены поставщиков и обесценивая рубля изменилась и цена на топливо для машин. В 2015 году бензин А-98 стоил около 38 рублей, но весной 2018 года цены резко выросли и теперь они держатся на уровне 50 рублей (а недавно была и еще выше). Цены на бензин и дизель в Крыму выше, чем в целом по стране. Вдобавок случались и перебои с его поставкой в регион. Содержать машину в Крыму постепенно становится роскошью.

Рост цен на топливо логично привел к подорожанию проезда (в междугороднем транспорте весной минувшего года он вырос примерно на 30%). Проезд в маршрутках в Симферополе вырос с 2014 года на 7 рублей (на 70%). А зарплаты в регионе так быстро не растут или растут не у всех.

С другой стороны в городах становится все больше крупногабаритных маршруток с исправными тормозами, кондиционерами и опрятными салонами. Растет и культура водителей.

В Севастополе создали возможность оплачивать проезд картами. Но отменили оплату при выходе, бывшую фирменным отличием города-героя.

Крымчане столкнулись с тем, что постоянно растут цены на бензин или проезд, коммунальные платежи (стабильно дважды в год), которые приводят под средние в ЮФО, дорожают продукты и предметы первой необходимости. А ведь многие еще и снимают «драгоценное» жилье.

Прожиточный минимум на полуострове для пенсионеров составляет 8510 рублей, при пенсии в 8560 руб. При этом 85 484 человек все еще получают пенсию меньше минимальной.

Средняя зарплата на полуострове составляет около 29 000 рублей (надо сказать, что значительная часть населения при этом получает оклады ниже 20 000 руб). В Севастополе – чуть выше. Минимальная зарплата – 11 280 руб, всего на 236 рублей выше прожиточного минимума.

На такую зарплату и пенсию довольно трудно жить хорошо.

Туризм

Туристическая сфера – ключевая для полуострова. Ежегодно власти рапортуют об увеличении турпотока. При этом инфраструктура полуострова (его пляжи и курорты) в большинстве своем остаётся изношенной и разрушается на глазах. Например, месяц назад развалился причал в Мисхоре, а ситуация с набережной Алупки и канализацией в Коктебеле уже давно оставляют желать лучшего. Как и соотношение «сервис-цена» по мнению отдыхающих.

На набережных и в городах с приходом России начался снос несанкционированных строений на расстоянии до 100 метров от набережной (хотя многие отели все еще стоят на месте и даже строятся новые). Многие пляжи вновь стали доступными.

Однако лакомые уголки полуострова постоянно закрываются высокими заборами. Так, в 2018 году был закрыт мыс Сарыч, а в 2020 году сократилась доступная простому люду территория на Батилимане.

В городах начали бороться со стихийной торговлей.

Так, в 2017 году, преобразился вид площади Амет-хана Султана в Симферополе.

Особенно приятным стала очистка 2 года назад плато Ай-Петри от стихийных рынков и шалманов.

Хотя выполненный там ремонт превратил вершину в царство плитки и асфальта. А торговцы на плато сохранились, но в намного меньших масштабах.

Частично эти работы проводились в связи с переходом крымских заповедников в федеральное подчинение. Но определение их границ вызывает большие сложности уже несколько лет.

Власть

Характерная особенность крымской власти в том, что после увольнения многие руководители высшего звена оказываются за решеткой по обвинению в коррупции (отличились мэры Красноперекопска, Евпатории, Судака, Ялты, Керчи, Феодосии, Симферополя). А потом мы удивляемся, откуда у нас появляются новые гостиницы в 100-метровой прибрежной охранной зоне, почему проваливается плитка после ремонта в центре города или тратятся чрезмерные суммы на реконструкции, строительные работы и сомнительные услуги.

С другой стороны уже несколько лет проводится Ялтинский международный экономический форум, который помогает привлекать зарубежные инвестиции в разные сферы полуострова.

Так изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России. Может мы что-то упустили, но суть сохранилась. И пусть каждый из вас решит, стало ли лучше жить на полуострове.

Ссылка на основную публикацию