Международно-правовые договоры и вопросы получения гражданства

Международно-правовые вопросы гражданства. Гражданство в РФ

Основу правового статуса индивида образует правоотношения гражданства. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территории. Государства, гражданином которого он является.

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение/расторжение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения, утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством в соответствии с общепризнанными нормами МП.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданство при вступлении в брак, о гражданстве детей), так и специальные (проблемы двойного гражданства и без гражданства). Пакт о гражданских и политических правах 1966, Конвенция о гражданства замужней женщины 1957, Конвенция о правах ребенка 1989. Ко второй группе – двухсторонние соглашения о предотвращении, возникновении двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов, Конвенция о сокращении безгражданства, Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ. В России – Конституция, Закон о гражданстве РФ.

Гражданство приобретается 2 способами: по рождения и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы». «Право крови» – ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения – действует во многих странах, в т.ч. в России. «Право почвы» – ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства родителей – латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство они приобретается по основаниям и в порядке предусмотренным национальным законодательством. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностной лицо государства, либо исполнительные органы власти.

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ отклоняются ходатайство о приеме в гражданство РФ лиц:

  • 1. Выступают за насильственное изменении конституционного стров РФ.
  • 2. состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ.
  • 3. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные способы приобретения гражданства:

  • 1. в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ).
  • 2. в порядке его регистрации (например, при усыновлении).
  • 3. в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве.
  • 4. в результате оптации — выбора гражданства при территориальных изменениях.

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ.

Государства-участники предоставляют своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающего государства, упрощенный порядок выхода из гражанства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий:

  • 1. если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции.
  • 2. при наличии у заявителя близкого родственника – супруга, одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, – постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более 3 месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством.

  • 1. вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
  • 2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов).
  • 3. путем выбора иного гражданства при оптации.
  • 4. по иным основаниям, предусмотренными международного договорами.
  • 45. Международно-правовые вопросы двойного гражданства (бипатризма) и безгражданства (апатризма)

Двойное гражданства – наличие у лица гражданства 2 или более государств.

Государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Согласно закону от 1991 года гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен договор. Но граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства России.

Отрицательные последствия бипатризма

  • 1. Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством.
  • 2. Последствия, связанные с военной службой. Решается на основании договоров.

Имеются 2 вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства. Первый – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. К ним относятся – многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданства 1963. Указанные договоры ликвидируют не причину, а следствия.

Второй – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства. Соглашение с Монголией 1937 – устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. С Югославией в 1956 – лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока гражданство одно из своих гражданств. Если в течение этого срока выбор не был сделан, то на территории лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало. СССР с другими странами подобные соглашения. В конвенциях с участием СССР имелась одна особенность – они действовали в течение 1 года. По истечении срока действия конвенций продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным гражданством.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закреплялось правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Безгражданство – правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

Абсолютное – безгражданство с момента рождения. Относительное – наступившее в результате гражданства.

Государства борются с ним, стремясь его ограничить.

Правовое положение лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государств обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства.

При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Международно-правовые вопросы гражданства: население, приобретение гражданства

В каждой стране существует разное понятие значения населения и, основываясь на категориях лиц, которые являются его частью, можно выделить несколько основных групп:

  • граждане и подданные, которые имеют гражданство определенного государства, считаются постоянными составом населения;
  • граждане-иностранцы, которые находятся на территории рассматриваемого государства только ограниченное количество времени.

Замечание 1

Лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды) могут относиться как к первой, так и ко второй категории. Также есть отдельная категория гражданских, которые не имеют никакого гражданства – апатриды.

Роль государства в правовых вопросах гражданства

Национальное законодательство полностью занимается защитой правового статуса населения государства. Часть обязательств, касаемо защиты прав гражданских, регулируется с помощью международных договоров. К таким вопросам относятся: правовой статус иностранных жителей, вынужденная миграция, лица, которые имеют двойное или множественное гражданство, лица без гражданства, а также предоставление права на убежище на территории государства.

Международное право трактует понятие «население» как группу индивидов, которые проживают на территории отдельного государства и полностью находятся под его юрисдикцией.

Территориальная юрисдикция со стороны государства осуществляется только тогда, когда люди находятся на его территории, при этом гражданство здесь не имеет значения. Помимо этого, есть ряд случаев, которые определяют персональную юрисдикцию касаемо собственных граждан, которые на данный момент находятся за границей. Однако есть и та категория лиц, на которую не распространяется юрисдикция страны в которой они находятся – речь идет о дипломатических агентах, консульских работниках, сотрудниках специальных миссий и членов их семьи. Все эти положения указаны в дипломатическом и консульском праве (глава 17 и 18). Гражданство в международном праве рассматривается в форме правовой связи физического лица с государством. Это выражается как взаимные права и обязанности относительно обеих сторон.

Понятие было официально принято 26 августа 1789 года во время Великой французской революции, а после внесено в Декларацию прав человека.

Способы приобретения гражданства

Есть несколько возможных опций, как можно законно получить гражданство выбранной страны – за счет рождения в этой стране (филиация) или в порядке натурализации. Также некоторые вопросы, касаемо гражданства, можно решить с помощью международных договоров. Есть случаи, когда утраченное гражданство восстанавливали – это могло быть связано со сменой гражданства в прошлом или с совершением преступления в некоторых странах (не во всех странах есть возможность стать бипатридом).

Чтобы приобрести гражданство на основе рождения, нужно соблюдать два принципа:

  1. «право крови» (jus sanguinis) – ребенок имеет право получить такое же гражданство, что и его родители, при этом место рождения не играет никакой роли. Этот принцип является самым распространенным в европейских странах, а также и в Российской Федерации.
  2. «право почвы» (jus soli) – в данном случае ребенок может получить гражданство той страны, в которой он был рожден, но здесь гражданство родителей уже никак не влияет на этот процесс. Такой принцип права почвы более распространен в Латинской Америке. Отметим, что данный принцип не касается детей дипломатов и консульств – это подтверждает Факультативный протокол Венской конвенции касаемо ведения дипломатических сношений от 1961 года.

Рассматриваются также ситуации, когда родители ребенка имеют разное гражданство – решение, касаемо выбранного гражданства для ребенка, принимают сами родители. Для этого необходимо подать заявление в орган регистрации актов гражданского состояния. Однако у ребенка также будет возможность выбрать гражданство, но только после достижения им полнолетия.

Как работает процесс натурализации

Касаемо процесса натурализации, есть два главных вида – индивидуальная натурализация и натурализация в силу правопреемства. В первом случае лицо добровольно изъявляет желание приобрести гражданство выбранного государства, но при этом, согласно положениям натурализации, государство также должно обязательно дать свое согласие. Если же государство насильственно принуждает человека принять гражданство, то такие действия (согласно международно-правовым вопросам гражданства) будут считаться недействительными.

Существует перечень требований со стороны государства, которые должны соблюдать лица, желающие приобрести гражданство путем натурализации. Главным требованием в данном случае является соблюдение ценза оседлости (домицилия). Необходимые сроки постоянного проживания разнятся в зависимости от выбранной страны: в Швейцарии этот срок равен 10 лет, а в РФ и и США эта цифра составляет пять лет. Конвенция ООН о сокращении гражданства от 1961 года в своем положении утвердила предпочтительный срок домицилии от 5 до 10 лет. К дополнительным требованиям относят знание языка государства, достижение определенного возраста, постоянный источник дохода. В некоторых странах дополнительно необходимо принести присягу в верности государству.

В XX веке большинство государств использовали принцип «жена следует гражданству мужа». Изменения были внесены уже после принятия Конвенции о гражданстве замужней женщины и Конвенции о ликвидации всех форм в отношении женщин. Согласно закрепленным в них положениям, жена сама принимает решение оставить ли ей свое гражданство или взять гражданство мужа.

Согласно некоторым национальным законодательствам о гражданстве, можно закрепить натурализацию на основании пакта. Это значит, что приобрести гражданство может лицо, которое подпадает под институты усыновления, установления опеки или признания отцовства. Есть также и другие способы приобретения гражданства выбранной страны, помимо выше перечисленных:

  • заключение соглашения о репатриации;
  • переход части земли к другому государству – цессия;
  • гражданин добровольно выбирает гражданство (оптация) и соглашается на его автоматическое изменение (трансферт).

другие территориальные изменения, предоставляющие выбор другого гражданства.

Международно-правовые вопросы гражданства

Правоотношение гражданства образует основу правового статуса индивида. Гражданство – это политико-правовая связь индивида с определенным государством. Связь между гражданином и государством имеет устойчивый характер во времени и пространстве: она не прекращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом море или в космическом пространстве. Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к определенному государству.

Термин “гражданство” характерен для государств с республиканской формой правления. В монархических государствах используется равнозначное понятие – “подданство”. Однако в настоящее время термин “гражданство” используется в конституциях многих монархических стран (Бельгия, Испания, Нидерланды), что представляет собой одно из проявлений принципа равноправия всех членов общества.

Гражданство как правовая категория представляет собой институт национального конституционного права (Конституция РФ – ст. 6, 61, 62; Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”). В Федеральном законе о гражданстве Российской Федерации содержатся многочисленные отсылки к международным договорам РФ; в обобщенном виде определено их применение в российском праве; установлен принцип верховенства международного права и применение его норм в случае их противоречия с российским законодательством. Статья 2 Закона содержит указание, что вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ и другими федеральными законами, но и международными договорами РФ.

Предоставление гражданских прав в полном объеме связано с категорией гражданства. В международном праве закреплены нормы, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на гражданство (ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических нравах 1966 г., ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г.).

Приобретение гражданства может иметь место в общем и в исключительном порядке. Основной и самый распространенный способ приобретения гражданства в общем порядке – это приобретение гражданства по рождению, т.е. рождение на определенной территории от родителей- граждан определенного государства, не зависящее от волеизъявления самого индивида.

Принципы определения гражданства по рождению:

  • – принцип крови (jus sanguinis) – гражданство новорожденного определяется по гражданству его родителей независимо от места рождения ребенка (арабские государства, Афганистан);
  • – принцип почвы (ius soli) – определяющим является место рождения ребенка, а гражданство его родителей не имеет значения (США, латиноамериканские государства). Этот принцип закреплен в ст. 20 Американской конвенции о защите прав человека, в ст. 1 Закона о гражданстве Аргентины. В определенной степени принцип почвы всегда дополняется принципом крови – как правило, в отношении детей граждан данных государств, родившихся за границей;
  • – синтез обоих принципов (большинство государств мира) – превалирующее значение имеет принцип крови, но если родители неизвестны или являются лицами без гражданства, то применяется принцип почвы (Индия, Франция, Великобритания, Россия, Китай).

Другой способ приобретения гражданства в общем порядке – натурализация (прием в гражданство). Натурализация (укоренение) – это индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. Процедура натурализации регулируется национальным законодательством, которое не должно противоречить общепризнанным принципам международного права. Как правило, для натурализации необходим определенный срок проживания в данном государстве (Россия, Франция, США – пять лет, Великобритания и Норвегия – семь лет, Испания – 10 лет), знание государственного языка (США, Эстония), достижение определенного возраста (18 лет – Россия, США), определенный образовательный и имущественный ценз, наличие законных источников существования, лояльность но отношению к данному государству (Россия, США). Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. устанавливает, что срок проживания, необходимый для натурализации, не должен превышать 10 лет.

Посредством натурализации гражданство могут получить и лица без гражданства, и граждане иностранных государств. Всеобщая декларация прав человека закрепляет принцип свободы выбора гражданства (ст. 15). Натурализация – это строго добровольный акт; принудительная натурализация противоречит международному праву (в XIX в. латиноамериканские государства автоматически распространяли свое гражданство на иностранцев, долгое время проживающих на их территории).

Процедуры натурализации осуществляются:

  • – высшими органами государственной власти (Россия);
  • – органами государственного управления (правительством, специальным ведомством, органами внутренних дел – Великобритания);
  • – местными органами государственной власти (очень редко);
  • – в судебном порядке (очень редко – США);
  • – в упрощенном порядке (разновидность натурализации). Упрощенный порядок приема в гражданство предусмотрен для определенных категорий лиц: усыновление (удочерение) и узаконение детей, вступление в брак, автоматическая натурализация несовершеннолетних в связи с приемом в гражданство их родителей. Подобная натурализация представляет собой семейный порядок приобретения гражданства.

Ранее при вступлении в брак с иностранцем женщина автоматически теряла свое гражданство и приобретала гражданство мужа. В настоящее время общепризнанно, что гражданство женщины не меняется в связи со вступлением в брак (Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.). Конвенция предусматривает, что гражданство женщины не подлежит автоматическому изменению в случае ее вступления в брак с иностранцем, расторжения такого брака, изменения гражданства мужа во время брака. При желании женщина может приобрести гражданство мужа “в специальном упрощенном порядке натурализации”. Аналогичные нормы содержатся и в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Упрощенный порядок натурализации может быть предусмотрен не только для “семейной” натурализации. Например, Соглашение между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г. закрепляет право приобретения гражданства в регистрационном порядке, предоставляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий. Аналогичные нормы содержатся и в Конвенции СНГ об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств – членов СНГ 1996 г.

Достаточно редко, но все-таки встречается еще один способ приобретения гражданства в общем порядке: пожалование гражданства. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных органов государства, а не по просьбе заинтересованного лица, и гражданство предоставляется индивиду как награда за особые заслуги перед данным государством.

Коллективная натурализация – наделение статусом граждан населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства беженцам или переселенцам. Частный случай коллективной натурализации – трансферт: при передаче территории (части территории) одного государства другому население автоматически следует за территорией, т.е. граждане приобретают гражданство того государства, к которому отошла данная территория. В недавнем прошлом фактически трансферт имел место при объединении ГДР и ФРГ.

Автоматический трансферт господствовал в старом международном праве; в настоящее время трансферт корректируется правом оптации (выбора гражданства). Оптация – это добровольный выбор гражданства при территориальных изменениях: индивид по собственному желанию имеет право либо сохранить свое прежнее гражданство, либо перейти в гражданство государство, к которому отошла соответствующая территория.

Например, на основе Мирного договора с Италией 1947 г. часть итальянской территории отходила к Югославии и Греции. Итальянские граждане на этих землях теряли итальянское гражданство и приобретали югославское или греческое, но в течение одного года после вступления Договора в силу могли остаться в итальянском гражданстве, сделав об этом специальное заявление. Право оптации было применено в 1945 г. по Договору между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины. В соответствии с Соглашением о репатриации между СССР и Польшей 1957 г. репатриированные из СССР лица с момента пересечения советско-польской границы утрачивали советское гражданство и приобретали гражданство Польши.

Реинтеграция представляет собой восстановление в гражданстве лица, утратившего такое гражданство по какой-либо причине. Реинтеграция имеет особое значение для тех государств, в законодательстве которых предусмотрен усложненный порядок предоставления гражданства.

Утрата гражданства в основном регулируется национальным законодательством. Отдельные положения об этом наличествуют и в международных договорах.

Автоматическая утрата гражданства наступает, если индивид совершает действия, которые несовместимы с гражданством данного государства. Например, в США самой типичной формой утраты американского гражданства является натурализация американского гражданина в другом государстве. Кроме этого, автоматическая потеря американского гражданства имеет место, если лицо участвует в выборах в иностранном государстве или поступает там на военную службу.

Подобная позиция обоснована доктриной свободной экспатриации: лицо, натурализованное в одном государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. На практике большинство государств нс придерживаются доктрины свободной экспатриации (Великобритания отказалось от нее в 1948 г.). В качестве международной правовой нормы свобода экспатриации может выступать в том случае, если она непосредственно предусмотрена в международном соглашении и только для его участников.

Выход из гражданства – это утрата гражданства по решению компетентного органа государства, вынесенного по просьбе заинтересованного лица. Индивид по собственной инициативе возбуждает перед компетентными органами своего государства вопрос о своем выходе из гражданства. Порядок выхода регламентируется национальным законодательством.

Лишение гражданства осуществляется по инициативе государства, если индивид совершает действия, наносящие ущерб государству в целом, его суверенитету и безопасности. Лишение гражданства – это санкция, содержащая элемент наказания. Произвольное лишение гражданства недопустимо, такое решение может быть принято только но законным основаниям. Например, основаниями для лишения гражданства в США являются натурализация обманным путем и совершение некоторых особо тяжких уголовных преступлений.

В СССР ранее широко практиковалась такая форма расправы с диссидентами (А. Солженицын, Ю. Любимов, М. Ростропович, Г. Владимов, В. Аксенов). В современном российском законодательстве лишение гражданства как форма утраты гражданства не предусмотрена. Напротив, в Конституции РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 6), он не может быть выслан за пределы Российской Федерации (ст. 61).

Положения о недопустимости лишения гражданства сформулированы в российском законодательстве более категорично, чем это имеет место в международных правовых актах. Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. (ст. 15) запрещает “произвольное” лишение гражданства. Термин “произвольное” означает, что лишение в принципе допустимо, но может иметь место только по законному основанию.

Во многих государствах приняты конституционные и специальные нормы относительно обязанности государства обеспечить за границей охрану законных прав и интересов своих граждан. Основой такого подхода является ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: “Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Гражданин одного государства, проживающий на территории другого, подчиняется юрисдикции государства пребывания, но при этом не теряет правовой связи с государством своего гражданства, что и проявляется в соответствующих полномочиях этого государства.

Соответствующие должностные лица имеют право:

  • – встречаться с гражданами своего государства, давать советы и оказывать содействие, включая оказание правовой помощи;
  • – посещать граждан, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.

Власти государства пребывания обязаны уведомить представительство об аресте или задержании гражданина и оказать содействие в организации встречи с ним. Посещение граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обеспечивается на периодической основе.

30.Международно-правовые вопросы гражданства

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом. К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

1) коллизионные вопросы гражданства;

2) вопросы безгражданства (апатризма);

3) вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

1. В случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа.

2. Натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие.

3. Если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа.

4. Если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

1. Если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство.

2. Найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения.

3. Ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства.

4. Утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства»,под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

Международно-правовые вопросы гражданства

Правовую связь физического лица со страной, в которой он постоянно проживает, при том, что у обеих сторон есть права, а также определенные обязательства по отношению друг к другу, принято называть понятием гражданства. Согласно нормам межнационального договора, международно-правовые вопросы гражданства подразумевают обеспечение со стороны конкретного государства.

Регулирование гражданства

Помимо термина «гражданство», довольно часто применяется другое, называемое подданством, что раньше обозначало принадлежность к какой-либо монархической державе. При демократической системе правления, как в Российской Федерации, гражданство дает любому человеку право участия в процессах управления страной, государство же, в свою очередь, обязано защищать права каждого официально проживающего в нем. Эти основы гражданства находят с каждым годом все большее распространение.

Внутреннее законодательство страны играет одну из главных ролей, связанных с регулированием гражданства. Устанавливаются государством не только права человека, но и лишение/утрату статуса гражданина, а также порядок его получения.

Международно-правовые вопросы гражданства включают в себя обязанность любой страны защищать своих граждан в период их пребывания на территории другой страны.

Как приобретается гражданство

В Российской Федерации, как и во всех остальных странах, гражданство можно получить с момента рождения исходя из действия общепринятых норм международного права.

Каждый родившийся ребенок имеет право получить соответствующий статус на основе следующего:

  • Территориальных условий, то есть вне зависимости от имеющегося гражданства родителей, ребенок будет гражданином той страны, которая считается его родиной.
  • Национального принципа: родившийся ребенок получает национальность от законных родителей, вне зависимости от того, где определено место его рождения.

Гражданство России, в настоящее время, стремятся получить все больше иностранных граждан.


Помимо филиации (получения статуса гражданина по рождению), гражданство можно получить в процессе укоренения, который называют натурализацией. Под этим понятием подразумевается изъявление воли в виде письменного заявления определенного лица об укоренении, но без согласия на натурализацию государства процесс неосуществим. По соглашению в международно-правовых вопросах противоправным считается действие со стороны государства, связанное с «навязыванием» своего гражданства физическому лицу из другой страны. Недействительной считается и натурализация в принудительном порядке.

Не основанной на собственном выборе, но осуществленной строго по закону считается натурализация, связанная с признанием родительских прав, установлением опекунства или поступлением на службу в органы, военные или государственные.

Международный договор подразумевает получение статуса гражданина при оформлении различных сделок и соглашений, затрагивающих вопросы о территориях (в мирных целях). Кроме того, важно учитывать и получение гражданства, связанное с образованием абсолютно нового государства путем объединения или же, наоборот, распада (пример: Российская Федерация, бывший СССР).

Понятие натурализации

Прием в гражданство по заявке заинтересованного в этом человека, называется натурализацией. В Российской Федерации термин «укоренение» не имеет применения, но является признанным в теории международного права. Противоречит полностью межнациональному договору натурализация принудительного характера, так как этот процесс сам по себе является добровольным.

Попытки осуществить укоренение известны из примера стран Латинской Америки, когда иностранцам, проживающим в ХХ веке довольно длительный срок на их территории, автоматически пытались предоставить гражданство.

Рассматриваемый процесс проходит в большинстве развитых стран исходя из предусмотренных в законопроекте государства условий. Основные из них — это временной показатель проживания на определенной территории.

Возможны варианты: пять или семь лет, в некоторых случаях — 10, все зависит от условий конкретно взятого государства. Есть и другие условия, затрагивающие имущественный показатель.

Яркий пример возможности укоренения — это служба лица в органах, связанных с госаппаратом, или же военных, а также оказание других полезных услуг стране.

Другие варианты получения гражданства и проблема бипатризма

Международный договор предусматривает и следующие случаи, при которых официально дается согласие на установление гражданства:

  1. Переход населения от одной страны к другой (трансферт).
  2. Подписание соглашения, основа которого — репатриация.
  3. Возникновение изменений территориальных границ.
  4. Обмен ближайшими странами отдельными участками территории.

Кроме того, существуют такие понятия, как многогражданство и безгражданство. В первом случае человек может иметь сразу более двух гражданств, а во втором — у физического лица (апатрида) отсутствует статус гражданина какой-либо страны. Такие ситуации возможны при утере со временем рассматриваемого статуса или же при отсутствии его с самого рождения.

Международный договор, затрагивающий вопросы об имеющемся у определенного лица двойном гражданстве, помогает решить конфликтные ситуации, связанные с бипатризмом. Они возникают, если используется защита дипломатического характера, а также исполняются обязанности по отношению к стране своего гражданства.

В этой ситуации используется понятие эффективного гражданства, подразумевающее, что человек обладает им по отношению к той стране, в которой он имеет личную собственность недвижимого типа или же постоянное место проживания.

В результате лицо выполняет обязанности (как и обладает дипломатической защитой) перед той страной, где у него есть эффективное гражданство.

Лишение статуса гражданина

Утрата статуса гражданина в Российской Федерации возможна в определенных случаях:

  • Перемена гражданства, связанная с натурализацией. Гражданства можно лишиться при усыновлении или же с вступлением в официальный брак.
  • Добровольный выход, то есть по-другому — экспатриация.
  • Положения, которые диктует международный договор.
  • Государство лишает статуса гражданина (процесс называется денатурализацией).

Как правило, лишение статуса гражданина несет в себе составляющую наказания и осуществляется по инициативе органов государства. Связано это может быть с осуществлением определенным лицом враждебного вида деятельности по отношению к своей стране.

Осуществляться процедура лишения может исходя из оснований специального акта, затрагиваемых определенное лицо, или же при условиях, которые указываются в действующих законопроектах (яркий пример — натурализация путем обмена).

Стоит учесть тот факт, что в Российской Федерации принудительное лишение гражданства не предусмотрено.

Существующие ограничения приобретения гражданства в разных странах

В большинстве случаев страны вводят определенные нормы в законопроект, которые способны ограничить получение статуса гражданина людям, рожденным от браков смешанного типа. В первую очередь это связано с отсутствием желания поощрять приобретение людьми, имеющим гражданство этой страны, дополнительно гражданства другого государства. Причина этому — возможное возникновение конфликтных ситуаций в межгосударственной политике.

Часто ограничены возможности приобретения гражданства людьми, родившимися от граждан, имеющих официальную прописку в другой стране. Это касается государств, которые придерживаются так называемого права крови.

Международно-правовые вопросы гражданства: население, приобретение гражданства

В каждой стране существует разное понятие значения населения и, основываясь на категориях лиц, которые являются его частью, можно выделить несколько основных групп:

  • граждане и подданные, которые имеют гражданство определенного государства, считаются постоянными составом населения;
  • граждане-иностранцы, которые находятся на территории рассматриваемого государства только ограниченное количество времени.

Замечание 1

Лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды) могут относиться как к первой, так и ко второй категории. Также есть отдельная категория гражданских, которые не имеют никакого гражданства – апатриды.

Роль государства в правовых вопросах гражданства

Национальное законодательство полностью занимается защитой правового статуса населения государства. Часть обязательств, касаемо защиты прав гражданских, регулируется с помощью международных договоров. К таким вопросам относятся: правовой статус иностранных жителей, вынужденная миграция, лица, которые имеют двойное или множественное гражданство, лица без гражданства, а также предоставление права на убежище на территории государства.

Международное право трактует понятие «население» как группу индивидов, которые проживают на территории отдельного государства и полностью находятся под его юрисдикцией.

Территориальная юрисдикция со стороны государства осуществляется только тогда, когда люди находятся на его территории, при этом гражданство здесь не имеет значения. Помимо этого, есть ряд случаев, которые определяют персональную юрисдикцию касаемо собственных граждан, которые на данный момент находятся за границей. Однако есть и та категория лиц, на которую не распространяется юрисдикция страны в которой они находятся – речь идет о дипломатических агентах, консульских работниках, сотрудниках специальных миссий и членов их семьи. Все эти положения указаны в дипломатическом и консульском праве (глава 17 и 18). Гражданство в международном праве рассматривается в форме правовой связи физического лица с государством. Это выражается как взаимные права и обязанности относительно обеих сторон.

Понятие было официально принято 26 августа 1789 года во время Великой французской революции, а после внесено в Декларацию прав человека.

Способы приобретения гражданства

Есть несколько возможных опций, как можно законно получить гражданство выбранной страны – за счет рождения в этой стране (филиация) или в порядке натурализации. Также некоторые вопросы, касаемо гражданства, можно решить с помощью международных договоров. Есть случаи, когда утраченное гражданство восстанавливали – это могло быть связано со сменой гражданства в прошлом или с совершением преступления в некоторых странах (не во всех странах есть возможность стать бипатридом).

Чтобы приобрести гражданство на основе рождения, нужно соблюдать два принципа:

  1. «право крови» (jus sanguinis) – ребенок имеет право получить такое же гражданство, что и его родители, при этом место рождения не играет никакой роли. Этот принцип является самым распространенным в европейских странах, а также и в Российской Федерации.
  2. «право почвы» (jus soli) – в данном случае ребенок может получить гражданство той страны, в которой он был рожден, но здесь гражданство родителей уже никак не влияет на этот процесс. Такой принцип права почвы более распространен в Латинской Америке. Отметим, что данный принцип не касается детей дипломатов и консульств – это подтверждает Факультативный протокол Венской конвенции касаемо ведения дипломатических сношений от 1961 года.

Рассматриваются также ситуации, когда родители ребенка имеют разное гражданство – решение, касаемо выбранного гражданства для ребенка, принимают сами родители. Для этого необходимо подать заявление в орган регистрации актов гражданского состояния. Однако у ребенка также будет возможность выбрать гражданство, но только после достижения им полнолетия.

Как работает процесс натурализации

Касаемо процесса натурализации, есть два главных вида – индивидуальная натурализация и натурализация в силу правопреемства. В первом случае лицо добровольно изъявляет желание приобрести гражданство выбранного государства, но при этом, согласно положениям натурализации, государство также должно обязательно дать свое согласие. Если же государство насильственно принуждает человека принять гражданство, то такие действия (согласно международно-правовым вопросам гражданства) будут считаться недействительными.

Существует перечень требований со стороны государства, которые должны соблюдать лица, желающие приобрести гражданство путем натурализации. Главным требованием в данном случае является соблюдение ценза оседлости (домицилия). Необходимые сроки постоянного проживания разнятся в зависимости от выбранной страны: в Швейцарии этот срок равен 10 лет, а в РФ и и США эта цифра составляет пять лет. Конвенция ООН о сокращении гражданства от 1961 года в своем положении утвердила предпочтительный срок домицилии от 5 до 10 лет. К дополнительным требованиям относят знание языка государства, достижение определенного возраста, постоянный источник дохода. В некоторых странах дополнительно необходимо принести присягу в верности государству.

В XX веке большинство государств использовали принцип «жена следует гражданству мужа». Изменения были внесены уже после принятия Конвенции о гражданстве замужней женщины и Конвенции о ликвидации всех форм в отношении женщин. Согласно закрепленным в них положениям, жена сама принимает решение оставить ли ей свое гражданство или взять гражданство мужа.

Согласно некоторым национальным законодательствам о гражданстве, можно закрепить натурализацию на основании пакта. Это значит, что приобрести гражданство может лицо, которое подпадает под институты усыновления, установления опеки или признания отцовства. Есть также и другие способы приобретения гражданства выбранной страны, помимо выше перечисленных:

  • заключение соглашения о репатриации;
  • переход части земли к другому государству – цессия;
  • гражданин добровольно выбирает гражданство (оптация) и соглашается на его автоматическое изменение (трансферт).

другие территориальные изменения, предоставляющие выбор другого гражданства.

Ссылка на основную публикацию