Миграционный учет лиц без гражданства в РФ

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
“О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 19 мая, 27 июля, 23 декабря 2010 г., 20 марта, 1, 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 27 июня, 29 июля, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая 2022 г.

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии преамбуле настоящего Федерального закона

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Президент Российской Федерации

18 июля 2006 года

Вводится новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в РФ, упрощающий правила регистрации данных лиц по месту жительства и по месту пребывания на территории РФ.

Основными новациями механизма миграционного учета являются его общий уведомительный характер. Разрешительный порядок регистрации и учета указанных лиц может быть введен федеральными конституционными законами и федеральными законами в отдельных случаях (например, в пограничной зоне, в закрытых административно-территориальных образованиях, в закрытых военных городках). Ранее установленная обязательная регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания заменяется более упрощенным правовым режимом – учетом указанных лиц по месту пребывания.

Законом более четко определены права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета. Так, в частности, предусматривается, что при наличии у постоянно или временно проживающего в РФ иностранного гражданина двух и более жилых помещений в РФ, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. При этом регистрация производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РФ. Обязанность проходить ежегодную перерегистрацию не предусматривается.

Регламентирован механизм сбора, обобщения, использования и хранения информации о миграционных процессах в РФ. Предусматривается создание информационно-миграционного банка данных, порядок защиты, использования и пополнения которого отнесен к ведению Правительства РФ.

Иностранные граждане, зарегистрированные по месту пребывания на день вступления в силу Федерального закона, считаются состоящими на миграционном учете по месту пребывания до истечения срока временного пребывания или до истечения срока действия визы и подлежат постановке на миграционный учет в случае изменения места пребывания на территории РФ. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания на день вступления в силу Закона, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства на день вступления в силу Федерального закона, подлежат регистрации по месту жительства при изменении места жительства.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 2006 г. N 156, в “Парламентской газете” от 27 июля 2006 г. N 122, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 30 ст. 3285

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой – во взаимосвязи с другими положениями настоящего Федерального закона – они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2022 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2022 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Миграционный учет лиц без гражданства в РФ

Миграционный учёт лиц без гражданства осуществляется обязательно, вне зависимости от того, как именно прибыл человек – в безвизовом или визовом порядке.

Общие сведения

Каждое иностранное лицо, прибывшее в Российскую Федерацию, встает на учёт в миграционной службе. Для этого он должен обратиться в ГУВММВД.

Ходатайствующим лицом выступает:

  • россиянин, пригласивший иностранца, или лицо без гражданства, к себе жить или работать на легальной основе;
  • иностранец, владеющий недвижимым имуществом в России;
  • лицо без гражданства в РФ, имеющее высокую квалификацию и являющееся собственником любой российской недвижимости.

Основные изменения в 2022 году

В марте 2022 года были внесены изменения в правила миграционного учёта иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.

Они представляют собой следующее:

  • в п.20 была изменена формулировка. Теперь иностранцев не обязуют встать на учёт. В документе говорится только о необходимости постановки;
  • в качестве принимающей стороны выступает только тот, кто является собственником жилища. Право пользования не означает право собственности. Пока неизвестно, будет ли рассматриваться в качестве принимающей стороны лицо, которое просто имеет прописку в жилище;
  • трудящиеся из ЕАЭС обязаны предоставить принимающей стороне документацию, которая подтверждает родственные отношения, а также трудовой контракт. Это нужно для того, чтобы можно было ставить их на миграционный учёт сразу на 12 месяцев с момента въезда;
  • в бланке уведомления теперь разрешается использовать аббревиатуру;
  • было добавлено основание для снятия с учёта по месту пребывания;
  • был добавлен пункт о снятии с учета по месту пребывания вахтовиков (срок – до 7 рабочих дней);
  • было установлено, что для постановления на миграционный учёт человека, родившегося на территории России, в возрасте до 12 месяцев и не имеющего документа, который удостоверяет личность иностранца, достаточно только свидетельства о рождении. Миграционную карточку предъявлять не нужно.

Алгоритм действий

В 2022 году порядок действий выглядит так:

    Лицо без гражданства обращается в ГУВММВД. Он обязуется подать документ, уведомляющий соответствующий орган о своём приезде.

Одна из вывесок ГУВМ МВД

В некоторых случаях сотрудники отказываются принять заявление. Это может произойти по следующим причинам:

  • отсутствие определенной документации;
  • ошибки в заявлении;
  • предоставление некорректных сведений.

Вернуться к оглавлению

Список необходимых документов

В 2022 г. лицо без гражданства обязано предоставить следующую документацию:

  • документ, удостоверяющий его личность;
  • миграционную карточку (оригинал+ксерокопию). К гражданам Беларуси это не относится;

образец заполнения Миграционной карты России

Так выглядит многократная виза в Россию

Если уведомление предъявляется человеком, прибывшим из страны, которая является членом ЕАЭС, то дополнительно рекомендуется предоставить:

  • документацию, которая подтверждает родственные отношения с россиянами;
  • ксерокопию контракта, который был заключён между приезжим и российским нанимателем.

Иностранец, прибывший в визовом порядке и имеющий временную регистрацию, обязуется предоставить:

  • паспорт (предоставляется страничка с личными данными, а также страничка с пропиской);
  • ксерокопию визы;
  • ксерокопию миграционной карточки (это же относится к лицам, не достигшим совершеннолетия и вписанным в паспорт отца или матери).

Иностранец, прибывший в безвизовом порядке и имеющий временную регистрацию, также должен предоставить миграционную карточку и паспорт. Граждане ЛДНР предоставляют следующие документы:

  • ксерокопию украинского загранпаспорта (к ней приобщается ксерокопия документа, который был выданы ЛДНР и подтверждает факт постоянного и законного проживания на территории одной из республик);
  • ксерокопию паспорта гражданина ЛДНР;
  • ксерокопию иностранного паспорта украинского гражданина (в нём должна значиться отметка о регистрации на тех территориях, которые подконтрольны республикам).

Оптимальный срок для подачи документов – 7 дней.

Бланк уведомления

Заполняется принимающей стороной. Это основной документ, который будет подан в ГУВММВД.

Бланк не должен содержать никаких ошибок и исправлений. В противном случае он не будет рассматриваться.

В 2022 г. бланк претерпел некоторые изменения. Новая форма уже вступила в силу, и активно используется.

Образец заполнения уведомления, стр. 1

Образец заполнения уведомления, стр. 2

Скачать бланк можно на нашем сайте здесь.

Сотрудники ГУВММВД тщательно проверяют уведомление о приезде иностранного лица. Если к заполнению документа нет никаких претензий, то в базе данных проставляется отметка о принятии бланка.

В качестве документа, который подтверждает постановку лица без гражданства на учёт, является отрывной талон.

Важные моменты

Уведомление подаётся в 2 экземплярах, строго по месту жительства. Оно должно размещаться на 2 сторонах одного листа.

Писать можно как от руки, так и при помощи компьютера. Если принято решение писать от руки, то нельзя допускать помарок и исправлений. Почерк должен быть понятным, разборчивым.

На обороте уведомление обязательно подписывается принимающей стороной. Основная и отрывная части уведомления скрепляются специальной печатью.

В качестве ксерокопии документа, который подтверждает личность ходатайствующего лица, разрешается предоставить:

  • документ, свидетельствующий о том, что заявителю предоставлено временное укрытие в одном из российских городов;
  • вид на жительство лица без гражданства;

Так выглядит документ «вид на жительство лица без гражданства РФ»

Пример справки о рассмотрении статуса беженца в России

Так выглядит удостоверение беженца

Если в качестве принимающей стороны выступает иностранное лицо, которое постоянно проживает на территории России, обязательным документом для предоставления является ВНЖ.

Если собственником жилища является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, дополнительно нужно будет предоставить документ, который подтверждает полномочия его законного представителя. Таким документом может быть:

    свидетельство об установлении попечительства (опеки);

образец документа, подтверждающего опеку над ребенком

Детский вопрос

Для постановки на учёт лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, россиянин относит уведомление в своё подразделение ГУВММВД.

Принимать иностранца юр.лицо при этом не может. Также у него нет возможности регистрировать несовершеннолетних на свой юр.адрес.

Для постановки детей на учёт должна быть предоставлена следующая документация:

  • справка о наличии жилого имущества;
  • документ, свидетельствующий о том, что несовершеннолетний приехал в Россию;
  • паспорт россиянина, который принимает мигрантов;
  • миграционная карточка несовершеннолетнего;
  • полис ДМС на несовершеннолетнего;
  • документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего.

Вернуться к оглавлению

Что происходит с нарушителями

Учёт нарушается в том случае, если человек не соблюдает режим нахождения на российской территории.

К одним из нарушений правил учёта следует отнести отсутствие документации, подтверждающей право человека жить в одном из российских населённых пунктов.

Ещё одним нарушением считается невыезд за пределы России после того как был закончен срок действия миграционной карточки. За это иностранному гражданину и лицу без гражданства предстоит ответить перед законом.

Размер штрафа зависит от области, в которой жил нарушитель. Он варьируется в пределах 2,0-5,0 тыс. руб.

Штраф – не единственное наказание. Помимо этого, иностранное лицо и лицо без гражданства, может быть выдворено за пределы России в административном порядке.

Потом ему будет запрещено въезжать на территорию РФ в течение 5 лет.

Принимающая сторона также привлекается к ответственности. Размер штрафа выглядит так:

  • юридические лица – от 400,0 тыс. до 1,0 млн. руб.;
  • физические лица – 2,0-4,0 тыс. руб.;
  • должностные лица – 35,0-70,0 тыс. руб.

Также юридическому лицу грозит приостановка деятельности фирмы. Срок – до 90 суток.

Заключение

Не имеет значения, в какую сторону ехать иностранцу и лицу без гражданства, когда заканчивается срок его миграционной карточки. Самое главное – своевременно покинуть пределы России.

Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства – это деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – органы миграционного учета) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), и его территориальные органы.

Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место жительства) – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законом порядке.

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Основанием для постановки на миграционный учет являются:

  • 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;
  • 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
  • 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом,

находящимся в Российской Федерации.

Основанием для снятия с миграционного учета является:

  • 1) факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
  • 2) факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;
  • 3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
  • 4) факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина.

Органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов, предусмотренных пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 статьи 8 Федерального Закона, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество, либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина ФЗ РФ « О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ст.8..

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте “а” пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

7.1. Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

9. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

10. При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Комментарии к изменениям, внесенным в Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Материал подготовлен: Наталией Голяковой, экспертом департамента бухгалтерских услуг, «Бейкер Тилли Россия»

АО “Бейкер Тилли Рус” информирует, что 27 июня 2018 года президент РФ подписал Федеральный закон № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (далее – Закон), который 8 июля 2018 года вступил в силу.

I. Новеллы миграционного законодательства.

Законом уточнены понятия “место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации” и “сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации“.

Ранее принимающей стороной, на которой лежит обязанность по постановке на миграционный учет иностранца, признавалась любая организация, с которой иностранный гражданин состоял в трудовых отношениях.

После вступления в силу Закона принимающей стороной считаются лишь те организации, которые предоставляют иностранному сотруднику не только работу, но и жилье. То есть направлять в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина работодателю необходимо только в случае, когда работник-иностранец фактически проживает либо по адресу организации-работодателя, либо в помещении работодателя (строении, сооружении), не имеющем адреса, в том числе временном.

Закон предлагает использовать один из вариантов для учета по месту пребывания:

по адресу жилого помещения, где иностранный гражданин фактически проживает.

по адресу гостиниц, домов отдыха или иного помещения, где он фактически проживает.

по адресу медицинской организации или организации социального обслуживания, в которых он получает услуги этих организаций.

по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранный гражданин.

по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, в случае, если он фактически проживает по этому адресу, либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных.

Постановка на учет иностранных граждан на адрес офиса Законом запрещена, даже в случае наличия комнат для отдыха, т.к. данное помещение не переведено в жилой фонд. Исключение будет сделано только для строительных компаний, имеющих в наличии на территории бытовки для проживания (если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временным (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам)

Административные штрафы за нарушение порядка миграционного учета и режима пребывания в Российской Федерации составляют:

для иностранного гражданина – от 5тыс. до 7 тыс.руб. с административным выдворением или без него;

для должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб.

для юр.лиц – от 350 тыс. до 800 тыс. руб.

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина предусмотрена уголовная ответственность: срок лишения свободы до 3 лет.

II. Порядок регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Учет иностранных граждан по месту пребывания на территории РФ осуществляет МВД России на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Алгоритм постановки на миграционный учет:

1. Подготовка документов

Для постановки на учет потребуется подготовить следующие документы (п. п. 25, 26, 29, 29.1, 30 Правил; п. п. 36 – 43 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 , далее – Регламент):

письменное согласие принимающей стороны, которое выражается подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии (Приложение № 3 Регламента)

оригинал и копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

копию миграционной карты;

копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего принимающей стороной, при личном обращении иностранного гражданина в уполномоченный орган;

копии документов, подтверждающих уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии (при личном обращении в уполномоченный орган временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина);

отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ, если прибыли в новое место пребывания;

оригинал и копию документа, подтверждающего родство (необходимо для высококвалифицированных специалистов, выступающих принимающей стороной для членов своей семьи);

правоустанавливающие документы на жилое помещение – при наличии такового.

*непредставление заявителем миграционной карты и (или) правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в ЕГРН, не является основанием для отказа в постановке на учет по месту пребывания (п. 47 Регламента).

2. Выбор инициатора подачи уведомления

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в РФ представляется принимающей стороной или самим иностранцем в течение семи рабочих дней со дня его прибытия на место пребывания Уведомление в отношении некоторых категорий иностранных граждан, например, не имеющих места жительства или пребывающих в гостинице, представляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем их прибытия. При этом высококвалифицированные специалисты и члены их семей не обязаны представлять уведомления, если срок их пребывания на территории РФ не превышает 90 дней (ч. 3, 4.1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

3. Получение отрывной части с отметкой о принятии уведомления

Проставление отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий по постановке на учет по месту пребывания осуществляет подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, администрация гостиницы, МФЦ или организация федеральной почтовой связи незамедлительно после принятия уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов (п. 29 Регламента).

Должностное лицо проставляет отметку о приеме уведомления о прибытии и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии (п. 103 Регламента).

Для информации. За постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 54 Регламента).

Обратите внимание, что закон обратной силы не имеет, а это значит, что все регистрации, которые сделаны на компанию работодателя до 8 июля 2018 года, (даже если это юридический адрес, по которому иностранец не проживает) действительны до срока их окончания

Напоминаем, что для работодателей в январе 2018 года введены новые формы и порядок уведомления МВД России или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, в том числе:

форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядок его заполнения;

форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории РФ и порядок его представления;

форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) – высококвалифицированному специалисту, и порядок его представления;

форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и др.

Основание: Приказ МВД России от 10.01.2018 N 11

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Федеральным законодательством сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

С января 2007 г. Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» введен миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и должна быть осуществлена в течение трех рабочих дней после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию. При этом необходимо знать, что все процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет Принимающая сторона, самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить время.

Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет Принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в Российскую Федерацию. При этом изъятие паспорта и миграционной карты не допускается.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает.

При поселении иностранного гражданина в гостиницу, Принимающей стороной является администрация гостиницы, которая в течение одних суток уведомляет территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина, а также выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан и несет ответственность за соблюдением установленных правил пребывания.

Все действия, необходимые для постановки на учет, выполняет администрация гостиницы.

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее – Уведомление). Далее принимающая сторона в течение одних суток представляет указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляет по почте. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

В организациях почтовой связи функционируют специальные окна, где Принимающей стороне предоставят бланк Уведомления для заполнения. Бланки Уведомления предоставляются бесплатно. За услуги по приему Уведомления в организации почтовой связи взимается соответствующая плата, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 10.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы либо организация почтовой связи, получившие от Принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии, проставляют в Уведомлении отметки о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления Принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин также вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с письменного согласия принимающей стороны.

При убытии иностранный гражданин передает отрывную часть Уведомления Принимающей стороне для представления его непосредственно либо направления по почте в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Такие действия Принимающая сторона обязана совершить в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина.

Нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, а в отдельных случаях и с выдворением за пределы Российской Федерации. При этом иностранному гражданину, подвергавшемуся административному выдворению, может быть закрыт въезд в Российской Федерации на срок до пяти лет.

Наличие ксерокопий паспорта, миграционной карты и отрывной части Уведомления при их утрате или каких-либо других непредвиденных обстоятельствах поможет доказать наличие документов и соблюдение правил миграционного учета. (http://www.fms.gov.ru)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию