Постановка на миграционной учет иностранных граждан в Российской Федерации по месту пребывания в 2022 году: ФЗ 109

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2022 году

Миграционный учет иностранных граждан в РФ – одна из форм регулирования миграционных процессов, направленных на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права и свобод лиц, законно находящихся на территории РФ. Миграционный учет иностранных граждан – деятельность государственных органов по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, при этом учет имеет уведомительный характер. Миграционный учет представляет собой регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания. Рассмотрим порядок миграционного учета иностранных граждан.

Нормативное регулирование миграционного учета иностранных граждан

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует процессы, связанные с миграцией (получение РВЖ, ВНЖ, патента)

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает порядок миграционного учета иностранных граждан

Основание для миграционного учета иностранных граждан

Основанием для постановки на миграционный учет является:

  • въезд в Российскую Федерацию
  • регистрация рождения на территории РФ иностранного гражданина
  • утрата гражданства РФ лицом, находящимся в РФ

Основанием для снятия с миграционного учета является:

  • выезд из РФ
  • смерть иностранного гражданина в РФ
  • решение суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, отсутствующим или при объявлении его умершим
  • приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ

Пограничные органы ФСБ при пересечении Государственной границы РФ в течение 1 суток сообщают в органы миграционного учета сведения о факте въезда или выезда иностранного гражданина. Также органы ЗАГС в течение 1 суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина.

Осуществление миграционного учета иностранных граждан

Миграционный учет осуществляется органами в соответствии с компетенцией, регулируемой законодательством РФ.

В ходе миграционного учета производится сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета:

  • документы (вид и реквизиты), удостоверяющие личность: наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, биометрические данные (при наличии)
  • документ (вид и реквизиты), подтверждающий право на пребывание (проживание) в РФ
  • фамилия, имя, отчество
  • дата и место рождения
  • пол
  • гражданство (подданство)
  • цель въезда в РФ
  • профессия
  • заявленные сроки пребывания (проживания) в РФ
  • даты регистрации и снятия с регистрации по местам жительства и их адреса
  • дата постановки на учет и снятия с учета по местам пребывания и их адреса
  • сведения о законных представителях
  • сведения о депортации, об административном выдворении за пределы РФ, о реадмиссии
  • сведения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ
  • сведения о привлечении в РФ к уголовной, административной ответственности или к ответственности за налоговые правонарушения
  • дата и место смерти в РФ или дата вступления в силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим
  • основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета

Документы, необходимые для миграционного учета иностранных граждан

Проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, расположенным на территории РФ, для регистрации по месту жительства подает в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы.

Заявление о регистрации по месту жительства подается в течение 7 рабочих дней с момента получения иностранным гражданином РВП или ВНЖ или с даты его прибытия.

С заявлением о регистрации по месту жительства необходимо предоставить:

  • удостоверение личности иностранного гражданина
  • вид на жительство или разрешение на временное проживание
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением РФ (договор, свидетельство о праве собственности), и их копии (при наличии у иностранного гражданина нескольких жилых помещений, находящихся на территории РФ, в заявлении о регистрации указываются сведения обо всех помещениях и прилагаются документы).

По своему усмотрению заявитель может предоставить такие документы (при не предоставлении проверяются органами самостоятельно):

  • копию миграционной карты временно пребывающего в РФ иностранного гражданина
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины

Оригиналы документов подлежат возврату, а копии документов приобщаются к заявлению о регистрации по месту жительства.

Формирование заявления о регистрации

В заявлении о регистрации по месту жительства иностранный гражданин должен указать следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество
  • дата рождения
  • гражданство (подданство)
  • вид и реквизиты признаваемого РФ удостоверения личности
  • вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в РФ
  • адрес, по которому иностранный гражданин просит зарегистрировать
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением
  • адрес регистрации по последнему месту жительства

Заявление о регистрации по месту жительства заполняется на каждого иностранного гражданина, подлежащего регистрации

Заявление о регистрации несовершеннолетних или недееспособных иностранных граждан подается родителем (законным представителем) от его имени. При подаче заявления о регистрации таких лиц в заявлении указываются сведения о законном представителе этого иностранного гражданина.

Бланк заявления о регистрации должен быть заполнен разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка должны быть заполнены все сведения, не допускаются исправления, использование аббревиатур, сокращения слов. При приеме заявления о регистрации должностным лицом территориального органа МВД России проверяется наличие прилагаемых необходимых документов и правильность заполнения заявления о регистрации.

Принимающая сторона

В качестве принимающей стороны могут выступать:

  • гражданин РФ
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий в РФ
  • юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,
  • федеральный орган государственной власти или субъекта РФ, а также орган местного самоуправления
  • дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ
  • международная организация или ее представительство в РФ или ее представительство на территории РФ

Подтверждением факта выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Имеется типовая форма уведомления о прибытии?

Ответ: Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.

Вопрос №2: На какой срок может быть поставлен на миграционный учет иностранный гражданин?

Ответ: Постановка на учет проживающего в РФ иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия ВНЖ или РВП.

Особенности постановки иностранных граждан на миграционный учет в РФ

Миграционной учет иностранных граждан — официальная процедура, которая преследует сразу несколько целей: контроль постоянных миграционных потоков, сбор налогов и обязательных государственных пошлин и другие. Каждый иностранный гражданин или апатрид, пересекая границу Российской Федерации, должен пройти таможенную и паспортную процедуру контроля, что является первым этапом контроля потока иностранцев.

После этого, существует несколько путей оформления легального передвижения по территории РФ, которые разнятся от сроков пребывания и целей нахождения. Наши специалисты подготовили на сайте развернутый материал, дающий ответы на самые распространённые вопросы, связанные с МУ: где встать на миграционный учет, каков предельный срок постановки иностранных граждан на миграционный учет и другие.

Что такое миграционный учет апатридов и иностранных граждан, и какие основные функции он выполняет?

Миграционный учет иностранных граждан пришел на смену устаревшей процедуре прописки (доставшийся в наследство от Советского союза), что закреплено в ФЗ №109. Форматом такого учета предусмотрена уведомительная процедура. Регистрация мигрантов заключается в подаче данных в тер. отделение МВД, а в случае наличия принимающей стороны, собственного или арендного жилья — по месту расположения объектов.

Порядок и предельные сроки прохождения такой процедуры, включая минимальное количество документов.

Цели и задачи миграционного учета

Регистрация и учёт преследует сразу несколько целей:

  • помогает в полной мере реализовать задекларированные права иностранцев и выполнять обязанности;
  • прогноза миграционных процессов УФМС и своевременного внесения изменений в законодательные акты (так, в 2018, во время матчей футбольного ЧМ, в городах, участвующих в мероприятии, приезжие граждане иностранцы, обязаны задекларировать свой приезд МВД в 24-часовой срок);
  • для сбора и обработки данных касательно передвижения таких лиц между регионами страны (при заключении трудового соглашения, нерезидент получает разрешение на работу только в определённом регионе);
  • для планирования развития инфраструктуры для приёма туристов в Москве и регионах;
  • для оперативного реагирования на кризисные и критичные ситуации (как вариант, при развитии военного конфликта в одной из соседних стран);
  • для выявления правонарушителей, действующих с целью нарушения правовых основ, защиты национальных интересов, общества и государственных границ;
  • для выявления и устранения нелегально передвижения иностранных лиц;
  • регулирует, систематизирует полученные данные приезжих и способствует контролю социальных, культурных, политических процессов;
  • помогает контролировать и регулировать лиц, которые работают в РФ.

Пребывание в Москве и регионах иностранных граждан, резидентов некоторых стран гражданина без постановки на временный учёт

Некоторые иностранные граждане приезжая в РФ избавлены от прохождения процедуры регистрации в МУ на весь разрешенный период пребывания. В список таких международных субъектов, для граждан которых действует льготная процедура регистрации на российской территории входят Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Украина. Однако они должны сразу после прибытия отправить уведомление в компетентные органы, сообщив про адрес своего нахождения или проживания, которое заполняется принимающей стороной.

Сроки постановки

Общие правила, регламентирующие действия временных и постоянных мигрантов, предписывают им встать на учёт в территориальном отделении в течение 7 дней, а предельный срок нахождения ограничен коридором, указанным в выданной визе или сроком действия миграционной карты, но не более 90 календарных дней. Для владельцев паспортов некоторых стран законодатель продлил сроки постановки на учёт:

  • резидентам Украины — до 90 дней с даты, согласно штампу миграционной карты;
  • подданным стран, подписавших договор о вступлении в ЕАЭС — до 1 месяца;
  • гражданам Таджикистана — максимум через 15 дней после пересечения границы.

Перед наступлением граничного срока, владелец паспорта другой страны обязан вовремя покинуть пределы России или обратится в компетентные структуры для его продления.

Кто может выступать как принимающая сторона согласно Федеральному закону?

Довольно часто легальные мигранты пребывают в пределах РФ по приглашению принимающей особы (стороны). Таким субъектом могут быть заявлены:

  • россияне, имеющие постоянное место проживания;
  • иностранцы на ПМЖ, РВП, вид на жительство;
  • компании — юр. лица, официально зарегистрированные в РФ, имеющие право заключать с иностранными гражданами трудовой договор;
  • государственные органы разных уровней;
  • международные организации, пригласившие данное лицо.

Приглашающему субъекту отводится 3 рабочих дня для уведомления миграционной службы о приезде иностранца и сроках его пребывания.

Если иностранец приехал самостоятельно и поселился в гостиницу или общежитие, обязанность об оповещении миграционных органов ложится на персонал объекта размещения. Ответственное лицо из числа администрации отеля, гостиницы (рецепционист, администратор, хостес) в течение 1 рабочего дня со дня прибытия отправляет официальное уведомление, а также проводит комплекс предписанных мер, сопряженных с постановкой прибывшего иностранного гражданина на учёт. За срыв граничных сроков и игнорирование норм размещения предполагается административная ответственность.

Действия, возложенные на принимающую сторону. Где и как правильно встать на миграционный учет?

Миграционный учет иностранных граждан не предполагает особых трудностей и траты свободного времени. Это элементарная процедура, не требующая посещения миграционных органов — достаточно просто взять копию паспорта приезжего, сходить на почту и заполнить бланк. Для отправки бланка необходимо оплатить услуги почты (180 рублей).

Взамен оператор почтовой связи проставит штампы на отрывном талоне, который необходимо будет показать при прохождении пограничного контроля при выезде с любого пункта, расположенного на границе. Отсутствие такого корешка потребует уплаты штрафа до 5 тыс. рублей. При необходимости пролонгации границ сроков пребывания, необходимо будет повторно отправить уведомление с указанными изменениями.

Как быстро встать на учёт?

Оформить МУ можно тремя способами:

  • лично принеся документы в тер. отделение по месту прописки принимающей стороны;
  • отправить уведомление почтой;
  • обратившись в МФЦ.

Пошаговая инструкция прохождения процедуры регистрации МУ:

  1. Принимающий субъект (при болезни и в других некоторых случаях, уведомление может отправить и лично нерезидент) заполняет и отправляет в УМФС РФ уведомление установленного образца.
  2. Полученные данные проверяются ответственным работником, принимающим бумаги, и заносятся в общую базу данных, о чём ставится соответствующая отметка в отрывном купоне.
  3. Купон возвращается заявителю, а тот, в свою очередь, передает его иностранцу.
  4. Данная отрывная часть позволяет законно пребывать лицу до 90 суток.
  5. Отправлять данные об убытии постояльца не нужно — такая информация попадёт в общую систему автоматически при пересечении лицом государственной границы.

Бланк уведомления о прибытии в местопребывания иностранного гражданина 2018

Уведомляющий бланк — законодательно утверждённая форма, которую следует заполнить, лицу отвечающему за приём иностранного гражданина, и передать в территориальный орган. В передаваемом в компетентные органы заполненном уведомлении должны отсутствовать какие-либо помарки, неточности, ошибки и описки, а бланк должен быть заполнен шариковой или перьевой рукой синего фиолетового или черного цвета.

Бланк уведомления — базовый документ постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. Для нерезидента главная часть — отрывной корешок без которого, лицо признается, нарушающим правила нахождения в стране.

Документы для регистрации иностранного гражданина

Для взятия иностранного гражданина на официальный учет следует позаботиться о сборе необходимых документов как иностранцу, так и принимающей его российской стороне.

Документы, требуемые от принимающей стороны

Пакет документов, необходимый для предоставления контролирующим структурам, отличается исходя из субъектности принимающей стороны. Физ. лицу необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • копию паспорта;
  • документы, свидетельствующие о законном пребывании в пределах России;
  • свидетельство на право собственности квартиры, дома или договор найма, в котором планируется временное проживание прибывшего мигранта.

Если принимающей стороной выступает юр. лицо любой формы собственности, то пакет требуемых документов выглядит так:

  • копия справок и свидетельств о прохождении гос. регистрации и ИНН;
  • уведомление о регистрации в органах статистики и ЕГРЮЛ (копия и оригинал, действующий до 60 дней);
  • копия внутреннего паспорта директора и приказа о его назначении на руководящую должность;
  • контактные данные, включая фактический и юридический адрес;
  • копия документов, свидетельствующих о праве пользования занимаемым для коммерческих нужд помещением.

Регистрацию иностранцев могут проводить только компании, вставшие на учёт и получившие аккредитацию на проведение подобных действий.

Документы и справки для регистрационных действий, предъявляемые иностранцем

Кроме правильно заполненного уведомления о прибытии на место проживания, приезжему необходимо с момента въезда подать следующий пакет справок документов и их копий:

  • паспорт, по которому совершался переход через границу РФ;
  • миграционная карта (не требуется для паспортов республики Беларусь);
  • данные визовой наклейки (для субъектов, въехавших на основании визы).

Данные документы требуются, для заполнения сведений в уведомительный бланк.

Как поставить ребенка или несовершеннолетнего на миграционный учет?

Постановка временно на учет иностранного ребенка в российской федерации, идентична процедуре, касающейся взрослого, за исключением необходимости предоставить некоторые дополнительные документы постоянно иностранным проживающим по месту регистрации. Свидетельством успешного прохождения процедуры МУ является наличие отрывного талона, проштампованного контролирующими органами.

Документы для постановки несовершеннолетних, детей иностранных граждан на временный миграционный учет

Легализация временного нахождения несовершеннолетнего (возрастом до 18 лет) иностранного гражданина требует предоставления следующего пакета документов:

  • уведомление о месте проживания, с данными приехавшего ребёнка;
  • полученную на границе миграционную карту, заполненную и проштампованную в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • свидетельство о рождении для несовершеннолетних, возрастом до 14 лет и загран/внутренний паспорт или «айди карта» при возрасте 14-18 лет;
  • может потребоваться предоставление полиса о добровольном мед. страховании, выписанном на имя ребёнка;
  • документы на жилое помещение или действительный договор найма, в котором планируется временное пребывание мигранта и членов своей семьи;
  • свидетельства, удостоверяющие персону и законность пребывания на территории России принимающих лиц.

Как проверить наличие временной регистрации у мигрантов, находящихся в РФ?

Проверка миграционного учета пребывающих иностранных граждан — действенный способ исключить себя от проблем, связанных с перемещением нелегальных мигрантов на территории РФ. Приём такого человека на работу или предоставление ему в найм жилого помещения без проверки законности пребывания может привести к административной ответственности, а иногда и к уголовной (в случае совершения мигрантом уголовно наказуемых деяний).

Выполнить проверку соблюдения миграционного учета иностранных граждан не так и просто. Самый действенный способ — это сопоставление данных отрывной части уведомления о прибытии лиц без гражданства или обладающих таковым, с информацией, которой обладают органы ФМС. Для этого следует составить официальный запрос в контролирующие органы в письменном виде и ждать ответа.

Иностранец, который сомневается в добросовестности принимающей стороны, иногда игнорирующей правила необходимой регистрации приезжих, может лично проверить факт осуществления процедуры по постановке на миграционный обязательный учет иностранных граждан.

Что делать при утере отрывной части бланка уведомления миграционного учета иностранных граждан

Если владелец иностранного паспорта или апатрид, пребывая в Российской Федерации, потерял либо уничтожил корешок уведомления, полученный в отделении почтовой связи, ему следует явиться в ближайшее по месту жительства представительство ФМС РФ и написать там заявление,указав место, где иностранец встал на миграционный учет. При наличии подтверждающих документов, к заявлению можно приложить ксерокопии карты миграции, своего паспорта и утерянного бланка. Последний значительно ускорит рассмотрение проблемы иностранных граждан в Российской Федерации, и упростит получение утраченной справки.


Срок пребывания без постановки на миграционный учёт

Миграционное законодательство становится жёстче? У многих складывается такое впечатление. Но возьмём продолжительность срока, в течение которого иностранный гражданин обязан зарегистрироваться, и посмотрим, как обстоят дела на самом деле.

В соответствии с Федеральным законом №109-ФЗ от 18.07.2006 иностранный гражданин в определённый законом срок с момента въезда на территорию Российской Федерации должен встать на учёт по месту своего временного пребывания.

На примере изменения продолжительности указанного срока можно говорить о смягчении российского законодательства в области миграционного учёта. В момент принятия Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в 2002 году он составлял три дня для всех иностранных граждан без исключения.

Вот как обстоят дела в настоящий момент:

Максимальный срок пребывания иностранных граждан с момента въезда на территорию Российской Федерации без постановки на миграционный учёт.

ГосударствоСрокНормативный акт
Украина90 к.д.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Заключено в г. Москве 16 января 1997 г.) в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004)
Беларусь90 к.д.Федеральный закон от 03.11.2015 N 296-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24 января 2006 года”
Казахстан30 к.д.Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации” (заключено в г. Астане 07.06.2012)
Киргизия30 к.д.Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.06.2015)
Армения30 к.д.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (Заключено в г. Сочи 11.07.2014)
Таджикистан15 к.д.Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (Заключено в г. Москве 08.02.2013)
Азербайджан
Молдова
Узбекистан
7 р.д.п. 2.2. Статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Необходимо обратить внимание на то, что указанные международные соглашения касаются только первичного срока постановки на миграционный учёт, отсчитываемого от момента въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.

В остальных случаях, при смене места временного пребывания, иностранному гражданину и его принимающей стороне необходимо руководствоваться п.2.2 Статьи 20 Федерального закона №109-ФЗ, и соблюдать 7-дневный срок постановки на учёт по новому месту пребывания.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан 2022

Согласно Федеральному закону №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. все иностранные граждане, прибывающие на территорию России для временного или постоянного проживания обязаны:

  • получить регистрацию по месту жительства (прописку по реальному адресу своего нахождения);
  • осуществить уведомление органов МВД РФ по месту своего пребывания.

Рассмотрим более подробно, что данная процедура представляет из себя на рубеже 2019-2022 годов.

Осуществление миграционного учета в РФ

Описание процедуры миграционного учета подразумевает подробное указание оснований (возникновения предпосылок) для ее проведения, субъектов, которые обязаны ее проводить, а также способов ее осуществления. Ниже представлены соответствующие правила, действительные для исполнения на текущий момент (середина 2022 г.) на территории Российской Федерации.

  1. Предпосылки для включения иностранного гостя в миграционный учет:
    • Приезд иностранца в Россию с нетуристическими целями.

В случае, если такой гражданин прибывает, как турист и останавливается, к примеру, в гостинице, то процедура его постановки на миграционный учет осуществляется автоматически – ее проводит администрация гостиницы. Оплаченный номер является местом проживания, а уведомление формируется и отправляется в электронной форме (сразу же после заселения).

  • Иностранный гражданин может находиться в процессе получения гражданства РФ, но по каким-то причинам данная процедура может быть сорвана, или же вовсе, такой гражданин может лишиться полученного гражданства и снова обрести статус иностранца. (Тогда снова нужно будет становиться на учет).
  • Рождение иностранного гражданина на территории РФ.

В отличии от США, рождение на территории РФ не ведет к автоматическому предоставлению гражданства.

  1. Регистрацию по месту проживания может делать сам иностранец, но вот уведомление о прибытии, согласно российскому закону, обязана составлять и отправлять принимающая сторона. Исключением является ситуация, если иностранец сам является собственником того помещения, где он собирается проживать (тогда уведомление должен заполнить и представить в органы МВД он сам). В качестве принимающей стороны, согласно закону, может выступать:
    • гостиничные предприятия;
    • физическое лицо (гражданин РФ);
    • иностранное лицо, легализовавшееся на территории РФ, в том числе иностранец со статусом высококвалифицированного специалиста;
    • юридическое лицо (или же его структурное подразделение), зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
    • органы государственной власти всех уровней;
    • дипломатические учреждения иностранного государства на территории РФ или же консульские представительства;
    • структурные подразделения международных организаций на территории РФ;
    • учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения.
  2. Регистрация по месту нахождения осуществляется:
    • при личном посещении отделения МВД РФ (профильного ведомства);
    • в многофункциональном центре предоставления государственных услуг;
    • через Почту России путем отправки распечатанного бланка уведомления о пребывании.

Учет иностранных граждан в гостинице

При заселении в гостиницу иностранный гражданин обязан предъявить на стойке регистрации свой заграничный паспорт, а также заполненную миграционную карту. Сотрудник гостиницы фиксирует номера данных документов на специальном бланке. Это и будет официальной регистрацией иностранца в России на весь период его пребывания. Отрывная часть бланка при этом вручается иностранцу – ее желательно постоянно иметь с собой на случай возможной проверки документов.

Учет иностранных граждан в больнице

В случае, если иностранный гражданин поступает на стационарное лечение в больницу или же иное учреждение системы здравоохранения РФ, то он обязан быть поставлен на учет администрацией лечебного учреждения по месту своего пребывания. При этом важно удовлетворение условия: иностранец должен реально находиться по адресу данного медицинского заведения.

Учет иностранных граждан в организации

На юридических лиц, которые высылают приглашения для оформления иностранцами трудовой визы, а после прибытия последних на территорию РФ не ставят их на учет, накладываются штрафные санкции. Работодатель обязан нести ответственность за приглашенного иностранца (с точки зрения миграционного законодательства) в течение всего периода нахождения последнего на территории РФ.

При этом закон не обязывает юридическое лицо ставить иностранного гражданина на учет (регистрировать) исключительно по адресу нахождения этой организации. Иностранец может жить, где пожелает, но если предполагается поселить его в помещении, которое:

  • не имеет отдельного адреса, но находится в собственности данного юридического лица;
  • является юридическим адресом пригласившей иностранного гражданина организации,

то тогда иностранца следует регистрировать по официальному адресу организации. В любом случае организация является пригласившей иностранца стороной, поэтому, где бы ни был поселен гость, ответственность за уведомление органов МВД о прибытии иностранного гражданина на территорию РФ лежит именно на пригласившем его юридическом лице.

Миграционный учет студентов

В случае с иностранными студентами, прибывшими на обучение в РФ, принимающей стороной является то учебное заведение, куда было осуществлено зачисление. Поставить на миграционный учет студентов иностранцев администрация ВУЗа обязана в течение 7 суток с момента пересечения иностранными гражданами границ РФ. Принимающей стороной здесь является именно ВУЗ, так что студенты-гости должны лишь предоставить все необходимые документы (то есть, только свой заграничный паспорт и заполненную миграционную карту).

Внимание! Запрещается регистрировать иностранных граждан по юридическому адресу ВУЗа . Это должно быть исключительно реальное место проживания студента (например, общежитие).

Если же студент намерен проживать в ином месте (например, самостоятельно снимая себе жилье), то в данном случае ответственность уведомления государственных органов относительно студента-иностранца, снимается с администрации учебного заведения. Теперь уведомлять органы власти о пребывании иностранца должны будут собственники той недвижимости, где студент будет реально проживать.

Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан

Прибывающие на территорию России иностранные граждане обязаны официально информировать о своем месте нахождения органы МВД, а также зарегистрироваться по месту своего постоянного проживания в течение 7 календарных дней. Но есть исключения (для граждан стран-республик бывшего Советского Союза):

  • для граждан Белоруссии и Украины срок нахождения без официальной регистрации составляет 90 календарных дней.

С 2022 года « безрегистрационный » период для граждан Украины предположительно будет сокращен до 7 дней (в силу ухудшения отношений между странами).

  • для граждан Казахстана, Киргизии, Армении – 30 суток;
  • для граждан Таджикистана – 15 суток;
  • для граждан Узбекистана, Молдовы или Азербайджана — 7 суток.

Регистрация иностранца по реальному адресу его нахождения действует в течение 90 календарных дней. После этого иностранный гражданин обязан пересечь границу РФ (уехать), если только у него нет причины остаться. Продление регистрации возможно в случаях:

  • наличие трудового договора либо патента, дающего возможность вести трудовую деятельность;
  • прохождение обучения;
  • иностранец успешно подал документы на регистрацию на временное проживание.

Документы для постановки на учет иностранного гражданина

Для постановки на миграционный учет прибывшего иностранца от него потребуются следующие документы:

  • копия страниц заграничного паспорта (вообще всех страниц, а не только с фотографией и визой – изменение действует с 20.03.2022 г.);
  • копия визы отдельно;
  • миграционная карта (и ее копия);
  • копия правоустанавливающего документа на жилье, например, договор на его аренду или свидетельство о собственности арендодателя на данную площадь.

В случае, если иностранец является гражданином страны, входящей в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество, то от него дополнительно потребуются:

  • трудовой договор (копия);
  • копии документов, которые подтверждают родственную связь между иностранцем и членами его семьи (в случае, если иностранец прибывает вместе с семьей).

Полный перечень всех документов, которые могут потребоваться для проведения постановки на миграционный учет, приведен в ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.

Нарушение миграционного учета иностранным гражданином

Если иностранец после въезда на территорию РФ:

  • не зарегистрировался по реальному адресу своего нахождения;
  • не осуществил уведомления органов государственной власти РФ о своем прибытии;
  • не имеет на руках отрывной части бланков регистрации и уведомления (в том числе, подразумевается возможная их утеря),

то в данном случае имеет место нарушение миграционного учета. Ответственными здесь являются как сам нарушитель, так и принимающая сторона:

  1. Иностранец наказывается штрафом от 2 до 5 тыс.р., а в случаях повторного нарушения он должен выехать за пределы страны (без права последующего въезда).
  2. Принимающая сторона штрафуется в размерах:
    • физические лица – 2-4 тыс.р.;
    • должностные лица – 40-50 тыс.р.;
    • лица юридические – 400-500 тыс.р. за каждого иностранного гражданина, находящегося под ответственностью пригласившей его стороны.

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания в РФ в 2022 году

Как проводится регистрация иностранца в РФ по месту пребывания в 2022 году

Необходимость получения приезжими из других стран временной регистрации – обязательное требование законодательства РФ. Вне зависимости от цели прибытия в страну, от того, есть или нет виза, процедуру проходят все. Игнорирование действующих норм чревато административной ответственностью (придется уплатить штраф).

Миграционная политика РФ

ФЗ №109 и Постановление Правительства РФ №9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан» в полной мере описывают процедуру и особенности процесса регистрации иммигрантов в РФ. Помимо этого, в документах изложены права и обязанности иностранных граждан.

  1. По месту прибытия. Подходит для большей части мигрантов, которые планируют трудоустроиться.
  2. По месту жительства. Вариант постоянной прописки для нерезидентов страны, у которых на руках вид на жительство или разрешение на временное пребывание. Помимо этого, требуется доказать факт законного пользования жилой недвижимостью, находящейся в России.

Процесс регистрации сам по себе простой: достаточно собрать минимальный пакет документов и обратиться в ближайший офис службы ГУВМ МВД, где сообщить о факте пересечения иностранным гражданином границ РФ. Это позволит легально находиться на ее территории и пользоваться своими законными правами.

Алгоритм действий и необходимые документы

Лично или через доверенное лицо гражданин передает справки на проверку и контроль в УВМ, а также готовит письменное заявление. Пока что электронные сервисы и портал Госуслуги не предполагают возможность подачи документов удаленно по интернету.

Чтобы сделать регистрацию, нужны такие документы:

  • Заявление.
  • РВП или вид на жительство.
  • Документ, удостоверяющий личность, или загранпаспорт.
  • Выписка из государственного реестра. Свидетельство о праве собственности на недвижимость или договор аренды помещения, в котором иностранец желает зарегистрироваться.

Специалисты УВМ проводят проверку всех предоставленных справок, после чего иностранный гражданин получает в ВНЖ или РВП штамп о дате и месте регистрации.

Как оформляется регистрация по прибытии

Сделать это можно сразу после того, как человек прибудет в РФ. Для постановки на учет потребуется обратиться в местное отделение МВД, куда передать информацию о себе. Лица, которые проигнорировали данное требование законодательства, обязаны уплатить штраф.

Отделение ГУВМ можно уведомить о факте прибытия иностранного жителя заранее. Для этого по почте требуется переслать все документы, включая заявление, а также оплатить стоимость почтовых услуг. Такой формат регистрации места проживания простой, ведь человеку не требуется тратить время на личный визит в инстанцию.

Официально получив прописку, у иностранца появляется право свободно находиться в РФ и перемещаться по ее территории на срок не более 3 месяцев. В рамках процедуры платить государственную пошлину за процедуру не требуется.

Правила временной регистрации прибывших в Россию:

  1. У прибывшего может не быть российской прописки, однако место его регистрации должно быть обязательно известно МВД. Для этого в контролирующий орган передается специальное уведомление.
  2. В ГУВМ человек получает специальный бланк-подтверждение факта постановки его на учет.
  3. Регистрация после отправки документов почтой в МВД возможна только при условии, что пакет справок полный.

Если человек пересек границу РФ по безвизовому режиму, ему придется подготовить паспорт и миграционную карту для получения временной регистрации на 3 месяца. В будущем возможно продление этого срока.

Обратите внимание! Многие приезжие решают купить справку о регистрации, особенно, когда цена такого предложения довольно привлекательная. Однако факты фиктивной прописки легко обнаруживаются и караются штрафом, поэтому вопрос стоит решать исключительно легально.

Нюансы регистрации по месту жительства

Такой вариант подходит для иммигрантов, намеревающихся в России жить в собственной квартире или доме. В этом случае речь идет об оформлении постоянной регистрации, которая невозможна без наличия официального РВП или вида на жительство. Дальше иностранцу потребуется встать на учет в том регионе, где находится его недвижимость. Допускается, что приезжий не будет жить в своей квартире, однако ее местоположение в регистрационном бланке прописывается в обязательном порядке.

Как проходит процедура:

  • Документы в УВМ передаются по месту пребывания, т.е. по адресу местонахождения помещения, где и планирует прописаться человек.
  • В заявлении на регистрацию заявитель указывает ФИО, дату рождения, гражданство, переносит паспортные данные, обязательно прописывает адрес, по которому он на текущий момент проживает.
  • В качестве приложения к заявлению необходим вид на жительство и правоустанавливающие справки на жилой объект недвижимости.

За получение регистрации потребуется уплатить государственную пошлину в сумме 350 рублей. Временная прописка бесплатная.

Сроки постановки на учет и ответственность за их несоблюдение

Иностранцам дается не больше 7 рабочих дней с момента пересечения границы на процесс постановки на учет. Обратиться следует в миграционное управление по месту проживания.

Граждане ЕАЭС, Беларуси и Армении могут пользоваться дополнительными льготами: до 30 дней им отводится на прописку. Чуть меньше дано приехавшим из Казахстана – до 15 дней. Вне зависимости от гражданства заявителя при его первичном обращении предварительная регистрация, полученная в УВМ, не может длиться дольше 90 дней. Продление проводится в частном порядке на основании предоставленного заявления и документов при условии наличия у обратившегося РВП.

Если в оговоренные законом сроки не встать на учет или же приехавший человек оформит заявление с опозданием – это чревато административным наказанием. 4 пункт статьи 18.9 КоАП РФ гласит, что граждане должны уплатить 2-4 тысячи рублей, для организаций сумма увеличивается до 40-50 тысяч рублей. К тому же нарушение регистрационного режима влечет за собой штраф до 5 тысяч рублей. К злостным нарушителям порядка применяется депортация.

Распространенные причины отказа

Существует несколько разнообразных причин, по которых иностранное лицо может услышать отказ в постановке на регистрационный учет:

  1. Если не заключен официальный договор об аренде помещения с его полноправным собственником.
  2. Договор о найме есть, но он оформлен некорректно и поэтому недействителен. В обязательном порядке такая договоренность фиксируется в письменном виде и документ передается на регистрацию налоговой инспекции.
  3. Собственник помещения не желает прописывать на личной жилплощади посторонних наемных рабочих.
  4. Если у приезжего выявлены опасные для окружающих инфекционные болезни, например, туберкулез.

Временная регистрация в СПБ через МФЦ проводится в рамках 1 календарного дня при условии наличия у заявителя на руках полного пакета документов

Находиться в пределах РФ без временной регистрации приезжим можно исключительно на протяжении оговоренного законодательством страны срока (меняется в зависимости от гражданства лица, посетившего страну). Для продления периода официального пребывания потребуется подготовить и подать письменный запрос, а также справку-основание для продления.

Сложности, связанные с регистрацией приезжих из других стран

Многие собственники помещений в силу личных причин не желают прописывать посторонних людей. Чаще всего виной тому нежелание платить налоги от передачи помещения в аренду или же они не хотят тратить время на процедуру. Помимо этого, часть арендодателей опасается потенциальных сложностей с выпиской иностранных граждан, пытаясь оградить себя от лишней головной боли.

С целью указать место регистрации многие приезжие принимают решение воспользоваться иными вариантами, например, помощью сомнительных компаний или попросту покупают прописку. Подобные нарушения тоже караются штрафом и депортацией.

Если встала необходимость получения постоянной или временной регистрации, вам помогут профессионалы компании «Авантаж». Мы легализуем пребывание или трудоустройство граждан других государств быстро и по привлекательной стоимости.

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте “а” пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

7.1. Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

9. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

10. При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию