Трудовая миграция в России в 2020 году: проблемы и регулирование

Особенности миграционных процессов в РФ в 2020 году

На сегодняшний день вопрос о миграции волнует все больше государств, не только Российскую Федерацию. Ведь с каждым годом количество мигрантов увеличивается.

Общее понятие о миграции

Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Временная миграция.Происходит, из-за каких либо стихийных бедствий, военных действий и т.п. Иностранные граждане мигрируют на некоторое время до устранения опасных воздействий на их жизнь.
Сезонная миграцияЭтот вид миграции связан, с трудовой деятельностью. Иностранные граждане переселяются в определенные регионы для трудоустройства.
Трудовая миграцияХарактеризуется переселением населения для выполнения трудовой деятельности на постоянной основе.
Спонтанная миграцияЭтот вид миграции, не зависит, от каких либо факторов. Население мигрирует в поисках лучших условия для проживания.

Все эти причины вызывают миграцию населения, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Важно. Главным признаком миграции является смена места проживания, то есть миграция, относится, к изменениям географического положения населения.

Так же миграция может определяться количеством мигрирующего населения, то есть:

  • Организованная миграция, когда определенная группа граждан, мигрирует в другую страну для осуществления трудовой деятельности или же с целью обучения.
  • Самостоятельная миграция, когда определенный гражданин, решил сменить место проживания, тем самым мигрировал в другую страну.

Важно. Наиболее важное влияние на развитие государства оказывает трудовая миграция.

Отрицательным влиянием на развитие государства, является миграция ценных кадров, которые внесли большой вклад в развитие определенных отраслей, но по каким либо причинам были вынуждены мигрировать в другое государство.

Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция – это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2020 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.

Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.

Виды трудовой миграции

Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

Типы мигрантов

Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.

Нелегалы

К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.

Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.

Поселенцы

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Сотрудники по договоренности

Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.

Высокопрофессиональные специалисты

Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.

Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.

Беженцы

Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.

Поправки для мигрантов

Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.
Читайте также:  Отказ от предоставления временного убежища: образец написания заявления

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.

В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.

В перечне квот на 2020 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.

Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2020 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2020 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2020 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Проблемы трудовой миграции в современной России (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 08.09.2015

В современном мире трудовая миграция приобретает все более глобальное значение и является мощным стимулом развития мирового прогресса.

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. В 2013 году количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, превысило 17,5 миллиона человек. Значительная часть мигрантов прибывает в страну в поисках работы.

Проблема использования иностранной рабочей силы в современной России является одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в нашей стране многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 миллионов), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции.

Нелегальные мигранты в современной России – это иностранные граждане, в основном из государств – участников Содружества Независимых Государств, законно въехавшие и впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие территорию Российской Федерации, понимая бесперспективность возвращения на родину, где их ждут безработица и низкий уровень жизни.

Перейдя в разряд нелегалов, трудовые мигранты осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.

Особую группу риска составляет молодежь, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества.

Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли.

Читайте также:  Программа и новый закон переселения соотечественников в Россию в 2020 году

Сложившаяся в Российской Федерации миграционная ситуация требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан. Адаптация на основе знания русского языка, уважения к истории и культуре, традициям и жизненному укладу россиян, является эффективным средством гармонизации межнациональных взаимоотношений коренного населения и мигрантов.

Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, невозможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

К сожалению, в Российской Федерации:

– отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;

– существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;

– непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;

– отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;

– действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;

– требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;

– слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

С 1 января 2015 года на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ. Такими могут выступать:

– сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России;

– документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны-республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;

– документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

Согласно пункту 8 статьи 13 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС о заключении, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора (или иного документа) на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец, осуществляющий трудовую деятельность в РФ, обязан представить лично или же направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора.

При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ежемесячная сумма, которую должен будет оплачивать иностранный гражданин, работающий по патенту в Москве, равна 4 тысячам рублей; в Санкт-Петербурге – 3 тысячам рублей. В других регионах страны стоимость патента будет составлять примерно 1300 рублей.

Патент на работу прекращает свое действие с истечением его годичного срока, а также если лицо не продлевает патент и не оплачивает авансовый платеж до установленной даты.

Если иностранный гражданин работает без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Если иностранный гражданин нанимается на работу без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Подводя итоги, скажем, что по мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами, в миграционной политике Российской Федерации происходила эволюция подходов и корректировка целей.

Реальным механизмом исполнения Законов Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” и от 19 февраля 1993 года N 4528-1 “О беженцах” и нормативных актов, касающихся вопросов вынужденной миграции, являются федеральные миграционные программы. Серьезным шагом в упорядочении миграционных процессов и сопряженных с ними процессов адаптации переселенцев стало создание сети территориальных органов ФМС России. Это позволило регистрировать беженцев из зон вооруженных конфликтов, оказать им содействие в обустройстве. За короткое время были созданы центры временного размещения, центр медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонах вооруженных столкновений, развернулось строительство компактных поселений.

Первый опыт работы позволил четче сформулировать цели, принципы и задачи миграционной политики России. В качестве первоочередных целей были зафиксированы: оптимизация миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум признаны:

– защита прав и интересов мигрантов;

– соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;

– организация миграционного контроля;

– регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

– создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

С принятием новой Федеральной миграционной программы, предусматривающей основные направления социального обустройства мигрантов, деятельность органов государственной политики в решении проблем вынужденных переселенцев, их обустройства и социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

– совершенствование законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей взаимные права и обязанности мигранта и государства;

– защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;

– организация миграционного контроля, регулирование миграционных потоков;

– прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства;

– прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации, международной обстановки;

– разработка региональных и межрегиональных программ, организация их финансирования и выполнения;

– оптимальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции и контроль за их использованием;

– разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Законов N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”, N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, поправок в Кодекс об административных правонарушениях, статьи Закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию; а с другой – введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, сегодня Россия столкнулась с массовой миграцией иностранцев, не владеющих в должной мере русским языком и принесших с собой традиции, непривычные для русских регионов.

Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости, ксенофобии и мигрантофобии, что зачастую используется разного рода националистами, готовыми перевести любой бытовой конфликт в разряд межэтнических противоречий и сделать поводом для уличных беспорядков.

Правозащитные организации и правоохранительные органы фиксируют огромное количество правонарушений, начиная от отказа приема на работу по этническому признаку и заканчивая нападениями, избиениями и убийствами лиц “неславянской наружности”.

И ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро.

Поэтому, ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:

1) создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;

2) облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:

– обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;

– обеспеченность рабочим местом;

– обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;

3) принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;

4) оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;

5) принять Федеральный закон “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”, подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.

Как сказано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года, “переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития”.——————————–

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

Поэтому принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать:

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/865/details/81610/.

– созданию инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;

– координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов;

– снижению опасности возникновения социальной напряженности в обществе;

– противодействию сегрегации мигрантов и возникновению закрытых этнических анклавов;

– созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации;

– оптимизации процессов на российском рынке труда;

– снижению уровня незаконной миграции;

– обеспечению межнационального согласия в российском обществе;

– популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации.

Литература

1. Лившин А., Полунов А., Каширова А. Изменения миграционного законодательства РФ в начале 2007 года: анализ первых результатов [Электронный ресурс] / URL: http://ristr.spa.msu.ru/labour_market.php (режим доступа: свободный).
2. Преступники, выбившие женщине глаз, оказались скинхедами [Электронный ресурс] / URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-282699-section_id-13.html (режим доступа: свободный).
3. Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области [Электронный ресурс] / URL: http://www.islamrf.ru/articles.php?razdel=6&s >4. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / Науч. ред. С.В. Голунов. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 7.
5. Усачева А., Свизева В., Коротких К. Полумесяц за полумесяцем [Электронный ресурс] / URL: http://59.ru/news/208-print.htm (режим доступа: свободный).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Виды трудовой миграции в России

В стремлении к улучшению условий жизни граждане пересекают границы стран и регионов, переезжая на новые места жительства. Около 5 миллионов жителей России ежегодно переселяются в более благополучные регионы. В РФ же прибывают более десяти миллионов человек из стран ближнего зарубежья.

Понятие трудовой миграции

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

  • Легальная и нелегальная;
  • Постоянная (гражданин переезжает на новое место жительства безвозвратно);
  • Временная (краткосрочная — менее трёх месяцев, долгосрочная — от 3 до 12 месяцев). В краткосрочном варианте различают сезонную, челночную и вахтовую миграцию;
  • Регулируемая и нерегулируемая государством;
  • Добровольная и вынужденная.

Переезд с целью поиска работы осуществляют как неквалифицированные работники, так и профессионалы в различных сферах.

Причины трудовой миграции

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

  • Сложную политическую ситуацию;
  • Плохую экологию;
  • Вооружённые конфликты;
  • Религиозные взгляды;
  • Расовую принадлежность.
  1. Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
  2. Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.
Читайте также:  Временная регистрация иностранцев на 1 год и более долгий срок в Москве и других городах России в 2020 году

Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.

Привлекательность России для иммигрантов

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Причины трудовой эмиграции Россиян

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу. Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;
  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.
  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.
  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.
  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Статистика трудовой миграции в России

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Количество иностранных граждан, работающих в России

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2017 году.

ГосударствоКоличество мигрантов, млн.чел
Украина3,3
Казахстан2,5
Узбекистан1,1
Белоруссия0,76
Азербайджан0,77
Грузия, Армения, Таджикистан, Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Южная Корея, страны ЕС и др.3,47

Общее количество иммигрантов в 2017 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

Количество трудовых эмигрантов из России

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Законодательное регулирование трудовой миграции в России

Труд иностранцев и их нахождение в Российской Федерации регулируется федеральными законами, постановлениями правительства, межгосударственными договорами и приказами Министерства труда.

  • ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ;
  • ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ;
  • ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

В 2018-2020 гг были внесены поправки к Федеральным законам.

В 2017 редакция коснулась дактилоскопической регистрации. Процедуру нужно проходить по месту подачи документов при получении вида на жительство.

В июне 2018 года был утверждён приказ, запрещающий регистрацию трудящихся по месту работы, если они не являются гражданами России. Теперь временная прописка мигранту нужна по месту проживания.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере. Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

Итоги 2020 года. На какой экономический рост можно рассчитывать в 2020 г.

Рост госрасходов в 2020 году должен исправить основную экономическую проблему — слабость внутреннего спроса, определившую почти все, чем 2020 год многим не понравился. Надежды на лучший следующий год могут сбыться в виде 2% роста ВВП, ожидаемых правительством,— огосударствленный рынок лучше и предсказуемее, чем открытый, реагирует на увеличение госрасходов. Выиграют все друзья, партнеры и клиенты государства — а лишними в такой экономике, почти неотличимой от обычной, остаются частные предприниматели.

По итогам правительственных совещаний 24 декабря 2018 года экономическая картина 2020 года казалась правительству совершенно понятной, определенной и не вызывающей опасений. Считалось, что все уже решено, не о чем спорить, только исполняй — бюджет, нацпроекты, программу инфраструктурных инвестиций, «дорожные карты» по дерегулированию экономики; принимай уже разработанные законопроекты, поддерживай несырьевой экспорт, управляй ценами на топливо во избежание скачков инфляции, снижай ключевую ставку, строй квартиры и выдавай ипотечные кредиты, тяни оптоволокно к школам, раздавай лекарства онкобольным, очищай русло Волги.

В Новый год экономика входила с большим запасом прочности во всех отношениях. Разумеется, окружающий мир придумает, какую проблему нужно подкинуть правительству РФ, чтобы ему не было скучно в его проектных офисах,— но и на это были предусмотрены инструменты, вплоть до резервных фондов.

Уже в феврале Белый дом столкнулся с завуалированным бунтом Госсовета — губернаторов не устраивали намерения Минфина заставить регионы инвестировать в то, что запланировал федеральный центр. Министерства, которые в спешке писали нацпроекты и госпрограммы с мая 2018 года, лишь к концу февраля 2020 года выяснили, что их предложения не вполне устраивают их самих, планы надо дополнять и улучшать («цифровой» нацпроект в значительной своей части был просто отложен на 2020 год, в меньших масштабах этот сценарий повторился с медицинским и экологическим проектами). Даже лето в 2020 году решило, что оно не будет наступать в июне, сдвинув и инфляционные кривые, и графики экспорта пшеницы, и географию лесных пожаров.

Повторимся, совсем серьезных проблем в этом списке по сути и не было. Но к осени стало понятно, что замена размеренного и спокойного движения на постоянное решение мелких споров и конфликтов — это то, что экономике не нравится. Если судить об экономическом развитии по динамике ВВП, потребления, инвестиций и промпроизводства, то по итогам первого полугодия 2020 года можно было ожидать внутреннего конфликта во власти и угрозы отставки половины вице-премьеров, с мая лично ответственных за реализацию нацпроектов.

К концу 2020 года цифры то улучшались, то ухудшались — но во всяком случае, к декабрю ощущения того, что по крайней мере 2020 год будет более «плановым», не возникло ни у кого, кроме Банка России. Его аналитики прогнозируют, что рост ВВП, в 2020 году колебавшийся от 0,8% до 1,7%, уже в начале 2020 года выйдет на плановые 2–2,1% — а это, между прочим, не сильно меньше, чем прогнозы роста ВВП США на тот же год, 2,4%.

Реформа КНД в 2020 году сосредоточится в рабочих группах гильотины

Мало того — 2% роста 2020 года – это нижняя оценка. Она предполагает цены на нефть не выше $60 за баррель и продолжение длившегося весь 2020 год кризиса инвестиций средних компаний в условиях, когда теоретически важные и влиятельные регуляторные реформы — «регуляторная гильотина» и соглашения о защите и поощрении капиталовложений — заметно на экономику еще не повлияют (их еще надо реализовать, и это дела 2020 года).

И все же, подводя итоги года, первый вице-премьер Антон Силуанов без энтузиазма, но абсолютно уверенно говорил: «Мы все равно добьемся тех задач, которые должны были решить деньгами текущего года». Никакой критики 2020 года, нервного в ежедневных мелочах и бедного на серьезные успехи и значимые неудачи и в итоге оставляющего на следующий год ощущение того, что все очень зыбко и непрочно, в российской власти нет.

Несмотря на то что для всего остального мира 2020 год обещает быть похожим (к слову, именно в 2020-м, кажется, не только в Белом доме, но и в обществе закрепилась уверенность — экономически все мы больше зависим от NYSE, чем от Кремля), предполагаемый экономический консенсус-сценарий 2020 года можно описать так.

Начало года, видимо, будет похожим на 2020-й — по инерции. К весне федеральных денег в экономике будет довольно много, а ко второй половине года — даже больше, чем раньше. «Потолок» роста будет достигнут почти сразу — но сильно расти РФ не собирается. 1,5–2% роста в год — это не много, чтобы испытывать по этому поводу восторг, и не мало, чтобы говорить «ничего не растет». Расти будет преимущественно госсектор и все, что с ним связано: с космодрома Восточный будут запускаться спутники, по краям карты РФ будут с отставанием, но строиться порты и газовые терминалы, будут колоситься пшеница, огурцы и цифровые сервисы.

Умные будут сидеть по уши в фондовом рынке. Добрые — яростно бороться с бурным жилищным строительством, подогреваемым дешевой ипотекой. Глупыми и недобрыми людьми, которым не нравится эта экономическая модель, и иноагентами продолжит заниматься ФСБ — она может не нравиться только тем, кто не желает России процветания.

Верить в большее процветание, между тем, есть причины. Основная идея роста 2020 года, усиление влияния госрасходов на рост ВВП и связанные показатели экономического благополучия, выглядит действительно работоспособной. Беспокоит только причина этого — на деле это означает, что в 2020 году экономика РФ стала по существу независимой от стандартных механизмов открытого рынка и более не ориентируется на частную инициативу, не связанную с государством. Это не совсем госкапитализм, поскольку он предполагает доминирование государства в экономике на уровне собственности. Скорее — «огосударствленная рыночная экономика», где государство является центральным контрагентом для любого предприятия, неважно, частного или нет.

Неудивительно, что почти все в ней зависит от госрасходов и инфраструктурных госмонополий (в 2020 году они оставались ослабленными из-за ограничений на рост тарифов 2014–2018 годов — но постепенно оживали). В такой экономике проект, не связанный с государством, вполне возможен — но только очень странный человек предпочтет его основной форме хозяйствования, государственно-частному партнерству в широком смысле. Очень показательно поведение РСПП в 2020 году —крупнейшие компании добивались от власти ровно того же статуса, как у госкомпаний, и вообще стремились по возможности ничем от них не отличаться: собственность не так важна, как возможности.

Будет ли такой рост ВВП приносить кому-то пользу? Безусловно. Будет как минимум рост зарплат и премий в компаниях, занятых в госпрограммах. Будут новые дороги, заводы, школы, новые банки, стартапы, фонды, инициативы, будет и медленное сокращение бедности, смертности, да даже и обычного хамства и бардака. В огосударствленном рынке бывает почти все, что есть на обычном — и работает он на первый взгляд похоже. Особенности выясняются в процессе — обычно неприятные, но для многих терпимые. К тому же в такой схеме роста почти нет смысла стимулировать чисто рыночные институты — впрочем, Белый дом в 2020 году уже часто с облегчением отказывался от этого.

Мировая экономика отдалилась от кризиса, но не получила ускорения

Это не худшая из схем, но у нее есть свои особенности. Главная — постоянная и очень неприятная необходимость выбора для тех, кому в этой экономике ранее выпала роль предпринимателей. Первый вариант — превращение активных инвесторов в пассивные. Второй — миграция на сильную сторону, в госслужащие. Но когда задачей акционеров компании вместо максимизации прибыли становится рост зарплат на 3–4% в год, подъем выпуска в отрасли на 11% за три года, снижение смертности на 0,4% или даже ускоренный переход на новую цифровую технологию — в первые годы это интересно, но затем в голову начинают приходить странные и нелепые идеи. То ли предпринимательские, то ли просто причуды.

Мы ожидаем роста числа их носителей — до сих пор они приходили в голову лишь немногим, понявшим смысл происходящего раньше. Вложить $800 млн в строительство небоскреба в Рязани? Пропагандировать изучение астрономии в школах? Выпустить антологию русского рэпа о ста сорока томах? Восстановить столицу Золотой Орды? Отрастить себе два дополнительных уха к двум уже имеющимся? Избавить Россию от насморка? Чего только в голову не придет людям, не желающим исполнять нацпроекты. Впрочем, их и в мире достаточно — в РФ просто, как всегда, опережают время, устраивая новый удивительный мир несколько раньше и чуть-чуть не так, как его потом построят в мире. В общем, есть на что надеяться.

Ссылка на основную публикацию