Прием на работу граждан Украины со статусом временного убежища в 2022 году

Как принять на работу гражданина Украины в 2022 году – документы и порядок действий

Согласно действующему законодательству, российский работодатель имеет право принять на работу гражданина иной страны, в том числе и Украины. Однако военный конфликт, произошедший на ее территории в 2014 году, стал причиной того, что огромное количество людей было вынуждено в спешном порядке покинуть территорию родной страны.

Именно поэтому российские власти приняли решение о необходимости упрощения процедуры предоставления украинским гражданам, имеющим статус беженца, возможности трудоустройства на территории России (о получении гражданства читайте здесь). В зависимости от наличия у гражданина Украины подобного статуса различается порядок принятия его на работу в 2022 году.

Порядок трудоустройства гражданина Украины

Согласно п. 1 ст. 2 и п.4 ст. 13 Федерального закона № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатели имеют право трудоустраивать граждан иностранных государств лишь при наличии у них соответствующего разрешения на осуществление деятельности на территории страны.

Как принять на работу гражданина Украины в 2022 году? Иностранец должен представить работодателю следующий пакет документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту с проставленными в ней отметками пограничного контроля;
  • отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет территориальным органом ФМС;
  • трудовую книжку (в том случае, если ее форма не соответствует форме, утвержденной на территории России, работодатель должен оформить документ действующего образца);
  • разрешение на работу, полученное в территориальном отделении ФМС;
  • документ об образовании или повышении квалификации (при наличии);
  • медицинскую книжку (при трудоустройстве на рабочее место с соответствующими требованиями).

В том случае, если украинский гражданин не имеет разрешения на работу, обязанность по оформлению документа ложится на работодателя.

Для этого потребуется выполнить следующие действия:

Поставить гражданина Украины на миграционный учет

В течение трех дней с момента пересечения им границы с Россией необходимо обратиться в орган ФМС по месту нахождения помещения, в котором он будет проживать, и представить следующий пакет документов:

  • внутренний паспорт украинца;
  • миграционную карту;
  • документы, подтверждающие право собственности физического лица или организации, на помещение, в котором будет проживать иностранный гражданин;
  • доверенность на осуществление действий по постановке гражданина Украины на миграционный учет представителем фирмы.

Оформить разрешение на работу

Для этого нужно представить в территориальное отделение ФМС паспорт гражданина Украины, миграционную карту с отметкой о том, что он был поставлен на миграционный учет, квитанцию об уплате государственной пошлины и заявление на оформление документа. Разрешение будет готово по истечении 10 дней с момента подачи письменного заявления в миграционную службу.

Направить гражданина Украины на медицинский осмотр

Получить справку с результатами медкомиссии необходимо в течение 30 дней с момента оформления разрешения на работу. Более того, до истечения этого срока ее потребуется представить в территориальное отделение ФМС, в противном случае разрешение будет аннулировано.

Заключить трудовой договор

Эта процедура является стандартной и ничем не отличается от порядка оформления документов при трудоустройстве российского гражданина. В том случае, если украинец впервые устраивается на работу на территории России, необходимо передать всю информацию о нем в Пенсионный фонд и оформить СНИЛС.

Уведомить государственные органы (ФНС, ФМС и Центр занятости населения) о том, что в организации трудится работник, имеющий иностранное гражданство

Для этого необходимо отправить им заполненные бланки установленной законодательством формы. Это можно сделать как лично, так и заказным письмом с уведомлением о вручении.

Кроме того, и сам работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается территориальным отделением ФМС. Для его получения необходимо подать соответствующее заявление в орган миграционной службы, приложив к нему следующий пакет документов:

Если работодатель является юридическим лицом:

  1. а) копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  2. б) копия свидетельства о постановке на налоговый учет.

Если работодатель является индивидуальным предпринимателем:

  1. а) копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП;
  2. б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также адрес регистрации предпринимателя;
  3. в) копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
  • Документацию, подтверждающую факт наличия договоренности с иностранным партнером или работником о трудоустройстве гражданина Украины в организацию.
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей за каждого привлекаемого украинского гражданина.

Разрешение выдается в 10-дневный срок с момента подачи вышеперечисленных документов в территориальный орган ФМС.

Порядок трудоустройства гражданина Украины, имеющего статус беженца

П. 9 ст. 8 Федерального закона № 4528-I от 19.02.1993 г. «О беженцах» устанавливает право лиц, получивших статус беженца, а также членов его семьи, прибывших с ним на территорию России, право на трудоустройство на работу на тех же условиях, что и российские граждане. Это значит, что работодателю не потребуется оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а гражданину Украины не придется заниматься оформлением разрешения на работу на территории Российской Федерации.

В том случае, если гражданин, имеющий статус беженца, впервые устраивается на работу у российского работодателя, его потребуется зарегистрировать в Пенсионном фонде РФ, а также передать сведения о нем в налоговую службу и Центр занятости населения.

Итак, порядок трудоустройства украинских граждан существенно разнится в зависимости от наличия или отсутствия у них статуса беженца. В том случае, если таковой был присвоен, оформление документов не вызовет у работодателя никаких сложностей, т.к. ему придется составить стандартный трудовой договор, как и при приеме на работу гражданина своей страны.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Москва и область: +7 (499) 455-09-71
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 317-78-95

Все регионы РФ: 8 (800) 550-92-58
Консультация бесплатна!

Если же гражданин Украины прибыл в Россию на общих основаниях, ему потребуется получить разрешение на работу (самостоятельно или с помощью работодателя). Организация, принимающая на работу украинца, должна, в свою очередь, получить разрешение на привлечение на работу иностранных граждан, уплатив за это государственную пошлину в размере 3 000 рублей за каждое рабочее место.

Прием на работу беженца в 2022 году

Беженец – это лицо, которое получило временное убежище. Такие лица могут трудиться на территории РФ и для этого они не должны оформлять разрешение на работу. Но предоставляется эта льгота только до того момента, как им будет утрачен статус беженца. Работодателю для приема на работу беженца не нужно будет оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. Трудовая деятельность беженцев осуществляется по тем же правилам, что действуют и для российских граждан. То есть, принимаются они на работу в порядке, предусмотренном для приема граждан РФ. В статье рассмотрим прием на работу беженца в 2022 году.

Прием на работу беженца в 2022 году

В первую очередь работодатель должен получить от беженца определённый перечень документов. В этот перечень в обязательном порядке входит документ, удостоверяющий личность. Беженец в этом случае предъявляет удостоверение беженца. Выдается это удостоверение на срок не более трёх лет, с возможностью продлить его ещё на пол года. Оно выдается на тот срок, пока иностранец признается беженцем.

Если иностранец получил временное убежище, то для него в качестве документа, удостоверяющего личность, будет является свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Это удостоверения выдается на срок до одного года.

Справка о том, что иностранцу предоставлено временное убежище не предусмотрена и в качестве документа, удостоверяющего личность, представлена быть не может. Национальный паспорт иностранца и другие его документы, удостоверяющие личность, хранятся в миграционной службе и поэтому работодателю представлены быть не могут (Читайте также статью ⇒ Прием на работу мигранта с патентом).

Беженцы из Украины

Беженцы, прибывшие из Украины, в нашей стране находятся как временно пребывающие лица. Позже они оформляют статус временного убежища (временного проживания), которое выдается на 1 год. Получив его, прибывшие из Украины могут получить статус беженца, дающий право на социальную поддержку со стороны российского государства, а также на возможность трудоустройства в РФ.

Статус беженца

Важно! Для того, чтобы официально подтвердить свой статус беженца, прибывшими гражданами оформляется удостоверение беженца. Это удостоверение позволяет пребывать в РФ, а также удостоверяет личность гражданина. Присваивается такой статус бессрочно, но его можно лишиться. В соответствии с законом «О беженцах» прибывшие в РФ лица, признанные беженцами должны каждые полтора года проходить переучет.

Даже если граждане, прибывшие из Украины не получили статус «беженец» или «временное убежище», они вправе трудоустроится, если у них есть патент. Если один из указанных статус у них оформлен, то дополнительных документов для трудоустройства не потребуется. Патент оформляется на 1 год в ГУВМ МВД в отделении по месту регистрации. Стоимость патента складывается из базовой стоимости, равной 1200 рублей, которая умножается на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Таким образом, стоимость патента будет различаться в зависимости от региона. Например, в Москве она составит 4200 рублей. При приеме на работу прибывшего из Украины гражданина, имеющего статус «временное убежище», оформление дополнительных документов не потребуется. Это связано с тем, что граждане, прибывшие из Украины относятся к безвизовым иностранцам.

Прием на работу беженца с Украины

Порядок трудоустройства украинских беженцев практически не отличается от приема граждан России. Исключение будет составлять перечень документов, в состав которых входят некоторые дополнительные документы. Иногда работодатели принимают на работу беженцев из Украины на сезонную работу, при которой предоставляется жилье и питание. Трудовое соглашение оформляется в письменном виде. Помимо основных условий в договоре также могут указываться и дополнительные условия. Для оформления потребуется предоставить определенный перечень документов:

  • Паспорт, либо другой, удостоверяющий личность документ;
  • Трудовую книжку;
  • СНИЛС (если его нет, работодатель должен его оформить);
  • Документы воинского учета;
  • Документы об образовании;
  • Справку об отсутствии судимости, уголовного преследования;
  • Справку об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических или психотропных веществ без медназначения;
  • Миграционную карту;
  • Удостоверение беженца, иной документ для подтверждения статуса временного проживания.

Работа для граждан с Украины

Работа, которая предоставляется беженцам с Украины – это вахтовая работа, сезонная работа. В этом случае гражданам предоставляют проживание в общежитиях. Устроиться они могут на любую специальность или профессию, например, строителем, инженером, монтажником или т.д. Отдельное жилье в этом случае, как правило, не предоставляется, обычно это просто общежитие.

Алгоритм приема на работу беженца с Украины

Важно! Если кандидат, принимаемый на работу, имеет статус беженца, то он должен предоставить соответствующее удостоверение. Только если этот документ у него есть, на работу его можно принимать по правилам, действующим и для российских граждан.

После этого в обязательном порядке необходимо уведомить миграционную службу. Граждане Украины являются иностранными гражданами, а значит и требования по уведомлению одинаковы. Алгоритм действий при приеме на работу будет следующим:

  • Первым делом необходимо выяснить какой статус имеет иностранец. В зависимости от его статуса будет различаться и порядок приема на работу.
  • Запрос документов. Принимаемый на работу иностранец должен предоставить указанный выше перечень документов.
  • Заключение трудового договора. После того, как иностранец предоставит нужные документы, с ним можно заключить трудовой договор. После этого оформляется приказ на работу и вносится запись в трудовую книжку работника.

Уведомление о приеме иностранца на работу

После того, как будет заключен трудовой договор с иностранцем из Украины, об этом необходимо уведомить миграционную службу. После того, как трудовой договор с ним будет расторгнут, также необходимо направить уведомление в миграционную службу. И в первом и во втором случае сделать это нужно не позднее трех дней с момента заключения или расторжения договора. Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России №147 от 28.06.2010. При заполнении форма можно пользоваться техническими средствами, аббревиатуры, сокращения, исправления не допускаются. Направить уведомление можно лично, по почте, либо в электронном виде в отдел ГУВМ МВД.

Прием граждан ДНР и ЛНР

Важно! Граждане из ДНР и ЛНР являются особой группой украинцев. При трудоустройстве они могут предъявить паспорт гражданина ДНР, либо ЛНР. В РФ эти паспорта признаются и они могут приниматься как удостоверения личности

При этом следует помнить, что признание этих паспортов будет действовать только до момента, пока ситуация не будет урегулирована. После этого такой паспорт не будет являться официальным документом, поэтому будет лучше, чтобы при трудоустройстве они предоставили украинские паспорта.

Трудоустройство гражданина Украины со статусом беженца

Добрый день! Какая процедура оформления трудового договора с гражданином Украины, имеющим статус временного убежища в РФ?

Ответы юристов ( 1 )

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»»[1] в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу, а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг[2] (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников[3].

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем, выдается и достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ[4].

При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев[5].

Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре[6].

Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса[7].

Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников[8]. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность[9].

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев — «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган[10]. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г[11].

В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой)[12].

Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ.

В названой части Закон вступил в силу с 8 октября 2014г.

В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

[1] Вступил в силу с 16.05.2014г.

[2] Далее по тексту — работодатель

[3] Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

[4] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[5] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[6] В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

[7] Статья 11 Трудового Кодекса.

[8] Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[9] Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

[10] Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

[12] В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

[13] Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Прием на работу украинцев со статусом временного убежища

Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но статус временного убежища даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.

Приём на работу

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении ГУВМ МВД, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы ГУВМ об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.

Пример свидетельства о предоставлении временного убежища

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Подробнее о приеме на работу граждан Украины в РФ читайте на нашем сайте, пройдя по данной ссылке.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.

Образец врачебного свидетельства о состоянии здоровья иностранного гражданина

Образец свидетельства обязательного пенсионного страхования

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Как найти работу

Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут найти работу на территории России. Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.

Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.

Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.

Открытие ИП

По законам Российской Федерации открыть ИП на территории страны может как российский, так и иностранный гражданин. По закону о беженцах, лица, получившие статус беженца в России или временное убежище имеют право на территории страны работать и заниматься предпринимательством. Следовательно, со стороны закона нет никаких препятствий для оформления документов на открытие индивидуального предприятия.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

    Заявление по установленной форме. Образец можно найти на официальном сайте налоговой службы, там же есть образец заполнения.

Образец заявления о регистрации ИП

Загвоздка в открытии ИП временного убежища кроется как раз в последнем пункте. Требуется РВП или ВНЖ в России. Эта небольшая поправка часто становится препоной, хотя и противоречит закону о беженцах.

В разных регионах страны дела с открытием ИП лиц с временным убежищем обстоят по-разному. Часто всё зависит непосредственно от лица, принимающего документы.

Во многих случаях выгоднее выход оформить РВП и только потом обращаться за открытием ИП.

Кроме того РВП – это уже шаг к получению российского гражданства, а значит, не придётся бросать свой открытый бизнес, если исчезнут обстоятельства на предоставление временного убежища.

Гражданам Украины , получившим статус временного убежища на территории РФ , не требуются дополнительные документы для устройства на работу. Что касается рабочего законодательства, они полностью приравниваются к жителям России, имеют те же права и обязанности на рабочем месте. Так же как и с остальных рабочих, с них удерживаются налоги, но за счёт этого они получают все социальные гарантии.

Иностранцы, которым предоставлено временное убежище в РФ: что со взносами в ФФОМС

Документом, подтверждающим законность пребывания в России лица, которому предоставлено временное убежище, и удостоверяющим его личност является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ установленного образц

событий, происходящих на Украине, в нашей стране сейчас находится большое количество украинских граждан, которым в РФ предоставлено временное убежище. Ведь получить его они могут в упрощенном порядк Таким иностранцам относительно несложно устроиться в России на работу, поскольку для этого им не нужно получать никакие разрешительные документ И нет особых проблем с обложением НДФЛ и взносами в ПФР и ФСС выплат в их пользу, производимых на основании трудового договора:

  • НДФЛ — по ставке 13% с доходов, полученных от трудовой деятельности, с первого дня работы в
  • взносы в ПФР — по ставке 22% с выплат, не превышающих 711 000 руб., и 10% — с выплат, превышающих эту сумм
  • взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 1,8% с выплат, не превышающих 670 000 руб. С выплат свыше этой суммы взносы не уплачиваютс

А вот с тем, являются ли лица, имеющие временное убежище в РФ, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования, определенности на первый взгляд нет. Соответственно, не вполне ясно, облагать ли выплаты в их пользу взносами в ФФОМС. По этому поводу Минтруд в прошлом году сначала сказал, что не но спустя несколько месяцев позиция изменилас

Посмотрим, что следует из совокупности норм законов о беженцах, страховых взносах и об обязательном медицинском страховании.

Начнем с того, что лица, получившие свидетельство о предоставлении временного убежища, имеют статус иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории

По общему правилу суммы выплат в пользу временно пребывающих иностранцев страховыми взносами не облагаются, кроме случаев, предусмотренных, среди прочего, законами о конкретных видах обязательного социального страховани

Если мы заглянем в Закон об обязательном медицинском страховании, то увидим, что к застрахованным в системе ОМС относятся, в частности, работающие по трудовому договору лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом «О беженца В свою очередь, таковыми являются:

  • лица, получившие свидетельств о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существ
  • лица, признанные беженцами, то есть имеющие удостоверение беженц

Как видим, непосредственно в Законе «О беженцах» ничего не сказано о праве на медицинскую помощь для тех, кому предоставлено временное убежище в РФ. Но там говорится, что правовое положение таких лиц может устанавливаться иными нормативными актам И действительно, если изучить подзаконные акты, в частности правительственный Порядок предоставления временного убежищ то мы увидим, что право на медпомощь на указанных лиц все же распространяетс Следовательно, они являются застрахованными в системе ОМС. А значит, и взносы в ФФОМС с выплат в их пользу уплачивать нужно. Это нам подтвердил и специалист Минтруда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В настоящее время позиция министерства заключается в том, что по совокупности норм законодательства РФ выплаты и вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлено временное убежище в РФ, облагаются взносами в ФФОМС в общеустановленном порядке по ставке

В заключение хотим напомнить, что работодатели иностранцев с «временным убежищем» не освобождены от следующих обязанностей:

  • поставить их на миграционный В отношении граждан Украины на это отводится 90 календарных дней с даты их въезда в которая указана на отметке погранслужбы в миграционной карте. Если же они устроились к вам уже по прошествии этого срока, тогда на постановку на учет у вас есть 7 рабочих дней с даты заключения трудового договор
  • уведомлять орган ФМС по установленной форм о найме и увольнении таких иностранцев в течение 3 рабочих дней с даты заключения либо расторжения (прекращения) трудового или гражданско-правового договор
  • в определенных отраслях деятельности соблюдать ограничения по допустимой доле мигрантов в общей численности работников. В частности, таких иностранцев нельзя нанимат

— для розничной торговли лекарствами;

— для розничной торговли в палатках и на рынках, а также прочей розничной торговли вне магазинов, палаток и рынков.

Работа для украинцев в РФ в 2022 году

Украинские граждане в поисках заработков часто отдают предпочтение трудоустройству в РФ. Многих специалистов интересует легальная работа для украинцев в России в 2022 году. Безвизовый режим между странами, большой выбор вакансий по различным направлениям и относительно несложная процедура оформления способствуют притоку трудовых мигрантов.

Трудовая деятельность иностранцев на территории России

Администрациям местных компаний, стремящимся привлекать рабочую силу из других стран, а также тем, кто готов отправиться на заработки в Россию, нужно знать, какие есть законы, регулирующие трудоустройство лиц без российского гражданства. Основным документом, регламентирующим правовые аспекты пребывания и деятельности представителей других стран, является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ .

Порядок и процедуру трудоустройства лиц иностранной принадлежности устанавливает ст. 13 этого закона. Права работающих украинцев в России, как и выходцев из других стран, закреплены в положениях этой статьи.

Трудоустройство граждан Украины

Украинским гражданам для пересечения российской границы не требуется виза. При въезде в страну они заполняют миграционную карту. Правила приема на работу граждан Украины требуют, чтобы мигрант находился в Российской Федерации на законных основаниях. Это может быть:

  • временное пребывание, подтвержденное миграционной картой;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • статус беженца.

Особенности процедуры трудоустройства зависят от разновидности легальных оснований для пребывания. Работодателю необходимо знать, какие документы нужны для оформления гражданина Украины на работу в каждом из перечисленных случаев.

Прием на работу при наличии ВНЖ

Наиболее проста процедура оформления на работу украинских граждан, которые уже получили вид на жительство. Работодателю в этом случае даже не потребуется особое разрешение для приема иностранного лица.

Хотя трудоустройство украинцев в России при наличии у них ВНЖ в целом не отличается от оформления на работу граждан РФ, нужно учитывать следующее:

  1. Статус должен быть подтвержден отдельным документом, который по формату похож на паспорт, либо штампом в загранпаспорте.
  2. Украинскому сотруднику не нужно становиться на воинский учет.
  3. Патент для легальной трудовой деятельности не требуется.

Оформление трудового патента

Тот, кто планирует заниматься трудовой деятельностью, прежде всего должен выяснить, как гражданину Украины получить разрешение на работу в России. Это право дает патент, который оформляется на срок от 1 до 12 месяцев. Получить его следует не позднее 30 дней от даты пересечения границы.

Пакет документов включает:

  • национальный паспорт;
  • миграционную карту с указанием того, что целью приезда является работа;
  • заполненное заявление;
  • документ о регистрации;
  • полис ДМС;
  • квитанцию об уплате госпошлины, размер которой составляет от 570 до 5000 рублей в зависимости от региона.

Трудовой мигрант должен быть осведомлен о том, где взять разрешение на работу гражданину Украины. Компетентным государственным органом является ГУВМ МВД (бывшая ФМС). Патент будет готов через 10 дней после подачи комплекта необходимых бумаг.

Заключение трудового договора с мигрантом из Украины

Трудовые отношения между российским работодателем и специалистом, имеющим украинское гражданство, фиксируются трудовым соглашением, составленным в соответствии с правовыми нормами.

Пошаговая инструкция по приему на работу украинцев выглядит следующим образом:

    Проверка документов соискателя. К обязательным относится удостоверение личности, подтверждение законности пребывания и ведения трудовой деятельности. Наличие ВНЖ или РВП упрощает процедуру. Если основанием для трудоустройства является РВП, украинец может работать только в том регионе, для которого оно выдано. Если соискатель временно пребывает в РФ по миграционной карте, он должен иметь патент.

Где и кем работают украинцы

Чтобы украинцу в России устроиться на работу в каком-то регионе страны, следует позаботиться о получении временного или постоянного статуса. Выходцев из Украины, как, впрочем, и остальных соискателей, привлекают вакансии с высоким уровнем зарплат. Максимальное количество возможностей открывается перед ними в крупных городах и в центральных областях РФ: Москве, Санкт-Петербурге и так далее. Именно сюда многие отправляются в поисках работы.

Вместе с большим спросом на рабочую силу в мегаполисах существует высокая конкуренция.

Есть и другие регионы, где в России работают украинцы. Их нередко можно встретить в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке. Трудовая деятельность организовывается как в обычном режиме, так и вахтовым методом. Учитывая нелегкие условия труда и отсутствие развитой инфраструктуры, уровень конкуренции в этих регионах обычно невысок.

Тем, кто планирует отправиться из Украины на заработки в соседнюю страну, интересно, кем украинцы работают в России. Чаще всего вакансии открываются:

  • на строительных объектах;
  • в промышленных отраслях;
  • в сфере обслуживания.

Особенно востребованы рабочие и строительные специальности: бетонщики, сварщики, каменщики, бурильщики, монтажники, маляры, штукатуры и так далее. Высоки шансы найти высокооплачиваемую работу в РФ у квалифицированных врачей и технических специалистов.

Работа для украинцев без статуса беженца, РВП или ВНЖ потребует патента на конкретный вид деятельности.

После введения безвизового режима Украины с европейскими государствами в июне 2017 года многие украинцы стали интересоваться трудоустройством в Западной Европе. Тем не менее приток трудовых мигрантов в Россию по-прежнему свидетельствует о привлекательности работы в РФ.

Уплата налогов гражданами Украины

Прежде чем оформить трудовые отношения, следует узнать, какими налогами облагаются иностранцы. Выходцы из Украины платят подоходный налог (НДФЛ) в размере 13% при наличии статуса резидента, то есть, если в течение года трудовой договор действовал более 183 дней.

При меньшем количестве отработанных дней налоговая ставка составит 30%.

Обязательны отчисления на пенсионное и социальное страхование.

Для трудовых мигрантов актуален вопрос, засчитывается ли в трудовой стаж граждан Украины работа в России. В соответствии с межправительственным соглашением о пенсионном обеспечении, которое подписали РФ и Украина, при начислении пенсии учитывается стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников.

Увольнение украинского сотрудника

Увольнение украинского работника происходит в соответствии с подписанным сторонами трудовым соглашением. Основанием может быть окончание срока действия договора или другие обстоятельства, которые, согласно правовым нормам, служат причиной для прекращения трудовых отношений.

Об увольнении украинца, который не имеет статуса беженца или ВНЖ, нужно в 3-дневный срок уведомить миграционную службу.

Работа для мигрантов с Донбасса

В законе предусмотрены положения, которые позволяют принять на работу сотрудника со статусом беженца. Иностранному гражданину, имеющему основания для приобретения этого статуса, необходимо получить соответствующее свидетельство. Трудовые взаимоотношения оформляются так же, как и при наличии у соискателя вида на жительство.

В связи с обстоятельствами, сложившимися на Донбассе, в интернете можно найти немало объявлений, в которых предлагается работа в России для беженцев из Украины с проживанием. Существуют государственные программы, направленные на привлечение рабочей силы, включая специалистов высокой квалификации, в различные регионы РФ.

Жители восточных областей Украины, которые решили обосноваться на новом месте, получают поддержку от государства и местных властей.

Выходцы из Луганской и Донецкой областей имеют право въезда с паспортами ЛНР и ДНР. Они могут на общих основаниях получить патент.

Прием на работу украинца со статусом временного убежища аналогичен оформлению сотрудника с ВНЖ.

Заключение

К главным преимуществам, которые дает украинцам работа в России, можно отнести достаточно высокие зарплаты, легальность трудоустройства и отсутствие языкового барьера. Значительные выгоды получают те, кто имеет ВНЖ, РВП или статус беженца. Другим мигрантам для работы приходится оформлять и продлевать патент. Большим плюсом является то, что российский стаж учитывается при начислении пенсий в Украине.

Ссылка на основную публикацию