Средняя зарплата учителя в 2019-2020 годах в России

Зарплаты учителей в России и их повышение

Средние зарплаты учителей в России нельзя назвать высокими. По обещанию правительства в 2020 году оклады педагогов будут увеличены на 6%. И следующие 3 года, будут подниматься ещё на 5-6% в год. К слову, в соседнем Казахстане, всем работникам бюджетной сферы поднимут зарплаты на целых 35%. Как говорится, ощутите разницу.

Планируемый уровень средних зарплат учителей в 2020 году в России

СпециалистыСредняя зарплата
Учителя средней школы44760 руб
Преподаватели ВУЗов93000 руб
Воспитатели дошкольного образования34700 руб

Доходы бюджетников являются регулируются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. Распоряжение о повышении уровня доходов до средних региональных цифр было подписано Владимиром Путиным в 2012 году. При этом заработная плата преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и профессорского состава должна была вырасти до 200% от средней зарплаты по региону.

Более точная информация представлена в таблице ниже, с разделением по уровням учебных заведений.

В среднем по РоссииВ федеральных учебных заведенияхВ региональных учебных заведенияхВ муниципальных учебных заведениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования34681 руб44279 руб47399 руб33789 руб
Учителя общеобразовательных школ44760 руб78429 руб64094 руб40149 руб
Педагоги дополнительного образования42079 руб51140 руб53615 руб40134 руб
Мастера и преподаватели профессионального образования43615 руб43545 руб43641 руб27783 руб
Педагоги, работающие с детьми-сиротами40493 руб39327 руб48764 руб
Преподаватели вузов92957 руб92588 руб107299 руб54789 руб

Рейтинг самых высоких зарплат учителей

ТОП-5 регионов России с самой большой заработной платой представлены в таблице.

Ямало-Ненецкий АО113826 руб
Ненецкий АО101681 руб
Чукотский АО92797 руб
Магаданская область85795 руб
г. Москва83679 руб

Рейтинг самых низких зарплат учителей

Тройка регионов с самым низкооплачиваемым трудом педагогов и воспитателей выглядит так.

Дагестан22474 руб
Чеченская Республика22564 руб
Мордовия23306 руб

Мнение учителей об уровне оплаты труда

По данным исследования РАНХиГС, более 60% преподавателей недовольны уровнем оплаты труда в профессии. Около 50% имеют вторую работу или дополнительную занятость. Порядка 24% считают сферу педагогики совершенно бесперспективной для молодежи и не рекомендовали бы своим детям выбирать её для трудоустройства.

Около 30% воспитателей и педагогов дошкольного образования считают, что их зарплата снизилась по сравнению с 2014 годом. Кроме этого, они отмечают, что получают на 11-12% меньше школьных учителей.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект2017 гЯнварь 2018 г.Рост на начало 2018 годаИюнь 2018 гРост за I полгода
г. Москва75783 руб80646 руб106,42%83679 руб103,76%
Центральный федеральный округ46228 руб48285 руб104,45%53767 руб111,35%
Северо-Западный федеральный округ40274 руб42033 руб104,37%46499 руб110,63%
Южный федеральный округ26799 руб27039 руб100,90%33149 руб122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ21248 руб21595 руб101,63%24439 руб113,17%
Приволжский федеральный округ26716 руб27812 руб104,10%31889 руб114,66%
Уральский федеральный округ40076 руб40855 руб101,94%51695 руб126,53%
Сибирский федеральный округ30304 руб31880 руб105,20%39050 руб122,49%
Дальневосточный федеральный округ47198 руб49089 руб104,01%61759 руб125,81%
В среднем по России34921 руб36265 руб103,85%42226 руб116,44%

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФРазмер средней заработной платы по регионуРазмер средней заработной платы учителя
г. Москва58760 руб57780 руб
Ямало-Ненецкий округ76500 руб83175 руб
Чукотка75400 руб76715 руб
Немецкий округ65370 руб75150 руб
Ханты-Мансийский округ56925 руб73 190 руб
Магадан58800 руб73175 руб
Камчатка52280 руб69480 руб
Саха49140 руб62780 руб
Мурманск42686 руб57410 руб
Сахалин53235 руб56734 руб
Коми39465 руб54200 руб
Московская область37600 руб48235 руб
Хабаровск34 835 руб47830 руб
Тюмень33715 руб42655 руб
Красноярск33515 руб41725 руб
Приморский край31694 руб41694 руб
Санкт — Петербург38935 руб41725 руб
Архангельск32585 руб40605 руб
Хакасия28100 руб38630 руб
Амур31500 руб38320 руб
Екатеринбург29050 руб37050 руб
Карелия28980 руб36310 руб
Иркутск30695 руб34700 руб
Татарстан27215 руб33670 руб
Бурятия27060 руб33235 руб
Ленинградская область3124032 115 руб
Ярославль24315 руб31765 руб
Тыва23365 руб31515 руб
Краснодар25440 руб31435 руб
Вологда26020 руб31265 руб
Омск25585 руб31200 руб
Кемерово26135 руб31145 руб
Пермь26230 руб31070 руб
Томск31415 руб30500 руб
Рязань23025 руб28620 руб
Самара24925 руб28620 руб
Новосибирс26120 руб28545 руб
Ростов22625 руб28380 руб
Челябинск27020 руб28260 руб
Калининград26010 руб28110 руб
Липецк22315 руб27887 руб
Смоленск21550 руб27715 руб
Калуга26950 руб27600 руб
Ставрополь21485 руб26925 руб
Владимир21875 руб26795 руб
Чувашская республика20275 руб26390 руб
Алтай22030 руб26200 руб
Тула24665 руб26060 руб
Оренбург22935 руб25930 руб
Воронеж22930 руб25930 руб
Волгоград22900 руб25800 руб
Астрахань22565 руб25700 руб
Тверь23825 руб25690 руб
Ульяновск20365 руб25487 руб
Ингушетия21170 руб25080 руб
Новгород24285 руб24885 руб
Адыгея20175 руб24820 руб
Удмуртская республика22770 руб24434 руб
Псков20343 руб24430 руб
Башкортостан23 580 руб24260 руб
Орлово20064 руб24155 руб
Тамбов19675 руб23695 руб
Брянск20240 руб23445 руб
Белгород22920 руб23400 руб
Иваново19750 руб23040 руб
Калмыкия19020 руб22515 руб
Чеченская республика21935 руб22080 руб
Киров20265 руб22045 руб
Курган20180 руб22030 руб
Пенза21445 руб21770 руб
Саратов21280 руб21525 руб
Северная Осетия19845 руб21385 руб
Марий Эл1955520965 руб
Алтайский край18725 руб20140 руб
Мордовия1870019940 руб
Дагестан1850017449 руб

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Оклады преподавателей ВУЗов, ассистентов и профессорского состава

Стоит отметить, что многие преподаватели в регионах работают буквально за идею, совмещая преподавательскую деятельность с другой работой или бизнесом. Многие ВУЗы оформляют сотрудников всего лишь на 0,25 или 0,5 ставки. Поэтому на руки, многие сотрудники получают совсем маленькие суммы.

Ассистент без ученой степени12000 руб
Преподаватель, доцент17000 руб
Профессора30000 руб
Кандидат наук в региональном ВУЗе9000 руб
Преподаватель, доцент в региональном ВУЗе10000 руб

Достойная заработная плата, по большому счету, есть только в вузах Москвы и отдельных университетах Санкт-Петербурга.

Зарплата учителей в 2020 году

По сообщениям ряда специализированных печатных и интернет-изданий, в 2020 году заработные платы учителей вырастут на 5,4%. Как надеется правительство, по итогам реализации государственных инициатив, оплата труда российских педагогических работников должна будет сравняться или превысить средние заработки в регионах. В целом, по заверениям российского правительства, уже к 2022 году преподаватели смогут получать до 45 тыс. руб. в месяц.

Законодательная база

Политика увеличения окладов служащих бюджетной сферы, в том числе, учителей, берет свое начало в президентском указе от 07.05.2012 за № 597. Во исполнение указанного акта дополнительно главой государства было подписано свыше 10 документов, которые предусматривали постепенное внедрение новых поправок в образовательной отрасли. Именно с того времени государством взят курс на ежегодное повышение оплаты труда наиболее уязвимым категориям служащих с учетом инфляционных процессов. Как свидетельствуют последние новости, в этом году прибавка к жалованью составит 6%. Соответствующая доплата начнет выдаваться на руки традиционно с сентября месяца.

Согласно правительственным планам, на повышение фонда оплаты труда педагогического состава планируется выделить из казны 363 млрд. руб. до окончания действия программы: в 2020 — 109 млрд., 2020— 120 млрд., 2021— 134 млрд. руб.

Категории учителей, которым повысят зарплаты

В 2020 году долгожданный рост доходов затронет оклады работников, которые занимаются педагогической деятельностью в следующих организациях:

  • Детских садах.
  • Средних школах.
  • Средне-специальных и высших учебных заведениях.
  • Специализированных школах, интернатах по работе с детьми-сиротами и т. д.

Перечисленным категориям педагогов доплата подлежит начислению и выплате не ранее того, как наступит новый учебный год. Больше всех получат работники ВУЗов — их оклады составят не менее 2 средних региональных зарплат. Остальным преподавателям будет выдаваться жалованье в размере 1 среднего заработка или немногим более этого. Помимо них, увеличатся трудовые доходы служащих вспомогательного звена и технического персонала, занятых в образовательной отрасли. Их довольствие вырастет уже с мая, поскольку работа таких сотрудников оплачивается на уровне МРОТ или еще ниже.

Как сообщают в министерстве образования, решение о корректировке жалованья в образовательной среде было принято из-за падения престижа учительской профессии и разительного неравенства со средними заработками в регионах.

Нынешнее положение дел

Как выявили недавние слушания в парламенте, ситуация с заработками учителей в стране неоднозначная. Их трудовые доходы существенно разнятся и зависят от субъекта РФ, города, должности. Как свидетельствует статистика, в большинстве регионов оклады составляют не более 50% от средних показателей, так как денег местных бюджетов едва хватает на покрытие базовых социальных выплат. Где-то эта цифра не превышает 10%, в то время как по закону педагогам положено ежемесячное довольствие в размере не менее 70% от средней зарплаты и условие об этом должно указываться в трудовом договоре. Остальную часть оклада (30%) надлежит добирать за счет надбавок за классное руководство, дополнительные часы, квалификацию и т. д.

Ряд региональных правительств отчитались, что доходы учителей у них превышают средние показатели. Например, руководство Владимирской области привело статданные об уровне зарплат в районе 32 тыс. руб., что примерно на 12% превышает средние заработки наемного персонала. Администрация Хабаровского края доложила о том, что жалованья их преподавателей перекрывают среднюю норму на 10% и составляют 44 тыс. руб. в месяц.

Лучше всего обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь работники образовательной сферы получают повышенные оклады. Более того, глава столичной области обязался увеличить заработки своих педагогов в 2020 году на 15%. Не отстают от них преподаватели Чукотской автономии. В целом, трудовые доходы в этих местах достигают 93 тыс. руб. в месяц.

К областям с самыми низкими преподавательскими заработками относятся Северокавказские регионы. Так, должностные довольствия дагестанцев едва доходят до 21 тыс. руб. Представители педагогического коллектива ингушских учебных заведений зарабатывают не более 22 тыс. руб.

Последние изменения

Наряду с обещаниями повышения зарплат учителям в России, с недавнего времени властями проводятся масштабные реорганизации преподавательской среды. Так, должности в учебных организациях планируют классифицировать и выстроить в виде иерархической лестницы: методист, наставник, ведущий и старший сотрудники. Это нововведение уже проходит апробацию в 13 областях в виде аттестационных мероприятий, но в рамках прежнего фонда оплаты труда, без дополнительных денежных субсидий. Следовательно, проводимые изменения не улучшат финансового положения педагогов, а лишь приведут к тому, что, если кому-то присвоят более высокий статус и увеличат зарплату, то автоматически снизят оплату другому лицу, с низким рейтингом. По итогам эксперимента министерством образования будет принято решение о целесообразности введения новой структуры учительской среды.

Зарплата учителей (педагогов) с 01.01.2020 года в России: реальные изменения, размер, индексация, повышение – последние актуальные новости

Указом Президента РФ от 24.06.2020 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020 – 2021 годы” прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок – 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений, в том числе образовательных, следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (педагогов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

На недавних парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева признала, что сейчас базовая (гарантированная) зарплата учителя иногда составляет всего 10% средней заработной платы в регионе, тогда как должна составлять не менее 70%.

Министр Просвещения РФ призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки».

Васильева добавила, что сейчас в большинстве регионов пропорция не соблюдается: «Иногда гарантированная часть доходит до 10%». Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также председатель Госдумы Вячеслав Володин. «В тех регионах, где средняя зарплата — 28 тыс. руб., 20 тыс. вы должны в договоре предусмотреть. Не получится, что это 12 тыс., 15 тыс., коллеги»,— обратился он к участникам слушаний.

Опрошенные изданием “КоммерсантЪ” эксперты считают необходимым зафиксировать базовую ставку учителя на 2020 год на уровне двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Они заявили, что сейчас учителя в российских регионах зачастую получают меньше 70% средней зарплаты по региону, потому что зарплатных фондов «едва хватает на базовые выплаты».

На слушаниях Васильева сообщила, что сейчас Минтруд и Минпросвещения ведут работу над определением фиксированной ставки для учителей и минимального оклада. По словам оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, регионы уже утверждают свои фиксированные ставки, однако в реальности учителя получают меньше, чем 70% от средней зарплаты по региону, потому что сейчас «учреждение само устанавливает оклад и ставку за работу в час». «Директор с коллективом сам разрабатывает нормативные акты»,— говорит Ольга Мирясова.

По ее словам, деньги из регионального бюджета поступают в школы в зависимости от числа учеников: «В этот “подушевой” норматив в том числе входит зарплата. Эта сумма делится руководством, которое само решает, по какому принципу будет платить. И сейчас того, что приходит, едва хватает на базовую выплату. Денег на стимулирующие надбавки не хватает». В профсоюзе предлагают зафиксировать ставку на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда (федеральный МРОТ с 1 января 2020 года составляет 11 280 руб.) и 18 часов. «Такая ставка была придумана в 30-е годы прошлого века, мы бы ее оставили. Это нормальная ставка: к каждому уроку учитель должен не меньше часа готовиться, так и получается — 36 часов»,— сообщил порталу kommersant.ru сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов управления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Зарплата учителей в 2020 году в России

Зарплаты российских педагогов являются хорошими только в отчётах чиновников. Пресловутые майские указы на самом деле мало что изменили – что учителям, что врачам для того, чтобы получать больше, пришлось хронически перерабатывать. Но и при этом многим сегодня приходится трудиться за копейки. Какая зарплата ждёт учителей в 2020 году – разберёмся с последними новостями по поводу того, ждут ли педагогов реальные изменения в новом году.

Последние новости о зарплатах учителей в России

Одна из главных новостей, что пришла в последнее время, касается принципов формирования зарплаты российского учителя. Заработок любого школьного учителя сегодня – это некая фиксированная гарантированная часть (оклад) и стимулирующие выплаты. При этом то, в каких пропорциях распределяются эти две части, на уровне федерального законодательства никак не регламентируется.

Не так давно министр просвещения Ольга Васильева рассказал а о том, что в части регионов страны оклад педагога – это примерно 10% от его зарплаты. Остальные 90% – это стимулирующие выплаты. Естественно, в таких ситуациях учителя больше озабочены тем, как заработать дополнительные выплаты, чем спокойной подготовкой к проведению занятий.

Из многих регионов России приходят неутешительные сообщения. Даже в таком большом и значимом городе, как Новосибирск, ощущается острая нехватка учителей. Прежде всего её испытывают школы в спальных районах города, которые слабо финансируются из-за небольшого количества учеников. Много заработать на стимулирующих выплатах новосибирские учителя в таких учебных заведениях не могут при всём желании. А их оклад – ниже всякого уровня приличия. Поэтому люди просто бегут из образования в другие сферы.

При этом очевидно, что Новосибирск не является какой-то аномалией. Такая же ситуация в подавляющем большинстве регионов России.

Минпросвещения совместно с Минтруда работают над тем, чтобы гарантированная часть зарплаты учителей составляла минимум 70% от заработка педагога. Причём это должно быть закреплено в законах.

В конце июля 2020 года идею поддержал премьер-министр правительства страны Дмитрий Медведев. Некий базовый оклад учителя будет зафиксирован для всех российских регионов.

Ждут ли зарплату учителей реальные изменения в 2020 году

Даже после пересмотра принципов формирования зарплаты учителя реальных изменений в 2020 году ожидать стоит едва ли. Да, оклад может вырасти до 70% заработка, и педагоги хотя бы будут ощущать чуть большую уверенность в своём заработке. Но общее финансирование фонда оплаты труда учителей это никак не увеличит.

Что могут ожидать российские учителя в 2020 году? С точки зрения тех, кто принимает решения – чиновников правительства – ситуация с зарплатами школьных педагогов в России примерно следующая:

  • майские указы 2012 года выполнены, и зарплата учителя теперь равна средней зарплате по экономике того региона, в котором живёт и трудится педагог;
  • майский указ 2018 года обязывает поддерживать этот уровень;
  • зарплаты учителей в 2020 году должны вырасти настолько же, насколько в среднем вырастут зарплаты всех остальных.

По итогам первого полугодия 2020 года средние зарплаты в России по оценкам Росстата выросли на 7%. Это номинальный уровень, реальный – 1,8%.

Очевидно, что официальный рост зарплат в стране по итогам всего года составит цифру, близкую к этим семи процентам. Именно настолько и вырастет зарплата учителей в 2020 году.

Понятно, что ситуация может отличаться от региона к региону. В разных частях страны в том числе будет отличаться и динамика роста средних зарплат, к которым привязан доход учителей. Но надеяться на какие-то принципиальные изменения при том, что в стране сохраняется всё тот же политический и экономический курс, было бы как минимум наивно.

Какие зарплаты предлагают учителям в России на 2019-2020 учебный год

В каких регионах учителя зарабатывают больше всех, из чего складывается их зарплата и почему только 5% россиян хотят видеть своего ребёнка учителем

По статистике всё отлично

Действительно, именно среди учителей и учёных больше всего тех, кому работа приносит удовольствие – об этом сказали 75% российских педагогов и научных сотрудников.

По востребованности учителя находятся на третьем месте в России. Глава Минпросвещения Ольга Васильева категорично заявляет, что «зарплата учителей сравнялась со средней в каждом субъекте».

Профессия учителя имеет отличные перспективы, в отличие от бухгалтера или кассира, которых в будущем заменят роботы.

Сколько должны зарабатывать учителя

71% россиян считают профессию учителя непрестижной.

По исследованиям Ромир, 95% российских родителей не выразили желания видеть своего ребёнка в будущем учителем.

Несмотря на востребованность, работа педагога остаётся одной из самых низкооплачиваемых. В Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» говорится, что зарплата учителя средней общеобразовательной школы должна равняться средней заработной плате в регионе.

ГородРабот.ру ведёт свою статистику зарплат в России. Мы получаем значения средней, медианной и модальной зарплат на основе анализа всех вакансий, размещённых на портале. В октябре 2020 года это 2 142 300 вакансий со 149 сайтов по трудоустройству.

По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата в России на сентябрь 2020 составила 37 591 рубль. Средняя зарплата учителя – 18 937 рублей. Разница есть.

Из чего складывается зарплата учителя в России

Зарплата учителя – это:

  1. Базовый оклад – за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  2. Стимулирующие надбавки – за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  3. Компенсации – за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  4. Премии – устанавливаются самим образовательным учреждением

Зарплата учителей даже в одной школе может существенно отличаться и зависит от стажа, категории, нагрузки и, наконец, самой школы. Поэтому в Госдуме предложили приравнять базовую часть оклада учителя к МРОТ.

Но МРОТ, который в 2020 году составляет 11 280 рублей, – это далеко не средняя зарплата по региону. Молодой учитель, работающий на 1 ставку, получает зарплату намного ниже той, которую ему гарантирует Указ Президента.

Минпросвещения рекомендует властям регионов установить базовую часть оклада учителя в размере 70% от средней по экономике региона.

Какую зарплату предлагают учителям в российских регионах – рейтинг ГородРабот.ру

Мы проанализировали все вакансии для учителей по каждому региону России и посчитали среднюю зарплату, которую предлагают учителям в новом учебном году – 2019-2020.

В топ-10 регионов с самой высокой зарплатой учителей вошли:

  1. Москва – средняя зарплата в вакансиях для учителей 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ – 41 000 рублей в месяц
  3. Чукотский автономный округ – 40 000 рублей в месяц
  4. Сахалинская область – 35 299 рублей в месяц
  5. Магаданская область – 32 131 рубль в месяц
  6. Камчатский край – 31 918 рублей в месяц
  7. Санкт-Петербург – 31 608 рублей в месяц
  8. Республика Саха (Якутия) – 29 187 рублей в месяц
  9. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 28 775 рублей в месяц
  10. Мурманская область – 26 043 рубля в месяц
  • Республика Дагестан – средняя зарплата в вакансиях для учителей здесь составляет всего 13 996 рублей в месяц
  • Липецкая область – 13 253 рубля в месяц
  • Ставропольский край – 12 960 рублей в месяц
  • Орловская область – 12 750 рублей в месяц
  • Республика Адыгея – 12 726 рублей в месяц
  • Курская область – 12 715 рублей в месяц
  • Карачаево-Черкесская республика – 12 646 рублей в месяц
  • Республика Марий Эл – 12 403 рубля в месяц
  • Ульяновская область – 11 416 рублей в месяц
  • Республика Северная Осетия-Алания – 11 297 рублей в месяц

Вот как выглядит полный рейтинг 85 российских регионов (ранжировали по убыванию зарплат):

  1. Москва – средняя зарплата учителя в вакансиях на ГородРабот.ру за сентябрь 2020 года 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ – 41 000
  3. Чукотский автономный округ – 40 000
  4. Сахалинская область – 35 299
  5. Магаданская область – 32 131
  6. Камчатский край – 31 918
  7. Санкт-Петербург – 31 608
  8. Республика Саха (Якутия) – 29 187
  9. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 28 775
  10. Мурманская область – 26 043
  11. Республика Коми – 25 514
  12. Ямало-Ненецкий автономный округ – 24 845
  13. Амурская область – 24 329
  14. Московская область – 23 987
  15. Красноярский край – 23 457
  16. Тюменская область – 22 627
  17. Архангельская область – 21 353
  18. Томская область – 20 893
  19. Ленинградская область – 20 855
  20. Республика Тыва – 20 316
  21. Приморский край – 20 239
  22. Республика Татарстан (Татарстан) – 20 044
  23. Забайкальский край – 19 934
  24. Нижегородская область – 19 881
  25. Новосибирская область – 19 731
  26. Республика Хакасия – 19 722
  27. Хабаровский край – 19 345
  28. Республика Карелия – 19 311
  29. Республика Бурятия – 19 255
  30. Иркутская область – 19 238
  31. Калужская область – 18 171
  32. Свердловская область – 18 102
  33. Республика Ингушетия – 18 100
  34. Еврейская автономная область – 18 048
  35. Республика Калмыкия – 17 913
  36. Кемеровская область – 17 434
  37. Воронежская область – 17 391
  38. Республика Алтай – 17 299
  39. Калининградская область – 17 158
  40. Челябинская область – 16 979
  41. Республика Мордовия – 16 973
  42. Краснодарский край – 16 872
  43. Чеченская Республика – 16 686
  44. Пермский край – 16 451
  45. Белгородская область – 16 315
  46. Республика Крым – 16 063
  47. Алтайский край – 16 029
  48. Саратовская область – 15 983
  49. Владимирская область – 15 967
  50. Костромская область – 15 948
  51. Рязанская область – 15 828
  52. Самарская область – 15 719
  53. Республика Башкортостан – 15 588
  54. Кировская область – 15 580
  55. Волгоградская область – 15 569
  56. Ярославская область – 15 493
  57. Новгородская область – 15 369
  58. Чувашская Республика – Чувашия – 15 358
  59. Брянская область – 15 347
  60. Тульская область – 15 336
  61. Ивановская область – 15 215
  62. Вологодская область – 15 111
  63. Ростовская область – 15 096
  64. Астраханская область – 14 910
  65. Смоленская область – 14 842
  66. Кабардино-Балкарская Республика – 14 792
  67. Псковская область – 14 627
  68. Удмуртская Республика – 14 605
  69. Севастополь – 14 565
  70. Омская область – 14 550
  71. Пензенская область – 14 516
  72. Курганская область – 14 200
  73. Тамбовская область – 14 166
  74. Тверская область – 14 088
  75. Оренбургская область – 14 005
  76. Республика Дагестан – 13 996
  77. Липецкая область – 13 253
  78. Ставропольский край – 12 960
  79. Орловская область – 12 750
  80. Республика Адыгея (Адыгея) – 12 726
  81. Курская область – 12 715
  82. Карачаево-Черкесская Республика – 12 646
  83. Республика Марий Эл – 12 403
  84. Ульяновская область – 11 416
  85. Республика Северная Осетия-Алания – 11 297

С 1 января 2020 года вступит в силу региональный закон о статусе педагога. Разбираемся, что он в себя включает и что дает

В январе 2020 года вступит в силу принятый закон «О статусе педагога». В преддверии Дня учителя 25 сентября Сергей Морозов подписал соответствующий документ. Ранее высокую оценку принятому закону дала Министр просвещения РФ Ольга Васильева, отметив, что Ульяновская область первой из регионов предложила принять такой документ, который в дальнейшем может стать основой для разработки федерального закона.

По словам Министра образования и науки Натальи Семеновой, основная цель инициативы — закрепить статус педагога на законодательном уровне. В документе максимально полно прописаны принципы и нормы профессиональной этики педагогических работников. Кроме того, в региональном законе отражены права педагогических работников, условия обеспечения профессиональной деятельности, аттестации учителей, повышения квалификации, виды поощрения и меры социальной поддержки. Напомним, вопрос о повышении статуса педагогического работника является ключевым при реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Учитель будущего».

Что включает в себя закон.

— Педагоги выполняют важнейшую задачу национального масштаба. И, чтобы подчеркнуть этот государственный статус, предлагается выдавать каждому педагогу именное удостоверение и снабжать фирменным нагрудным знаком. Всем окружающим должно быть сразу понятно – это идет Учитель!

— Помимо этого закон наделяет педагогических работников правом первоочерёдности приема государственными, муниципальными и деловыми структурами и ведомствами.

— Он дает право педагогическим работникам региона входить в состав координационных органов, рабочих групп, создаваемых совместно с Губернатором и Правительством Ульяновской области по вопросам социальной сферы. А структуры, организующие такие рабочие группы и советы, обязаны включать педагогов в их состав.

— Также творчески работающим педагогам будут установлены учительские категории — статусы, которые в результате длительного реформирования системы образования утратили смыслы. Так, закон предлагает на уровне области ввести особые категории для педагогов, обладающих наибольшим опытом, показывающих устойчивые значимые результаты в обучении и воспитании, активно повышающих свое профессиональное мастерство. Таких категорий три. Это «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь». Учителя, получившие эти категории, будут получать существенную денежную выплату.

— Также будут введены возможности стажировок педагогов. Место стажировки педагоги будут выбирать сами. Например: во Всероссийском центре «Сириус». Финансирование будет осуществляться за счет областного бюджета.

В преддверии Дня учителя мы пообщались с педагогической общественностью о реализации данного закона.

Директор областного государственного учреждения «Институт развития образования» Сергей Андреев.

— Принятие закона о статусе педагога важнейшее событие в жизни региона. С 1 января 2020 года закон вступит в силу. Но уже сегодня необходимо начать работу по определению механизмов его эффективной реализации. Необходимо иметь четкое представление, какие категории педагогических работников появятся в образовательных организациях. Это означает, что процедуры отбора претендентов на категории педагога-наставника, педагога-методиста, педагога- исследователя должны будут запущены заблаговременно. В январе в образовательных организациях данные категории педагогических работников должны приступить к своей деятельности. Нужно понимать, что в образовательных организациях придется скорректировать свои планы и программы деятельности, создать условия для работы. Конечно, потребуется создание переговорных площадок для обсуждения стратегии действия в данном направлении, изучения имеющегося опыта и трансляция лучших практик и др.

Игонина Елена Михайловна, директор муниципального общеобразовательного учреждения Октябрьский сельский лицей

— Рассуждая над вопросом готова ли школа к внедрению закона «О статусе педагогического работника» вспоминаю слова В.А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». Все изменения в образовательной деятельности требуют от педагога инициативности, творчества, нестандартного мышления, умение организовать так учебный процесс, чтобы он способствовал жизненной самореализации учащихся. Значит, учитель нового времени – учитель-исследователь. Считаю, что педагог-исследователь должен заниматься практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск методов и способов совершенствования образования, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включаться в инновационные процессы, иметь творческую индивидуальность, владеть методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа. Педагог-исследователь поможет своим ученикам стать конкурентоспособным в современном быстроразвивающемся мире экономики. Такой педагог просто необходим для школы! Школа готова включиться в реализацию нового закона.

Толстых Людмила Анатольевна, заместитель директора Ульяновского педагогического колледжа

— В законе появилась долгожданная всеми нами статья о категориях педагогических работников. Для педагогического колледжа тема наставничества особенно актуальна. Говоря о наставничестве как о форме социально-педагогического сопровождения, хотелось бы найти понимание решения различных проблем, связанных с деятельностью наставников. Получить ответы на вопросы. Среди них, например, такие: Только ли молодые и начинающие работать педагоги могут быть наставляемыми? Или институт наставничества предполагает освоение новых прикладных профессиональных компетенций более опытными педагогами под руководством Мастеров-наставников? Должен ли наставник владеть набором специфических техник для передачи опыта, где и как можно этому научиться? Где узнать, у кого, чему и в какой форме молодой педагог может учиться? Думается, решить эти и другие вопросы могла бы Ассоциация педагогов-наставников Ульяновской области. И одним из первых направлений ее деятельности могло бы стать создание регионального банка данных о наставниках и сфере их профессиональных интересов.

Гуткович Ирина Яковлевна, заведующая детским садом «Волгарик» г. Ульяновска

— Переориентация образовательного процесса в вузах, школах и дошкольных учреждениях на компетентностный подход ставит ряд проблем. Они связаны в первую очередь с тем, для педагогов актуальным становится овладение технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций у детей. В то время как существующая система повышения квалификации самих педагогов еще не переориентирована непрерывную систему профессионального роста. Ключевой смысл которой – индивидуальный образовательный маршрут педагога. Считаю новеллой закона о статусе педагога статью о создании условий для прохождения педагогическими работниками стажировок. Что особенно важно, что стажировки для педагогов будут полностью финансово обеспечены. Как руководитель стажировочной площадки сразу же задалась вопросом: сами площадки должны измениться? Ведь на стажировку придут педагогические работники, достигшие значимых результатов в свой деятельности. Будет ли наша площадка для них полезной в плане наращивания личностного потенциала? Ответ однозначный: стажировочная площадка должна стать площадкой «образования будущего». А это значит, что на такой площадке должны появиться новые категории педагогов — руководителей сажировки: педагоги-проектировщики образовательных траекторий, организаторы проектного обучения, тьюторы и это далеко не полный перечень новых педагогических профессий. Задача руководителя запустить этот механизм создания образовательной среды, обеспечивающей реализации программы стажировки.

Ссылка на основную публикацию