Зарплата ректора ВУЗа в 2019-2020 году: сколько получают в МГУ и других российских университетах

Зарплата преподавателей и других работников ВУЗов

Педагоги в высших учебных заведениях, считаются отдельной кастой педагогов, задачи которых сходит передача студентам углубленных знаний по профильным или общим предметам. К преподавателям и прочим сотрудникам ВУЗов предъявляются высокие квалификационные требования. Ведь именно они, ответственны за выпуск квалифицированных специалистов, устраивающихся в дальнейшем на работу в промышленном, экономическом, коммерческом и прочих секторах экономики. Однако насколько хорошо стимулируется труд учителей, на фоне повышенных обязательств и квалификационных требований? Зарплата преподавателя в университете зависит от нескольких факторов, узнать о которых будет интересно как специалистам, претендующим в дальнейшем на работу в ВУЗе, так и прочим читателям.

Средние показатели зарплаты в 2018-2020 году

По данным статистики средняя заработная плата преподавателей, работающих в высших учебных заведениях по стране составляет около 45 тысяч рублей в месяц. Однако, на практике, доходы сотрудников на местах, могут в значительной степени отличаться друг от друга. На конкретные показатели, влияют следующие факторы:

  • Стаж и квалификация преподавателя или научного сотрудника;
  • Регион расположения ВУЗа – наиболее высокие зарплаты отмечаются по Москве;
  • Престижность учебного заведения;
  • Наличие дополнительной нагрузки сказывающейся на оплате труда.

На практике, специалисты с одинаковым уровнем квалификации при том же уровне нагрузки, могут получить существенно различающиеся оклады. В частности, средняя заработная плата преподавателей по Москве, составляет 63 тысячи рублей, в то же время показатели в регионах значительно ниже и находятся в районе 35 тысяч. Также, на показатели средней заработной платы среди сотрудников высших учебных заведений, виляют высокие оклады старшего преподавательского состава. К примеру, зарплата проректора, может превышать сумму в 100-120 тысяч, не говоря уже об окладе ректора.

Наименьшая зарплата у научных сотрудников без стажа, работающих от 1 до 3 лет. Они получают в среднем около 24 тысяч рублей, с учетом возможных надбавок. Таким образом, однозначно ответить на вопрос: какая средняя зарплата преподавателей ВУЗов в 2020 году достаточно сложно, слишком много сопутствующих факторов, обеспечивающих формирование оклада на конкретном месте, для конкретного специалиста. Если Вы планируете, трудоустройство в качестве преподавателя или научного сотрудника, рекомендуем ознакомиться со статистикой по конкретному ВУЗу и региону его расположения.

Наиболее высокие оклады у специалистов престижных учебных заведений, входящих в топ-50 по стране. Это обеспечивается благодаря дополнительной государственной поддержке, привлечению сторонних средств на исследовательскую и прочую деятельность. Однако и к специалистам, работающим в них, применяются более высокие требования по уровню квалификации.

Из чего складывается зарплата преподавателя в ВУЗе?

Сколько получают преподаватели ВУЗов в первую очередь, зависит от стажа на месте работы. Так, специалисты с опытом ценятся значительно больше и для них могут быть предусмотрены надбавки. Значение имеет и уровень занятости специалиста, работает человек на 1 или 1,5 ставки, какое количество часов обучения ведет. Исследовательская и научная деятельность оценивается дополнительно, и прибавка начисляется к заработной плате.

Важным фактором в формировании оклада, является наличие ученой степени, кандидата или доктора наук, наличие опубликованных научных работ и прочие достижения. Это является подтверждением высочайшего уровня квалификации и говорит о сотруднике как о высококвалифицированном специалисте в своей области. К примеру, зарплата доцента отвечающего за ведение обучения, работающего в качестве лектора, имеющего собственные научные труды, в среднем составляет 46 тысяч по стране. Зарплата профессора может быть значительно выше, ее среднее значение по стране, составляет 63 тысячи рублей. Наличие изданных научных трудов, прочие заслуги, могут послужить стимулом для прибавки.

Наиболее высокой является зарплата ректора – руководителя высшего учебного заведения. Здесь отсутствуют средние показатели как таковые, так как колебание в сумме, между столичными и периферийными ВУЗами, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Высокий оклад руководителя бюджетного образовательного учреждения, объясняется большим объемом выполняемых работ и высоким уровнем квалификации.

На практике, помимо ставки, которая чаще составляет 50-70% от общего объема заработной платы, сотрудники учебных заведений получают следующие надбавки:

  • Премии – назначаются при качественном исполнении возложенных обязательств, а также по поводу общегосударственных, профильных праздничных дат;
  • Компенсации – выплачиваются в случае переработок, превышения общего объема часов или в других схожих случаях;
  • Вознаграждения – начисляются за инициативную деятельность, ведение дополнительных занятий и прочие дополнительные нагрузки, взятые по собственной инициативе;
  • Надбавки к окладу – начисляются за большой стаж работы в учебном заведении, при наличии ученой степени и прочих заслуг в выбранном аспекте научной деятельности.

Несмотря на то, что существуют стандарты определяющие размеры надбавок и компенсаций, они часто назначаются на основании политики конкретных учебных заведений, что также сказывается на обще статистике заработной платы.

Как повысить заработную плату, может ли на это повлиять сотрудник?

Как было сказано выше, оплата труда преподавателей включает в себя несколько основных составляющих, включая ставку, доплаты, премии и компенсации. При желании, по мере набора опыта и стажа работы в конкретном ВУЗе, специалист может приложить усилия для повышения собственной заработной платы, сделав это следующим образом:

  • Увеличить количество часов;
  • Взять дополнительную работу со студентами;
  • Заниматься научной и исследовательской деятельностью, если это входит в компетенцию учебного заведения;
  • Получить ученую степень.

Стаж и выслуга лет являются одним из главных стимулирующих факторов, определяющих конечный размер оклада. Учебные заведения ценят опытных сотрудников, особенно успешных в своей сфере, поэтому готовы предлагать более высокую оплату труда для специалистов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны.

Зависит ли оплата от престижности учебного заведения?

Престиж учебного заведения напрямую сказывается на уровне зарплат сотрудников. Выше приведены средние показатели того, сколько зарабатывают преподаватели ВУЗов в Москве и периферийных городах и разница между ними существенная.

Престижность учебного заведения определяется качеством подготовки студентов, количеством трудоустроившихся по специальности студентов, наличием исследовательской деятельности, количеством преподавателей с учебными степенями и т.д. Обратите внимание, престижные и успешные вузы, готовящие действительно нужные кадры, вправе рассчитывать на получение дополнительного финансирования со стороны государства, различных грантов для научной работы, которые в том числе идут на стимулирующие выплаты при оплате услуг сотрудников, преподавателей, научных работников и т.д.

Таким образом, работники престижного учебного заведения получают больше своих коллег на тех же должностях, но в менее популярных и востребованных учебных заведениях. Наиболее высокие показатели у ВУЗов из ТОП-100 по стране.

Рекомендуем эти статьи:

Каковы перспективы для преподавателей в 2020 году?

Преподавательская деятельность, по праву считается недооцененной с точки зрения оплаты труда. Это является Российской действительностью, изменить которую призвано множество государственных программ. В частности, Майские указы президента от 2012 года, предполагают проведение индексации и повышения зарплат работников высших учебных заведений до окончания 2020 года. Предполагается увеличение зарплат на 200% по сравнению с показателями от 2012 года.

В значительной степени данное поручение удалось реализовать и сейчас процент подъем составляет 120-130, в зависимости от региона, учебного заведения, специализации персонала и т.д. Однако, эти показатели существенно отстают от запланированного графика в соответствии с проводимыми реформами. В 2020 году, следует ожидать дополнительных повышений и индексации заработных плат, возможно, будет проведено существенное повышение ставки преподавателей. Внедрение решений зависит от возможностей разрешения кризисных вопросов, касающихся размеров бюджета страны.

В данном материале, мы постарались рассмотреть, сколько получают в ВУЗах России, определить от чего зависит объем оплаты труда, как добиться больше зарплаты и где платят лучше. Обратите внимание, все данные имеют усредненный характер и оперировать точными цифрами в данной среде достаточно сложно, так как многие ВУЗы имеют собственную политику работы с кадрами. Предлагая существенные или незначительные вознаграждения поверх стандартной ставки лектора, научного работника или любого другого сотрудника. Более точную и объективную информацию необходимо собирать по конкретным регионам, а лучше по отдельным учебным заведением, чтобы получить актуальную информацию.

Зарплата ректора

Многие думают, что зарплата ректора выше зарплаты в правительстве и круче, чем доходы знаменитых спортсменов. Так ли это и сколько на самом деле зарабатывают ректоры российских вузов и обычные преподаватели?

Кто такой ректор

С латинского языка это слово означает ‘правитель’. В эпоху Возрождения так называли заведующих учебными заведениями и главных учителей. В РФ ректор является главой вуза. До Второй мировой войны эта должность значилась как директор. В западных странах ректора иногда называют канцлером, директором и президентом.

Как стать ректором

Критерии, которым должен соответствовать ректор:

  • Не старше 65 лет.
  • Должен иметь диплом о высшем образовании.
  • Педагогический или научный стаж работы — не менее пяти лет.
  • Должна быть научная степень.
  • Диплом о дополнительном образовании в сфере управления персоналом, менеджмента или экономической деятельности.

Российская система имеет определенные отличия от европейской. В РФ ректора выбирают на собрании главных представителей (ученом совете) университета. После этого его кандидатуру должно утвердить Министерство образования.

В западных странах выборы ректора постепенно отходят в прошлое. В Европе ректора после согласования с министерством выбирают только в Турции (обычно из трех кандидатур). В некоторых странах, например, в Германии, выборы проходят даже тогда, когда кандидат всего один.

Ректора выбирают на пятилетний срок, но есть возможность пойти на перевыборы. Среди основных функций ректора следующие:

  • Организация работы сотрудников вуза.
  • Обеспечение соблюдения порядка замещения педагогического состава и других работников учебного заведения.
  • Принятие мер по охране трудовой дисциплины.
  • Соблюдение финансовых и хозяйственных договоров и др.
  • Утверждение должностных окладов работников.

Вернуться к оглавлению

Как формируется зарплата ректора

  • Доплата за стаж, звание и должность.
  • Надбавки за напряженность, сложность и особый режим работы.
  • Премии.
  • Надбавки и компенсации.

Как формируется зарплата ректора

На сайте учебного заведения должно быть указано, сколько получает ректор. Зарплата руководителя учебного заведения не может более чем в пять раз превышать среднюю заработную плату рядового преподавателя.

Понять, какая на самом деле зарплата у ректора вуза, можно только отделив его оклад и надбавки за должность и статус от дополнительного заработка. Чаще всего у такого руководителя есть дополнительный бизнес, доходы от которого незнающие люди автоматически приписывают на счет зарплаты в университете.

Кто назначает зарплату ректору

Окончательную сумму он определяет себе сам.

Средняя зарплата ректора российского вуза

Средний доход российских ректоров за 2018 год составил 6,8 млн рублей. В стране 274 ректора, из которых женщин — 52. Самому молодому ректору — 35, самому пожилому — 89.

Смотрите видео об исследованиях российских социологов на тему зарплаты ректоров ВУЗов России.

Сколько зарабатывают ректоры в странах СНГ

Средняя зарплата ректора в странах СНГ в 2018-2020 годах

Член-корреспондент РАН заявил, что ему предложили преподавать в вузе бесплатно

В МГУ имени Ломоносова возникли неожиданные проблемы с оплатой труда: известный ученый, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик заявил, что ему предложили преподавать в университете бесплатно. Просьбу объяснили тем, что «средств на совместителей у факультета истории нет». Ученый согласился, поскольку оплата и до этого была «чисто символической», но считает происшедшее «проявлением полного неуважения к сотрудникам». В деканате истфака утверждают, что заявление ученого «не соответствует реальному положению дел».

Член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик рассказал “Ъ”, что преподает на историческом факультете МГУ имени Ломоносова с 2006 года. «Моя основная работа — в Институте всеобщей истории РАН. Но подавляющее большинство сотрудников академических институтов параллельно работают в вузах как совместители,— пояснил ученый.— Я веду в МГУ курс греческой эпиграфики, а в разные годы брал дополнительно часть курса по Северному Причерноморью». По его словам, работа штатных преподавателей и совместителей ничем не отличается:

« Я так же читаю лекции, веду семинары, принимаю экзамены. Это полноценное преподавание, отличие только в системе оплаты».

По законодательству совместитель может быть оформлен максимум на половину ставки штатного преподавателя. «В реальности люди получают даже меньше — например, треть или четверть ставки»,— уточнил Аскольд Иванчик. Обычно зарплата преподавателей вузов складывается из нескольких частей — небольшого оклада (ставки) и различных надбавок, которые в совокупности приносят даже больший доход, чем оклад. «Совместители чаще всего получают долю именно от оклада. Деньги обычно не очень большие, скорее чисто символические»,— сказал господин Иванчик. Однако в новом учебном году совместителей на истфаке решили оставить вовсе без оплаты, утверждает ученый.

«Несколько дней назад на кафедре мне сообщили, что средств на совместителей у факультета больше нет. При этом мне любезно предложено читать все то же, что раньше, но на безвозмездной основе,— рассказал Аскольд Иванчик.— Оформлено это будет по-прежнему как официальные занятия в рамках учебной программы». Ученый согласился преподавать бесплатно.

« Оплата и так была символической, я работал в МГУ не ради денег,— пояснил он.— Для меня это преподавание важно, так как я считаю правильным участвовать в подготовке будущих коллег. Иначе моя дисциплина исчезнет. Мне самому важно общаться со студентами, потому что это будущие аспиранты, из которых я имею возможность отбирать тех, с кем стану работать в дальнейшем».

Вместе с тем Аскольд Иванчик признает, что ситуация выглядит «несколько абсурдно»: «Это проявление полного неуважения к сотрудникам, это безобразие, так не должно быть». Господин Иванчик добавил, что не обсуждал эту ситуацию с руководством факультета или вуза: «И это обычная практика, когда сотрудникам все сообщают на кафедре. От деканата я и ранее никаких посланий не получал».

“Ъ” обратился за комментарием в пресс-службу МГУ, где корреспондента перенаправили к пресс-секретарю исторического факультета. Поздно вечером она прислала ответ и. о. декана факультета Льва Белоусова: «Работающие на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова совместители получают заработную плату в соответствии с окладом, предусмотренным занимаемой ими штатной ставкой. А. И. Иванчик не встречался в начале 2020/20 учебного года с руководством факультета, ему не предлагалось читать лекции на факультете в указанный период. Информация, представленная А. И. Иванчиком, не соответствует реальному положению дел».

Напомним, что в 2013 году сотрудники МГУ обратились к президенту Владимиру Путину с открытым письмом, в котором жаловались на массовые увольнения. Тогда в письме подчеркивалось, что администрация университета не продлила контракты в первую очередь сотрудникам-совместителям (см. “Ъ” от 14 ноября 2013 года). Авторы заявляли, что сокращение ставок вызвано требованием поднять зарплаты преподавателям «до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе» — несмотря на выделенное правительством дополнительное финансирование. Ректор МГУ Виктор Садовничий тогда называл письмо «абсолютно не соответствующим действительности» и заявлял, что «не сокращен ни один сотрудник, преподаватель, который занимается основной деятельностью». Однако Роструд, проведя внеплановую проверку МГУ, в декабре 2013 года заявил о «многочисленных нарушениях, связанных с процедурой увольнения работников и расчетом выплат».

Что показало исследование реальных зарплат в вузах

«Совместители — наиболее незащищенные сотрудники в российских вузах,— рассказал сопредседатель “Университетской солидарности” Андроник Арутюнов.— С ними часто заключают краткосрочные контракты — даже не на год, а на восемь—десять месяцев. Поэтому у них нет оплачиваемого отпуска, других соцгарантий. Мы знаем случаи, когда им приходилось принимать экзамены уже после того, как контракт официально закончился. Проблемы в МГУ типичны для многих российских вузов». Представитель «Университетской солидарности» в МГУ Михаил Лобанов опросил для “Ъ” несколько преподавателей-совместителей с других факультетов: «У них до сих пор нет никакой информации, они не знают, заключен ли с ними контракт и на каких условиях. Хотя уже начался учебный год и они ведут занятия». Представитель профсоюза добавил, что «вообще в МГУ любят оформлять совместителей с октября или даже ноября, чтобы не платить за сентябрь». «А ведь совместители, особенно из академических институтов,— это уникальные специалисты»,— говорит Михаил Лобанов.

«Трудовым законодательством предусмотрена четкая процедура сокращения, о котором работники уведомляются заранее. Также установлены гарантии прав работников, обеспечивающие оплату труда не ниже МРОТ,— говорит партнер и руководитель практики “Особых поручений” коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.— Все решения, в том числе о продлении срочного трудового договора, изменении или прекращении трудовых отношений, работодатель обязан довести до работника непосредственно, а не передавать через коллег по кафедре».

Учителя не держат планку

В каких регионах зарплаты в образовании не дотягивают до средних по региону

Зарплата ректора ВУЗа в 2019-2020 году: сколько получают в МГУ и других российских университетах

Пятерка лидеров по доходам

РБК изучил почти 1,3 тыс. антикоррупционных деклараций топ-менеджеров государственных вузов и составил рейтинг их доходов за 2018 год. Ректор Санкт-Петербургского горного университета, бывший глава избирательного штаба Владимира Путина в Санкт-Петербурге Владимир Литвиненко в четвертый раз стал лидером по доходам среди ректоров России.

В 2018 году Литвиненко задекларировал доход 236,9 млн руб. — на 5% меньше, чем в предыдущем году. Зарплата ректора — около 570 тыс. руб. в месяц, или 6,8 млн руб. за год, это только малая часть его доходов. Литвиненко владеет 20,98% акций одного из крупнейших производителей химических удобрений — компании «ФосАгро». Она в 2018 году выплачивала дивиденды четырежды, на общую сумму 13,6 млрд руб.

От науки до политики

В 1997 году Владимир Литвиненко был научным руководителем Владимира Путина, который защитил кандидатскую диссертацию «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений». Литвиненко тогда был ректором Горного университета, ученый совет которого одобрил присвоение кандидатской степени будущему президенту. В 2000, 2004 и 2012 годах ректор возглавлял избирательный штаб Путина в Санкт-Петербурге.

Второе и третье места в рейтинге третий год подряд занимают ректор РАНХиГС Владимир Мау и ректор Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев. В 2018 году доход Мау вырос до 107,6 млн руб. — более чем в 1,5 раза. Доход Синельникова-Мурылева вырос на 12%, почти до 60 млн руб.

Зарплата и премии ректора РАНХиГС составили 10,5 млн руб. за год, указано на сайте академии. Мау входит в советы директоров Сбербанка (с 2008 года), «Северстали» (с 2015 года), ТКБ Банка (с 2013 года) и центра дополнительного образования «Академия «Просвещение» (по данным СПАРК, с 2018 года). Доходы Мау за 2018 год включают в себя заработную плату в РАНХиГС, доходы от членства в советах директоров, от научно-исследовательской и консалтинговой деятельности, а также от продажи недвижимости в прошлом году, сообщили РБК в Центре общественных связей академии.

Синельников-Мурылев заработал в ВАВТ почти 14 млн руб., а в РАНХиГС, где он является проректором по науке, еще 12,9 млн руб. В Академии внешней торговли уточнили, что еще 1,5 млн руб. — доход от ценных бумаг и акций. Более 30 млн руб. ректор заработал, участвуя в проектах, связанных с научной, преподавательской, консалтинговой деятельностью, уточнили в вузе.

Ректор Высшей школы экономики, депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов в 2018 году занял четвертое месте в рейтинге по доходам, поднявшись на три позиции по сравнению с 2017 годом, — он заработал 53,6 млн руб., почти на 24 млн больше, чем в 2017-м. Его зарплата и премии в ВШЭ составили за год 11 млн руб., указано на сайте университета (в 2017 году вуз выплатил ректору на 1 млн меньше). В пресс-службе университета объяснили рост дохода Кузьминова его работой в советах директоров, в частности Трубной металлургической компании, в которые ранее он не входил.

Ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов замкнул пятерку лидеров, поднявшись на одну позицию за год, — в 2018-м он заработал 49,2 млн руб. против 42,7 млн в предыдущем году.

Руководство университетов каждый год обязано подавать антикоррупционные декларации, так же как правительство и министерства. Сведения о доходах ректоров публикуются ведомством, в подчинении которого находится университет (это министерства здравоохранения, обороны, сельского хозяйства и другие). Министерство образования публикует только информацию о ректорах вузов, сведения о доходах проректоров должны размещаться на сайтах учебных заведений. РБК обнаружил, что не все вузы к 27 мая опубликовали сведения о доходах топ-менеджеров и их среднегодовые зарплаты.

И другие известные лица

На восьмом месте в рейтинге ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, в прошлом президент ОАК, — он заработал 27,5 млн руб. Из них зарплата в университете составила около 7 млн руб.

Девятое место у бывшего министра образования, ректора РУДН Владимира Филиппова, который на этой неделе в третий раз возглавил ВАК. Его доход вырос по сравнению с 2017 годом на 2,7 млн руб. и составил около 23 млн руб. Зарплату ректора университет не раскрывает.

Ректор МГУ Виктор Садовничий, как и в 2017 году, находится на 17-й строке. Он задекларировал доход 18,5 млн руб. — примерно на 1 млн больше, чем в 2017 году. Более половины дохода Садовничий получил в МГУ — 13,4 млн руб. Садовничий на полставки работает заведующим кафедрой матанализа механико-математического факультета МГУ и за это получает 21 тыс. руб. в месяц до обложения налогами.

Бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, который с осени возглавляет Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, за год заработал 8,7 млн руб. Этот институт был основан по распоряжению Тулеева в 2002 году и находится в подчинении правительства Кемеровской области.

Самый большой рывок в рейтинге у ректора Белгородского государственного университета, диссертационный совет которого в 2017 году сохранил министру культуры Владимиру Мединскому ученую степень доктора исторических наук. В 2018 году Олег Полухин задекларировал доход 17,7 млн руб. и оказался на 19-м месте по доходам среди руководителей российских вузов. В предшествующем году он заработал 8,8 млн руб. и был на 49-й строчке.

Ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе поднялся на 20 позиций — с 44-го на 24-е место, заработав 13,8 млн руб.

Впервые в топ богатейших ректоров попал глава Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева Альберт Гильмутдинов. Он задекларировал доход 21,2 млн руб. — на 13 млн больше, чем в 2017 году. Другие новички рейтинга — ректор Смоленского государственного медицинского университета Роман Козлов (доход почти 20 млн руб., 15-е место) и ректор МИЭТ Владимир Беспалов (14,6 млн руб., 23-е место).

Проректоры не уступают ректорам

Среди других руководителей вузов самый большой доход задекларировал проректор Горского государственного аграрного университета (Владикавказ) Анатолий Кудзаев. В декларации, опубликованной на сайте Минсельхоза, и в декларации на сайте вуза указано, что он заработал 122,7 млн руб. Кудзаев — обладатель 35 авторских свидетельств и патентов и является соавтором первого в мире комбайна для уборки винограда с уникальной переработкой урожая, указано на сайте университета.

После выхода публикации РБК Кудзаев сообщил, что в опубликованных вузом и Минсельхозом декларациях содержится ошибка, и его доход в действительности составил 1,2 млн руб. Декларация на сайте университета была обновлена.

В результате на первом месте по доходам среди проректоров оказался Леонид Гохберг из ВШЭ. Он заработал за год 35,4 млн руб., выплаты вуза составили менее трети из них. За год университет в два раза увеличил стимулирующие выплаты для первого проректора: с 236 тыс. руб. в среднем в месяц в 2017 году до 569 тыс. руб. в 2018 году. В ЕГРЮЛ нет информации об участии Леонида Гохберга в каком-либо бизнесе в России. «Леонид Гохберг участвует в целом ряде научных и консалтинговых проектов, а также состоит в органах управления нескольких крупных компаний. Эта деятельность, разумеется, оплачивается. Вся необходимая информация о доходах предоставляется в соответствии с российским законодательством», — пояснили в пресс-службе Высшей школы экономики.

На третьем месте — проректор по международному сотрудничеству Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Дмитрий Кутафин (сын бывшего ректора, в честь которого назвали университет). Его доход в 2018 году составил 34,8 млн руб. Хотя Кутафин стал проректором вуза еще в 2011 году, сведения о его доходах впервые были опубликованы в 2020 году. Зарплату руководства вуз не раскрывает.

Лидер прошлого года, организатор программы обучения президентского резерва, проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров в 2018 году задекларировал доход почти в четыре раза меньше прошлогоднего — 30,6 млн руб. Среди проректоров он на пятом месте по доходам.

Абитуриент-2019: Что лучше – платить за учебу в престижном вузе или идти на бюджет в университете-середнячке

Итак, до Единого госэкзамена месяц. Предметы выбраны, репетиторы настороже, школьные учителя повторяют пройденное. Семьи прикидывают, сколько баллов удастся набрать отпрыску и в какие вузы потом заявления разносить.

Десятилетний мониторинг Вышки и Яндекса доказывает: все больше абитуриентов стараются зацепиться в престижном университете, пусть даже на платном отделении. И логика в этом есть – после окончания такого вуза, как уверяет нас статистика, зарплаты у молодого специалиста чуть ли не вдвое выше, чем у того, кто окончил вуз-середнячок.

Но вот вопрос: а так ли это на самом деле?

Крутая корочка – не гарантия

Статистика любит усреднять.

Диплом МГУ , Вышки, МИСиСа или Бауманки, конечно, у сотрудника отдела кадров (или, по-модному, эксперта HR-службы) в первое мгновение чтения резюме вызовет если не уважение, то хотя бы любопытство. Но спустя еще мгновение он будет искать в присланном файле описание навыков, которыми обладает претендент на работу. А потом вызовет соискателя и попросит показать, чему же на самом деле он научился.

О чем это я? О том, что многие считают: поступил в престижный вуз (пусть и на платное) – дальше можно будет катиться по жизни, как на задней площадке трамвая.

Нет, так не получится. Диплом выпускника известного вуза – не индульгенция. То, что вуз входит (например) в проект топ-100, то есть дополнительно финансируется правительством, поддерживается Министерством науки и высшего образования, означает: это учебное заведение активно развивается. Открываются новые программы, преподаватели не только читают студентам лекции, но и занимаются исследованиями. Семинары и мастер-классы ведут люди, занятые в реальной экономике или науке. То есть такой вуз предоставляет своему студенту больше возможностей для получения востребованных знаний, для учебы по современным технологиям. Но выбор студента – воспользоваться открывающимися возможностями или протусить все четыре или шесть лет, перебиваясь с тройки на тройку и исправно занося в кассу вуза родительские кровные.

Поэтому поступление в престижный вуз – это еще и большая ответственность перед собой и перед теми, кто выкладывает деньги за твое обучение (если уж поступил на платное).

Сегодня ценится не только и не столько корочка вуза, сколько те навыки, которые студент приобрел, пока учился.

Цены растут

Исследователи Яндекса и Высшей школы экономики, подводя итог мониторинга качества приема в вузы, делают поучительные выводы (они-то как раз важны абитуриентам-2019).

– В последние годы в головных вузах средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные отделения ненамного превышает средний балл платников: 69 против 62,4. То есть конкуренция за места очень серьезная, считает Мария Добрякова , эксперт Института образования НИУ ВШЭ. И будет эта конкуренция еще жестче.

– Средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места в сильные негосударственные вузы выше, чем в ведущие государственные университеты: 71,6 против 69. То есть хорошие частные вузы (а именно они добились права получать места, оплаченные госбюджетом) по качеству обучения теперь не хуже, чем государственные.

– Платных студентов с высокими баллами ЕГЭ становится все больше. Еще несколько лет назад абитуриент с хорошими результатами Единого госэкзамена, если не проходил на бюджет в вуз своей мечты, обычно смиренно поступал на ту же специальность в вуз-середнячок. Сейчас он, если есть такая возможность, будет пробиваться в выбранный вуз на платное отделение.

Если в 2011 году платных студентов у нас было 25,7%, то в 2018-м – почти 40%. И это притом что количество бюджетных мест за это время, если брать в общем, не сильно-то и сократилось.

– В основном платят за обучение специальностям социально-экономического и гуманитарного профилей – менеджеров, экономистов, лингвистов. За подготовку инженеров народ платить не хочет.

– Стоимость обучения с 2016 года стала весьма заметно расти. В 2014-м, когда случился кризис, правительство попросило вузы не задирать цены. И вузы три года держались. Но…

С 2016 года средняя стоимость учебы на платном отделении поднялась со 100 500 рублей до 139 000 рублей в 2018-м. Притом что зарплаты у населения такими же темпами не росли. В крутых вузах стоимость года учебы в следующем учебном году будет и 300 тысяч рублей (например, Бауманка), и 400 тысяч (МГУ, Вышка), и 500 тысяч ( МГИМО ).

При этом системы образовательных кредитов у нас нет и, похоже, в ближайшее время не будет.

Будущие агрономы, инженеры, транспортники – троечники

А вот куда легко будет поступить на бюджет даже с тройками – это на аграрные специальности, направления, связанные с сельским хозяйством и транспортом. Не идут туда отличники. Не идут…

На первый взгляд странно – вроде и сельское хозяйство у нас на подъеме. И транспортные системы стали разрабатывать. Не сегодня завтра выйдут на поля страны беспилотные комбайны. Однако… То ли программы абитуриентов не устраивают, то ли перспективы после вуза…

В последние годы все больше бюджетных мест добавляли на инженерные специальности. Но пока полку креативных молодых конструкторов не прибавилось. Во-первых, потому, что места добавляли и в средненькие вузы, где если и готовят инженеров, то уж точно не самых современных. И чтобы заполнить их, брали даже троечников по ЕГЭ.

Во-вторых, даже за учебу в престижных технических вузах абитуриенты платить не готовы.

– За инженерную подготовку абитуриенты готовы платить небольшие деньги. А вот вкладывать деньги в хорошую подготовку – а она стоит 300 тысяч рублей в год и больше – даже сильные студенты не готовы, – считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Я бы назвал это феноменом человеческого упрямства. В обозримой перспективе – лет через пять – как и во всем мире, сильная инженерная подготовка будет обеспечивать в нашей стране хорошие заработки. То есть вкладывать в такое образование деньги есть смысл. Но для будущих инженеров сегодня важно поступить на бюджетное место. В то время как для будущих экономистов это не так важно.

Соотношение бюджетного и платного приема

СОВЕТЫ ПОСТУПАЮЩЕМУ

Прикинуть свои шансы можно на портале Яндекса https://education.yandex.ru/universities/

Здесь есть калькулятор: ввел свои баллы на ЕГЭ по выбранным предметам – и получил совет, куда бы абитуриент прошел на бюджет в 2018 году. Учитывая, что теперь Единый госэкзамен не меняется так резко год от года, как было, скажем, лет 5 – 6 назад, полученные данные можно распространить и на 2020 год.

Очень важно собрать все портфолио. Медаль, хорошие результаты ГТО , участие в олимпиадах и творческих конкурсах и даже хорошо написанное декабрьское сочинение могут добавить 10 баллов к сумме результатов ЕГЭ. (Сейчас идут разговоры о том, что хорошо бы эти бонусные баллы еще увеличить, но в этом году такое не произойдет, не надейтесь!) Что тут нужно знать: за что и сколько баллов накидывает приемная комиссия, каждый вуз решает сам. Поэтому внимательно читайте правила приема на сайте каждого заинтересовавшего вас университета.

Министерство просвещения РФ на своей страничке в соцсети ВКонтакте публикует видеоконсультации ведущих учителей о том, как готовиться и как сдавать ЕГЭ по разным предметам. https://vk.com/ege

Посмотрите их – видеозаписи короткие и по делу. Советы точно вам пригодятся.

Член-корреспондент РАН заявил, что ему предложили преподавать в вузе бесплатно

В МГУ имени Ломоносова возникли неожиданные проблемы с оплатой труда: известный ученый, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик заявил, что ему предложили преподавать в университете бесплатно. Просьбу объяснили тем, что «средств на совместителей у факультета истории нет». Ученый согласился, поскольку оплата и до этого была «чисто символической», но считает происшедшее «проявлением полного неуважения к сотрудникам». В деканате истфака утверждают, что заявление ученого «не соответствует реальному положению дел».

Член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик рассказал “Ъ”, что преподает на историческом факультете МГУ имени Ломоносова с 2006 года. «Моя основная работа — в Институте всеобщей истории РАН. Но подавляющее большинство сотрудников академических институтов параллельно работают в вузах как совместители,— пояснил ученый.— Я веду в МГУ курс греческой эпиграфики, а в разные годы брал дополнительно часть курса по Северному Причерноморью». По его словам, работа штатных преподавателей и совместителей ничем не отличается:

« Я так же читаю лекции, веду семинары, принимаю экзамены. Это полноценное преподавание, отличие только в системе оплаты».

По законодательству совместитель может быть оформлен максимум на половину ставки штатного преподавателя. «В реальности люди получают даже меньше — например, треть или четверть ставки»,— уточнил Аскольд Иванчик. Обычно зарплата преподавателей вузов складывается из нескольких частей — небольшого оклада (ставки) и различных надбавок, которые в совокупности приносят даже больший доход, чем оклад. «Совместители чаще всего получают долю именно от оклада. Деньги обычно не очень большие, скорее чисто символические»,— сказал господин Иванчик. Однако в новом учебном году совместителей на истфаке решили оставить вовсе без оплаты, утверждает ученый.

«Несколько дней назад на кафедре мне сообщили, что средств на совместителей у факультета больше нет. При этом мне любезно предложено читать все то же, что раньше, но на безвозмездной основе,— рассказал Аскольд Иванчик.— Оформлено это будет по-прежнему как официальные занятия в рамках учебной программы». Ученый согласился преподавать бесплатно.

« Оплата и так была символической, я работал в МГУ не ради денег,— пояснил он.— Для меня это преподавание важно, так как я считаю правильным участвовать в подготовке будущих коллег. Иначе моя дисциплина исчезнет. Мне самому важно общаться со студентами, потому что это будущие аспиранты, из которых я имею возможность отбирать тех, с кем стану работать в дальнейшем».

Вместе с тем Аскольд Иванчик признает, что ситуация выглядит «несколько абсурдно»: «Это проявление полного неуважения к сотрудникам, это безобразие, так не должно быть». Господин Иванчик добавил, что не обсуждал эту ситуацию с руководством факультета или вуза: «И это обычная практика, когда сотрудникам все сообщают на кафедре. От деканата я и ранее никаких посланий не получал».

“Ъ” обратился за комментарием в пресс-службу МГУ, где корреспондента перенаправили к пресс-секретарю исторического факультета. Поздно вечером она прислала ответ и. о. декана факультета Льва Белоусова: «Работающие на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова совместители получают заработную плату в соответствии с окладом, предусмотренным занимаемой ими штатной ставкой. А. И. Иванчик не встречался в начале 2020/20 учебного года с руководством факультета, ему не предлагалось читать лекции на факультете в указанный период. Информация, представленная А. И. Иванчиком, не соответствует реальному положению дел».

Напомним, что в 2013 году сотрудники МГУ обратились к президенту Владимиру Путину с открытым письмом, в котором жаловались на массовые увольнения. Тогда в письме подчеркивалось, что администрация университета не продлила контракты в первую очередь сотрудникам-совместителям (см. “Ъ” от 14 ноября 2013 года). Авторы заявляли, что сокращение ставок вызвано требованием поднять зарплаты преподавателям «до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе» — несмотря на выделенное правительством дополнительное финансирование. Ректор МГУ Виктор Садовничий тогда называл письмо «абсолютно не соответствующим действительности» и заявлял, что «не сокращен ни один сотрудник, преподаватель, который занимается основной деятельностью». Однако Роструд, проведя внеплановую проверку МГУ, в декабре 2013 года заявил о «многочисленных нарушениях, связанных с процедурой увольнения работников и расчетом выплат».

Что показало исследование реальных зарплат в вузах

«Совместители — наиболее незащищенные сотрудники в российских вузах,— рассказал сопредседатель “Университетской солидарности” Андроник Арутюнов.— С ними часто заключают краткосрочные контракты — даже не на год, а на восемь—десять месяцев. Поэтому у них нет оплачиваемого отпуска, других соцгарантий. Мы знаем случаи, когда им приходилось принимать экзамены уже после того, как контракт официально закончился. Проблемы в МГУ типичны для многих российских вузов». Представитель «Университетской солидарности» в МГУ Михаил Лобанов опросил для “Ъ” несколько преподавателей-совместителей с других факультетов: «У них до сих пор нет никакой информации, они не знают, заключен ли с ними контракт и на каких условиях. Хотя уже начался учебный год и они ведут занятия». Представитель профсоюза добавил, что «вообще в МГУ любят оформлять совместителей с октября или даже ноября, чтобы не платить за сентябрь». «А ведь совместители, особенно из академических институтов,— это уникальные специалисты»,— говорит Михаил Лобанов.

«Трудовым законодательством предусмотрена четкая процедура сокращения, о котором работники уведомляются заранее. Также установлены гарантии прав работников, обеспечивающие оплату труда не ниже МРОТ,— говорит партнер и руководитель практики “Особых поручений” коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.— Все решения, в том числе о продлении срочного трудового договора, изменении или прекращении трудовых отношений, работодатель обязан довести до работника непосредственно, а не передавать через коллег по кафедре».

Учителя не держат планку

В каких регионах зарплаты в образовании не дотягивают до средних по региону

Ссылка на основную публикацию