Зарплата налоговиков в 2022
В течение 2019-2022 гг. на треть запланировано увеличение зарплат налоговикам, которые не повышались, начиная с 2016-го, когда их средняя величина достигла 42 тыс. руб., что составляет 626 долларов в американской валюте.
Зарплата налоговиков в 2022
При этом младший инспектор этой службы имеет оклад в размере 15 тыс., глава федеральной службы – 2,5 млн. целковых, а его заместители – 500 тыс. рублей.
Разброс доходов специалистов федеральных налоговых офисов по сравнению с чиновниками региональных структур довольно значительный и достигает от двух до шести раз. Первые получают в среднем по 70 тыс., а в регионах – по 30 тыс. целковых.
Повысят ли зарплату в ближайшее время – это актуальный для них вопрос, хотя во втором полугодии (в октябре 2022-го) доходы будут проиндексированы на 4 мизерных процента, что для специалистов сферы контроля и сбора налогов чрезвычайно мало. Это приводит к текучести кадров, особенно низшего и среднего звена, и по России уже сейчас объявлено более 900 вакансий на должности младших инспекторов.
Это и не удивительно, так как инспектор имеет от 12 до 15 тыс., старший его коллега – 22 тыс., а референт или эксперт – 25 тыс. руб. Поэтому, чтобы привлечь внимание молодежи к налоговой службе требуется осуществить повышение зарплат сотрудникам особенно региональных налоговых офисов, что, и запланировано в 2022-м году.
Повышение зарплаты налоговикам в 2022 году
Сотрудники налоговых офисов – это не что иное, как бюджетники и, если просмотреть информацию о вакансиях, то, например, даже в Москве районные отделения ФНС предлагают уровень заработка новобранцев этой службы в пределах 12-18 тыс. российских целковых.
Однако, это отнюдь не отражение реальных доходов, так как это голые оклады, а реальные уровни доходов могут быть выше за счет различных, как доплат, так и премий.
Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.
Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.
И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2016-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2022-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.
При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.
Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.
Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2022-го или следующего бюджетного периода.
Индексация зарплат налоговиков в 2022: последние новости
Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2022 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.
При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.
Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.
Зарплаты налоговиков в России
Ни для кого не является секретом, что работники налоговых инспекций России относятся к категории государственных служащих. Основная задача данного органа – контроль потока финансов в бюджет страны. Налоговики имеют право осуществлять поверки в организациях и предприятиях, выявлять нарушения и наказывать тех, кто пытается скрыть доходы и уклоняется от уплаты налогов. Все эти средства поступают впоследствии в государственную казну, а затем распределяются соответствующими службами на общих основаниях. Миссия налоговой службы является достаточно ответственной. Справиться с данной задачей могут только профессионалы: бухгалтеры и аудиторы.
Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.
Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.
Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.
Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатами таможенников.
Усредненный размер оплаты труда (за отработанный месяц) составит 42 тысячи рублей. В 2022 году было запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%. Данное повышение перекроет инфляционный процент, который держится на уровне 5,5%.
Инфляция, согласно данным, предоставленным финансовыми аналитиками, будет находиться в пределах 12%.
Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.
О размерах заработной платы налоговиков
Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:
- работникам федеральной службы – 70 тысяч рублей;
- сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.
Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.
Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.
Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, то, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.
Таким образом, можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.
Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 10–11 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует. Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.
Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет. Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2022 год, целесообразно рассмотреть более подробно.
Ожидать ли повышения зарплат
Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2022 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу. Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.
На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2022 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.
Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.
Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться. Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.
Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%. Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.
По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2022 году – покажет время.
Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2022 году, которая была применена при проведении реформы МВД.
Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.
Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2022 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.
Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.
Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2022 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.
Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2022 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается. Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.
Зарплата сотрудников налоговой инспекции в России в 2022 году
Трудовая деятельность в Федеральной Налоговой Службе относится к категории государственной службы. Деятельность структуры направлена на обеспечение и контроль за поступление средств в государственный бюджет. В рамках работы осуществляются проверки налоговой отчетности, выявление нарушений и применение санкций к нарушителям. Среди налоговиков высококвалифицированные специалисты, бухгалтера и аудиторы. Работа с финансами не подразумевает высоких доходов. Как ни странно налоговая сфера одна из самых низкооплачиваемых бюджетных сфер.
История профессии
История профессии налогового инспектора начинается еще со времен Древней Руси, когда с населения взимались различные подати (дань и оброк) в пользу князей, феодалов и царей.
В XVI-XVII веках налогообложение в России было приведено в систему и были созданы специальные органы, контролирующие поступление денег в бюджет государства. При этом наименование «налоговый инспектор» появилось лишь в середине ХХ века.
Где учиться
Достаточно долго подготовкой специалистов по налогам в России занималось единственное в стране учреждение – Всероссийская академия налогообложения. Сегодня же получить профессию налогового инспектора можно в любом экономическим ВУЗе, где имеется специальность «налоги и налогообложение» или «экономическая безопасность».
Единственное “но”. Если вы выбрали профессию налогового инспектора по велению души, и мечтаете добиться значительных успехов в карьере, то при выборе ВУЗа, необходимо учитывать наличие в высшем учебном заведении научной школы, историю его существования, а также опыт практической связи с налоговыми органами.
Читайте также:
Исходя из всего вышесказанного мы можем порекомендовать молодым людям такие лучшие экономические ВУЗы России, как:
- Академия экономической безопасности при МВД России;
- Всероссийская Государственная налоговая академия при Министерстве финансов Правительства РФ;
- Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова;
- Московский государственный университет экономики, статистики и финансов (МЭСИ);
- Российский торгово-экономический университет (и его филиалы).
Чем занимается налоговая служба
Профессия налоговика многие годы держала марку желанной и высокооплачиваемой специальности. На сегодняшний день престиж данной работы слегка пострадал из-за снижения оплаты труда.
Работа налоговика подразумевает серьезную нагрузку. Это ознакомление и обработка большого количества информации, аналитика, нередкие командировки и осуществление проверок.
Обязанности налоговика требуют квалифицированного и качественного выполнения:
- контроль соответствия финансовой деятельности предприятий налоговому законодательству;
- обнаружение и привлечение к ответственности нарушителей;
- владение нормами права;
- изучение финансовой отчетности в разрезе нарушений налогового законодательства;
- осуществление плановых и выборочных проверок;
- аналитика результатов проверок;
- штрафование неплательщиков и нарушителей;
- ведение собственной отчетности;
- проведение консультаций для физических и юридических лиц;
Профессия налоговика подразумевает сочетание определенных качеств и навыков. Чтобы выполнять весь объем работы, специалист налоговой службы должен соответствовать таким критериям:
- аналитические навыки;
- способность сконцентрироваться на конкретном вопросе;
- внимательность к мелочам;
- стресоустойчивость;
- честность и ответственность;
- способность отстоять свою точку зрения;
Кроме того налоговик должен кропотливо и терпеливо выполнять монотонную работу с бумагами, быть спокойным, компетентным и общительным.
Средний размер зарплаты
В вопросе оплаты труда работникам налоговой службы значение имеет регион, где проходит служба. Согласно данным статистики, заработная плата налоговика в среднем составляет:
- 70 000 рублей для сотрудников Федерального подразделения;
- 30 000 рублей для работников региональных филиалов.
На лицо ощутимая разница между работниками федерального и административного уровня. Кроме того, разница может быть ощутимой и между размерами заработной платы сотрудников в одном подразделении. Разница может быть кратна только 2, но и 4 и 6.
Размер оклада зависит от должности, занимаемой налоговиком. Оклад государственного налогового инспектора составляет в среднем 3600 рублей, должность старшего инспектора подразумевает оклад в 4000 рублей, а главному инспектору полагается оклад в 4500 рублей.
Чтобы занять должность главного инспектора необходимо иметь специальный стаж от 4 лет и стаж непосредственно на налоговой службе от 2 лет.
Уровень заработной платы в Москве и регионах РФ
Государственные служащие, осуществляющие деятельность в налоговых структурах, могут рассчитывать на высокий уровень стабильного дохода. В 2018 году средняя зарплата составляла от 42 000 руб. В 2022 году ее уровень остался прежним.
В Москве усредненное значение повышается до 80 000 руб. В других регионах наблюдаются следующие размеры заработной платы:
- Чукотский автономный округ – 26 320 руб.;
- Якутия (республика Саха) – 27 180 руб.;
- Камчатка – 28 600 руб.;
- ЯНАО – 28 650 руб.;
- Ярославская область – 27 500 руб.;
- Хабаровск и область – 18 000 руб.;
- Санкт-Петербург – 14 000 руб.;
- Люберцы – 11 000 руб.;
- Владивосток (от 20 000 руб. для новичка до 70 000 руб. для государственного инспектора);
- Пермь (от 10 000 руб.), требуется опыт работы в расчетных операциях.
Из чего состоит оклад
В большинстве случаев зарплата специалиста включает в себя фиксированный оклад, а также определенные премиальные выплаты, надбавки.
Опытные специалисты имеют возможность рассчитывать на систему льгот на государственном уровне. Важную роль играет не только фиксированная часть заработной платы, но и всевозможные премии/надбавки. Они выдаются при следующих обстоятельствах:
- исправное исполнение должностных обязанностей на регулярной основе;
- работа в особых условиях;
- прием большого количества посетителей (отклонение от плана в большую сторону);
- выявление нарушителей налогового законодательства;
- прочие особые заслуги.
Именно эти выплаты и составляют большую часть заработной платы специалиста, поэтому налоговики заинтересованы в том, чтобы исправно выполнять свои должностные обязанности.
Льготы и надбавки
Государственные служащие, в частности, представители налоговых служб, могут рассчитывать на получение следующих льгот и надбавок:
- при наличии звания полковника можно получить плюс 15 квадратных метров к суммарной площади жилья;
- бесплатное обслуживание в учреждениях медицинского характера;
- возможность отправления на отдых в санатории/пансионаты с компенсированием расходов;
- предоставление субсидий в процессе организации операций с недвижимым имуществом;
- обеспечение скидки в 50% на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение беспроцентных займов в государственных банковских учреждениях.
Наряду с этим некоторые представители налоговых служб могут рассчитывать на получение пособий, продолжая работать.
Для этого необходимо соблюсти определенный перечень условий:
- 15 лет опыта работы в налоговых службах;
- достижение пенсионного возраста или выслуги лет;
- сокращение подразделения, в котором трудился специалист;
- наличие определенного состояния здоровья;
- присутствие собственного желания.
Смс премии зарплаты в ФНС
Доходы налоговиков подразумевают начисление оклада и таких надбавок как:
Кроме того, возможны премии и стимулирующие выплаты в индивидуальном порядке. Каждый месяц налоговику начисляется надбавка в соответствии с чином.
Каждый месяц по инициативе руководства налоговый инспектор может рассчитывать на надбавку за особые условия работы. Это значительная надбавка в сумме 80−100% от оклада.
Практикуется начисление денежного поощрения — ежемесячно в сумме оклада. Самая значительная надбавка в доходе налоговика — это материальное стимулирование — смс. Это квартальная надбавка распределяется между сотрудниками по решению начальства.
В отдельных регионах практикуется начисление ежеквартальной премии, а также премии приуроченной к национальным и профессиональным праздникам.
Почему налоговики получают низкую зарплату
На сегодняшний день престиж работы налоговика падает. Сфера терпит дефицит кадров, многие работники не выдерживают нагрузки и увольняются. Кроме того, незавидное финансовое положение сотрудников налоговой службы.
С 2006 года не было произведено повышение зарплаты налоговикам. И хотя в этом же 2016 году было запланировано увеличение окладов на 15%, данные нововведение осталось на грани проекта. На сегодняшний день изменений не предвидится, так как для бюджетной сферы оклады имеют довольно большой размер.
Индексация зарплаты
В настоящее время о том, когда в ближайшие годы будет проводиться индексация заработных плат специалистов, ничего не известно. Однако в правительстве появились новости, что в 2022 году количество пересчетов увеличится.
При всем этом в качестве основного стимулирующего фактора будет выступать повышение уровня заработных плат сотрудникам налоговых служб в форме преференций за следующие заслуги:
- трудовой стаж;
- имеющийся чин;
- занимаемая должность;
- особые трудовые заслуги.
Наряду с этим, вероятнее всего, произойдет увеличение окладов молодых специалистов, что позволит сделать службу престижной и высокооплачиваемой, а работу в ней – востребованной. На решение всех этих задач в правительственных кругах выделено 380 миллиардов рублей в рамках 2022 года.
Пенсия у налоговиков
Налоговики как государственные служащие могут выйти на пенсию по выслуге лет при таких условиях:
- стаж не менее 15 лет конкретно на государственной службе;
- расчет исходя из таких условий:
- сокращение или реорганизация структурного подразделения;
- достижение пенсионного возраста;
- по состоянию здоровья;
- по собственному желанию в связи с возможностью выхода на пенсию.
Соблюдение этих условий дает работникам налоговой службы выйти на пенсию по выслуге лет.
Пенсия налоговика рассчитывается исходя из соотношения 70% от заработной платы, получаемой сотрудником. Таким образом пенсия налоговика зависит от того в каком подразделении служил инспектор, какую зарплату получал и в каком регионе проходила служба. Дополнительно читайте о размере заработка футболиста Лионеля Месси.
Плюсы и минусы работы в налоговой инспекции
Преимущества:
- устроиться на работу в налоговую может молодой специалист без опыта работы. Особенно важно в современных реалиях, когда найти работу без стажа довольно сложно. Налоговая служба – неплохой вариант для старта карьеры специалистов экономической и юридической специальностей;
- социальная защита: оплачиваемый больничный, отпуск, надбавка за выслугу лет;
- белая заработная плата, позволяющая претендовать на кредиты и ссуды;
Недостатки:
- ненормированный рабочий день, которым начальство нередко злоупотребляет. В зависимости от объемов работы, налоговый инспектор может допоздна задерживаться на службе, работать в выходные дни;
- низкая заработная плата;
- сложности с поиском работы после налоговой. Узкая спецификация деятельности нередко является причиной проблем с трудоустройством людей, которые длительное время пребывали исключительно на государственной службе;
- в большинстве случаев негативное отношение к сотрудникам налоговой инспекции со стороны предпринимателей. Особенности и отзывы о работе в налоговой создали негативно-нейтральный имидж данной деятельности.
Зарплата госслужащих с 01.01.2022 и 01.04.2022 года в России: будет ли повышение и на сколько, размер индексации – последние свежие новости
Указом Президента РФ от 24.06.2022 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 – 2022 годы” прописана необходимость в 2022 и 2022 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок – 1 апреля 2022 и 2022 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2022-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2022 году — на 6,8%.
Зарплату с 1 января 2022 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2022 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.
Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также – спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.
Вместе с тем, повышение зарплат госслужащим в 2022 году связано с их запланированным масштабным сокращением на федеральном, региональном и муниципальном уровне. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2022 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Реорганизация налоговых органов в 2022 году
Зарплата налоговиков в 2022
При этом младший инспектор этой службы имеет оклад в размере 15 тыс., глава федеральной службы – 2,5 млн. целковых, а его заместители – 500 тыс. рублей.
Разброс доходов специалистов федеральных налоговых офисов по сравнению с чиновниками региональных структур довольно значительный и достигает от двух до шести раз. Первые получают в среднем по 70 тыс., а в регионах – по 30 тыс. целковых.
Повысят ли зарплату в ближайшее время – это актуальный для них вопрос, хотя во втором полугодии (в октябре 2022-го) доходы будут проиндексированы на 4 мизерных процента, что для специалистов сферы контроля и сбора налогов чрезвычайно мало. Это приводит к текучести кадров, особенно низшего и среднего звена, и по России уже сейчас объявлено более 900 вакансий на должности младших инспекторов.
Это и не удивительно, так как инспектор имеет от 12 до 15 тыс., старший его коллега – 22 тыс., а референт или эксперт – 25 тыс. руб. Поэтому, чтобы привлечь внимание молодежи к налоговой службе требуется осуществить повышение зарплат сотрудникам особенно региональных налоговых офисов, что, и запланировано в 2022-м году.
Повышение зарплаты налоговикам в 2022 году
Однако, это отнюдь не отражение реальных доходов, так как это голые оклады, а реальные уровни доходов могут быть выше за счет различных, как доплат, так и премий.
Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.
Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.
И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2016-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2022-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.
При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.
Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.
Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2022-го или следующего бюджетного периода.
Индексация зарплат налоговиков в 2022: последние новости
Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2022 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.
При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.
Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.
Сократить и приумножить
По ее словам, с 2022 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппарата и повышению зарплат оставшихся. Если этого не сделать, сказала замминистра, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексироваться только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 млрд рублей в год из бюджета. «Экономия не самоцель реформы, — сказала Нестеренко. — Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь».
Сокращение госаппарата предполагается провести в два этапа. Сначала, в 2022 году, уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных — на 5, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе планируется структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение армии чиновников с ее последующим, а то и одномоментным пополнением. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов.
Центр стратегических разработок предлагает до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч. При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина — до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным и завершится к 2024 году. Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.
Российский государственный аппарат имеет свойство прирастать сокращением. Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывается скорым приростом. Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него. Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. Государство на себе не экономит.
Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.
Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, — считает экономист Дмитрий Некрасов. — А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».
По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона — на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента — в судах и прокуратуре, 2,1 процента — в законодательных органах, 1,1 процента — в других государственных структурах.
За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться — вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населению. Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти.
В 2022 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести
По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.
Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации
Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.
К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2022 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:
- бухгалтеров и экономистов;
- технических специалистов;
- делопроизводителей.
Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
- В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
- Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
- При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.
Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.
Масштабы предполагаемых сокращений
Процесс сокращения планируется начать с января 2022 года. Начнётся он с увольнения:
- сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
- сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.
На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2022 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2022 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2022 год.
Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.
Изменение заработных плат сотрудников
Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- премий;
- стимулирующих выплат;
- иных видов доплат.
Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.
По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.
Новые налоги с зарплаты в 2022 году: таблица
С 2022 года в России появится еще еще один платеж, который нужно будет удерживать с зарплаты работников (дополнительно к 13 процентам НДФЛ). Новый процент удержаний составит до 6 процентов. Сумма будет направляться на формирование индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Это, по сути, новая пенсионная система, которая должна заменить собой накопительный элемент (который сейчас в стадии “заморозки”). Также с 2022 года вводится новый обязательный ежемесячный отчет в ПФР.
Что даст новый налог?
По словам министра финансов Антона Силуанова, введение нового налога и внедрение ИПК позволит правительству повысить пенсии до 20%. Удерживать его будут со всех официальных доходов граждан, в том числе с заработной платы. За счет этих средств будет формироваться накопительная часть будущей пенсии.
Капитал налогоплательщиков Минфин намерен аккумулировать в негосударственных пенсионных фондах. Введением обязательного отчисления российские власти хотят стимулировать граждан к самостоятельному накоплению будущего социального пособия.
Удерживать налог на ИПК планируется напрямую из заработной платы. В результате разница между начисленной и «чистой» суммой к выплате составит 19%. Из них 6% — налог на ИПК, 13% — НДФЛ.
Налог добровольный или обязательный?
В законопроекте Минфина и Центробанка сказано, что ИПК станет существенной прибавкой к страховым пенсионным выплатам. Новый пенсионный капитал граждане смогут передавать по наследству, а также распоряжаться им даже до наступления пенсионного возраста, например в случае тяжелой болезни. При этом страховая часть пенсии, как сказано в законопроекте, останется без изменений. При этом пенсионные накопления граждан будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами.
Но как быть, если человек не хочет для себя всех этих дополнительных выгод? Оказывается, от нового налога на зарплату можно будет отказаться.
Законопроектом предусмотрено автоматическое подключение к пенсионным накоплениям всех работающих граждан, за которых сейчас работодатель уплачивает страховые взносы. При начислении им заработной платы бухгалтеры организации-работодателя будут обязаны удерживать с зарплаты отчисления в НПФ по установленной ставке и перечислять их в выбранный НПФ. Если работник не хочет копить себе на пенсию, он сможет написать письменное заявление на имя руководителя организации. До получения такого заявления удержания с зарплаты будут осуществлять каждый месяц.
Законопроект должен получить одобрение Правительства РФ, после чего он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Эксперты ожидают, что инициатива Минфина будет принята уже в осеннюю сессию, а значит, вступит в силу с 2022 года.
Когда вводится?
Законопроект подготовлен, но еще не рассмотрен депутатами Госдумы и не подписан президентом, поэтому точную дату Минфин не называет. Вероятность введения в 2022 году высока.
Окончательного механизма перевода трудоустроенных граждан на новую схему налогообложения пока нет – специалисты профильного министерства рассматривают разные варианты, в том числе автоматический перевод.
Нет и единого решения по поводу обязательности фискального взноса – рассматривается возможность отказа от его уплаты на основании письменного заявления сотрудника.
Переход к новому алгоритму пенсионных отчислений будет поэтапным, с ежегодным увеличением взноса на 1%. Таблица нового налога с зарплаты будет выглядеть следующим образом:
Год | % |
---|---|
2020 | 1 |
2021 | 2 |
2022 | 3 |
2023 | 4 |
2024 | 5 |
2025 | 6 |
В общей сложности переход займет 6 лет. Эксперты сомневаются, что введение дополнительного фискального взноса решит проблему пенсионных выплат. Работодатели зачастую умышленно уменьшают официальную зарплату, чтобы сократить обязательные взносы с нее.
Не все сотрудники согласятся, чтобы с их оплаты труда удерживали дополнительные 6% накоплений. Многие откажутся, если государство предоставит им такую возможность.
Российские власти собираются мотивировать трудоспособное население к дополнительным отчислениям предоставлением плательщикам налоговых льгот. Каких именно, пока не ясно.
НДФЛ и возможные изменения
Все физические лица, получающие доходы, обязаны платить НДФЛ (подоходный налог).
Таблица НДФЛ заработной платы в процентах:
Ставка НДФЛ | Виды дохода |
---|---|
13% | • заработная плата по трудовым и гражданско-правовым договорам у сотрудников-граждан России; • заработная плата гражданам стран ЕАЭС; • оплата высококвалифицированным иностранным специалистам; • доход граждан, оформивших и работающих в РФ по патенту; • оплата труда лицам, получившим временное убежище в РФ. |
30% | • заработная плата сотрудников-нерезидентов Российской Федерации. |
В 2022 году в ставках НДФЛ ожидаются изменения. Первый вице-премьер, министр финансов Силуанов считает, что процент удержаний должен быть единым для всех. Соответствующий законопроект уже подготовлен – есть вероятность, что Госдума утвердит его на предстоящей осенней сессии.
Увеличат ли в ближайшее время ставку НДФЛ? Такая возможность обсуждалась, но четких разъяснений по этому поводу нет. В Министерстве финансов пока не планируют таких мер, хотя работа над масштабной налоговой реформой в российском правительстве продолжается.
Ранее независимые эксперты РАНХиГС провели расчеты и пришли к выводу, что сбалансировать бюджет России можно за счет увеличения налога на доходы физлиц на 4% — с 13 до 17%.
В следующем году не исключено повышение ставки до 15% — об этом не раз говорил экономист Аркадий Дворкович. Повышение ставки на 2% обеспечит дополнительные 1,5 триллиона рублей государственному бюджету.
Налогообложение самозанятых
Самозанятым придется легализовать свои доходы уже в следующем году и перечислять в бюджет фискальные платежи. Закон, регламентирующий налогообложение самозанятых лиц, стал одним из самых резонансных в текущем году.
В 2022-м удержания с доходов самозанятых осуществлялись в экспериментальном порядке в четырех субъектах РФ: Москве, Московской области, Татарстане, Калужской области. В конце года эксперимент заканчивается – налоговый режим вводится для всех россиян, подпадающих под категорию самозанятых.
Специальный налоговый режим позволяет работать без регистрации и уплачивать льготные ставки с полученных гонораров:
- 4% — в случае, если доход получен от физического лица;
- 6% — в случае поступлений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Зачастую фрилансеры, блогеры, юрисконсульты и другие категории самозанятых граждан оказывают услуги физическим и юридическим лицам – в таких ситуациях применяются дифференцированные ставки для каждой категории.
Изначально законодатели планировали введение налогообложение для таких налогоплательщиков до 2029 года, но теперь сроки сократились.
Обязательные взносы для работодателей
Есть три страховых взноса, обязательных к уплате, но не являющихся налогами. Это взносы:
- пенсионного страхования (22%);
- медицинского страхования (5,1%);
- социального страхования (2,9%).
Их расчет и перечисление в ФСС – обязанность работодателей.
В следующем году к обязательным страховым отчислениям, возлагаемым на работодателей, может добавиться страховой взнос от банкротства. Его ставка составит 0,02% с Фонда оплаты труда (ФОТ).
Пакет соответствующих законопроектов российские депутаты уже направили в правительство и ждут экспертных заключений по каждому документу. Введение нового вида обязательного страхования защитит сотрудников в случае банкротства компании-работодателя и невыплаты причитающейся зарплаты по этой причине. Общая сумма отчислений с ФОТ увеличится с 30 до 30,02%.