Как осуществляется вывоз отходов с территории России

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Обратиться за помощью по вопросу вывозу промышленных отходов вы можете обратиться сюда.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Трансграничное перемещение отходов

 Трансграничное перемещение отходов это импорт отходов. Запрещено ввозить отходы на территорию РФ с целью их дальнейшего захоронения и обезвреживания. Импорт отходов с целью их дальнейшей утилизации разрешен, но только на основании разрешения, выданного Росприроднадзором (статья 17 ФЗ “Об отходах производства и потребления”).

Постановление о трансграничном перемещении отходов

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 № 443 “О трансграничном перемещении отходов”.

Указанным Постановлением утверждены Правила трансграничного перемещения отходов (далее-Правила), в соответствии с которыми:

Разрешен на территорию РФ ввоз отходов

  • Отходы металлов и сплавов, в состав которых входят любые вещества, указанные ниже (исключая лом и сплавы в форме готовых изделий: листы, пластины, балки, пруты, трубы и т.д.): сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий;
  • Отходы, включающие в качестве компонента или загрязнителя, исключая металлические отходы в твердой форме, любые из последующих веществ: сурьма, соединения сурьмы, бериллий, соединения бериллия, кадмий, соединения кадмия, свинец, соединения свинца, селен, соединения селена, теллур, соединения теллура, таллий, соединения таллия;
  • Отходы, в состав которых в качестве компонента или загрязнителя входит любое из последующих веществ: карбонилы металлов, соединения шестивалентного хрома, остатки выщелачивания после обработки цинка в виде пыли, шлама (ярозит, гематит и т.п.);
  • Пыль и остатки от газовых очистных систем медеплавильных заводов;
  • Отходы в виде шлама, за исключением анодного шлама, от операций электролитического выделения и очистки меди;
  • Отходы, содержащие хлорид меди или цианид меди;
  • Алюминиевый шлак;
  • Гранулированный шлак, образующийся при производстве чугуна и стали;
  • Шлак, образующийся при производстве чугуна и стали, применяемый в дальнейшем в качестве сырья для получения титановой губки и ванадия;
  • Окалина, содержащая окись меди;
  • Зола от сжигания печатных плат, содержащая благородные металлы;
  • Зола, содержащая благородные металлы, образующаяся от сжигания фотопленки;
  • Отходы фотопленки, содержащие галоиды серебра и металлическое серебро;
  • Отходы фотобумаги, содержащие галоиды серебра и металлическое серебро;
  • Отработанные свинцово-кислотные аккумуляторы в разобранном виде;
  • Несортированные использованные батареи;
  • Лом электрооборудования или электротехнические узлы, включающие гальванические элементы, батареи, ртутные переключатели, стекло катодно-лучевых трубок и другое стекло, имеющее активное покрытие, или загрязненные кадмием, ртутью, свинцом, полихлорированными дифенилами при уровне концентрации от 50 мг/кг и выше;
  • Отходы стекла от катодно-лучевых трубок и другие виды отходов стекла, имеющего активное покрытие;
  • Отходы, содержащие неорганические соединения фтора в форме жидкостей или шлама, исключая шлам фторида кальция;
  • Отработанные катализаторы;
  • Отходы гипса, образующиеся в химических промышленных процессах;
  • Зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая);
  • Шлак от производства цинка, исключая химически устойчивый, имеющий высокое содержание железа (более 20%) и обработанный в соответствии с технологическими условиями для применения в строительстве;
  • Шлак от производства меди, исключая химически устойчивый, имеющий высокое содержание железа (выше 20%) и обработанный в соответствии с технологическими условиями, используемый в строительстве и при производстве абразивов;
  • Отходы нитроцеллюлозы;
  • Отходы фенолов и фенольных соединений, включая хлорфенол, в форме жидкостей или шламов;
  • Отходы кожевенного производства в виде пыли, золы, шлама, порошка, содержащие соединения шестивалентного хрома и биоциды;
  • Обрезки и другие отходы кожи или композиционной кожи, не годные для производства кожаных изделий, содержащие соединения шестивалентного хрома и биоциды;
  • Отходы шкур или пушно-мехового сырья, содержащие соединения шестивалентного хрома или биоциды;
  • Отходы в виде пуха от прядильного производства;
  • Галогенированные или негалогенированные неводные дистилляционные остатки, образующиеся при операциях восстановления (регенерации) органических растворителей;
  • Отходы, образующиеся при производстве алифатических галогенированных углеводородов (хлорметана, дихлорэтана, аллилхлорида, эпихлоргидрина), состоящие из смеси полихлорированных углеводородов на 80 – 90%;
  • Отходы сельскохозяйственных и агропищевых производств, если они не инфекционные: винный отстой, винный камень;
  • Отходы, содержащие нижеперечисленные соединения или загрязненные ими: неорганические цианиды, исключая отходы, содержащие благородные металлы в твердой форме со следами неорганических цианидов, органические цианиды;
  • Отходы пигментов, красителей, красок и лаков, содержащих тяжелые металлы и/или органические растворители;
  • Отходы кислотных и щелочных растворов, основной составляющей которых являются следующие вещества: кислота соляная pH = 11,5, гидрооксид калия pH >= 11,5;
  • Отработанный активированный уголь, кроме образующегося при обработке питьевой воды, в пищевой промышленности и при производстве витаминов.

Ввоз вышеуказанных отходов возможен только при наличии лицензии. Лицензия выдается Министерством промышленности и торговли РФ. Основанием для получения лицензии является разрешение на трансграничное перемещение отходов, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.

Запрещены к ввозу отходы на территорию РФ

  • Отходы, в состав которых в качестве компонента или загрязнителя входят любые
    из последующих веществ: мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути (исключая ртутные лампы и люминесцентные трубки);
  • Пыль магния;
  • Пыль металлургических производств и производства стекла, содержащая бериллий
    и его соединения;
  • Пыль, содержащая свинец и его соединения;
  • Пыль, содержащая соединения ванадия;
  • Гальванические осадки;
  • Растворы от травления металлов;
  • Цинковые остатки, содержащие свинец и кадмий;
  • Отработанные растворы электролитов от электролитических процессов выделения и
    очистки меди;
  • Отработанные травильные медьсодержащие растворы;
  • Отработанные свинцово-кислотные аккумуляторы в неразобранном виде;
  • Отходы асбеста в виде пыли и волокна;
  • Отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки;
  • Отходы стекловолокна, сходные по физико-химическим характеристикам с
    асбестом;
  • Сорбенты с примесью арсина или фосфина, отработанные более чем на 50%;
  • Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль);
  • Шлаки и золы пиролизных установок;
  • Отходы производства или переработки нефтяного кокса и битума;
  • Отработанные минеральные масла;
  • Отходы, содержащие свинцовые антидетонаторы;
  • Отходы шкур или пушно-мехового сырья, содержащие возбудители инфекционных
    заболеваний человека и животных;
  • Отходы, содержащие органические фосфорные соединения;
  • Отходы фторорганических соединений;
  • Отходы производства хлорорганических кислот;
  • Отходы негалогенированных органических растворителей и их смесей, в состав
    которых входят любые вещества, включая: бензол, сероуглерод, крезол;
  • Отходы галогенированных органических растворителей и их смесей;
  • Отходы веществ и изделий, содержащие или загрязненные: полихлорированным
    дифенилом (ПХД), полихлорированным терфенилом (ПХТ), полихлорированным
    нафталином (ПХН) или полибромированным дифенилом (ПБД), включая любые другие полибромированные аналоги этих соединений при уровне концентрации от
    50 мг/кг и выше;
  • Отходы в виде смолистых осадков (кроме асфальтовых вяжущих), образующиеся при
    рафинировании, дистилляции или любой пиролитической обработке органических
    материалов;
  • Резиновые отходы из следующих материалов, если они не смешаны с другими отходами, включая: отходы и обрезки резины, отработанные резинотехнические изделия, шины старые, изношенные камеры, отходы твердой резины (например, эбонит);
  • Отходы, состоящие или загрязненные любым из нижеприведенных веществ: любой аналог полихлорированного дибензофурана, любой аналог полихлорированного
    дибензодиоксина;
  • Отходы упаковочной тары и контейнеров, загрязненные веществами, содержащими
    полихлорированные или полибромированные дифенилы: из пластмасс, из дерева, из бумаги и картона, из стекла исключая стеклянный бой, из черных металлов;
  • Отходы напольных покрытий из химических текстильных материалов;
  • Отходы производства, приготовления и использования фармацевтической
    продукции, включая лекарственные средства с истекшим сроком годности,
    в том числе предназначенные для лечения животных;
  • Клинические и связанные с этим отходы (отходы медицинской, ветеринарной или
    другой аналогичной деятельности; отходы, образующиеся в больницах и других
    учреждениях в ходе осмотра, обследования и лечения пациентов или
    научно-исследовательских работ);
  • Отходы производства и применения биоцидов и фитофармацевтических
    препаратов, включая пестициды и гербициды, не соответствующие стандарту,
    с истекшим сроком годности или не годные для первоначально
    запланированного использования;
  • Отходы производства средств обработки растений и защиты их от вредителей;
  • Отходы производства и применения химических консервантов древесины
    (исключая соединения ртути): креозотовое масло, битумные пасты, фтористый натрий, кремнефтористый натрий, медный купорос, динитрофенолят натрия, антраценовое масло, сланцевое шпалопропиточное масло;
  • Отходы, содержащие химические вещества (реагенты), не соответствующие
    стандарту, с истекшим сроком годности или состоящие из таких веществ;
  • Отходы химических веществ, являющихся результатом исследований и разработок
    или учебной деятельности, природа которых еще не выявлена и/или которые
    являются новыми, и их влияние на здоровье людей и/или окружающую среду
    еще не известно.

Транспортирование отходов

О транспортировании опасных отходов можно прочитать здесь.

Трансграничное перемещение отходов – разрешение

  1. Разрешение предоставляется на каждое трансграничное перемещение отходов.
  2. Росприроднадзор может выдавать разрешение одному лицу сроком на один год при соблюдении условий:
    • несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
    • накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.отходы каждого наименования имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются по одному контракту;таможенное оформление отходов осуществляется в одной и той же таможне и перемещение отходов осуществляется через одни и те же пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

      Чтобы получить разрешение необходимо предоставить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования:

      заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, его количества, кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и перечень заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;

      копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

      копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

      уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах);

      копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности и паспорта отхода;

      копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;

      разрешение предусмотренного Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;

      копия документа, подтверждающего обеспечение заявителем гарантий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции;

      документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

      Документы должны быть надлежащим образом заверены нотариально. В случае предоставления незаверенных документов – копии предоставляются вместе с оригиналами.

      Трансграничное перемещение отходов – действия

      Установлена обязанность уведомления территориального органа Росприроднадзора о ввозе опасных отходов через предоставление подписанного документа о перевозке отходов.

      Трансграничное перемещение отходов – Росприроднадзор

      Территориальный орган Росприроднадзора имеет право:

      • выдать разрешение на трансграничное перемещение отходов или отказать в получении указанного разрешения в течении 30 дней с момента получения от заявителя документов;
      • привлечь экспертные организации, органы или специалистов для проведения независимой оценки соответствия заявителя требованиям и условиям законодательства в области обращения с отходами.

      Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2022 году

      Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2022 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.

      Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2022-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.

      Твердые отходы, что относится к ТКО

      Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:

      • остатки пищи;
      • скошенная трава, растения;
      • грязь из колодцев и канализаций;
      • мусор с улиц;
      • макулатура;
      • пластик, стекло, керамика;
      • мебель;
      • текстильный утиль, обувь;
      • электро- и механические бытовые приборы;
      • отходы строек;
      • химия, лаки, краски.

      Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.

      Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах -правила

      По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

      Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

      Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

      Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

      Где и как хранить мусор?

      По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.

      Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:

      – доступным для вывоза хлама;
      – оборудовано герметичными контейнерами;
      – соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.

      Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

      По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

      Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

      Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

      Тарифы на вывоз ТКО, как происходит оплата в 2022 году?

      Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:

      • число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
      • общая площадь жилья;
      • удалённость от полигонов;
      • объём и характер ТКО;
      • сортировка или её отсутствие;
      • дополнительные требования оператора.

      На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2022 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.

      Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.

      Какова ответственность за нарушения?

      Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:

    Вывоз бытовых отходов по правилам 2022-2021

    Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

    Кто теперь вывозит мусор?

    С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

    За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

    Как работает региональный оператор?

    Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

    • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
    • транспортировка мусора;
    • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

    Откуда вывозится мусор?

    Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

    Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения . Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора. Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

    Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ. Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке. В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

    Когда вывозится?

    Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00. В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011). Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

    Должны ли вывозиться листья?

    Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89). В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату. Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

    Должен ли вывозиться строительный мусор?

    Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

    Как теперь платить

    С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

    Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м 3 отходов.

    В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м 2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м 3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

    Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Заключение

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Ссылка на основную публикацию