Южная и Северная Осетия в составе России или нет в 2022 году

Входит ли Южная и Северная Осетия в состав России

Автономное государство Южная Осетия на протяжении всего времени после распада СССР стремится войти в состав России. Вместе с тем республика почти 30 лет добивается всемирного признания суверенитета. Пока её самостоятельность признали несколько стран ООН, дружественные РФ.

Горы в Южной Осетии

Окружённой с трёх сторон грузинскими границами, Южной Осетии удалось избежать аннексии благодаря военной и экономической поддержке с российской стороны. Когда состоится референдум о присоединении Южной Осетии к РФ? Вопрос об интеграции давно витает в политической атмосфере, но дипломаты предпочли осторожную стратегию в 2022 году.

Республика Северная Осетия (столица город Владикавказ) входит в состав России с момента основания независимого государства в 1992 году.

Краткий экскурс в историю Осетии

Согласно историческим фактам, раскрытым учёным Иоганном Антоном Гильденштедтом (1745–1771 гг.), осетинский народ произошёл от кочевых племён сарматов, мигрирующих в регионе Большого Кавказского хребта и Приазовья. Сведения датированы первым веком Новейшей истории.

Установлено, что сарматы долгое время враждовали с местными крестьянами. А на протяжении нескольких столетий численность кочевников увеличилась до внушительных размеров.

Место расположения Южной Осетии на карте мира

К IX веку племя обосновалось в регионе Центрального Кавказа, образовав Аланское государство. В XIII веке аланы были разбиты и разорены армией Тимура-Малика, хана Синей Орды. Те, кто остался, принялись вновь кочевать.

В XVI веке грузинские князья разрешили аланам расселиться на побережье реки Большая Ливахи. За 150 лет количество оседлого народа стремительно выросло.

Присоединение к Российской империи

С XVII века осетины официально проживали на территории грузинского Картли-Кахетинского царства, образованного Ираклием II в 1716 году. Но рядом находилась агрессивная империя — Персия (Иран).

Персидские ханы в очередной раз собрали армию для похода, целью которого было порабощение Кавказа. Грузинскому царству невозможно было противостоять армаде персов и ничего не оставалось, как просить защиты у Российской империи.

Мнения о присоединении Южной Осетии к России.

Для полноценного покровительства Картли-Кахетинскому царству надлежало вступить в пределы России территориально. Грузины приняли это условие об интеграции, и в 1801 году, государство Ираклия II вошло в состав Российской империи. После интеграции с покровителем обе народности оказались в равных условиях.

Вхождение в состав СССР

По итогам революции 1917 года Грузия с аланами досталась СССР. С этого момента начались жестокие столкновения грузин и осетин на фоне межэтнической неприязни. Причиной конфликтов стали неравномерные распределения пахотных земель.

Три года вражды унесли более 12 000 человеческих жизней. В конфликт вступила Красная армия. С 1921 года Осетия была разделена на две части, Северную и Южную: первая вошла в состав РСФСР, а вторая осталась в Грузинской ССР.

*К территориям южноосетинской автономии советское правительство насильно присоединило районы Кутаисской и Тифлисской губернии, исторически заселённые грузинами.

Цхинвал — город, расположившийся на реке Большая Лиахва и южных склонах Кавказа

После распада СССР

Вследствие краха Союза Северная Осетия автоматически осталась в России, получив название Республики Северная Осетия — Алании. Южная Осетия, находившая в ГССР, досталась Грузии, объявившей о своём суверенитете. Однако южноосетинцы также стремились к независимости и провозгласили ее в 1991 году.

Непокорная ЮС пожелала вступить в РСФСР, но Грузия не желала территориальной раздробленности. Южная Осетия осталась в статусе неподконтрольного региона. Началась война 1991–1992 гг., и вмешаться в конфликт пришлось российским миротворцам.

После очередной попытки Грузии насильно вернуть Южную Осетию в состав страны в 2008 году произошло крупное боевое столкновение сторон с участием российской армии. Грузия отступила, предпочитая не обострять конфликт. В итоге Южная Осетия вновь провозгласила независимость, с чем согласились несколько стран: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Вануату, Науру и Тувалу.

Когда ожидать вхождения в состав России?

На протяжении постсоветских лет Южная Осетия находится на попечении Российской Федерации. В независимой республике нет промышленности. Единственное на чём удаётся зарабатывать местному населению, это на экспорте фруктов в Россию.

Еще больше интересного о присоединении узнайте из видео, представленного ниже.

До находящейся в пограничном мешке Грузии добраться в Южную Осетию можно автотранспортом из Северной Осетии. В данный момент в республике проживает почти 50 000 человек. Большая часть населения представляет собой столичных жителей Цхинвала.

Идеи референдума

Первые правдоподобные слухи о присоединении Южной Осетии к РФ появились в 2014 году. Разговоры начались на фоне воссоединения Крыма с Россией по волеизъявлению народа. О такой же форме референдума заговорили осетинские и российские политики, но дальше эмоциональных речей дело не двинулось.

В начале 2015 года Российская сторона и представители Южной Осетии заключили договор о пограничной зоне. Кроме того, были составлены соглашения о сотрудничестве.

В конце 2015 г. глава южной Осетии Леонид Тибилов на встрече с Владиславом Сурковым высказался об идее организовать референдум об объединении с Российской Федерацией. Он заявил, что воссоединение с Россией — это вековая мечта южноосетинского народа.

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил, что республика должна пройти путь Крыма по воссоединению с Россией

О готовности воссоединиться Тибилов сообщил и главе РФ В. Путину. На это российская сторона не дала однозначного ответа, ссылаясь на недочёты в конституции Южной Осетии. Скорее всего, интеграция сейчас может стать опасной для России, так как мировое сообщество введёт более жёсткие санкции.

Поэтому вопрос пока оставили открытым. Более того, посол Южной Осетии Дмитрий Медоев заявил, что официально никаких разговоров об интеграции на президентском уровне не ведётся.

Есть опасения, что страны Восточной Европы будут против воссоединения, так как судьба дробления территорий может постигнуть и их государства.

Вопреки заявлениям своего посла, Леонид Тибилов выступил с речью перед населением 19 февраля 2016 года, где рассказал о поисках решений вопроса о референдуме, который остро стоит с российской стороной. Учитывая сложность ситуации на геополитической арене для РФ, референдум необходимо провести в «особой форме».

В конституцию должны быть внесены поправки, которые бы позволяли воссоединиться с Россией. В мае того же года президент суверенной республики издал приказ, согласно которому референдум пройдёт вместе с выборами нового главы республики в 2017 году.

Референдум

Южная Осетия под патронатом российской стороны решила действовать осторожно и поэтапно. Выборы главы республики состоялись 9 апреля 2017 года. Вместе с ними прошёл референдум, на котором жители поменяли название своего государства — Республика Южная Осетия и Государство Алания.

Какие мнения сложились у жителей о переименовании республики узнайте из видео, представленном ниже.

За это проголосовало 79,53 % населения. Следующим шагом может стать референдум о воссоединении аланского народа, проживающего в двух республиках. Таким образом, интеграция в РФ будет завуалирована объединением братских народов.

Как получить гражданство Южной Осетии узнайте на нашем сайте.

Заключение

Сейчас Южная Осетия не входит в состав РФ де-юре. Но де-факто Государство Алания находится на полном попечении российской стороны. После интеграции для жителей мало что изменится. А на России, скорее всего, объединение отразится негативно.

Сложное решение. Почему РФ не может принять в свой состав Южную Осетию

Президент Южной Осетии заявил, что в ближайшие полгода в республике пройдет референдум, который позволит властям обратиться к Москве с инициативой вхождения Южной Осетии в состав России. Насколько реалистично подобное развитие событий и к каким последствиям может привести объединение, АиФ.ru рассказал глава аналитического бюро Alte et Certe Андрей Епифанцев.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей Александрович, президент Южной Осетии планирует провести референдум, который позволит ему обратиться к руководству России с инициативой о вхождении в ее состав и создать «единый союзный орган», которому республика передаст свои полномочия. Насколько реалистичен подобный сценарий развития событий?

Андрей Епифанцев: Желание войти в состав России Южная Осетия в той или иной форме проявляла всегда. Было несколько референдумов, которые по сути говорили о том, что республика готова пойти на такой шаг. На самом деле в Южной Осетии существуют два лагеря: один из них хочет войти в состав России, причем в разных вариантах. Другой — хочет оставаться независимым. На мой взгляд, первый лагерь поддерживают 90% населения, второй — 10%. Ментально жители Южной Осетии уже давно чувствуют себя частью России.

Что касается того проекта, который был анонсирован в этот раз. Он не находится в какой-то публичной дискуссии. Однако сама идея создания некоего наднационального органа, в который могли бы войти Россия и Южная Осетия, и делегирование ему каких-то полномочий — возникла давно. При этом я хочу напомнить, что мы уже подписали договор о стратегическом союзе между нашими государствами. Согласно ему Цхинвал делегировал Москве значительную часть своих функций, в частности оборонную. Теперь у Южной Осетии такие же социальные, медицинские, образовательные, в значительной степени юридические стандарты, как и у нас. Это говорит о том, что расстояние между нами как отдельными государствами минимизировано.

Президент Тибилов является последовательным сторонником объединения. Периодически он пытается выходить с какими-то инициативами, которые еще больше сблизят Россию и Южную Осетию, возможно, сейчас он выйдет с одним из таких проектов.

— Хочет и может ли Россия принять Южную Осетию?

— На самом деле, сейчас для нас не существует острой необходимости принимать Южную Осетию в свой состав. Почему? Если мы сделаем это, то для Цхинвала ничего кардинально не изменится. У него не усилится безопасность, поскольку Россия и так обеспечивает его всеми возможными способами, не улучшится экономическое положение, поскольку и так всем понятно, что восстанавливаем республику мы, даем ей деньги на развитие, социальные программы и т.д. Но общая ситуация для самой России может ухудшиться. В свете международной обстановки и всего того, что происходит вокруг Украины и Крыма. Вхождение Южной Осетии в состав РФ будет просто маханием красной тряпкой у носа быка. Тогда можно быть точно уверенными, что с нас в обозримом будущем не снимут санкции. Мы дадим пищу своим недоброжелателям, которые смогут обвинять нас во многих грехах. Более того, мы лишимся некоторых внешнеполитических инструментов, которые важны для страны. Официально это не говорится, но подразумевается, что если Грузия все-таки войдет в НАТО, к чему стремятся ее правящие круги, тогда Россия примет Южную Осетию в свой состав, поскольку для нее резко ухудшится военно-политическая обстановка. Вопрос принятия РЮО — своего рода сдерживающий инструмент для того, чтобы события не развивались по такому сценарию.

— Если все же Южная Осетия примет решение войти в состав России, как нам реагировать на это?

— Нам нужно будет поблагодарить жителей Южной Осетии. Сказать, что мы уважаем и ценим их желание быть вместе. Мы тоже этого хотим. Но сейчас, к сожалению, это нереально, поэтому давайте сконцентрируемся на экономической составляющей, развитии социальной сферы и т.д. И будем смотреть, как действовать дальше.

Северная Осетия – это Россия или нет, древняя земля аланов

Северный Кавказ – место многих этнических и межгосударственных конфликтов, политическая структура которого нестабильна. Одной из сторон конфликтов часто становятся Северная и Южная Осетии. Сегодня даже образованный человек может не ответить на вопрос “Северная Осетия – это Россия или нет?”. Попробуем в нем разобраться.

Древний народ – осетины

Предками осетин считают кочевников-аланов. Это ираноязычный народ, родственный сарматам. На рубеже старой и новой эр они заселили предгорья Кавказа и территории Причерноморья. Нашествие гуннов вынудило алан отступить в горные районы.

В Раннее Средневековье аланы были в зависимости от Хазарского каганата. После его упадка они в X веке основали собственное государство, вошедшее в историю как Алания. В XIII веке на ослабленное междоусобицами государство обрушились армии монголов.

Аланы рассеялись по Кавказу. В Средние века их называли осетинами – само слово грузинского происхождения. В правление императрицы России Елизаветы начался процесс включения Осетии в состав России. Территории, считавшиеся принадлежавшими в древности аланам, было позволено заселить их потомкам. При Екатерине II Осетия вошла в состав Российской империи.

Две Осетии: Южная

Разделение осетинского народа на два государства может быть причиной, почему современные люди сомневаются: Северная Осетия – это сейчас Россия или нет? Оппозиция Северная – Южная Осетии появилась еще в XIX веке в документах российских чиновников на Кавказе. Южная Осетия образовалась за счет переселения осетин на земли Грузии. Эта часть Кавказа вошла в состав России в 1801 году одновременно с Восточной Грузией.

В 1922 году после революции Южная Осетия получила статус автономной области в составе Грузинской ССР. Столицей области был назначен город Цхинвали. Грузинские давили на полунезависимую часть своей республики и навязывали осетинам свой язык.

Когда Грузия вышла из СССР, осетины попытались отделиться вопреки давлению грузинского правительства. В 1992 году жители Южной Осетии в большинстве своем проголосовали за независимость. В 1990 – 2000-е годы Южная Осетия оставалась непризнанной республикой. После конфликта 2008 года формально она стала независимым государством, но это не признает большинство государств.

Две Осетии: Северная

Северная Осетия сегодня является субъектом Российской Федерации со статусом республики. Она входит в Северо-Кавказский федеральный округ. Столица субъекта федерации расположена в городе Владикавказ. В постсоветскую эпоху республика обзавелась собственной государственной атрибутикой. В 1994 году Парламент Северной Осетии принял герб, флаг и гимн республики в составе Российской Федерации. В современной Осетии возрождается память о народе аланов. Название «Алания» включено в состав официального наименования республики.

В 1921 году на Кавказе большевики организовали Горскую республику, частью которой стала территория Осетии. История современной республики осетин началась в 1924 году с образования автономной области в составе Горской республики. В 1936 году область была реорганизована в республику.

После распада СССР Северная Осетия осталась в составе России. Напряжение постсоветской эпохи и возобновление прежних конфликтов привели к войне между Северной Осетией и Ингушетией. Боевые столкновения привели к гибели более, чем 600 человек и бегству из Осетии ингушского населения.

Сегодня в Северной Осетии живет около 700 тысяч человек. Из них более 60% относятся к народу осетин. На втором месте – русские, на третьем – ингуши, которых в республике осталось около 26 тысяч. Остальная часть населения региона – другие народы Кавказа и Закавказья (чеченцы, армяне, грузины, азербайджанцы).

В Северной Осетии можно насчитать двадцать два города с населением свыше пяти тысяч жителей. Самый многолюдный из них – Владикавказ. Когда-то он был основан как форпост Российской империи в регионе. Позже он был центром Горской республики и Северо-Осетинской автономной области, преобразованной в республику.

В урочище Моздок, сейчас – второй по величине город республики, основал в XVIII веке осетинский князь Кургока Кончокин, принявший христианство и поселивший там крещеных осетин и кабардинцев. С образованием Кавказской губернии Моздок получил статус уездного города.

В 1847 году осетины-переселенцы основали поселение Беслан, ставшее третьим по величине городом республики. К сожалению, город стал известен больше всего из-за трагических событий 2004 года, когда террористы захватили там школу.

Хотя некоторые люди оказываются в затруднении перед вопросом “Северная Осетия – это Россия или нет?”, но этот регион прочно связан с Российской Федерацией. Осетины были частью советского и позже российского государств и вносили свой вклад в их развитие. Северная Осетия остается регионом с собственной уникальной культурой.

История отношений России и Южной Осетии

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 сентября 2018 года исполняется 10 лет с момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об отношениях двух стран.

Договорная база сотрудничества

Россия признала независимость Южной Осетии сразу после окончания вооруженного грузино-югоосетинского конфликта 2008 года. Соответствующий указ был подписан 26 августа 2008 года Дмитрием Медведевым (президент России с 2008 по 2012 год). Впоследствии независимость республики признали Никарагуа (5 сентября 2008 года), Венесуэла (10 сентября 2009 года), Науру (15 декабря 2009 года), Сирийская Арабская Республика (29 мая 2018 года). Дипломатические отношения между Россией и Южной Осетией были установлены 9 сентября 2008 года, 17 сентября того же года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (вступил в силу 20 января 2009 года).

18 марта 2015 года президенты РФ и Южной Осетии Владимир Путин и Леонид Тибилов (президент Южной Осетии с 2012 по 2017 год)подписали в Москве Договор о союзничестве и интеграции. Он является базовым документом для поэтапного установления более тесного двустороннего сотрудничества в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах внешней политики, обороны и безопасности при сохранении государственного суверенитета Южной Осетии. Договор был подписан сроком на 25 лет с возможностью продления на последующие десятилетние периоды.

Всего между странами заключено свыше 100 соглашений в различных областях сотрудничества.

Вопрос охраны границы

Граница между РФ и Южной Осетией проходит по вершинам Главного Кавказского хребта и составляет 74 км. В целях “укрепления безопасности и стабильности в регионе” 30 апреля 2009 года между РФ и Южной Осетией было подписано соглашение о совместных усилиях по охране границы республики. Согласно документу, Южная Осетия делегировала российской стороне полномочия по охране своей границы с Грузией. Эти задачи решает Пограничное управление ФСБ России в республике.

18 февраля 2015 года министры иностранных дел Сергей Лавров и Давид Санакоев подписали Договор о государственной границе между РФ и Южной Осетией. 26 апреля 2016 года федеральный закон о его ратификации подписал президент России Владимир Путин. Договор стал итогом совместной работы по делимитации границы, которая была начата в 2010 года.

Российская военная база

1 февраля 2009 года на территории республики была сформирована российская 4-я гвардейская Краснознаменная орденов Кутузова и Суворова Вапнярско-Берлинская военная база (в настоящее время подчинена командованию Южного военного округа РФ, расположена в городе Цхинвал и поселке Джава). Год спустя, 7 апреля 2010 года, было подписано соглашение об объединенной российской военной базе на территории Южной Осетии. Документ рассчитан на 49 лет с автоматической пролонгацией на 15-летние периоды.

14 марта 2017 года президент России Владимир Путин распорядился принять предложение правительства РФ и подписать соглашение о порядке вхождения отдельных военных подразделений Южной Осетии в состав Вооруженных сил РФ. Согласно документу, жители Южной Осетии, имеющие гражданство РФ, могут быть приняты на военную службу по контракту на российской военной базе в добровольном порядке. При заключении подобного контракта гражданин должен быть уволен из ВС Южной Осетии, дальнейшее прохождение им военной службы осуществляется в соответствии с российским законодательством.

31 марта 2017 года это соглашение было подписано министрами обороны РФ и Южной Осетии генералом армии Сергеем Шойгу и генерал-лейтенантом Ибрагимом Гассеевым (закон о ратификации соглашения подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 февраля 2018 года). Документ является дополнительным соглашением к Договору о союзничестве и интеграции 2015 года.

Торговля

Россия – основной торговый партнер Южной Осетии. По данным ФТС России, объем внешнеторгового оборота двух стран по итогам 2017 года составил $69 млн 343 тыс., увеличившись на 24,3% по сравнению с 2016 годом ($55 млн 772 тыс.). Экспорт из РФ в Южную Осетию – $49 млн 602 тыс., импорт из Южной Осетии в РФ – $6 млн 170 тыс.

РФ поставляет в республику, в основном, минеральное топливо и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности, табак. В структуре импорта из Южной Осетии в Россию основное место занимают предметы одежды, минеральная вода, оборудование и механические устройства.

Финансовая помощь и инвестиции

После грузино-югоосетинского военного конфликта 2008 года столица Южной Осетии была почти полностью разрушена, город остался без воды, электричества, газа, очистных сооружений. 26 августа 2009 года было подписано соглашение между Россией и Южной Осетией об оказании помощи республике в социально-экономическом развитии. Ранее был утвержден Комплексный план восстановления жилья, объектов социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, объектов образования, здравоохранения и объектов транспорта Южной Осетии. В 2008-2014 годах общий объем финансовой поддержки республики составил более 43 млрд рублей.

В 2011-2014 годах на финансирование инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики Россия выделила более 11 млрд рублей. Общий объем инвестиций для Южной Осетии в 2015-2017 годах составил 9,1 млрд рублей. Средства были направлены на реализацию 36 проектов в таких сферах, как строительство жилья, объектов жилищно-коммунального хозяйства, культуры и образования, транспортной инфраструктуры республики. Основным регулятором программы является Министерство РФ по делам Северного Кавказа.

В числе объектов, уже построенных Россией, – магистральный газопровод Владикавказ – Цхинвал, Транскавказская автомагистраль (Транскам), линии электропередач в Ленингорском районе.

Как заявил в декабре 2016 года Леонид Тибилов, процент собственных доходов республики в бюджете региона составляет около 8-9%. Большую часть бюджета по-прежнему составляют средства, выделяемые РФ. По словам Тибилова, в 2017 году в целях содействия социально-экономическому восстановлению республики Россия выделила более 3 млрд рублей, как и в предыдущие годы. Средства направили на восстановительные работы и развитие реального сектора экономики Южной Осетии.

На реализацию 51 пункта инвестпрограммы на 2018-2022 годы из российского бюджета планируется выделить 4,3 млрд рублей. Эти деньги предназначены на возведение детских садов, родильного дома, обустройство парка, строительство и ремонт автодорог, сетей водоснабжения и другое.

Инвестиции в экономику республики поступают также из бюджетов субъектов РФ и от российских компаний. В частности, “Газпром” выделил 10 млрд рублей на строительство газопровода Дзаурикау – Цхинвал. Правительство Москвы направило порядка 2,5 млрд рублей на возведение микрорайона Московский в Цхинвале, мэрия Санкт-Петербурга – 70 млн рублей на ремонт центральной республиканской больницы. Более 20 жилых домов в столице республики построены за счет средств Тюменской и Тамбовской областей.

Газификация

6 июля 2017 года президент Южной Осетии Анатолий Бибилов и председатель правления компании “Газпром” Алексей Миллер обсудили перспективы газификации республики. В настоящее время газом обеспечена только столица Южной Осетии и ближайшие к ней населенные пункты. По слова Анатолия Бибилова, газификация начнется в 2022 году и займет около полутора лет. “Газпром” планирует вложить в этот проект порядка 2 млрд рублей.

Гуманитарное сотрудничество

4 апреля 2012 года парламент Южной Осетии принял закон, в соответствии с которым русский язык наравне с осетинским стал одним из двух государственных языков. В 2012 году в Цхинвале был открыт Российский центр науки и культуры, на базе которого ведется преподавание русского языка. На регулярной основе выделяются льготные стипендии для обучения югоосетинских студентов в российских вузах.

12 апреля 2017 года было подписано межправительственное соглашение с Республикой Южная Осетия о взаимном признании дипломов об образовании и квалификации (документ ратифицирован РФ 18 апреля 2018 года).

Входит ли в состав России Южная Осетия? Президент Южной Осетии

Республика Южная Осетия или, как ее еще называют, Республика Алания является частично признанным самопровозглашенным государством на Кавказе. Исторически этот регион входил в разные государства, но со времен СССР республика была частью Грузинской ССР, от которой впоследствии провозгласила независимость, не признанную, впрочем, ведущими государствами мира.

История осетин

Многие историки сходятся во мнении, что современные осетины являются потомками сарматских племен, обитавших в окрестностях Большого Кавказского хребта и в Приазовье с первого века новой эры.

Однако на протяжении тысячелетия эти племена не имели сформированной государственности и кочевали по равнинам вдоль Северного Кавказа, пока не осели на территории грузинских феодалов в XVll веке.

Осетинские крестьяне получили разрешение от грузинских правителей поселиться по течению реки Большая Лиахви, которая считается одним из крупнейших притоков Куры. Именно в семнадцатом веке число осетин на территории нынешней Алании увеличилось настолько, что можно было говорить о создании собственной государственности, но в тот момент этого не произошло.

В составе России

Отвечая на вопрос о том, входит ли в состав России Южная Осетия, нельзя избежать рассказа о присоединении осетинских земель к Российской империи. Это присоединение состоялось в XlX веке.

Одним из первых европейских исследователей, составивших подробное описание национального состава региона, в котором сегодня значится республика Южная Осетия, был рижский ученый Иоган Антон Гильденштедт. Не исключено также, что он выполнял не только научную работу, учитывая последовавшие за его визитом события.

Путешествие российского подданного немецкого происхождения, состоявшееся в 1770-1773 годах, позволило имперским властям более подробно познакомиться с географией, политикой и экономикой региона.

Начиная с восемнадцатого века осетины проживали совместно с грузинами на территории Картли-Кахетинского царства, созданного Ираклием ll в 1716 году. Однако этому царству не суждено было просуществовать долго, так как Персидская империя начала активные действия по завоеванию Кавказа.

Неудивительно, что в такой ситуации грузинский царь стал искать поддержки у более сильного партнера, которым и стала Российская империя. В 1801 году император Павел l своим указом включил Грузинское царство в состав империи, а осенью того же года его преемник Александр l упразднил грузинскую государственность и учредил отдельную империю. Таким образом, грузины и осетины оказались на равных условиях в составе другого государства.

После империи

После ликвидации Российской империи Цхинвал и Южная Осетия оказались на территории Демократической Республики Грузия, что и послужило прологом к последующим межэтническим конфликтам.

Так как грузинская аристократия владела большинством сельскохозяйственных земель региона, нет ничего удивительного в том, что осетины стали убежденными сторонниками большевиков, которые обещали передать землю в собственность крестьянам. Однако грузинские землевладельцы отреагировали на эти требования вполне однозначно – начали подавлять недовольство, что вылилось в сильные столкновения в 1918 году.

Вплоть до 1921 года на территории Цхинвальского региона продолжались этнические столкновения, жертвами которых стали, по разным данным, от 7000 до 13000 человек. Конец кровопролитию положило вторжение Красной армии, после чего молодая республика оказалась под контролем Москвы, а позже была присоединена к вновь созданному Советскому Союзу.

Осетинская автономия

Продолжая разбираться в вопросе, входит ли в состав России Южная Осетия, нужно поведать историю осетинской национальной автономии, созданной после присоединения Грузии к СССР.

Современное грузинское правительство считает, что Юго-Осетинская автономия была создана большевиками в благодарность за участие осетин в борьбе с демократическим грузинским правительством и уничтожение ими многих грузинских политиков времен независимости в 1919 году.

Стоит отметить, что Цхинвал в Южной Осетии, являющийся сегодня ее столицей, в те годы не имел осетинского большинства, однако большевиками был включен в состав новой автономии. Помимо этого города в состав осетинской автономии были включены и другие районы с грузинским большинством.

Административное деление автономии

Проведение границы во вновь создаваемой автономии было непростым делом, то и дело вспыхивали конфликты на национальной почве. Грузины активно сопротивлялись включению земель, которые они традиционно считали своими, в состав Южной Осетии.

Многие исследователи считают, что советское правительство осознанно создавало условия для возможных конфликтов, чтобы препятствовать таким образом сепаратизму региональных элит.

К Южно-Осетинской автономии были присоединены части Тифлисской и Кутаисской губерний, которые исторически были населены исключительно грузинами, а осетинских поселений на их территории не было вовсе.

Грузино-осетинский вооруженный конфликт

В конце восьмидесятых, когда стало понятно, что дни СССР сочтены, в национальных республиках резко возрос уровень национализма, а многие и вовсе открыто стали заявлять о намерениях добиться независимости.

Разумеется, в таких условиях активизировались все прошлые противоречия, копившиеся на протяжении нескольких десятилетий советской власти. Первоначально в планы властей автономии входило лишь изменение статуса на Автономную Республику, однако грузинское правительство выступило резко против и сняло руководителя секретаря горкома Цхинвала.

А уже в 1990 году правительство осетинской автономии заявило о суверенитете в рамка СССР. Так началось долгое противостояние, переросшее в вооруженный конфликт.

Развитие конфликта

Конфликт набирал обороты с декабря 1990 года по март 1991-го, когда начались прямые столкновения между грузинским и осетинским МВД, отряды которых пытались разделить силы российских войск.

Есть мнение, что участие российских военных на ранних стадиях противостояния помогло сократить число жертв и позволило мирным жителям покинуть регион, однако с развитием конфликта произошли изменения в поведении российских милиционеров, и позже они принимали участие в конфликте на стороне осетинских военных. Поэтому вопрос о том, входит ли Южная Осетия в состав России, не такой праздный, каким может показаться на перый взгляд, ведь многие государства считют эту территорию оккупированной российскими войсками.

За два года войны более ста тысяч этнических осетин покинули регион, а число грузин, ставших беженцами, составило порядка двадцати трех тысяч. Международные наблюдатели отмечали, что боевые действия велись с игнорированием международного права обеими сторонами. Особенную жестокость проявляли не кадровые военные, а ополченцы, принимавшие участие в боевых действиях с обеих сторон.

Современное положение дел

До 2008 года грузинские власти не раз предпринимали попытки вернуть контроль над так называемым Цхинвальским регионом. Однако ни одна попытка не увенчалась успехом, напротив, действия грузинских политиков привели к вооруженному столкновению между Грузией и Россией, а президент Южной Осетии провозгласил окончательную независимость, которая была признана Российской Федерацией.

Сегодня столицей республики является город Цхинвал, численность населения которого едва превышает тридцать тысяч человек. Должность президента Южной Осетии занимает Анатолий Бибилов, вступивший на этот пост 21 апреля 2017 года. До этого пост главы республики занимал Эдуард Кокойты.

Отвечая на ключевой вопрос: “Входит ли Южная Осетия в состав России?”, стоит сказать, что российские власти отрицают факт оккупации и считают республику суверенным государством. Хотя есть мнение, что власти республики, в отличие от абхазского руководства, хотели бы присоединения к России.

Однако официальных подтверждений о желании присоединиться к сильному соседу из столицы Южной Осетии не поступало.

Что мешает Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии войти в состав РФ

Заходи, Россией будешь!

Не поверите: формально ничего не мешает. До недавних пор досужие эксперты убеждали друг друга, что наше законодательство о принятии новых субъектов в лоно России никуда не годится. Считалось, что законодательный акт, принятый 13 лет назад, и есть основная препона для Абхазии и Южной Осетии, который год уныло томящихся в российском предбаннике. За несколько дней до воссоединения Крыма с Россией думские эсеры попытались в спешном порядке подправить закон. Но оказалось, что в их суете нет никакого смысла. «Негодный» закон ничуть не помешал Крыму на сверхзвуковых скоростях влиться в состав Федерации. Так почему же полуострову сразу дали зелёный свет, а остальных попросили подождать за дверью?

Считается, что Крым присоединили к России без особых проблем по нескольким веским причинам. Во-первых, из-за преобладания русского населения. Причём в отличие от того же Донбасса не пассивного, а весьма буйного, все 23 года незалежности доводившего Киев до бешенства нежеланием признавать его власть. Именно этот «человеческий фактор» и сыграл первостепенную роль в решении Москвы. Во-вторых, из-за того, что на всём Чёрном море нет более удобного места для базирования военно-морского флота. Сколько там сэкономило Минобороны на строительстве базы в Новороссийске – 100 миллиардов? И по 300 млн долларов в год за аренду Киеву больше не надо отстёгивать. Выгода? Ещё какая! Ну а в-третьих, Крым занимает особое место в русской истории. Два города-героя – Севастополь и Керчь. Херсонес, в купели которого крестилась Русь. Вот они, те самые «духовные скрепы», базовые ценности, фундамент новой российской идеологии. А что для России Абхазия? Что Приднестровье?

Непризнанные автономии удерживают НАТО на дальних подступах к России

На самом деле приведённые выше расхожие объяснения того, почему Крым присоединили, а остальных вежливо попросили повременить, справедливы лишь отчасти. Обломки великой страны – непризнанные республики, находящиеся в состоянии тлеющего конфликта со своими метрополиями, – десятилетиями помогали Москве сохранять решающее влияние на внешнюю политику Киева, Кишинёва и Тбилиси. Выбираете прозападный курс? Вступаете в НАТО? Прекрасно! А как там у вас в автономиях. И нашим не слишком-то дружелюбным соседям всякий раз приходилось идти на попятную – чтобы сохранить территориальную целостность хотя бы формально. Таким образом, наличие Приднестровья у Молдавии, Крыма у Украины и Абхазии с Южной Осетией у Грузии давало России гарантии, что бывшие советские республики сохранят свой внеблоковый статус и войска Северо-Атлантического альянса однажды не окажутся у самой российской границы.

Развязанная Грузией пятидневная война стала причиной того, что Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии, но о том, чтобы принять автономии в состав Федерации, даже и речь не шла. А что, собственно, изменило признание независимости? Да ничего ровным счётом. В Тбилиси как считали, так и продолжают считать Самачабло и Апхазети своими оккупированными территориями. И в Брюсселе вынуждены считаться с позицией Тбилиси, а значит, ни о каком членстве в НАТО и речи быть не может. То же и в Молдавии: власти стремятся втянуть республику в Североатлантический альянс, но не желают терять Приднестровье. Годами ведётся торг – при непосредственном участии Москвы. Но ситуация не меняется. Тирасполь проводит референдум за присоединение к России, подавляющая часть населения, разумеется, «за» при запредельно высокой явке. И что? А ничего: Москва удерживает за ремень Кишинёв, а Кишинёв – Тирасполь. При этом Брюссель и здесь «в пролёте», но «в пролёте» и всё Приднестровье, влачащее не слишком завидное, чтобы не сказать откровенно жалкое, существование в расчёте однажды стать частью России. Знаете, что говорят в кулуарах МИД о присоединении Крыма? Когда бы на Украине не возник новый очаг сепаратизма – в Донбассе, – едва ли в Кремле решились бы сделать полуостров российским.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что «старые партии», такие как фракция «Блок Петра Порошенко» и «Батькивщина» должны отойти в прошлое.

Нужна ли России своя Сицилия

Есть и другие причины, по которым непризнанные автономии с условно «пророссийским» населением не пускают в Россию. И к геополитике они не имеют ровным счётом никакого отношения. Взять ту же Абхазию. Известно ли вам, что более трети всех российских воров в законе – выходцы из этой республики? «Организованная преступность и воровское сообщество представляют собой одну из наших главных угроз», – резюмировали Верховный суд и Совет судей Абхазии несколько лет назад. Казалось бы, началась «чистка», и местные воры бежали в Грузию. Но после того, как республику возглавил Александр Анкваб, начался обратный процесс. Информационные ленты запестрели новостями: «Ещё 10 грузинских воров в законе обзавелись абхазскими паспортами».

А чем, как вы думаете, были спровоцированы недавние беспорядки в Сухуми? Да тем, что премьер Леонид Лакербая, по слухам, то ли полностью «лёг» под организованную преступность, то ли, напротив, сам же её и возглавил. Прошлой осенью в Апсны короновали нового вора в законе, Тенго Сухумского, так вот его «гражданская» фамилия, по странному стечению обстоятельств, якобы тоже Лакербая, и он тоже живёт в Гудауте, как и премьер-министр. Может, совпадение, а может, и нет. И, кстати, об Анквабе, на днях ушедшем в отставку. Менее чем за 10 лет на него было совершено шесть покушений. Четырежды покушались на Анкваба-премьера и по одному разу на Анкваба-президента и вице-президента. Даже для какого-нибудь «братка» из лихих 90-х такая лютая статистика – уже перебор. А тут – высший чиновник республики! Да, и вот ещё что странно: ни одно из этих покушений не было раскрыто. Мафиозные разборки? Как знать.

Скажите как на духу: нужна России своя Сицилия или Корсика? Вот и на самом «верху», по-видимому, тоже теряются в сомнениях. Что же до «пророссийской» позиции тамошнего руководства, то нам с вами не стоит на сей счёт заблуждаться. Бюджет Апсны на две трети формируется из средств, поступающих из Москвы. При этом в республике запрещена продажа недвижимости иностранцам, в том числе и гражданам Российской Федерации. И ни для кого не секрет, что абхазскую курортную инфраструктуру полностью контролирует местная мафия. И что, нужен России такой вот наглухо криминализованный регион, который много проще просто подкармливать, но сохранять на дистанции?

Приднестровью придётся доказывать Москве свою лояльность

В перспективе, разумеется, нужен. Именно по этой причине Москве на днях удалось провести в Абхазии досрочную властную рокировку, и провести её блестяще. Никого не должно вводить в заблуждение то, что республику временно возглавил не слишком популярный и не имеющий особого веса Валерий Бганба. За спиной этого временного лидера, предположительно, стоят самые настоящие политические «тяжеловесы» – бывший вице-президент Рауль Хаджимба и экс-премьер Сергей Шамба, представляющие «объединённую оппозицию», фактически свергнувшую Анкваба. И выпускник Минской школы КГБ Хаджимба, и полковник запаса Шамба – ярые сторонники присоединения к России и столь же ярые противники курса на независимость, который проводили и Анкваб, и его предшественник Сергей Багапш. Едва ли кто-нибудь помнит, что победа Анкваба на выборах три года назад однозначно трактовалась экспертами как поражение Москвы. И теперь Кремль сумел взять реванш – уже этой осенью Абхазию возглавит не номинальный, а реальный пророссийский политик. Как считают некоторые политологи, то ли спланировав, то ли просто поощрив властную рокировку в Сухуми, Россия однозначно дала надежду местной лояльной элите на скорое воссоединение.

А вот элита Приднестровья такого сигнала пока не получила, хотя и покорно ожидает его как минимум с 2006 года – с момента проведения референдума о статусе республики. Казалось бы, граждане «за» чуть ли не поголовно, российское законодательство на территории анклава признано приоритетным, так почему бы нам и не воссоединиться? Дело же вовсе не в том, что у России и ПМР нет общей границы – с Калининградской областью её тоже нет. Точно: воссоединение откладывается совсем по другим причинам. Со слов президента Евгения Шевчука, «у нас где-то 200 тыс. граждан Российской Федерации» – в полумиллионной-то республике. Это не вся правда: на руках жителей ПМР находится порядка 300 тыс. украинских паспортов. Некоторые местные жители ухитряются иметь по два-три паспорта. Полгода назад из Москвы Шевчуку намекнули, что-де неплохо бы внести ясность. Согласитесь, нелепо присоединять к России республику, большая часть населения которой – граждане Украины. На что президент ПМР якобы ответил в том плане, что нашим гражданам удобнее пользоваться украинским паспортом по той простой причине, что рядом украинская граница, а не российская. Ответ «проглотили», но в середине марта Шевчук, по слухам, «подставился» ещё раз. С территории Приднестровья в направлении Одессы должны были выступить несколько соединений «вежливых людей» из Крыма, но выступление сорвалось. Говорят, что закрыть границу перед «вежливыми людьми» приказал лично Шевчук. То ли не разобрался, в чём дело, то ли не рискнул ссориться с Киевом. В итоге в Москве вновь заговорили об отложенных переговорах с Кишинёвом в формате «5 плюс 2». И вот теперь Шевчук раздаёт интервью европейским СМИ, смысл которых сводится к тому, что Приднестровье намерено воссоединиться с Россией, но в Москве эти издания, кажется, не читают.

С кем «воссоединяться» – с Россией или с ЕАЭС?

Если уж какой-то непризнанной республике и удастся воссоединиться с Россией в ближайшее время, так это Южной Осетии. Полгода назад партия «Единая Осетия» с благословения главы республики Леонида Тибилова инициировала проведение референдума – ожидалось, что пройдёт он в июне. Но то ли во Владикавказе не согласовали с Цхинвали сроки мероприятия, то ли не получили чёткого одобрения от Москвы, занятой преимущественно Крымом и Украиной, референдум скорее всего отложат до осени. Тем не менее ещё в конце марта механизм воссоединения Осетии запустили, и конечной его целью, по словам директора Института национального развития, доктора политических и экономических наук Хадзымата Дзанайты, «станет объединение Южной и Северной Осетии в парламентскую Республику Алания». Политологи спорят до хрипоты, стоит ли вообще присоединять к России части бывших советских республик – не логичнее было бы объединить их не в составе Федерации, но в рамках недавно созданного надгосударственного формирования – ЕАЭС? Ведь одними только Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем дело наверняка не закончится: из Молдавии мечтает «сбежать» Гагаузия, из Украины – Донбасс, Закарпатье и несколько областей юго-востока. Сегодня можно с уверенностью констатировать лишь то, что одним Крымом процесс «собирания земель российских» наверняка не закончится. На очереди Аляска с Прибалтикой?

Ссылка на основную публикацию