Уровень безработицы в Узбекистане в 2022 году: размер и выплата пособия

Уровень безработицы в первом полугодии составил 9,1%

Число занятых в официальном секторе экономики впервые в истории Узбекистана выросло за полугодие более чем на 320 тысяч человек. Уровень безработицы в январе-июне составил 9,1%, снизившись на 0,2%.

Уровень безработицы в Узбекистане составил в 9,1% к экономически активному населению в первом полугодии, что на 0,2% ниже показателя аналогичного периода 2018 года. В Кашкадарьинской, Сырдарьинской и Ферганской областях зафиксирован наиболее высокий уровень безработицы — 9,4%, наиболее низкий — в Ташкенте (7,7%).

Об этом говорится в информационном бюллетене Министерства занятости и трудовых отношений. Его данные основаны на социологическом обследовании, проведенном Республиканским научным центром занятости населения и охраны труда в 104 городах и районах страны. Им были охвачены 462 органов самоуправления граждан, 4880 домохозяйств и 25925 граждан.

Число населения, нуждающегося в трудоустройстве, составило 1,34 миллиона лиц. Уровень безработицы среди молодежи (до 30 лет) составил 15,1%, среди молодежи в возрасте 15−25 лет — 16,8%, уровень женской безработицы составил 12,7%.

Численность трудовых ресурсов составила 18,9 миллиона человек, что составляет прирост на 1% к показателю января-июня 2018 года. Количество экономически активного населения увеличилось на 181,5 тысячи, или на 1,2% к показателю 2018 года. Численность экономически неактивного населения составила 4,2 миллиона человек (прирост на 0,1%). Увеличение этого показателя Минтруда объясняет ростом на 4,4% количества женщин, находящихся в отпуске по беременности, родам или уходу за детьми.

При этом выявлено резкое снижение количества добровольно незанятых лиц с 805,6 тысячи до 734 тысячи (на 8,9%), что, как отмечается в сообщении, говорит о повышении трудовой и предпринимательской активности населения.

В структуре занятости наблюдается рост занятых в официальном секторе экономике и снижение занятости в неформальном секторе. Так, общее число занятых в отраслях экономики достигло 13,4 миллиона человек, что на 1,4% больше показателя января-июня 2018 года.

При этом численность занятых в официальном секторе экономики впервые в истории Узбекистан увеличилась на 326,3 тысячи, или на 6,2%, и достигла 5,6 миллиона человек. Численность занятых в неформальном секторе, напротив, снизилась на 137,7 тысячи, или на 1,7%, и составила 7,8 миллиона, что, по мнению Минтруда, является результатом мер по легализации теневой предпринимательской деятельности и рабочих мест.

Результаты обследования показывают снижение на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2018 годом числа лиц, выехавших в трудовую миграцию, с 2,64 миллиона до 2,59 миллиона человек.

В районные и городские центры содействия занятости населения обратилось за содействием в трудоустройстве 404,5 тысячи лиц, среди которых молодежь в возрасте 16−30 лет составила 138,2 тысячи лиц. Из числа обратившихся трудоустроено 167,7 тысячи человек, привлечено к общественным работам — 139,6 тысячи, направлено на профессиональное переобучение — 10,1 тысячи человек, назначено пособие по безработице 31,9 тысячи человек.

Министерство занятости и трудовых отношений внедрило новый вид услуг по содействию занятости безработных граждан — предоставление субсидий и грантов в виде безвозвратной финансовой помощи за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

В частности, субсидии выдаются:

  • работодателям — на возмещение расходов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения — в размере 4 МРЗП на каждого работника ежемесячно в течение 6 месяцев;
  • безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, — на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм, обучению предпринимательству и на оплату страхового полиса при получении кредита — в размере 10 МРЗП;
  • организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения в количестве сверх установленного минимального размера квоты, — в размере 2 МРЗП за каждого принятого работника ежемесячно в течение 12 месяцев;
  • оплата за установку теплиц легкой конструкции, приобретение семян, саженцев и средств орошения — в размере от 3 до 10 МРЗП.
  • учреждениям профессионального образования — на финансирование затрат на профессиональное переобучение незанятых лиц, особенно граждан, вернувшихся из трудовой миграции, девушек и женщин из малообеспеченных семей;
  • финансирование профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и работников фермерских и дехканских хозяйств, а также владельцев приусадебных земель в сфере агротехнологий, садоводства, овощеводства, животноводства, птицеводства, рыбоводства и пчеловодства в центрах профессионального обучения, колледжах и высших учебных заведениях.

Центры содействия занятости населения по обращениям работодателей и безработных граждан выдали субсидий на сумму 2,14 млрд сумов, в результате обеспечено занятостью 2493 безработных граждан.

Безработица в Узбекистане

Одной из самых больших экономических проблем в Узбекистане является безработица. Она приводит к тому, что в стране тысячи граждан не могут отыскать себе работу, поэтому вынуждены выезжать за пределы родины.

Какая есть работа за границей для граждан Узбекистана можно узнать пройдя по данной ссылке.

Безработица в Узбекистане, согласно данным Министерства занятости и трудовых отношений, постоянно растёт, поэтому решением проблемы занимаются множество государственных структур, профильное министерство и служба занятости. Особенное внимание уделяется молодым людям, которые после окончания учебных заведений испытывают сложности с поиском работы.

Скриншот сайта Министерства занятости и трудовых отношений

Особенности рынка труда в Узбекистане

Эксперты и аналитики при изучении уровня безработицы в стране принимают во внимание множество факторов, в том числе наличие трудовых ресурсов, потенциал рынка труда в Узбекистане, востребованность специалистов в той или иной сфере, состояние промышленности, сельского хозяйства, банковской сферы, уровень внутренней и внешней миграции.

Важное внимание уделяется именно рынку труда, который имеет свою специфику. Его основные характеристики:

  • Молодёжь составляет почти 50% от потенциала всего трудоспособного населения в стране. Это говорит о том, что занятость населения в Узбекистане имеет большие перспективы в плане формирования и развития.
  • Наблюдается неравномерность в размещении трудовых ресурсов. В некоторых регионах Республики существуют колоссальные проблемы с обеспечением людей работой.
  • Несбалансированность таких важных факторов, как качество и количество рабочей силы, этическая и религиозная структура населения, мотивация людей работать на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях.
  • Равенство всех форм собственности, что подкреплено правовыми нормами и законами.
  • В «Законе о занятости» указано, что граждане Узбекистана имеют право не работать. За это к административной или криминальной ответственности не привлекают.
  • Существование рыночных отношений и государственных дотаций на развитие предпринимательства.

В 2022 году рынок труда в Узбекистане претерпел серьёзные изменения. Например, созданы рабочие места, появились специализированные органы, которые регламентируют трудовую деятельность населения, поддерживают безработных, разрабатывают рыночные механизмы для роста занятости среди граждан.

Главным регулятивным органом выступает Министерство занятости и трудовых отношений, размещённое в Ташкенте. В регионах, городах и районах Узбекистана его представителями выступают государственные службы занятости.

Нужно отметить, что рынок труда всё ещё находится на стадии формирования, несмотря на создание тысяч рабочих мест в Республике. Переходной период характеризуется несовершенством в размещении ресурсов по стране, недостаточной свободой самого рынка труда.

В частности, продолжает существовать государственное планирование в использовании рабочих, что не соответствует рыночным отношениям. Поэтому для налаживания процесса функционирования рынка в нужном направлении создаются специализированные инструменты, помогающие рынку труда выйти из переходной фазы.

С каждым годом повышается роль бирж труда, которые помогают безработным узбекам искать работу. Тех, кто не может быстро трудоустроиться, отправляют на общественные работы, за которые люди получают заработную плату.

Какая есть работа и доступные вакансии в Узбекистане можно узнать пройдя по этой ссылке.

Узбеки, официально получившие статус безработных, получают выплаты по безработице. Несмотря на существование чёткой процедуры регистрации граждан республики, потерявших или не способных найти работу, в Узбекистане продолжает сохраняться высокий уровень скрытой безработицы. Познакомиться с правилами того, как происходит получение статуса «безработного», можно посмотреть на сайте Министерства юстиции.

Скриншот сайта Министерства юстиции

Причины скрытой безработицы

Согласно исследованиям учёных и аналитиков, в Узбекистане самый низкий порог безработицы, если сравнивать с другими республиками СНГ. Из-за того, что население не желает проходить официальную регистрацию в службах занятости, сложно представить полноценную картину уровня безработицы в Республике.

В течение последних двадцати лет она, по неточным подсчётам, составляет 6–7%. Хотя есть данные, превышающие порог в 10%. Согласно данным Министерства занятости и трудовых ресурсов, последние несколько лет безработица в государстве варьируется в пределах 7–9%.

Уровень безработицы в Узбекистане в %

К факторам, которые объясняют проблемы в официальной регистрации всех людей, не имеющих работу, относятся:

  • Предприятия часто отправляют сотрудников в отпуска без оплаты.
  • Сокращают время работы.
  • Задерживают заработную плату.
  • Низкий размер пособия по безработице.
  • Отсутствие привлекательных вакансий на биржах занятости.
  • Рост нелегального сектора занятости.
  • Напряжённость на рынке труда из-за большого количества молодёжи.
  • Отсутствие квалифицированных работников, которые необходимы экономике страны.
  • Ограниченное число вакансий для женщин.

Рынок труда не учитывает изменения, происходящие в сельской местности. Именно здесь наблюдается самый большой прирост рабочей силы, которая не задействована в традиционных секторах сельского хозяйства. У молодых людей из аграрных регионов нет необходимой профессии, которая будет востребована в городе.

В городах нужны работники на промышленные объекты и строительство, хотя существует нехватка специалистов в ЖКХ, бытовом секторе, науке, техническом обслуживании.

Существование неофициальных мест работы

В Узбекистане активно развиваются компании и фирмы, которые работают в теневой сфере. Существовали такие предприятия и ранее, возникая на запросы рынка труда. В последние несколько лет неформальных мест работы становится всё больше, что связано именно с возрастанием безработицы. Люди не могут трудоустроиться, поэтому идут туда, где платят больше, чем государственное пособие.

Преимущества неформальной занятости:

  • Работодатели и работники договариваются между собой на выполнение определённого объёма работы.
  • Владельцы фирм получают дешёвую рабочую силу, а сотрудники – зарабатывают.
  • Высокая оплата зависит от территории, спроса, предложений на рынке рабочей силы. Неофициально устроенные сотрудники получают в 4–5 раз больше, чем работники бюджетной сферы со всеми надбавками.
  • Работники получают «живые» деньги сразу после выполнения того, ради чего их наняли.
  • Не надо платить налоги.
  • Люди готовы работать до 10 часов в день с минимальными условиями комфорта.

Неформальные места занятости постоянно расширяют направления своей деятельности, что связано с повышенным спросом на временные и сезонные работы. В частности, постоянно нужны работники в транспортную систему, на погрузочно-разгрузочные работы, строительство, ремонты.

Проблемы рынка труда

Правительство и президент Узбекистана делают всё возможное, чтобы решить вопросы, которые существуют в сфере трудовых отношений и на рынке труда. Разрабатываются специальные программы, вводятся дотации, привлекаются специалисты на конкретные виды работ, необходимые для экономики.

Количество трудоустроенных в Узбекистане в тыс. ч.

Всё равно это не позволяет преодолеть существующие проблемы, которые глубоко пустили корни.

Среди основных препятствий стоит отметить:

  • Трудности с переходом к рыночным отношениям.
  • Инертность в госуправлении.
  • Отсутствие психологической готовности населения к новым видам занятости и работы.
  • Проблема дефицита рабочих мест, которая существует в Узбекистане уже много лет.
  • Снижение цены рабочей силы, в результате чего падает стимулирование к эффективности и производительности труда.
  • Молодёжь не заинтересована работать на государство, поскольку может больше получать в неформальном секторе.
  • Происходит «переливание» рабочей силы в предпринимательство.
  • Усиление миграции и внутренний «отток» мозгов.
  • Развитие теневой экономики.
  • Сокращение сферы услуг, образования, здравоохранения, науки, культуры.
  • Снижение престижности образования.

Из-за нерешённости этих проблем сложно контролировать официальную и скрытую безработицу, а также развивать качественный трудовой потенциал.

Уровень безработицы в Узбекистане в 2022 году

В таб. 1 отражена информация на начало 2022 г.

Количество обращенийПолучили работуОбщественные работыПереобучениеПособие по безработице
173,2 тыс.61,9 тыс.49 тыс.69773863

Таб. 2 Сравнение уровня безработицы в Узбекистане и других странах СНГ в 2018-2022 году

СтранаУровень неработающего населения в %
Азербайджан5.2
Армения16.9
Казахстан4.8
Киргизия3.2
Монголия11.8
Таджикистан2.3
Туркменистан3.3
Узбекистан6.9

Среди молодёжи от 16 до 25 лет уровень безработицы достиг 17%, а у потенциальных работников до 30 лет этот показатель составил 15,1%. Довольно высокий процент неработающих среди женщин. В начале 2022 года в стране не работали почти 13% женщин.

В Ташкенте количество трудоспособных составило 1,5 миллиона человек. Работали только 1,1 млн. людей. Выходит, что безработных в столице Республики 400 тыс. человек, но статус официально безработных носят лишь 99 тыс. человек, еще 90 тыс. получили статус «мигранты».

Уровень безработицы в Узбекистане сложно контролировать полноценно, ведь расширяется сфера неформального трудоустройства. В ней сейчас занято почти 8 млн. узбеков, которые, главным образом, принимаются на сезонные и временные работы.

Самые высокие показатели зафиксированы в Ферганской, Бухарской, Навоийской, Хорезмской, Самаркандской областях.

Динамика за последние годы

В таблице 3 указаны данные, которые отражают то, как менялся уровень безработицы в течение 2012–2018 гг.

ГодПоказатель в %
20129,1
20139,0
20149,0
20158,9
20168,9
20178,9
20189,3

История безработицы в Узбекистане в %. График

Данные на апрель нынешнего года составляют 6,9%, но эксперты говорят, что это не повод судить о снижении безработицы. По прогнозам на конец года она составит 9,4%.

Безработица в разных регионах

В Ташкенте и Ташкентской области количество безработных самое небольшое по стране и составляет 7,9%. В других регионах этот показатель значительно выше. Так, в Ферганской, Кашкадарьинской, Самаркандской областях этот показатель достигает 9,7%.

Причины безработицы

Стоит остановиться на нескольких важных аспектах, которые провоцируют рост числа безработных в стране.

  1. Во-первых, непродуманная демографическая и социальная политика в течение 1970–1990 гг. В связи с чем, годовые приросты населения варьировались между 2,1% – 4,3%. Сокращение рождаемости наблюдается с первой половины девяностых годов.
  2. Во-вторых, относительное и абсолютное замедление роста трудовых ресурсов, из-за чего из страны выезжает большое число трудоспособного населения.
  3. В-третьих, происходит медленный и не очень активный переход к рыночной экономике.
  4. В-четвертых, меняется структура производства, что приводит к избавлению от работников предпенсионного и пенсионного возраста.
  5. В-пятых, нет официальной статистики работающих подростков, которые заняты в мелком бизнесе.

К причинам массовой безработицы также относят такие факторы, как:

  • Нежелание узбеков переобучаться.
  • Устаревшее оборудование в колледжах и училищах, что мешает получить современную профессию.
  • Низкая оплата труда преподавателей профтехзаведений.
  • Финансовая неграмотность населения.
  • Низкая квалификация.
  • Развитие теневого сектора.

О внешней трудовой миграции

Экономические проблемы в Узбекистане уже несколько десятилетий стимулируют отток трудоспособного населения из страны. Этот показатель, в среднем, составляет 60–65%. Традиционным направлением миграции узбеков являет Россия, где иностранцев принимают на строительные объекты, складские помещения, торговые точки.

На 2022 год в РФ количество работающих узбеков превышает 2 миллиона, но это неофициальные данные. Российское правительство неохотно идёт навстречу мигрантам данной страны, поэтому жители Узбекистана должны искать другие государства для трудоустройства.

Как происходит оформление и прием на работу гражданина Узбекистана можно узнать пройдя по данной ссылке.

В ТОП стран, куда выезжают в течение 2016–2022 гг. узбеки, входят:

  • Казахстан – здесь находят сезонную работу, в основном на уборке хлопка. Востребованы узбеки и на строительстве.
  • ОАЭ – устраиваются в сфере услуг и туризме.
  • Турция – привлекают к работе в магазинах, складах, рынках, погрузочно-разгрузочных работах.

Узбекские мигранты успешно осваивают рынок труда Южной Кореи и Китая. Здесь им удаётся устраиваться на промышленные предприятия, где уровень заработной платы достигает 2 тыс. долл. США.

Стало известно, сколько будут получать безработные в 2022 году

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления Правительства РФ об установлении размера пособия по безработице на 2022 год для тех граждан, которые стоят на учете в центрах занятости. Чиновники определили минимальный и максимальный размер пособия, а также размер выплат для граждан предпенсионного возраста. Вопреки обещаниям законодателей, помощь безработным в следующем году увеличится незначительно.

Размер пособия по безработице в 2022 году

Из текста проекта постановления Минтруда следует, что чиновники предлагают:

Установить на 2022 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1,5 тыс. рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8 тыс. рублей — для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста.

То есть всем категориям безработных за исключением лиц предпенсионного возраста рассчитывать на повышение помощи от государства во время поиска работы не приходится. При этом Минтруд даже не планирует проиндексировать выплаты на размер инфляции за текущий год, который по разным данным может достичь 5% в годовом выражении. Пособие по безработице было увеличено в этом году впервые с 2009 года, то есть за 10 лет.

Напомним, год назад безработные граждане получали:

  • минимум — 850 рублей;
  • максимум — 4900 рублей —

в зависимости от стажа работы, размера зарплаты по последнему месту работы и причин увольнения. Кроме размера пособия законодатели тогда изменили условия получения пособия и сроки его выплаты.

Условия получения помощи при поиске работы

Право на получение пособия по безработице имеют все трудоспособные граждане РФ, которые не трудоустроены и обратились в Центр занятости населения с целью найти работу. При этом не имеет значения, работал ли человек до этого или нет и по какой причине он потерял работу. Разница только в сумме пособия и сроке, в течение которого оно будет выплачиваться. На минимальное пособие в течение 3 месяцев могут рассчитывать те граждане, которые:

  • ищут работу в первый раз или за последний год отработали менее 26 календарных недель (по 8 часов);
  • не работали более года;
  • были уволены за нарушение трудовой дисциплины;
  • прекратили вести индивидуальную предпринимательскую деятельность или вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не предоставили справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).

Тем же, кто работал и может подтвердить свой заработок по последнему месту работы, пособие выплачивают в зависимости от его размера, но не более 8 000 рублей в месяц. При этом период выплат не может превышать 6 месяцев. Увеличенный период выплат предусмотрен для предпенсионеров — в течение 12 месяцев в период 1,5 лет. При этом безработный должен регулярно отмечаться в Центре занятости, искать работу и рассматривать предложенные вакансии, а также проходить обучение или переподготовку по направлению службы занятости. Если этого не делать, пособие может быть уменьшено, или его выплата прекращена.

Пособие по безработице для предпенсионеров

Пособие по безработице для лиц предпенсионного возраста Минтруд предлагает установить с 1 января 2022 года в размере 12 130 рублей. Именно такой МРОТ будет действовать в 2022 году, поскольку это размер прожиточного минимума трудоспособного населения РФ за II квартал 2022 года, вычисленный на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за апрель, май и июнь 2022 года.

Таким образом прибавка к пособию для граждан, которым до выхода на пенсию осталось 5 лет и меньше, составит 850 рублей в месяц. Ведь в этом году размер пособия по безработице для предпенсионеров составляет 11 280 рублей.

Пособие по безработице в 2022 году

Размер и расчет пособия по безработице для всех регионов РФ . Как получить. Порядок выплат. Как и где встать на учет. Необходимые справки

Размер пособия по безработице

Размер субсидии определяется исходя из заработка лица за предыдущие 90 дней и количества рабочих часов в этом периоде. Если при расчете выяснится, что гражданин проработал менее 1040 часов, то ему полагается пособие по минимуму. При наличии коэффициента эта сумма будет превышать федеральный показатель. Данное правило не относится к детям-сиротам, числящимся на бирже труда.
В первые полгода после регистрации их пособие не ниже уровня средней заработной платы в конкретном населенном пункте.

Для лиц предпенсионного возраста (срок выхода на пенсию наступает в ближайшие 5 лет) — в 11 280 руб.

Таблица размера пособия по безработице во всех регионах РФ с 1 января 2022 года с учетом региональных надбавок

Регионповышающий коэфициентминимальный размер в рубляхмаксимальный размер в рублях
Республика Саха (Якутия) — Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района.
Сахалинская область — Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский район. Курильские острова.
Камчатская область — Алеутский район.
Чукотский автономный округ — вся территория автономного округа.
2.0300016000
Красноярский край — г. Норильск
Мурманская область — г. Мурманск-140.
1.8270014400
Республика Саха (Якутия) — Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный Магаданская область ;
Мурманская область — пгт. Туманный.
1.7255013600
Республика Коми — г. Воркута;
Республика Саха (Якутия) — Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский, Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы; Ранее Ленинский.
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;
Эвенкийский автономный округ -северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);
Красноярский край — Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска ),
г. Игарка;
Хабаровский край — Охотский район;
Камчатская область — вся территория области (за исключением Алеутского района);
Корякский автономный округ ;
Сахалинская область — Ногликский, Охинский районы, г. Оха.
1.6240012800
Республика Коми — г. Инта;
Республика Саха (Якутия) — пгт. Кангалассы; Республика Тыва — Монгун — Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;
Ненецкий автономный округ;
Тюменская область Уватский район;
Ханты-Мансийский автономный округ — северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты);
Ямало-Ненецкий автономный округ;
Томская область — Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.
1.5225012000
Республика Алтай — Кош-Агачский, Улаганский районы;
Республика Карелия — Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь, Костомукша;
Республика Саха (Якутия) — вся территория республики, за исключением городов и районов, указанных выше;
Республика Тыва — за исключением районов, указанных выше;
Приморский край — Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);
Хабаровский край — Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань; Архангельская область — Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий районы, г. Северодвинск
1.4210011200
Республика Бурятия — Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск;
Республика Карелия — Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа
Республика Коми — Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл, Сосногорск, Ухта, Усинск, Печора;
Эвенкийский автономный округ — южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);
Красноярский край — Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск;
Амурская область — Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында;
Иркутская область — Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;
Читинская область — Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы; Ханты-Мансийский автономный округ — южная часть автономного округа (южнее 60 град. северной широты);
Томская область — Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы.
1.3195010400
Республика Бурятия — Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;
Республика Коми — за исключением районов, указанных выше;
Приморский край — Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск .
Хабаровский край — Амурский (пгт. Эльбан, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;
Архангельская область — за исключением районов, указанных выше
Коми-Пермяцкий автономный округ — Гайнский, Косинский, Кочевский районы.
1.218009600
Республика Карелия — за исключением районов, указанных выше.1.1517259200
Все остальные области, края, республики, включая города Москва, Санкт Петербург, Московскую и Ленинградскую область, Адыгея, Астраханская, Башкортостан, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская
Воронежская, Дагестан, Еврейская, Забайкальский, Ивановская, Ингушетия, Иркутская, Кабардино-Балкарская
Калининградская, Калмыкия, Калужская, Карачаево-Черкесская, Кемеровская, Кировская, Костромская
Краснодарский, Крым, Курская, Липецкая, Магаданская, Марий Эл, Мордовия, Мурманская, Ненецкий автономный округ, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская
Пермский, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская,Саратовская, Сахалинская, Свердловская
Севастополь, Северная Осетия-Алания, Смоленская, Ставропольский, Тамбовская, Татарстан, Тверская
Томская, Тульская, Тыва, Тюменская, Удмуртская, Ульяновская, Хакасия, Ханты-Мансийский, Челябинская
Чеченская, Чувашская, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ярославская
115008000

Пример расчета

Гражданин Иванов проработал водителем автобуса 8 последних лет в республике Бурятии, г. Северобайкальск. Его средняя заработная плата за последние 12 месяцев была 30 000 рублей в месяц. В связи с сокращением штата предприятия он был уволен. Согласно закону ему выплатили выходное пособие и он в 2-х недельный срок встал на учет на биржу труда и получил статус безработного.

В течении последующих 2-х месяцев, согласно Трудовому кодексу он продолжал получать среднемесячную ЗП от предприятия, но так как по предложенным вакансиям Центра занятости его на работу не взяли, то ему был оплачен и третий месяц. После трех месяцев ЦЗН рассчитал гражданину Иванову размер пособия по безработице.

Расчет: За первые три месяца оплачиваются 75% от ЗП. Средний заработок — 30000 рублей. Районный повышающий коэффициент для этого города = 1.3

30000*0.75=22500 рублей. Но максимальный размер пособия для этого региона с учетом коэффициента 8000 *1.3 = 10400 руб. эту сумму он и будет получать первые 3 месяца. Так как его оклад был значителен, то эту сумму он будет получать в течении всего первого года безработицы.

Планы повышения выплат для лиц предпенсионного возраста

Начисление субсидии производится ежемесячно, сразу после регистрации лица в качестве безработного в Центре занятости населения по месту регистрации. В случае выхода на пенсию по возрасту или возникновения права на получение других социальных выплат, начисление прекращается.

При определении размера пособия учитывается не только размер основной заработной платы, но и выплаты за сверхурочную работу, премии, надбавки за выслугу, ученую степень и другие профессиональные достижения.

Пособие по безработице выплачивается в течение 24 месяцев с несколькими перерывами. Перерыв наступает по окончании 8-12 месяцев с даты постановки на учет. Предполагается, что в течение этого времени субъект трудоустроится. Если этого не произойдет, он должен вновь обратиться на Биржу труда с соответствующим заявлением. По факту обращения производится проверка действительного отсутствия у соискателя доходов, и выплаты назначаются вновь, на ближайшие 8 месяцев. По завершении этого срока наступает второй перерыв, который продолжается 6 месяцев. Затем процедура обращения повторяется, и пособие выплачивается повторно в течение 5 месяцев.

Кто имеет право на получение

По общему правилу, финансовая помощь полагается всем субъектам, состоящим в ЦЗН. Минимальная дотация положена физлицам:

  1. окончившим образовательные учреждения всех типов, впервые устраивающимся на работу;
  2. без трудового стажа или тем, чей стаж составляет менее 26 недель в суммарном выражении;
  3. долгое время не имеющим возможности трудоустроиться;
  4. уволенным по отрицательным мотивам;
  5. уволенным за 12 месяцев до обращения в ЦЗН, но в течение этого периода имевшие нерегулярные доходы.

Пособие первого и второго года

Порядок начисления, описанный в настоящем разделе, применяется относительно к соискателям, имеющим непрерывный трудовой стаж в течение 12 месяцев перед увольнением. Первые три месяца они получают пособие, равное 75% от прежнего среднемесячного заработка. В последующие 4 месяца этот показатель снижается до 60%. Затем, как уже сказано, следует полугодовая пауза, после которой на протяжении 5 месяцев размер пособия составляет 45%.
На втором году гражданин, вне зависимости от наличия стажа, получает минимальную субсидию.

Порядок прекращения и приостановления выплат

Наиболее распространенным мотивом для прекращения права на пособие считается официальное трудоустройство. Также денежные выплаты прекращаются в случае смерти получателя или его неявки в отделение ЦЗН в течение 1 месяца.
Приостановление выплат на 90 дней имеет место при:

  • отказе соискателя от 2 предложенных мест работы;
  • отказе от переобучения;
  • освобождении от должности на последнем месте работы в связи с нарушением требований работодателя;
  • отстранении от переобучения по отрицательным мотивам;
  • самовольная неявка на курсы переквалификации;
  • прохождении срочной воинской службы или военных сборов.

Приостановление выплаты пособия не означает, что субъект лишается статуса безработного лица. Право на возобновление материальной поддержки восстанавливается по заявлению после того, как основания для приостановления отпадут.

Куда обращаться для оформления пособия

Центры занятости населения (Биржи труда) имеются во всех городах России. Обращаться в ЦЗН следует по месту постоянной регистрации. Сотрудник отдела по трудоустройству предоставит перечень требуемых бумаг и образцы справок. Подготовить его рекомендуется как можно быстрее.

Необходимые документы

К анкете прилагаются:
· оригинал паспорта (для нерезидентов РФ допускаются – удостоверение лица без гражданства, РВП и др.);
· аттестат, диплом, подтверждающий уровень образования;
· приказ об увольнении или трудовая книжка с аналогичной записью (для ранее работавших лиц);
· справка о доходах за последние 90 дней (предоставляется только если гражданин уже имеет трудовой стаж).

Образец справки СКАЧАТЬ

К документам на иностранном языке обязательно прилагается нотариально удостоверенный перевод. Это связано с тем, что обращения в ЦЗН принимаются только на русском языке.
Отдельно стоит рассмотреть пункт, касающийся справки о доходах. Она не входит в перечень обязательных документов. Хотя при ее отсутствии заявителю начислен денежный минимум, без учета предыдущей заработной платы. Эти сведения не учитываются и в том случае, если гражданин уволен по отрицательным мотивам.
Образец справки выдается в Центре занятости и заполняется руководителем последнего места работы. Он не имеет права отказать в ее предоставлении.

Как встать на учет в Центр занятости населения

Единственным условием для получения указанного статуса является достижение совершеннолетнего возраста.
Несмотря на это существует несколько категорий лиц, не имеющих права постановки на учет. К ним относятся:

  • пенсионеры по возрасту;
  • заключенные колоний и тюрем, а также приговоренные к исправительным и обязательным работам;
  • граждане, предоставившие при оформлении в ЦЗН ложные сведения о себе;
  • индивидуальные предприниматели.

Процедура постановки на учет начинается с подготовки документов и заполнения анкеты — заявления. В ней указываются ФИО и адрес соискателя, данные об образовании, трудовом стаже и характеристики предполагаемой работы. Дополнительно в анкету вносится информация о предыдущей деятельности и имеющихся профессиональных достижениях.

Результаты постановки на учет

Официально подтвердившему свой статус, назначается дата следующей явки. В последствии для него составляется график, согласно которому он обязан два раза в месяц посещать ЦЗН. Это необходимо для подтверждения данных об отсутствии трудоустройства. Только соблюдая такое условие, безработный сохраняет за собой право на материальную поддержку от государства. В противном случае оно прекратится. Для возобновления платежей требуется повторная постановка на учет.
Периодически в Центре занятости формируется перечень вакансий, соответствующих профессиональным навыкам соискателя. Сотрудник Центра предоставляет данные предложения соискателю, который, в свою очередь, не вправе их игнорировать. По каждой из предоставленных вакансий он обязан посещать собеседование.
Если соискатель не трудоустроился в течение длительного времени, ЦЗН направляет его на переквалификацию или повышение уровня профподготовки. Данная услуга оказывается на безвозмездной основе.

Важно! Граждане, получающие пособие по безработице, не имеют права на какой-либо дополнительный доход. При обнаружении данного факта все, ранее полученные средства, подлежат возврату.

Стало известно, сколько будут получать безработные в 2022 году

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления Правительства РФ об установлении размера пособия по безработице на 2022 год для тех граждан, которые стоят на учете в центрах занятости. Чиновники определили минимальный и максимальный размер пособия, а также размер выплат для граждан предпенсионного возраста. Вопреки обещаниям законодателей, помощь безработным в следующем году увеличится незначительно.

Размер пособия по безработице в 2022 году

Из текста проекта постановления Минтруда следует, что чиновники предлагают:

Установить на 2022 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1,5 тыс. рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8 тыс. рублей — для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста.

То есть всем категориям безработных за исключением лиц предпенсионного возраста рассчитывать на повышение помощи от государства во время поиска работы не приходится. При этом Минтруд даже не планирует проиндексировать выплаты на размер инфляции за текущий год, который по разным данным может достичь 5% в годовом выражении. Пособие по безработице было увеличено в этом году впервые с 2009 года, то есть за 10 лет.

Напомним, год назад безработные граждане получали:

  • минимум — 850 рублей;
  • максимум — 4900 рублей —

в зависимости от стажа работы, размера зарплаты по последнему месту работы и причин увольнения. Кроме размера пособия законодатели тогда изменили условия получения пособия и сроки его выплаты.

Условия получения помощи при поиске работы

Право на получение пособия по безработице имеют все трудоспособные граждане РФ, которые не трудоустроены и обратились в Центр занятости населения с целью найти работу. При этом не имеет значения, работал ли человек до этого или нет и по какой причине он потерял работу. Разница только в сумме пособия и сроке, в течение которого оно будет выплачиваться. На минимальное пособие в течение 3 месяцев могут рассчитывать те граждане, которые:

  • ищут работу в первый раз или за последний год отработали менее 26 календарных недель (по 8 часов);
  • не работали более года;
  • были уволены за нарушение трудовой дисциплины;
  • прекратили вести индивидуальную предпринимательскую деятельность или вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не предоставили справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).

Тем же, кто работал и может подтвердить свой заработок по последнему месту работы, пособие выплачивают в зависимости от его размера, но не более 8 000 рублей в месяц. При этом период выплат не может превышать 6 месяцев. Увеличенный период выплат предусмотрен для предпенсионеров — в течение 12 месяцев в период 1,5 лет. При этом безработный должен регулярно отмечаться в Центре занятости, искать работу и рассматривать предложенные вакансии, а также проходить обучение или переподготовку по направлению службы занятости. Если этого не делать, пособие может быть уменьшено, или его выплата прекращена.

Пособие по безработице для предпенсионеров

Пособие по безработице для лиц предпенсионного возраста Минтруд предлагает установить с 1 января 2022 года в размере 12 130 рублей. Именно такой МРОТ будет действовать в 2022 году, поскольку это размер прожиточного минимума трудоспособного населения РФ за II квартал 2022 года, вычисленный на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за апрель, май и июнь 2022 года.

Таким образом прибавка к пособию для граждан, которым до выхода на пенсию осталось 5 лет и меньше, составит 850 рублей в месяц. Ведь в этом году размер пособия по безработице для предпенсионеров составляет 11 280 рублей.

Каким будет пособие по безработице в 2022 году?

Кабмин утвердил размеры пособий по безработице на 2022 год. Соответствующее постановление за подписью премьер-министра России Дмитрия Медведева было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 8 ноября.

Сколько будут платить безработным в 2022 году?

Согласно постановлению правительства РФ от 07.11.2022 № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год», минимальный размер выплаты составит 1 500 рублей, максимальный — 8 000 рублей. Исключение составят граждане предпенсионного возраста, т. е. те, кто выйдет на пенсию через пять лет. Они смогут получать до 11 280 рублей.

Таким образом, размер пособия по безработице в 2022 году останется на прежнем уровне. В 2022 году Минтруд впервые за десять лет значительно увеличил это пособие. Ранее минимальная выплата составляла 850 рублей, а максимальная — 4 900 рублей.

Кто может получать пособие по безработице?

Пособие выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Об этом говорится в законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Для этого безработные россияне, не получающие пенсию и не проходящие обучение по очной форме обучения, должны зарегистрироваться в центре занятости населения. После постановки на учет пособие по безработице будут выплачивать ежемесячно, но только в случае, если гражданин будет проходить перерегистрацию в установленные сроки и соблюдать ее условия.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Однако данную выплату можно получать лишь шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Еще меньше сроки получения пособия у тех, кто впервые ищет работу, у кого был перерыв в работе больше года, кто отработал меньше 26 недель за год до наступления периода безработицы, а также у тех, кого уволили за нарушение дисциплины. В данных случаях пособие будут выплачивать не более трех месяцев.

Как рассчитывается размер пособия по безработице?

Если гражданин был уволен в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду наступления безработицы, а его трудовой стаж в этот период составил не менее 26 недель, в первые три месяца ему будут выплачивать 75% от средней зарплаты, а в последующие три месяца — 60% от средней зарплаты. В обоих случаях выплата не может превышать установленные законом 8 000 рублей.

Однако некоторые категории безработных могут претендовать лишь на минимальное пособие в размере 1 500 рублей, увеличенное на размер районного коэффициента. К ним относятся лица, которые:

— впервые ищут работу;

— имеют перерыв в работе больше года;

— отработали меньше 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду наступления безработицы;

— были уволены за нарушение дисциплины;

— прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке;

— вышли из членства в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

— не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

— были направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия.

Ссылка на основную публикацию