Уровень и черта бедность в Германии в 2019-2020 году

Черта бедности в 942 евро. Как живут малообеспеченные немцы

Почти 17% жителей Германии относятся к бедным слоям населения. «Немецкая волна» разбиралась, кто эти люди и сколько составляет их месячный доход.

Фото: Reuters

Согласно ежегодному докладу немецкого правительства об уровне бедности и благосостояния населения Германии, благодаря экономическому подъему, происходившему в стране в последние годы, социальное положение немцев существенно улучшилось. «Экономическая стабильность и продолжительный экономический рост сыграли роль в достижении самых высоких показателей занятости и самой низкой безработицы со времен воссоединения Германии», — говорится в документе, одобренном правительством в апреле. Доходы населения за последние десять лет также существенно выросли, следует из доклада.

Тем не менее, как подчеркнула министр труда и социальных дел Андреа Налес (Andrea Nahles), не все в Германии почувствовали этот экономический подъем. В 2015 году 40% работающего населения с наиболее низким доходом зарабатывали в реальном выражении меньше, чем в середине 1990-х годов. По данным Федерального статистического ведомства, уровень бедности в стране в 2015 году составил 16,7%, или чуть более 13 миллионов человек. Это означает, что фактически каждый шестой житель Германии живет за чертой бедности.

Черта бедности в 942 евро

Федеральное статистическое ведомство причисляет к ним людей с очень низким достатком, а также тех, чья семья «подвержена серьезным материальным лишениям или имеет низкую занятость». Речь идет о тех, кто получает менее 60% среднего для Германии дохода, поясняется в совместном докладе об уровне бедности в ФРГ, выпущенном целым рядом немецких общественных организаций, включая Германский паритетный благотворительный союз (Der Deutsche Paritätische Wohlfahrtsverband — Gesamtverband e. V.) и ProAsyl.

За чертой бедности в Германии живут те, чей месячный доход ниже 942 евро для не состоящих в браке и 1978 евро для семей с двумя детьми до 14 лет. Это «совокупный чистый доход семьи», который включает дотацию на аренду жилья, пособие и надбавку на содержание детей и другую материальную помощь, уточняется в докладе общественных организаций.

Фото: Reuters

К самым уязвимым категориям населения относятся безработные, одинокие родители и их дети, пожилые люди, а также люди с ограниченными возможностями и страдающие хроническими заболеваниями. В будущем в группу риска попадут и беженцы, отмечает глава Германского паритетного благотворительного союза Ульрих Шнайдер (Ulrich Schneider): «Они тоже будут включены в статистику, после того как, получив убежище, покинут центр временного пребывания и обзаведутся собственным хозяйством». Прежде всего, добавляет он, им нужно будет найти жилье, что в крупных городах не всегда удается.

Такая разная бедность

Количество бездомных в Германии оценивается в 335 тысяч человек. К 2018 году это число может вырасти до полумиллиона, предупреждала в марте Верена Розенке (Werena Rosenke), возглавляющая Федеральный союз помощи бездомным. Чем ниже сумма дохода, тем больше в ней доля расходов на жилье, а тенденция такова, что бедные сегодня становятся еще беднее, объяснила она и добавила: «Поэтому люди с низкими доходами часто попадают в долговую яму, которая в конце концов может грозить потерей жилья».

Некоторые критики, правда, отмечают, что в сельской местности, где арендные ставки ниже, чем в крупных городах, гораздо проще прожить на 942 евро в месяц. Поэтому подход к установлению дохода, обозначающего черту бедности, им кажется слишком унифицированным.

По мнению главы Института немецкой экономики (IW) в Кельне Михаэля Хютера (Michael Hüther), при его расчете было бы разумным учитывать региональную разницу в покупательной способности и индивидуальные потребности людей. К примеру, в Мюнхене, самом дорогом городе Германии, порог бедности составляет не 942, а 1128 евро, а в баварском Тиршенройте в группу риска попадают те, кто зарабатывает меньше 823 евро в месяц, рассказал эксперт.

На отсутствие дифференциации указывает и глава Германского союза городов и общин Герд Ландсберг (Gerd Landsberg). По его словам, из 2,8 миллиона студентов в Германии сотни тысяч вынуждены жить на сумму, составляющую менее 60% среднего месячного дохода. Это люди, которых нельзя причислить к неблагополучным слоям населения, подчеркнул Ландсберг: они, напротив, считают себя будущей движущей силой немецкой экономики.

Как рассчитывать черту бедности

Однако Ульрих Шнайдер из Германского паритетного благотворительного союза не согласен с тем, что при расчете черты бедности необходимо учитывать региональные особенности. Он убежден, что это может привести к искажению результата: «Если взять отдельные районы Берлина, там едва ли можно зафиксировать бедность». Поэтому необходим общий средний показатель для всей Германии, считает Шнайдер.

Предложение учитывать разницу в покупательной способности в разных регионах он считает «вполне похвальным», но непродуманным. Ведь для этого, объясняет глава союза, необходимо знать состав потребительской корзины во всех регионах, а таких данных нет.

Кроме того, подчеркнул Шнайдер, опыт показывает, что люди с низким достатком приспосабливаются к определенному уровню жизни. К примеру, они делают покупки только в дискаунтерах, где цены одинаковые по всей Германии.

Общественные организации убеждены, что для борьбы с бедностью в Германии необходимы изменения на рынке труда и в социальной политике властей. Они, в частности, предлагают увеличить финансирование детских садов и школ, выделять больше средств на строительство социального жилья и реформировать пенсионное страхование и систему выплаты пособий пожилым для предотвращения бедности в старости.

Читайте также

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Уровень бедности по данным Росстат

Уровень бедности в России в 2020 году за второй квартал вырос до 12,7%, в то время как ещё год назад он составлял 12,5% – об этом сообщает Росстат. Однако, если сравнивать с первым кварталом, данный показатель уменьшился на 1.6 пункта. Такая статистика проводится ежегодно и каждый год наблюдается повышение коэффициента бедности.

Официальные показатели

Второй квартал по данным Росстата отмечается тем, что за черту бедности в этот период попали или ещё больше 18 миллионов человек, а это без малого 12,8% населения РФ и этот процент продолжает увеличиваться. Основным критерием уровня бедности населения России считается разница в систематическом повышении прожиточного минимума и уровнем инфляции.

Так, например, в текущем году за два квартала рост инфляции составил 5%, тогда как прожиточный минимум стал выше на 7,1%. Доходы населения возросли всего лишь на 5,6%.

Количество бедных в России определяется исходя из уровня зарплаты из сторонних источников дохода каждого человека. Когда семья не может оплатить минимально необходимое количество продуктов, а также коммунальные услуги, она попадает под определение малоимущей.

Потребительская корзина определяет прожиточный минимум. На месяц в денежном эквиваленте это составляет чуть больше 12 тыс. руб. Избыточное перераспределение доходов в результате снижает качество жизни.

Неравенство в потреблении

Этот показатель определяется в первую очередь тем, что и сколько потребляется человеком, а не уровнем его заработка. Потребительские расходы по своей структуре довольно сильно различаются у определенных классов населения: бедных, средних я и богатых.

Данные расходы в РФ по группам населения можно увидеть в следующей таблице:

Потребительские расходыГруппа бедныхГруппа среднихГруппа богатых
Всего100100100
Продукты питания42,735,214,9
Одежда8,49,46,5
Услуги ЖКХ16,312,87,4
Быт.техника и др. предметы домашнего обихода3,35,86,5
Медицинские услуги2,53,93,3
Транспорт6,78,936,1
Отдых3,15,97
Образование0,510,6
Рестораны, гостиницы12,15

Здесь нужно учитывать, что у средней группы расходы на одного человека ориентировочно на выше в 5 раз, чем у бедной, а у группы богатых людей – в 3 раза больше чем у средней и 15 по сравнению с бедной.

Из этого следует, что состоятельные люди в 5 раз больше тратят на питание чем бедные, в 12 раз больше на одежду, в 20 раз на медицину, в 81 раз на транспортные расходы и т.д. Также следует учитывать, что богатые слои населения каждый год сберегают средств в 18 раз больше.

Дифференциация оплаты труда

Дифференциацией зарплаты является преднамеренное установление оплаты за работу на различных уровнях, которая зависит от определенных факторов. Согласно 129 статье Трудового кодекса, размер оплаты труда прямо пропорционален квалификации работника, а также сложности выполняемой им работы, ее объема, а также условий в которых происходит работа. Так как одинаковых работников не бывает, как и работодателей, поэтому дифференциация оплаты труда является обусловленной.

Таким образом, по уровневому разрыву в доходах, РФ находится в зоне риска. На 53% данный разрыв связывают с дифференциацией з/п при помощи предпринимательской деятельности, на 40% с разницей в оплате труда и 7% с различием социальных перечислений.

Определение и методы вычисления

Показатель уровня бедности измеряется Росстатом по методу абсолютного подхода. Данный метод рассчитывает бедность в России в 2020 г. как доля населения с доходностью, которая меньше уровня прожиточного минимума. Сейчас внедряется новый способ, основанный на международной практике измерения коэффициента бедности.

В данный момент Росстатом проводятся первичные экспериментальные вычисления индексов немонетарной бедности, которые, начиная с 2020 года, будут уже публиковаться, если будет принято соответствующее решение. Этот индекс показывает процент домохозяйств, не имеющих возможности организовать для себя полноценное мясное или рыбное питание, позволить себе крупную бытовую технику и т.п.

Расчёт показателя немонетарной бедности измеряется по трем индексам:

  1. Индекс многомерной бедности. Характеризует нищету населения по многим критериям: здоровью, питанию, трудовой занятости, образование и т. д.
  2. Индекс материальной депривации. Определяется на основе относительной бедности, критерии которой определяются превалированием в государстве стандартам качества жизни посредством выявления различных лишений.
  3. Индекс социальной исключенности. Определяет у гражданина свободность доступа или его отсутствие к социально важным услугам и его положение финансового характера.

Сравнение с другими странами

Уровень бедности в мире в 2018 году определяется Всемирным банком если доход у человека составляет меньше 1,25 долларов. Например, бедность в Америке среди граждан этой страны составляет 14,3%. Это порядка 44 млн человек. Этот процент рассчитывается исходя из прожиточного минимума, который умножают на 2,5. В итоге получается, что это немногим более 1000 долларов в месяц.

В Евросоюзе бедных людей на грани нищеты несколько выше, чем в Штатах. Это порядка 85 миллионов человек, то есть 17%. Бедными там признаются граждане, уровень дохода которых менее 60% уровня заработной платы в конкретной стране. Так как заработные платы в разных странах разные, то, например, бедным человеком в Люксембурге считается тот, кто зарабатывает менее 19 000 евро ежегодно. В Германии эта цифра должна быть меньше 11 000 евро, в Англии – 13 тысяч, в Румынии – 1 000.

Прогноз

Статистика бедности по прогнозам Минэкономразвития на ближайшее время не утешительна. В 2018 г. предполагалось что в 2020 году у россиян заработок повысится по меньшей мере на 1%. Однако, этот прогноз не сбылся, а доходы людей в нашей стране в текущем году вырастут всего лишь на 0,1%.

Читайте также:  Средняя зарплата в Саратове в 2019-2020 годах: сколько зарабатывают учителя, воспитатели и врачи

По факту никаких существенных изменений не предвидится, соответственно это скажется и на благосостоянии граждан РФ. Последствием таких мизерных доходов становится увеличение кредитных займов населению. За 2018 год это сумма составляет 2,73 трлн руб., а за первое полугодие 2020, почти 1,5 триллиона. Следует отметить, что это затруднение касается не отдельных личностей или семей, а является уже проблемой на социальном уровне.

Заключение

Такие показатели бедности в России являются острой и довольно актуальной проблемой нашего государства. Именно эта проблема характеризует дефицит доступа большой части населения хорошо оплачиваемой работе, образовательным услугам и здравоохранения.

Серьезная поляризация доходов в купе с их низким уровнем имеет следствием разлом общества по социальному признаку, напряжённость, а также является серьезным препятствием в развитии и благополучии страны.

Бедность в Германии

Каждая страна мирового сообщества имеет у себя социально слабые слои населения. Поэтому бедность в Германии не исключение. По сравнению с неимущими гражданами других стран Восточной Европы и России нуждающиеся немцы имеют разительное отличие в достатке.

Подробная карта Германии с указание всех городов

Ключ к достойной жизни малоимущих — грамотная социальная политика немецкого государства и почти полное отсутствие коррупции. При этом, правительство страны зафиксировало снижение уровня жизни среди населения с низкими заработками, сопоставив современные доходы в реальном выражении с серединой девяностых годов.

Подробнее об уровне жизни в Германии узнайте на нашем сайте.

Кто такие бедные немцы

Согласно заключению Федерального статистического ведомства, граждане с доходом менее 60 % от среднего заработка в Германии рискуют попасть в категорию малоимущих.

Величина средней заработной платы в стране в 2020 году — 3703 евро.

Стоит отметить, что у немцев применяется гендерное разделение в оплате труда: мужчины получают 3898 евро, а женщины — 3258. Суммы могут отличаться друг от друга, так как при начислении учитываются территориальный фактор, сфера деятельности и образование.

Средняя зарплата в Германии не установлена законом, она варьируется в зависимости от различных факторов

Среди тех, кто наиболее часто попадает в плохое материальное положение, оказываются следующие категории населения:

  • Малоимущие семьи.
  • Родители-одиночки.
  • Безработные и люди с частичной трудовой занятостью.
  • Инвалиды и граждане с хроническими патологиями.
  • Люди преклонного возраста.

Некоторые из них одиноки и живут за чертой бедности, которая определяется в ФРГ ежемесячным доходом ниже 942 евро. Если семья состоит из четырёх человек с двумя несовершеннолетними детьми на иждивении, а семейный совокупный доход (зарплата, дотации, пособия на детей) менее 1978 евро, то они также относятся к бедным жителям Германии.

Скорее всего, в недалёком будущем группу малоимущих и бедных дополнят беженцы, о чём регулярно заявляет глава Германского паритетного благотворительного союза Ульрих Шнайдер: «Вынужденные переселенцы тоже будут включены в статистику после того, как, получив убежище, покинут центр временного пребывания и обзаведутся собственным хозяйством».

Вновь прибывшие должны обеспечить себя жильём, добавил Шнайдер, что практически невозможно в больших городах ФРГ. Таким образом, в стране продолжает сохраняться тенденция по увеличению количества бродяг (бомжей).

Узнать подробнее о прожиточном минимуме в Германии можно здесь.

Бездомных стало больше

Особенно тяжело приходится бездомным, которых в 2020 году насчитывается около 500 тыс. человек. Этот показатель в 1,5 раза выше, чем два года назад. Статистику ведёт Федеральный союз помощи бездомным. По словам главы организации Верены Розенке, «люди с низкими доходами часто попадают в долговую яму, которая в конце концов может грозить потерей жилья».

Причина в том, что низкие доходы позволяют оплачивать только жилую площадь, практически не оставляя средств на существование. Как следствие, люди затягивают с арендной платой, отдавая предпочтение продуктам питания. В итоге неплательщиков выселяют на улицу.

Малоимущие семьи и родители-одиночки

Большинство исследований социального характера выявило самую уязвимую группу людей, которым может грозить бедность. Это родители с несовершеннолетними иждивенцами. Чем больше детей, тем выше вероятность стать малоимущими.

Помимо количества человек в семье, имеет значение место проживания. Например, южные и западные территории Германии насчитывают меньшее число нуждающихся семей, нежели восточные районы страны со слаборазвитой промышленностью.

Для справки. Самое большое число бедных детей проживает в Берлине. Согласно статистике, каждый третий несовершеннолетний иждивенец является членом малоимущей семьи. А на юге страны, в Баварии или Баден-Вюртемберге, бедных детей не более 10 %.

Если семья состоит из трёх человек, и родители получают пособие по безработице Hartz IV, то государство должно предоставить им трёхкомнатную квартиру для проживания.

Обязательная планировка выглядит таким образом:

Карта проживания безработного населения в Германии, в процентах

Если в семье двое разнополых детей, то детских комнат будет две. Как правило, апартаменты предоставляются в старом жилом фонде. Но коммуникации, включая телефонную линию, будут в исправном состоянии.

При этом власти сами оплачивают коммунальные расходы и медицинскую страховку в случае нехватки денежных средств у семьи.

Безработные

Для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, существует множество пособий социального характера. Потеря рабочего места или временная нетрудоспособность как раз относится к разряду труднопреодолимых обстоятельств.

Однако, потеряв работу или жильё, не все немцы обращаются за помощью к государству. Для некоторых проживание в приюте или получение пособия вызывает чувство стыда, и такие лица ведут бродяжнический образ жизни. Они настолько горды, что выбирают улицу, вместо включения в списки бедных.

Большая же часть малоимущих немцев с удовольствием находится под патронатом государства и не спешит отказываться от ежемесячного пособия. Более того, есть лица, которые специально заводят себе собак, так как государство выплачивает дополнительное пособие на содержание четвероногого друга. Таким образом, возможно получать дополнительный доход от трёх до пяти евро в день, предназначенный на покупку корма собаке.

Сравнение уровня безработицы в Германии с другими странами

Пособие по безработице SGB-II или Hartz IV может быть назначено на неограниченный период. Его величина в 2018 году составляет 416 евро. В эту сумму не включены дополнительные выплаты, которые обязательно предоставляются на содержание жилья.

Люди преклонного возраста

Многих интересует, как живут бедные старики, ведь страна считается локомотивом европейской экономики. Несмотря на почётное звание лидера ЕС, некоторые немцы престарелого возраста оказываются в старости у разбитого корыта. Число нуждающихся пожилых людей в ФРГ стремительно растёт.

Для справки. В Германии постоянно работают около 900 точек по выдаче бесплатного питания и продуктовых наборов. Клиентами пунктов раздачи являются 1,5 млн малообеспеченных престарелых людей. Согласно подсчётам, это 23 % об общего числа пенсионеров. А 10 годами ранее, количество нуждающихся составляло 12,3 %, что почти в два раза меньше нынешнего показателя.

Примерно 1 млн немецких пенсионеров имеют место подработки на неполную трудовую неделю. Это также превышает показатель 10-летней давности. Пятая часть из числа подрабатывающих — люди старше 74 лет. Пенсионный возраст в ФРГ — 67 лет для обоих полов. Но, уже есть предложения экспертов о необходимости поднятия возраста выхода на пенсию, до 70 лет. Таковы ближайшие перспективы для пожилых немцев.

Подробнее узнать о помощи бедным в Германии можно из видео, представленном ниже.

Заключение

Каждому малообеспеченному немцу, находящемуся за чертой бедности, законодательством гарантированы: жилая площадь, социальное пособие и бесплатная медицина. Поэтому переживать за бедных граждан Германии не стоит.

Новая статистика ужаснула: бедных россиян стало на полмиллиона больше

На грани нищеты теперь живут 21 млн наших соотечественников

30.07.2020 в 17:52, просмотров: 17436

Мы привыкли, что «на бумаге» Россия живет хорошо. Так вот случилось страшное: даже госстатистика не смогла скрыть ухудшения. Росстат отчитался, что в стране увеличилось число бедных — на полмиллиона человек. Теперь, только по официальным данным, в России живет почти 21 млн нищих.

Значит, в реальности все еще хуже. Тем временем правительство уже второй год трудится над исполнением нацпроекта по сокращению бедности в два раза. Чтобы люди жили лучше, в стране повысили прожиточный минимум. Парадокс, но из-за него и стало больше официальных нищих, сделали вывод в Росстате.

К бедным в нашей стране теперь можно причислить 14,3% населения. Такой показатель фиксирует Росстат за I квартал этого года. В аналогичном периоде 2018-го их было 13,9%. В целом в 2018 году живущих за чертой бедности было значительно меньше, чем сейчас, — 18,4 млн россиян (12,6% населения). Это люди, чьи денежные доходы ниже прожиточного минимума — 10,75 тыс. рублей в среднем по стране. При этом в их числе оказываются и те, кто получает «нормальную зарплату» (в среднем месячный оклад в России — 30–40 тыс. рублей), но воспитывает детей: при делении общего дохода семьи на всех членов оказывается, что домохозяйство находится на грани нищеты. Семей с детьми среди бедных большинство, на втором месте по численности — пенсионеры. Такую модель бедности в правительстве назвали «уникальной», подобрав удачный эвфемизм. На самом деле картина пугающая. У бедности в России лицо ребенка и старика.

Как рассказала директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, как правило, в рыночной экономике основную часть бедных составляют безработные, инвалиды и многодетные семьи. «В России даже появление второго ребенка почти в половине случаев означает, что домохозяйство окажется за чертой бедности», — поясняет она.

Подсчет числа бедных по прожиточному минимуму называется абсолютным подходом. Многие эксперты в социальной области критикуют Росстат за эту методику. С этого года статистическое ведомство обновило методологию, но не принципиально. Под черту бедности по-прежнему попадают те, чьи доходы в домохозяйстве ниже прожиточного минимума, но теперь Росстат уделяет больше внимания зарплатам, снизив в структуре доходов дивиденды от подработки, собственности и других дополнительных средств.

Альтернатив определению уровня бедности по прожиточному минимуму несколько, отмечает Татьяна Малева. «В Европе используют относительный подход. Там к бедным причисляют тех, кто имеет доход в 2 раза меньший, чем заработок среднестатистического гражданина. Еще есть депривационный подход: он выясняет, многих ли товаров и услуг люди не могут себе позволить. Тех, кто экономит на продуктах питания, одежде, образовании и медицине, относят к бедным. Если в России применить этот подход, то мы получим не 14% бедного населения, а все 30%», — заметила наша собеседница.

Существует еще один метод оценки — «субъективный», когда у самих людей спрашивают, считают ли они себя бедными. Обычно эта методика показывает самые неприятные для власти результаты. Недавние опросы показывают, что своим материальным положением удовлетворена лишь десятая часть россиян. По данным ФОМ, нищими считают себя 28% населения, причем 12% из них зарплаты не хватает даже на продукты. Опрос «Левада-Центра» показал, что у 65% семей нет финансовых сбережений. В совсем свежем исследовании портала Superjob обнаружилось, что 29% работников не смогут уйти в отпуск и продолжат трудиться весь год из-за нехватки средств.

Читайте также:  Как получить вид на жительство и гражданство Кипра в 2020 году

По версии Росстата, в пополнении армии бедных на 500 тыс. человек в I квартале года виноваты «опережающий рост показателя прожиточного минимума» и рост цен на продукты. Прожиточный минимум повысили на 7,2%, а инфляция составила 5,2%. Поскольку пенсии и все соцвыплаты индексируют по инфляции, под чертой увеличенного прожиточного минимума оказалось больше людей.

На полученные Росстатом данные правительство ориентируется, чтобы понять, кому и в каком объеме оказывать социальную помощь. Понятно, что чем меньше людей попадут в ранг нищих — тем государству выгоднее. «Разные методики подсчета бедных используются для разных целей. Однако узнать наверняка, сколько людей в стране живет плохо, не позволит ни один подход. Статистики и опросы, например, не учитывают скрытые доходы. Чтобы увидеть реальную картину, слишком много факторов в совокупности нужно учесть и проанализировать», — отметил доктор экономических наук из НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

Заголовок в газете: Нищего полку прибыло
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28036 от 31 июля 2020 Тэги: Инфляция, Пенсии, Дети , Власть, Медицина, Наука, Экономика, Анализы Организации: Правительство РФ Армия Места: Россия

Бедность по-немецки: как прожить на 68 тыс. руб. в месяц

Больше пяти миллионов жителей Германии едва сводят концы с концами

Процветание немецкой экономики и низкий уровень безработицы совершенно не означают роста благосостояния всего населения Германии. Социальное неравенство в стране сильно как никогда, а рост уровня бедности рекордный.

На этой неделе сразу две научно-исследовательские организации Германии — крупнейший в стране НИИ изучения общественного мнения Emnid и Фонд Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung), считающийся «мозговым центром» по анализу и решению проблем в социальной сфере, — опубликовали итоги своих исследований бедности в ФРГ.

Как следует из заключения НИИ Emnid, в настоящее время в Германии 5,6 млн. человек в возрасте старше 55 лет находятся под угрозой бедности и социальной изоляции (в 2006 году таковых было 4,5 млн. человек; за 10 лет рост почти на 25%). Их удельный вес в общем числе людей этой возрастной группы увеличился с 18,2% в 2006 году до 20,7% в 2016-м.

По критериям Евросоюза, бедными считаются те, чей годовой доход менее 60% от среднестатистического по стране. Для Германии этот показатель составляет менее 11 278 евро в год, или неполные 940 евро в месяц на человека (примерно 68 тыс. рублей — ред.). В то же время, по данным Федерального ведомства по статистике (Destatis), в среднем каждый житель Германии обладает капиталом в сумме 222 тыс. 200 евро.

Похоже, однако, что цифра эта выведена по известной методике приготовления пирожков с начинкой из рябчиков и конины (для фарша берётся один рябчик и один конь). Потому что, согласно данным самого Destatis, половине всего населения Германии принадлежит 1,4% от общего объёма активов страны, тогда как 0,1% населения владеет около 20% всех активов. По этому показателю Германия в еврозоне является страной с наиболее ярко выраженным социальным расслоением.

Не будем сейчас задаваться вопросом, как такое неравномерное распределение национального богатства могло произойти в государстве, называющим себя социальным. Вернёмся к цифрам. А по цифрам, как о том свидетельствуют данные Европейского статистического агентства Eurostat, Германия в статистике бедности близка к среднему по ЕС показателю в 20,9%.

Для сравнения: в Швеции он составляет 14,5%, в Нидерландах 11,9%, в Норвегии 9,3%, в Литве 37,1%, в Румынии 44,2%.

По результатам опроса, проведённого НИИ Emnid, почти две трети немцев (64,9%) опасаются, что их государственной пенсии будет недостаточно для сохранения привычного уровня жизни. Более трети (36,3%) респондентов, не имеющих частных пенсионных накоплений, заявили, что уже исчерпали свои прежние денежные запасы. И только 33,8% опрошенных считают, что их государственная пенсия является достаточной. Правда, из них 11,6% сказали, что подспорьем для них является финансовое положение супруга.

По данным Федерального министерства труда, в 2015 году в Германии 943 тыс. человек, достигших пенсионного возраста (в Германии он наступает в 65 лет), наряду с получаемой пенсией, имели и так называемую «мини-работу» (Minijobs) с оплатой 450 евро в месяц (по сравнению с 2010 годом число таких подрабатывающих пенсионеров возросло на 22%). Ещё чуть более 770 тыс. человек продолжали работать после достижения пенсионного возраста. Как минимум треть от общего числа работающих и подрабатывающих пенсионеров пояснили, что делают это, чтобы свести концы с концами.

Никаких практических рекомендаций по этому поводу (равно как и по другим аспектам исследованной темы), Emnid не предлагает. А вот «мозговой центр», коим считается Фонд Бертельсмана, предложил. Но не способ решения этой острой социальной проблемы, а результаты своего исследования, посвящённого детской бедности в ФРГ.

Как следует из его результатов, в Германии растёт количество детей, живущих в малоимущих семьях. Согласно критерию, использованному экспертами фонда, бедными в ФРГ считаются дети, чьи родители не работают и получают от государства социальное пособие Hartz IV (этот критерий несколько отличается от общепринятого в ЕС, где бедным считается тот, чьи доходы составляют менее 60% от среднестатистического по стране).

Как установлено в ходе исследования, с 2011 по 2015 годы число несовершеннолетних младше 18 лет, живущих в бедных семьях, выросло на 0,4%, достигнув отметки в 14,7%. В абсолютных цифрах это составляет около двух миллионов.

При этом в восточных федеральных землях (бывш. ГДР) число детей, живущих в малоимущих семьях, за указанные пять лет хоть и сократилось на 2,4%, но всё равно остаётся высоким (21,6%). В западных же землях даже при незначительном (за 5 лет на 0,8%) росте числа детей, чьи семьи живут на пособие Hartz IV, этот показатель составил в 2015 году 13,2%.

Согласно исследованию, бедность грозит, прежде всего, детям матерей или отцов-одиночек, а также имеющим двух и более братьев и сестёр. Значение имеет и место проживания. Так, в южных и западных землях Германии число малоимущих семей значительно меньше, чем в землях восточных, где промышленность менее развита (не вдаваясь в детали, замечу: после объединения Германии в 1990-м году практически вся промышленность ГДР была ликвидирована).

Например, в южных землях — таких, как Бавария или Баден-Вюртемберг — в малоимущих семьях проживает менее 10% детей, тогда как на востоке страны в таких семьях растет примерно каждый пятый ребёнок. При этом больше всего детей из бедных семей (в сопоставлении с общим числом детей) проживает Берлине — там это почти каждый третий ребёнок.

Но давайте разберёмся, что же означает детская бедность в Германии — одной из богатейших стран мира?

Пособие Hartz IV в денежном выражении в настоящее время составляет на одного человека 404 евро ежемесячно; для лиц, состоящих в браке — по 364 евро. При этом власти оплачивают получателям пособия квартиру, коммунальные расходы и медицинскую страховку (лекарства при этом отпускаются по суперльготным ценам — независимо от их розничной стоимости, которая может быть хоть 100 евро и более за упаковку, получатель пособия платит за них от 5 до 10 евро). Плюс детские пособия — это ещё около 200 евро на каждого ребёнка. Так что, в отличие от детей во многих других странах ЕС, не говоря уж о мире, немецкие дети гарантированно обеспечены всем самым необходимым — едой, крышей над головой, одеждой, лекарствами, бесплатным посещением школы.

И однако же, отмечается в исследовании Фонда Бертельсмана, немецким детям из малоимущих семей приходится от многого отказываться. Например, у них, как правило, нет собственной комнаты, а в рационе вместо здоровой пищи (фрукты-овощи) преобладает фастфуд, что приводит к частым заболеваниям. Кроме того, дети из бедных семей зачастую оказываются в социальной изоляции — например, потому что родители не могут оплатить им школьную экскурсию, посещение спортивной секции или музыкальной школы.

Ну, прямо скажем, это не совсем так. Семья получателей пособия Hartz IV из трёх человек — муж/жена/ребёнок — имеет право и занимает квартиру из трёх комнат — гостиная/спальня/детская — с кухней и ванной с туалетом. Если детей двое и они разнополые, то, с учётом их возраста, комнат будет четыре. Да, эта квартира не в престижной новостройке, а в старом жилом фонде — как правило, послевоенной постройки. Но со всеми коммунальными удобствами — холодной и горячей водой, отоплением, электричеством и телефонной подводкой. Если же родители сами не в состоянии оплатить ребёнку школьную экскурсию, посещение спортсекции, изостудии или музшколы, то они обращаются в соответствующие социальные службы, которые или выделяют им на эти цели деньги, или принимают оплату на себя. Да, хождение по кабинетам — дело долгое. Но это не выпрашивание милостыни: подобные добавки к получаемому пособию малоимущим положены по закону «О социальной помощи».

Как отмечает эксперт Фонда Бертельсмана по вопросам семейной политики Анетте Штайн, «у детей, чьи родители живут на пособие, низкие шансы на получение хорошего образования. Хотя многие малоимущие семьи стараются инвестировать в образование детей, всё же в большинстве случаев бедность переходит из поколения в поколение. Чем дольше дети живут в бедности, тем выше риск того, что это негативно скажется на их будущем, — сказала Штайн в интервью Deutsche Welle. — До сих пор случаи поступления детей из малоимущих семей в университеты считаются скорее исключением».

(Ну, тут можно многое расписать про маргиналов-родителей — алкоголиков и наркоманов, но это тема для отдельной статьи.)

Что касается малообеспеченных семей, то с 1 января 2017 года государственные пособия им увеличат. В первую очередь, больше денег станут получать семьи с детьми в возрасте от шести лет. Причиной такого решения властей (его ещё должны официально утвердить) является зафиксированный в Германии рост цен, а также перерасчёт стоимости «потребительской корзины» на основе новых статистических данных.

Как отмечают в Министерстве по социальным вопросам, ежемесячное пособие для получателей-одиночек возрастёт с нынешних 404 до 409 евро. Бездетная пара получит на каждого 368 вместо 364 евро. Безработные в возрасте до 25 лет, проживающие совместно с родителями, получат на 3 евро больше — 327 евро. Пособия на детей в возрасте от 6 до 13 лет возрастут с 270 до 291 евро, на подростков от 13 до 18 лет — с 306 до 311 евро (на малышей до 6 лет ставка останется неизменной — 237 евро). Таким образом, если безработная семья с двумя детьми до 13 лет получает сегодня от государства 1791 евро (это вместе с арендной платой, которая в среднем составляет 523 евро), то с будущего года эта сумма вырастет до 1841 евро.
А вот для пенсионеров пока никаких изменений к лучшему не предвидится. По этой причине Объединение немецких профсоюзов (DGB) объявило, что сейчас, за год до выборов в Бундестаг, начинает масштабную кампанию за повышение пенсий.

Читайте также:  Эмиграция и переезд на ПМЖ в Израиль из России и Украины в 2020 году

«Наше главное требование по изменению направленности пенсионной политики заключается в стабилизации государственной части пенсий, — заявил председатель правления DGB Райнер Хофман. — В долгосрочной же перспективе гарантированный государством уровень пенсионного обеспечения должен быть снова увеличен. Без такой корректировки после 2040 года миллионы сегодняшних молодых людей будут обречены на бедность в старости».

Как напоминают в DGB, политики взяли на себя обязательство не допустить снижения уровня пенсий до 2030 года ниже отметки 43%. В то же время обязательные пенсионные взносы граждан не должны подниматься выше 22% (в настоящее время они находятся на уровне 18,7%). По подсчётам DGB, без изменения нынешнего курса пенсионной политики человек 1963 года рождения и получающий ежемесячный доход в сумме 2500 евро (до вычета налогов), в 2030 году будет получать пенсию в размере 800 евро в месяц. «Этого абсолютно недостаточно, чтобы сохранить свой нынешний уровень жизни», — говорит Хофман.
«Снижение государственной части пенсий должно быть остановлено, — требует глава второго в стране по числу членов профсоюза профобъединения Ver. di Франк Бзирске. — Угроза бедности в старости является тикающей социальной бомбой замедленного действия».

Со своей стороны, эксперты Центрального банка Германии (Deutsche Bundesbank), Ассоциации работодателей (BDA) и ряд экономистов-теоретиков выступают за постепенное увеличение к 2060-му году пенсионного возраста до 69 лет, а требование DGB повысить государственную часть пенсии называют ошибочным и предлагают проводить такое повышение за счёт средств самих будущих пенсионеров.

Как заявил на прошлой неделе в интервью британской газете The Times директор берлинского НИИ экономики образования и социальной экономики (FIBS), доктор экономических наук Дитер Домен, «Федеральному правительству до 2020 года придётся выделить из бюджета дополнительно 67 млрд евро только на обучение всех прибывших в страну детей беженцев. Расчёты основывались на том, что порядка 40% из примерно 1,3 млн. беженцев, прибывших в Германию в прошлом году и в первой половине текущего года, — это дети и подростки в возрасте до 20 лет. Все эти молодые люди будут интегрированы в систему дошкольного, среднего и высшего образования Германии до 2020 года. А это неизбежно приведет к увеличению нагрузки на бюджет страны. Как ожидается, только в 2016 году на обучение детей беженцев правительству ФРГ предстоит выделить дополнительные 15 млрд евро».

Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году. О том, почему стратегия осталась нереализованной, пишет РБК.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года. На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали не реализуемыми уже на старте.

В 2011—2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как «Стратегия-2020». Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но «Стратегия-2020» так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

«В 2015—2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции. Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011—2014 и 2016 годах опережала ее. По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).

Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4—6,5% в год», говорилось в концепции.

Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014—2018 годах составил лишь 0,5%. В 2020—2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3—1,7%. Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1—3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т. д.

К 2020 году, по сравнению с 2012-м, реальный ВВП должен был вырасти на 64—66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013—2020 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64—72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007—2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.

В III квартале 2020 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших не «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.

В общей сложности с 2012 года к III кварталу 2020-го реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6—7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%. После снижения в 2017—2018 годах в 2020-м показатель начал вновь подниматься: по итогам II квартала 2020 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь экономисты Альфа-Банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020—2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

В 2008 году, когда утверждалась концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008—2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию 6-процентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» [до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций, по состоянию на 2018 год, теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1—2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист: «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора».

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, десять лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

Ссылка на основную публикацию