Татарстан входит в состав России или нет в 2022 году

Входит ли Татарстан в состав России

Татарстан входит в состав России. Это один из субъектов РФ, который является суверенной республикой. Также Татарстан входит в поволжский экономический район.

Состав РФ

В состав Российской Федерации входят следующие республики в 2022 году:

  • Чувашия;
  • Адыгея;
  • Чечня;
  • Алтай;
  • Хакасия;
  • Башкортостан;
  • Удмуртия;
  • Бурятия;
  • Тыва;
  • Дагестан;
  • Татарстан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария;
  • Северная Осетия-Алания;
  • Калмыкия;
  • Якутия;
  • Карачаево-Черкессия;
  • Мордовия;
  • Карелия;
  • Марий Эл;
  • Коми.

Последним регионом, вошедшим в состав России, стал Крым. Сегодня эта республика является самым дотационным российским регионом. Ежегодно на поддержку полуострова из государственного бюджета выплачивается до 50 миллиардов рублей.

Состав Российской Федерации на карте

Немного истории

Республика Татарстан была присоединена к России в 1992 году. Власти региона отказались подписывать федеративный договор, который был общим для всех субъектов страны.

Тогда разногласия в верхах не привели к беспорядкам и вооружённым столкновениям. Одновременно споры о том, какой именно статус должен быть у Татарстана, до сих пор сопровождаются не очень честными дипломатическими играми.

До начала путча-91 Б. Ельцин дал Татарстану неосторожное обещание о суверенитете, но сдержать его так и не смог.

После этого власти России неоднократно пытались подтолкнуть руководство Татарстана к подписанию федеративного договора. Это привело к прямо противоположному результату – власти региона приняли решение о проведении референдума о независимости.

Больше половины граждан Татарстана (62%) заявили о своем желании жить в суверенном государстве.

Этот референдум был крайне нежелателен для России, и центральные СМИ практически обошли этот вопрос стороной. После того как референдум состоялся, российским конституционным судом было принято решение признать формулировку вопроса незаконной. Президент Ельцин неоднократно обращался к жителям региона, пытаясь повлиять на их решение.

Но все попытки были тщетными. В ноябре 1992 года Татарстан принял свою Конституцию, которая тогда же вступила в законную силу. Конституция и закрепила суверенитет региона.

В 1994 году президенту Татарстана М. Шаймиеву удалось заключить с российскими властями договор, согласно которому Татарстан не выходил из состава России, но был объявлен суверенным государством, ассоциированным с РФ.

Данное положение вещей сохранялась до пересмотра Конституции в 2000 году. В очередной редакции регион был отнесён к субъектам РФ. Сегодня он продолжает сохранять свои суверенные полномочия.

Сложная ситуация

В 2017 году в верхах заговорили о вероятном выходе Татарстана из состава РФ. Эти слухи оказались сильно преувеличенными, но основания они не лишены.

По словам президента Татарстана Р. Минниханова нынешний кризис в отношениях республики и Москвы обусловлен неудачным решением российских властей спонсировать дотационные регионы за счёт донорских.

Больше всего политика возмущает то, что средства из бюджета Татарстана изымаются без предварительного разрешения, а ведь республика не утратила своего суверенитета.

Татарстан – не единственный регион, критикующие действия властей России. Во всех случаях недовольства причина одна – выжимание средств.

Сложно сказать, насколько претензия Минниханова справедлива. Но по данным РИА «Рейтинг», в январе-сентябре 2016 года промышленное производство резко снизилось в 25 регионах страны. Это коснулось не только доноров, но и дотационные регионы:

  • Еврейский АО;
  • Бурятию;
  • Амурскую область;
  • Северную Осетию.

Татарстан на их фоне выглядит относительно стабильно, но устойчивость положения республики остается под большим вопросом.

По мнению ведущих экономистов страны, количество донорствующих регионов постепенно сокращается. Это же касается и благополучных субъектов России. Ещё в 2015 году количество регионов-доноров было 15. Сегодня их насчитывается только 11.

В рейтинге благосостояния семей Татарстан находится на 16 месте. По мнению региональных властей республика больше не может выделять Москве такое количество денег.

Рейтинг городов России по уровню жизни можно посмотреть пройдя по данной ссылке.

Конфликт вероятен

В начале 2022 года подтвердились слухи о том, что президент России сильно недоволен чересчур, по его мнению, независимой политикой Татарстана. По мнению независимых СМИ, глава государства был сильно раздражен якобы намерением республики выходить из состава России.

В ходе заседания государственного совета в Казани В. Путин не менее 2 раз сделал замечание Р. Минниханову. Недовольство президента было обусловлено тем, что руководитель региона не желает выполнять кремлёвское предписание и не удаляет из Конституции пункт о том, что он имеет право называться президентом.

Минниханов – единственный руководитель региона, отказавшийся заменить слово «президент» на статус «глава республики».

Также в 2018 году федеральным центром было вынесено решение об отказе продления срока действия договора центра и республики. Речь в договоре шла о разграничении полномочий. В татарской Конституции сохранена позиция о том, что ответственность за соблюдение законов несёт лично президент.

Второй причиной разногласий является вопрос статуса национального языка республики. Некоторые русскоговорящие общественники выступают за отмену обязательных уроков татарского в средних школах. По мнению сторонников суверенитета Татарстана, это неприемлемо. Они выступают с требованием о сохранении изучения татарского языка как государственного.

Третьей причиной недовольства Москвы является дерзкая политика Минниханова, который не раз резко высказывался о вынужденном донорстве Татарстана.

В 2018 году с достаточно жёстким заявлением в адрес главы республики выступил Д. Медведев. По мнению премьер-министра, поведение Татарстана неприемлемо и республика не имеет право требовать того, что ей не положено.

Татарстан – мощнейший промышленный субъект Российской Федерации.

Основным ресурсом является нефть. На территории республики находится несколько нефтеперерабатывающих заводов. Всего Татарстан располагает 800000000 тонн извлекаемой нефти.

Также на территории региона имеется более сотни залежей угля. В недрах Татарстана также есть запасы:

  • торфа;
  • известняка;
  • песчано-гравийной смеси;
  • доломитов;
  • гипса;
  • строительного песка;
  • строительного кирпича;
  • глины;
  • строительного камня.

Ещё на территории Татарстана действует несколько автозаводов и один крупнейший авиазавод, который регулярно поставляет центру модернизированную технику.

Роль республики для обороноспособности и нацбезопасности очень высока. Попытки Казани установить прямой контакт с другими странами за спиной центра недопустимы.

Заключение

Президент Минниханов делает правое дело. О выходе из России речи не идёт, но граждане республики уверены, что и Москва должна знать своё место. Решать, на каком языке говорить, будут сами жители Татарстана.

Список стран СНГ в 2022 году

В СНГ входит 11 республик бывшего Союза. Стать ее членом может любое государство, разделяющее цели и принципы содружества и принимающее на себя обязательства. За 28 лет существования организацию покинула добровольно только одна Грузия, однако не исключено, что в скором времени к ней присоединиться Украина.

Что это такое?

СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.

Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.

На 2022 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.

Список стран на 2022 год

  1. Россия;
  2. Казахстан;
  3. Беларусь;
  4. Таджикистан;
  5. Узбекистан;
  6. Армения;
  7. Кыргызстан;
  8. Азербайджан;
  9. Молдова;
  10. Украина;
  11. Туркменистан (ассоциированный член).

Карта стран СНГ

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Украина официально не является государством-членом Содружества. У этой страны статус участника и основателя СНГ.

Кто хотел вступить в содружество

В 2008 году о своем желании вступить в СНГ заявил Афганистан, но процедура так и не была завершена. Нет информации и о ее начале. Зато страна активно участвовала в заседании Совета межпарламентской ассамблеи стран-членов Содружества.

Планы вступления озвучивали также главы стран:

  • Республика Татарстан;
  • Чеченская Республика Ичкерия;
  • Приднестровье;
  • Республика Абхазия;
  • Южная Осетия.

О присоединении к зоне свободной торговле СНГ ведутся переговоры со Вьетнамом и Новой Зеландией (об этом есть информация на сайте Содружества).

Зачем существует содружество

Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

Цели объединения

Цели создания СНГ указаны в его Уставе.

К ним относится:

  • сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
  • развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
  • сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров внутри объединения.

Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.

Перспективы содружества

В стратегии экономического развития СНГ на период до 2022 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.

Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.

Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).

Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).

В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2022 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).

Заключение

В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом. Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.

Сохранится ли должность президента Татарстана до 2022 года: мнения

Новый виток в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным может начаться в Татарстане после выборов президента России в марте этого года, считают эксперты. К настоящему моменту эта республика остается единственным регионом, в котором уже третий год власти продолжают нарушать федеральный закон, сохраняя название высшего должностного лица «президент».

Напомним, что еще в 2010 году был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который запрещает высшим руководителям органов исполнительной власти регионов называться президентами. Согласно этому закону в течение пяти лет во всех национальных республиках должно было пройти переименование должности первых лиц. Требование выполнили все, кроме Татарстана. Сначала руководству этой республики удалось пролоббировать себе отсрочку на год, которую без видимых оснований поддержали депутаты Госдумы, а осенью 2015 года были проведены выборы президента Татарстана, где на пост был переизбран Рустам Минниханов. После этого в Казани начали заявлять, что эти выборы следует трактовать «как референдум за сохранение должности президента Татарстана».

Москва никак не отреагировала на демонстративное нарушение федерального закона. В итоге в России сегодня два государственных чиновника являются президентами.

К вопросу еще раз вернулись в 2017 году, когда истек срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Казанью. Несмотря на попытки пролонгировать этот договор, Москва на это не пошла. Возможно, чтобы «подсластить пилюлю», в Кремле негласно разрешили «сохранить президента» до окончания срока правления Рустама Минниханова — до 2022 года. Впрочем, все эти договоренности никак не закреплены юридически.

На этом фоне новостью стал ответ прокуратуры Татарстана депутату городского совета Набережных Челнов Сергею Яковлеву, который ранее обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой привести конституцию региона в соответствие с федеральным законодательством, в частности, упразднить должность президента. В ответе из прокуратуры республики, куда по инстанции спустили письмо Яковлева, сообщалось, что создана рабочая группа по изменению конституции Татарстана путем разработки закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан». Этот факт вызвал переполох в парламенте Татарстана, где тут же заявили, что ни о какой рабочей группе им неизвестно и вносить изменения в Конституцию Татарстана никто не собирается.

В этой связи свои мнения высказали политические эксперты.

Политолог Аббас Галлямов считает, что надежды Казани по поводу сохранения «президента Татарстана» до 2022 года могут оказаться иллюзорными: «В принципе, федеральный центр может добиться переименования должности в любой момент». По его словам, «как только Кремль решит, что ему надо продемонстрировать окончательную „победу над сепаратизмом“, Татарстан тут же исправит свою Конституцию».

Схожей позиции придерживается и казанский политолог Глеб Прожилов, который напоминает, что в постсоветский период федеративные отношения в России между центром и субъектами федерации всегда имели характер торга. «Так, слабость Москвы в 1990-е годы позволила развернуться „параду суверенитетов“, угрозе единому экономическому и правовому пространству, — отмечает эксперт. — Спасала практика двусторонних договоров между федеральным центром и субъектами федерации, способствовавшая выстраиванию общей политики в рамках системы в целом». По словам Прожилова, «ослабление же регионов в результате кризиса 1998 года и усиление силовиков с приходом на ведущие места во властной иерархии команды Путина запустило процессы крепкой централизации». «За эти годы выстроена столь жесткая вертикаль власти и концентрация силовых ресурсов в центре, что у регионов не осталось, пожалуй, ни одного аргумента для спора, тем более уж для шантажа Москвы, как это было раньше», — считает политолог. В итоге эксперт делает вывод: «Ситуация с решением языкового вопроса путем диктата со стороны федерального центра говорит о смертном приговоре региональной самостоятельности. Ну, а последние проблемы команды Минниханова в экономической сфере позволяют центру проводить подобную политику без всяких переговоров». «Таким образом, вопрос о всяческих наименованиях должностей решается, похоже, в одностороннем порядке. И мнение субъекта, лишённого ресурсов для полноценного противостояния, учитываться не будет», — полагает Прожилов.

Лидер общественного движения «Тигры Родины» (молодежное крыло партии «Родина»), депутат Раменского районного совета Московской области Владимир Лактюшин высказал предположение, что этнократия все же может попытаться использовать предстоящие президентские выборы для политического торга с Москвой. «Не попытаются ли элиты Татарстана превратить голосование 18 марта в торг на предмет „высокая явка и максимум голосов за нужного кандидата в обмен на максимум полномочий в своей республике“, что отлично им удавалось начиная с 1996 года? Летом 2017 года, как раз во время кампании по поводу пролонгации договора и заявлений президента Владимира Путина о недопустимости насильного преподавания национальных языков, в топовых татарстанских СМИ активно продвигали высказывания разного рода „экспертов“ о том, что подобные действия Москвы могут вызвать недовольство и привести к заметным ухудшениям результата Путина в республике на выборах 18 марта 2018 года», — напоминает эксперт.

В этой связи Лактюшин, вероятно, намекает на журналиста Максима Шевченко, которого власти Татарстана используют как одного из медийных лоббистов своих интересов. По мнению Лактюшина, некоторые из этих «экспертов» теперь стали доверенными лицами Павла Грудинина или просто выступают в его поддержку, внося в его кампанию рассуждения о необходимости борьбы с имперскими тенденциями и требования «истинного федерализма», который в том числе подразумевает сохранение в Татарстане принудиловки с татарским языком.

Однако все же подобный сценарий политического торга Казани с Москвой маловероятен, полагает политик: «Надо понимать, что федеральный центр на шантаж „Не пойдете навстречу — можем записать 20−30% голосов Грудинину“ не пойдет. Кажется, это понимают и в Казанском кремле, свидетельство чему недавнее заявление Минниханова о необходимости забыть все обиды, идя на выборы 18 марта».

По словам Лактюшина, «даже отсутствие такого торга со стороны Казани не подразумевает, что „хорошее поведение“ освободит республику от отмены поста президента. Высокий процент голосов за Путина в Татарстане как раз и будет дополнительным инструментом легитимизации такого решения федерального центра».

Вряд ли федеральный центр начнет форсировать процесс, полагает кандидат политических наук из Уфы Евгений Беляев: «До 2022 года все-таки уже осталось не так много времени, и начало работы Конституционной комиссии — это скорее подготовка к этим изменениям. Курс на сосредоточение властных рычагов в федеральном центре очевиден, но он проводится поэтапно и без форсирования процесса».

Одним из аргументов, на который уповают сторонники сохранения «президента Татарстана», является активная международная деятельность Рустама Минниханова, часто выезжающего за рубеж для заключения договоров о сотрудничестве. «Для имиджа» Минниханову выгоднее встречаться с каким-нибудь арабским эмиром не в качестве «главы Татарстана», а в качестве «президента», говорят они. Однако и глава Чечни Рамзан Кадыров, и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров также совершают зарубежные поездки, нередко по тем же странам Ближнего Востока, куда часто наведывается Минниханов. И Кадырова, и Евкурова встречают там на столь же высоком уровне, хотя на их визитках не написано «президент».

Таким образом понятно, что сохранение должности президента в Татарстане необходимо местной этнократии исключительно из национального тщеславия. Если Минниханов станет называться главой Татарстана, это никак не скажется на социально-экономической ситуации в республике. Точно так же, как ничего не изменилось после того, как перестал действовать договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. С другой стороны, это будет свидетельством, что Россия — федеративное государство с единым правовым пространством, а не лоскутное одеяло.

Айдар Мубаракзянов

Владимир &nbspПутин

Президент России

Изменения в конституции Татарстана: 2022 год – это крайняя дата существования второго президента в России

С созданием рабочей группы, которая будет работать над изменениями в конституции республики, в том числе над переименованием должности президента республики, не все так однозначно и просто. Наверное, это проявление особого восточного менталитета, когда «да» не всегда означает «да», а объявление о начале каких-то работ, не означает, что эти работы начаты.

С одной стороны, есть ответ прокуратуры Республики Татарстан на запрос депутата горсовета Набережных Челнов Сергея Яковлева, где сказано, что в Государственном Совете республики создана рабочая группа по разработке закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан».

С другой стороны, в официальном сообщении пресс-службы республиканского парламента говорится иное. А именно, что в Госсовете ведется регулярный мониторинг и анализ законодательной базы Татарстана (в том числе и вопросов конституционного регулирования) на соответствие республиканских законов федеральным. «Данная работа осуществляется в рамках парламентской Комиссии по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, которая наделена соответствующими полномочиями. На этом этапе работы Комиссии по совершенствованию норм правового регулирования не требуется принятия каких-либо специальных законов».

То есть, никаких новых комиссий нет, и подготовка никаких новых законов не ведется. При этом сам факт необходимости приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами не оспаривается. Здесь есть несколько важных моментов.

Во-первых. Это участие прокуратуры в данном вопросе.

Это уже не первый случай в последнее время, когда именно органы прокуратуры выступают инициаторами приведения нормативных требований, действующих в Республике Татарстан в соответствие с федеральными. Вспомним хотя бы ситуацию с обязательным преподаванием татарского языка в школах.

Здесь тот же подход. Запрос в прокуратуру – оттуда оперативная реакция в фарватере общегосударственной политики. Руководство прокуратуры не зависит от избирателей, и может не обращать внимания на националистические настроения. Парламент же вынужден заигрывать и с этой частью общества. Отсюда разница в высказываниях.

Во-вторых. Это общий рост активности по законотворческой работе в республике. Так, в начале февраля по инициативе председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина стартовал парламентский проект «Пишем законы вместе!», призванный привлечь население к законотворческому процессу. И это очень симптоматично. Теперь инициаторами непопулярных у части общества законопроектов (в частности, переименования должности главы региона с «Президент» на какой-то иной вариант) может быть не тот или иной конкретный депутат, а представители широких масс общественности. Это очень удобно и политкорректно.

Таким образом, процесс можно считать запущенным, но запущенным «по большому кругу». Происходящее является последовательной политикой по выравниваю юридических основ взаимодействия федерального центра и регионов. Для Татарстана она означала и приведение в соответствие с федеральными нормами региональных правил преподавания национального языка в школах, и отказ пролонгировать договор о разграничении полномочий с федеральным центром, срок действия которого истек летом 2017 года. Республика Татарстан была последним субъектом федерации, где такой договор сохранялся. В свое время, при Борисе Ельцине, и его политике: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», таких договоров было подписано несколько десятков. Постепенно их количество снижалось. До 2017 года дожил один – с Республикой Татарстан. Теперь и он ушел в историю.

То есть работа идет достаточно давно и последовательно. Это никак не связано ни с выборами президента Российской Федерации, ни с событиями в северокавказских республиках, ни с возможной новой региональной экономической политикой. Это же касается и вопроса названия должности главы республики и высшего должностного лица, возглавляющего систему исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан.

Есть сформулированная позиция, что называться эта должность «Президент» дальше не должна. Но произойти данное изменение должно максимально бесконфликтно. Конечно, настолько, насколько это возможно в данной ситуации. Удобнее всего это сделать при проведении новых выборов главы республики.

И у федерального центра есть все рычаги, чтобы настоять на таком сценарии. Рычаги и экономические. Институты экономической самостоятельности Татарстана все более и более ослабевают. Рычаги и политические. Все меньше и меньше остается юридических основ для политической исключительности элиты Татарстана. Пока что новые выборы главы республики намечены на 2022 год. И в этих условиях президентская должность в Республике Татарстан просуществует еще два года.

Но никто не отменял в нашей стране возможность досрочных выборов. По этому пути уже пошли ряд не менее значимых субъектов РФ. К таким прогнозам подталкивает и начавшаяся в СМИ кампания по обсуждению приемников Рустама Минниханова. Так что 2022 год – это крайняя дата существования в Российской Федерации второго президента. Но все может произойти и раньше.

«Татарстан находится в трубе турбулентного потока и старается не потерять управление»

Руслан Айсин о том, как Рустам Минниханов в послании Госсовету РТ напомнил о 30-летии принятия Декларации о суверенитете республики

Многие наблюдатели предполагают, что в будущем году юбилей принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана будет в тени на фоне 100-летия образования ТАССР. Между тем президент РТ в своем ежегодном послании к республиканскому парламенту напомнил о событии, ставшем поводом для красного дня календаря, 30 августа, по сути, легимитизировав праздник с его политической составляющей. Впрочем, политолог Руслан Айсин считает, что 2022 год в целом станет для Татарстана рубежным.

Руслан Айсин: «Во многих отношениях 2022 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ 2022 ГОД — РУБЕЖНЫЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ

Во многих отношениях 2022 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций. Выборы президента РТ, всероссийская перепись населения, где татарский вопрос сторонниками искусственного разделения нации политизирован до высокого градуса, и сразу два больших юбилея татарстанской государственности — 100-летие образования ТАССР, а 30 августа исполняется 30 лет принятию Декларации о государственном суверенитете республики.

Очевидно, что на плечи управленческого класса республики в следующем году ляжет тяжелая ноша. Придется испытать немалое напряжение всех имеющихся у республики сил. В общем и целом, я полагаю, с выборами разберутся легко. Здесь татарстанский механизм результата работает, как немецкая машина, сбоев практически не дает. А вот с переписью населения могут возникнуть сложности, но не в самой республике, а в местах компактного проживания татар. Татарстан несет ответственность за состояние татарского мира, в его конституционные, между прочим, обязанности входит удовлетворение духовных нужд и запросов соплеменников, проживающих за пределами РТ. Не исключено, что в ряде мест будет предпринята попытка снизить количественные показатели татарского населения или записать их в состав другого этноса.

Такое уже было во время прошлых переписных кампаний 2002 и 2010 годов, по итогам которых удельный вес татар в общероссийском масштабе уменьшился. При этом отдельные силы в Москве продолжают гнуть свою линию, проводя политику искусственного дробления татар на многочисленные этнические группы и подгруппы, буквально придумывая их на ходу и сочиняя на коленках. В результате таких псевдонаучных манипуляций единству татарской нации наносится значительный моральный, психологический, символический, административный и политический урон. И кто возразит, что в основе всего этого не лежит древний римский принцип divide et impera, то есть «разделяй и властвуй». К сожалению, часть правящего на федеральном уровне номенклатурного кластера отчего-то считает, что культурные движения народов Российской Федерации — это вызов общегосударственному монолиту! Национальные административно-территориальные единицы, республики также рассматриваются как источники перманентной опасности всевластию Москвы. И, кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно, а местами просто преступно перед историей. Москва расходует огромное ресурсы, чтобы постоянно что-то запрещать вместо того, чтобы цивилизованно, компетентно регулировать, прописывать адекватные правила, которые устроили бы все стороны.

«Кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно» Фото: president.tatarstan.ru

Энергия запретительного начала — по сути, ресентимент — в разы превышает созидательный принцип. Потому так повелось здесь, что столица не может существовать вне экспансионистского режима. Натиск и экспансия — вот состав властного алхимического зелья, без которого она уже не мыслит свое физическое и цивилизационное существование. За короткий срок после крушения золотоордынского проекта Московское княжество выросло до масштабов целой империи. Экстенсивное развитие даже, казалось бы, в бескрайней географии Евразии имеет свои пределы. Оно достигнуто. Как говорил историк Михаил Гефтер, «уже утрачены ресурсы пространственные и, вероятно, на исходе резервы времени». Поэтому экспансия идет внутрь. «Внутренняя империя» — это попытка сохранения некоего важного статуса, в первую очередь для самой распавшейся империи. Это, как мы отмечали выше, психологическая потребность, острая нужда в самоощущении собственного геополитического величия. Компенсаторный механизм, призванный минимизировать последствия боли от падения с пьедестала сильнейших мира сего. При этом она провоцирует сильнейшую апатию, экзистенциальную скуку, которая, по мнению известного психоаналитика Карла Юнга, есть растворенная во времени боль. А она калечит.

Как видим, проблема лежит не только в политической плоскости, она значительно многограннее. Татарстан находится в этой трубе турбулентного потока и пытается сохранять как минимум видимость контроля на местности, изо всех сил старается не потерять управление. Это не так легко.

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЗАПИСАНО, ЧТО РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ ЯВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВАМИ

И, наконец, третий пункт рубежного 2022 года — это историко-символическое прочтение двух юбилейных дат: 100-летия образования ТАССР и 30-летия принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. На первый взгляд, здесь нет видимых полюсов напряжения, могущих оказать какое-то влияние на ход политического маховика. Но это не так. Есть отдельные персонажи и силы в российской властной и околовластной тусовке, которые пытаются наделить историю сильным идеологическим звучанием, поставить ее на службу текущим нуждам правящего класса. Они делят историю на правильную и на фальсифицированную, а уже исходя из этих видений формируется позиция по многим политическим вопросам сегодняшнего дня, выбираются враги и друзья. Далеко ходить за примером не надо. Из последнего: поражает, как вывернут наизнанку исторический факт стояния на реке Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмеда в 1480 году с предложением отмечать его как день избавления от выплаты ясака татаро-монголам. Мало того что исторически это не соответствует действительности, так еще и спровоцировало большой политический скандал. Татарстан не мог отсидеться в стороне и проигнорировать такой провокационный выпад фальсификаторов, которые из всего пытаются выжать максимальный политический и имиджевый гешефт.

«Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики» Фото: © Дмитрий Донской, РИА «Новости»

Из официозной истории получается, что есть «хорошие ребята» с центром в Москве и «плохие парни», как правило, наследники татарских средневековых княжеств, финно-угры, кавказская цивилизация. На этом примитивном противопоставлении, черно-белом одномерном видении, к сожалению, и строится сегодняшняя идеологическая и политическая повестка. Эти исторические штампы слишком глубоко въелись в коллективное бессознательное масс.

Такая же реакция наблюдается сегодня по отношению к 90-м годам. Их выбрали источником всех бед, некой темной эпохой, в глубине которой живет неистребимое зло, до сих пор вредящее нам, современникам, мешающее окончательно и бесповоротно встать с колен. При этом весь управленческий класс, творческий и интеллектуальный бомонд сформировались и пробрались на большую арену социума власти именно тогда. Если бы не «проклятые 90-е», вряд ли они сегодня имели бы то, что имеют. Из этих же соображений строятся отношение к событию 30 августа 1990 года, когда была принята Декларации о госсуверенитете Татарстана, и популистские обвинения в сепаратизме.

Историю не перепишешь. Она часть нашего настоящего, ее бессмысленно ругать и очернять. Ее надо воспринимать с холодной расчетливостью. Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики. Декларацию о суверенитете принял 12 июня 1990-го Верховный Совет РСФСР (сегодня эту дату празднуют как День России), 20 июля парламент Северо-Осетинской АССР принял аналогичный документ, 9 августа Карельская АССР и 29 августа Коми ССР последовали их примеру. И только потом Татарстан сказал свое слово. Суверенитет провозглашался в этих документах как юридическая норма. Вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось в дальнейшем урегулировать путем заключения с ним договоров, таким ровно образом возник СССР. Как впоследствии и вышло. В действующей российской Конституции записано, что республики в составе РФ являются государствами. Это такая федеративная модель — государственные субъекты составляют единую плоть объединенного как бы над (ними) государства. США, для примера, это Соединенные государства (слово «штаты» не передают дефиницию понятия) Америки.

«Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности» Фото: 100.tatarstan.ru. Нажмите здесь, чтобы загрузить документ полностью

БЕЗ НАШЕГО ПРОШЛОГО МЫ НЕ ДОБИЛИСЬ БЫ ВЕРШИН НАСТОЯЩЕГО

Обретенная политическая субъектность регионов наделила их значимостью и полномочиями для формирования новой демократической страны. Импульс к обрушению шел из союзного центра, регионы были вынуждены брать политическую инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвами катаклизма. Они спасли страну от окончательной дезинтеграции и учредили новое государственное образование.

В своем юбилейном, десятом, послании Государственному Совету республики президент Рустам Минниханов коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности». Касательно 30 августа президент отметил, что Декларация о государственном суверенитете определила современное развитие Татарстана. Важнейшая мысль, которую обозначил Минниханов: без нашего прошлого мы не добились бы вершин настоящего. А найдется ли тот, кто решится поставить под сомнение тот факт, что за истекшие почти 30 лет Татарстан из рядовой автономной республики превратился в ведущий регион страны, чей положительный опыт развития внимательно изучают, а о достижениях в разных сферах говорят на международной арене?

А бороться с историей, как пытаются это делать некоторые намундиренные властью деятели, все равно что поступать как когда-то папа Иннокентий VIII. Он в пылу разгула инквизиции признал кошек помощниками дьявола, и тысячи особей были сожжены. Как следствие — массовое убийство кошек привело к резкому увеличению популяции крыс, что усугубило последствия эпидемии чумы для всей Европы.

Нововведение Всероссийской переписи населения 2022 года: возможность заполнить в интернете переписные листы на себя и членов семьи

Для проведения Всероссийской переписи населения 2022 года изменят метод сбора информации. Основным нововведением станет возможность заполнить переписные листы на себя и членов своей семьи самостоятельно в интернете. Об этом сегодня на брифинге в Кабинете Министров Республики Татарстан сообщила руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ (Татарстанстата) Наталья Гатауллина.

По ее словам, технология интернет-переписи была апробирована в 2018 году во время пробной переписи населения и вызвала интерес и одобрение жителей. В частности, 95% пользователей положительно оценили качество услуги.

В следующем году интернет-перепись пройдет с 1 по 25 октября. Доступ к ней будет предоставлен всем гражданам, имеющим стандартную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), рассказала Наталья Гатауллина.

Любой житель страны сможет самостоятельно пройти интернет-перепись на портале госуслуг, выбрав категорию «Пройти перепись населения». Пройти интернет-перепись можно будет и в МФЦ, где имеются гостевые компьютеры с доступом в интернет.

«Вопросы онлайн-переписи такие же, как у переписчиков. Каждый участник интернет-переписи в качестве подтверждения прохождения переписи получит цифровой или QR-код. Подтверждение будет доведено до респондента любым удобным для него способом. Например, по электронной почте или по SMS. Когда придет переписчик, гражданину достаточно показать QR-код с экрана планшета, смартфона или назвать цифровой код», – отметила руководитель Татарстанстата.

Кроме того, заполнить переписные листы можно будет традиционным способом, то есть при обходе переписчиков или посещении стационарного участка.

Для переписи населения 2022 года подготовят переводы переписных листов на языки народов России и иностранные языки, сообщила в ходе брифинга руководитель Татарстанстата Наталья Гатауллина.

«Программа переписи еще до конца не утверждена постановлением Правительства. Решение о языках будет принято после утверждения программы переписи, – рассказала спикер. – Переписные листы утверждаются распоряжением Правительства РФ. Для лиц, не владеющих русским языком, будут подготовлены переводы переписных листов на языки народов России и иностранные языки».

По словам Натальи Гатауллиной, в Татарстане в число сотрудников, занимающихся переписью населения-2020, предполагается ввести переводчика. «Думаю, мы обеспечим понимание на всех языках, которые будут востребованы», – убеждена она.

«Исходя из практики предыдущих переписей, на том языке, на котором хочет дать ответ гражданин, мы должны обеспечить ему эту возможность. Так было раньше, убежден, что так будет и в перепись 2022 года», – добавил председатель Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Валерий Кандилов.

В октябре следующего года на всей территории России пройдет Всероссийская перепись населения.

Переписные листы не будут содержать персональных данных, уточнила Наталья Гатауллина.

«Все переписные листы полностью обезличены, то есть они не содержат персональные данные, телефоны, имена и фамилии. Мы не спрашиваем о доходе, конкретном месте работы, просто определяем направление развития конкретного человека», – рассказала Наталья Гатауллина о предстоящей переписи населения.

Она заверила, что жителям не нужно будет предъявлять документы, «подтверждающие те или иные слова». «Все будет зависеть от самосознания граждан, – отметила Наталья Гатауллина. – Наш переписчик, приходя к вам домой, покажет документ, чтобы вы были уверены, что это лицо официально оформлено на перепись».

Руководитель Татарстанстата уточнила, что на основании результатов переписи населения будут формироваться программы развития регионов и России в целом. «Именно перепись и ее итоги позволяют в полной мере оценить трудовую миграцию, плотность населения и развитие той или иной территории», – пояснила она.

По словам председателя Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Валерия Кандилова, в 2010 году в Татарстане 1,1 тыс. человек отказались отвечать на вопросы переписного листа. «Это говорит о том, что, в общем-то, есть доверие. И никаких страхов, связанных с тем, что эта информация уходит куда-то и потом будут приниматься меры, нет. За эти 20 лет наработан механизм, и страхи все уходят. Тем более идет ориентир на то, чтобы сократить доступ переписчиков непосредственно в жилые помещения», – подчеркнул он.

Валерий Кандилов также упомянул об ответственности переписчика, с которым заключается договор. «Он несет ответственность за те сведения, которые собирает. И он должен их предоставить в обезличенном виде. Так было раньше, и теперь будет так же», – заключил Кандилов.

Глава Татарстанстата Наталья Гатауллина надеется на ответственное отношение жителей к Всероссийской переписи населения. Она выразила убеждение в том, что в переписи 2022 года будет гораздо меньше случаев отнесения себя к вымышленным национальностям.

«К сожалению, мы будем вынуждены вписать марсиан и в этой переписи, если они появятся. Все зависит от самосознания наших жителей. Перепись проводится путем опроса населения по самоопределению граждан. Поэтому, к сожалению, такие случаи бывают, но мы надеемся на разумность наших жителей. И считаем, что в этой переписи таких национальностей будет намного меньше», – сказала спикер.

Татарстан получит федеральные субвенции на проведение Всероссийской переписи населения в 2022 году. По предварительным оценкам, сумма составит около 360 млн рублей, сообщила Наталья Гатауллина.

«Многие затраты у нас осуществляются централизованно. Татарстан получит субвенции на обеспечение переписного состава помещениями, оснащенными связью и средствами передвижения, оборудованными мебелью. Сумма этих субвенций составит около 60 млн рублей на следующий год», – рассказала спикер.

Наталья Гатауллина добавила, что, согласно предварительным оценкам, на зарплату переписчиков будет выделено около 300 млн рублей. «Зарплата переписчиков будет зависеть от того штата, который сформируется у нас после формирования оргплана», – заметила она.

Председатель Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Валерий Кандилов подчеркнул, что все это – средства федерального бюджета. «Республика не тратит ничего», – уточнил он.

Всероссийская перепись населения пройдет на всей территории России в октябре 2022 года.

По материалам ИА «Татар-Информ»

Ссылка на основную публикацию