Незаконная и нелегальная миграция в России: организация противодействия ей и проблемы для страны

Наказания и штрафы за организацию незаконной миграции

С латинского «миграция» – это переселение или перемещение. Соответственно, мигрант – это человек, которые переезжает с одного места жительства на другое. Перемещение может быть как внутренним, так и внешним. А с юридической точки зрения – законным и незаконным.

Что такое незаконная миграция?

В любой стране миграция контролируется с помощью соответствующих законов. Это означает, что для переезда необходимо иметь основания, документы, регистрацию и т. д. Только после этого можно получить разрешение на проживание, а затем и гражданство выбранной страны. Так осуществляется законная миграция.

Незаконная миграция – понятие абсолютно противоположное. Оно подразумевает сложную процедуру перемещения лиц через границу без уведомления властей. Такие мигранты не имеют законных оснований для проживания на территории государства. А значит, представляют определенную опасность для безопасности населения и страны в целом.

В России миграция иностранцев регулируется несколькими нормативными актами:

  • ФЗ №109 от 22. 12. 14 г.;
  • ФЗ №111 от 07. 06. 17 г.;
  • ФЗ №114 от 31. 12. 14 г.;
  • Приказ №848н от 15. 12. 17 г.;
  • ФЗ №366 от 11. 10. 18 г.

Состав преступления и признаки незаконной миграции

Незаконная миграция условно делится на два вида. Первый – это пересечение границы, а второй – пребывание на территории страны. Признаки первого вида незаконной миграции:

  1. Пересечение российской границы в местах, не предназначенных для въезда. Для этого используются населенные пункты, где отсутствуют таможенные пункты.
  2. Могут быть использованы фальшивые или поддельные документы.
  3. Мигрант может пересекать границу в надлежащем месте и с настоящими документами, но настоящая цель прибытия может отличаться от указанной в заявлении.

Второй вид незаконной миграции заключается в следующем:

  1. Человек легально пересек российскую границу, но не оформляет РВП, ВНЖ, не получает статус беженца и т. д. Другими словами, живет в стране незаконно.
  2. Он обратился за оформлением документов, а при получении отказа не выехал из страны.
  3. Пребывание в стране с нарушением правил транзита, установленных для иностранцев.
  4. Срок пребывания на территории России закончился, но не был продлен.

С точки зрения закона состав такого преступления является формальным, а само преступление окончено с момента осуществления указанных действий. Объектом преступления при этом выступают общественные отношения, которые регулирует порядок миграции иностранцев и их пребывание на территории государства.

Что касается объективной стороны, то она выражается в следующем:

  • организация нелегального въезда на территорию страны;
  • организация незаконного пребывания лиц в РФ;
  • организация нелегального проезда через Россию.

Деятельность лиц, контролирующих провоз нелегалов через границы России, выражается в создании соответствующей преступной группы, планировании и т. д.

Субъективные признаки

Субъектом данного преступления может выступать лицо, достигшее 16 лет и являющийся резидентом РФ, апатридом или резидентом другого государства. Что касается субъективной стороны преступления, связанного с организацией незаконной миграции, то она характеризуется наличием прямого умысла. Субъект понимает, какую общественную опасность несут его действия, но не прекращает их.

Административная и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Нелегальный въезд на территорию РФ, а также незаконное пребывание в стране являются серьезными правонарушениями. А значит, за совершение этих действий предусмотрено соответствующее наказание – административное и уголовное.

Наказание можно условно разделить на два вида – за непосредственную организацию преступления (ст. 322.1 УК РФ), а также наказание непосредственных исполнителей. Это незаконное пересечение границы, фиктивная прописка по месту проживания и т. д.

Штрафы

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность в виде уплаты соответствующих штрафов:

  • нарушение правил въезда на территорию РФ (ст. 18.8 КоАП) – от 2 до 10 тыс. рублей в зависимости от состава преступления;
  • нарушение правила пребывания (ст. 18.9 КоАП) – для должностных лиц (от 40 до 50 тыс. рублей), для юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей.

Физические лица несут ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ только по пунктам 3 и 4. Размер административного штрафа в данном случае составляет 2–4 тыс. рублей.

Иные наказания

Помимо административного или уголовного наказания к нарушителям миграционного законодательства могут быть применены другие санкции. Как правило, это аннулирование вида на жительство или депортация из страны. Эти два вида наказания применяются, если нерезидент умышленно или неумышленно нарушил правила пребывания в России.

К примеру, пропустил срок регистрации по месту жительства. Достаточно несколько раз нарушить процедуру, как будет поставлен вопрос об аннулировании РВП или ВНЖ, а также о депортации.

Статьи уголовного кодекса, как правовое регулирование вопроса

Организация нелегальной миграции все же является уголовным преступлением, поэтому к преступникам применяются санкции ст. 322.1 УК РФ:

  1. Лишение свободы на 5 лет за организацию пересечения границы, пребывания в стране (постоянного или для транзита) нелегалов.
  2. За те же действия, которые были совершены группой злоумышленников, ч. 2 данной статьи предусматривает тюремное заключение на срок до 7 лет, а также штраф в размере до 500 тыс. рублей.

Также к преступникам может быть применено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет после отбывания основного наказания. Санкции статьи распространяются исключительно на организаторов данного преступления. Но наказание также ожидает и лиц, являющихся нелегальными мигрантами.

Статья 322 УК РФ содержит наказание за нелегальное пересечение границы РФ:

  • штраф – до 300 тыс. рублей;
  • принудительные работы – до 4 лет;
  • лишение свободы – до 4 лет.

Статьи 322.2 и 322.3 УК РФ содержат санкции за фиктивную регистрацию иностранцев. Они предусматривают использование в качестве наказания штраф (до 500 тыс. рублей), а также принудительные работы или тюремное заключение (не более 3 лет).

Судебная практика

В России судебная практика по делам, связанным с организацией незаконной миграции, достаточно разнообразна. По статистике в каждом населенном пункте страны суды ежегодно рассматривают приблизительно от 2 до 100 дел. Приговор при этом получает около 80% лиц.

В качестве примера можно использовать уголовное дело в отношении нескольких сотрудников ГУВМ МВД г. Москвы и граждан Республики Азербайджан, обвиняемых по ст. 290, 291.1 и 322.1 УК РФ.

Было установлено, что гражданин РА Зульфгаров в феврале 2016 года вступил в преступный сговор с сотрудниками миграционной службы Биткаш и Потаповым. Целью данного сговора было получение материального вознаграждения за незаконную регистрацию мигрантов.

В обязанности Биткаш и Потапова входило получение документов от Зульфгарова и их оформление для постановки на учет за определенную денежную компенсацию (330 рублей за человека). За период с 2015 по 2016 год таким образом обоими было зарегистрировано 558 человек. Суд приговорил Зульфгарова к 4 годам лишения свободы, а Биткаш и Потапова к 3 годам заключения.

Меры противодействия

Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.

Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:

  • внедрение современных информационных технологий;
  • улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
  • увеличение штата сотрудников миграционной службы;
  • совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
  • проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
  • усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.

Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.

Опасность незаконной миграции и ее последствия

Причины миграции могут быть разными, но чаще всего они заключаются в экономических, социальных или политических проблемах.

И население таких стран начинает предпринимать попытки выехать заграницу. А так как не все могут уехать законно, нелегалов становится все больше.

Конечно, есть положительный момент – увеличивается количество работников, а значит, растет конкуренция и улучшается качество продукции. Но большое количество нелегально проживающих лиц на практике приводит к другим проблемам:

  • снижение заработной платы из-за большого количества низкооплачиваемых работников;
  • повышение роста безработицы в стране;
  • этнические и национальные конфликты.

Кроме того, повышается уровень преступности, что очень негативно сказывается на безопасности населения.

Сложности решения проблемы

Борьба с нелегалами ведется постоянно, но на практике взамен каждого депортированного иностранца приезжает еще несколько. Проблема заключается и в том, что невозможно постоянно контролировать работу сотрудников контрольно-пропускных пунктов и миграционных служб на местах. Правоохранительные органы, к сожалению, не всегда могут пресекать их действия.

Огромную роль в процессе привлечения незаконной рабочей силы играют как раз таки компании, которые не заботятся о легализации своих сотрудников. Несмотря на то, что российским законодательством установлены определенные меры наказания работодателей, этого явно недостаточно.

В конце концов, наплыв мигрантов приводит к тому, что местное население также вынуждено отправляться на заработки.

Незаконная миграция – серьезная проблема для России. Ни тюремное заключение, ни большие штрафы не пугают организаторов. Да и сами иностранцы часто готовы идти на любой риск, лишь бы приехать в страну и трудоустроиться.

Полезное видео

Что такое организация незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ), вы узнаете в этом видео:

Нелегальная миграция

Одним из деяний, ответственность за которое предусмотрена действующим законодательством, является незаконная миграция на территорию РФ. Рассмотрим, что под собой подразумевает это правонарушение, какие существуют методы борьбы с незаконной миграцией, а также как нужно бороться и куда жаловаться, если вам стали известны случаи незаконной миграции.

Что такое незаконная миграция

Под понятием незаконная миграция следует понимать действия иностранных граждан по незаконному въезду на территорию РФ без получения соответствующей разрешительной документации. Кроме того, все действия связанные с переездом в иную местность должны осуществляться на легальной основе. Именно поэтому перемещение на другую территорию проживания может рассматриваться как посягательство на общественную жизнь в том регионе, а соответственно ответственность, которая может наступить, определяется действующим УК РФ.

Несмотря на то, что мировой уровень законов в этой сфере значительно был ужесточён, проблема незаконной миграция в Россию продолжает существовать, а количество мигрантов с каждым годом увеличивается.

Действия по незаконному пересечению границы РФ, согласно действующего законодательству, считаются преступлением, ответственность за которое содержится в ст. 322.1 УК РФ. Кроме того, возможно наложение административных штрафов, в соответствии со ст. 18.9, 18.10 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения будут являться общественные отношения, на которое лицо оказывает своё посягательство, то есть отношения, которые регулируют порядок управления тем или иным государством.

Объективная сторона выражается в посягательстве во внешней среде, предполагает совершение определённых действий, направленных на достижение нужного результата.

Субъектом данного правонарушения является гражданин того или иного государства, который совершил опасное деяние, выражающееся в незаконном пересечении границы.

Субъективная сторона заключается в отношении самого лица к совершаемому преступлению.

Несмотря на то, что получить всю разрешающую документацию для проживания в РФ не так и тяжело, многие лица продолжают пребывать на её территории незаконно. Основной причиной служит экономия на оформлении бумаг, при этом общий показатель эмигрантов, по отношению к 2016 году, был снижен более чем в 1,5 раза. Однако стремительно растёт количество мигрантов с Центральной Азии, в связи с этим по статистике 2017 года резко возросло количество депортированных граждан.

К сожалению, на сегодня подсчитать количество незаконных мигрантов очень затруднительно.

Нелегальная миграция: проблемы и причины

В основном, лицо, решившись на незаконную миграцию, имеет достаточно веские причины для их совершения.

Перечислим основные причины незаконной миграции в РФ:

  1. Возможность получения выгоды, так как в подавляющем количестве развитых стран имеется огромный спрос на неквалифицированную работу, для осуществления которой нет необходимости в получении соответствующего образования и наличия опыта. Поэтому многие жители Африки и Азии покидают свои страны с целью трудоустройства;
  2. Возможность получения безопасности. Очень часто именно эта причина заставляет людей покидать родину, поскольку последствия от некоторых происшествий там, могут быть несоизмеримо большими. Например, люди пытаются защититься от войн, стихийных бедствий, гонений на религиозной почве;
  3. Возможность уклонения от ответственности. Очень часто эмигрантами становятся по причине совершения преступления на родине, поэтому подавляющее число беженцев просто бежит от закона, а остальная часть просит политического убежища.

Проблемы, которые за собой влечёт незаконная миграция, условно принято делить на несколько групп.

Для самих беженцев:

  • отсутствие жилья;
  • отсутствие квалифицированной медицинской помощи;
  • отсутствие работы;
  • невозможность получения социальной поддержки;
  • невозможность отстоять свои законные права;
  • отсутствие предметов первой необходимости, а также возможности их приобретения по причине незнания языка либо неимения местной валюты.

Для жителей принимающей страны:

  • неудобства, которые приходится терпеть по причине поиска эмигрантов, а значит общение с сотрудниками полиции и сотрудниками миграционных служб;
  • увеличение количества незаконного трудоустройства, и, как следствие, наложение больших сумм штрафов на таких работодателей;
  • увеличение количества трудящихся на опасных производствах без наличия на то соответствующих знаний и умений, что в свою очередь может повлечь различные инциденты и даже катастрофы;
  • риск возникновения различных заболеваний и эпидемий;
  • несоразмерное увеличение количества жителей некоторых регионов;
  • увеличение количества недовольства со стороны коренных жителей, поскольку иногда образ и уклад жизни эмигрантов может не соответствовать жизни принимающей стороны;
  • увеличение количества преступности.

Пути проникновения на территорию РФ и факторы этому способствующие

Огромная часть мигрантов приезжает на территорию РФ из стран СНГ: Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан. Как правило, пути пересечения границы следующие:

  1. В зависимости от способа пересечения границы:
    • легально, через пропускной пункт, но возможно с поддельными документами;
    • нелегально, через места неохраняемой территории границы;
  2. В зависимости от количества человек:
    • перемещение одиночное;
    • групповое пересечение границы;
  3. В зависимости от уровня организации:
    • трудовые мигранты покидают территорию массово, то есть группами;
    • мигранты с мест боевых действий либо при стихийных бедствиях, как правило, покидают свои государства стихийно.

Далее, перечислим факторы, которые могут способствовать желанию граждан других стран мигрировать на территорию РФ:

  1. Большой масштаб предприятий теневого бизнеса, в которых очень часто требуется чернорабочая, низкооплачиваемая сила;
  2. Нежелание некоторых работодателей уплачивать соответствующие налоги и сборы в казну;
  3. Неорганизованная работа миграционных служб, а также наличие законодательных пробелов в этой сфере;
  4. Готовность иностранцев трудиться при социально незащищенном положении;
  5. Неготовность, а также недостаточность мер пресечения незаконного пересечения границы и пребывания на территории РФ;
  6. Отсутствие финансирования процедуры депортации за пределы страны.

Все эти факторы способствуют проникновению на территорию России мигрантов, которые, в свою очередь, способствуют росту уровня преступности, в связи с осуществлением следующей деятельности:

  • взяточничество;
  • воровство;
  • разбой;
  • терроризм;
  • провоз оружия;
  • подделка документов и денежных знаков;
  • уклонение от уплаты законных налогов, сборов и пр.

Основные риски, которые развиваются с незаконной миграцией, можно обозначить следующие:

  1. Как правило, мигрантами являются жители стран, с более низким уровнем жизни. Поэтому основная цель миграции — заработок. Риски следующие:
    • нанимая таких работников, нет необходимости в проведении государственных отчислений;
    • нанимая таких работников, сокращается количество рабочих мест, а соответственно увеличивается уровень безработицы в стране;
  2. После прибытия на территорию проживания мигрантам необходимо где-то жить, отсюда происходят нарушения, связанные с жилищным законодательством.

Способы борьбы с мигрантами

Россия осуществляет следующие способы борьбы с незаконной миграцией:

  1. Усиленный контроль за работодателями, позволяющий сократить количество мест, на которых трудоустроены нелегалы. Действующим законодательством предусмотрены значительные штрафы для таких работодателей;
  2. Честное налогообложение. Так для россиян НДФЛ составит 13%, при этом граждане иных государств обязаны уплачивать все 30% от дохода. Эта мера может значительно заинтересовать мигрантов с целью снижения налоговой нагрузки;
  3. Разъяснительные меры, позволяющие иностранцам понять, какая может наступить ответственность за незаконную миграцию.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

В последние годы поток желающих жить на территории развивающихся стран жителями Азии и Африки настолько был увеличен, что привел практически к миграционному кризису. В связи с этим не стоит забывать, что наказанию будет подвергнут не только сам иностранец, но и лицо, оказывающее ему содействие при пересечении границы, предоставившее жильё, а также трудоустроившее его.

Так, ответственность выглядит следующим образом:

  1. Для самого иностранца — штраф, размер которого варьируется от 2 до 5 тыс. рублей и выдворение за пределы государства;
  2. Для гражданина, способствующего его прибытию — штраф до 400 тыс. рублей;
  3. Для лиц, предоставивших жильё, автомобиль — штраф до 2 до 5 тыс. рублей;
  4. Для предприятия, где трудоустроен нелегал — штраф размером до 500 тыс. рублей и наказание лицу, ответственному за это — от 40 до 50 тыс. рублей.

Организация незаконного пересечения границы может караться:

  1. За организацию массового нарушения границы государства — лишение свободы сроком от 5 до 7 лет;
  2. За проведение фиктивной регистрации — лишение свободы на 3 года;
  3. Для лиц, совершивших преступление на территории РФ — лишение свободы и штраф, размер которого варьируется до 500 тыс. рублей.

Порядок проведения процедуры депортации определён действующим законодательством, при этом решение о выдворении должно приниматься на государственном уровне.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Сообщить о факте нахождения мигрантов может любой гражданин, но к сожалению, сделать это можно только путём подачи соответствующей жалобы. Анонимные письма не подлежат рассмотрению.

Подать жалобу можно в ГУМВД МВД.

Как правило, жалоба составляется в свободной форме и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отсутствие ненормативной лексики и нецензурных выражений;
  2. Документ составлен в деловом стиле и не содержит в себе орфографических и стилистических ошибок;
  3. В тексте бумаги указаны персональные данные её подателя.

По результатам рассмотрения заявления будет принято решение и произведены действия. Ответ заявителю о принятых мерах будет направлен любым удобным ему способом.

Обратиться с жалобой можно по следующим адресам:

РегионАдресОфициальный сайт
г. Москва115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4https://гумв.мвд.рф/
Московская область140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4https://50.мвд.рф/
г. Санкт-Петербург191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер Аhttps://78.мвд.рф/

Проблема с незаконной миграцией на территорию РФ является одной из актуальных на сегодняшний день. Указанные деяния попадают под категорию преступления, ответственность на совершение которого предусмотрена действующим УК РФ.

ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

магистрант, по направлению подготовки «Юриспруденция» АНО ВО Институт законоведения и управления ВПА,

Аннотация. В статье рассматриваются понятие миграции, нелегальной миграции, проблемы изучения миграционных процессов. Перечислены наиболее важные составляющие в сфере незаконной миграции, c которыми сталкивается сейчас Россия и которые требуют государственного регулирования. Также в статье приведен обзор законов, регулирующих миграционную политику Российской Федерации

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, миграционная политика, миграционные процессы, субъекты незаконной миграции.

Миграция представляет собой явление, давно из­вестно человечеству. Масштабность миграционных процессов в современном обществе обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих областей научного знания. Особое внимание приковывает к себе незаконная миграция. Одним из важнейших направлений регулирования миграционных процессов является Соглашение о сотрудничестве государств участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, принятое 6 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала 12 июля 2000г.

Понятия миграции достаточно многозначно по своему содержанию. В российской науке около 40 различных определений этого понятия, что объясняется разным смысловым наполнением одного и того же термина [6, c. 19].

Самое большое распространение получила дефиниция, сформулированная Ионцевым Владимиром Алексеевичем. Он объясняет, что «международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и т.п.» [6, c. 19].

Юридически достаточным для понимания миграции может стать выделенная М.Л. Тюркиным определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса [10, c. 98].

В миграционном процессе участвует подавляющее большинство стран мира. Лица, покидающие страну, называются эмигрантами, а вселяющиеся в нее – иммигрантами. Существует реэмиграция, которая означает добровольное самостоятельное возвращение эмигрантов на родину [7, c. 286].

Внутренняя миграция подразделяется на межтерриториальную и межпоселенную (сельско-городскую). В демократических государствах внутренняя миграция это законная (легальная) миграция. В Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 27 гарантируется каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободного передвижения и выбора места жительства [5, c. 11].

Миграцию можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по временному критерию выделяется безвозвратная (постоянная) и возвратная (временная) миграция. К последнему виду также относят сезонную и маятниковую миграцию.

Миграция может быть добровольной и вынужденной. Вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от воли мигрантов. Понятие вынужденные переселенцы используется наряду с международно-правовыми понятиями беженцы и перемещенные лица. Впервые легальное закрепление оно получило в России. Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О вынужденных переселенцах» таковыми признаются:

– вынужденные переселенцы – граждане РФ, получившие статус вынужденного переселенца на основании Закона РФ «О вынужденных переселенцах» [1];

– внутренние перемещенные лица – граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории, вынужденно покинувшие места своего постоянного проживания в результате межнациональных конфликтов, не имеющие статуса вынужденного переселенца, но подпадающие под действие постановлений Правительства РФ, связанных с урегулированием этих конфликтов;

– беженцы – лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, получившие статус беженца на основании Закона РФ «О беженцах» [4];

– лица, получившие статус временного убежища на основании Закона РФ «О беженцах».

Типологические классификации основаны на практической необходимости решения конкретных задач анализа. Так, эксперты ООН выделяют для анализа международных миграционных движений пять категорий мигрантов: иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; мигранты, въезжающие на работу; мигранты, въезжающие для объединения семей и создания новых семей; мигранты, въезжающие на постоянное поселение; иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище и др.)[12].

Целям правового анализа в наибольшей мере отвечает типология, предложенная Международной организацией по миграции ООН (МОМ) [13]. Подход MOM основан на разделении международных мигрантов на две широкие группы: добровольные и принудительные мигранты. Первые включают в свой состав людей, которые перемещаются за границу в целях трудоустройства, обучения, воссоединения с семьей или по другим сугубо личным мотивам. Вторые – оставляют свои страны, чтобы избежать преследований, конфликтов, репрессий, экологических бедствий или других ситуаций, которые подвергают опасности их жизни, свободу или средства к существованию.

По информации отделения народонаселения ООН, в миграционный оборот втянуто 218 стран мирового сообщества. Согласно прогноза Mеждународной организации по миграции (МОМ), к 2030г. показатель миграционной активности населения земного шара составит 300 млн. человек [12]. Значительную часть этих потоков составляет нелегальная, то есть незаконная миграция. Практически во всех государствах мира данное негативное явление стало сложным моментом в осуществлении миграционной политики. Наибольшее количество незаконных мигрантов проживает в США, Греции, Франции, Германии, Великобритании, Италии и других странах. Россия относительно недавно столкнулась с данной проблемой, во время существования СССР нелегальная миграция практически отсутствовала.

Незаконная миграция – это перемещение в РФ с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществление ими трудовой деятельности [2].

В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость [11, c. 349].

Субъектами незаконной миграции являются: эмигранты неконтролируемые – граждане РФ, выезжающие через территории государств; республик бывшего СССР в другие иностранные государства; эмигранты нелегальные – граждане РФ, нелегально пересекающие государственную границу РФ; иммигранты незаконные, к которым относятся: иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально.

Под определение нелегальных мигрантов попадают следующие категории: иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на её территории без документов, удостоверяющих личность, или же с поддельными документами; мигранты, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным; иностранные граждане, находящиеся на территории государства с просроченной визой, рабочие с просроченными трудовыми договорами и иностранные студенты, не покинувшие страну по истечению срока учёбы; дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребёнок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином или оба родителя являются иностранцами, но их ребёнку отказано в гражданстве в стране, гражданами которой они являются).

В России, харак­тер миграции, в том числе и незаконной, имеет свою специфику, прежде всего, в силу того, что Россия является наиболее экономически развитым государством на постсо­ветском пространстве и как следствие – крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. Согласно статистике, почти 90% незаконных мигрантов прибывает к нам из стран СНГ, в первую очередь, из Украины, Узбекистана, Таджикистана.

При этом Российская Федерация не только принимает мигрантов, но и является страной исхода и транзита. В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость [11, c. 349].

Отечественное законодательство активно противодействует нелегальной миграции, совершенствуя организационную и правовую основы. В частности, в действующем УК РФ нормы, регламентирующие реализацию уголовной ответственности за нелегальную миграцию и сопутствующие ей противоправные деяния, более 15 раз подвергались изменениям и дополнениям, среди этих нормативных правовых актов особо следует отметить федеральные законы от 04.07.2003 № 98- ФЗ «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации», от 28.12.2004 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», от 08.04.2008 №43-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т. д. Разработана Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2022 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.09.2009 № 537, где среди угроз национальной безопасности России особо выделяется активизация трансграничных преступных групп по организации каналов незаконной миграции.

Согласно ст. 322 УК РФ, организация незаконной миграции включает в себя три вида действий: организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; организацию их незаконного пребывания в Российской Федерации; организацию их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Если говорить об общественной опасности элементов этого деяния, то наиболее опасным из них нам представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, так как она, очевидно, связана с организацией незаконного пересечения Государственной границы РФ данными лицами [11, c. 499].

По ст.322 УК РФ возбуждают дела по факту фиктивной регистрации граждан в жилом помещении. В последнее время по стране фиксировались тысячи случаев, когда в жилых помещениях регистрировались десятки, сотни тысяч граждан («резиновых» дома).

В соответствии с указанным законом, регистрация признается фиктивной, если она осуществлена: на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации; без намерения пребывать (проживать) в этом помещении; без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Предпосылок для развития незаконной миграции на территории Российской Федерации несколько. Так выделяют три основные предпосылки для нелегальной миграции: открытость границ между странами СНГ, неорганизованность приграничной инфраструктуры и слабый контроль на отдельных участках Государственной границы.

Анализ ситуации с незаконной миграцией со всей очевидностью свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования стратегии государства в области миграционной политики. Долгосрочные приоритеты, определенные Президентом Российской Федерации в своем ежегодном Послании [5], закрепленные в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [3], в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], требуют своего дальнейшего развития.

Основным субъектом в системе борьбы с организацией незаконной миграции, являются органы ГУВМ МВД России. Осуществление мероприятий по противодействию незаконной миграции строится на тесном взаимодействии органов ГУВМ с органами внутренних дел, органами государственной безопасности и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

На современном этапе нелегальная миграция несет с собой огромную угрозу для устойчивости как отдельных государств и их населения, так и для мирового сообщества в целом. Многие страны, в первую очередь развитые, заняты решением вопроса нелегальной миграции, так как это подрывает их экономическую, социальную политику, ведет к национальной розни, увеличению терроризма по всему миру. Наша страна тоже двигается в направлении решения этой проблемы.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что основной задачей в вопросах миграции является более детальная проработка основных понятий, механизмов реализации государственного регулирования и подробная проработка концепции миграционной политики.

Из всего вышеперечисленного вытекают основные проблемы, связанные с вопросом миграции, и нелегальной – в частности. Поскольку, не так страшна миграция в целом, как ее отдельное проявление – нелегальная миграция – основной проблемой является ее контроль. «Отсутствие четких определений, противоречивость, запутанность и неадекватность действующих трактовок» ведет к пробелам в законодательстве, что в свою очередь, ведет неконтролируемому потоку иммигрантов [8]. «Незаконная миграция представляет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности, способствует осложнению криминалистической обстановки в стране» [9, c. 23].

Таким образом, в статье 322.1 УК РФ организация незаконной миграции является основной, определяющей деятельностью, включающей в себя весьма разнообразный круг действий: разработку преступных планов, подыскание при необходимости соучастников, особенно пособников, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подыскание транспорта и так далее).

Особо следует отметить, что в силу сложившейся в последние годы напряженной миграционной политики, следственно-судебная практика применения статьи 322.1 Уголовного кодекса РФ. Федеральный закон РФ № 187-ФЗ от 28 декабря 2004 года вступила в силу.

Проблема миграции, в том числе и нелегальной, носит комплексный характер. Изучение данной проблемы показало, что разработкой проблем миграции занимаются представители различных наук – философы, социологи, политологи, психологи, экономисты, этнографы, демографы, экологи, правоведы, что вполне оправдано комплексным характером проблемы.

В данной работе определены и проанализированы не только понятия, виды, сущность миграции, основные проблемы нелегальной миграции, ее нормативно-правовая база, но и возможные методы усиления законодательной базы для борьбы с незаконной миграцией.

На современном этапе нелегальная миграция несет с собой огромную угрозу для устойчивости как отдельных государств и их населения, так и для мирового сообщества в целом. Многие страны, в первую очередь развитые, заняты решением вопроса нелегальной миграции, так как это подрывает их экономическую, социальную политику, ведет к национальной розни, увеличению терроризма по всему миру. Наша страна тоже двигается в направлении решения этой проблемы.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 4722 раза

Библиографическое описание:

Халиуллина А. И., Шагиева Л. А. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 711-713. — URL https://moluch.ru/archive/132/36985/ (дата обращения: 08.01.2020).

В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: мигрант, миграция, нелегальная миграция, международная миграция

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах Западной Европы и в США. России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выделяют на решение этой проблемы немалые силы и средства.

Под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. В Западной Европе доля незаконных мигрантов и беженцев, не подавших обоснованных прошений о предоставлении убежища, в общем числе мигрантов возросла с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов с 25 % до 50 %.

К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц:

Первая группа — лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.

Вторая группа — иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Третья группа — это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.

Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища [1].

В 2016 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Стало понятно, что проблематика вопроса, а точнее то, как миграция влияет на внутреннюю жизнь России, представляет собой очень серьезный конфликт интересов. Более того, многие эксперты прогнозируют, что поток мигрирующих граждан только будет увеличиваться в будущем году. Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией в мире. Конфликты в Украине и Сирии, повсеместное ухудшение уровня жизни по странам, менее развитых по сравнению с РФ, — это все причины того, почему люди так желают попасть на территорию России, и 2016 год стал тому подтверждением. Именно поэтому возникла необходимость более жесткого контроля граждан и перемен в законодательной базе.

В современной научной литературе и средствах массовой информации существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. Согласно данным статистики в 2016 году, к странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят:

– Узбекистан (более 2 миллионов человек);

– Украину (более 2 миллионов человек);

– Таджикистан (около миллиона);

– Казахстан (45 тысяч);

– Армения (30-35 тысяч человек).

Строительство в России новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных [2]. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Россия остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существовании. Масштаб теневой (неформальной) экономики предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий [3].

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов. Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Перечислим данную правовую базу: Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и ряд других нормативных актов. В целом они придали российской миграционной политике больше ясности и целенаправленности.

Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами [4].

Нелегальные мигранты стараются как можно меньше общаться и с населением. В результате возникают национальные анклавы, внутри которых часто встречаются криминальные, в том числе экстремистские проявления. В ответ следуют проявления ксенофобии среди населения, обостряются межэтнические противоречия и между самими россиянами.

Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми.

В принимающих государствах прослеживаются два подхода к преодолению негативных последствий этого явления. Первый состоит в основном в предоставлении возможности для легализации незаконных мигрантов (их отдельных категорий). Второй подход направлен на ужесточение процедур въезда и пребывания в стране, а также на репрессивную работу миграционных органов. Часто эти подходы политически детерминированы и направлены на получение поддержки определенных социальных групп (это особенно очевидно на примере предвыборных кампаний во Франции и США) [5].

Именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем, но законодатель по этому поводу молчит.

В среде правоприменителей — миграционных органов — тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, миграционное законодательство на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, урегулирование на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных мигрантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за использованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголовных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабочую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики регионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, введение балльной системы, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша миграционная политика и миграционное законодательство нуждаются в корректировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфере с региональными властями, вникать в их проблемы. И от того, как решится данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба.

1. Хейфец Б. А. Нелегальная миграция — масштабы и перспективы // Альманах «Восток». — 2006. — № 5

2. Метелев С. Е. . Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России // Закон и право. — 2006

3. Маргания О. Л. CCCР после распада. — СПб: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2007

4. Ягодин С. — Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. — 2003. — № 5

5. Воронина Н. А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. — Москва, 2009

Нелегальная миграция в России

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Определение термина

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

  • Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
  • При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
  • Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Вернуться к оглавлению

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и Китая. Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с Финляндией, Норвегией, странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы. Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам:

  • Нелегалы работают без оформления договора, следовательно, не платят никаких налогов, из-за чего страдает государственная казна, ведь чем меньше денег в стране, тем сложнее её развивать;
  • Лица, находящиеся в нелегальной миграции, плохо поддаются ассимиляции в принявшем их обществе, т. к. они стараются сильно не контактировать с местными, опасаясь, что их выдадут министерству иммиграции. Если большое количество переселенцев из других стран отказывается принимать культуру, язык, менталитет и обычаи принявшей стороны, то это может вызвать в будущем конфликты на межнациональной почве;
  • Рост преступности в стране. Нелегальное перемещение и/или пребывание на территории государства уже само по себе нарушение законов, но, к сожалению, некоторые нелегалы не ограничиваются только этим.

Совершение преступлений мигрантами

В большинстве случаев при их помощи осуществляется продажа наркотиков из-за рубежа в России. А из-за незнания законов страны они чаще совершают другие правонарушения и уголовно наказуемые деяния.

Вернуться к оглавлению

Какие принимаются меры для борьбы с нелегальной миграцией

Основной пик нелегальной миграции в Россию приходился на начало 2000 годов. С этого времени были внесены определённые поправки в законодательство, что существенно снизило проблему нелегалов (особенно нелегальной рабочей силы). Однако незаконное переселение на территорию РФ до сих пор имеет место в достаточно крупных масштабах, что в отдалённой перспективе несёт для страны ряд экономических и социальных проблем. Вот список применяемых мер или тех, что будут использованы в ближайшее время:

  • Введение визового режима с наиболее «неблагополучными» в данном вопросе странами СНГ (в основном из Центральной Азии). А также помимо виз предлагается ввести заключение двусторонних государственных договоров, касательно трудоустройства и обеспечение определённых социальных прав и обязанностей уже работающих, или только трудоустраивающихся на легальной основе мигрантов. Возможно, стоит облегчить процедуру получения российского гражданства для некоторых категорий переселенцев (например, редкостных специалистов);
  • Формирование защиты российского рынка труда от нелегальной рабочей силы из-за рубежа. В первую очередь предлагается ввести серьёзные санкции для фирм и предприятий, которые нанимают нелегалов из-за границы. Плюс ко всему имеется предложение ввода определённой квоты для предприятий по количеству иностранных работников;
  • Укрепление границ. В первую очередь предполагается более эффективное техническое оснащение уже существующих контрольно-пропускных пунктов, и постройка новых. Далее, необходимо вводить серьёзные санкции для лиц (частных и юридических), которые помогают нелегалам попасть в страну, а также закрепится в ней. Кроме того, необходимо улучшить качество контроля на границе и повысить взаимодействие федеральных и региональных властей;
  • Активное международное сотрудничество для обмена опытом в решении данной проблемы с иностранными коллегами с целью улучшения регулировки потоков переселенцев.

Основное внимание миграционным властям необходимо обратить на наиболее проблемные районы – Москву и область, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край, Приморский Край, Ханты-Мансийское АО. Контроль за границами, желательно доверить регионам, но и при этом позаботиться об эффективной связи между ними и о руководстве/помощи сверху, которая будет оказана наиболее проблемным зонам по мере необходимости.

Нелегальная миграция в мире в 2022 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2022 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации