Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Экстренная посадка Ту-154

В московском аэропорту “Домодедово” совершил аварийную посадку пассажирский лайнер Ту-154. Есть погибшие и пострадавшие. Фото

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU – В аэропорту “Домодедово” совершил экстренную посадку самолет Ту-154 из-за отказа всех трех двигателей, есть погибшие, десятки пострадавших. Самолет, следующий по маршруту “Москва-Махачкала”, принадлежит “Авиалиниям Дагестана”, на его борту было более ста шестидесяти пассажиров.

Минздравсоцразвития РФ сообщает, что в результате аварии самолета два человека погибли, восемьдесят три пострадали. “По оперативным данным, в результате аварии самолета Ту-154 всего госпитализированы 83 человека. 47 пострадавших госпитализированы в домодедовскую ЦРБ”, – сообщили в субботу “Интерфаксу” в пресс-службе министерства. Представитель ведомства также сообщил, что семь пострадавших доставлены в центральную районную больницу города Видное. Трое пострадавших доставлены в клиническую больницу N83 Федерального медико-биологического агентства России, а один пострадавший – в ЦИТО имени Пирогова Минздравсоцразвития России. Как сообщают в министерстве, 25 пострадавших направлены в медучреждения департамента здравоохранения Москвы. Ранее МЧС, как и официальный представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Руфина Невзорова, сообщали агентству о двух погибших и около 40 пострадавших в ЧП в “Домодедово”.

Со своей стороны в департаменте здравоохранения столицы заявили агентству, что в больницах Москвы находятся 28 пострадавших. “Состояние троих из них оценивается медиками как тяжелое, остальных – средней тяжести”, – сообщил собеседник Интерфакса”. По данным врачей, среди находящихся в горбольницах – двое детей, один из них в Морозовской детской больнице, второй – в центре детской неотложной хирургической помощи Рошаля. Взрослые находятся: два человека – в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, пять человек – в 15-й ГКБ, три человека – в 64-й ГКБ, три – в 12-й ГКБ, шесть – в 7-й ГКБ, три в 68-й ГКБ, три в 13-й ГКБ и один в 36-й ГКБ. По словам собеседника агентства, “врачи делают все необходимые в данном случае процедуры и оказывают необходимую помощь и лечение пострадавшим при аварийной посадке самолета”. Основные травмы – переломы конечностей, синяки, тупые повреждения внутренних органов, отметил он.

По данным правоохранительных органов, на борту Ту-154 вскоре после взлета отказали все три двигателя. Самолет, вылетевший из “Внуково”, совершил аварийную посадку в “Домодедово”. Ранее советник руководителя Росавиации Сергей Извольский сообщил, что на удалении 80 км от аэропорта “Домодедово” на высоте 9100 метров от экипажа воздушного судна поступили доклады о последовательном отказе двигателей (на Ту-154 три двигателя – “ИФ”). По словам собеседника агентства, экипаж принял решение совершить посадку в “Домодедово”, в результате которой самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.

К месту происшествия сразу же выехали машины “Скорой помощи”. Пострадавших доставляют в стационары. В настоящее время идут аварийно-спасательные работы. В “Домодедово” создан штаб по ликвидации последствий аварии, работают психологи.

В “Домодедово” начала действовать “горячая линия” для родственников пассажиров аварийного самолета, сообщили “Интерфаксу” в службах аэропорта. “Горячая линия” будет действовать по телефону в Москве: 363-61-01. С ее помощью родственники и близкие пассажиров рейса смогут получить всю информацию, а также узнать о состоянии и самочувствии людей”, – сказал собеседник агентства.

Кроме того, МЧС России также открывает “горячую линию” для родственников погибших и пострадавших в результате ЧП. “Центр экстренной психологической помощи МЧС России открывает “горячую линию”, по номеру которой можно узнать информацию о погибших и пострадавших в результате авиапроисшествия в столичном аэропорту “Домодедово”, а также получить информационно-психологическую поддержку специалистов-психологов ЦПП МЧС РФ”, – сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе Центра экстренной психологической помощи МЧС. Собеседник агентства добавил, что по номеру (495) 626-37-07 могут получить информацию о случившемся все желающие.

Несмотря на инцидент, “Домодедово” работает в штатном режиме, сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе аэропорта. “У аэропорта две взлетно-посадочных полосы. После того, как самолет совершил аварийную посадку, аэропорт переключился на работу со второй полосы. Аэропорт работает в штатном режиме”, – заявила пресс-секретарь “Домодедово” Елена Галанова.

Что говорят очевидцы

Один из пассажиров Ту-154 “Авиалиний Дагестана” Валерий Чумак рассказал “Интерфаксу”, что во время совершения аварийной посадки самолет развалился на части. “Да, действительно, самолет развалился на три части, однако он не врезался в бетонную стену, а попал на пригорок. Мне кажется, мы еще не вышли на высоту, но уже стали падать”, – отметил он. При этом пассажиры положительно оценивают действия экипажа. “Экипаж – молодцы, они сделали максимум, что могли, большое спасибо им. Если бы мы въехали в забор, который находился рядом, то мы бы взорвались”, – отметил Чумак. По словам пассажира, при посадке самолет ударился о горку и разломился. “Нам не хватило нескольких метров до забора. Если бы мы в него врезались, мы бы погибли все”, – сказал очевидец. Мужчина высоко оценил действия стюардесс: “Девочки молодцы. Они с первых секунд аварийной ситуации бегали и помогали нам”. Он добавил, что самые легкие травмы получили пассажиры, сидевшие в хвосте самолета. Чумак также сказал, что на место очень быстро прибыли бригады “скорой помощи”. “Когда мы вышли, они уже были там”, – подчеркнул собеседник агентства.

Другие свидетели рассказали, что во время полета никаких взрывов и хлопков они не слышали. “Не было ни хлопка, ни взрыва. Создалось впечатление, что как только мы набрали высоту, начали падать. Однако нам удалось приземлиться, и во время совершения аварийной посадки был удар, и самолет развалился”, – отметил один из пассажиров, отказавшийся представиться.

Пассажиры злополучного рейса заявили, что при аварийной посадке не сработал ни один аварийный трап. “Несмотря на грамотные действия экипажа, подвела техника, – отметил Валерий Чумак. – Почему-то, когда открыли двери, не сработал ни один трап, и мы вынуждены были прыгать из салона на землю, так же пришлось эвакуировать раненых”.

Еще один пассажир Ту-154, не пожелавший называть свое имя, рассказал, что во время аварийной посадки наибольшие травмы люди получили от соприкосновения с разрушенными частями самолета. “Самолет так сильно развалился, что людей вместе с креслами приходилось доставать рядами. При этом пассажиры активно помогали друг другу выбраться из самолета. Была паника, но незначительная, спасибо экипажу”, – подчеркнул он.

Некоторые, наиболее хладнокровные пассажиры сделали мобильными телефонами фотографии на месте трагедии. На фотографиях видно, что у самолета отвалилась передняя часть, часть крыльев, поврежден хвост. При этом обломки самолета лежат в лесополосе среди деревьев вблизи от взлетно-посадочной полосы. Повсюду вокруг обломков разлит керосин. Пассажиры совершившего аварийную посадку рейса Москва – Махачкала, между тем, утверждают, что на месте авиакатастрофы им запрещали фотографировать. “Мы пытались делать снимки, несколько штук нам даже сделать удалось, но потом нам стали запрещать фотографировать”, – отметил один из очевидцев.

Кроме того, свидетели говорят, что среди пострадавших при аварийной посадке есть как минимум один ребенок. “Это совсем малыш, которого мы вытаскивали через крыло, у него небольшое сотрясение мозга, он отправлен в больницу”, – отметил один из пассажиров.

Следствие по авиапроисшествию. Версии

Между тем, генеральный прокурор России Юрий Чайка взял на особый контроль расследование авиапроисшествия в “Домодедово”. Об этом “Интерфаксу” сообщила официальный представитель Генпроуратуры Марина Гриднева. “По его указанию для координации деятельности правоохранительных органов на место происшествия выехал заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь”, – добавила она.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту аварийной посадки ТУ-154 в “Домодедово” по статье о нарушении правил безопасности движения. “По данному факту Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена)”, – говорится в сообщении СК РФ, опубликованном в субботу на сайте ведомства. По данным СК РФ, “около 15 часов из московского аэропорта “Внуково” вылетел пассажирский самолет ТУ-154 сообщением “Москва – Минеральные воды””. “После взлета у воздушного судна отказали два двигателя, в связи с чем командиром судна было принято решение об экстренной посадке в аэропорту “Домодедово”. В ходе посадки отказал третий двигатель, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в наземные постройки”, – отмечается в сообщении.

По предварительной информации, при аварийной посадке Ту-154 у лайнера подломилось переднее шасси, в результате чего произошел раскол фюзеляжа за кабиной пилота, сообщили “Интерфаксу” в Росавиации. В ведомстве агентству также рассказали, что у самолета помимо двигателей, произошел, по предварительным данным, отказ генератора и навигационного оборудования.

Как отметили в ведомстве, в 14:20 мск экипаж сообщил о проблемах с двигателями, в 14:22 мск экипаж сообщил об отказе всех двигателей и об отказе генератора и навигационного оборудования. В Росавиации добавили, что экипаж во время полета провел консультации с диспетчерами, в ходе консультаций было принято решение о совершении аварийной посадки в “Домодедово”. Во время снижения диспетчеры постоянно информировали экипаж о его местоположении относительно посадочного курса, но, так как были плохие метеоусловия и отказ навигационного оборудования, экипажу не удалось выйти точно в створ взлетно-посадочной полосы. Самолет сел правее взлетно-посадочной полосы, пересек ее и выкатился на левую боковую полосу безопасности и продолжил движение. На конечном участке самолет столкнулся с небольшим земляным холмом, в результате чего он раскололся на три части.

По словам представителя Росавиации, в самолете находилось 163 человека, из них пять членов летного экипажа и четыре бортпроводника.

Со своей стороны источник в транспортных структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил агентству “Интерфакс-Юг”, что проблемы с топливом, возможно, могли стать причиной поочередного отказа двигателей самолета “Авиалиний Дагестана”. “По неподтвержденной пока информации, но она имеет место, поочередный отказ двигателей в Ту-154 мог произойти из-за засорения фильтров, что указывает на возможные проблемы с качеством топлива, но это предстоит проверить. Во всяком случае, цистерна, из которой осуществлялась заправка авиалайнера, опечатана и будет подвергнута тщательной экспертизе”, – сказал собеседник агентства.

Источник также сообщил, что Ту-154, совершивший жесткую посадку в аэропорту “Домодедово”, был выпущены в 1992 году, а капитальный ремонт прошел в 2009 году и налетал после него 1,8 тысяч часов. “Командиром экипажа данного Ту-154 является самый опытный пилот Закаржи Закаржаев. Его налет составляет 17 тысяч часов. Он считается наиболее профессионально подготовленным командиром авиалайнеров компании”, – сказал собеседник агентства. По его словам, в настоящее время в аэропорт “Домодедово” уже направлен самолет Ту-154 из Махачкалы, на котором прибудут специалисты, комиссия “Дагестанских авиалиний”. Этим же самолетом в Махачкалу доставят пассажиров аварийно севшего самолета.

В свою очередь в авиакомпании “Авиалинии Дагестана” заявили о технических причинах аварийной посадки самолета в Москве. Версия теракта даже не рассматривается, заявил “Интерфаксу” представитель авиакомпании Эслендер Агамедов. Среди предварительных причин приоритетной остается отказ двигателя. “Причины будут устанавливать соответствующие службы после расшифровки “черных ящиков”, однако пока мы говорим об отказе одного из двигателей”, – подчеркнул Агамедов.

Между тем, федеральная служба по надзору в сфере транспорта России проверит организацию работы авиакомпании “Авиалинии Дагестана”, которой принадлежит Ту-154. “Сейчас мы проведем проверку оперативную авиакомпании на предмет организации летной работы и технического состояния парка воздушных судов, после чего будут немедленно приняты оперативные меры для исключения возможности повторения таких событий”, – заявил в интервью телеканалу “Россия 24” заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России Владимир Черток.

Посадка самолета в аэропорту

Современный пассажирский самолет — очень сложная машина, но она управляется человеком. Считается, что особенно непросто, тем более в плохих погодных условиях, посадить самолет.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

Экипаж самолета

В современных условиях авиаперевозок можно условно подразделить состав экипажа на две части:

  • Людей, которые работают на земле, чтобы обеспечить безопасность полетов. Это диспетчеры, менеджеры, техники, грузчики, водители и прочий обслуживающий лайнер персонал.
  • Тех, кто осуществляет непосредственное управление самолетом.

На первый взгляд, кажется, что связь между этими специалистами очень условна. Но на самом деле от их слаженного взаимодействия зависит положение самолета и на земле, и в воздухе.

Человеку, желающему стать бортпроводником, необязательно иметь лицензию, достаточно пройти курсы обучения и сдать экзамен, а вот пилоты должны каждый год проходить полетную подготовку на земле, сдавать тесты на имитаторах, а также раз в год проходить медицинское освидетельствование.

Непосредственно в состав персонала лайнеров входит несколько человек. Они ответственны за все, что происходит на борту во время полета:

  1. Командир. Его власть во время нахождения судна в воздухе довольно велика. Он даже может арестовать нарушающего порядок пассажира на время полета, а по прибытии сдать его полиции. На нем лежит право принимать все кардинальные решения.
  2. Второй пилот. В экстренных ситуациях на него может быть возложено управления воздушным судном. Он должен разработать план полета, смотреть за количеством принятого груза, числом пассажиров. Продумать условия взлета и посадки в тех или иных аэропортах.
  3. Бортпроводники или стюардессы (стюарды). Отвечают за обслуживание пассажиров и их безопасность. В случае аварийной ситуации организуют эвакуацию. В зависимости от размеров самолета бортпроводников может быть несколько человек, максимальное количество —

Вернуться к оглавлению

Приземление самолета

Современные авиалайнеры максимально автоматизированы и на автопилоте могут преодолеть весь маршрут. Но все же без пилота в кабине не обойтись, особенно при выполнении такого сложного маневра, как посадка.

А это зависит от длины пробега самолета при посадке. Поэтому самые маленькие ВПП могут быть до 500 м, на них садятся небольшие самолеты. А самая протяженная — 5500 м (например, в аэропорту Жуковский).

Зона посадки самолетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), должна быть рассчитана по своей длине на то, чтобы лайнер завершил движение по ней.

Сама посадка длится до 10 секунд и начинается с высоты 400 м. На этом этапе выпускаются шасси. На высоте 60 м можно еще принять решение о прекращении посадки и снова начать набор высоты. Но после прохождения этой отметки возможна только посадка.

Далее происходит следующее:

  • С 25 м начинается планирование.
  • На высоте 10 м планирование переходит к выравниванию, затем к выдерживанию, когда скорость падает.
  • Небольшой промежуток времени занимает парашютирование самолета, и он, наконец, касается всеми тремя своими точками посадочной полосы.
  • Далее, следует пробег по полосе, который может занять несколько секунд. При сильном ветре, особенно таком, что дует с боковой стороны, опытные пилоты сначала касаются поверхности земли одним колесом. А уж потом происходит полная сцепка с ВПП.

Возможно устроить посадку и с помощью автопилота, но для этого нужно точно настроить аппаратуру и согласовать действия с наземными службами, которые будут контролировать движения самолета. Поэтому большинство пилотов предпочитает ручное управление при посадке.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

Вернуться к оглавлению

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды. При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку. Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором. Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем СССР произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года. Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы. В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото. По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв. Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал. Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким. Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми. Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета. После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов. Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес. На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. ( Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки. Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов. Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур. Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

Сегодня почти невозможно представить себе жизнь без авиаперевозок. В воздухе, как и на земле, случается всякое. Главное помнить, что на борту авиалайнера, равно как и в жизни, могут складываться разные ситуации, и если мы не в силах на них повлиять, то, по крайней мере, не должны позволять им повлиять на нас. Следует довериться профессионализму пилотов, следовать указаниям экипажа, ни в коем случае не поддаваться панике. И всегда отдавать себе отчет в том, что сложные, экстренные ситуации в воздухе далеко не всегда заканчиваются чрезвычайными происшествиями на земле.

Экстренная посадка Ту-154

В московском аэропорту “Домодедово” совершил аварийную посадку пассажирский лайнер Ту-154. Есть погибшие и пострадавшие. Фото

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU – В аэропорту “Домодедово” совершил экстренную посадку самолет Ту-154 из-за отказа всех трех двигателей, есть погибшие, десятки пострадавших. Самолет, следующий по маршруту “Москва-Махачкала”, принадлежит “Авиалиниям Дагестана”, на его борту было более ста шестидесяти пассажиров.

Минздравсоцразвития РФ сообщает, что в результате аварии самолета два человека погибли, восемьдесят три пострадали. “По оперативным данным, в результате аварии самолета Ту-154 всего госпитализированы 83 человека. 47 пострадавших госпитализированы в домодедовскую ЦРБ”, – сообщили в субботу “Интерфаксу” в пресс-службе министерства. Представитель ведомства также сообщил, что семь пострадавших доставлены в центральную районную больницу города Видное. Трое пострадавших доставлены в клиническую больницу N83 Федерального медико-биологического агентства России, а один пострадавший – в ЦИТО имени Пирогова Минздравсоцразвития России. Как сообщают в министерстве, 25 пострадавших направлены в медучреждения департамента здравоохранения Москвы. Ранее МЧС, как и официальный представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Руфина Невзорова, сообщали агентству о двух погибших и около 40 пострадавших в ЧП в “Домодедово”.

Со своей стороны в департаменте здравоохранения столицы заявили агентству, что в больницах Москвы находятся 28 пострадавших. “Состояние троих из них оценивается медиками как тяжелое, остальных – средней тяжести”, – сообщил собеседник Интерфакса”. По данным врачей, среди находящихся в горбольницах – двое детей, один из них в Морозовской детской больнице, второй – в центре детской неотложной хирургической помощи Рошаля. Взрослые находятся: два человека – в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, пять человек – в 15-й ГКБ, три человека – в 64-й ГКБ, три – в 12-й ГКБ, шесть – в 7-й ГКБ, три в 68-й ГКБ, три в 13-й ГКБ и один в 36-й ГКБ. По словам собеседника агентства, “врачи делают все необходимые в данном случае процедуры и оказывают необходимую помощь и лечение пострадавшим при аварийной посадке самолета”. Основные травмы – переломы конечностей, синяки, тупые повреждения внутренних органов, отметил он.

По данным правоохранительных органов, на борту Ту-154 вскоре после взлета отказали все три двигателя. Самолет, вылетевший из “Внуково”, совершил аварийную посадку в “Домодедово”. Ранее советник руководителя Росавиации Сергей Извольский сообщил, что на удалении 80 км от аэропорта “Домодедово” на высоте 9100 метров от экипажа воздушного судна поступили доклады о последовательном отказе двигателей (на Ту-154 три двигателя – “ИФ”). По словам собеседника агентства, экипаж принял решение совершить посадку в “Домодедово”, в результате которой самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.

К месту происшествия сразу же выехали машины “Скорой помощи”. Пострадавших доставляют в стационары. В настоящее время идут аварийно-спасательные работы. В “Домодедово” создан штаб по ликвидации последствий аварии, работают психологи.

В “Домодедово” начала действовать “горячая линия” для родственников пассажиров аварийного самолета, сообщили “Интерфаксу” в службах аэропорта. “Горячая линия” будет действовать по телефону в Москве: 363-61-01. С ее помощью родственники и близкие пассажиров рейса смогут получить всю информацию, а также узнать о состоянии и самочувствии людей”, – сказал собеседник агентства.

Кроме того, МЧС России также открывает “горячую линию” для родственников погибших и пострадавших в результате ЧП. “Центр экстренной психологической помощи МЧС России открывает “горячую линию”, по номеру которой можно узнать информацию о погибших и пострадавших в результате авиапроисшествия в столичном аэропорту “Домодедово”, а также получить информационно-психологическую поддержку специалистов-психологов ЦПП МЧС РФ”, – сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе Центра экстренной психологической помощи МЧС. Собеседник агентства добавил, что по номеру (495) 626-37-07 могут получить информацию о случившемся все желающие.

Несмотря на инцидент, “Домодедово” работает в штатном режиме, сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе аэропорта. “У аэропорта две взлетно-посадочных полосы. После того, как самолет совершил аварийную посадку, аэропорт переключился на работу со второй полосы. Аэропорт работает в штатном режиме”, – заявила пресс-секретарь “Домодедово” Елена Галанова.

Что говорят очевидцы

Один из пассажиров Ту-154 “Авиалиний Дагестана” Валерий Чумак рассказал “Интерфаксу”, что во время совершения аварийной посадки самолет развалился на части. “Да, действительно, самолет развалился на три части, однако он не врезался в бетонную стену, а попал на пригорок. Мне кажется, мы еще не вышли на высоту, но уже стали падать”, – отметил он. При этом пассажиры положительно оценивают действия экипажа. “Экипаж – молодцы, они сделали максимум, что могли, большое спасибо им. Если бы мы въехали в забор, который находился рядом, то мы бы взорвались”, – отметил Чумак. По словам пассажира, при посадке самолет ударился о горку и разломился. “Нам не хватило нескольких метров до забора. Если бы мы в него врезались, мы бы погибли все”, – сказал очевидец. Мужчина высоко оценил действия стюардесс: “Девочки молодцы. Они с первых секунд аварийной ситуации бегали и помогали нам”. Он добавил, что самые легкие травмы получили пассажиры, сидевшие в хвосте самолета. Чумак также сказал, что на место очень быстро прибыли бригады “скорой помощи”. “Когда мы вышли, они уже были там”, – подчеркнул собеседник агентства.

Другие свидетели рассказали, что во время полета никаких взрывов и хлопков они не слышали. “Не было ни хлопка, ни взрыва. Создалось впечатление, что как только мы набрали высоту, начали падать. Однако нам удалось приземлиться, и во время совершения аварийной посадки был удар, и самолет развалился”, – отметил один из пассажиров, отказавшийся представиться.

Пассажиры злополучного рейса заявили, что при аварийной посадке не сработал ни один аварийный трап. “Несмотря на грамотные действия экипажа, подвела техника, – отметил Валерий Чумак. – Почему-то, когда открыли двери, не сработал ни один трап, и мы вынуждены были прыгать из салона на землю, так же пришлось эвакуировать раненых”.

Еще один пассажир Ту-154, не пожелавший называть свое имя, рассказал, что во время аварийной посадки наибольшие травмы люди получили от соприкосновения с разрушенными частями самолета. “Самолет так сильно развалился, что людей вместе с креслами приходилось доставать рядами. При этом пассажиры активно помогали друг другу выбраться из самолета. Была паника, но незначительная, спасибо экипажу”, – подчеркнул он.

Некоторые, наиболее хладнокровные пассажиры сделали мобильными телефонами фотографии на месте трагедии. На фотографиях видно, что у самолета отвалилась передняя часть, часть крыльев, поврежден хвост. При этом обломки самолета лежат в лесополосе среди деревьев вблизи от взлетно-посадочной полосы. Повсюду вокруг обломков разлит керосин. Пассажиры совершившего аварийную посадку рейса Москва – Махачкала, между тем, утверждают, что на месте авиакатастрофы им запрещали фотографировать. “Мы пытались делать снимки, несколько штук нам даже сделать удалось, но потом нам стали запрещать фотографировать”, – отметил один из очевидцев.

Кроме того, свидетели говорят, что среди пострадавших при аварийной посадке есть как минимум один ребенок. “Это совсем малыш, которого мы вытаскивали через крыло, у него небольшое сотрясение мозга, он отправлен в больницу”, – отметил один из пассажиров.

Следствие по авиапроисшествию. Версии

Между тем, генеральный прокурор России Юрий Чайка взял на особый контроль расследование авиапроисшествия в “Домодедово”. Об этом “Интерфаксу” сообщила официальный представитель Генпроуратуры Марина Гриднева. “По его указанию для координации деятельности правоохранительных органов на место происшествия выехал заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь”, – добавила она.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту аварийной посадки ТУ-154 в “Домодедово” по статье о нарушении правил безопасности движения. “По данному факту Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена)”, – говорится в сообщении СК РФ, опубликованном в субботу на сайте ведомства. По данным СК РФ, “около 15 часов из московского аэропорта “Внуково” вылетел пассажирский самолет ТУ-154 сообщением “Москва – Минеральные воды””. “После взлета у воздушного судна отказали два двигателя, в связи с чем командиром судна было принято решение об экстренной посадке в аэропорту “Домодедово”. В ходе посадки отказал третий двигатель, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в наземные постройки”, – отмечается в сообщении.

По предварительной информации, при аварийной посадке Ту-154 у лайнера подломилось переднее шасси, в результате чего произошел раскол фюзеляжа за кабиной пилота, сообщили “Интерфаксу” в Росавиации. В ведомстве агентству также рассказали, что у самолета помимо двигателей, произошел, по предварительным данным, отказ генератора и навигационного оборудования.

Как отметили в ведомстве, в 14:20 мск экипаж сообщил о проблемах с двигателями, в 14:22 мск экипаж сообщил об отказе всех двигателей и об отказе генератора и навигационного оборудования. В Росавиации добавили, что экипаж во время полета провел консультации с диспетчерами, в ходе консультаций было принято решение о совершении аварийной посадки в “Домодедово”. Во время снижения диспетчеры постоянно информировали экипаж о его местоположении относительно посадочного курса, но, так как были плохие метеоусловия и отказ навигационного оборудования, экипажу не удалось выйти точно в створ взлетно-посадочной полосы. Самолет сел правее взлетно-посадочной полосы, пересек ее и выкатился на левую боковую полосу безопасности и продолжил движение. На конечном участке самолет столкнулся с небольшим земляным холмом, в результате чего он раскололся на три части.

По словам представителя Росавиации, в самолете находилось 163 человека, из них пять членов летного экипажа и четыре бортпроводника.

Со своей стороны источник в транспортных структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил агентству “Интерфакс-Юг”, что проблемы с топливом, возможно, могли стать причиной поочередного отказа двигателей самолета “Авиалиний Дагестана”. “По неподтвержденной пока информации, но она имеет место, поочередный отказ двигателей в Ту-154 мог произойти из-за засорения фильтров, что указывает на возможные проблемы с качеством топлива, но это предстоит проверить. Во всяком случае, цистерна, из которой осуществлялась заправка авиалайнера, опечатана и будет подвергнута тщательной экспертизе”, – сказал собеседник агентства.

Источник также сообщил, что Ту-154, совершивший жесткую посадку в аэропорту “Домодедово”, был выпущены в 1992 году, а капитальный ремонт прошел в 2009 году и налетал после него 1,8 тысяч часов. “Командиром экипажа данного Ту-154 является самый опытный пилот Закаржи Закаржаев. Его налет составляет 17 тысяч часов. Он считается наиболее профессионально подготовленным командиром авиалайнеров компании”, – сказал собеседник агентства. По его словам, в настоящее время в аэропорт “Домодедово” уже направлен самолет Ту-154 из Махачкалы, на котором прибудут специалисты, комиссия “Дагестанских авиалиний”. Этим же самолетом в Махачкалу доставят пассажиров аварийно севшего самолета.

В свою очередь в авиакомпании “Авиалинии Дагестана” заявили о технических причинах аварийной посадки самолета в Москве. Версия теракта даже не рассматривается, заявил “Интерфаксу” представитель авиакомпании Эслендер Агамедов. Среди предварительных причин приоритетной остается отказ двигателя. “Причины будут устанавливать соответствующие службы после расшифровки “черных ящиков”, однако пока мы говорим об отказе одного из двигателей”, – подчеркнул Агамедов.

Между тем, федеральная служба по надзору в сфере транспорта России проверит организацию работы авиакомпании “Авиалинии Дагестана”, которой принадлежит Ту-154. “Сейчас мы проведем проверку оперативную авиакомпании на предмет организации летной работы и технического состояния парка воздушных судов, после чего будут немедленно приняты оперативные меры для исключения возможности повторения таких событий”, – заявил в интервью телеканалу “Россия 24” заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России Владимир Черток.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Главное меню

Авторизация

Авторизация

В минувшую пятницу летчикам, пилотировавшим самолет «Уральских авиалиний» во время жесткой посадки на кукурузное поле в Подмосковье, присвоены звания Героев России. Уникален ли случай российского «чуда на Гудзоне», можно ли оснастить двигатели сетками «античайка» и почему прассажирам не выдают парашюты — рассказывает инженер и эколог, проработавший в Пулково 25 лет, Аркадий Вартанов.

В двигатель самолета «Уральских авиалиний» попала птица. На ваш взгляд, кто виноват в аварии А321 близ Жуковского?

— Это в чистом виде ответственность самого аэропорта. Учитывая, что недалеко от аэропорта Жуковский свалка, и этих чаек очень много, вопрос надо решать: либо убрать свалку, либо усиливать орнитологическую службу в аэропорту. Они должны были принять меры. Есть светозвуковые, электроволновые сигналы, которые отпугивают птиц, специальные высокочастотные приборы ставятся по периметру аэропорта. Ставится ультразвуковая завеса, и птицы просто не залетают. В редких случаях птиц отстреливают.

В штате любого аэропорта должен быть орнитолог. Нужно выделять деньги на оборудование, которое отпугивает не только птиц, но и животных. На территорию аэропорта Пулково даже лоси забредали. В авиации на первом месте стоит безопасность полетов, и лишь затем — экономическая целесообразность. Птицы — проблема не только Жуковского. Это беда любого аэропорта. Могут быть не только чайки: голуби, утки, гуси (если водоем поблизости). Они летают большими стаями. Когда птица попадает в двигатель, турбина останавливается, там зазоры в полмиллиметра между лопатками и основным корпусом, если косточка попадает, тяга двигателя пропадает полностью, двигатель может загореться. Если бы загорелся, они бы не долетели.

Не загорелся по счастливой случайности?

— Они, похоже, отключили двигатель, надо расшифровку смотреть. А шасси не выпускали, потому что садились на поле, на грунт, а этот самолет не предназначен для посадки на грунт. Если бы они их выпустили, шасси бы завязли в земле, и самолет бы перевернулся. А так они проползли на брюхе и все. Пассажиры пострадали в основном от удара и паники. Движки, конечно, забились, фюзеляж тоже сломали, но самолет не загорелся.

Риск возгорания был?

— Конечно. Если бы твердое покрытие было, асфальт, то сто процентов загорелся бы. У них 16 тонн керосина на борту, керосин разливается, небольшая искорка — и все. Сам по себе керосин не горит, горят его пары. Самолет приземлился в пяти километрах от аэропорта, он был на высоте метров 600—700, но сумел спланировать вниз. Самая большая опасность была — полные баки. Они сели на грунт, там особого трения нет. Движок один отскочил, но они его заглушили, ничего страшного, туда керосин не поступает.

Эту аварию сравнивают с чудом на Гудзоне, когда Airbus благополучно приводнился на реку после столкновения со стаей канадских казарок при взлете. Вчерашний рейс тоже совершался на Airbus. Одна и та же модель самолета — она самая надежная?

— Нет. Приводнялись и раньше. Главное, когда самолет совершает экстренную посадку — выровнять его. Если есть даже небольшой крен, самолет задевает любое препятствие крылом и переворачивается. Вчера пилоты на приличной скорости — 260-280 километров при посадке — посадили самолет идеально, крыльями не зацепили грунт. Реверс, который бы усилил торможение, они не могли включить, потому что движки не работали.

На Гудзоне то же самое — аккуратное приводнение. Но и в Петербурге на Неву успешно садился самолет — 21 августа 1963 года Ту-124, выполнявший рейс Таллин-Москва. У него была проблема с шасси и топливо заканчивалось, деваться было некуда, он сел у Володарского моста. Ни одного пострадавшего. У самолета герметичный корпус, если он правильно на воду садится, дальше он просто плывет и все. Поэтому самолет и называют — воздушное судно.

В вашей практике, когда вы работали в Пулково, насколько часто птицы мешали движению?

— Много раз. В основном при разбеге и наборе высоты. Часто самолеты просто возвращались обратно, двигатель снимали, проверяли, отправляли на завод на ремонт, заменяли на новый. Если не было повреждений корпуса.

А птица может повредить фюзеляж?

— Птица сама нет. Но она попадает в сопло двигателя, там множество турболопаток, скорость вращения очень большая, турболопатки отрываются и летят в фюзеляж. Эффект — как если бы пулемет стрелял по самолету. У нас такой случай был — птица попала в двигатель во время набора высоты, самолет уже вышел на эшелон, скорость и мощность турбины огромная, тяга большая, лопатка выскочила, началось повреждение, другие лопатки начали вылетать и продырявили весь самолет. Поскольку двигатели были в хвосте (это был ТУ-134), хвост мог при посадке отвалиться от удара, двигатель загорелся, но они сели без проблем, пострадавших не было.

Бывало птицы попадали в двигатель на разбеге самолета, двигатель заклинивало, самолет возвращался обратно, пассажиров сажали на другой борт. Очень давно АН-2, вылетев из Пулково, при столкновении с гусями упал в Каспийское море.

Если такой риск от птиц, почему бы не поставить сетку на двигатели?

— Невозможно. Уменьшается тяга. Как раз убирают все лишние детали, чтобы турбина крутилась нормально и ей ничего не мешало.

Неужели нельзя ничего сделать? Например теоретически предусмотреть спасательный парашют для каждого пассажира?

— Невозможно. Авария занимает секунды. В обычном самолете 220 пассажиров. Надо выдать каждому парашют. Рассказать, как с ним обращаться. А если дети? Надо открыть все двери, выпустить пассажиров-парашютистов. Пассажирский самолет — это не самолет для прыжков с парашютом, где сидят на лавочке 5-6 человек, уже экипированных и обученных, которые по очереди неспешно выходят. В экстремальной ситуации это невозможно.

А если сделать самолет будущего, чтобы людей катапультировали вместе с креслами?

— С креслами катапультируются только военные летчики. Потому что военные самолеты сбивают, а гражданские нет. Военный самолет в боевых условиях рассчитан на три вылета и две посадки. И то это чревато: если военный летчик три раза катапультируется, его списывают по состоянию здоровья: его же вверх рвет со скоростью 600 км в час. На высоте 9000 метров вода кипит при температуре 25 градусов. Если пассажиров на этой высоте катапультировать, у них закипит кровь — так как температура тела уже 36, а снаружи они заледенеют.

То есть единственная надежда пассажиров самолета — это профессиональный пилот, который сможет приземлить, приводнить судно.

— Все люди. Один пугается. Другой сохраняет хладнокровие. В данном случае пассажирам повезло — командир не растерялся, принял верное решение, которое позволило сохранить людям жизнь.

Справка «Нового проспекта»:

Аркадий Вартанов родился в Одессе. Закончил Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде. После учебы пришел на работу в Пулково на должность инженера в Дирекцию капитального строительства, затем стал старшим инженером техотдела, также возглавлял отдел по вопросам экологии.

Проблема безопасности полетов. Неспособность государств осуществлять эффективный контроль за авиационной деятельностью остается глобальной проблемой , говорится в Глобальном плане обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации. События, связанные с безопасностью операций на взлетно-посадочных полосах, признаны одной из основных категорий авиационных происшествий повышенного риска. Среди них: ненормальный контакт с поверхностью взлетно-посадочной полосы, столкновение на земле, выезд за пределы взлетно-посадочной полосы, несанкционированный выезд на полосу, потеря управления на земле, столкновение с препятствиями, недолет/перелет при посадке, столкновение с птицами. По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно происходит примерно 5500 столкновений самолетов и птиц.

Взлёт и посадка самолёта: что опаснее? Поговорили с авиационным экспертом.

По материалам беседы с авиационным экспертом Airinme – Александром Мархоцким

Условно полёт можно разделить на несколько этапов : взлет и набор высоты, непосредственно полет, снижение и посадка самолёта. Причем эксперты констатируют: большая часть авиа-происшествий происходит не на большой высоте полета, а во время начального и, особенно, заключительного этапа полета, то есть во время взлёта и посадки. Разберёмся, почему так происходит, какие угрозы в себе таят эти этапы и какой из них опаснее.

В чём опасность взлета лайнера?

Когда самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и начинает разбег, то его двигатели работают в усиленном режиме и скорость быстро нарастает. Существует понятие критической скорости разбега (это примерно 200-250 км/ч ). До достижения критической скорости самолёт ещё можно, убрав газ, затормозить в случае отказа двигателя или другой серьезной причины. После достижения критической скорости- взлетать надо в любом случае, а только потом выстраивать экстренный заход на посадку. И всё это с отказавшим двигателем или пожаре на борту, на небольшой высоте, в условиях жесткого лимита времени на принятие экипажем различных решений в условиях повышенного нервного напряжения. В дополнение к этому полёт может проходить ночью и/или в плохих метеоусловиях. В этом случае очень высока вероятность ошибки пилотирования или принятия неверных решений.

Другая опасность – неправильная центровка (или положение центра тяжести) лайнера. До взлёта по информации о загрузке самолета пассажирами и багажом пилот рассчитывает положение центра тяжести самолета (центровку), которая должна быть строго в определенном диапазоне. Затем по рассчитанному положению центра тяжести пилот выставляет положение так называемого триммера руля высоты. На небольших самолётах типа двухмоторных турбовинтовых АТР или Бомбардье – это отклоняемые пластины на задней кромке руля высоты. На самолетах побольше (Боинг737, А320 и т.п.) – это отклоняемый горизонтальный стабилизатор. Эти устройства помогают в воздухе снять нагрузку от штурвала на руки пилота. Пока самолет бежит колёсами по земле, летчик никак не ощущает положение центра тяжести на рулях управления. Но после отрыва может оказаться, что положение центра тяжести было слишком переднее, поэтому экипажу трудно поднять нос самолета. Или, что еще хуже, заднее положение центра тяжести «надавит» на хвост и тем самым энергично задерет нос. Если пилот вовремя не парирует это движение рулём высоты (или у него не хватит на это сил), то самолет может потерять скорость и свалиться в штопор. Поэтому от того, насколько верно всё настроено, зависит успешность взлёта и дальнейшего полёта.

Еще одну опасность представляют внешние факторы: ветер или те же птицы. Сильный порыв бокового ветра может «сдуть» самолет с взлетной полосы, а птицы- попасть в двигатели и вывести их из строя. Поэтому соответствующие аэродромные службы постоянно следят за метеорологической и орнитологической обстановкой.

Опасности при посадке

Во время посадки многое зависит от мастерства пилотов и членов экипажа. Если взлёт ещё можно отложить или отменить, то в конце полёта горючее может быть на исходе и садиться придётся в любом случае.

Посадку осложняет короткая и узкая полоса, на которую нужно самолёт «притереть» в строго определённом месте, не допуская перелёта, чтобы оставшейся длины полосы хватило для торможения. Для этого очень важно точно рассчитать и выдерживать воздушную скорость захода на посадку.

В условиях низкой облачности земля не видна и заход выполняют по приборам. Безопасность полёта здесь зависит от натренированности лётчиков, насколько четко они умеют представлять себе положение самолета в пространстве и относительно аэродрома посадки по информации, считываемой ими с приборов. Плохая выучка может сыграть злую шутку на этом этапе.

Очень облегчают жизнь экипажа автопилот и система посадки по приводным радиомаякам аэропорта. Например, аэробус А320 способен выполнить посадку автоматически вплоть до полной остановки на взлётной полосе. Летчику достаточно правильно настроить несколько систем и потом следить за их работой.

В конечном итоге, самая большая опасность при посадке – это малая высота полета. Ее может не хватить на исправление ошибки пилотирования. Можно столкнуться с горой или линией электропередач, если не выдерживать правильную траекторию захода на полосу.

Сильный и порывистый ветер требует от экипажа повышенного внимания и быстрой реакции, чтобы вовремя парировать отклонения самолета по курсу и высоте. Особо опасными считаются сдвиг ветра (т.е. резкое изменение его скорости или направления по высоте) и нисходящие потоки воздуха вблизи аэропорта.

Самолёт летит в массе воздуха и вместе с этой массой, поэтому при изменении силы ветра и его направления меняется и поведение самолёта: он может накрениться или провалиться вниз из-за воздействия на него нисходящего потока. Кроме энергичного отклонения рулей, лётчикам приходится вовремя добавлять или убавлять обороты двигателей, чтобы сохранить заданную воздушную скорость, от которой зависит подъемная сила самолета. В этом им помогает автомат тяги, устанавливаемый на больших авиалайнерах.

Как видите, опасности таят в себе оба этапа полета, требуя от летного экипажа высокого мастерства. Действия в аварийных ситуациях (отказ двигателя на взлёте, пожар и многое другое) пилоты до автоматизма отрабатывают на тренажерах, чтобы выработались четкие и правильные навыки.

А техническая служба просто не допустит лайнер к полету, если есть риск возникновения чрезвычайной ситуации по причине отказа техники.

Ссылка на основную публикацию