Коррупция во Франции в 2022 году

Коррупция во Франции

Антикоррупционные законы принимаются во многих странах мира. В каждом государстве они зависят от национальной специфики и отношений между чиновниками и гражданами. С учетом этого разрабатываются и принимаются новые законы для борьбы с коррупцией во Франции.

Ступени коррупции

С одной стороны, существует принцип равенства перед законом граждан всех слоев и сословий. С другой стороны, наблюдается стремление многих людей получить для себя привилегии в обход общих правил.

В зависимости от места в обществе, образования и других сторон жизни коррупционные нарушения создают такую себе пирамиду. Нижняя ступень — самая массовая: мелкие нарушения рядовых чиновников:

  1. Работников социальной сферы.
  2. Представителей природоохранных органов.
  3. Пожарных.
  4. Налоговых инспекторов и представителей других подобных организаций.

Игнорирование различных нарушений законов, правил, инструкций позволяет чиновникам приумножить свои заработки. Нередки случаи, когда должностное лицо переходит к прямому вымогательству, шантажируя разными видами наказания нарушителей. Жертвами подобного чаще всего становятся выходцы из стран третьего мира и те, кто предоставляет им жилье, работу во Франции.

Бывает и такое, что, например, полицейские нанимают осведомителей из криминальных районов, чтобы бороться с преступностью.

На заметку: в отличие от российских, французским автоинспекторам чужды коррупционные нравы, что служит лучшей страховкой от ДТП.

Следующую ступень в коррупционной иерархии занимают местные органы самоуправления. Благодаря децентрализации они обладают большими полномочиями в политической, хозяйственной и административной сфере.

Руководство местными органами власти осуществляют префекты, которых в Совете Министров назначает президент. Префекты на местах руководят следующим:

  1. Частью социальной сферы: здравоохранением, образованием (подробнее об образовании в школах Франции), помощью малоимущим, коммунальной инфраструктурой.
  2. Благоустройством.
  3. Градостроительством, в том числе и реконструкцией зданий.

На каждом уровне имеется свой выборный совет. Для работы в структуре нанимают персонал, который занимает в гражданской службе больше 25 % сотрудников.

Из госбюджета направляются большие субсидии территориальным коллективам на разные статьи расходов. Кроме того, в каждом совете имеются и свои источники дохода: налоги и сборы. Конечно, в мелких населенных пунктах подобных поступлений немного и их едва хватает на обустройство, зато в крупных агломерациях доходы более чем внушительные.

Карикатура: коррупция во Франции

Из этих поступлений оплачиваются расходы на реализацию комплексных планов развития коммун, коммунальные услуги и другие. В реализации планов принимают участие не только государство и местные власти, но и крупные фирмы, представители торгово-промышленных палат, частного сектора. Все это приводит к смешиванию интересов частного и публичного сектора, из-за чего и возникают коррупционные злоупотребления.

Верхушку коррупционной пирамиды представляют те, кто имеет отношение к бизнесу, политике, администрации государственного уровня. Именно эти три сферы и служат основой для процветания взяточничества как такового.

Так как к этому имеют непосредственное отношение привилегированные слои населения и бизнеса, суммы поборов достигают огромных показателей. Причем они могут выражаться не в передаче денег, а в следующих формах, когда должностное лицо преследует свои интересы:

  1. Оплате заграничного путешествия, связанного с выдуманным предлогом (проведением исследований и т. д.).
  2. Предоставлении льготного кредита.
  3. Выплате запредельно высокого гонорара за выполнение заказа на аналитические записки.
  4. Предоставлении информации о государственных планах, благодаря которым появляется возможность выгодно провести биржевые операции.
  5. Продаже по льготной цене пакетов акций через подставных лиц или родственников.

Вывод: чем выше власть, тем шире размах нарушений и, соответственно, тем больший урон получает государство.

Узнайте больше о бизнесе во Франции из статьи по ссылке.

Больше информации о коррупции во Франции узнайте из видео.

Борьба с коррупцией

В каждом государстве ищут самые эффективные способы противодействия взяточничеству и его процветанию. Французы считают, что самыми серьезными препятствиями для коррупции может стать следующее:

  1. Независимость правосудия.
  2. Равновесие властей.
  3. Прозрачность принятия решений в государственных органах.
  4. Гласность.
  5. Свобода СМИ.
  6. Гарантия свободы слова.
  7. Гражданские свободы.
  8. Ротация у власти политических партий.
  9. Рыночная конкуренция.

Вернуться к оглавлению

Преступление и наказание

Эти принципы как основу демократии сформулировали еще великие просветители XVIII века Монтескье, Дидро, Руссо. Именно на их основе был принят действовавший до 1992 года Наполеоновский кодекс. Гражданский кодекс, принятый в конце ХХ века, включает новые статьи, предназначенные для борьбы с коррупцией.

Определение коррупции согласно новому кодексу

Уличенных в любом нарушении чиновников должны наказывать. В зависимости от серьезности нарушения, в качестве наказания судом может быть применено лишение свободы.

От двух до 10 лет чиновник может провести в тюрьме и при этом он должен будет уплатить штраф, размер которого колеблется в пределах 200 000–1 000 000 франков. В переводе на новую европейскую валюту это 30 000–152 000 евро.

Возможно, для вас будет актуальна статья: рейтинг коррупции стран мира.

Русский очевидец L’Observateur russe Французская газета на русском языке

Рассылка газеты на email
Короткой строкой

L’ensemble vocal Radouga donnera un concert

Александр Нечаев выставил в Париже свои фотоработы

«Девочка со спичками»

Le monastère Lesna de Provemont

IX Форум российских соотечественников Франции

Последние отзывы

Погода
Курсы валют
08.01.2020
10Руб0.0000
1EUR69.3777Руб0.0000
1USD61.9057Руб0.0000

Семейный русскоязычный лагерь ассоциации «Самокат»

Выставка А. Б Серебрякова

Пятничные встречи молодежнойассоциации Корсунь

Ателье русской кухни для взрослых

Изучение русского языка в международном колледже ЖозефаВернье

Российские саперы завершили разминирование Алеппо

Кремль объяснил признание паспортов ЛНРи ДНР гуманитарными соображениями

Мужчина взял в заложники свою семью на юго-западе Москвы

Песков: слова прокурора Черногории о подготовке Москвой переворота безответственны

Ищу родных

Франция – одна из самых коррумпированных стран Европы ?

Оценив Францию на 69/100, Transparency International приравняла ее к Эстонии и Катару.

Оценив Францию на 69/100, Transparency International приравняла ее к Эстонии и Катару.

site du Transparency International

Когда в СМИ идет разговор о коррупции, то журналисты сразу приводят в пример страны Африки. И действительно, если посмотреть на карту индекса восприятия коррупции (CPI) организации Transparency International, то можно убедиться, что самые коррумпированные государства в мире находятся в Африке и на Ближнем Востоке.

Однако ситуация с уровнем коррупции и в развитых странах далека от удовлетворительной. Так, Франция, по уровню CPI в мире, находится на 26 месте из 175, и на 15 месте из 31 по уровню CPI среди стран Западной Европы. Transparency International (TI) ей поставила оценку в 69/100. Такую же оценку получили Эстония и Катар. Это неплохо, если сравнивать с Россией и Украиной (соответственно 136 и 142 место в мировом рейтинге с оценками 27/100 и 26/100). Или Болгарией, Грецией и Румынией, которые замыкают европейский список. Но Франции все же есть к чему стремиться: перед ней в рейтинге стоят почти все государства Северной Европы.

Отсутствие разделения властей

Странно представить себе, что Франция, где еще Шарль-Луи Монтескье говорил о необходимости разделения властей, сегодня отстает от своих соседей в этом отношении.

Если, например, в Италии прокуроры независимы от государства, и в стране действует агентство по борьбе с коррупцией с бюджетом в 60 млн. евро, то во Франции власть и юстиция остаются связанными, пишут авторы книги «Comprendre et lutter contre la corruption » («Понять и бороться с коррупцией»), которая вышла в апреле этого года .
.
Недостаток средств в бюджете и попросту нехватка представителей судебных чинов привели к тому, что ряд дел, в том числе связанных с крупными финансовыми махинациями, закрываются, потому что их некому вести.

До недавних пор на весь Юго-Восток Франции и Корсику приходился всего один единственный судебный следователь, ведущий дела, связанные с экономическими преступлениями.

Хорошо демонстрирует отсутствие разделения властей и такой орган, как Республиканский суд (Cour de Justice de la République). В нем рассматриваются преступления находящихся у власти членов правительства. На решения этого суда зачастую могут повлиять близкие к власти политики, поэтому объективность этой инстанции всегда вызывала сомнение в Совете Европы.

Президент Франсуа Олланд давал предвыборное обещание расформировать эту судебную инстанцию и придать прокурорам больше независимости. Но судя по всему, он не торопится это сделать.

Недоверие к власти

Опрос газеты Le Monde в 2014 году показал, что 65% французов считают политиков коррупционерами, причем 85% уверены, что все действия представителей власти ориентированы исключительно на их личное обогащение.

Эти результаты подтверждает информация, собранная TI. По данным организации, больше всего приговоров во Франции выносится муниципальным служащим и местным депутатам за присуждение государственных контрактов. Причем количество осужденных членов муниципалитетов почти вдвое больше количества осужденных руководителей компаний .

Обвиняемые в основном проходят по 2 статьям: злоупотребление доверием (22%) и конфликт интересов (21%). Кроме того, довольно часто встречаются обвинения непосредственно в коррупции (20%), кумовстве (18%) и незаконном присвоении (17%).

Стоит напомнить, что судебные разбирательства во Франции ведутся довольно долго, что позволяет обвиняемым манипулировать фактами, уничтожать улики и влиять на свидетелей, считают судебные эксперты. В среднем во Франции судебное разбирательство длится 8,8 лет. Самый долгий процесс растянулся на 29,4 года, но в случае 138 дел, время от преступления до вынесения вердикта суда растянулось на 10 с лишним лет.

Как ни странно, в значительном росте громких коррупционных скандалов во Франции организация видит намечающуюся положительную тенденцию. «Это вносит больше прозрачности в общественную жизнь», утверждают представители Transparency International.

Что делать?

Об отсутствии прозрачности французских органов управления в области коррупции в Европейских органах власти знают давно.

В своем отчете о борьбе с коррупцией за 2014 год, Евросоюз выделил четыре основных недостатка Франции в этом отношении.

Речь идет, прежде всего, об отсутствии «политической воли» в борьбе против международной коррупции, присутствии скрытых форм коррупции в отношении государственных заказов, отсутствии жесткого контроля за финансированием предвыборных кампаний, и о зависимости прокуроров от власти.

Некоторые советы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по отношению к борьбе с коррупцией, Франция уже начала выполнять. Так, например, был принят закон по борьбе с налоговыми правонарушениями и крупными преступлениями в финансовой сфере. Но предпринятых мер явно недостаточно. Непрозрачность финансовых систем и органов власти наносит серьезный ущерб имиджу Франции и ставит под сомнение демократические процессы.

«Борьба с коррупцией проходит также через борьбу с финансовыми злоупотреблениями в международной торговле и через контроль за лоббированием интересов», – заявляет в комментарии «Русскому Очевидцу» Жюлиан Него , пресс-секретарь TI France.

Пострадала ли финансово какая-нибудь из сторон от того, что зять Жака Ланга заменил племянницу Мартин Обри на посту директора Национального театра Страсбурга? – задается вопросом журналист Жан-Патрик Грюмберг на сайте Dreuz.info. Нет. Но для того, чтобы бороться с кумовством, одного введения антикоррупционных законов будет недостаточно. Необходимо, чтобы близкие к политическим кругам люди во Франции были согласны играть по одинаковым для всех правилам.

Cependant, la situation dans les pays développés est loin d’être satisfaisante. Ainsi, la France, au niveau de l’IPC mondial, se trouve au 26ème rang sur 175 et au 15ème sur 31 parmi les pays d’Europe Occidentale. Transparency International (TI) lui a attribué la note de 69/100, comme l’Estonie et le Qatar. Ce n’est pas si mal, si l’on compare avec la Russie et l’Ukraine (respectivement 136ème et 142ème place du classement mondial avec 27/100 et 26/100), ou encore avec la Bulgarie, la Grèce ou la Roumanie, qui viennent clore la liste européenne. Mais la France a encore des progrès à faire : elle se situe derrière tous les pays d’Europe du Nord.

L’absence de séparation des pouvoirs

Il est curieux d’imaginer que la France, où déjà Charles-Louis de Montesquieu évoquait la nécessité d’une séparation des pouvoirs, accuse aujourd’hui sur ce point un retard par rapport à ses voisins.
Si, par exemple, en Italie, les procureurs sont indépendants et que dans ce pays agit une agence anti-corruption avec un budget de 60 millions d’euros, en France, le pouvoir et la justice restent liés, expliquent les auteurs du livre Comprendre et lutter contre la corruption, sorti en avril de cette année .
.
Le manque de moyens financiers et plus simplement l’insuffisance de fonctionnaires de justice a conduit à ce que certains cas, dont plusieurs liés à la fraude financière de grande envergure, soient clos, faute de personnel. Jusqu’à récemment, on ne trouvait qu’un juge d’instruction pour tout le littoral méditerranéen et la Corse capable de traiter les affaires liées aux délits financiers.

Un organe tel que la Cour de justice de la République est un bon exemple de l’absence de séparation des pouvoirs. On y étudie les délits commis sous l’égide des membres du gouvernement. Dans ces affaires, il n’est pas rare que des hommes politiques proches du pouvoir exercent leur influence, c’est pourquoi l’objectivité de telles instances a toujours été mise en doute par le Conseil de l’Europe.

Le président François Hollande avait promis, lors de sa campagne électorale, de dissoudre cette instance et de donner aux procureurs plus d’indépendance. Mais il n’est apparemment pas pressé de le faire.

La défiance vis-à-vis du pouvoir

Une enquête du journal Le monde datée de 2014 a montré que 65% des Français estiment que les hommes politiques sont corrompus, et que 85% sont persuadés que les représentants du pouvoir agissent exclusivement de manière à s’enrichir personnellement.

Les informations recueillies par TI confirment ces résultats. Selon l’organisation, la plupart des condamnations en France concernent des élus municipaux et des députés locaux pour la passation de marchés publics. Le nombre de fonctionnaires municipaux jugés est presque deux fois supérieur à celui des chefs d’entreprise.

Ils sont généralement condamnés pour 2 raisons : abus de confiance (22%) et prise illégale d’intérêts (21%). En outre, ils sont souvent directement impliqués dans des affaires de corruption (20%), de népotisme (18%) et de détournement de fonds (17%).

Rappelons qu’en France, les procédures judiciaires sont très longues, ce qui permet aux accusés de maquiller les faits, de détruire les preuves et d’influencer les témoins, estiment les experts judiciaires. En moyenne, en France, une procédure judiciaire dure 8,8 années. La plus longue a duré 29,4 ans, mais pour 138 affaires, le laps de temps entre le crime et le verdict s’est étalé sur 10 longues années.

Paradoxalement, l’organisation voit émerger un aspect positif dans l’augmentation significative des grands scandales financiers : « Cela apporte davantage de transparence dans la société », affirment les représentants de Transparency International.

L’absence de transparence des organes français du pouvoir dans le domaine de la corruption est un phénomène connu des instances européennes depuis longtemps.

Dans son rapport sur la lutte contre la corruption de 2014, L’Union européenne a identifié quatre lacunes principales de la France à ce sujet.

Il est d’abord question d’absence de « volonté politique » dans la lutte contre la corruption internationale, de formes cachées de corruption dans les marchés publics, d’absence de contrôle strict des financements de campagnes électorales et du fait que les procureurs soient dépendants de l’Etat.

La France a d’ores et déjà commencé à appliquer quelques conseils de l’OCDE en matière de lutte contre la corruption
Ainsi, elle a par exemple adopté une loi pour lutter contre les délits fiscaux et les délits majeurs dans le domaine financier. Mais ces mesures ne suffisent pas. L’opacité des systèmes financiers et des organes du pouvoir ternissent l’image de la France et jettent le doute sur les processus démocratiques.

« La lutte contre la corruption passe aussi par la lutte contre les malversations financières dans le commerce international et par le contrôle du lobbying d’intérêts. », déclare Julian Négo, porte-parole de TI, à « l’Observateur Russe »

La France a-t-elle souffert financièrement du fait que le gendre de Jack Lang ait remplacé la nièce de Martine Aubry au poste de directeur du théâtre de Strasbourg ? interroge le journaliste Jean-Patrick Grumberg sur le site Dreuz-info. Non. Mais pour lutter contre le népotisme, les lois anti-corruption ne suffiront pas. Il est indispensable que les citoyens proches des cercles du pouvoir, en France, acceptent de jouer avec les mêmes règles que tout le monde.

6 комментариев

Ne pas confondre corruption ( échanges de compensation financières contre soit des passe droits ou des marchés) et copinage! Malheureusement notre pays, comme le reste de l’europe du Sud pratique intensément le copinage, y compris beaucoup chez nos politiques. La corruption pure existe aussi bien sûr, mais plus sous la forme de lobbying ( on rejoint le copinage) et les ententes illégales entre entreprises! La corruption pure et dure existe aussi mais à un degré moindre !

М-да, а я-то полагал, что бестолковее, чем у нас в России в европейских странах просто не бывает. Демократия, права, свободы и все прочее, о чем постоянно читаешь в газетах.

Плюс к тому, как-то естественно было предполагать, что в стране с такой историей, как у Франции, уж с этим-то непотребством давно уже разобрались (в меру возможного, конечно).

Интересно, что на бытовом уровне коррупция во Франции не присутствует в принципе (хотел бы дать взятку, да не получается :)). За четверть века жизни в этой стране мы с нею не встречались ни разу, как и большинство лиц, с которыми мы имели дело. Возможно потому, что они не имеют отношения ни к коммерции, ни к политике. Это, в основном, состав унивеситетов, Grandes écoles, CNRS. Так что читал с любопытством, как о некоей другой стране, чем та, в которой живу.

Взятки. Да ни в жисть! Фр. чиновник слишком боится за свое место. Ежели дают взятку — то «проверенному» лицу, который не пойдет стучать Не путать вульгарный «конверт под столом» ( как в РФ) со сделкой .на взаимовыгодных условиях — лоббированием, теневым финансированием выборов и т.д.

Bear, тогда могу только порадоваться за французов :-). Когда все это «где-то там», а не в окружающей повседневности, то и впрямь можно воспринимать на уровне, будто обо всем этом фильм смотришь.

«Ну и дела же у них там происходят, никогда бы не подумал». 🙂

Ich wusste nicht dass in Frankreich es etwas wie das gibt

ЕС: воруют все

Увесистую фигу показали в начале марта прибалтийским странам из Брюсселя. Евросоюз объявил, что не выделит средства на амбициозный проект прибалтийских чиновников – железную дорогу Rail Baltica стоимостью свыше семи миллиардов евро. Более того, в бюджет ЕС вообще не будут больше включать больше дорогостоящие проекты стран Восточной Европы.

Как отмечают обозреватели, отказ Брюсселя выделить миллиарды на Rail Baltica объясняется прежде всего тем, что еврочиновники уже осознали, что львиную долю запрашиваемых средств прибалтийские любители «европейских ценностей» наверняка попросту разворуют.

И весомых оснований для подозрений насчет наглого воровства прибалтами денег у ЕС уже более чем достаточно. Прошлым летом, например, активисты созданного в Эстонии движения «Открытое общество» обнаружили в экономическом обосновании проекта «Rail Baltic» «ошибочку» на… 4,1 миллиарда евро!

Развести ЕС «на бабки» хитроумным прибалтам не удалось, даже упирая на военно-стратегическое значение новой дороги. Мол, избавившись от необходимости «переобувать» вагоны с узкой колеи на широкую, НАТО сможет быстрее перебрасывать войска к границам России. Ведь «коварные русские» вот-вот нападут! Однако на этот дешевый трюк в Брюсселе не повелись.

Страны Балтии вообще становятся в ЕС «авангардом коррупции». Так, в конце прошлого года в Латвии был арестован глава Центробанка Илмарас Римшевич.

Его обвинили в вымогательстве взятки у Trasta Kommercbanka AS, небольшого банка, который был закрыт в 2016 году из-за участия в схеме по отмыванию денег на сумму 20 млрд долларов США. Впервые в ЕС в коррупции был обвинен финансист такого высокого уровня.

В Литве в результате аудита дорожных работ 25-ти объектов Каунасского, Паневежского и Шяуляйского дорожных предприятий «злоупотребления и хищения выявлены во всех случаях». Закупки материалов проводились без конкурсов у одних и тех же поставщиков. В документах постоянно завышались данные заасфальтированных площадей. Зачастую поставки выполнялись без заключения договоров. Понятно, что заказчик, получивший асфальт бесплатно, щедро благодарил чиновника, «поверившего» ему на слово.

В 2015 году взятка размером в 500 тыс. евро была обнаружена в автомобиле экс-председателя правления LDz (латвийской железной дороги) Угиса Магониса, который направлялся в Эстонию.

«В целом фонды Евросоюза были и остаются источником безответственности, коррупции, бюрократии и лени на всех уровнях», — признался бывший министр финансов Латвии Улдис Осис. Странам «новой Европы» уже удалось выкачать из структурных фондов Евросоюза более 150 миллиардов евро дотаций, однако «стоимость большинства проектов сильно завышена, а средства уходят на ничем не оправданные цели».

В этом уверен и глава регионального отделения Transparency International Йозеф Петер Мартин. «Без преувеличения можно сказать, что сегодня, – заявил он, – сотни миллиардов евро европейских госфондов попадают в карманы непонятно кого».

В итоге терпение Брюсселя иссякло, и в проекте бюджета Евросоюза на 2022-2027 годы предусмотрено масштабное сокращение субсидий странам Восточной Европы. А председатель OLAF Вилле Итала сообщил, что в Евросоюзе будет создана объединенная прокуратура. Главная цель новой структуры – «защита бюджета ЕС, противодействие сложным случаям мошенничества и предотвращение преступной деятельности, направленной на финансы союза». Общеевропейская прокуратура приступит к работе в 2022 году и «лавочка», которой беззастенчиво пользовались прибалтийские коррупционеры, закроется.

Но и без «новых» коррупционеров из Прибалтики воровство бюджетных денег и коррупция уже давно расцвели пышным цветом в «демократической» Европе, которая так любит поучать других.

Из совместного доклада Европейского антикоррупционного агентства и Директората юстиции Евросоюза выявилась совершенно удручающая картина. «Если раньше годовой объем хищений из европейских фондов составлял сотни миллионов евро, теперь речь идет о миллиардах, – говорится в документе. – Из-за разворовывания и неэффективного расходования денег ежегодно теряется больше 320 миллиардов евро, то есть почти миллиард в день». Это составляет почти одну треть предложенного ЕС семилетнего бюджета на 2014-2022 годы.

Особенно беспардонное воровство происходит, как считают специалисты антикоррупционного агентства, в рамках инфраструктурных проектов и в сельском хозяйстве. Ежегодно аграрии получают миллиарды евро сельскохозяйственных субсидий «на обработку земель», заведомо непригодных для сельского хозяйства.

Согласно другим источникам, Евросоюз ежегодно теряет из-за коррупции в общей сложности астрономические деньги – около 904 млрд евро, что составляет свыше 5% его суммарного ВВП, который оценивался в 2018 году в 17 трлн евро. Об этом говорится в опубликованном докладе Европейской партии «зеленых».

Рекордсменом по коррупции в ЕС называют Румынию, которая теряет от этого до 15% ВВП (38,6 млрд евро). А в абсолютном исчислении в авангарде евро коррупции Италия – 236,8 млрд евро.

Свирепствует коррупция даже в славящейся своей законопослушностью Германии, которая теряет ежегодного 104 млрд евро. А во Франции этот показатель составляет 120,2 млрд.

Еврокомиссия отмечает, что до 20% государственных расходов стран ЕС уходят в карманы чиновников.

Согласно опросу Евробарометра, 76 % опрошенных европейцев считают, что коррупция в их странах распространена широко.

Не свободны от коррупции даже правоохранительные органы. В 2014 году британская газета «Индепендент» сообщила, что преступные сообщества из Великобритании подкупали полицейских офицеров с помощью своих людей в масонских ложах. По данным издания, «опасные связи» стражей порядка стали предметом специального расследования, которое провели офицеры Скотланд-Ярда. Оно проводилось в рамках так называемой операции «Тиберий», которая была направлена на борьбу с коррупцией в правоохранительных органах.

В 2016 году прокуратура германского города Ганновер объявила, что подозревает 30 полицейских во взяточничестве. По версии следствия, они незаконно пользовались скидками в автомастерской при ремонте их личных автомобилей.

Воруют и в министерствах обороны. В 2014 году Министерство обороны Великобритании потратило около £6 млрд на неисправное снаряжение, непригодное к использованию оборудование и устаревшее программное обеспечение. В 2015 г. бывшего депутата от Партии независимости Великобритании в Европарламенте Эшли Моута посадили на 5 лет за незаконное присвоение почти 500 тысяч фунтов стерлингов. Во время вынесения ему приговора судья сказал: «Ваша жадность и бессовестность могут сравниться лишь с вашим лицемерием, поскольку вы вели кампанию по борьбе с коррупцией и неправомерным использованием средств в организации, откуда вы сами брали деньги».

Не брезгуют «борзыми щенками» и европейские политики. В 2014 году Христианско-демократический союз, возглавляемый канцлером Германии Ангелой Меркель, получил пожертвование в 690 тыс. евро от семейства Квандт, контролирующего BMW.

Перевод, ставший крупнейшей выплатой такого рода в том году, удивительным образом совпал по времени с отсрочкой ужесточения в ЕС нормативов по выбросу СО2 в атмосферу для автопрома, которой добилась Германия. Бывший президент Германии и бизнесмен Кристиан Вульф обвиняется в 28 эпизодах «злоупотребления властью» и получения «личной выгоды от служебного положения» во время нахождения на посту. В Италии в коррупции и связях с мафией был в свое время уличен много лет занимавший посты министров и даже премьера Джулио Андреотти. В Греции до сих пор за решеткой сидит бывший министр обороны Акис Цохадзопулос, пойманный на взятках.

Не свободна от коррупции в Европе и наука. Так, в Нидерландах профессор Альберт Остерхаус, руководитель лаборатории, спонсируемой на зарубежные гранты, был уличен в провоцировании «международной истерии по поводу вируса свиного гриппа» в 2009 г. Оказалось, что Остерхаус имел персональную выгоду от миллиардов евро, вложенных правительствами различных стран в производство вакцин от этого вируса. «Остерхаус, входящий в Стратегическую консультативную группу экспертов ВОЗ, был одним из тех, кто убеждал в опасности пандемии свиного гриппа, одновременно возглавляя частную компанию «Европейская научная рабочая группа по гриппу».

Финляндия входит в ряд наименее коррумпированных стран. Тем не менее громкие коррупционные дела не обошли и эту страну. Так, в декабре 2016 г. глава антинаркотической полиции Хельсинки Яри Арнио был приговорён к 10 годам тюрьмы за контрабанду наркотиков. Глава наркополиции не только лично организовывал контрабанду наркотиков в страну, но и возглавлял целую мафиозную структуру, которая давила на следователей, фальсифицировала доказательства и «пилила» бюджетные деньги.

Нередко к скандалам с коррупцией оказываются причастными самые солидные европейские банки. В 2015 г. стало известно, что швейцарское отделение HSBC – одного из крупнейших финансовых конгломератов в мире — было уличено в отмывании денег и помощи в уклонении от налогов.

Мировой же столицей по отмыванию денег давно стал Лондон. Он вообще признан раем для коррупционеров и преступников всех мастей.

Такую оценку британская столица получила после расследования международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International. Не случайно, что именно в «туманном Альбионе» укрылись многие бежавшие из России коррупционеры и мошенники.

В США, которые взялись поучать «демократии» и правилам поведения весь мир, ситуация с господством коррупции еще хуже. Федеральный резервный фонд и Пентагон тратят безотчетно триллионы долларов, указывают СМИ. За взятку можно купить место в Сенате или встретиться с президентом а, скажем, в сфере образования могут бесследно раствориться 100 млн долл., и никто даже не будет привлечен к ответственности. Кроме того, существует легальная коррупция – лоббизм, когда за большое пожертвование сенатор берет на себя обязательство проталкивать выгодные для «благотворителя» законы и акты (В России такое однозначно уголовно наказуемо).

Но самая коррумпированная структура, пожалуй, всё-таки вооружённые силы США. Пентагон до сих пор с 2014 года не может отчитаться за 8,5 трлн долларов. И само правительство Америки признаёт, что до 25% выделенных на оборону средств просто утекает в неизвестном направлении.

Коррупция практически стала неотъемлемой частью американской культуры. По данным опроса Gallup, около 80% американцев считают власти США коррумпированными.

Однако информация о злоупотреблениях и коррупции тщательно оберегается от просачивания в публичную сферу. Но в последнее время в результате ожесточенной борьбы между демократами и республиканцами громкие скандалы, связанные с коррупцией, вспыхивают постоянно. Так, на днях к тюремному заключению за уклонение от уплаты налогов и коррупционные дела на Украине был приговорен организатор предвыборной кампании президента Дональда Трампа Пол Манафорт.

…Еще в XIX веке историк Николай Карамзин произнес крылатую фразу. Будучи во Франции, он в ответ на вопрос, как дела в России, ответил: «Воруют!» Точно также сегодня в ответ на вопрос, а как там дела в Европах, можно смело ответить: «Воруют!» Да еще как!

Коррупция в полиции и законы революции: о чем снимают кино во Франции

Фестиваль «Вечера французского кино» уже 14 лет привлекает украинских зрителей громкими кинопремьерами с участием именитых актеров. Интересны они не только жанровым и сюжетным разнообразием, но и возможностью увидеть, как во Франции снимают кино за деньги, значительно уступающие голливудским бюджетам. Как правило, французы отказываются от масштабных сцен в угоду хорошо прописанному сценарию и талантливым актерам. Особенно удачным такое решение становится при создании исторической драмы — жанра, набирающего популярность в Украине, но хромающего на обе ноги из-за попыток подражать Голливуду. Не подводит оно и в менее эпическом кино — комедиях и мелодрамах.

Комедия « Что-то не так с тобой»

Открыла « Вечера» комедия Пьера Сальвадори « Что-то не так с тобой» ( En Liberte!), в 2018 году получившая награду Консорциума писателей и композиторов на Каннском кинофестивале. Качество и количество юмора в фильме могли бы посоревноваться с такими известными картинами, как « 1+1», «Амели» и «Такси», но помимо хороших шуток он интересен небанальной романтической линией и серьезными проблемами, лежащими в основе абсурдных ситуаций.

Каждый вечер вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей комиссара полиции Ивонн ( Адель Энель) рассказывает маленькому сыну Тео истории о героических приключениях отца. Сама она, занятая в отделении бумажной работой, страдает от депрессии и отсутствия активной деятельности. Все меняется, когда во время обычного допроса Ивонн узнает, что ее муж провернул циничную страховую аферу, сфабриковав дело об ограблении ювелирного магазина, и на 8 лет отправил в тюрьму невинного человека по имени Антуан ( Пио Мармая). Срок пострадавшего подходит к концу, и Ивонн, снедаемая чувством вины, решается опекать мужчину.

Проведенные за решеткой годы глубоко травмируют Антуана. «Лучше быть ублюдком, чем жертвой», — решает он, полагая, что украденная юность дает ему право нанести ущерб обществу. Преданная жена Антуана Агнес ( Одри Тоту) пытается компенсировать его взрывное поведение, а Ивонн сначала тайно, а затем напрямую вмешивается в его жизнь, ограждая от нового срока.

Не зная о том, что Ивонн — полицейская, Антуан становится ею одержимым. Чтобы предотвратить катастрофу, героине приходится идти на сделку с совестью, рискуя карьерой и теплыми отношениями с другом семьи Луи ( Дамьен Боннар).

Полнокровности фильму придают хорошо знакомые европейцам реалии — страх радикального исламизма, чудачества молодых политиков левого толка и легкомысленная беспечность, присущая благополучным обитателям Лазурного берега. Но череда безумных, фарсовых ситуаций неумолимо движется к концу, и хаос получает очаровательную и забавную развязку.

Драма « Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция» — правильное историческое кино. В нем нет главных героев, но есть яркие персонажи, представляющие различные слои общества времен Великой французской революции ( от взятия Бастилии до казни короля Людовика XVI). В этом плане фильм на 100% выполняет свои образовательные функции, не претендуя на масштабы « Дюнкерка» Кристофера Нолана или « Темных времен» Джо Райта.

По голливудским меркам бюджет в 16.9 млн евро — небольшая сумма, потому режиссер Пьер Шоллер сделал ставку на сильный актерский состав, задействовав таких звезд, как Луи Гаррель, Гаспар Ульель и Адель Энель. Это компенсировало некоторую камерность экстерьеров и театральность постановки. Зритель воспринимает сюжет как ожившие картинки исторических книг, а выразительная игра актеров вызывает эмоциональное вовлечение и сопереживание.

Французские протестные движения известны своей сплоченностью и результативностью, и фильм « Один король — одна Франция» иллюстрирует, как они зарождались, как общество осознавало свои гражданские права и необходимость их отстаивать.

Особенно интересной стала сцена суда над Людовиком XVI, единогласно признанного Ковентом « виновным в злоумышлении против свободы нации и общей безопасности государства». Каждый из 721 депутата высказался с трибуны о своем видении его наказания, и 387 проголосовали за смертную казнь. Четыре дня спустя король был приведен на эшафот и обезглавлен на площади Революции.

Короткие, но эмоциональные выступления депутатов показывают их ответственность за исторические решения и глубину моральной дилеммы — пожертвовать существующим строем во имя требований народа.

Революция далась французом тяжело, с большими потерями и бескомпромиссной, порою вынужденной жестокостью. Но обретенная республика стала для них символом силы сопротивления, которая до сих пор вынуждает политиков быть осторожными и сговорчивыми.

Украинские режиссеры раз за разом пытаются снимать исторические фильмы по голливудскому образцу. С одной стороны, можно понять их стремление сделать историю масштабной, громкой и обсуждаемой. С другой, для этого у нас зачастую не хватает финансирования и сильных актеров. В итоге зрители получают фильмы, недостатки которых просматриваются на самых разных уровнях, от сценария до работы стилиста и гримера.

7 февраля в Украине состоится премьера исторического экшена « Круты 1918». Несмотря на обилие рекламы, уже в трейлеры видны шероховатости, которые будут докучать во время просмотра: неестественные, топорные диалоги и слабая компьютерная графика. Остается лишь гадать, каким должен ( и мог бы) стать по-настоящему хороший фильм о важнейших событиях нашей национальной истории.

Взяточник должен сидеть в тюрьме

Борьбу с коррупционерами в Штатах возглавил директор ФБР.

Противодействие коррупции в американском обществе является одной из самых важных задач. Несколько лет назад президент Джордж Буш подписал закон, основная цель которого – борьба с так называемой корпоративной коррупцией, когда руководители компаний и фирм ради собственной выгоды наживаются на своих вкладчиках и акционерах.

Кстати, тогда не обошлось без скандала. Один из лидеров Демократической партии США Терри Маколиф предложил Бушу что называется начать с себя и представить на суд общественности данные расследования его деятельности в качестве крупного предпринимателя до вступления в президентскую должность.

Внешне американскому обывателю столкнуться с фактами коррупции практически невозможно. Сотрудник дорожной полиции никогда не согласится на оплату штрафа на месте, то есть себе в карман. Вопрос корреспондента “РГ” о возможности расплатиться подобным образом просто поставил в тупик нью-йоркского дорожного полисмена. Он действительно опешил и предупредил, что в реальной ситуации он мог бы арестовать подобного провокатора.

Однако не все полицейские столь добросовестны. Время от времени местные СМИ обрушиваются шквалом критики на представителей правоохранительных органов. Так, за последние годы были раоблачены и осуждены десятки “оборотней в погонах”. Совершенные ими преступления, разнообразны – от “крышевания” массажных салонов с услугой платной любви до серьезных связей с наркомафией. Несмотря на то, что законодательство в США предусматривает весьма строгие наказания за деяния, подпадающие под понятие “коррупция”, говорить о том, что американцы достигли серьезных успехов в борьбе с этим злом можно весьма условно. Поймать коррупционера – дело, конечно, непростое. Госслужащие в США, как и обычные граждане, ежегодно подают налоговую декларацию в соответствующие органы, но подловить именно того, кого надо, удается далеко не всегда. Практически все публично известные политики и бизнесмены остаются под прицелом СМИ, которые зачастую публикуют информацию о доходах этих людей.

Недавно телекомпания “Си-эн-эн” показала любопытный репортаж о лоббистах в США, профессиональной группе мастеров своего дела, имеющих связь с топ-представителями всех ветвей власти, в первую очередь законодателями – членами палаты представителей и сената. Оказалось, что число только зарегистрированных лоббистов в Вашингтоне перевалило за 40 тысяч, а это в свою очередь означает, что на каждого конгрессмена в среднем приходится по 77 лоббистов.

Пожалуй, самым компетентным источником информации о борьбе с коррупцией является Федеральное бюро расследований (ФБР). Именно на это ведомство возложена обязанность по чистке рядов среди как госслужащих, так и бизнесменов. Одно из последних выступлений директора ФБР Роберта Мюллера было посвящено коррупции. По его словам, ФБР ведет более двух с половиной тысяч расследований против чиновников, подозреваемых в коррупции. Это почти на 50 процентов больше, чем в 2003 году. “Только за последние два года мы добились осуждения более 1800 официальных лиц на федеральном уровне, в штатах и на местах”, – заявил Мюллер. Конечно, сотрудникам ФБР помогают и свидетели коррупционных дел. По данным аудиторской компании “Эрнст энд Янг”, почти 80 процентов опрошенных считают доносы эффективным орудием борьбы с коррупцией. Так, в прошлом году было осуждено почти 500 сотрудников, работавших в финансовых компаниях. Жертвами подобного пиара явились одни из самых известных в США компаний – “Морган Стэнли”, “Креди Сюисс”.

В 2002 году конгрессмен Джеймс Трафикант был обвинен во взяточничестве на сумму свыше ста тысяч долларов, вымогательстве и уклонении от налогов. Приговорен к восьми годам тюремного заключения.

В 2005 году конгрессмен Рэндалл “Дюк” Каннингем был приговорен к 8 годам тюрьмы за оказание помощи небольшой оборонной фирме, прибыли которой заметно выросли. На суде были предъявлены доказательства в получении взяток свыше двух миллионов долларов.

В 2006 году лоббист Джек Абрамофф получил 6 лет тюрьмы. Он предлагал законодателям бесплатные международные турне, эксклюзивные билеты на спортивные матчи, абонементы в гольф-клубы и просто дары и денежные вознаграждения. Также он организовал несколько встреч с американским президентом Джорджем Бушем для главы Габона Омара Бонго за девять миллионов долларов.

Если верить индексу восприятия коррупции (ИВК), который ежегодно определяется в ходе опросов предпринимателей примерно в 150 странах мира, Израиль входит в тридцатку наиболее “чистых” по этому показателю стран.

Израиль не дотягивает до минимума коррупции, которыми отмечены такие страны, как Финляндия, Дания, Швеция, Исландия, Сингапур, но практически не отстает от США и Франции. Зато значительно опережает Италию, Чехию, Венгрию, Тайвань, Словакию, Грецию, Литву, Латвию и еще более сотни стран. Коррупция здесь воспринимается как угроза национальной безопасности. Поэтому особое внимание уделяется расследованию коррупционных преступлений в системе государственного администрирования. Тут активно функционирует добровольное объединение “Граждане за чистоту власти и социальную справедливость”. Несмотря на то что коррупции в Израиле противостоят полиция, прокуратура и ведомство государственного контролера (аналог российской Счетной палаты), антикоррупционные расследования последних лет в высших эшелонах власти инициированы именно этим объединением.

“Дело о греческом острове” бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, крупные суммы, которые ежемесячно переводились на счета ныне покойного президента Эзера Вейцмана от имени “давнего французского друга”, незаконное содействие подрядчику, оказанное за взятки бывшим депутатом парламента Шломо Беницри, стали предметом гласности после публикаций журналистских расследований Йоава Ицхака из этого объединения. Нынешние подозрения в получении взяток премьером Эхудом Ольмертом, которые расследует полиция, также раскрутил Йоав Ицхак.

К слову, уголовные дела, заведенные на некоторых израильских лидеров, завершаются тем, что их главные действующие лица оказываются за тюремной решеткой. Так, Омри Шарон, сын бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, за финансовые нарушения во время избирательной кампании отца по решению суда шесть месяцев проведет на тюремных нарах. На финишную прямую вышло и дело бывшего министра финансов Авраама Киршзона, укравшего миллионы шекелей. Бывший депутат от партии “Ликуд” Наоми Блюменталь была приговорена к восьми месяцам тюремного заключения и десяти месяцам условно за организацию ужина для группы руководителей “Ликуда”. Этот “ужин” суд расценил как предвыборную взятку. Ожидают суда и бывшие руководители налогового управления страны Джеки Маца и Эйтан Роб, а также связанная с ними Шула Закен, до недавнего времени возглавлявшая канцелярию премьера Ольмерта.

Нельзя не сказать, что государство предоставляет чиновникам значительные социальные льготы и беспощадно наказывает их при обнаружении фактов взяточничества. Потому “низовая” коррупция в Израиле практически отсутствует. Но если чиновник оказывается замешанным в такого рода преступлении, то он практически навсегда лишается возможности работать в государственных структурах. Уличенный в коррупции с точки зрения морали рассматривается в Израиле, без преувеличения, как враг государства. Да и в частном секторе разоблаченному коррупционеру вряд ли найдется место.

Спецналог для богатого француза

Не поверите, но французы действительно искоренили взяточничество на дорогах. Французские автоинспекторы поборами не занимаются.

А вот в экономической сфере случаи коррупции встречаются. Вот, к примеру, группа высокопоставленных лиц из военных и правительственных кругов за солидное вознаграждение в виде комиссионных “пробила” поставку боевых кораблей Тайваню в обход закона. Дело попало в суд. Там и застряло на многие годы.

– Борьба с коррупцией насчитывает во Франции многие десятки лет, – рассказывает видный парижский адвокат, член адвокатской коллегии Жан-Пьер Массе. – Коррупция считается серьезным преступлением и как таковое строго наказывается. В конце 2007 года в стране принят новый закон о борьбе с коррупцией. Он существенно ужесточил наказания, предусмотренные антикоррупционными статьями Уголовного кодекса. Например, статья 433 пункт 1 в новой редакции предусматривает наказание в виде тюремного заключения до 10 лет и штрафа в 150 тысяч евро за попытку – прямо или косвенно – подкупить должностное лицо, наделенное государственной властью. При этом взяткой считается дорогой подарок и предложение или обещание “посодействовать” в решении какого-нибудь вопроса. А вот если взятку в любой форме взял судья или другой судебный работник, то ему грозит уже 15-летний тюремный срок, штраф размером 225 тысяч евро и лишение гражданских прав, то есть запрет на работу в государственной администрации и возможность быть избранным в парламент или местные органы власти.

Исправленные статьи Уголовного кодекса Франции подробно перечисляют разнообразные случаи коррупции и определяют наказание за нее. Вариантом коррупции считается, например, заключение делового контракта с нарушением закона или даже устройство на работу лица, у которого меньше прав, чем у другого соискателя того же рабочего места. Коррупция – не обязательно действие. Под это понятие во Франции подпадает и бездействие к выгоде того, кто дает взятку. А вот человек, сообщивший о факте коррупции “куда следует”, берется властями под защиту от возможной мести или преследований в любой форме. В этом случае “мститель” рискует угодить за решетку.

С января 1993 года в стране действует Центральная служба по предупреждению коррупции при министерстве юстиции. Одна из ее главных задач – сделать “прозрачной” экономическую деятельность в стране. В эту службу стекается информация о выявленных случаях коррупции и принятых мерах по ее предупреждению, о фактах оказания давления с целью извлечения выгоды, незаконном получении прибыли, покушении на свободу и равенство конкурентов при распределении подрядов в общественном секторе.

Действенной профилактической мерой в пресечении коррупции считается “прозрачность” получения доходов. Французы ежегодно предоставляют в налоговое ведомство декларации, на основании которых начисляются налоги. В стране действует закон, обязывающий президента Франции, премьер-министра, министров и парламентариев при вступлении в должность предавать гласности не только свои доходы, но и размеры состояния. Если состояние превышает 750 тысяч евро, то с него взимается в зависимости от размеров специальный налог, который пополняет так называемый Фонд солидарности. Но не всем состоятельным французам это нравится.

Клерки пали жертвой соблазна

Шейхи из Саудовской Аравии не устояли перед британскими фунтами.

Масштаб прегрешений правительственных чиновников Великобритании и размах ее коррупционных скандалов невелик. Слуги народа слывут в подавляющем большинстве неподкупными. По сравнению с теми странами, где взятки исчислялись сотнями миллионов долларов, Британия с ее немногочисленными случаями мздоимства масштаба нескольких сотен тысяч явно не входит в коррупционную премьер-лигу.

В небогатом списке британской коррупции особняком стоит разве что так и не раскрученное покуда до конца дело о возможном подкупе британской авиастроительной компанией BAE Systems крупных чинов Саудовской Аравии.

И однако же именно Британии выпала недавно сомнительная честь стать объектом беспрецедентного расследования со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), являющейся международным “наблюдателем” по делам, связанным со взятками и коррупцией. Детальному разбору было подвергнуто несоответствие законоположений Соединенного Королевства международным нормативам по борьбе с коррупцией и взяточничеством. В частности, от правительства Великобритании потребовали объяснений, почему после десяти лет обещаний в этой стране так и не был принят современный закон по борьбе с коррупцией. И в силу каких причин Британия так и не смогла предпринять успешных судебных действий в деле противодействия коррупции и взяточничеству.

Попадание в “штрафной батальон” по части несовершенного антикоррупционного законодательства оказалось для Британии тем более постыдным, что расследованию подобного рода ОЭСР подвергала до сих пор лишь три страны – Ирландию, Люксембург и Японию. В британскую прессу просочились сведения о том, что официальный Лондон попытался было надавить на ОЭСР, с тем чтобы эта организация отменила запланированный “допрос”. Однако ОЭСР жестко настояла на своем.

Между тем закон о коррупции, по которому до последнего времени судили проштрафившихся британских чиновников и бизнесменов, был принят на Альбионе еще в позапрошлом столетии, в 1889 году. Акт о предотвращении коррупции был принят в 1906-м. И, в частности, именно старозаветность этих британских законов лукаво позволила по сей день оставаться в неприкосновенности фигурантам потенциально супергромкого дела о вероятном подкупе британскими оружейниками саудовских принцев. Оружейная сделка века на поставку в Саудовскую Аравию боевых самолетов на сумму в 40 миллиардов фунтов стерлингов (78,8 миллиарда долларов) была, как подозревают, “смазана” колоссального размера взятками. Эти взятки на протяжении десяти лет поступали на вашингтонские счета посольства Саудовской Аравии. Послом же в Вашингтоне служил на протяжении 20 лет сын министра обороны Саудовской Аравии – принц Бандар бин Султан.

По коридорам британского Уайт-холла потянуло было сквознячком коррупции. Однако расследование дела, за которое взялось Агентство по борьбе с серьезными экономическими преступлениями, было на полном скаку остановлено. Причиной закрытия следствия была выставлена угроза национальной безопасности Британии. “Полную ответственность” за это решение взял на себя Тони Блэр, заявивший, что отношения с Саудовской Аравией жизненно важны для страны.

Госдеп США заявил свой протест британскому Форин-офису в связи с прекращением дела, сославшись на то, что такое решение подрывает глобальные усилия по борьбе с коррупцией. Вопрос на сей счет последовал к британскому правительству и в ходе недавнего расследования со стороны ОЭСР.

Между тем, как заявил директор агентства Роберт Уордл, предпринять какие-либо правовые действия в отношении компании ВАЕ Systems было бы крайне непросто именно в силу устаревшего антикоррупционного законодательства Британии. Так, согласно положению действующего закона, обвинению потребовалось бы доказать, что чиновники Саудовской Аравии, подозреваемые в получении взяток, действовали без согласия короля своей страны. В мире современного бизнеса выставление короля в качестве решающего фактора сделок выглядит не иначе как смешно. Именно поэтому Уордл считает, что британский антикоррупционный закон нуждается в реформировании и должен быть приведен в соответствие с практикой современного международного бизнеса.

Раскритиковала ОЭСР Британию и за то, что борьбой со взяточничеством здесь занимается огромное число ведомств, однако ни одно из них не обладает достаточными средствами для того, чтобы бороться со взяточничеством международного масштаба или преследовать британские компании, дающие взятки иностранным госчиновникам. Зато в заслугу Британии отнесли успех принятого ею закона 2002 года “О средствах, заработанных преступным путем”. Этот закон позволяет арестовывать имущество подозреваемых в подобного рода деяниях. Британию призывают активнее пользоваться этим законом, когда речь заходит о взяточничестве с участием иностранных чиновников или бизнесменов.

Венгерскими яйцами по “Майкрософту”

С коррупцией в Венгрии борются по-разному. Иной раз не совсем обычно.

Так, совсем недавно главу компании “Майкрософт” Стива Баллмера во время его выступления в Будапештском экономическом университете неизвестный молодой человек забросал сырыми куриными яйцами. На рубашке у него было написано “Microsoft = коррупция”.

Как потом выяснилось, нападавший был возмущен решением правительства Венгрии, недавно заключившим с “Майкрософт” соглашение о поставке программного обеспечения и открытии специальных курсов. По мнению нарушителя спокойствия, те условия, на которых был заключен контракт, хороши только для американской компании, но притесняют здоровую конкуренцию.

На самом деле коррупция в Венгрии – явление достаточно серьезное, чтобы с ним бороться куриными яйцами. Как и другие страны Восточной Европы, пережившие за последние 20 лет смену социально-политической формации, Венгрию не обошла стороной и эта проблема. Масштабная приватизация и небывалый передел госсобственности со всеми вытекающими проблемами – теневая экономика, организованная преступность, слабое финансирование органов полиции и правосудия – все эти факторы, каждый по-своему, питали и питают коррупцию на протяжении последних лет.

По мнению рядовых венгров, особенно коррумпированными “сословиями” в стране остаются политики, судьи, адвокаты, полиция, налоговые инспекторы, таможенники. Менее подвержены коррупции, считают респонденты, структуры президентской власти, Конституционный суд, армия. То есть те ветви власти, которые не имеют отношения к денежным потокам. Об этом говорится в недавнем исследовании “Коррупция в Венгрии”, проведенном венгерским отделением международной организации “Транспэренси интернэшнл”. Любопытно, что там же говорится, будто коррупция была и будет всегда, а потому борьба против нее должна быть направлена не на тотальное истребление подкупов, а на создание такой обстановки, которая бы им не благоприятствовала.

Пока же ситуация далека от идеальной. Венгерские эксперты бьют тревогу – ежегодно в стране раскрывается лишь один процент преступлений, связанных с проявлениями коррупции. В силу недостатков законодательства почти 40-50 процентов лиц, подозреваемых в злоупотреблении своим служебным положением и других формах коррупции, невозможно привлечь к ответственности.

Несмотря на то что принятый недавно в стране закон о борьбе с коррупцией был отнесен к числу наиболее жестких в Европе, многие венгры считают и этот закон слишком мягким.

Бывшего президента УЕФА Мишеля Платини задержали по делу о коррупции. Главное

Бывший президент Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишель Платини был задержан во Франции по делу о коррупции при выборе страны-хозяйки чемпионата мира 2022 года. Это не первый скандал с его участием — Платини на несколько лет отстраняли от футбольной деятельности за получение денег от ФИФА. Дождь рассказывает главное о подозрениях в его адрес.

Катарский скандал

Чемпионат мира по футболу в 2022 году пройдет в Катаре. Страна получила это право в 2010 году, когда УЕФА возглавлял Мишель Платини. 18 июня его задержали в Нантере и доставили в местное Управление по борьбе с коррупцией.

«Мишель Платини ведет себя спокойно, отвечает на все вопросы», — сказал официальный представитель чиновника Жан-Кристоф Алькье ТАСС.

По этому делу задержали бывшую помощницу Николя Саркози Софи Дион и бывшего главу МВД Франции Клода Геана.

Финансовую прокуратуру Франции, которая начала расследование еще в 2016 году, заинтересовал обед, который состоялся в Елисейском дворце 23 ноября 2010 года. В нем участвовали Николя Саркози, Мишель Платини и эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, а также помощница Саркози Софи Дион и бывший глава МВД Франции Клод Геан.

Платини признавал, что на том обеде Саркози склонял его отдать свой голос в пользу Катара для того, чтобы получить торговые контракты со страной, но отрицал его влияние: «Я всегда голосую только за то, что хорошо для футбола».

В 2010 году на проведение чемпионата мира по футболу претендовали несколько стран, включая Австралию, США и Японию. Итоговое решение провести турнир в Катаре CNN называет спорным: у небольшой, но богатой ближневосточной страны нет инфраструктуры и спортивных традиций стран-предшественниц. К тому же для этого чемпионат впервые в истории перенесли на зиму — летом в стране слишком жарко. Катар также обвиняли в нарушении прав человека.

В 2012 году комиссия ФИФА по этике начала расследование выбора Катара страной проведения ЧМ, но не нашла нарушений, однако в 2015 году министерство юстиции США предъявило соответствующие обвинения девяти чиновникам ФИФА.

В конце 2014 года британская газета The Sunday Times передала в нижнюю палату парламента Великобритании доклад о коррупции в связи с заявками России и Катара. В нем утверждалось, что Платини получил за поддержку российской заявки картину Пикассо, а Катар лоббировал свои футбольные интересы во время сделок в газовой отрасли. Но «Би-би-си» отмечало, что журналисты не представили прямых доказательств. В расследовании The Sunday Times 2022 года утверждалось, что в 2010 году власти Катара заключили с ФИФА контракты на 880 миллионов долларов, сто из которых должны были стать бонусом организации в случае победы страны в голосовании.

Катарские организаторы отрицают любые обвинения в нарушениях. Предложения перенести турнир в другую страну отвергаются. Чемпионат должен пройти с 21 ноября по 18 декабря 2022 года на восьми катарских стадионах.

Мишель Платини и Йозеф Блаттер. Фото: ИТАР-ТАСС

Два миллиона от Блаттера

Мишель Платини возглавлял УЕФА с 2007 по 2015 годы. В июле 2015 года он выдвинул свою кандидатуру на выборы на пост президента ФИФА, а уже в октябре его отстранили от работы. Поводом стало расследование в отношении главы ФИФА Йозефа Блаттера, которое комитет по этике футбольной организации начал осенью. Параллельно прокуратура Швейцарии завела на чиновника уголовное дело по статьям о преступной халатности и хищениях.

Блаттера подозревали в незаконном платеже — он якобы заплатил Платини два миллиона швейцарских франков из средств ФИФА. Глава УЕФА перевод денег подтвердил, однако отметил, что это была плата за работу, которую он выполнял по контракту с футбольной организацией.

В итоге комитет по этике ФИФА отстранил Платини от работы на 90 дней, тогда же его сняли с должности куратора чемпионата мира в России. Апелляции Блаттера и Платини футбольная организация отклонила. В декабре обоим вынесли «приговор» — их отстранили от футбольной деятельности на восемь лет.

Впоследствии апелляционный комитет ФИФА сократил срок дисквалификации Платини до шести лет, а Спортивный арбитражный суд — до четырех. Осенью этого года чиновник мог бы вернуться в работу футбольных организаций.

Ссылка на основную публикацию