Транзит и пересадка в Минске в Беларуси в 2020 году: чем заняться

Россия прекратила подачу нефти в Беларусь. Поставки газа согласованы только на два месяца

Пока НПЗ – ОАО «Мозырский НПЗ» в Мозыре и ОАО «Нафтан» в Новополоцке – работают в штатном режиме, потому что у Беларуси есть резервы. Однако что будет дальше, прогнозировать трудно, при том, что «непрерывные партии» нефти закончились 31 декабря. Напомним, в конце декабря белорусский лидер Александр Лукашенко заявил, что в 2020 году республика купит 22 млрд кубометра газа и 24 – 25 млн тонн российской нефти по ценам не выше прошлогодних. А ранее страны подписали баланс поставок в 24 млн тонн. И всё же контракты на поставки к 1 января так и не были заключены.

Россия с 1 января прекратила подачу нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в нефтяной отрасли Беларуси.

По словам источника, подача нефти прекратилась с 1 января, а «непрерывные партии» закончились 31 декабря. Тем не менее, добавил собеседник агентства, у Беларуси пока есть запасы нефти и НПЗ работают в штатном режиме.

«Поставки российской нефти не осуществляются. Загрузка нефтеперерабатывающих заводов снижена до минимального технологически разрешенного уровня», — сообщили ТАСС в концерне «Белнефтехим».

Там также рассказали, что Минск занимается проработкой контрактов на поставку нефти в январе, в том числе из альтернативных российским источников.

Ранее о таком развитии событий сообщал Reuters со ссылкой на источники в нефтяной отрасли.

Напомним, Москва и Минск не могут договориться по поводу цены на нефть, тарифа на транзит через территорию Беларуси, а также о компенсации за ухудшение экономики белорусских НПЗ после проведения налогового маневра в РФ.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 декабря после телефонного разговора с президентом России провёл совещание с руководством нефтехимического комплекса страны.

По итогам совещания председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков сообщил, что президент дал поручение обеспечить уже в ближайшие дни поставку нефти из альтернативных источников. Прежде всего речь идет о поставках железнодорожным транспортом из портов на Балтике, а также о задействовании для альтернативных поставок нефтепровода «Дружба».

В то же время в России и Украине сомневаются, что в Беларуси в короткие сроки смогут организовать альтернативные поставки нефти.

«Предполагать, что Беларусь начнет покупать альтернативную нефть в 2020 или 2021 году я бы пока не стал и не сильно был бы оптимистичен в таких прогнозах», — сказал глава «Укртранснафты» Николай Гавриленко.

Глава «Транснефти» Николай Токарев назвал заявление Александра Лукашенко о желании «забрать» две трубы магистрального нефтепровода «Дружба» и начать реверсные поставки американской нефти через Польшу имеющим политический характер и требующим серьезной экономической проработки.

Газпром подписал протокол о ценах на газ для Беларуси на январь и февраль 2020 года

Председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер и посол Беларуси в РФ Владимир Семашко в последние часы уходящего года подписали протокол о ценах на газ для Беларуси на январь и февраль 2020 года, сообщили журналистам в “Газпроме”.

Также были подписаны дополнения к контрактам на транзит и поставку газа ПАО “Газпром” с ОАО “Газпром трансгаз Беларусь”, продлевающие их до 2021 года.

“Алексей Миллер и Владимир Семашко подписали протокол о ценах на газ для Республики Беларусь на январь и февраль 2020 года. Подписаны дополнения к контрактам на транзит и поставку газа с “Газпром трансгаз Беларусь”, продлевающие их до 2021 года”, – сообщили в российской компании.

Согласно подписанным документам, контрактные объемы поставок и транзита в 2020 году сохранены на уровне 2020 года, поясняет “Газпром”.

Между ПАО “Газпром” и ОАО “Газпром трансгаз Беларусь” действуют контракты на поставку газа в Беларусь и его транспортировку через территорию республики до конца 2020 года.

В 2020 году республика получала газ по $127 за тысячу кубометров. Цена на газ для Беларуси в 2018-2020 годах была утверждена межправсоглашением. Таким образом, в соответствии с достигнутыми 31 декабря договоренностями, текущая цена поставок газа для Беларуси – $127 за тысячу кубометров – сохранится в течение января-февраля 2020 года. В дальнейшем переговоры по цене на газ будут продолжены на высшем уровне.

Минск в рамках интеграционных процессов предлагал снизить цену на газ с 2020 года до уровня Смоленской области, то есть практически в два раза. Однако российская сторона настаивает, что забегать со снижением цен на газ для Беларуси в условиях незавершенности союзного строительства было бы ошибочно. По информации белорусского президента Александра Лукашенко, Россия хочет повысить стоимость газа для Беларуси в 2020 году до $152 за 1 тыс. кубометров.

Транзитная пересадка в аэропорту Минска

Столица Беларуси — перевалочный пункт для многих путешественников, использующих для поездок авиарейсы. Пересадка в Минске транзитом может занимать длительное время. Можно провести его в аэропорту или посмотреть достопримечательности города.

Пересадка из аэропорта

На сегодняшний день аэропорт «Минск» относится к одному из транзитных узлов для граждан, пересекающих Украину или Россию.

При входе в аэропорт сразу видны слева и справа лифты, поднимающие посетителей на этаж выше. Далее, нужно добраться до транзитной стойки регистрации, где проверяют посадочные билеты и заранее оформленный багаж. Затем сотрудник службы безопасности пропускает путешественника в зону вылета.

В случае путешествия в Россию, Армению, Казахстан следует идти к выходу 10, так как там находится соответствующий транзитный контроль.

Инструкция для трансферных и транзитных пассажиров, следующих в Российскую Федерацию, Армению или Казахстан

После прохождения таможенного контроля вы попадаете в аэровокзальный комплекс аэропорта. Для того, чтобы проследовать на свой следующий рейс, вам необходимо подняться на третий этаж (используя лифт или эскалаторы, которые расположены в зале).

Важно! Если путешественник не является жителем России или Беларуси, то требуется заполнить миграционную карту. Про въезд и нахождение территории Беларуси можно узнать пройдя по данной ссылке.

Если человек прибыл из Европейского Союза и ему нужно попасть в любую из этих стран, то следует придерживаться следующих инструкций. Поднявшись в аэропорту лифтом на этаж выше, надо найти указатель «ТРАНСФЕР/ТРАНЗИТ», подойти к транзитной стойке. На регистрационном пункте работник аэропорта проверяет багаж, билет и документы.

Затем следует проверка службой безопасности. После этого можно пройти в зону вылета для посадки на требуемый рейс.

Если нужно лететь из России на Украину или в любое другое государство через аэропорт Минска, требуется посетить сектор 5-6.

В случае оформления багажа только до Минска он выдается на месте. Если же до другого пункта назначения, то следует перейти на третий этаж и посмотреть на табло зону досмотра службы авиабезопасности и сектор посадки. После соответствующего досмотра с прохождением таможенного и пограничного контроля следует пройти на посадку.

Важно знать! При путешествии граждан в страны Таможенного союза таможенный контроль не проводится.

Другой вариант для путешественников, которые прибывают из стран Евросоюза, Украины, Армении, Ирана, Казахстана, Арабских Эмиратов и других стран (кроме: из России — в Армению или Казахстан):

  1. На первом этаже в зоне прилета попасть к секторам 1, 2, 3 и 4.
  2. Пройти контроль документов, подтверждающих личность прилетевшего.
  3. В случае регистрации багажа только до Минска пройти регистрацию и забрать его.
  4. Если не был получен багаж, который зарегистрирован к выдаче в другом пункте, пройти таможенный контроль (за исключением представителей стран, входящих в Таможенный союз).
  5. После прохождения необходимых процедур подняться на третий этаж по эскалаторам в аэровокзал.

Что делать на третьем этаже аэропорта, в зависимости от различных вариантов пункта назначения:

  1. При наличии билета в страну Ближнего Востока при зарезервированном сохранении багажа до конечного пункта прибытия нужно попасть в зону безопасности, пройти контроль, а затем можно вылетать. При наличии ручной клади требуется ее предварительно зарегистрировать, а потом уже проходить контрольную проверку в зоне безопасности.
  2. После прохождения контроля безопасности пассажир рейса попадает в стерильную зону вылета, где можно сесть на требуемый рейс. В случае долгого ожидания самолета можно переждать в зале ожидания.
  3. Для лиц, летящих в страны ЕС, нужно проходить не только проверку документов, но и таможенный контроль.

Что посмотреть в Минске

Если до вылета осталось больше трех-четырех часов, можно посетить город. Несмотря на кажущуюся простоту, в столице Беларуси большое количество интересных мест.

Минский зоопарк придется по душе любителям редких представителей флоры и фауны. Он располагается на большой территории. В зоопарке находится более 460 видов животных, более 220 из которых занесены в Красную книгу. Общее число обитателей превышает 2000.

Вход в зоопарк Минска

Здесь есть дельфинарий, экзотариум (населен тропическими видами животных и растений). Чтобы посетить такое масштабное место, нужно иметь приличный запас времени.

Минская ратуша — административное здание, находящееся в центре города. Это историческое место, так как дата застройки известна еще с 1600 года. Даже в те времена постройка представляла большую ценность, так как наверху находились часы, что было большой редкостью.

Минская ратуша — административное здание, находящееся в центре города.

Еще с XVII века в этом месте регулярно проводились заседания представителей власти. Здесь же были эталонные меры веса. В свое время здание было уничтожено, но в 80-х годах прошлого века его отреставрировали.

Национальный художественный музей Республики Беларусь — исторически значимое место для города. Здесь находится самое крупное собрание картин и прочих экспонатов художественного профиля. В фонде — более 27 тысяч произведений искусства.

Национальный художественный музей Республики Беларусь — исторически значимое место для города.

В довоенный период здание было разграблено, из него вынесли многие ценные картины, утерянные до сегодняшнего времени. Существенные потери были понесены в период Великой Отечественной войны. Со времен послевоенного периода отреставрированное здание понемногу пополняет свои экспонаты.

Дом Ваньковичей — небольшой архитектурный памятник, принадлежавший художнику Валентию Ваньковичу. Территория представляет собой небольшую усадьбу, которая ранее принадлежала представителям дворянского рода.

Дом Ваньковичей — небольшой архитектурный памятник, принадлежавший художнику Валентию Ваньковичу.

Минское море, или Заславское водохранилище, — один из двух искусственных водоемов на территории города. Располагается в десяти километрах от него. Наибольшая глубина — восемь метров.

Фотографии пляжа № 5 на Минском море

Где можно сытно и вкусно поесть за небольшую плату?

К примеру, в заведении «Грузин» накормят качественными грузинскими блюдами. Особенно пользуются популярностью хинкали.

«У Гафура» — минское кафе, в котором подается ургуйская кухня. Еда довольно странная, что-то вроде смеси грузинских и китайских блюд, но вкусная и сытная.

«Рикко Вита» — кафе со стандартным меню, также здесь подают пиццу. Есть дешевые чебуреки (по рублю), но они вкусные и хорошего качества. А также хорошо поесть можно в заведениях «Гриль Кебаб», «Донер кинг», «Секретный вкус».

“Дружбу” в сторону: сколько Москва и Минск потеряют от закрытия транзита нефти через Белоруссию

В начале апреля 2020 года Россельхознадзор ограничил ввоз яблок и груш с белорусской территории, мотивируя это недоверием к сертификатам, а в переводе на обычный язык — подозрениями в перепродаже контрафакта. Александр Лукашенко счел это санкциями от “обнаглевшей России” и пригрозил перекрыть транзит российской нефти. Правительство услышало президента и в тот же день заявило, что нефтепроводы нуждаются в ремонте уже 1,5 года. Минэнерго РФ не верит в то, что Минск перекроет поставки нефти в Европу по трубе “Дружба”. Михаил Мельников подсчитал, чего такой шаг будет стоить каждой стороне.

Читайте также:  Аэропорты Доминиканы в Пунта-Кане и других городах на карте страны

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отреагировал в своем стиле — с прямым использованием терминов “обнаглели”, “выкручивают руки” и другой подобной лексики. Думается, нет в мире другого политика, которому Кремль простил бы такие высказывания. Но Бог с ним, со стилем. Суть претензий такова:

То одно предприятие закрыли, то другое. Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий. Нам закрывают рынок.

Дело в том, что Россия не может закрыть белорусское предприятие. Нет у нас таких полномочий. А если это предприятие полностью ориентировано на российский рынок, но при этом не устраивает Россию, может быть, это его проблемы, а не наши? Страна имеет право покупать тот товар, который ей нравится, без особых объяснений, и контролирующие органы России вправе предписывать российским же компаниям, какой товар в данный момент не рекомендуется завозить в нашу страну.

Может быть, и нет никакого товара? Может быть, прав Россельхознадзор в своей до невозможности деликатной формулировке “…сомнение в легальности таких поставок и недоверие к сведениям, указанным в белорусских реэкспортных сертификатах”?

Признавать, что в Россию через открытую белорусскую границу гонят “санкционку”, никто в Минске не будет. Поэтому факты заменяют эмоциями. А где эмоции, там и угрозы. Александр Лукашенко прямым текстом пригрозил закрыть на ремонт нефтепровод “Дружба”, через который российская нефть идет в страны Евросоюза.

Все это уже было и не раз. Например, в 2009 году, когда Роспотребнадзор запретил поставки мяса с двух белорусских заводов, внезапно открылась масса дефектов на нефтепродуктопроводе Унеча – Вентспилс. Совпадение?

Сейчас, правда, с нефтепродуктами Белоруссия шутить не будет. Наша “Транснефть” в 2018 году увеличила мощность пролегающего по территории России нефтепродуктопровода до города Приморска в Ленинградской области, и теперь сюда можно перенаправить всю продукцию, оставив Белоруссию вообще без этой части транзита.

С нефтью пока так не получится: более четверти нашего экспорта идет через Белоруссию, а альтернативных мощностей явно не хватает, то есть ремонт “Дружбы” действительно приведет к убыткам для России. Но еще бо́льшим — для Белоруссии.

Итак, что случится, если Белоруссия начнет ремонтировать свою часть нефтепровода “Дружба”? Во-первых, она потеряет более полумиллиарда долларов в год — в 2017 году транзит принес ей 520,5 млн, а в 2018-м — 770,9 млн долларов. Отметим, что цена перекачки нефти для России в разы выше себестоимости этого процесса: Минск не стесняется брать с Москвы втридорога, так что имеет только с перекачки нашей нефти полтора процента своего ВВП.

Предвидя подобный шантаж, “Газпром”, кстати, в 2007-11 гг. выкупил акции “Белтрансгаза”, и теперь газовыми операциями на территории Синеокой занимается ОАО “Газпром трансгаз Беларусь”, платящее соответствующие налоги в бюджет республики. А вот с нефтью проблемы остались.

Речь идет о 50 млн т нефти плюс 18 млн т, которые импортирует сама Белоруссия, чтобы переработать на своих заводах и продать готовый продукт обратно в Россию. На горло себе Лукашенко не наступит, свои 18 миллионов будет получать при любом ремонте, а вот транзит Россия может попытаться провести через свои балтийские порты, но максимум их мощности — 30-35 млн т в год в дополнение к нынешним объемам.

Таким образом, экспорт России сократится примерно на 15 млн т нефти, что составляет около 7 миллиардов долларов по текущим ценам. Подчеркнем, что это не потерянные, а “приостановленные” деньги, то есть сама эта нефть никуда не денется, она заполнит российские нефтехранилища, а предприятиям придется снизить добычу. Неприятно, но чем меньше продадим сейчас, тем больше останется потомкам.

Главный рычаг давления Белоруссии на Россию не экономический, а политический. Есть такой страшный сон российских геополитиков — Белоруссия в Евросоюзе и НАТО. Меньше пятисот километров до Кремля. Разрушение налаженных связей. Сжимание разнообразных “вокругроссийских” экономических союзов. Плюс огромная репутационная потеря. Киев и Белград с 90-х посматривали на Запад, а Алма-Ата — Алматы, позднее Астана — Нурсултан вызывает повышенный интерес у Китая. Так что утрата Минска стала бы большой политической потерей. И Батька прекрасно это понимает.

Между прочим, Белоруссия тихой сапой наращивает торговлю с государствами по ту сторону от России. В 2018 году на 19,6% вырос объем торговли со странами Евросоюза, причем экспорт — на 29,9%, впервые превысив 10 млрд долларов. Для сравнения, экспорт в Россию вырос на 0,4% и составил 12,9 млрд долларов — цифры стремительно сближаются. И хотя сейчас Россия все еще контролирует почти половину белорусской торговли (товарооборот между странами — 35,6 млрд долларов, а общий товарооборот Белоруссии — 72,1 млрд), ее доля постепенно снижается.

С одной стороны, Белоруссия заявляет о независимости. Так, председатель Совета республики Михаил Мясникович говорил недавно:

В российских и не только информационных и аналитических центрах достаточно часто отмечается финансовая и экономическая зависимость Белоруссии от России. В принципе, такая постановка вредна и для Белоруссии, и для России, и необъективна по существу.

Но одновременно Минск дает понять миру, что Москва его “давит”. Так, в проспекте своих еврооблигаций в 2017 году Белоруссия прямым текстом предупреждала инвесторов о зависимости от России как одном из главных рисков по этим бумагам. Действительно, не только половина внешнеторгового оборота, но и значительная часть ВВП страны (по разным оценкам, от 25% до 40%) прямо зависит от России.

Скажем, производство бензина в стране не было бы рентабельным, если бы Белоруссия покупала у нас нефть по мировым ценам, а не за вычетом экспортной пошлины (будущее выравнивание цен тоже было и еще не раз будет поводом для истерики). Бытовая техника из Белоруссии просто больше никому не нужна — аналоги от мировых брендов, хоть и несколько дороже, гораздо функциональнее плюс имеют куда более высокий уровень сервисной поддержки.

В то же время можно не сомневаться: если Белоруссия вырвется из объятий России, ей некоторое время будут компенсировать все возможные издержки, а организатора этого разрыва возведут в ранг политических святых — можно заранее открывать счет для перечисления Нобелевской премии мира.

Белоруссия нужна России — как союзник, друг, брат. Нам нужны последовательное сближение и взаимовыгодная торговля. Но непоследовательный Александр Лукашенко, воспринимающий “обнаглевшую” Россию как дойную корову, не нужен сейчас ни нам, ни самим белорусам. Он попросту опасен, потому что зачастую не контролирует себя, а все министры, которые были способны ему возразить, давно в отставке.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

Белорусские новости (Белоруссия): труба дело. Чем закончатся нефтяные терки между Минском и Москвой?

Нефтяной кризис в отношениях между Минском и Москвой пока не разрешен, хотя некие подвижки наметились. С 1 января российская нефть в Белоруссию не поступала, поскольку нет контрактов. Два НПЗ — в Новополоцке и Мозыре — работают на запасах, снизили загрузку до технологического минимума, экспорт нефтепродуктов приостановлен (приоритет — внутренний рынок). Из-за чего заварушка и чем она закончится?

Сегодня на нефтяную тему переговорили по телефону премьеры Сергей Румас и Дмитрий Медведев. «Работа по заключению контрактов на поставку углеводородного сырья из Российской Федерации в Белоруссию по цене, исключающей премию поставщикам, продолжается. Сегодня оформляются документы с российской компанией на прокачку первой партии нефти, закупаемой по цене без премии», — сообщает «Белнефтехим».

Непосвященному в этих замысловатых формулировках попробуй разберись.

Отметим, что формально ситуация выглядит как спор хозяйствующих субъектов. Причем она не такова, что, вот, Москва «назло врагу» закрыла задвижку, решила любой ценой устроить блокаду. Упирается, добиваясь снижения цены, белорусская сторона. И первая партия без премии выглядит, пожалуй, маленьким завоеванием.

Нефть с примесью политики

Белоруссия просит снизить контрактную цену на нефть, потому контракт до сих пор не заключен, сообщил РИА «Новости» источник в отрасли. По его словам, «цена поставок на данном направлении рассчитывается как рыночная цена плюс премия примерно 10 долларов. Наши грузоотправители хотят ее сохранить, белорусская сторона настаивает на снижении».

За счет отмены или уменьшения премии Минск старается хоть немного смягчить издержки от налогового маневра в российской нефтяной отрасли. Вероятно, об этой особой формуле ценообразования на нефть для наших НПЗ после декабрьских переговоров в Сочи говорил посол Белоруссии в России Владимир Семашко.

Но в итоге, как видим, не срослось. При том что перед Новым годом уже лично Александр Лукашенко пытался разрулить вопросы поставок энергоносителей, беседуя по телефону с Владимиром Путиным (трижды за два дня!), Медведевым и российским министром энергетики Александром Новаком.

Контекст

БН: Москва прекратила поставки нефти в Минск

БН: Лукашенко не пойдет на условия России по углублению интеграции

El País: Белоруссия пересматривает национальную идентичность

На том моменте, что переговоры об энергоносителях велись на уровне двух президентов, акцентирует внимание эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

«В любом хозяйственном конфликте между Белоруссией и Россией всегда есть политическая составляющая, — отметил аналитик в комментарии для Naviny.by. – Скажи Путин: ну ладно, простим мы эти десять долларов — и проблемы бы не было».

В прежние времена Москва в отношениях с ближайшим союзником позволяла себе и куда большую щедрость. Но все резко изменилось после «ультиматума Медведева» в декабре 2018 года: дальнейшая финансово-экономическая поддержка — только если соглашаетесь на «продвинутый вариант» интеграции.

И вот уже год с лишним Кремль демонстрирует невиданную жесткость, навязывая программу углубления интеграции, предусматривающую реализацию пакета дорожных карт. Что, по мнению многих независимых экспертов, несет угрозы белорусскому суверенитету.

«Торг идет за скидку в пределах премии»

Цена российской нефти для белорусских НПЗ в 2020 году неизбежно повышается под влиянием налогового маневра в российской нефтяной отрасли, пояснила в комментарии для Naviny.by белорусский эксперт в области энергоносителей Татьяна Манёнок. При мировой цене нефти в 60 долларов за баррель этот рост составит 17,7 доллара за тонну.

Причем от российских нефтяных компаний этот рост не зависит, отмечает эксперт. Компенсацию же за налоговый маневр Москва жестко связывает с выполнением дорожных карт углубления интеграции, в частности с унификацией налогового законодательства.

«Так что теперь торг идет за скидку в пределах премии для этих компаний, которая, по сообщениям российских источников, составляет 10 долларов за тонну», — подчеркнула собеседница. Добавлю, что, по прикидкам источника tut.by, выигрыш Белоруссии, если удастся уломать Москву на продажу всей нефти в 2020 году без премии, может составить около 240 млн долларов.

Манёнок считает, что у белорусской стороны есть основания для такого торга. Во-первых, размер премии определялся, когда сама нефть была заметно дороже. Во-вторых, качество российской нефти ухудшается.

Читайте также:  Как добраться и доехать из аэропорта Жироны в Барселону в 2020 году

Собеседница считает маловероятным, что в этом споре Минск пойдет на какие-то радикальные шаги — например, перекроет транзит российской нефти через Белоруссию или начнет отбирать ее из трубы для своих нужд.

По словам эксперта, стороны, вероятнее всего, найдут компромисс. Российские компании ведь тоже заинтересованы в поставках, некоторые из них имеют в Белоруссии свои АЗС.

Кроме того, в определенные периоды и в определенных объемах для белорусских НПЗ могут быть экономически обоснованными и альтернативные поставки нефти и нефтяного сырья. Хотя в целом как минимум до окончания налогового маневра в России ее нефть будет для Белоруссии дешевле, чем на мировом рынке, отметила Манёнок.

В чем коварство пакетного подхода

По сообщению «Белнефтехима», «с учетом реализации очередного этапа налогового маневра в Российской Федерации цена на «дешевую беспошлинную российскую нефть» на сегодняшний день составляет 83% от мировой».

Да, она дорожает и для российских НПЗ, но те получают от своего государства поддержку в виде обратного акциза. То есть условия очевидно неравные.

Белорусская сторона на это и давит: мол, в союзных договоренностях записаны равные условия хозяйствования. Но что Москва отвечает: там много всего записано, давайте выполнять в комплексе — единая валюта, наднациональные органы и пр. Иначе говоря, приступать к той самой «углубленной интеграции».

В частности, компенсацию за издержки от налогового маневра Минску готовы давать только после того, как заработает единый налоговый кодекс двух стран. Это означает, что нужно подписывать пакет дорожных карт и строго его выполнять.

Но выполнение даже 30 якобы чисто экономических дорожных карт грозит отобрать у Белоруссии куски финансово-экономического суверенитета. Не говоря уж о 31-й карте (той самой, которую «слил» в декабре Медведев), предусматривающей единую валюту и наднациональные органы. Согласиться на нее означает смириться с превращением Белоруссии в сугубо марионеточное образование и дальнейшую плавную инкорпорацию.

Эксперт: игра в дорожные карты теряет смысл

Для Белоруссии наступает момент истины, ее руководству нужно принимать стратегические решения, считает Карбалевич.

«Белоруссия включилась в игру в «углубленную интеграцию», в эти дорожные карты по единственной причине — в надежде вернуть экономическую помощь, которая была до сих пор, — если не всю, то хотя бы ее часть. Но, судя по всему, с этим не получается», — рассуждает собеседник.

Таким образом, делает он вывод, игра в дорожные карты теряет смысл. Необходимо принимать «стратегическое политическое решение — выходить из этого переговорного процесса» и строить отношения на чисто рыночной основе. В частности, говорить, сколько стоят два российских военных объекта в Белоруссии (срок аренды которых, кстати, вскоре истекает), транзит и прочие услуги, считает аналитик.

Статьи по теме

TAI: почему угрозу Путина Белоруссии нельзя игнорировать

ЕП: аншлюс или имитация от Лукашенко

Здесь стоит напомнить, что Лукашенко в ноябре уже поднимал вопрос стоимости военных, пограничных и прочих услуг, которые Белоруссия оказывает России. И, как можно понять из декабрьского интервью «Эху Москвы», даже передал Путину такого рода справку (копия была вручена главреду «Эха» Алексею Венедиктову).

«Но готово ли белорусское руководство к такому рациональному подходу, способно ли оторваться от российской помощи — это большой вопрос», — говорит Карбалевич.

Пойдет ли Лукашенко на подписание программы углубленной интеграции и пакета дорожных карт к ней? Пока, считает Карбалевич, «всё под вопросом, и переговоры о ценах [на нефть и газ] это подвисание еще более усиливают».

Мало задаться вопросом «на хрена?»

По сообщениям ряда СМИ, сейчас Минск и Москва оперативно прорабатывают вариант разовой поставки нефти из ресурсов независимых поставщиков на время проведения переговоров. Как проинформировал 4 января Интерфакс, российская кампания «Транснефть» получила и в ближайшее время начнет выполнять заявку на прокачку 133 тыс. тонн нефти на Новополоцкий НПЗ.

В общем, скорее всего, нефтяного коллапса в Белоруссии не будет и в итоге без резких движений стороны вырулят на некий зыбкий тактический компромисс.

Такой зыбкий компромисс, как известно, найден в газовом вопросе. На январь — февраль договорились о цене в 127 долларов за тысячу кубометров. Вроде как статус-кво, но лукавый. Де-факто газ для Белоруссии дорожает. Ведь раньше компенсацией за его цену была изрядно пополнявшая белорусский бюджет ежегодная перетаможка 6 млн тонн российской нефти.

Но сейчас эту схему, работавшую в 2017-2020 годах, Россия отменила. И вообще, как следует из откровений Лукашенко в интервью «Эху Москвы», пытается навязать газ по 152 доллара. При том, заметьте, что для европейцев он подешевел.

Иными словами, Белоруссии в альянсе с восточной соседкой становится все неуютнее. Так что эмоциональный вопрос белорусского лидера «на хрена нужен кому такой союз?», если не обращать внимания на грубую форму, вполне резонен.

Но здесь нужны два уточнения. Во-первых, Москве смысл союза вполне ясен: удержать под контролем, а в идеале — присовокупить к своим владениям стратегически важную территорию. Поэтому Кремль будет дожимать, настаивая и на политической интеграции.

Во-вторых, мало задаться вопросом «на хрена?», нужно принять вызов, пойти на решительные шаги, включая серьезные экономические и политические реформы, сближение с Западом, чтобы ослабить зависимость от России, усилить гарантии суверенитета. Да, это следует делать осторожно (вспомним Крым), но — последовательно. Иначе тихое поглощение станет лишь вопросом времени.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

Белорусские новости (Белоруссия): труба дело. Чем закончатся нефтяные терки между Минском и Москвой?

Нефтяной кризис в отношениях между Минском и Москвой пока не разрешен, хотя некие подвижки наметились. С 1 января российская нефть в Белоруссию не поступала, поскольку нет контрактов. Два НПЗ — в Новополоцке и Мозыре — работают на запасах, снизили загрузку до технологического минимума, экспорт нефтепродуктов приостановлен (приоритет — внутренний рынок). Из-за чего заварушка и чем она закончится?

Сегодня на нефтяную тему переговорили по телефону премьеры Сергей Румас и Дмитрий Медведев. «Работа по заключению контрактов на поставку углеводородного сырья из Российской Федерации в Белоруссию по цене, исключающей премию поставщикам, продолжается. Сегодня оформляются документы с российской компанией на прокачку первой партии нефти, закупаемой по цене без премии», — сообщает «Белнефтехим».

Непосвященному в этих замысловатых формулировках попробуй разберись.

Отметим, что формально ситуация выглядит как спор хозяйствующих субъектов. Причем она не такова, что, вот, Москва «назло врагу» закрыла задвижку, решила любой ценой устроить блокаду. Упирается, добиваясь снижения цены, белорусская сторона. И первая партия без премии выглядит, пожалуй, маленьким завоеванием.

Нефть с примесью политики

Белоруссия просит снизить контрактную цену на нефть, потому контракт до сих пор не заключен, сообщил РИА «Новости» источник в отрасли. По его словам, «цена поставок на данном направлении рассчитывается как рыночная цена плюс премия примерно 10 долларов. Наши грузоотправители хотят ее сохранить, белорусская сторона настаивает на снижении».

За счет отмены или уменьшения премии Минск старается хоть немного смягчить издержки от налогового маневра в российской нефтяной отрасли. Вероятно, об этой особой формуле ценообразования на нефть для наших НПЗ после декабрьских переговоров в Сочи говорил посол Белоруссии в России Владимир Семашко.

Но в итоге, как видим, не срослось. При том что перед Новым годом уже лично Александр Лукашенко пытался разрулить вопросы поставок энергоносителей, беседуя по телефону с Владимиром Путиным (трижды за два дня!), Медведевым и российским министром энергетики Александром Новаком.

Контекст

БН: Москва прекратила поставки нефти в Минск

БН: Лукашенко не пойдет на условия России по углублению интеграции

El País: Белоруссия пересматривает национальную идентичность

На том моменте, что переговоры об энергоносителях велись на уровне двух президентов, акцентирует внимание эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

«В любом хозяйственном конфликте между Белоруссией и Россией всегда есть политическая составляющая, — отметил аналитик в комментарии для Naviny.by. – Скажи Путин: ну ладно, простим мы эти десять долларов — и проблемы бы не было».

В прежние времена Москва в отношениях с ближайшим союзником позволяла себе и куда большую щедрость. Но все резко изменилось после «ультиматума Медведева» в декабре 2018 года: дальнейшая финансово-экономическая поддержка — только если соглашаетесь на «продвинутый вариант» интеграции.

И вот уже год с лишним Кремль демонстрирует невиданную жесткость, навязывая программу углубления интеграции, предусматривающую реализацию пакета дорожных карт. Что, по мнению многих независимых экспертов, несет угрозы белорусскому суверенитету.

«Торг идет за скидку в пределах премии»

Цена российской нефти для белорусских НПЗ в 2020 году неизбежно повышается под влиянием налогового маневра в российской нефтяной отрасли, пояснила в комментарии для Naviny.by белорусский эксперт в области энергоносителей Татьяна Манёнок. При мировой цене нефти в 60 долларов за баррель этот рост составит 17,7 доллара за тонну.

Причем от российских нефтяных компаний этот рост не зависит, отмечает эксперт. Компенсацию же за налоговый маневр Москва жестко связывает с выполнением дорожных карт углубления интеграции, в частности с унификацией налогового законодательства.

«Так что теперь торг идет за скидку в пределах премии для этих компаний, которая, по сообщениям российских источников, составляет 10 долларов за тонну», — подчеркнула собеседница. Добавлю, что, по прикидкам источника tut.by, выигрыш Белоруссии, если удастся уломать Москву на продажу всей нефти в 2020 году без премии, может составить около 240 млн долларов.

Манёнок считает, что у белорусской стороны есть основания для такого торга. Во-первых, размер премии определялся, когда сама нефть была заметно дороже. Во-вторых, качество российской нефти ухудшается.

Собеседница считает маловероятным, что в этом споре Минск пойдет на какие-то радикальные шаги — например, перекроет транзит российской нефти через Белоруссию или начнет отбирать ее из трубы для своих нужд.

По словам эксперта, стороны, вероятнее всего, найдут компромисс. Российские компании ведь тоже заинтересованы в поставках, некоторые из них имеют в Белоруссии свои АЗС.

Кроме того, в определенные периоды и в определенных объемах для белорусских НПЗ могут быть экономически обоснованными и альтернативные поставки нефти и нефтяного сырья. Хотя в целом как минимум до окончания налогового маневра в России ее нефть будет для Белоруссии дешевле, чем на мировом рынке, отметила Манёнок.

В чем коварство пакетного подхода

По сообщению «Белнефтехима», «с учетом реализации очередного этапа налогового маневра в Российской Федерации цена на «дешевую беспошлинную российскую нефть» на сегодняшний день составляет 83% от мировой».

Да, она дорожает и для российских НПЗ, но те получают от своего государства поддержку в виде обратного акциза. То есть условия очевидно неравные.

Белорусская сторона на это и давит: мол, в союзных договоренностях записаны равные условия хозяйствования. Но что Москва отвечает: там много всего записано, давайте выполнять в комплексе — единая валюта, наднациональные органы и пр. Иначе говоря, приступать к той самой «углубленной интеграции».

В частности, компенсацию за издержки от налогового маневра Минску готовы давать только после того, как заработает единый налоговый кодекс двух стран. Это означает, что нужно подписывать пакет дорожных карт и строго его выполнять.

Читайте также:  Как доехать из Клина во Внуково, Шереметьево и Домодедово

Но выполнение даже 30 якобы чисто экономических дорожных карт грозит отобрать у Белоруссии куски финансово-экономического суверенитета. Не говоря уж о 31-й карте (той самой, которую «слил» в декабре Медведев), предусматривающей единую валюту и наднациональные органы. Согласиться на нее означает смириться с превращением Белоруссии в сугубо марионеточное образование и дальнейшую плавную инкорпорацию.

Эксперт: игра в дорожные карты теряет смысл

Для Белоруссии наступает момент истины, ее руководству нужно принимать стратегические решения, считает Карбалевич.

«Белоруссия включилась в игру в «углубленную интеграцию», в эти дорожные карты по единственной причине — в надежде вернуть экономическую помощь, которая была до сих пор, — если не всю, то хотя бы ее часть. Но, судя по всему, с этим не получается», — рассуждает собеседник.

Таким образом, делает он вывод, игра в дорожные карты теряет смысл. Необходимо принимать «стратегическое политическое решение — выходить из этого переговорного процесса» и строить отношения на чисто рыночной основе. В частности, говорить, сколько стоят два российских военных объекта в Белоруссии (срок аренды которых, кстати, вскоре истекает), транзит и прочие услуги, считает аналитик.

Статьи по теме

TAI: почему угрозу Путина Белоруссии нельзя игнорировать

ЕП: аншлюс или имитация от Лукашенко

Здесь стоит напомнить, что Лукашенко в ноябре уже поднимал вопрос стоимости военных, пограничных и прочих услуг, которые Белоруссия оказывает России. И, как можно понять из декабрьского интервью «Эху Москвы», даже передал Путину такого рода справку (копия была вручена главреду «Эха» Алексею Венедиктову).

«Но готово ли белорусское руководство к такому рациональному подходу, способно ли оторваться от российской помощи — это большой вопрос», — говорит Карбалевич.

Пойдет ли Лукашенко на подписание программы углубленной интеграции и пакета дорожных карт к ней? Пока, считает Карбалевич, «всё под вопросом, и переговоры о ценах [на нефть и газ] это подвисание еще более усиливают».

Мало задаться вопросом «на хрена?»

По сообщениям ряда СМИ, сейчас Минск и Москва оперативно прорабатывают вариант разовой поставки нефти из ресурсов независимых поставщиков на время проведения переговоров. Как проинформировал 4 января Интерфакс, российская кампания «Транснефть» получила и в ближайшее время начнет выполнять заявку на прокачку 133 тыс. тонн нефти на Новополоцкий НПЗ.

В общем, скорее всего, нефтяного коллапса в Белоруссии не будет и в итоге без резких движений стороны вырулят на некий зыбкий тактический компромисс.

Такой зыбкий компромисс, как известно, найден в газовом вопросе. На январь — февраль договорились о цене в 127 долларов за тысячу кубометров. Вроде как статус-кво, но лукавый. Де-факто газ для Белоруссии дорожает. Ведь раньше компенсацией за его цену была изрядно пополнявшая белорусский бюджет ежегодная перетаможка 6 млн тонн российской нефти.

Но сейчас эту схему, работавшую в 2017-2020 годах, Россия отменила. И вообще, как следует из откровений Лукашенко в интервью «Эху Москвы», пытается навязать газ по 152 доллара. При том, заметьте, что для европейцев он подешевел.

Иными словами, Белоруссии в альянсе с восточной соседкой становится все неуютнее. Так что эмоциональный вопрос белорусского лидера «на хрена нужен кому такой союз?», если не обращать внимания на грубую форму, вполне резонен.

Но здесь нужны два уточнения. Во-первых, Москве смысл союза вполне ясен: удержать под контролем, а в идеале — присовокупить к своим владениям стратегически важную территорию. Поэтому Кремль будет дожимать, настаивая и на политической интеграции.

Во-вторых, мало задаться вопросом «на хрена?», нужно принять вызов, пойти на решительные шаги, включая серьезные экономические и политические реформы, сближение с Западом, чтобы ослабить зависимость от России, усилить гарантии суверенитета. Да, это следует делать осторожно (вспомним Крым), но — последовательно. Иначе тихое поглощение станет лишь вопросом времени.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Список безвизовых стран для белорусов на 2020 год

Далеко не во все страны мира гражданам Беларуси необходима виза для въезда и пребывания. Здесь предоставлен список стран, въезжать в которые белорусу можно только при наличии паспорта без визы.

Страны, в которые граждане Беларуси могут въезжать без виз в 2020 году

СтранаДни пребыванияДокументыО стране
Азербайджансрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Албаниядо 30 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Антигуа и Барбудадо 30 днейпаспорт гражданина РБ
Армениясрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Барбадосдо 28 днейпаспорт гражданина РБ
Бразилиядо 90 дней в течение 180 днейпаспорт гражданина РБ
Венесуэладо 90 дней без права заниматься коммерческой или иной оплачиваемой деятельностьюпаспорт гражданина РБ
Вьетнамдо 15 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Гаитидо 90 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Гондурасдо 90 днейпаспорт гражданина РБ
Гонконгдо 30 дней в одну поездкупаспорт гражданина РБ
Грузиясрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Доминикадо 21 дней в целях туризма и при наличии обратного авиабилетапаспорт гражданина РБ
Израильдо 90 дней в течение 180 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Индонезиядо 30 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Казахстансрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Китайская Народная Республикадо 30 дней, но не более 90 дней в календарном годупаспорт гражданина РБ
Кубадо 30 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Кыргызстансрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Македониядо 90 дней при наличии гостевого или официального приглашения либо туристического ваучерапаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Макаодо 30 дней, но не более 90 дней в календарном годупаспорт гражданина РБ
Малайзиядо 30 дней, необходимо наличие подтверждения обратных билетов и средств, достаточных для пребывания в странепаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Микронезиядо 30 днейпаспорт гражданина РБ
Молдовасрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Монголиядо 90 днейпаспорт гражданина РБ
Намибиядо 90 днейпаспорт гражданина РБ,
обратный билет
Никарагуадо 90 днейпаспорт гражданина РБ
Ниуэдо 30 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Острова Кукадо 31 дняпаспорт гражданина РБ
Остров Хайнаньдо 30 дней, необходимо приглашение и приём турфирмыпаспорт гражданина РБ
Панамав туристических целях при условии приобретения «карточки туриста» в загранучреждениях Панамы либо непосредственно по прибытиипаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Перудо 90 дней, только в туристических целяхпаспорт гражданина РБ
Россиясрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Самоа Западноедо 30 днейпаспорт гражданина РБ
Сент-Винсент и Гренадиныдо 30 днейпаспорт гражданина РБ
Сербиядо 30 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Сингапурдо 96 часов при условии наличия авиабилета в третью странупаспорт гражданина РБ
Таджикистансрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Тунисдо 90 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Турциядо 30 дней с даты въезда, но не более 90 дней пребывания в течение одного годапаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Узбекистансрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ
Украинадо 90 дней в течение 180 днейпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Черногориядо 30 дней при наличии туристического ваучера (индивидуального или коллективного) или приглашения, но не более 90 дней в течение 6 месяцевпаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Эквадордо 30 дней с даты въезда, но не более 90 дней пребывания в течение одного годапаспорт гражданина РБ
Южная Осетиясрок пребывания не ограниченпаспорт гражданина РБ

Обращайте внимание, чтобы срок действия паспорта или иного проездного документа, его заменяющего, был не менее 6 месяцев с даты въезда в иностранное государство и в нём было не менее 2 чистых страниц для проставления отметок.

Страны, в которых граждане Беларуси могут получить визу по прилёте или по приезде

Страны, в которых виза для граждан Беларуси ставится по прилёте или по приезде после уплаты сбора.

СтранаДни пребыванияСтоимостьДокументО стране
Бангладешдо 90 дней50 $паспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Боливиядо 90 дней51–52 $, в посольстве бесплатнопаспорт гражданина РБ
Восточный Тимордо 30 дней30 $паспорт гражданина РБ
Гамбия30 календарных дней20 $паспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Джибути30 календарных дней100 $паспорт гражданина РБ
Египетдо 30 дней25 $. «Синайский штамп», т.е. безвизовый въезд и пребывание действует на срок, не превышающий 15 дней, и распространяется только на территории курортной полосы (с севера на юг) — Таба (включительно!)– Нувейба–Дахаб–Шарм-эль-Шейх (включительно!).паспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Замбия90 дней50 $паспорт гражданина РБ
Ирандо 30 дней80 $, требуется обратный билет, бронь отеля и приглашениепаспорт гражданина РБ
Иорданиядо 60 дней56–57 $ и налог при выезде 10 $. Въезд через Aкaбу — виза бесплатнаяпаспорт гражданина РБ
Катардо 14 дней15 $, наличие обратного билета, денег и брони отеляпаспорт гражданина РБ
Кувейт30 дней20 $, приглашение и обратные билетыпаспорт гражданина РБ
Камбоджадо 30 дней30 $паспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Лаосдо 30 дней20 $, при себе иметь фото на документыпаспорт гражданина РБ
Ливандо 30 днейбесплатнопаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Маврикийдо 60 днейбесплатнопаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Мадагаскардо 30 днейбесплатнопаспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности
Столица
Мальдивыдо 30 дней10 $паспорт гражданина РБ
Мьянмадо 28 дней50 $, электронная визапаспорт гражданина РБ
Непалдо 60 дней40 $паспорт гражданина РБ
Сейшельские остравадо 90 дней, разрешение на въездбесплатнопаспорт гражданина РБ
Тувалудо 30 днейбесплатнопаспорт гражданина РБ
Шри-Ланкадо 30 дней35 $паспорт гражданина РБ
Ямайкадо 30 дней100 $, сертификат на прививку от жёлтой лихорадки, наличие достаточных финансовых средств (не менее 50 $ на 1 день с человека)паспорт гражданина РБОписание страны
Карта
Фото
Достопримечательности

Виза онлайн

Страны, в которые беларусы могут получить визу онлайн.

Ссылка на основную публикацию